Российские пожарные машины

Содержание:

Классификация пожарных автомобилей

Современные пожарные машины могут подразделяться на несколько категорий. Техника общего назначения применима в условиях городов и сельской местности. Есть и другие агрегаты: они доставляют спасателей на сложные объекты: аэродромы, нефтебазы. Ниже рассмотрим основные отличия общих и модифицированных пожарных автомобилей.

К этой категории относят:

  1. Автоцистерны.
  2. Насосно-рукавная техника.
  3. Машина первой помощи.

Целевого назначения

На сложных объектах нужна «тяжелая пожарная артиллерия». На предприятиях нефтегазовой промышленности, химических заводах, аэродромах обычные «пожарки» могут не справиться.

На помощь людям приходит техника целевого назначения. Она отличается от классических авто. Список «автопрофессионалов» выглядит так:

  1. Аэродромные машины.
  2. Техника порошкового тушения.
  3. Авто пенного тушения.
  4. Техника газового тушения.

Специальные

Есть в пожарных автопарках и другая техника, предназначенная для помощи основным автомобилям. В России таких «помощников» насчитывается около 50 видов. Ниже рассмотрим основные.

Вспомогательные

Для того чтобы сэкономить время автомеханикам, в пожарных частях присутствует машина диагностики. Это отдельный автомобиль, способный «поставить диагноз» поломавшемуся агрегату.

В условиях севера надежным помощником выступает автомобиль отогрева. Машина быстро приводит в боевое состояние замерзшую технику.

Также с огнем и его последствиями борются пожарный прицеп, автолестницы, штабные авто газодымозащитных служб, передвижные компрессорные станции, автолаборатории.

Пожарные автомобили КамАЗ

Шасси КамАЗ считается универсальным, поэтому именно на его базе производится большинство ПА, используемых на пожарах в городской черте и в промышленной зоне. Наиболее популярными являются две модели: 43118 и 43253. Из преимуществ шасси КамАЗов выделяют:

  • возможность использования переднеприводной и полноприводной версии одной и той же базы;
  • грузоподъемность до 10 тонн;
  • возможность выбора длины рамы от 470 до 810 см;
  • комплектацию высокотехнологичными и экономичными двигателями с максимальной мощностью 400 л.с.;
  • возможность установки цистерн до 12 тонн;
  • возможность комплектации увеличенным пенобаком до 600 литров.

Пожарные машины этой марки чаще всего комплектуются насосом НЦПН 40/100.

КамАЗ 43118

На базе этого шасси разработано четыре типа автоцистерн. Особенностью этой модификации считается заднее расположение насоса. Цистерна и бак для пенообразователя сделаны из нержавеющей стали. Дополнительно для обогрева используется дизельный отопитель.

Кабина у КамАЗ-43118 сдвоенная, рассчитана на 7 человек. Независимо от комплектации для пожарных автомобилей оставили базовое оснащение силовым агрегатом: это двигатель мощностью 221 л.с., который позволяет развивать скорость до 90 км/ч.

На базе КамАЗ -43118 разрабатывают следующие автомобили:

  • АЦ 6.0/40-70;
  • АЦ 7.0/40;
  • АЦ 8.0/40;
  • АЦ 9.0/40.

КамАЗ-43253

Эти пожарные автомобили используются преимущественно в городской черте. Самая популярная модификация – АЦ 5.0/40-22ВР. Это транспортная единица с модульной кабиной. Главной функцией ее считается отбор ОТВ из бака пенообразователя или воды из водоисточника, включая резервуары и центральные сети.

ПА на базе КамАЗ-43253 всегда переднеприводные, поэтому не используются в сложных дорожных условиях, однако именно они считаются незаменимыми при необходимости выезда на пожар в городской застройке с узкими проездами и ограниченными разворотами. Расширить функциональные возможности автоцистерн удалось за счет установки увеличенного пенобака емкостью 420 литров. Цистерна для воды у АЦ 5.0/40-22ВР – 5 м3.

В отличие от других КамАЗов эта модель предполагает установку насоса типа ПН-40УВ, хотя в ряде случаев возможна комплектация насосами НПУ-40/100, НЦПЦ-40/100 и НПЦ-60/100. Их работа осуществляется через карданную передачу от двигателя и КОМ.

Виды пожарных машин

Автомобили, предназначенные для пожаротушения, дифференцируются в соответствии с задачами, которые они решают.

Основные

Миссия таких машин – борьба с огнем и аварийно-спасательные работы во время катастрофы. Технику можно распределить по двум основным категориям.


Автоцистерна пожарная

Общего назначения

АНР пожарный автомобиль, относится к основным машинам. Самые распространенные авто на дорогах населенных пунктов. Присутствуют в гараже всех частей пожарной охраны. Применяются на всех объектах для тушения огня. Отличаются комплектацией.

Оборудование Общее наименование Обозначение
Бочка для воды, рукав, насос Автомобильные цистерны АЦ
Цистерна с системой подачи воды, выдвижная лестница АЦЛ
Емкость с брандспойтом, подъемник с люлькой АЦПК
Помповый насос, комплект рукавов, кабина для спасателей Насосно-рукавное ТС АНР
Бочка с огнетушащим веществом, помпа Насос, обеспечивающий высокое давление АВД
Емкость для ОТВ, насос, место для доставки личного состава Первая помощь АПП
Небольшая цистерна, насос, рукава, осветительная мачта, электрогенератор, гидро- и электроинструмент Спасательная, пожарная АПС

Автоцистерны принято делить по общей массе на легкие (объемом до 4 тыс. м3), средние (4–7,5 тыс. м3), тяжелые (≥7,5 м3).

Целевого назначения

В этой группе собраны виды пожарных машин, которые применяются в конкретных областях или ситуациях.

Оборудование Общее наименование Обозначение
Емкость для порошкового ОТВ, газобаллонное оборудование, компрессорная установка Порошкового тушения АП
Цистерна с пенообразователем, дозатор, насос Пенного тушения ПТ
Емкость для ОТВ разных видов, установки подачи пены, порошка или воды Комбинированного тушения АКТ
Цистерна для сжиженного газа, устройство для его подачи Газового тушения ГТ
Мощная система насосов, рукава Насосная станция ПНС
Телескопическая стрела, подъемник, рукава Пеноподъемник ППП
Турбореактивная установка, система подачи газа, воды Газо-водяного тушения АГВТ
Цистерна со специальным огнетушащим веществом, рукава, насос Аэродромные АА

Перечисленные типы пожарных автомобилей используются для борьбы с огнем на нефтехимических предприятиях, в аэропортах, для тушения газового оборудования.

Основные пожарные автомобили общего и целевого назначения составляют базовую часть парка оперативных подразделений МЧС.


Пожарный автомобиль насосно-рукавный

Специальные

Пожарные машины. Такие машины применяются в исключительных случаях для усиления бригад при тушении сложных возгораний. Техника эксплуатируется в районах катастроф, когда возникает необходимость высотных мероприятий, для освещения зоны работ, разбора сложных завалов, заправки, ремонта оборудования, организации штаба и обеспечения его функционирования. Специальные ТС также могут вывозить пострадавших из опасной зоны.

Определено более 20 видов машин, относимых к специальной технике. Можно выделить следующие группы:

  • автолестницы и подъемники;
  • водозащитные;
  • газозащитные, дымоудаления;
  • обеспечения связи и освещения;
  • рукавные;
  • технической службы, заправщики, лаборатории;
  • компрессорные станции;
  • предназначенные для транспортировки людей;
  • штабные.

Вспомогательные

При сложной, затяжной борьбе с огнем не обойтись без передвижных ремонтных комплексов, заправщиков, тракторов, экскаваторов, кранов, для подъема конструкций с больши́м весом и других ТС. Периодичность эксплуатации таких средств значительно ниже, чем у основных и специальных.

Иногда вспомогательные пожарные автомобили допускается заменять имеющейся техникой предприятия, на котором осуществляются мероприятия по тушению огня.

Пожарные машины нового поколения

Современные пожарные автомобили снабжены автоматической системой управления. Это позволяет сэкономить драгоценные минуты на месте ЧП, не отвлекаясь на ручные манипуляции.

Например, заполнить насосы возможно одним нажатием кнопки. Десятилетия назад пожарные делали это самостоятельно.

Увеличился в новых моделях и функционал. Так, один автомобиль может выполнять работу трех агрегатов: иметь функцию тушения, АСП, поднимать спасателей на высоту.

Строительство высотных зданий заставило инженеров модифицировать подъемные возможности техники. Самый высокий подъемник способен доставить лестницу на высоту 112 метров! При этом платформа надстраивается на шасси разных моделей.

Итак, пожарная техника за последние сто лет прошла серьезный путь модернизации.

Пожарные обозы, еще функционировавшие в начале 20 века, заменили автоматизированные системы.

Сегодня пожарная автотехника способна не только тушить «классические» пожары, но и ликвидировать пламя в экстремальных условиях: в портах, нефтебазах, на химических заводах.

Конструкторы учитывают современные реалии, создавая усовершенствованную технику, способную удалить дым, добраться до балконов небоскребов и оперативно ликвидировать пламя на химическом предприятии. Главное – верно оценить ситуацию и подогнать нужный автомобиль.

МАЗ-7310

На основе МАЗ-7310, МАЗ-543 или, как его называют в народе «МАЗ-ураган», было построено не одно поколение аэродромных пожарных автомобилей. Сама машина выпускается с 1962 года и представляет собой полноприводный четырёхосный тяжёлый колёсный грузовой автомобиль. Противопожарные модификации – лишь второе предназначение «Урагана». Изначально машина предназначалась для перевозки тяжёлой военной артиллерии. И сейчас на базе МАЗ-543 построены такие образцы военной техники как РСЗО «Смерч», машина обеспечения боевого дежурства стратегического ракетного комплекса «Тополь», ракетно-пусковая установка SCUD-2 и другие. МАЗ-7310 имеет полную массу 43,3 тонны, оснащается дизельным V12 объёмом 38,8 литра и мощностью 525 лошадиных сил и способен разгоняться до 60 километров в час. Длина кузова составляет 11,7 метра, а ширина и высота – почти три метра.

Пожарная охрана в Царской России

Считается, что первая пожарная охрана была создана в России еще в XVI веке. В 1472 году Москва, что было нормальным явлением для любого города тех времен, в который раз пережила сильный пожар, причем спасать столицу пришлось буквально всем – в противопожарных мероприятиях участвовала и царская дружина, и лично Великий князь Иван III во ее главе. Государь, видимо, не прятался за спины подчиненных, поскольку и сам получил ожоги. Произошедшее потрясло его, и он решил, что такого впредь случаться не должно. Своим указом он всего лишь заставил соблюдать определенные меры пожарной безопасности в Москве, а вот в 1504 году здесь же появилась и первая пожарно-сторожевая охрана.

При этом о каком-либо профессионализме не могло быть и речи – службу несли обыкновенные граждане, которых призывали попеременно, по одному человеку от десяти домов. В результате они приносили не так много пользы непосредственно при тушении, зато могли обнаружить возгорание на ранних этапах и срочно поднять тревогу. В роли того, что сегодня назвали бы частями, выступали так называемые «рогатки» – особые заставы, располагавшиеся в концах главных улиц. Работали они круглосуточно.

Учитывая «профессионализм» тогдашних пожарных, их работа не слишком спасала, потому на протяжении нескольких веков основная работа по предотвращению пожаров выполнялась не столько специальными людьми, сколько указами. В разные годы упор делался на сокращение строительства из древесины, запрет топить печи и бани в летнее время, а также зажигать свечи и так далее. Во многом работа «огнищан», как тогда называли служивых, заключалась не столько в гашении пожаров, сколько в контроле за соблюдением этих предписаний.

В случае возгорания для гашения крупномасштабного пожара привлекались все доступные гражданские, а с 1550 года этим по призванию занимались еще и военные подразделения. При этом еще в XVI веке тактика борьбы с огнем сильно отличалась от современной – горящие здания по возможности просто разбирались, а соседнюю застройку могли как снести заранее, дабы остановить распространение огня, так и использовать специальные щиты для ее укрытия от огня. Такой щит для стен состоял из мокрых войлочных и брезентовых полотен, крыши же пытались защитить мокрыми кожами.

Лишь в 1804 году император Александр снял с горожан пожарную повинность, создав первую постоянную, то есть профессиональную пожарную бригаду, а вскоре начали строить каланчи для обзора города с высоты. Впрочем, первые пожарные машины в России появились намного позже, а пока профессионалы прибывали на место происшествия на конных обозах

Единственным большим плюсом было то, что к середине позапрошлого века власти уже уделяли большое внимание комплектации служивых, потому полицмейстер лично отбирал на конезаводах лучших лошадей для своих подчиненных.

Пожарные автомобили в СССР

Из вышеописанного может сложиться впечатление, что серийное производство пожарных автомобилей было налажено еще до революции, но на самом деле описанные модели были огромной диковинкой и выпускались чуть ли не в единственном экземпляре. Срок их службы был непродолжительным из-за производства в тестовом режиме, а Первая мировая и Гражданская войны сказались на их состоянии еще негативнее, потому после революции огромная страна осталась всего-то с десятком работоспособных пожарных автомобилей.

Как итог, с начала 20-ых годов прошлого века стали появляться самодельные пожарные автомобили – благо, в те времена законодательство не было таким строгим, и позволяло народным умельцам самостоятельно клепать полезную технику. В большинстве случаев служебная машина переделывалась из старого грузовика, способного утащить на себе и экипаж, и бочку с водой. Впрочем, новые власти быстро поняли необходимость серийного выпуска таких авто, и в 1926-1932 годах в разных городах начался стабильный выпуск подобной техники.

В советской пожарной истории стоит выделить пять наиболее знаменательных автомобилей:

  • АМО-Ф-15. Этот автомобиль был универсальным – в разных модификациях он использовался и как скорая помощь, и как микроавтобус, и как пожарный автомобиль. Знаменит он хотя бы тем, что это первый советский автонасос с грузоподъемность 1,5 т и мощностью двигателя 30 кВт. Его насос подавал до 940 л воды ежеминутно, хотя сама машина, рассчитанная на экипаж из 8 человек, несла всего 350 л. Автомобиль разработал АМО на базе итальянского аналога и начал выпускать в 1924 году, но пожарная версия появилась лишь два года спустя и сначала выпускалась в Ленинграде на заводе «Промет» и в Москве на заводе №6.

  • ЗИС-11. Первое время пожарные машины фактически были переоборудованными грузовиками, и лишь в 1934 году начали производить модель на собственном шасси, которую иначе называли еще ПМЗ-1 – «пожарной машиной ЗИС». До 1941 года было выпущено более 3 тысяч экземпляров. Подача воды осуществлялась сразу через четыре ствола, за счет чего небольшой пожар можно было погасить усилиями одного экипажа, насчитывавшего вплоть до 16 человек.

  • АЦ-40(375н)Ц1А. Выпускалась в 60-ых годах прошлого века на базе шасси от ЗИЛ и была настоящим образцом «тяжелой артиллерии» – при запасе воды в 2000-2300 л воды у тогдашних коллег этот зверь возил за собой 4000 л воды и 180 л пенообразователя. Выдавая 40 л/с, этот агрегат подавал струю на расстояние до 100 м.

  • АЦ-40 (131) модель 137. Самая узнаваемая советская пожарная машина, выпускавшаяся с 1970 по 1984 годы на Прилукском заводе противопожарного оборудования. В России и многих других постсоветских странах эксплуатируется до сих пор, в крайнем случае будучи переставленной с оригинального шасси ЗИЛ-131 на зарубежные аналоги. При цистерне в 2,4 т автомобиль получился очень резвым и юрким, благодаря чему годится для любой, даже труднодоступной местности.

  • АА-60(543) мод.160. Самая новая в списке советских легенд – выпущенная в 1973 году аэродромная машина, впечатляющая за счет своих потрясающих размеров. Построенная на шасси МАЗ-543, она несла на себе 11 т воды и еще 800 л пенообразователя, а насос с подачей 60 л/с был создан специально для этого авто. В отрасли аэродромных пожарных автомобилей модели сменялись довольно часто, но эта запомнилась любителям соответствующей тематики огромной цистерной – «потомки» обычно использовали уже смесь воды и порошка, потому имели меньший объем.

ГПМ-54

Эту гусеничную пожарную машину на шасси танка Т-55 создали на Львовском бронетанково-ремонтном заводе. Такая бронемашина способна тушить пожары высшей степени сложности в самых экстремальных условиях с помощью воды (дальность струи — до 60 метров), пены и специального порошка. Любопытно, что согласно техзаданию ГПМ-54 предназначалась для тушения лесных пожаров, однако сфера применения этой машины оказалась гораздо шире. В частности, пару таких установок использовали на космодроме Байконур. Также нередко ГПМ-54 применяли при тушении пожаров на артиллерийских складах — благодаря бронированному корпусу, пожарный танк мог подобраться близко к очагу возгорания, без риска для жизни экипажа.

Разновидности пожарных автомобилей аэродромного тушения

Боевые машины, используемые на пожарах в аэропортах, делают на шасси ЗИЛ, МАЗ, КАМАЗ или УРАЛ. В зависимости от объема цистерны выделяют следующие виды ПА:

  • АА-8.0;
  • АА-9.0;
  • АА-10.0;
  • АА-12.0;
  • АА-13.0.

Производители техники, придерживаясь общей классификации, могут вносить в основные типы коррективы.

АА-12/60 (КАМАЗ-63501)

Самая популярная модель аэродромных пожарных автомобилей на базе КАМАЗ. Предназначена для тушения возгораний на воздушных судах и наземных коммуникаций аэропортов. Кузов выполнен по модульной системе и включает три отделения: цистерну, передний отсек для ПТВ и отсек для ПТВ, совмещенный с насосом. Кабина здесь цельнометаллическая, двухрядная, с усиленным подъемником.

Автомобиль используется для выполнения следующих задач:

  • доставки боевого расчета к месту возгорания;
  • подачи воды через ручные и стационарные стволы;
  • подачи углекислого газа как основного средства тушения огня;
  • подачи воздушно-механической пены на взлетно-посадочную полосу;
  • тушения самолета с использованием бамперных установок.

Тактико-технические характеристики машины.

Шасси КАМАЗ-63501 8×8
Скорость, км/ч 95
Снаряженная масса, кг 27200
Габариты, д*ш*в, мм 11000*2500*3600
Двигатель КАМАЗ 740.50-360
Насос ПН-60
Емкость пенобака, л 700-1000
Емкость цистерны, л 11300
Боевой расчет, чел. 6
Номинальная производительность насоса, л/с 65
Напор насоса, м 100

ПА на базе КАМАЗа 63501 соответствует сертификату СТ СПАСОП ГА РФ.

АА-8.0/40 (4320)

Автомобиль на шасси УРАЛа. По функциональности сходен с КАМАЗом и используется для доставки в зону возгорания бригады боевого расчета и проведения операций по ликвидации огня. Относится к основным ПАА. Конструктивно представляет собой сочетание модульного трехсекционного кузова и двухрядной кабины боевого расчета.

Шасси УРАЛ 4320 6×6
Скорость, км/ч 90
Снаряженная масса, кг 21300
Габариты, д*ш*в, м 10.3*2.5*3.3
Двигатель Cummins 6ISBe 210 л.с.
Насос WILO NPG 100/315-06/EC
Емкость пенобака, л 500
Емкость цистерны, л 7500
Боевой расчет, чел. 5
Номинальная производительность насоса, л/с 50
Напор насоса, м 100

Управление насосной установкой осуществляется дистанционно и соответствует СПАСОП. Установка покрытия ВПП пеной съемная, ширина покрытия составляет 8 метров. Бамперная установка имеет производительность 20 л/с.

АА-60 (МАЗ 7313)

Машина, применяемая для тушения самолетов гражданской авиации и ВВС и устранения возгораний, связанных с воспламенением авиатоплива на большой площади.

Технические характеристики.

Шасси МАЗ 7313
Скорость, км/ч 60
Снаряженная масса, кг 43000
Габариты, д*ш*в, мм 14300*3180*3300
Двигатель, кВт (л.с.) 393 (525)
Насос 160.01-35-00-00
Емкость пенобака, л 900
Емкость цистерны, л 12000
Боевой расчет, чел. 4
Номинальная производительность насоса, л/с 60
Напор насоса, м 100

АА-13/60 (6560)

Автомобиль относится к классу S и рассчитан на подачу воды или воздушно-механической пены из штатных баков или посторонней емкости (водоисточника, гидранта).

Шасси 6560 8×8
Скорость, км/ч 100
Снаряженная масса, кг 38000
Габариты, д*ш*в, мм 12000*2500*3700
Двигатель, кВт (л.с.) КАМАЗ-740.632-400 294 (400)
Насос WILO NPG 100/315-06/EC
Емкость пенобака, л 700
Емкость цистерны, л 12000
Боевой расчет, чел. 6
Номинальная производительность насоса, л/с 60
Напор насоса, м 100

Oshkosh Striker

Вы когда-нибудь задумывались, какая пожарная техника используется на аэродромах, чтобы тушить гигантские самолеты? Если вы часто путешествуете по миру, то наверняка видели эту необычную пожарную машину в одной из воздушных гаваней. Эта машина создана в США. Автомобиль выпускается в форматах 4×4 и 6×6. 

Oshkosh Striker оснащается специальным оборудованием, которое способно подавать огнезащитное средство со скоростью 10 000 литров в минуту. 

А для того чтобы быстро добраться до места пожара, автомобиль оснащен 16,4-литровым турбодизельным двигателем Scania мощностью 647 л. с. 

Максимальная скорость пожарного грузовика составляет 112 км/час.

Bedford RLHZ Self Propelled Pump

Этот пожарный автомобиль родом из Британии. Называется он «Зеленая богиня». Автомобиль «вышел в свет» в 1953 году и выпускался до 2004 года. Машина оснащалась 4,9-литровым двигателем и могла перевозить до 6 человек экипажа и 2200 литров воды со скоростью 105 км/час. Чтобы водителю было комфортно управлять автомобилем и была возможность быстрее добраться до места пожара, конструкторы оснастили автомобиль гидроусилителем рулевого управления. Для автомобиля образца 1953 года это была фантастика. 

Несмотря на устаревшую конструкцию, этот автомобиль был популярен у пожарных Великобритании даже в начале 21 века.

Предъявляемые требования

Независимо от вида и назначения пожарных автомобилей, к ним предъявляется ряд общих требований (регламентируются Федеральным законом о техническом обеспечении и пожарной безопасности). Среди них:

  • Техника для ликвидации пожаров должна гарантировать возложенные на нее функции в рабочих условиях.
  • Особенности конструкции и материалы изготовления должны обеспечивать безопасность машин при транспортировке, эксплуатации, хранении и утилизации.
  • На каждой единице предусмотрена маркировка, позволяющая ее идентифицировать.
  • Документация технического плана должна содержать сведения для обучения личного состава правилам эффективного применения имеющегося оборудования.
  • Все виды пожарных автомобилей должны использоваться в соответствии с параметрами требований по пожарной безопасности, согласно методам, установленным соответствующей нормативной документацией.

Что собой представляет пожарная машина

Определение техники следующее: это транспортное средство, предназначенное для тушения пожара. Однако назначение новых автомобилей одним лишь уничтожением огня не ограничивается.

Существует ряд классификаций пожарной автомобильной техники. Выделяют основные машины, автолестницы, автоцистерны, установки для дымоудаления и т. д. В зависимости от тактико-технического назначения комплектация и внешний вид транспорта разнятся. Ниже предлагаем рассмотреть описание оборудования «классической» машины, выезжающей на место ЧП.


Пожарная машина

Из чего состоит

В состав кузова входит салон для сотрудников пожарной службы, насосы различных мощностей, резервуары для спецсредств (порошковых огнетушителей и др.), отсеки для дополнительного инвентаря (щитов, шлангов), средства связи. В основе лежит шасси высокой проходимости. В кабине водителя расположены многочисленные датчики, отслеживающие работу автомобиля.

Основные параметры

Размеры пожарной машины, в зависимости от завода-изготовителя, разнятся. Габариты КАМАЗа 43114 (наиболее распространенного в РФ), выглядят так:

Длина – 8000 миллиметров, ширина – 2500 миллиметров, высота – 3380, вес – 15535 килограммов. Автоцистерна вмещает шесть бойцов пожарного расчета.

Средняя скорость пожарных машин – 45 километров в час на шоссе с ровным покрытием и 25 километров в час на труднопроходимых дорогах.

Примечательно, что автомобили, выпущенные в Японии и США, имеют другие габариты. Их использование в России допустимо, однако техника должна отвечать требованиям ГОСТов и беспрепятственно входить в пожарные проезды. Согласно нормативным документам, ширина последних – от 3,5 до 6 метров (зависит от высоты здания). Автомобиль должен уместиться в это пространство и спокойно в нем развернуться.

В целом же устройство американских, японских и российских агрегатов схожее. Единственное отличие – зарубежная техника оснащена большим количеством автоматики (встроенная фото- и видеофиксация происходящего, к примеру).

Спецтехника оснащена мощными фарами и дополнительными световыми сигналами, говорящими о целевом назначении автомобиля остальным участникам дорожного движения. Кроме того, пожарный транспорт отличает расцветка. Машины пожарной базы имеют яркий окрас, который регламентирован законом.

Цветографические схемы

В России и многих зарубежных странах пожарная автотехника окрашивается в красный цвет. На кузов спецмашины также наносят контрастные полосы. Их предназначение – уместить данные пожарной части или название частной противопожарной организации. На боковой полосе также указывают номера автомобиля и его территориальную принадлежность.


Цветографическая схема пожарного автомобиля на базе грузового шасси

Тревожная сигнализация

Для звукового оповещения используют сирены. Характеристики их могут отличаться: мощность современных «сигналок» варьируется от 250 до 650 Гц.

«Пожарка» на базе ЯГ-6

фото: fire-truck.ru

Параллельно с ним в пожарные части поступал тяжелый грузовик ЯГ-6. Середина 30-х – середина 40-х. Также на шасси ставилась автоцистерна.

фото: carakoom.com

фото: carakoom.com

фото: carakoom.com

Послевоенный ЗИС-6. 1947 год.

фото: fire-truck.ru

Пожарная ЗиС-5 выпуска 1933-1941 гг.

фото: carakoom.com

Автоцистерна ПМЗ-11 на шасси ЗИС-5. Наследие большой войны начало работать на мирных фронтах.

Автоцистерна ПМЗ-9М

фото: po-bereg.ru

Автоцистерна ПМЗ-9М на шасси ЗИС-150, производство началось с 1953 года. Современный дизайн, закрытые в кузове рундуки и места для 5-6 человек команды.

ПМЗ-18

фото: drive2.ru

Пожарный автомобиль ПМЗ-18 на том же шасси ЗИС-150. 1955 год. Такие автомобили можно было встретить во всех городах Советского Союза вплоть до 70-х годов.

фото: po-bereg.ru

Массовая пожарка, ПМГ-36 на шасси ГАЗ-51А.

фото: po-bereg.ru

Автоцистерна АЦП-20 (63) 19М на шасси ГАЗ-63. 1963 год.

фото: po-bereg.ru

Автолестница АЛГ-17 (51А). База – грузовик ГАЗ-51А. 1963 год.

АЦ-40 (131) мод. 137

фото: ru.wikipedia.org

АЦ-40 (131) мод. 137. Один из самых узнаваемых пожарных трехосных автомобилей СССР. Опытный экземпляр был построен в 1968 году. В серию пошла с 1970-х годов.

АЛ-30 на шасси ЗИЛ-131

фото: po-bereg.ru

АЛ-30 на шасси ЗИЛ-131. Без этих автомобилей в 70-, 80- и 90-е тушение пожаров в высотках не обходилось.

АЦ-40 (130)-63Б

фото: drive2.ru

Без малого – легенда! Автоцистерна АЦ-40 (130)-63Б. Предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, средств пожаротушения, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и служит для тушения пожаров водой и воздушно-механической пеной. Массовое производство началось в 1983 году.

фото: rudiecast.wordpress.com

Мощный автомобиль на базе военного Урал-375. Модель АВ-40 (375) Ц50А.

Модификация АА-60(7310)160.01 на шасси МАЗ-7313

фото: ru.wikipedia.org

Пожарный аэродромный автомобиль. Модификация АА-60(7310)160.01 на шасси МАЗ-7313. 1970-е.

International Harvester B120

фото: drive2.ru

International Harvester B120 – необычный автомобиль на службе пожарной охраны СССР. Примечателен тем, что был переоборудован шведской компанией Henrikssons Brandredskap на базе американского малотоннажного грузовика International Harvester B120.

УАЗ-469 для пожарных

фото: drive2.ru

УАЗ-469 для пожарных. Для каких целей только не применяли УАЗ. Перед вами внедорожник для использования в целях противопожарной безопасности. Вероятнее всего, использовался для патрулирования лесных массивов, обнаружения и тушения небольших очагов лесных пожаров.

Пожарная техника Российской Федерации

В современной России, условно говоря, было несколько этапов развития автомобильного парка для противопожарной эксплуатации. После развала СССР в стране парк автомобилей в основном состоял из морально устаревших машин прошлого периода. Постепенно парк, особенно в крупных городах, начал пополняться современными отечественными и зарубежными грузовиками и легковыми автомобилями, включая спецвариации (например, автомобилями с выдвижными лестницами).

Автомобили расположены не в хронологическом порядке заступления на службу.

АЛ-50 на базе КамАЗ-53229

фото: vitalykuzmin.net

АЛ-50 построена на базе КамАЗ-53229. Лестница выдвигается на высоту до 50 метров и под углом от 4 до 73 градусов. Лестницу можно использовать в качестве крана, ее грузоподъемность составляет до 2 тонн.

Мобильный пункт управления на базе КамАЗ

фото: mchs.gov.ru

Мобильный пункт управления для работы в кризисных ситуациях и ликвидации крупных пожаров (МПУ)

Сегодня особое внимание уделяется управлению процессом пожаротушения. Многофункциональные комплексы – это узел связи и рабочее место руководителя оперативной группы

Принят в эксплуатацию в 2010 году.

Обратите внимание на Land Rover рядом. Это автомобиль сопровождения с оборудованными в нем рабочими местами операторов

Рукава

Вид технического оснащения любого автомобиля, который выезжает в зону ЧС. Сегодня используют три типа рукавов:

  • всасывающие;
  • напорно-всасывающие;
  • напорные.

Всасывающие

Используются для забора воды из водоисточника для дальнейшего пожаротушения. Стандартно длина рукавов, которыми комплектуются ПА – 4 метра. При транспортировке их располагают в пенале на крыше АЦ. Некоторые автомобили имеют отделение на уровне насосного отсека.

Напорно-всасывающие

Используют для забора воды и ее последующей транспортировки из водоисточника или гидранта с использованием насоса. Их отличительной особенностью является металлический проволочный каркас, покрытый текстильным кожухом. Пеналы для хранения и транспортировки таких рукавов расположены на надстройке ПА. Конструкция этих отсеков предусматривает естественную просушку оборудования во время возвращения техники на базу. Напорно-всасывающие рукава предназначены для подачи пенообразователя, масла и других специальных жидкостей.

Напорные

Наиболее распространенный вид рукавов, которыми комплектуются автоцистерны, пожарные поезда, корабли, краны. Предназначены для подачи огнетушащих веществ под избыточным давлением. В АЦ напорные рукава транспортируются в одинарной или двойной скатке. Также возможно использование специальной катушки.

Что собой представляет пожарная машина

Определение техники следующее: это транспортное средство, предназначенное для тушения пожара. Однако назначение новых автомобилей одним лишь уничтожением огня не ограничивается.

Существует ряд классификаций пожарной автомобильной техники. Выделяют основные машины, автолестницы, автоцистерны, установки для дымоудаления и т. д. В зависимости от тактико-технического назначения комплектация и внешний вид транспорта разнятся. Ниже предлагаем рассмотреть описание оборудования «классической» машины, выезжающей на место ЧП.


Пожарная машина

Из чего состоит

В состав кузова входит салон для сотрудников пожарной службы, насосы различных мощностей, резервуары для спецсредств (порошковых огнетушителей и др.), отсеки для дополнительного инвентаря (щитов, шлангов), средства связи. В основе лежит шасси высокой проходимости. В кабине водителя расположены многочисленные датчики, отслеживающие работу автомобиля.

Основные параметры

Размеры пожарной машины, в зависимости от завода-изготовителя, разнятся. Габариты КАМАЗа 43114 (наиболее распространенного в РФ), выглядят так:

Длина – 8000 миллиметров, ширина – 2500 миллиметров, высота – 3380, вес – 15535 килограммов. Автоцистерна вмещает шесть бойцов пожарного расчета.

Средняя скорость пожарных машин – 45 километров в час на шоссе с ровным покрытием и 25 километров в час на труднопроходимых дорогах.

Примечательно, что автомобили, выпущенные в Японии и США, имеют другие габариты. Их использование в России допустимо, однако техника должна отвечать требованиям ГОСТов и беспрепятственно входить в пожарные проезды. Согласно нормативным документам, ширина последних – от 3,5 до 6 метров (зависит от высоты здания). Автомобиль должен уместиться в это пространство и спокойно в нем развернуться.

В целом же устройство американских, японских и российских агрегатов схожее. Единственное отличие – зарубежная техника оснащена большим количеством автоматики (встроенная фото- и видеофиксация происходящего, к примеру).

Спецтехника оснащена мощными фарами и дополнительными световыми сигналами, говорящими о целевом назначении автомобиля остальным участникам дорожного движения. Кроме того, пожарный транспорт отличает расцветка. Машины пожарной базы имеют яркий окрас, который регламентирован законом.

Цветографические схемы

В России и многих зарубежных странах пожарная автотехника окрашивается в красный цвет. На кузов спецмашины также наносят контрастные полосы. Их предназначение – уместить данные пожарной части или название частной противопожарной организации. На боковой полосе также указывают номера автомобиля и его территориальную принадлежность.


Цветографическая схема пожарного автомобиля на базе грузового шасси

Тревожная сигнализация

Для звукового оповещения используют сирены. Характеристики их могут отличаться: мощность современных «сигналок» варьируется от 250 до 650 Гц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector