Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей
Содержание:
- Разнообразие автомобилей
- Гидромеханическая трансмиссия
- Игровая индустрия
- Пенобак
- Меры безопасности при проведении техобслуживания
- Общие требования к штабным автомобилям
- Классификация специальных пожарных машин
- Испытание насосов пожарных автомобилей
- Системы классификации
- Оборудование для эвакуации
- Пожарные машины
- Основные пожарные автомобили целевого применения
- Управляем пожарной машиной
- История развития пожарных машин в мире
- Виды дополнительных трансмиссий
- Классификация ПТВ пожарной машины
- Характеристики
- «Пожарка» на базе ЯГ-6
- Типовое оснащение
Разнообразие автомобилей
Кузов пожарной машины окрашивают в красный и белый цвета, а ходовую часть – в черный. На таком пожарном транспорте не должно быть наклеек, надписей, кроме тех, которые предусмотрены правилами и заводом-изготовителем.
На основных пожарных автомобилях указывают тип в сокращенном варианте, характеристики, номер пожарной части и название населенного пункта.
Выдвижные и другие элементы, которые могут быть опасны для человека, обозначают красными и белыми полосами. В зависимости от назначения основные пожарные автомобили бывают общего и целевого применения.
В большинстве случаев базой для оборудования являются шасси автомобилей различной грузоподъемности. Например, производства заводов КрАЗ, КамАЗ, Урал, ЗИЛ.
Выбор шасси – один из главных приоритетов в создании пожарного автомобиля. Для легковесных пожарных надстроек с простым оборудованием достаточно серийных моделей, а для аэродромных автомобилей необходим полный привод и увеличенная колесная формула. Кроме того, старые типы шасси могут не отвечать требованиям новых модификаций пожарного оборудования и надстроек.
Это интересно: Искрогасители — типы, виды, устройство и применение
Гидромеханическая трансмиссия
Совмещает в себе механическую и гидравлическую передачи. Ее плюсом считается плавное переключение скоростей и момента вращения. Минус – использование только на переднем ходу. Гидромеханические трансмиссии делятся на две группы:
- гидродинамические;
- гидростатические.
Первые представлены гидромуфтами, которые чаще всего используются в системе охлаждения двигателя ПА на базе КамАЗ, и гидротрансформаторами, используемыми в аэродромных пожарных автомобилях на базе МАЗ и БелАЗ.
Гидростатические передачи используют силу напора жидкости. В их основе – гидроцилиндры с поршнями или штоками. Основная сфера применения – механизмы подъема автолестниц, автоподъемников, лафетных стволов, выдвижных опор.
Система гидромеханической трансмиссии представлена аксиально-поршневыми насосами. Передача мощности происходит от КОМ к насосу, а далее при помощи гидросистем к гидромотору, исполнительному механизму подъема колен автолестниц.
Игровая индустрия
Наряду с полицейскими и космонавтами, многие дети хотят стать еще и пожарными, так что было создано не мало игр в которых вы сможете тушить возгорания, управлять большой красной машиной и спасать людей, выводя их из горящих зданий. В отличие от других жанров игры, здесь вас ждет много увлекательных аркад с разнообразным геймплеем.
В каких-то играх вам нужно будет ловить людей выпрыгивающих из окон горящих домов, в каких-то тушить возгорания с вертолета или самолета, в каких-то вытаскивать людей из труднодоступных мест, но конечно, чаще всего вам придется тушить сами пожары.
Скриншот из Flughafen Feuerwehr Simulator 2010, компании Rondomedia GmbH.
И если с ловлей и спасением людей все понятно, то тушить пожары можно будет по-разному. В одних играх вы будете управлять спасателями от третьего лица и помогать им собирать брандспойты, а потом направлять их на огонь. В других вы сразу будете управлять брандспойтом, который нужно наводить на пламя с помощью мышки. Игры, где нужно тушить пожар от первого лица увлекательны, но намного интереснее будут игры, где вам предстоит еще и управлять большой пожарной машиной.
Пенобак
Эта часть надстройки должна занимать не менее 6% от вместимости цистерны. В зависимости от базового шасси и типа АЦ пенобаки делают объемом от 0.08 до 1 м3. Основной материал изготовления – нержавеющая сталь. Трубопроводы, подведенные к бакам, делают из устойчивого к пенообразователю материала. На современные АЦ ставят пенобаки, имеющие в поперечном сечении форму квадрата. Это позволяет снизить занимаемую площадь бака и исключить пролив пенообразователя во время движения. Подобно цистерне, эта надстройка подключается к системе дополнительного обогрева, что предупреждает ее промерзание во время эксплуатации при низких температурах.
Меры безопасности при проведении техобслуживания
Независимо от вида ТО и ремонта пожарных автомобилей необходимо соблюдать правила техники безопасности.
- Все операции с машинами проводят на постах и в помещениях, оборудованных естественной и принудительной вентиляцией.
- Работы проводят на смотровых ямах, ширина которых соответствует колее автомобиля. Чтобы избежать сползания и опрокидывания машины в канаву, вдоль движения по ней устанавливают железобетонные или металлические реборды.
- Ямы, не задействованные при обслуживании и ремонте, во избежание падения в них людей накрывают металлическими щитками.
- В помещениях обязательно должны быть газоотводы от выхлопных труб. Они всегда подключаются к выхлопной системе ПА, поступившего на осмотр, и саморазмыкаются с началом движения машины.
- Запрещено выполнять диагностику трансмиссии при работающем двигателе.
- Нельзя выполнять работы с ПА, подвешенным только на подъемных механизмах без дополнительной фиксации.
- Не допускается промывать детали легковоспламеняющимися жидкостями.
Общие требования к штабным автомобилям
Общие техтребования и методика испытаний машин класса АШ были утверждены в 2003 году и используются не только изготовителями, но и службами ГПС, эксплуатирующими данный вид техники.
На вооружении ГПС стоят автомобили на шасси ГАЗ, КАМАЗ, УРАЛ, УАЗ и ПАЗ. Согласно ГОСТу-15150-69, утвержденному еще во времена СССР, техника класса АШ разрабатывается с учетом возможности эксплуатации в условиях атмосферы типа 2 (промышленная), а согласно ГОСТу 12.4.009 – с учетом оперативного ожидания в помещениях при температуре не ниже -10°С.
В общих требованиях прописана комплектация пожарных штабных автомобилей АШ системой освещения. В базе они должны иметь противотуманные фары и две фары-искателя, расположенные на кабине и в задней части кузова. В комплект этого вида спецтехники всегда входят средства индивидуальной защиты органов дыхания по количеству мест боевого расчета и ПТВ, которые обеспечивают безопасность спасателей и позволяют оперативно выполнять задачи при боевом развертывании независимо от сопровождения другими машинами службы ГПС.
Утверждены и технические параметры автомобилей. Учитывая, что их производят на серийных шасси, допускается переоборудование согласно ГОСТам:
- угол свеса полноприводных шасси – не менее 25° впереди и сзади;
- неполноприводных – 20° впереди и 15° сзади;
- для автобусов согласно ГОСТу 20774.
Классификация специальных пожарных машин
Пожарные машины специального назначения можно классифицировать на основании колёсных и посадочных формул, по компоновке кабины, по итоговой массе транспортного средства и т.д.
Если говорить о классификации по колёсной формуле, то машины подразделяются на две категории:
- Модели с неполным приводом. Колёсная формула у данных автомобилей: 4×2, 6×2, 6×4, 8×4;
- Машины с полным приводом. У этих автомобилей колёсная формула может быть 4×4, 6×6, 8×8.
Посадочная формула разделяет машины на следующие:
- Водитель + максимум 2 спасателя (1+2 или 1+1);
- Водитель + максимум 6 спасателей (1+5 или 1+6);
- Водитель + 8 спасателей (1+8).
В указанных формулах первая цифра – водитель автомобиля, вторая – число пассажиров.
Компоновочная схема специальных пожарных машин разделяет автомобили на следующие модели:
- Кабина находится за двигателем – это задняя модель;
- Кабина располагается над двигателем – это фронтальная модель;
- Кабина установлена перед двигателем – это пример передней модели.
В плане полной массы, машины можно разделить на три основных класса:
- L-класс – лёгкие автомобили массой от 2 до 7.5 тонн;
- M-класс – средние машины массой от 7.5 до 14 тонн;
- S-класс – тяжёлые модели массой от 14 тонн.
АЛ – специальные пожарные автомобильные лестницы
Специальные пожарные автомобильные лестницы – это машины, которые комплектуются современными лестницами. Они могут выдвигаться и поворачиваться для использования на любом объекте. С их помощью проводятся аварийно-спасательные работы на большой высоте. Также они позволяют подавать оборудование и вещества для тушения пожара на нужную высоту.
Классифицируются пожарные автолестницы следующим образом:
- АЛ без съёмной люльки и лифта;
- АЛ с люлькой, которая оборудована на самом верху;
- АЛ с лифтом, который движется по лестнице;
- АЛ и с люлькой, и с лифтом.
К главным конструктивным элементам данного специального пожарного автомобиля относится:
- Передняя опорная стойка;
- Шасси с платформой;
- Основание для опоры;
- Силовая установка;
- Основание для подъёмно-поворотного основания;
- Стрела;
- Механизмы позволяющие поднимать и поворачивать лестницу;
- Гидравлическая система;
- Электрическое оборудование;
- Пульт или несколько пультов для управления.
Современные пожарные автолестницы различаются высотой стрелы от 10 до 60 метров. Специальные модели, выполненные под заказ, могут иметь стрелу больше 60 метров.
АПК или пожарный коленчатый подъёмник
АПК – это пожарная машина, которая оборудована поворотной и подъёмной стрелой. С помощью данного оборудования проводят аварийно-спасательные работы и подают огнетушащие вещества на нужную высоту. Иногда АПК используется как грузоподъёмный кран.
В отличии от автолестниц, у коленчатых автоподъёмников большая маневренность. Чаще всего АПК создаются на крупных шасси грузовых машин с колёсной формулой 6х4 или 6х6. Эти машины могут безопасно задействоваться даже при порывах ветра и на площадках с небольшим уклоном в любую из сторон.
Основными рабочими узлами АПК считаются:
- Шасси;
- Платформа и опорная конструкция;
- Силовая группа;
- Гидравлика;
- Рама;
- Гидравлические опоры;
- Стрела;
- Подъёмная установка;
- Люлька;
- Система водопенной коммуникации;
- Электрооборудование;
- Система управления.
АД — машины, удаляющие дым
АД – это специальные пожарные транспортные средства, которые комплектуются ПТВ и дымососом, чтобы удалять дым из различных помещений.
Машина собрана из нескольких важных компонентов:
- Основное шасси от грузового автомобиля;
- Кабина водителя, где располагается и пожарный расчёт;
- Установка для вентилирования;
- Отсек для ПТВ.
Работает используемое оборудование благодаря гидравлическому приводу.
АР – машины для перевозки и прокладки рукавов
АР – это машина, которая используется для транспортировки, прокладки и уборки рукавных проводов, лафетных стволов и тушения пожара. Это довольно специфичные машины, которые комплектуются руками с диаметром 77 мм, 110 мм и 150 мм. В общей сложности, длина всех рукавов может достигать 5 километров.
АСО – специальные пожарные машины освещения и связи
АСО – это автомобили, оснащённые электрогенератором и всем необходимым оборудованием, которое позволяет организовать и поддерживать работу средств связи и осветительных приборов в том месте, где произошло ЧП.
Основными частями и компонентами данных автомобилей является:
- Базовое шасси;
- Кабина водителя;
- Салон, разделённый на два отсека для телефонистов и радистов;
- Электросиловая установка;
- Средства связи;
- Аппаратура для усиления и записи звука;
- Вычислительная техника;
- Стационарная осветительная мачта.
Испытание насосов пожарных автомобилей
Насосы пожарных автомобилей испытывают после каждых 5000 км пробега, но не реже одного раза в год. Общая инструкция прописана в Наставлении по технической службе ГПС. При проверке обязательно выполняются следующие условия:
- установка насосов и монтажа трубопроводов проведены в соответствии с требованиями техдокументации на ПА;
- вентили, задвижки, сливные краны открываются и закрываются без дополнительных усилий;
- отсутствует течь в местах основных соединений;
- диагностика частоты вращения вала не превышает 5% номинальной;
- подпор во всасывающем патрубке не превышает 0.4 МПа, а для насосов с уплотнителем пластинчатой набивкой – 0.8 МПа;
- напор на выходе – не более 1.1 МПа.
Методика проверки ПН забором и подачей воды из водоемов состоит в следующем:
- установка машины на водоисточник;
- включение устройства и подача воды при полном открытии задвижек;
- определение величины напора на основании показаний манометра и мановаккуумметра;
- сравнение фактических значений с нормативными показателями.
Тип | Подача м3/с (л/с) | Напор (м) | Частота вращения (об/мин) |
ПН-40 | 0.040 (40) | 100±5 | 2700 |
ПН-60 | 0.060 (60) | 100±5 | 2600 |
ПН-110 | 0.110 (110) | 100±5 | 1350 |
При испытании уменьшение напора не должно превышать 15% от номинальных показателей.
Во время проверки могут быть выявлены неисправности:
- Отсутствие подачи воды при пуске. Причина – частичное или полное заполнение насоса воздухом. Для устранения проводят повторный забор при помощи вакуумной системы.
- Уменьшение подачи воды во время работы. Причина – неплотности во всасывающей линии, мусор на всасывающей сетке или недостаточное ее заглубление.
- Стук и вибрация во время работы. Причина – ослабли болты креплений, износ шарикоподшипников и шеек вала рабочего колеса.
- Не прокручивается вал. Причина – засорение или промерзание узлов.
- Протечка дренажного отверстия. Причина – износ манжет. Устраняется их заменой.
- Попадание воды в масляную ванну. Причины – засорение дренажного отверстия или износ манжет.
Системы классификации
Машины, используемые при ликвидации огня, делятся не только по видам работ, но и по их ТТХ:
- Классификация пожарных автомобилей по проходимости. Категория 1 – авто с ведущими передними или задними колесами, допустимы для городских дорог. Категория 2 – все ведущие колеса, применяют в условиях сельской местности. Категория 3 – универсальная полноприводная техника.
- Классификация пожарных автомобилей по климатическим условиям. Умеренные (-40…+40°С), северные (-60…+40°С), тропические с охлаждающими агрегаты установками.
- Классификация пожарных автомобилей по полной массе. Легкие (2000-7500 кг), средние (7500-14000 кг) и тяжелые (более 14000 кг).
- Классификация пожарных автомобилей по месту посадки. Малые (1+1 или 1+2), средние (1+5 или 1+6) и усиленные (1+8 и выше).
Тема развития материально-технической базы МЧС не теряет своей актуальности. Следственный комитет РФ ежегодно дает статистику по несчастным случаям, связанным со стихией. По этим данным только в 2018 году было около 8 тыс. возгораний на бытовой почве, которые унесли жизни 7296 граждан нашей страны.
Оборудование для эвакуации
Первоначальной задачей бригады спасателей является эвакуация людей и материальных ценностей из охваченной огнем зоны. Кроме подручных средств, перечисленных выше, большое значение в благополучном исходе операции по эвакуации имеет гидравлический аварийно-спасательный инструмент. Это переносные комплексы с гидроприводом, которые используют для деблокировки пострадавших во время ЧС.
ПА автомобили общего назначения оснащены:
- 2-4 расширителями или зажимами для изменения размера прохода;
- насосной станцией гидравлического типа или ручным насосом;
- гидравлическими линиями;
- домкратом для поднятия тяжелых препятствий на пути эвакуации;
- кусачками для резки металла и ножницами комбинированного типа;
- дополнительным инструментом, который устраняет преграды на пути.
Принцип действия гидравлического аварийно-спасательного инструмента основан на приведении в действие насоса (ручного или с электроприводом).
Пожарные машины
Разнообразие условий, при которых приходится ликвидировать очаги возгорания при чрезвычайных происшествиях требуют применения машин различного назначения. Соответственно необходимым действиям спецтехника делится на несколько типов:
- основные пожарные автомобили;
- вспомогательные пожарные автомобили;
- .
Техника, классифицируемая как основная, делится на пожарные машины целевого и общего назначения. Пожарные автомобили нужны для транспортировки огнетушащего оборудования, подразделений ГПС к пунктам подачи.
Техника общего применения используется при ликвидации возгораний в жилых секторах и на городских объектах. Машины целевого назначения необходимы при ликвидации возгораний на аэродромах, а также объектах химической или нефтяной промышленности.
К основным относятся АЦ — автоцистерны, АПП — кареты первой помощи, АНР — насосно-рукавные машины, АВД — с насосами повышенного давления.
К основным пожарным автомобилям целевого назначения относятся АА — автомобили аэродромные, АПТ — автомобили пенного тушения, АГТ — техника, предназначенная для газового тушения, АГВТ — газоводяные, АП — средства порошкового тушения, АКТ — установки комбинированного тушения, ПНС — пожарные насосные станции.
предназначены для разборки конструкций, освещения, достижения необходимой высоты и т.д. В качестве основных параметров, описывающих назначение машин, выделяют, например, питание генератора, рабочую длину лестниц.
К специальным ПА относятся АЛ — автолестницы, АР — рукавные, АШ — штабные, ДУ — устройства для удаления дыма, АС — аварийно-спасательные средства, АПК — коленчатые автомобильные подъемники, ГДЗС — газодымозащитная служба.
Вспомогательные машины необходимы для транспортировки подразделений. Для выделения техники из общего потока транспорта на проезжих частях необходимо достижение определенного уровня информативности при помощи окраски, сигнализации, формы ТС.
К вспомогательным машинам относятся:
- автобусы;
- бензовозы;
- грузовые;
- легковые машины,
- авторемонтные мастерские.
Для повышения информативности применяется контрастирующая белая краска. Опознавательные знаки, надписи, графическая схема, обязательные требования к звуковым и световым сигналам устанавливаются единым стандартом. На дверцах кабины всегда указывается название населенного пункта и номер части, а на корме — тип машины.
Бамперы всегда окрашиваются белым, а диски колес, рама и некоторые элементы ходовой — черным. В серебристый окрашиваются лестницы и подъемники.
Синие светопроблесковые маяки используются для световой сигнализации. Для звукового оповещения используются сирены, подающие несколько сигналов. В качестве источников питания сигнализации может использоваться постоянный ток, а также отработанные газы мотора.
Основные пожарные автомобили целевого применения
Основные автомобили целевого применения — для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах.
Основные пожарные автомобили целевого применения
АГВТ-150 (43114), мод. ПМ-586
АП-5000 (53215), мод. ПМ-567А
Порошковые пожарные автомобили предназначены для тушения пожаров классов:
- А (Пожары твердых веществ, в основном органического происхождения, горение которых сопровождается тлением),
- В (Пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ),
- С (Пожары газов),
- Е (Пожары, связанные с горением электроустановок)
- на промышленных объектах газовой, нефтяной, нефтехимической промышленности
Автомобиль газового тушения АГТ-4000 на шасси ЗИЛ-133Г42
АГТ-4000 на шасси ЗИЛ-133Г42
Машина для тушения локальных пожаров на атомных электростанциях, переливочных пунктах, складах легковоспламеняющихся жидкостей, в автопарках и др. Обеспечивает ликвидацию возгораний в помещениях объемом до 5 тыс. м куб., на элеваторах, в зернохранилищах и других помещениях, где невозможно применение других огнетушащих веществ, приводящих к порче дорогостоящего оборудования и материалов.
- Огнетушащее вещество – азот
- Вместимость цистерны, кг – 4000
- Производительность лафетного ствола, кг/с — 30
- Производительность ручного ствола, кг/с — 2
Вспомогательная техника
Применяют для работы пожарных подразделений, передвижения сотрудников, перевозки различного инвентаря, имущества. В эту категорию входит широкий модельный ряд самой разной техники – бензовозы, грузовики, ремонтные мастерские.
Высокий уровень боевой готовности пожарных подразделений, точная и продуктивная работа специализированного оборудования во многом зависит от правильного содержания, и своевременного осуществления технического осмотра
Для обеспечения положительного результата необходимо уделять особое внимание организации и хранению пожарной техники. Круглосуточно поддерживать транспортное средство в исправном состоянии, поскольку оно может понадобиться в любой момент
Важно хорошо изучить технические характеристики и конструктивные особенности пожарных машин. Эффективная эксплуатация техники требует наличия практического опыта, и теоретических знаний
Таблица №3
Пожарные автомобили | |
Специальные | Вспомогательные |
АЛ – автолестницы АПК– автоподъемники коленчатые АР – рукавные ДУ – дымоудаления ГДЗС – газодымозащитной службы АСА – автомобили аварийно-спасательные АШ — штабные |
Бензовозы Авторемонтные мастерские передвижного типа Автобусы Автокраны Экскаваторы Трактора Грузовые автомобили Легковые автомобили Диагностические лаборатории Автотопливозаправщики |
Контрольное тестирование может проводиться как самим водителем, так и сотрудниками части. Помещение для проведения техосмотра должно быть оборудовано смотровой канавой и различными устройствами. Ежегодно составляется график проведения техосмотра. Сотрудники части устраняют всевозможные неисправности, приводят в рабочее состояние оборудование, моют транспорт. Начальник караула принимает выполненную работу.
В конце рабочего дня водитель обязан в специальном журнале указать функциональные неисправности техники для предупреждения опасных ситуаций, в которых могут пострадать люди.
Это интересно: Пожарный инвентарь и ручной инструмент — виды, нормы, назначение
Управляем пожарной машиной
В свою очередь игры про пожарные машины, делятся на три большие разновидности.
- Первый вид — это преодолении препятствий с помощью удержания равновесия и точного расчета, с какой скоростью и как именно вы должны преодолеть препятствие. Иногда, к машина будет иметь прицеп, в котором находится важный груз, необходимый для тушения пожара. Этот груз нужно будет довести до конца карты, не растеряв его вовремя преодоления препятствий.
- Второй вид игр — это 2д гонки с видом сверху, где вам сначала нужно будет доехать до пункта назначения, стараясь не съехать с трассы и не врезаться в другие машины, а потом потушить само возгорание. Главной составляющей успеха в таких играх будет ваша скорость и реакция. Ведь чем быстрее вы сможете доехать до точки назначения, тем быстрее сможете потушить возгорание и перейти на следующий уровень.
- Третий вид — это езда в 3д режиме с видом сзади. Этот вид является наиболее точным симулятором пожарных. Здесь вам, тоже нужно будет добраться до места происшествия, после чего начнется выполнение основной миссии.
В этом разделе мы постарались собрать самые интересные игры о этой опасной и героической профессии. Стать профессиональным пожарником в виртуальной вселенной теперь сможете каждый!
История развития пожарных машин в мире
В начале 19 века ученые из разных стран задумались об использовании в пожаротушении паровых насосов. Самая первая пожарная машина в мире появилась в Англии в 1829 году. Ее придумал инженер-гидротехник Джордж Брейтуэйт. Изобретение получило название «Новинка». Насос этого паромобиля был рассчитан на подачу 200 галлонов воды на высоту до 90 футов. Несмотря на высокую производительность «Новинки», машину так и не поставили на вооружение.
Первая пожарная машина в мире
Брейтуэйт продолжил разработки и в 1932 году по заказу короля Пруссии сделал уже четвертую ПМ, которую назвали «Комета». Котел здесь уже был с двойными цилиндрами и насосами. Именно эту модель поставили на серийное производство для Германии.
Параллельно с Брейтуэйтом работу над усовершенствованием технических средств борьбы с огнем вели и в Америке. В США первая пожарная машина появилась в Нью-Йорке в 1841 году. Это было изобретение Пола Рэпси Ходжа. Правительство города сделало заказ: машина должна перевозиться лошадьми, а высота подачи воды должна быть не менее уровня расположения флагштока мэрии. Разработка Ходжа по техническим характеристикам даже превзошла техтребования: она выбросила струю воды диаметром 1.5 дюйма выше обозначенной точки, но из-за конкуренции с компаниями, производящими ручные насосы, так и не стала на вооружение противопожарной службы.
Паровая пожарная машина Ходжа, 1841
Вторая попытка усовершенствовать средства тушения пожаров в Америке принадлежит Моисею Латте из штата Огайо. Именно он стал отцом первого успешного паромобиля в США, который был протестирован в 1852 году. Преимуществом его стала подача воды через рукав 120 метров на расстояние 45 метров. Именно это убедило городской совет Цинцинатти подписать с Латте договор. Первая успешная американская пожарная машина называлась «Joe Ross», или как прозвали ее горожане «Дядюшка Джо Росс». Все сразу оценили технологию подачи воды по 2, 4 и 6 рукавам одновременно. Через два года после первого эксперимента жители Цинцинатти добровольно собрали деньги на постройку еще одной машины, которую впоследствии назвали «Подарок горожан». На то время ее производительность поражала: подача воды через рукав 2.5 дюйма на расстояние до 297 футов всего через 3 минуты и 11 секунд после включения. До наших дней дошли фото первых пожарных машин, разработанных в Штатах: по внешнему виду они напоминали мини-паровозы, а в народе их называли «Паровой слон».
Первая пожарная машина в США
В 1890 году в Германии фирма «Юстус Кристиан Браун» выпустила первый самоходный паромобиль, а уже в 1901 году она же продемонстрировала миру, как электрическая энергия может быть полезна в борьбе со стихией, и протестировала бензиновый автомобиль. Инженеры разработали самоходную машину «Адлер» с аккумулятором и электромотором. Это была довольно громоздкая конструкция, развивающая скорость не более 30 км/ч. При этом она способна была перевозить до 12 ствольщиков одновременно и позволяла разместить минимальный набор противопожарного оборудования. Емкостей с водой на ней пока не было, их доработали уже инженеры из Англии.
Виды дополнительных трансмиссий
Пожарные автомобили работают с четырьмя видами дополнительных трансмиссий:
- механическая;
- гидравлическая;
- электрическая;
- комбинированного типа.
Преимущество в большинстве случаях остается именно за механической разновидностью. Она включает в себя КОМ, карданные валы, опоры и систему управления.
Основными параметрами для дополнительного оборудования ПА являются передаточное число, коэффициент полезного действия и крутящий момент. Схема дополнительной трансмиссии зависит от размещения насосных агрегатов и специфики базового шасси. В основных ПА насосы ставятся посередине или сзади. Преимущество остается за срединным размещением, так как оно дает укороченные водопенные коммуникации, отсутствие необходимости использования управления сцеплением, менее длинные карданные валы, низкое расположение цистерны для воды.
Разработано три типа размещения.
1 – мотор, 2 – сцепление, 3 – КОМ, 4 – карданный вал, 5 – опоры, 6 – насос, 7 – коробка перемены передач, 8 – раздаточная коробка, 9 – промежуточный вал.
К первому типу относятся рисунки «А» и «Б». Именно они используются при компоновке большинства ПА. Размещение насоса у них может быть как срединное, так и заднее. При срединном размещении крутящий момент на вал пожарного насоса последовательно передается от двигателя через сцепление, КПП, КОМ и карданную передачу. При заднем – система предусматривает две промежуточные опоры и один промежуточный вал.
Второй вариант, представленный схемой «В», используется на автоцистернах, разработанных на базе АМО-ЗИЛ. Энергия поступает от мотора к сцеплению, КПП и КОМ, размещенном на раздаточной коробке. Затем идет на карданный вал и вал насоса. Третья схема («Г») используется на пожарных машинах повышенной проходимости с колесной формулой 4×4.
Классификация ПТВ пожарной машины
Инструменты, используемые во время проведения спасательной операции, являются обязательным компонентом пожарных автомобилей любого вида. Их делят на две группы:
- По типу привода – ручной механизированный и немеханизированный инструмент;
- По функциональному назначению – для пробивания отверстий, для резки, подъема, перемещения и фиксации конструкций, для вскрытия металлических конструкций.
К механизированным ПТВ относят устройства с электро-, мото-, пневмо- и гидроприводом. К немеханизированным – классический рабочий инструмент.
Назначение ручного инструмента:
- лом – вскрытие полов, разбор перегородок, кровли, демонтаж крышек колодцев;
- цельнометаллические багры – расчистка места возгорания, вскрытие подшивки потолка;
- насадные багры – демонтаж бревенчатых стен, растаскивание штабелей сена;
- топор – вскрытие дверей, окон, перерубание досок, заграждающих проход;
- легкий крюк – вскрытие пола, железной кровли, обшивки потолка, снятия штукатурки;
- лопата – раскопка на месте пожара, расчистка помещения от горящих сыпучих веществ, засыпка перекрытий;
- ножницы – демонтаж электропроводов низкого напряжения.
К механизированному инструменту относят бензомоторные пилы, электрические молотки, автогенно-резальные агрегаты.
Характеристики
Самое популярное оборудование современных ПА – центробежные насосы. Их используют для подачи воды, пены, создания вакуума или прокачки водопроводов. При этом независимо от вида ПН выделяют основные характеристики этого оборудования:
- Объем подаваемого вещества, измеряемый в л/с или м3/с.
- Высота выходящей струи (измеряется в метрах).
- Расстояние от поверхности воды до горизонтальной оси самого насоса, или высота всасывания (в метрах).
- Частота вращения вала (об/мин).
- Коэффициент полезного действия.
Оборудование нормального давления, которым комплектуется большинство ПА, дает напор 100 м и работает на высоте всасывания 7-7.5 м. В среднем такой агрегат выдает 40 л/с. КПД при этом – 60%. Для высокого давления характерен напор 200-400 м при КПД 40% и более.
«Пожарка» на базе ЯГ-6
фото: fire-truck.ru
Параллельно с ним в пожарные части поступал тяжелый грузовик ЯГ-6. Середина 30-х – середина 40-х. Также на шасси ставилась автоцистерна.
фото: carakoom.com
фото: carakoom.com
Автоцистерна ПМЗ-2. 1936 год.
ЗИС-6
Previous
Next
фото: carakoom.com
Послевоенный ЗИС-6. 1947 год.
фото: fire-truck.ru
Пожарная ЗиС-5 выпуска 1933-1941 гг.
фото: carakoom.com
Автоцистерна ПМЗ-11 на шасси ЗИС-5. Наследие большой войны начало работать на мирных фронтах.
Автоцистерна ПМЗ-9М
фото: po-bereg.ru
Автоцистерна ПМЗ-9М на шасси ЗИС-150, производство началось с 1953 года. Современный дизайн, закрытые в кузове рундуки и места для 5-6 человек команды.
ПМЗ-18
фото: drive2.ru
Пожарный автомобиль ПМЗ-18 на том же шасси ЗИС-150. 1955 год. Такие автомобили можно было встретить во всех городах Советского Союза вплоть до 70-х годов.
фото: po-bereg.ru
Массовая пожарка, ПМГ-36 на шасси ГАЗ-51А.
фото: po-bereg.ru
Автоцистерна АЦП-20 (63) 19М на шасси ГАЗ-63. 1963 год.
фото: po-bereg.ru
Автолестница АЛГ-17 (51А). База – грузовик ГАЗ-51А. 1963 год.
АЦ-40 (131) мод. 137
фото: ru.wikipedia.org
АЦ-40 (131) мод. 137. Один из самых узнаваемых пожарных трехосных автомобилей СССР. Опытный экземпляр был построен в 1968 году. В серию пошла с 1970-х годов.
АЛ-30 на шасси ЗИЛ-131
фото: po-bereg.ru
АЛ-30 на шасси ЗИЛ-131. Без этих автомобилей в 70-, 80- и 90-е тушение пожаров в высотках не обходилось.
АЦ-40 (130)-63Б
фото: drive2.ru
Без малого – легенда! Автоцистерна АЦ-40 (130)-63Б. Предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, средств пожаротушения, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и служит для тушения пожаров водой и воздушно-механической пеной. Массовое производство началось в 1983 году.
фото: rudiecast.wordpress.com
Мощный автомобиль на базе военного Урал-375. Модель АВ-40 (375) Ц50А.
Модификация АА-60(7310)160.01 на шасси МАЗ-7313
фото: ru.wikipedia.org
Пожарный аэродромный автомобиль. Модификация АА-60(7310)160.01 на шасси МАЗ-7313. 1970-е.
International Harvester B120
фото: drive2.ru
International Harvester B120 – необычный автомобиль на службе пожарной охраны СССР. Примечателен тем, что был переоборудован шведской компанией Henrikssons Brandredskap на базе американского малотоннажного грузовика International Harvester B120.
УАЗ-469 для пожарных
фото: drive2.ru
УАЗ-469 для пожарных. Для каких целей только не применяли УАЗ. Перед вами внедорожник для использования в целях противопожарной безопасности. Вероятнее всего, использовался для патрулирования лесных массивов, обнаружения и тушения небольших очагов лесных пожаров.
Пожарная техника Российской Федерации
В современной России, условно говоря, было несколько этапов развития автомобильного парка для противопожарной эксплуатации. После развала СССР в стране парк автомобилей в основном состоял из морально устаревших машин прошлого периода. Постепенно парк, особенно в крупных городах, начал пополняться современными отечественными и зарубежными грузовиками и легковыми автомобилями, включая спецвариации (например, автомобилями с выдвижными лестницами).
Автомобили расположены не в хронологическом порядке заступления на службу.
АЛ-50 на базе КамАЗ-53229
фото: vitalykuzmin.net
АЛ-50 построена на базе КамАЗ-53229. Лестница выдвигается на высоту до 50 метров и под углом от 4 до 73 градусов. Лестницу можно использовать в качестве крана, ее грузоподъемность составляет до 2 тонн.
Мобильный пункт управления на базе КамАЗ
фото: mchs.gov.ru
Мобильный пункт управления для работы в кризисных ситуациях и ликвидации крупных пожаров (МПУ)
Сегодня особое внимание уделяется управлению процессом пожаротушения. Многофункциональные комплексы – это узел связи и рабочее место руководителя оперативной группы
Принят в эксплуатацию в 2010 году.
Обратите внимание на Land Rover рядом. Это автомобиль сопровождения с оборудованными в нем рабочими местами операторов
Типовое оснащение
От пожарных автомобилей АПС взяли цистерну, пенобак и насосную установку. В базовый набор спасательного оборудования входит пожарная веревка, трехколенная лестница, натяжное полотно, огнетушащее покрывало, канатно-спусковое устройство. Комплект аварийно-спасательного оборудования включает ножовку, лом, кувалду, топор, лопату, крюки, ручной гидравлический инструмент. Дополнительно АПС комплектуется электросиловым оборудованием, в которое входит переносной генератор, катушка с кабелем, стационарный и переносной прожекторы, фонарь.
В комплект средств индивидуальной защиты включено: респиратор, дыхательный аппарат, теплоотражательный костюм, комплект для работы с проводами под напряжением. Для оказания первой медицинской помощи предусмотрена аптечка, рассчитанная на 50 человек, стандартная аптечка для ТС, а также носилки и одеяло.
Среди обязательного оборудования – комплект для проведения химической и радиационной разведки, в который входит дозиметр, измеритель мощности радиоактивности, газоанализатор. Дополнительно АПС оборудуют средствами связи: радиостанцией и сигнальной акустической установкой.