Пожарный автомобиль первой помощи

Классификация ПТВ пожарной машины

Инструменты, используемые во время проведения спасательной операции, являются обязательным компонентом пожарных автомобилей любого вида. Их делят на две группы:

  1. По типу привода – ручной механизированный и немеханизированный инструмент;
  2. По функциональному назначению – для пробивания отверстий, для резки, подъема, перемещения и фиксации конструкций, для вскрытия металлических конструкций.

К механизированным ПТВ относят устройства с электро-, мото-, пневмо- и гидроприводом. К немеханизированным – классический рабочий инструмент.

Назначение ручного инструмента:

  • лом – вскрытие полов, разбор перегородок, кровли, демонтаж крышек колодцев;
  • цельнометаллические багры – расчистка места возгорания, вскрытие подшивки потолка;
  • насадные багры – демонтаж бревенчатых стен, растаскивание штабелей сена;
  • топор – вскрытие дверей, окон, перерубание досок, заграждающих проход;
  • легкий крюк – вскрытие пола, железной кровли, обшивки потолка, снятия штукатурки;
  • лопата – раскопка на месте пожара, расчистка помещения от горящих сыпучих веществ, засыпка перекрытий;
  • ножницы – демонтаж электропроводов низкого напряжения.

К механизированному инструменту относят бензомоторные пилы, электрические молотки, автогенно-резальные агрегаты.

Виды ПА

Существует несколько признаков классификации ПА. По проходимости выделяют три вида машин:

  1. Высокой проходимости. Автомобили, приспособленные к сильнопересеченной местности и бездорожью. К ним относятся внедорожники. Техника способна продвигаться сквозь леса, степи, небольшие горные пороги.
  2. Повышенной проходимости. Подходят для движения по всем типам дорог и пересеченной местности. Вполне могут осилить сельские дороги, выбоины, движение по обочине, полям и степям.
  3. Нормальной устойчивости к препятствиям. Предназначены для асфальтированных магистралей, допустим съезд на менее обустроенные пути (бетонные, плиточные).

По назначению выделяют три группы машин:

  • основные;
  • специальные;
  • вспомогательные.

Первые две группы более подробно описаны ниже, а последняя не используется с 2012 года. К вспомогательным относились машины, необходимые для бесперебойного функционирования ПА, то есть передвижные мастерские по ремонту, заправщики, грузовые авто. Последние модели машин основаны на принципе автономной работы. Автомобили на базах всегда держат в боевой готовности и регулярно проверяют, поэтому надобность во вспомогательных машинах отпала.

Основные

Машины этого вида нужны для скорейшей доставки команды пожарных, оборудования и запаса огнегасящих средств к месту происшествия.


АЦ 4,0-40 (Урал)

К определяющим характеристикам основных ПА относятся:

  • подача насоса;
  • вместимость цистерны;
  • напор в насосе.

Отчасти эти параметры определены обязательной комплектацией машины – наличие прочих элементов, кроме насоса и цистерны, опционально. Эти характеристики настолько важны, что их отражают в названии модели.

Название модификации выглядит следующим образом:

  1. Буквенная аббревиатура. Соответствует виду машины.
  2. Число, определяющее вместимость цистерны (в кубических метрах). При наличии пенобака его емкость пишут через косую черту рядом с вместимостью цистерны.
  3. Цифра через дефис, отвечающая за подачу воды насосной установкой в литрах в секунду.
  4. Число в скобках, определяющее вид шасси.

Не все эти параметры указываются в названии модели. Например, если у машины нет цистерны, то ее объем в модификации не прописывается. Если присутствуют все элементы, то указываются они именно в таком порядке.

Пример. Модель АЦ 3,2-40 (43253) – это автоцистерна объемом 3,2 м3 (3 200 л) с производительностью насоса в 40 л/с на шасси КАМАЗ-43253.

В свою очередь, модификация ПНС 100 (5557) отражает только одну характеристику – производительность насоса в 100 л/с. Это связано с тем, что автонасосные станции не оборудуются автоцистерной. В конструкции машины участвует шасси ЗИЛ-5557.

Основные автомобили можно разделить на две подгруппы.

Общего применения

Такие машины служат для тушения возгораний в черте населенных пунктов – городов, деревень, частного сектора. К этому типу относятся следующие автомобили:

  • АНР – насосные с запасом рукавов;
  • АЦ – цистерны;
  • АПП – для оперативного прибытия на место происшествия;
  • АВД – с насосом повышенного давления.


АНР-40(130)

Целевого назначения

К этому типу относятся ПА, применяемые на промышленных и специальных объектах:

  • АП – порошковые;
  • АА – аэродромные;
  • АГТ – газовые;
  • АПТ – пенные;
  • АКТ – комбинированного тушения;
  • АГВТ – газоводяные;
  • ПНС – насосная станция.


Автомобиль аэродромный пожарный АА – 13/60 (6560)

Специальные

Служат для проведения особых работ на месте возгорания, например, освещение, демонтаж конструкций, очищение газовой среды. К этому виду относятся следующие автомобили:

  • АШ – штабные;
  • АПК – автоподъемники коленчатые;
  • АСА – аварийно-спасательные;
  • АР – рукавные;
  • АЛ – автолестницы;
  • ГДЗС – газодымозащитной службы;
  • ДУ – дымоудаления.


Автомобиль газодымозащитной службы

Так как у всех этих машин есть специальное назначение, то и основной характеристикой каждой из них считается ключевой функциональный показатель. Для АПК это высота и скорость подъема, для АР – суммарная длина рукавов и так далее. Обозначение автомобилей специального назначения выглядит следующим образом:

  • аббревиатура, обозначающая вид машины;
  • число, отвечающее за ключевой показатель ПА;
  • цифра в скобках, определяющая тип шасси.

Пример. АД 120 (4326) – это автомобиль дымоудаления с производительностью в 120 000 м3/ч на колесной формуле КамАЗ-4326.

Насосные агрегаты пожарных автомобилей

Основным элементом техники класса АНР являются насосы. Они различаются принципом действия и рабочим давлением. По принципу действия выделяют:

  1. Объемные, к которым относятся поршневой, шестеренчатый, пластинчатый и водокольцевой насосы.
  2. Динамические: струйные, тангециально-дисковые, лопастные.

Самыми распространенными считаются поршневые насосы. Чаще всего именно они выполняют работу при тушении небольшого очага возгораний. Из динамических на АНР ставят центробежные насосы, которые являются подвидом лопастных. Наиболее часто встречаются модели ПН-40У и НЦПН-40/100.

Автомобили советских времен комплектовались установками ПН-40У. Буква «У» в названии обозначает «универсальный», а число «40» – водоотдачу в литрах за секунду. Исключение составляют аэродромные машины, на которые ставят модели ПН-60. Насосные же станции требуют более производительных агрегатов ПН-100. Их отличие от универсального насоса только в размере и весе, так как их корпус делается из чугуна, а в 40У из алюминиевого сплава. Корпус составляет единую деталь с емкостью для масла. Конструкция предусматривает наличие задвижек, коллектора, напорных патрубков, водопенных коммуникаций со смесителем.

Усовершенствованной версией ПН-40 считается модель НЦПН-40/100, способная подавать распыляющие струи небольшого диаметра.

Серия ПН получила распространение из-за простоты конструкции и надежной работы. Это агрегаты, которые дают постоянный напор воды, не нуждаясь при этом в дополнительном двигателе. Их КПД доходит до 58%. Единственный недостаток – невозможность забора воды из открытого водоисточника, поэтому на АНР дополнительно ставят вакуумную систему.

Первый пожарный автомобиль на Руси

Разные источники дают разные первые пожарные автомобили в России, потому все из них заслуживают определенного рассмотрения.

Так, первая пожарная машина в России была сконструирована еще в 1863 году, но есть одно серьезное «но»: это была именно машина, а не автомобиль. Произвел ее машиностроительный завод Густава Листа, суть же парового механизма заключалась в том, что он, имея двигатель мощностью в 24 лошадиных силы, подавал воду под напором, позволяя заменить тяжелый труд по гашению пожаров водой из ведер. При этом речь все еще шла о конных экипажах, так что появившиеся в Москве сто пятьдесят лет назад пожарные депо не должны вводить в заблуждение – фактически они были конюшнями.

Если же рассматривать первый пожарный автомобиль в России, то таковым обычно называют агрегат, выпущенный в 1904 году компанией «Фрезе и К°». Мощность его двигателя была весьма скромной по нынешним меркам – всего 8 лошадиных сил, а основной функцией была доставка на место пожарной команды численностью в десять человек. Из собственно пожарного оборудования конструкция предполагала наличие двух лестниц, колонки гидранта и специального рукава в 80 саженей. Из-за того, что модель не предполагала собственного резервуара с водой, первенство именно этого автомобиля оспаривается.

Так, в Петербурге в том же 1904 году общество «Г.А. Леснер» выпустило конкурирующий автомобиль, который не имел лестниц, зато был оборудован и насосом, и цистерной, а еще позволял везти четырнадцать человек вместо десяти. Поставщиком шасси для этой модели выступила сама компания «Даймлер». Именно леснеровский автомобиль в 1908 году стал первым пожарным автомобилем для Москвы, ведь в дореволюционные времена большинство инноваций сначала испытывались в тогдашней столице – Петербурге. Стоит заметить, что к этому моменту пожарные службы уже использовали и проблесковый маячок, и прообраз сирены. Все это было придумано еще в 1890-ых годах московским обер-полицмейстером Власовским, но выглядело, по сегодняшним меркам, диковато: вместо современного маячка были пылающие керосиновые факелы, звук же издавался верховыми горнистами при помощи сигнальных рожков.

Машины общего применения

К основным пожарным автомобилям общего применения относят следующие виды транспорта:

Рассмотрим подробнее каждый из видов машин.

АЦ

Пожарные автоцистерны предназначены не только для доставки огнетушащих средств на пожар, но и перевозки боевых расчетов. Тушение с помощью автоцистерны производят водой или пеной. В оснащение входит пенообразователь, пожарные насосы и коммуникации. Воду для этого используют из бака или из других источников.

Комплектация в разных моделях пожарных надстроек одинакова, но отличаются характеристики: объем баков пенообразователей и цистерн, мощность насоса. В зависимости от вместительности цистерны для воды такой транспорт может быть легким, средним или тяжелым.

Существуют гибридные модификации с пожарными лестницами или насосами повышенной мощности. Цистерны для воды изготавливают из углеродистой стали или стеклопластика.

АНР

Пожарный автомобиль насосно-рукавный рассчитан на перевозку боевого расчета и увеличенного количества пожарной техники. Конструктивно он мало отличается от автоцистерны, но не имеет емкостей для воды. За счет этого появилось дополнительное пространство для экипажа и техники.

Насосно-рукавные автомобили доставляют оборудование и средства тушения, а при необходимости способны осуществить перекачку большого объема воды из посторонних источников. Рукава прокладывают быстро и на дальние расстояния.

Такие пожарные автомобили дополнительно оборудуют стволами, в том числе воздушно-пенными, генераторами огнетушащего вещества, а также лестницами ручного типа. Их ходовые качества позволяют добраться в труднодоступные места и делать забор воды без специальных подъездов к водоемам.

АПП

Автомобиль первой помощи или по-старому автомобиль быстрого реагирования выделяется из всей основной группы своим легким весом и возможностями. Он базируется на шасси малой грузоподъемности.

В основном предназначен для населенных пунктов, особенно крупных. В условиях транспортных заторов и современной застройки автомобиль первой помощи быстрей добирается до места, где возник пожар. Благодаря небольшим габаритам увеличивается маневренность.

Эти автомобили оказывают первую помощь при тушении и аварийно-спасательных работах. Если есть необходимость, то после них к ликвидации пожара приступают другие пожарные машины.

По статистике сокращение времени на проезд позволяет сохранить жизнь людям и эффективней устранить очаги. Недостаток автомобиля первой помощи – ограниченная проходимость. Все модели отличаются комплектацией пожарной техники и вместимостью салона для боевого расчета.

АВД

Пожарный автомобиль с насосом высокого давления необходим для тушения возгораний в высотных зданиях. В оснащение входит насос высокого давления, емкости для огнетушащих веществ и другая техника.

Вещества подаются через рукавные линии под сильным напором. Это автомобили большой грузоподъемности с отсеками для оборудования и коммуникаций, а также с местом для перевозки боевого расчета.

Ранее к автомобилям общего применения относили пожарно-спасательный транспорт. У него был расширенный комплект пожарной техники, а использовался он для тушения возгораний в различных ситуациях и проведения ряда аварийно-спасательных работ.

Сходства и отличия

АПП и АНР схожи во многих показателях:

  1. Класс техники. Обе машины относятся к основным пожарным автомобилям.
  2. Назначение. Оба авто предназначены для оперативной доставки на место происшествия команды и инвентаря.
  3. Цена устройства. Обе машины можно купить у производителей пожарной техники. При этом стоимость автомобилей отличается незначительно.
  4. Конструкция шасси. У обеих моделей имеются вездеходные колеса для передвижения не только по асфальту, но и по газонам, полям и пересеченной местности.

По нескольким параметрам автомобили все же отличаются друг от друга:

  1. Принцип действия. АПП при тушении задействует собственные ресурсы, то есть цистерну с водой или пенообразователь. АНР, в свою очередь, не перевозит с собой огнегасящие вещества. Иногда автомобиль оборудован баком с пенообразователем, но он не входит в обязательное оснащение машины. Насосный автомобиль прокладывает рукавные линии от ближайшего источника воды к месту пожара и с помощью насоса закачивает жидкость для тушения.
  2. Экипировка. Машины первой помощи оснащены цистерной с водой, емкостью с пенообразователем, бензогенератором, огнетушителями, а также всевозможными инструментами для эвакуации пострадавших и дополнительным оборудованием. Насосные автомобили, в свою очередь, перевозят с собой насос повышенной мощности, большой запас пожарных рукавов и иногда емкость с пенообразователем. Инструментов для эвакуации на борту АНР гораздо меньше.
  3. Количество человек в команде. На том месте, где у АПП находится автоцистерна, у АНР расположена вместительная кабина для расчета. К тому же для прокладки длинных рукавных линий и контроля состояния шлангов нужно больше человек, чем для статичного тушения. Количество членов команды АНР доходит до 10.
  4. Область применения. Из-за своей маневренности и скорости АПП используются для тушения пожаров в жилых домах, на дорогах и в частном секторе. АНР по принципу своего действия больше предназначены для ликвидации природных возгораний.

Первые бригады

Согласно дошедшим до нас документам, до 1472 года все нормативные акты, касающиеся пожаротушения, сводились лишь к правилам обращения с огнем. Так, в той же «Русской правде» и далее в «Правде Ярославовичей», «Пространной правде», которые в то время считались основными законами, было указано лишь наказание за преднамеренный поджог. История развития пожарной охраны начинается во времена правления Василия II, который в 1434 году издал указ, регулирующий обращение с огнем в быту и ремеслах.

Первые попытки упорядочить борьбу с огнем принадлежат Ивану III. Именно он считается царем, с которым связано создание истории традиций пожарной охраны на Руси. Даты следуют одна за другой:

  • 1472 г. подписание правил режимного характера, которые регулировали использование печей, свечей и лучин;
  • 1493 г. во избежание крупных пожаров в Москве начинают рыть заградительные рвы и строится специальный разрыв от стен Кремля на 200 м, возводятся гидротехнические сооружения;
  • 1497 г. в Судебнике прописывается наказание в виде смертной казни за поджог;
  • 1504 г. была организована пожарно-сторожевая охрана.

При Иване III появились и первые подразделения. Создание бригад из числа военных стало вынужденной мерой после разрушительного московского пожара в 1504 году. На то время в столице проживало почти 40 тыс. человек, постройки были преимущественно деревянные, поэтому царь вынужден был приступить к реформированию службы. Сначала ввели правила для ремесленников, в которых был прописан запрет на плавильни и топки для кузнецов. Чтобы снизить риски пожаров, «промышленные» объекты было велено вывести за пределы жилых построек.

Пожарно-сторожевая охрана в то время представляла собой сформированные из числа военных бригады, которые дежурили на заставах. В помощь им с каждых 10 дворов выделялось по 1 горожанину. Заставы представляли собой запирающиеся на ночь решетки-рогатки, установленные по концам улиц. Суть работы заключалась в контроле закрепленных за бригадой улиц с целью предупреждения воровства и преднамеренных поджогов.

Основным методом борьбы с огнем был снос близлежащих построек. Горящие объекты накрывали войлочными или брезентовыми щитами и обильно поливали их водой. С этой целью в крупных городах развивали систему самотечных водопроводов, которая появилась на Руси еще в XI-XII веках. Технических средств подавления огня на то время не существовало: огнеборцы пользовались ведрами, топорами, ломами, бердышами, баграми, заступами, лестницами.

Новый виток в истории российской пожарной охраны связан с правлением Ивана IV (Грозного). В 1547 и 1582 годах он издает режимные правила для обращения с огнем в Москве, которые с 1583 года распространяются на все царство. Первым прогрессивным решением Ивана IV стало требование обустройства на крышах домов чанов с водой. Такой шаг считался предупредительным и помогал оперативно тушить пожар до массового возгорания. В 1550 году в Москве организуется служба пожарных стрельцов, которые в случае возгорания должны были оперативно подавать воду, копать рвы, создавать предупредительные разрывы путем сноса стоящих на пути пламени сооружений.

Начинания Ивана Грозного продолжил Борис Годунов. В 1603 году с целью «береженья от огня» в Москве создали 11 округов, возглавляемых боярами.

Это интересно: Экологический критерий

Новейшие концепции производства

В 90-х годах XX века было принято решение о модернизации парка автомобилей ГПС. За основу взяли принцип ограничения базовых моделей с акцентом на расширение модификаций с максимальной функциональностью. Парк не стали менять полностью: было решено модернизировать уже имеющиеся ПА и в дополнение к ним разработать новые машины.

Принципиальным условием концепции являлось создание автомобилей под конкретные задачи, что, по сути, сузило функциональность отдельных видов техники. Основываясь на зарубежном опыте, инженеры сосредоточились на классности машин: легкий, средний и тяжелый, а также на оснащении спецтранспорта комплектом средств индивидуальной защиты, проведения разведки, первичными средствами локализации возгораний.

Общие требования к штабным автомобилям

Общие техтребования и методика испытаний машин класса АШ были утверждены в 2003 году и используются не только изготовителями, но и службами ГПС, эксплуатирующими данный вид техники.

На вооружении ГПС стоят автомобили на шасси ГАЗ, КАМАЗ, УРАЛ, УАЗ и ПАЗ. Согласно ГОСТу-15150-69, утвержденному еще во времена СССР, техника класса АШ разрабатывается с учетом возможности эксплуатации в условиях атмосферы типа 2 (промышленная), а согласно ГОСТу 12.4.009 – с учетом оперативного ожидания в помещениях при температуре не ниже -10°С.

В общих требованиях прописана комплектация пожарных штабных автомобилей АШ системой освещения. В базе они должны иметь противотуманные фары и две фары-искателя, расположенные на кабине и в задней части кузова. В комплект этого вида спецтехники всегда входят средства индивидуальной защиты органов дыхания по количеству мест боевого расчета и ПТВ, которые обеспечивают безопасность спасателей и позволяют оперативно выполнять задачи при боевом развертывании независимо от сопровождения другими машинами службы ГПС.

Утверждены и технические параметры автомобилей. Учитывая, что их производят на серийных шасси, допускается переоборудование согласно ГОСТам:

  • угол свеса полноприводных шасси – не менее 25° впереди и сзади;
  • неполноприводных – 20° впереди и 15° сзади;
  • для автобусов согласно ГОСТу 20774.

Что собой представляет пожарная машина

Определение техники следующее: это транспортное средство, предназначенное для тушения пожара. Однако назначение новых автомобилей одним лишь уничтожением огня не ограничивается.

Существует ряд классификаций пожарной автомобильной техники. Выделяют основные машины, автолестницы, автоцистерны, установки для дымоудаления и т. д. В зависимости от тактико-технического назначения комплектация и внешний вид транспорта разнятся. Ниже предлагаем рассмотреть описание оборудования «классической» машины, выезжающей на место ЧП.


Пожарная машина

Из чего состоит

В состав кузова входит салон для сотрудников пожарной службы, насосы различных мощностей, резервуары для спецсредств (порошковых огнетушителей и др.), отсеки для дополнительного инвентаря (щитов, шлангов), средства связи. В основе лежит шасси высокой проходимости. В кабине водителя расположены многочисленные датчики, отслеживающие работу автомобиля.

Основные параметры

Размеры пожарной машины, в зависимости от завода-изготовителя, разнятся. Габариты КАМАЗа 43114 (наиболее распространенного в РФ), выглядят так:

Длина – 8000 миллиметров, ширина – 2500 миллиметров, высота – 3380, вес – 15535 килограммов. Автоцистерна вмещает шесть бойцов пожарного расчета.

Средняя скорость пожарных машин – 45 километров в час на шоссе с ровным покрытием и 25 километров в час на труднопроходимых дорогах.

Примечательно, что автомобили, выпущенные в Японии и США, имеют другие габариты. Их использование в России допустимо, однако техника должна отвечать требованиям ГОСТов и беспрепятственно входить в пожарные проезды. Согласно нормативным документам, ширина последних – от 3,5 до 6 метров (зависит от высоты здания). Автомобиль должен уместиться в это пространство и спокойно в нем развернуться.

В целом же устройство американских, японских и российских агрегатов схожее. Единственное отличие – зарубежная техника оснащена большим количеством автоматики (встроенная фото- и видеофиксация происходящего, к примеру).

Спецтехника оснащена мощными фарами и дополнительными световыми сигналами, говорящими о целевом назначении автомобиля остальным участникам дорожного движения. Кроме того, пожарный транспорт отличает расцветка. Машины пожарной базы имеют яркий окрас, который регламентирован законом.

Цветографические схемы

В России и многих зарубежных странах пожарная автотехника окрашивается в красный цвет. На кузов спецмашины также наносят контрастные полосы. Их предназначение – уместить данные пожарной части или название частной противопожарной организации. На боковой полосе также указывают номера автомобиля и его территориальную принадлежность.


Цветографическая схема пожарного автомобиля на базе грузового шасси

Тревожная сигнализация

Для звукового оповещения используют сирены. Характеристики их могут отличаться: мощность современных «сигналок» варьируется от 250 до 650 Гц.

Из мелкой мастерской в крупное производство

Сегодня ПК «Пожмашина» продолжает заниматься разработкой и изготовлением пожарной техники: как простых автоцистерн, так и сложных специализированных пожарных машин. За годы своего существования завод испытал взлёты и падения, был на пике славы и приходил в упадок.

Датой основания предприятия считается 6 сентября 1928 года. За 10 лет на базе мелких мастерских было выстроено крупное производство. Первой продукцией стали фонари и огнетушители. Постепенно были освоены раздвижные трёхколенные лестницы, лестницы-штурмовки, а перед войной – изготовление автомобильных кузовов. Численность рабочих в конце 1930-х составляла на предприятии 1500 человек.

С началом войны в 1941 году завод был эвакуирован на Урал, в Челябинскую область. Прежде история знала немало примеров о переселении народов, но никогда ещё ни в одной стране мира не было примеров массовой эвакуации ключевых производств в другую точку света. Так, в челябинском Шадринске и посёлке Щучье (позже Щучанский завод противопожарного машиностроения, Курганская обл.) было организовано производство сначала военной продукции, а затем и огнетушителей. После войны предприятие освоило выпуск пожарных автомобилей.

Это интересно: Пожарный поисково-спасательный автомобиль ППСА 3(3409)-01НН

Автоцистерна ПМЗ-– 1936 год

До Второй мировой войны в Советском Союзе практически не использовали пожарные цистерны. Вместо них часто применяли автонасосы. Но после бомбежек, когда доступ к открытым источникам воды был затруднен, а водопровод разрушен, в пожарной охране стали появляться автоцистерны.

Еще до войны, в 1936 году, Московский завод пожарных машин начал выпуск автоцистерн ПМЗ-2 на шасси грузовика ЗИС-5. Такой автомобиль перевозил до 1500 литров воды и боевой расчет из шести человек, часть из которых ехали на лавке за кабиной. Машина доказала свою полезность, поэтому со временем примеру столичных огнеборцев последовали коллеги из других городов — если не удавалось достать заводскую цистерну, их мастерили в кустарных условиях.

ПМГ-на шасси ГАЗ-АА – 1932 год

Название этого пожарного автомобиля расшифровывается, как «Пожарная машина ГАЗ модель № 1». Он предназначен для тушения пожаров в районах с низкой застройкой, например, в сельской местности или на окраинах городов. Грузовик оборудовали устройством для подключения к городскому водопроводу, насосом, лестницами, рукавами.

Интересно, что ПМГ-1 был рассчитан на перевозку пожарной команды из восьми человек: водитель и командир расчета сидели в кабине, остальные довольствовались открытыми лавочками по бокам. Им приходилось пристегивать себя ремнями к поручням, чтобы не свалиться от тряски. Вместо сирены – колокол, в который бил один из членов пожарного расчета. ПМГ-1 можно увидеть в таких фильмах, как «Волга-Волга» и «Летят журавли». Эти пожарные автомобили собирали на Миусском заводе, а шасси собственным ходом перегоняли с московского завода КИМ (позднее ставший АЗЛК), который в то время являлся филиалом ГАЗа. Кстати, конкретно этот экземпляр был найден на мукомольном заводе в Балашове между Тамбовом и Саратовом. Еще в 1974 году он выезжал на пожар!

Насосно-рукавный автомобиль АНР-(130) 27Б на шасси ЗИЛ-130 — 1993 год

В 1960-х годах на Прилукском заводе противопожарного оборудования наладили выпуск автонасосов нового поколения на шасси ЗИЛ-130. Их отличало наличие полностью закрытой теплой кабиной для боевого расчета, центрального расположения насоса (с дистанционным управлением с водительского места), удобного размещения трех десятков магистральных рукавов. АНР-40 несколько раз модернизировали, но внешне автомобили оставались практически неизменными. АНР-40 (130) 27Б – одна из последних версий, выпуск которых стартовал в 1986 году, а эксплуатация продолжалась до середины 2000-х.

Машины целевого применения

Основные пожарные автомобили целевого применения используются для тушения различных сложных ситуаций. К таким относятся аэропорты, заводы, объекты инфраструктуры, здания культурного досуга и подобные. Помимо воды и пенных растворов в них предусмотрено наличие порошковых, газовых огнетушащих веществ.

Машины целевого применения бывают:

АА

Аэродромные автомобили необходимы для ликвидации возгораний в летательных аппаратах (самолеты и вертолеты), разлитого топлива, эвакуации людей из воздушных судов.

Иногда возникает необходимость в смягчении посадки самолета, и с помощью специального оборудования они покрывают посадочную полосу слоем пены. Есть стартовый и основной транспорт для этих целей. На аэродромах реагирование при возникновении возгораний предполагается в течение 30 минут.

Их проходимость должны быть высокая, чтобы действовать эффективно за пределами взлетной полосы. На аэродроме должен быть 1 или 2 пожарных автомобиля.

АПТ, АП, АГТ, АКТ

В нефтехимической отрасли ликвидацию пожаров осуществляют с помощью автомобилей пенного, порошкового, газоводяного и комбинированного тушения. Последний вариант используют в лесном хозяйстве, на предприятиях газовой промышленности, а также различно вида транспорте.

Они оборудованы емкостями для огнетушащих веществ, коммуникациями для их преобразования и подачи на рукава, лафетные стволы. В их в кабинах размещается личный состав, а в дополнительных отсеках — техническое вооружение. Надстройки устанавливают на базе грузоподъемного транспорта.

ПНС

Чтобы потушить масштабный пожар, применяют автонасосные станции. Они подают воду по магистральным рукавам к оборудованию, например, лафетным стволам или другой пожарной технике. Их проходимость превышает средние показатели. Используют автонасосные станции совместно с другими пожарными автомобилями. Для обеспечения работы насоса есть еще один двигатель помимо рабочего агрегата для шасси.

Производительность насоса такого пожарного автомобиля обычно превышает 100 л/с. В современных автомобилях такого типа технику, установки и коммуникации располагают в отсеках с вертикально открывающимися дверями.

История развития пожарной охраны в России с Петровских времен

Петр I в ходе своей реформаторской деятельности ввел новшества и в систему пожарной охраны. Главным за организацию тушения очагов возгорания в столице он назначил полицмейстера. При выезде на пожар принимали участие как постоянно действующие части, так и простые граждане, которым эта обязанность была в повинность. Список таких граждан составляли полицейские. Постоянные бригады пользовались инвентарем, находящимся в расположении воинских частей и административных зданиях города. Представители населения должны были являться на пожар с собственным инвентарем.

С целью упорядочивания пожарной службы населенные пункты были поделены на округа. Только в Москве насчитывалось 20 таких контор, каждая из которых имела собственную команду, укомплектованную конным пожарным обозом. Каждая контора содержала 61 мастерового, 1500 горожан, в число которых входили даже священнослужители. Пожарные части (или экспедиции) дежурили круглосуточно в три смены. Для извещения горожан о пожаре были сформированы отряды барабанщиков, которые обходили улицы, расположенные рядом с закрепленными за ними участками.

Отдельно Петр I подписал указы о защите от огня флота. В 1718 году были построены плашкоуты с насосами. Для защиты от огня судостроительных верфей через каждые 40 метров устанавливались по две бочки с водой и лестница. Обязательным условием было оснащение противопожарным оборудованием всех кораблей.

В 1718 году Петр I ввел должность полицмейстера и организовал канцелярии, которые централизовано вели все противопожарные мероприятия. С 1737 по 1762 год в крупных городах в штате воинских гарнизонов содержались огнеборческие патрули. В населенных пунктах, где не было воинских формирований, патрули собирали из числа чиновников. В 1740 году Сенат утвердил перечень оборудования, которое должно было быть в каждом полку. Сюда входила заливная труба, чан для воды, парусина, вилы, лестницы, крюк с цепью. На каждую роту было положено 25 топоров, такое же количество ведер, лопат и щитов, а также по четыре ручных трубы и по два малых крюка.

С 1747 года пожарная техника должна была быть на балансе каждого из правительственных учреждений. Чтобы повысить степень готовности борьбы с огнем, на чердачных помещениях Сената, Синода, коллегий и канцелярий дежурили дозорные.

Разновидности российских пожарных автомобилей

Основной фонд как и прежде составляют автоцистерны. Российские производители сосредоточились на выпуске машин большой емкости: АЦ-3-40, АЦ-5-40, АЦ-7-40, АЦ-6-40. Их плюс – разноплановость и универсальность в выполнении боевых задач. Эти АЦ имеют сдвоенную кабину, оборудованы лестницей и механизмом пенного тушения.

Конструкторы работают над созданием многофункциональных машин для решения большинства типичных ситуаций. Преимущество остается за теми же автоцистернами, но уже с расширенными функциями. Автомобили производят с учетом работы в российских условиях. Их оборудуют усиленными рессорами, работающими при пониженных температурах.

Используя базовые шасси КамАЗа, инженеры создают варианты автоцистерн с лестницей. Это машины, способные обеспечить тушение пожаров на высоте до 60 метров. На них ставят усиленные насосы, увеличенные емкости для воды и пенобаки.

Претерпели изменения и автомобили аварийно-спасательной службы. Базовым шасси для них чаще всего выступает УАЗ. Задача такой техники – оперативное прибытие на пожар с доставкой бригады медиков и спасателей. Машины не оборудованы цистернами, но они имеют в своем арсенале комплект первичных средств эвакуации пострадавших и оказания им помощи.

Предприятие «Велмаш-Сервис» разработало насосно-рукавный модульный комплекс «Ловать». Он помогает выполнять задачи по пожаротушению в условиях недостатка воды. Функции этого комплекса заключаются в подаче и откачке больших объемов жидкости, прокладке магистральных рукавных линий от водоисточника к месту пожара, в использовании увеличенной емкости для воды.

Выводы

АПП плохо подходят для тушения объемных возгораний на больших площадях. Тем не менее на пожарах в частном секторе, на дорогах и в жилых домах им нет равных. АПП оперативно прибывает на место происшествия, что способствует более быстрой борьбе с огнем и спасению человеческих жизней.

АНР могут быть задействованы на всех пожарах, недалеко от которых есть водоем или водопровод. По своим характеристикам насосные машины наиболее подходят для тушения лесных возгораний. При наличии источника воды могут использоваться и на степных пожарах, возгораниях горных выделок

Стоит остановить свое внимание на АР-2- пожарный автомобиль, без которого сегодня невозможно представить ни одно тушение крупных возгораний

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector