Структура, средства, силы чрезвычайной ситуации. основные задачи гражданской обороны на территории российской федерации

3.1 Современные войны и возможный характер военных угроз для россии. (Характер военных угроз россии и войн начала XXI Века).

Анализ военно-политической обстановки в мире показывает, что начало XXI века будет характеризоваться проявлением во внутригосударственных и международных отношениях двух главных тенденций.

Первая — выражается в отходе от военно-силовой политики к развитию отношений доверия и сотрудничества в военно-политической области, в стремлении именно на этой основе упрочить национально-государственную и международную безопасность.

Вторая — противоположная тенденция, заключающаяся в расширении причин и поводов для использования военно-силовой политики. Кризисный характер экономического развития большой группы государств мира, реальный рост социального разрыва между экономически развитыми государствами и странами с отсталой экономикой, провоцируют политические режимы некоторых государств к попыткам решения экономических и политических внутренних и межгосударственных проблем вооруженным путем. Кроме того, амбиции отдельных крупнейших экономически развитых государств в стремлении к региональной гегемонии также подталкивают их к проведению военно-силовой политики.

Данные тенденции обуславливаются следующими объективными причинами:

  • нарастание дефицита сырья и энергии в развитых странах мира; 

  • перенос социально-классового противостояния в мире в область национальных противоречий; 

  • усиление борьбы за лидерство в установлении нового экономического порядка в регионах и мире в целом; 

  • выход на политическую арену сил, исповедующих терроризм как способ изменения мирового порядка; 

  • нарастание потребности в реформировании существующего миропорядка путем изменения статуса новых мировых держав. 

Существующие противоречия между государствами и народами будут подталкивать различные радикальные и экстремистские движения к силовым действиям.

Появление новых центров финансово-экономической мощи в Европе, Азии и на Ближнем Востоке также, бесспорно, провоцирует применение силы в переделе мира. Следовательно, даже окончательный уход в прошлое рецидивов «холодной войны» не означает, что из международной практики будет исключено военно-политическое противостояние. Отказ от идеологического противостояния не отменит геополитических интересов, а также национальных приоритетов во внешней политике любого государства.

<<< Назад Дальше >>>

Защита локальных территорий

Важно отметить, что, кроме указанных выше структур, в деятельности МЧС могут принимать участие и нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны. Комплектование таких образований производится исключительно из личного состава, оснащенного техникой и специальными средствами защиты, нужными для исполнения тех или иных функций

Важно отметить, что рассматриваемые структуры могут иметь определенную специализацию деятельности (химической разведки, бактериологического наблюдения, спасательную, аварийно-техническое, противопожарную, инженерной разведки и т. п.)

Задачи гражданской обороны для указанных нештатных формирований являются ровно такими же, как и для других структур, состоящих в системе органов МЧС. Разница лишь в том, что они создаются на определенных территориях для реализации защиты местного населения и окружающей среды строго от тех проблем, которые для них характерны. Подчиняются такие формирования органам самоуправления на местах, к ведению которых относится соответствующая территория.

2.7. Финансирование мероприятий по гражданской обороне.

Финансирование мероприятий по гражданской обороне согласно Статье 18 Федерального закона «О гражданской обороне» осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, в том числе на создание и содержание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Дополнением данного положения служит Постановление Правительства РФ от 16 марта 2000 года N 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне».

Правительство постановило, что расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от формы собственности, возмещаются при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Расходы, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых по заказу федеральных органов исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов) за счет предусмотренных им на эти цели средств федерального бюджета и внебюджетных средств.

Расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, возмещение которых не предусмотрено данным постановлением, финансируются:

бюджетными учреждениями — в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений; организациями (за исключением бюджетных учреждений) в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, — путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).

Что используется в работе?

Стоит отметить, что для реализации поставленных задач специализированными службами в обязательном порядке должны использоваться особенные средства гражданской обороны. К числу таковых относятся все те предметы и силы, которые используются для устранения возникновения и негативных последствий чрезвычайных ситуаций.

Что относится к ряду средств ГО? Прежде всего, таковыми являются все те сооружения, а также защитное оборудование, спецтехника, материальные ресурсы и техника — все то, что требуется для реализации нормальной деятельности

Важно отметить то, что, в зависимости от целей обеспечения, выделенные средства классифицируются на медицинские, разведывательные, инженерные и те, что требуются для защиты населения

Воздушные силы МЧС

Важно понимать, что одним из наиболее важных видов спасательных воинских формирований является авиация. Необходимо отметить, что порой именно благодаря слаженной работе данного подразделения МЧС обеспечивается быстрый доступ к наиболее дальним и сложным местностям

На сегодняшний день транспортная составляющая данного подразделения МЧС включает в себя самолеты Ил-76ТД и Ан-74п. Указанные средства имеют отменное техническое оснащение, позволяющее поддерживать связь, как с землей, так и по воздуху.

Что касается задач, выполняемых авиацией МЧС, то к ряду таковых относятся:

  • проведение спасательных и поисковых операций;
  • осуществление транспортировки людей и грузов по воздуху;
  • проведение специализированных авиационных работ;
  • надлежащее обеспечение связи и управления.

«Центроспас»

Это основное подразделение МЧС, на которое возлагается исполнение задач, требующих быстрого реагирования. Данное наименование имеет уникальный аэромобильный спасательный отряд, который создается и функционирует на государственном уровне.

Основное предназначение рассматриваемого подразделения состоит в исполнении не только поисковых, но и спасательных работ, в том числе и в оказании помощи пострадавшим в результате бедствий, их эвакуации с места событий. Кроме этого, в число основных задач организации входит обеспечение доставки стратегически важных грузов через места локализации чрезвычайных ситуаций, а также их сопровождение.

«Центроспас» — это структура МЧС, которая имеет высокий уровень технического и транспортного обеспечения, а также современное оборудование, нужное для исполнения особо важных задач.

Стоит отметить, что организация ведет круглосуточное дежурство независимо от каких-либо факторов. По установленным правилам, период, в течение которого «Центроспас» должен отреагировать на поданный сигнал, составляет не более 30 минут (для наиболее труднодоступных и отдаленных мест).

Общее понятие

Что такое силы гражданской обороны? В официальной литературе указано, что таковыми являются все те воинские формирования, которые создаются для решения специализированных задач, возникающих в сфере охраны граждан. В ее систему могут входить как обособленные подразделения, так и целые структуры.

Подразделения, входящие в рассматриваемое государственное образование, обязаны исполнять все те функции, которые возлагаются на них нормами российского законодательства. Их привлечение к деятельности производится в строгом порядке, определенном Правительством РФ.

Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации — это понятия, тесно связанные друг с другом

Важно отметить, что действие структур, отнесенных законодательством к числу тех, на кого возлагается обеспечение ГО, во всех случаях направлено на устранение последствий ЧС, а также на их предотвращение

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ (ГО)

Лекция 4.1. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Тема 4.ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА- СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ

Раздел 2.

РЕЖИМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РСЧС

Режим повседневной деятельности включает изучение состояния окружающей среды, прогнозирование ЧС, разработку программ по предупреждению ЧС, подготовку населения к действиям в ЧС, руководство созданием и размещением ресурсов , проведение мероприятий по подготовке к эвакуации, участие в изучении и расследовании причин аварий и катастроф и т.д.

В режиме повышенной готовности усиливается контроль за состоянием окружающей среды, вводится круглосуточное дежурство руководящих лиц, непрерывный сбор и обработка информации о предполагающейся ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты, приведение сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на ЧС, проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

В режиме ЧС усиливается постоянный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование последствий возникших ЧС, оповещение руководителей и населения, проведение мероприятий по защите населения, организация работ по ликвидации ЧС, организация жизнеобеспечения населения.

В феврале 1918г. России пришлось принимать меры по защите Петрограда от бомбардировок германских аэропланов. Комитет обороны обратился с воззванием к населению города. В документе говорилось о создании штаба воздушной обороны, сети наблюдательных пунктов, отрядов для оказания первой медицинской помощи пострадавшим гражданам, о правилах поведения при воздушном нападении. Так зарождалась система противовоздушной обороны (ПВО) в России. 4 октября 1932 г. СНК СССР утверждает Положение о противовоздушной обороне территории Союза ССР. Этим актом было положено начало деятельности централизованной общесоюзной организации — местной противовоздушной обороны СССР (МПВО), а впоследствии (в 1961 г.) на ее основе была создана система гражданской обороны (ГО).

В соответствии с Федеральным законом от 28 января 1998 г. «О гражданской обороне» «гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий…».

Силы гражданской обороны — воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО. На вооружении войск ГО имеется специальное вооружение и техника, Деятельность войск ГО осуществляется с момента фактического начала военных действий, а также по особому указанию в мирное время при стихийных бедствиях, крупных авариях, катастрофах, требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ для сохранения жизни и здоровья людей.

Служба ГО — служба, предназначенная для организации мероприятий ГО, включая подготовку необходимых сил и средств. В стране создаются службы ГО: федеральные, республиканские, областные, автономных областей и автономных округов, районные и городские, а также службы гражданской обороны, организаций.

В территориях есть службы: аварийно-спасательные, экстренной медицинской службы в чрезвычайной ситуации, наблюдения и контроля за потенциально опасными объектами экономики и вероятными источниками чрезвычайных ситуаций. Кроме того, имеются службы: противопожарные, оповещения и связи, торговли и питания и др.

Гражданские организации ГО — это специальные формирования, которые создаются на базе организаций по территориально-производственному принципу, Эти формирования владеют специальной техникой и

имуществом, их личный состав подготовлен для защиты населения и организаций в чрезвычайных ситуациях. В данные формирования могут быть зачислены мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, а женщины в возрасте от 18 до 55 лет.

Гражданские организации ГО создают в основном организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их (атомные электростанции и др,).

Особый смысл заключен в понятии «территория, отнесенная к группе по гражданской обороне»:это территория, на которой расположен город (населенный пункт), имеющий важное оборонное или экономическое значение. На объектах, находящихся на этой территории, имеется высокая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время

studopedia.ru

Нормативное регулирование деятельности

Как уже упоминалось выше, органы, входящие в структуру гражданской обороны РФ, исполняют определенный перечень задач, возложенных на них специализированными актами нормативного характера, действующими на территории РФ. В перечень таковых входят:

  • ФЗ «Об обороне»;
  • закон РФ «О безопасности»;
  • ФЗ «О гражданской обороне»;
  • Конституция РФ.

Кроме всего перечисленного, деятельность сил гражданской обороны регулируется положениями, содержащимися в специализированных постановлениях, изданных Правительством РФ («О порядке отнесения к структурам ГО», «О порядке отнесения отдельных территорий к группам ГО», «О создании специально уполномоченных кадров с структурах ГО» и т.п.). При определении особенностей регулирования работы этих образований, нередко приходится обращаться к содержанию специализированных актов нормативного характера, действующих на международном уровне.

нештатных аварийно-спасательных формирований

Таблица 1

пп

Наименование раздела табелизации

Количество

позиций в разделе

1.

Средства индивидуальной защиты

9

2.

Медицинское имущество

6

3.

Средства радиационной, химической разведки и контроля

13

4.

Средства специальной обработки

3

5.

Инженерное имущество и аварийно-спасательный инструмент

18

6.

Средства связи

10

7.

Пожарное имущество

6

8.

Вещевое имущество

20

9.

Автомобильная и специальная техника

2

Простой количественный анализ таблицы показывает весьма широкий спектр техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов, используемых для табелизации нештатных аварийно-спасательных формирований, требует от руководителей творческого подхода и большой организаторской работы.

В соответствии со статьей 9 п.2 Федерального закона от 12 февраля 1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»:

Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

Состав, структура и оснащение НФГО определяются приказом МЧС России от 18.12.2014 № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне» исходя из примерного перечня создаваемых НФГО и примерных норм оснащения (табелизации) НФГО специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Федеральные органы исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, в пределах своих полномочий:

определяют организации, создающие НФГО;

организуют создание и подготовку НФГО;

осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за обучением личного состава НФГО организаций, находящихся в ведении этих органов;

создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в отношении организаций, находящихся в их ведении, в пределах своих полномочий:

-определяют организации, создающие НФГО;

-организуют поддержание в состоянии готовности НФГО;

-организуют подготовку и обучение личного состава НФГО;

-создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.

Организации:

-создают и поддерживают в состоянии готовности НФГО;

-осуществляют обучение личного состава НФГО;

-создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.

НФГО подразделяются по численности на отряды, команды, группы, звенья, посты, автоколонны, пункты и станции.

Личный состав НФГО в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» комплектуется организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В Приложение № 1 к Типовому порядку создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне», утвержденному приказом МЧС России от 18.12.2014 № 701, приведен примерный перечень создаваемых нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (Приложение № 5,6).

О расположении сил ГО

Стоит отметить, что рассматриваемая организация включает в себя несколько видов структурных подразделений, на каждое из которых возлагается необходимость выполнения определенного круга узкопрофильных задач.

Отдельные соединения, в соответствии с требованиями, представленными законом, должны располагаться в максимальной доступности от населенных пунктов. Кроме этого, большая часть механизированных бригад по установленным правилам должна находиться в сейсмоопасных регионах. Что касается понтонно-переправочных бригад, то их, по большей части, располагают в районе тех мест, которые особенно подвержены наводнениям.

Функции органов ГО

Необходимо понимать, что перед всеми организациями, включенными в структуру сил гражданской обороны, законодатель ставит единые задачи, которые являются обязательными к реализации. В ряд таковых входят:

  • проведение неотложных работ;
  • осуществление аварийно-спасательных работ;
  • санитарная обработка населения, а также имущества, техники, зданий и целых территорий;
  • ведение разведывательных действий в очагах поражений бедствий, к ряду которых могут быть отнесены зоны заражения, затопления, пожаров и т. п.;
  • прокладывание маршрутов в опасным зонам;
  • непосредственное участие в проведении эвакуации населения определенных регионов;
  • проведение работ, связанных с восстановлением объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения (аэродромов, дорог, элементов инфраструктуры, переправ и т. п.).

Стоит отметить, что для реализации специфических задач гражданской обороны в местах концентрации спасательных пунктов могут создаваться дополнительные точки технического обеспечения.

Центр по проведению операций особого риска

Немаловажное место в системе органов МЧС занимает специализированный центр. Он призван проводить операции, характеризующиеся повышенной степенью риска

Важно отметить, что спасатели, входящие в такую структуру, имеют особенную физическую и профильную подготовку, что связано с необходимостью выполнения ими работ, опасных для собственной жизни. К ряду задач спасателей, входящих в структуру Центра по проведению операций, сопряженных с повышенной степенью риска, относятся:

  • обеспечение безопасности широкопрофильных работников МЧС;
  • обеспечение сохранности грузов в процессе их транспортировки;
  • проведение работ по спасению под водой (с обязательным применением легководолазного снаряжения);
  • ведение действий по защите материальных и культурных государственных ценностей, а также людей;
  • исполнение пиротехнических и подрывных работ;
  • проведение спасательных работ в особо труднодоступной местности.

Стоит отметить, что структуру рассматриваемого Центра составляют разные обособленные подразделения узкой специализации, к числу которых относятся:

  • медико-спасательные;
  • подразделения радиационной, биологической и химической разведки;
  • горноспасательные;
  • аварийно-спасательные водолазные группы;
  • структуры по эвакуации и спасению населения;
  • структуры, обеспечивающие сохранность грузов.

Разделы, по которым осуществляется табелизация нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне

Таблица 2

пп

Наименование раздела табелизации

Количество

позиций в разделе

1.

Средства индивидуальной защиты

6

2.

Медицинское имущество

6

3.

Средства радиационной, химической разведки и контроля

11

4.

Средства специальной обработки

3

5.

Инженерное имущество и аварийно-спасательный инструмент

7

6.

Средства связи

9

7.

Пожарное имущество

4

8.

Вещевое имущество

11

9.

Автомобильная и специальная техника

2

Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных формирований гражданской обороны, а также материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению их осуществляется в порядке, установленном:

— Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

— постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»  и от 27 апреля 2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»,

— методическими рекомендациями МЧС России по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований.

Организация ГО

Важно подметить, что структура гражданской обороны населения включает в себя несколько видов формирований. Нужно знать о том, что перечень сил ГО представлен в ст

15 Федерального закона «О гражданской обороне » (ФЗ-28). В ее содержании указано, что к числу их относятся:

  • аварийно-спасательные группы и специализированные формирования;
  • нештатные аварийно-спасательные отряды;
  • Вооруженные Силы РФ, а также структурные подразделения, входящие в их состав;
  • нештатные образования, на которые возлагается задача обеспечения мероприятий по гражданской обороне.

При детализированном изучении указанных групп можно заметить то, что на деле их основу составляют войска МЧС, которые в повседневной жизни регулярно привлекаются для ликвидации не только чрезвычайных ситуаций, но и их последствий, как в военное, так и в мирное время. В структуру МЧС включены такие формирования, как:

  • Центроспас;
  • службы, ведущие спасательные и поисковые работы;
  • отряды по проведению спасательных операций особенного риска;
  • авиационные подразделения;
  • противопожарная служба.

Рассмотрим далее особенности, а также основные задачи перечисленных структур.

Что защищают?

Что является объектом гражданской обороны? Важно отметить, что к данной группе стоит отнести все то, защита при помощи чего предусматривается актами нормативного характера. На деле в ряд таковых включаются специализированные здания и сооружения, а также:

  • укрытия, способные скрыть от радиации;
  • склады, предназначенные для хранения оборудования и провизии, нужной для обеспечения нормальной работы отрядов МЧС;
  • объекты, нужные для создания надлежащего обеспечения деятельности структур МЧС;
  • станции проведения обеззараживания отдельных объектов и одежды.

Кроме перечисленных объектов к указанному перечню могут быть отнесены и другие строения, необходимые для качественного исполнения структурами возложенных на них обязанностей.

Спасательно-поисковая служба

В структуру МЧС также входит отдельное формирование, основной задачей которого является поиск лиц, пострадавших во время какой-либо чрезвычайной ситуации, а также их спасение. В структуру данного ведомства входят различные отряды, общая численность которых составляет более 2 000 человек (кроме этого, в их рядах также числятся спасатели-общественники).

Важно отметить, что для высококлассной реализации поставленных задач отряды поисково-спасательных служб оснащаются современным оборудованием, а также техническими приспособлениями. В арсенале данной группы всегда имеется пневмодомкрат, гидравлический резак, а также несколько видов акустических приборов, помогающих вести эффективный поиск людей под завалами и в снежных лавинах

После получения тревожного сигнала специалисты аварийно-спасательных формирований гражданской обороны обязаны выдвинуться к месту происшествия в течение 15-120 минут (в зависимости от дальности расположения объекта), после чего немедленно приступить к выполнению всех необходимых задач.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector