Департамент общественной безопасности

Суть гражданской обороны

Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной.

Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.

Организационная структура ГО

Согласно Федеральному закону (ФЗ) о гражданской обороне, организацией и ведением ГО Российской Федерации руководит Председатель Правительства. Он же считается начальником ГО РФ, а организационные обязанности по спасению населения и устранению последствий стихийных бедствий возложены на руководителя Министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС), который является первым заместителем Председателя Правительства.

В краях, республиках, городах организация этой службы осуществляется по территориальному принципу, а в министерствах, ведомствах и на предприятиях образование подразделений ГО происходит по производственному. В субъектах России и городах руководители исполнительной власти выполняют обязанности начальников ГО, а в учреждениях и на предприятиях эту должность занимают непосредственно директора.

В обязанности всех руководителей любого ранга входит организация, выполнение мероприятий, образование и осуществление мер по сохранности накопленных запасов средств, оборудования для защиты населения и имущества ГО. Первыми заместителями руководителей считаются начальники штабов по ГО и ЧС. В структуру организации входят службы для выполнения специальных функций: медицинская, противопожарная, радиационной и химической защиты и т. д.

Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны

Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью.

Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций.

Что нового?

Обязательство руководства по инструктированию сотрудников строго не позднее тридцати дней от начала их деятельности стало основным нововведением весны текущего года, подготовленным МЧС. По действующим положениям знакомство с мерами по ГО будут проводить все организации и действующие индивидуальные предприниматели.

В регламенте подразделений МЧС по ГО уточнено, что его главным предметом являются юр лица и все предприниматели, несмотря на область своей работы и количество присутствующих в рабочем штате сотрудников.

Также потребуется выполнение следующих задач:

  • Программа для проведения вводного инструктажа на современных действующих предприятиях.
  • Обучение и тренировочные мероприятия по ГО.

Известно, что совсем недавно вводный инструктаж по ГО и ЧС в организации проводился по желанию непосредственного руководства, а рабочий персонал подготавливался следующим образом:

  • разработка необходимой программы для обучения ГО;
  • обучение новых принятых на работу сотрудников.
  • создание ресурсной и материальной базы.

Сегодня проводятся такие занятия по ГО в организации:

  1. Беседа об опасных для жизни факторах разных источников при ЧС, а также об оружии для массового уничтожения.
  2. Беседа о сигнале воздушной тревоги, а также выполнении положенных действий.
  3. Тренировка по применению защитных средств.
  4. Комплексное занятие по исполнению работниками грамотных действий при внезапном ЧС.
  5. Ряд комплексных занятий по выполнению работниками всех действий при начавшемся военном конфликте.
  6. Тренировка по оказанию незамедлительной помощи медицинского характера.
  7. Проведение беседы о необходимых действиях со стороны сотрудников при достаточно опасных факторах.

Организацией и управлением ГО занимается российское правительство. В сфере ГО политикой занимается исполнительная власть, которая решает ряд задач по ГО и устранению последствий произошедших масштабных стихийных бедствий.

Управление ГО в органах федерального значения и в различных организациях выполняют их руководители. Руководящей работой ГО в субъектах РФ занимаются главы органов субъектной исполнительной власти РФ, а также непосредственное руководство действующих органов местного самоуправления.

Непосредственные руководители действующих федеральных органов исполнения и организаций персонально отвечают за такое дело, как гражданская оборона и чрезвычайные ситуации на предприятии.

Силами обеспечения ГО являются организованные воинские формирования, решающие различные задачи в сфере ГО. Они объединяются в войска или в специальные аварийно-спасательные подготовленные службы, необходимые для спасения гражданского населения. Войска, присутствующие в составе сил ГО, являются воинскими организованными формированиями, необходимыми для решения различных задач в сфере ГО.

На вооружении таких войск присутствуют специальная современная техника, а также различные виды используемого оружия. Военнослужащим войск ГО обязательно выдаются подтверждающие личность удостоверения соответствующего образца, которые подтверждают их статус, а также специальные международные знаки отличия ГО.

Военнослужащие служат в федеральном органе исполнительной власти, решающем различные задачи в области ГО.

Основные принципы организации и ведения гражданской обороны в организации

Одним из главнейших принципов организации ГО является то, что такие мероприятия в настоящее время представляют собой важнейшую государственную функцию по обеспечению необходимой защиты проживающего гражданского населения, что также обеспечивает безопасность самого государства.

Основы организации и ведения гражданской обороны свидетельствуют о том, что все запланированные мероприятия по ГО должны проводиться заблаговременно в мирный период времени с учетом степени развития вооружения, современной техники и средств для обеспечения защиты населения от ряда опасностей, которые неизменно возникают при ЧС.

Ведение ГО на территории нашей страны начинается именно с момента объявления войны, начала военного конфликта и объявленного введения военного положения, а также при возникновении различных по своему характеру ЧС.

Обязанности работодателя по организации ГО

Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:

  • планирование и организацию штатных действий по ГО;
  • составление программы образования сотрудников в области ГО;
  • обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
  • разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
  • установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
  • наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).

К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

Бункеры гражданской обороны

Гражданская
оборона в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской
Федерации.

Руководство
гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях
осуществляют их руководители, которые по должности являются руководителями
подразделений гражданской обороны указанных органов и организаций.

Гражданскую
оборону на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований возглавляют соответственно руководители исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов
местного самоуправления, являющиеся по должности руководителями органов
гражданской обороны.

Для
осуществления мероприятий по гражданской обороне создаются федеральные,
республиканские, краевые, областные, автономические округа, районные и
городские службы гражданской обороны и службы гражданской обороны организаций.

Военные
формирования, специально созданные для решения задач гражданской обороны и
организационно интегрированные в силы гражданской обороны и организации
гражданской обороны.

Военные
части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, а также другие
войска и воинские формирования привлекаются к выполнению задач гражданской
обороны в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Аварийно-спасательные
службы привлекаются к решению задач в области гражданской обороны в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

Армия
гражданской обороны имеет специальное оборудование, а также ручное
огнестрельное и холодное оружие.

Деятельность
войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны,
фактического начала военных действий или введения военного положения
Президентом Российской Федерации на территории Российской Федерации или на
отдельных территориях Российской Федерации, а также в мирное время при
стихийных бедствиях, эпидемиях, заболеваниях животных, серьезных авариях,
катастрофах, угрожающих здоровью населения и требующих проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Граждане
Российской Федерации могут быть приняты в организации гражданской обороны:
мужчин в возрасте от 18 до 60 лет и женщин в возрасте от 18 до 55 лет, за
исключением призывников по призыву на военную службу, инвалидов I, II и II
групп, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет,
женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование и имеющих детей в
возрасте до трех лет.

Организация в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

  • планировать и организовывать мероприятия по гражданской обороне;
  • осуществлять деятельность по поддержанию их устойчивого функционирования во время войны;
  • готовят своих сотрудников к защите от опасностей, возникающих в результате ведения военных действий или в результате таких действий;
  • создавать локальные системы сигнализации и поддерживать их в состоянии постоянной готовности;
  • Создание и поддержание запасов материальных, технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов для целей гражданской обороны.

В
целях обеспечения осуществления деятельности в области гражданской обороны в
Организации создаются штаб-квартира и службы гражданской обороны, которые
проводят работу на основе решений руководителя службы гражданской обороны —
главы Организации.

Работу
Аппарата ГО возглавляет Руководитель Аппарата, который является Заместителем
Руководителя по Гражданской Защите Организации и несет полную ответственность
за выполнение задач, возложенных на Центральный аппарат.

Как
правило, в организации создаются следующие сервисы: предупреждение и связь,
радиационная и химическая защита, медицина, экстренная инженерия,
противопожарная защита, охрана общественного порядка и др.

В
средних учебных заведениях в зависимости от образовательного профиля,
количества учителей и учеников и наличия учебных материалов могут быть созданы
следующие объекты: спасательные группы, посты радиационного и химического
наблюдения
, группы по охране общественного порядка и подразделения гражданской
обороны для размещения в убежищах и жилых помещениях. Они укомплектованы
учителями, репетиторами и учениками.

Природа, задачи гражданской обороны

Гражданская
оборона — система мер по подготовке и защите населения и объектов
материально-культурного назначения на территории Российской Федерации от угроз,
возникающих во время или в результате военных действий.

Организации
гражданской обороны — образования, образованные на базе организаций, но
территориально и продуктивно не входящие в состав Вооруженных Сил Российской
Федерации, обладающие специальной техникой и имуществом и готовые защищать
население и организации от опасностей, возникающих при ведении боевых действий
или в результате таких действий.

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

Обучение населения тому, как защитить себя от опасностей, связанных с войной или вытекающих из нее;
разъяснять общественности опасности, возникающие в результате ведения военных действий или в результате такой деятельности;
Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
Обеспечение населения жильем и средствами индивидуальной защиты;
Проведение мероприятий, но легкий камуфляж и другие виды камуфляжа;
Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасности для населения во время или в результате военных действий;
Первоочередное внимание будет уделяться оказанию медицинской помощи, включая первую помощь, обеспечение жильем в чрезвычайных ситуациях и другие необходимые меры вмешательства в отношении населения, пострадавшего в результате военных действий или вызванного ими;
борьбу с пожарами, которые имели место во время или в результате военных действий;
идентификация и обозначение районов, которые были загрязнены радиоактивным, химическим, биологическим или другим загрязнением
Обеззараживание населения, оборудования, зданий, территорий и другие необходимые мероприятия;
восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших от военных действий или ставших их результатом
срочное восстановление необходимых объектов снабжения во время войны;
срочное захоронение тел во время войны;
Разработка и реализация мер по содержанию объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения во время войны;
обеспечить постоянную оперативную готовность сил и объектов гражданской обороны

Организация
и осуществление гражданской обороны является одной из важнейших задач
государства, неотъемлемой частью оборонной структуры и безопасности
государства.

Гражданская
оборона организована на территории Российской Федерации по территориальному и
производственному принципу.

Подготовка
государства к осуществлению гражданской обороны осуществляется заблаговременно
в мирное время с учетом разработки оружия, военной техники и средств защиты
населения от опасностей, возникающих во время или в результате военных действий.

Осуществление
гражданской обороны в Российской Федерации или на отдельных территориях
начинается с объявления состояния войны, фактического начала военных действий
или введения Президентом военного положения в Российской Федерации или на
отдельных территориях.

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

  • проходят подготовку по вопросам защиты от опасностей, возникающих в ходе ведения военных действий или в результате такой деятельности;
  • участвовать в других мероприятиях в области гражданской обороны;
  • Поддержка органов власти и организаций в решении задач в области гражданской обороны.

Кратко об истории создания

В 1932 году в Советском Союзе была создана местная противовоздушная оборона (МПВО), которая стала прототипом будущей системы ГО. В начале шестидесятых годов прошлого века МПВО была реформирована в новую общегосударственную защитную службу — гражданскую оборону СССР.

Основной целью этой системы стала защита населения и народного хозяйства от ракетно-ядерного, химического и бактериологического оружия. Мероприятия по спасению и проведению восстановительных работ строились по территориально-производственному принципу, поэтому Министерство обороны постепенно отошло от участия в делах организации.

Кроме того, существовали причины отставания от перспектив потенциального назначения системы ГО, так как в конце сороковых годов Женевская конвенция признавала защиту населения только в период военных действий. На разногласия влияли некоторые факторы:

  1. Ведущие страны блоков НАТО и Варшавского договора относились друг к другу с недоверием, что привело к ситуации холодной войны.
  2. У противостоящих государств в наличии уже имелось ядерное оружие и методы его доставки.
  3. Во многих развитых государствах ГО была составной частью оборонительной системы, что считалось преимуществом над другими странами.
  4. В тот период к системе защиты населения еще не относили природные и техногенные катастрофы.
  5. Оборонительное мышление и авторитет военных начальников, принимавших участие в Великой Отечественной войне, продолжало властвовать над инициативами, которые исходили от новых руководителей шестидесятых годов.

Ближе к концу прошлого века ЦК партии СССР посчитал необходимым, что систему ГО следует ввести в Министерство обороны. Чуть позже эта процедура была выполнена. В то время вероятный противник разработал доктрину первого удара, разместив в Западной Европе ракеты средней дальности, поэтому организация ГО заняла передовую позицию по обеспечению стратегического равновесия.

Заключение

С
1961 года гражданская оборона выполняет стратегическую оборонную задачу: защита
населения и промышленности от оружия массового поражения вероятного противника.
Большая часть населения получила защиту в надежных оборонительных сооружениях,
были созданы достаточные запасы средств индивидуальной защиты, средств
радиационной и химической разведки. Многое было сделано для повышения
устойчивости промышленных предприятий.

Но
время неумолимо. Меняются политические структуры государств, социально-экономические
условия, технологии производства и системы вооружений, соответственно меняются
и военные доктрины. Появилась концепция национальной безопасности России,
законы «Об обороне», «О гражданской обороне», «О мобилизационной
подготовке
и мобилизации в Российской Федерации», «О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера».

Регулирование
гражданской обороны затрагивает не только безопасность нашей страны, но и
особенности современной международной политики и отношений государств
многополярного мира.

Конечно,
эти факторы не могли не влиять на состояние современной гражданской обороны и
перспективы ее развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector