Гражданская оборона — структура, основные задачи и функции

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ (ГО)

Лекция 4.1. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Тема 4.ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА- СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ

Раздел 2.

РЕЖИМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РСЧС

Режим повседневной деятельности включает изучение состояния окружающей среды, прогнозирование ЧС, разработку программ по предупреждению ЧС, подготовку населения к действиям в ЧС, руководство созданием и размещением ресурсов , проведение мероприятий по подготовке к эвакуации, участие в изучении и расследовании причин аварий и катастроф и т.д.

В режиме повышенной готовности усиливается контроль за состоянием окружающей среды, вводится круглосуточное дежурство руководящих лиц, непрерывный сбор и обработка информации о предполагающейся ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты, приведение сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на ЧС, проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

В режиме ЧС усиливается постоянный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование последствий возникших ЧС, оповещение руководителей и населения, проведение мероприятий по защите населения, организация работ по ликвидации ЧС, организация жизнеобеспечения населения.

В феврале 1918г. России пришлось принимать меры по защите Петрограда от бомбардировок германских аэропланов. Комитет обороны обратился с воззванием к населению города. В документе говорилось о создании штаба воздушной обороны, сети наблюдательных пунктов, отрядов для оказания первой медицинской помощи пострадавшим гражданам, о правилах поведения при воздушном нападении. Так зарождалась система противовоздушной обороны (ПВО) в России. 4 октября 1932 г. СНК СССР утверждает Положение о противовоздушной обороне территории Союза ССР. Этим актом было положено начало деятельности централизованной общесоюзной организации — местной противовоздушной обороны СССР (МПВО), а впоследствии (в 1961 г.) на ее основе была создана система гражданской обороны (ГО).

В соответствии с Федеральным законом от 28 января 1998 г. «О гражданской обороне» «гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий…».

Силы гражданской обороны — воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО. На вооружении войск ГО имеется специальное вооружение и техника, Деятельность войск ГО осуществляется с момента фактического начала военных действий, а также по особому указанию в мирное время при стихийных бедствиях, крупных авариях, катастрофах, требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ для сохранения жизни и здоровья людей.

Служба ГО — служба, предназначенная для организации мероприятий ГО, включая подготовку необходимых сил и средств. В стране создаются службы ГО: федеральные, республиканские, областные, автономных областей и автономных округов, районные и городские, а также службы гражданской обороны, организаций.

В территориях есть службы: аварийно-спасательные, экстренной медицинской службы в чрезвычайной ситуации, наблюдения и контроля за потенциально опасными объектами экономики и вероятными источниками чрезвычайных ситуаций. Кроме того, имеются службы: противопожарные, оповещения и связи, торговли и питания и др.

Гражданские организации ГО — это специальные формирования, которые создаются на базе организаций по территориально-производственному принципу, Эти формирования владеют специальной техникой и

имуществом, их личный состав подготовлен для защиты населения и организаций в чрезвычайных ситуациях. В данные формирования могут быть зачислены мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, а женщины в возрасте от 18 до 55 лет.

Гражданские организации ГО создают в основном организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их (атомные электростанции и др,).

Особый смысл заключен в понятии «территория, отнесенная к группе по гражданской обороне»:это территория, на которой расположен город (населенный пункт), имеющий важное оборонное или экономическое значение. На объектах, находящихся на этой территории, имеется высокая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время

studopedia.ru

Войска гражданской обороны

Войска ГО РФ входят в соединения, которые обеспечивают безопасность и предназначены для защиты объектов, граждан при чрезвычайных положениях как в мирное, так и военное время. Кроме того, во время международных конфликтов силы ГО привлекаются к защите национальной безопасности с использованием вооруженных средств борьбы. Сейчас эти войска считаются военным формированием, которое составляет звено в составе МЧС РФ. В организацию входят:

  • подразделения, в которые включены отделения, взводы, роты и т. д. ;
  • воинские части, состоящие из отдельных батальонов и полков;
  • централизованные спасательные органы, какие входят в состав формирований, находящихся в постоянной готовности к защите населения и территорий в мирный период.

В период отсутствия военных конфликтов войска ГО начинают действовать во время стихийных бедствий, эпидемий, при крупных техногенных авариях, катастрофах и т. д. Непосредственно они начинают выполнять задачи и решать вопросы по обеспечению защиты населения, как только начнется война или Президент объявит о введении военного положения. Во время осуществления своей деятельности войска опираются:

  1. На Конституцию РФ, федеральные законы, указы Президента и т. д.
  2. На нормы международного права и договоры Российской Федерации.
  3. Уставы ВС РФ и ГОЧС.
  4. Нормативные акты Министерства чрезвычайных ситуаций и МО РФ.

Всем участникам соединений выдаются соответствующие документы и знаки отличия. Сегодня продолжается реформирование войск ГО, которое сделает их более мобильными, эффективными, улучшит систему управления и материально-техническое обеспечение.

Кратко об истории создания

В 1932 году в Советском Союзе была создана местная противовоздушная оборона (МПВО), которая стала прототипом будущей системы ГО. В начале шестидесятых годов прошлого века МПВО была реформирована в новую общегосударственную защитную службу — гражданскую оборону СССР.

Основной целью этой системы стала защита населения и народного хозяйства от ракетно-ядерного, химического и бактериологического оружия. Мероприятия по спасению и проведению восстановительных работ строились по территориально-производственному принципу, поэтому Министерство обороны постепенно отошло от участия в делах организации.

Кроме того, существовали причины отставания от перспектив потенциального назначения системы ГО, так как в конце сороковых годов Женевская конвенция признавала защиту населения только в период военных действий. На разногласия влияли некоторые факторы:

  1. Ведущие страны блоков НАТО и Варшавского договора относились друг к другу с недоверием, что привело к ситуации холодной войны.
  2. У противостоящих государств в наличии уже имелось ядерное оружие и методы его доставки.
  3. Во многих развитых государствах ГО была составной частью оборонительной системы, что считалось преимуществом над другими странами.
  4. В тот период к системе защиты населения еще не относили природные и техногенные катастрофы.
  5. Оборонительное мышление и авторитет военных начальников, принимавших участие в Великой Отечественной войне, продолжало властвовать над инициативами, которые исходили от новых руководителей шестидесятых годов.

Ближе к концу прошлого века ЦК партии СССР посчитал необходимым, что систему ГО следует ввести в Министерство обороны. Чуть позже эта процедура была выполнена. В то время вероятный противник разработал доктрину первого удара, разместив в Западной Европе ракеты средней дальности, поэтому организация ГО заняла передовую позицию по обеспечению стратегического равновесия.

Природа, задачи гражданской обороны

Гражданская
оборона — система мер по подготовке и защите населения и объектов
материально-культурного назначения на территории Российской Федерации от угроз,
возникающих во время или в результате военных действий.

Организации
гражданской обороны — образования, образованные на базе организаций, но
территориально и продуктивно не входящие в состав Вооруженных Сил Российской
Федерации, обладающие специальной техникой и имуществом и готовые защищать
население и организации от опасностей, возникающих при ведении боевых действий
или в результате таких действий.

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

Обучение населения тому, как защитить себя от опасностей, связанных с войной или вытекающих из нее;
разъяснять общественности опасности, возникающие в результате ведения военных действий или в результате такой деятельности;
Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
Обеспечение населения жильем и средствами индивидуальной защиты;
Проведение мероприятий, но легкий камуфляж и другие виды камуфляжа;
Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасности для населения во время или в результате военных действий;
Первоочередное внимание будет уделяться оказанию медицинской помощи, включая первую помощь, обеспечение жильем в чрезвычайных ситуациях и другие необходимые меры вмешательства в отношении населения, пострадавшего в результате военных действий или вызванного ими;
борьбу с пожарами, которые имели место во время или в результате военных действий;
идентификация и обозначение районов, которые были загрязнены радиоактивным, химическим, биологическим или другим загрязнением
Обеззараживание населения, оборудования, зданий, территорий и другие необходимые мероприятия;
восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших от военных действий или ставших их результатом
срочное восстановление необходимых объектов снабжения во время войны;
срочное захоронение тел во время войны;
Разработка и реализация мер по содержанию объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения во время войны;
обеспечить постоянную оперативную готовность сил и объектов гражданской обороны

Организация
и осуществление гражданской обороны является одной из важнейших задач
государства, неотъемлемой частью оборонной структуры и безопасности
государства.

Гражданская
оборона организована на территории Российской Федерации по территориальному и
производственному принципу.

Подготовка
государства к осуществлению гражданской обороны осуществляется заблаговременно
в мирное время с учетом разработки оружия, военной техники и средств защиты
населения от опасностей, возникающих во время или в результате военных действий.

Осуществление
гражданской обороны в Российской Федерации или на отдельных территориях
начинается с объявления состояния войны, фактического начала военных действий
или введения Президентом военного положения в Российской Федерации или на
отдельных территориях.

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

  • проходят подготовку по вопросам защиты от опасностей, возникающих в ходе ведения военных действий или в результате такой деятельности;
  • участвовать в других мероприятиях в области гражданской обороны;
  • Поддержка органов власти и организаций в решении задач в области гражданской обороны.

Обязанности работодателя по организации ГО

Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:

  • планирование и организацию штатных действий по ГО;
  • составление программы образования сотрудников в области ГО;
  • обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
  • разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
  • установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
  • наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).

К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны

Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью.

Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций.

Организационная структура ГО

Согласно Федеральному закону (ФЗ) о гражданской обороне, организацией и ведением ГО Российской Федерации руководит Председатель Правительства. Он же считается начальником ГО РФ, а организационные обязанности по спасению населения и устранению последствий стихийных бедствий возложены на руководителя Министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС), который является первым заместителем Председателя Правительства.

В краях, республиках, городах организация этой службы осуществляется по территориальному принципу, а в министерствах, ведомствах и на предприятиях образование подразделений ГО происходит по производственному. В субъектах России и городах руководители исполнительной власти выполняют обязанности начальников ГО, а в учреждениях и на предприятиях эту должность занимают непосредственно директора.

В обязанности всех руководителей любого ранга входит организация, выполнение мероприятий, образование и осуществление мер по сохранности накопленных запасов средств, оборудования для защиты населения и имущества ГО. Первыми заместителями руководителей считаются начальники штабов по ГО и ЧС. В структуру организации входят службы для выполнения специальных функций: медицинская, противопожарная, радиационной и химической защиты и т. д.

Суть гражданской обороны

Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной.

Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.

Выводы по второму учебному вопросу

1. Система гражданской обороны в Российской Федерации организована по территориально-объектовому принципу. При этом ответственность за проведение мероприятий гражданской обороны на территориях РФ несут соответствующие руководители органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а в министерствах, ведомствах и организациях — руководители федеральных органов исполнительной власти и руководители организаций. Общее руководство гражданской обороной на территорией Российской Федерации осуществляет премьер-министр.

2. Система гражданской обороны РФ состоит из органов управления, сил и средств, фондов и резервов, а также систем связи, оповещения, управления и информационного обеспечения, имеющих иерархическую структуру.

3. В зависимости от условий обстановки система гражданской обороны Российской Федерации функционирует в одном из трёх режимов: повседневной деятельности, повышенной готовности или в чрезвычайном режиме. Введение и отмена режимов функционирования системы на территориях РФ осуществляется соответствующими руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в министерствах, ведомствах и в организациях (на объектах) — руководителями федеральных органов исполнительной власти, руководителями организаций (объектов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector