28 фз о гражданской обороне с последними изменениями

Содержание:

Руководство гражданской обороной

1. Руководство
гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство
Российской Федерации.

2. Руководство
гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях
осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской
обороны указанных органов и организаций.

3. Руководство
гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов
местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданской
обороны.

4. Начальники
гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и
проведение мероприятий по гражданской обороне в федеральных органах
исполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях.

5. Начальники
гражданской обороны в пределах своих полномочий и в установленном порядке имеют
право:

вводить в
действие соответствующие планы гражданской обороны;

принимать
решения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в
безопасные районы;

издавать
приказы по вопросам гражданской обороны.

Общие положения

Федеральный закон о гражданской обороне под номером 28-ФЗ был принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года и одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 12 февраля 1998 года.

ФЗ-28 устанавливает задачи и компетенции государственных органов власти и других управляющих учреждений в области подготовки и проведения мероприятий по гражданской обороне.

Закон РФ о гражданской обороне состоит из 20 статей и 6 глав следующего содержания:

  • Глава 1 предусматривает общие положения и задачи гражданской обороны, правовую основу, правила организации и проведения национальных оборонительных мероприятий и их координации;
  • Глава 2 устанавливает полномочия государственных властей, включая президента, правительство и федеральных организаций;
  • Глава 3 определяет компетенции органов власти субъектов Российской Федерации в сфере гражданской обороны;
  • Глава 4 предусматривает правила осуществления руководства и решения задач быстрого реагирования уполномоченными органами;
  • Глава 5 устанавливает перечень формирований, составляющих силы гражданской обороны, и их основные задачи;
  • Глава 5 определяет порядок финансирования оборонных мероприятий среди населения и ответственность за нарушения положений настоящего закона.

Вам будет интересно — ФЗ 143 в новой редакции. Ссылка

ФЗ-28 устанавливает следующие задачи в сфере гражданской обороны:

  • проведение подготовки населения к потенциальным опасностям;
  • оперативное информирование населения о потенциальных рисках, складывающихся вследствие боевых конфликтов, природных и техногенных последствий;
  • эвакуация в безопасное место гражданского населения, а также материальных и культурных ценностей;
  • обеспечения населения индивидуальными и коллективными защитными средствами;
  • осуществление маскировочных мер;
  • выполнение аварийно-спасательных и других работ по мере необходимости при возникновении опасных ситуаций;
  • обеспечение жизненно необходимыми средствами и продуктами населения, которое пострадало от военных действий или природных и техногенных катастроф, осуществляется в первую очередь;
  • ликвидация пожаров, возникших вследствие чрезвычайных ситуаций;
  • нахождение и пометка районов, которые подверглись заражению в результате радиоактивного, химического, биологического и другого воздействия;
  • осуществления мероприятий по санитарной обработке и обеззараживанию населения, строений, а также техники и территорий;
  • восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах;
  • экстренное восстановление первоочередных коммунальных служб;
  • осуществление экстренного захоронения трупов во время военных действий;
  • обеспечение устойчивой работы учреждений, которые требуются для выживания населения во время военных действий или при последствиях природных и техногенных катастроф;

Силы и средства гражданской обороны должны находиться в постоянной готовности.

Статьёй 4 ФЗ-28 устанавливаются следующие принципы гражданской обороны:

  • Мероприятия по организации и проведению национальных оборонительных действий являются одним из важнейших компонентов безопасности государства;
  • Государство готовится к гражданской обороне в мирное время, учитывая развитие военных технологий и защитных средств населения;
  • Гражданская оборона объявляется в Российской Федерации или на отдельных её территориях сразу по объявлению состояния войны, началом военных действий или введением президентом РФ военного положения.

Обязанности граждан РФ по 28 ФЗ

Закон о гражданской обороне устанавливает следующие обязанности граждан:

  • прохождение военной подготовки;
  • участие в подготовке мероприятий по гражданской обороне;
  • взаимодействие и оказание помощи органам власти и другим учреждениям в сфере оборонительных мероприятий для гражданского населения.

Гражданская оборона осуществляется в три этапа

:

  1. Подготовка
    . Данный этап заключается в строительстве и подготовке убежищ для населения и формирования резервных сил, обучение населения действиям во время чрезвычайных положений и создание системы оповещения и связи;
  2. Реагирование
    . На этом этапе, при возникновении опасности, осуществляется эвакуация граждан, предоставление медицинской помощи и решение других ситуационных задач, требующих быстрого реагирования.
  3. Восстановление
    . На данной стадии производится ликвидация последствий военных действий, природной или техногенной катастрофы и восстановление инфраструктуры.

Силы гражданской обороны

1. Силы
гражданской обороны
— воинские формирования, специально предназначенные для
решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в
войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской
обороны.

2. Вооруженные
Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют
задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

Для решения
задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных
Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в
порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

3.
Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются
для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с
законодательством Российской Федерации.

Основные понятия

Гражданская
оборона

— система мероприятий
по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных
ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий;

служба
гражданской обороны

— служба,
предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая
подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских
организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и
других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих
действий;

гражданские
организации гражданской обороны


— формирования, создаваемые на базе организаций по
территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил
Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и
подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих
при ведении военных действий или вследствие этих действий;

территория,
отнесенная к группе по гражданской обороне,

— территория, на которой расположен город или иной населенный пункт,
имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем
объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных
ситуаций в военное и мирное время.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны

Федеральным
законом от 9 октября 2002 г. N 123-ФЗ в статью 7 настоящего Федерального
закона внесены изменения

Федеральные
органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке,
установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации:

принимают
нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до
сведения организаций и контролируют их выполнение;

разрабатывают
и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом
исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области
гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне,
включая подготовку необходимых сил и средств;

осуществляют
меры, направленные на сохранение объектов, существенно необходимых для
устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

создают и поддерживают
в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской
обороны и системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий;

Глава III. Полномочия
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, организаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в
области гражданской обороны

Полномочия Правительства Российской Федерации

Федеральным
законом от 9 октября 2002 г. N 123-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального
закона внесены изменения

Правительство
Российской Федерации:

обеспечивает
проведение единой государственной политики в области гражданской обороны;

руководит организацией
и ведением гражданской обороны;

издает
нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку
проектов федеральных законов в области гражданской обороны;

определяет
порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от
количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих
существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность
населения, а также организаций — к категориям по гражданской обороне в
зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность
населения;

определяет
порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные
районы;

определяет
порядок обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий;

определяет
порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок
накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

осуществляет
иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с
законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской
Федерации.

Гражданские организации гражданской обороны

1. Гражданские
организации гражданской обороны создаются организациями, указанными в пункте 2
статьи 9 настоящего Федерального закона. Порядок создания и деятельности
гражданских организаций гражданской обороны определяется Правительством
Российской Федерации.

2. В
гражданские организации гражданской обороны могут быть зачислены граждане Российской
Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55
лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания,
инвалидов I, II и III группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в
возрасте до восьми лет, а также женщин, получивших среднее или высшее
медицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Глава VI.
Заключительные положения

Статья 16. Основы деятельности спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны

1. На вооружении
спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного
на решение задач в области гражданской обороны, находится специальная техника, а
также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

2. Военнослужащим
спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного
на решение задач в области гражданской обороны, выдаются удостоверения личности
установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные
знаки гражданской обороны.

3. Военнослужащие
спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного
на решение задач в области гражданской обороны, могут проходить службу на воинских
должностях или не на воинских должностях в указанном федеральном органе исполнительной
власти, его территориальных органах и организациях.

Федеральным законом от
23 декабря 2010 г. N
377-ФЗ в пункт 4 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены
изменения, вступающие в силу с 1 февраля 2011 г.

4. Деятельность
спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного
на решение задач в области гражданской обороны, комплектование их военнослужащими
и гражданским персоналом (федеральными государственными гражданскими служащими и
работниками), социальная защита военнослужащих и членов их семей, а также финансирование
деятельности указанных воинских формирований осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

5. Деятельность
спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного
на решение задач в области гражданской обороны, осуществляется с момента объявления
состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской
Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных
ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях,
крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих
проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Статья 17. Утратила силу с 1 января 2005 г.

Глава VI.
Заключительные положения

Федеральным законом от 22
августа 2004 г. N
122-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции,
вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Иные
нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению в
соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации Б.Ельцин

Москва, Кремль

О гражданской обороне

Принят Государственной
Думой 26 декабря 1997 года Одобрен
Советом Федерации 28 января 1998 года Настоящий Федеральный
закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их
осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и
форм собственности (далее — организации), а также силы и средства гражданской
обороны.

Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Задачи в области гражданской обороны
Статья 3. Правовое регулирование в области гражданской
обороны
Статья 4. Принципы организации и ведения гражданской
обороны
Глава II. Полномочия органов государственной власти
Российской Федерации в области гражданской обороны
Статья 5. Полномочия Президента Российской Федерации
Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации
Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной
власти в области гражданской обороны
Глава III. Полномочия органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций,
права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской
обороны
Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области
гражданской обороны
Статья 9. Полномочия организаций в области гражданской
обороны
Статья 10. Права и обязанности граждан Российской
Федерации в области гражданской обороны
Глава IV. Руководство гражданской обороной
Статья 11. Руководство гражданской обороной
Статья 12. Органы, осуществляющие управление гражданской
обороной
Статья 13. Федеральный орган исполнительной власти,
специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны
Статья 14. Службы гражданской обороны
Глава V. Силы гражданской обороны
Статья 15. Силы гражданской обороны
Статья 16. Основы деятельности войск гражданской обороны
Статья 17. Гражданские организации гражданской обороны
Глава VI. Заключительные положения
Статья 18. Финансирование мероприятий по гражданской
обороне
Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации в области гражданской обороны
Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального
закона

Глава I. Общие
положения

Статья 1. Основные понятия

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

мероприятия по гражданской обороне — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, — территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

требования в области гражданской обороны — специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне — формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

управление гражданской обороной — целенаправленная деятельность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, по организации подготовки к ведению и ведению гражданской обороны;

система управления гражданской обороной — составная часть системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной.

Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны

В целях осуществления
государственной политики в области гражданской обороны Президент Российской
Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет
федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение
задач в области гражданской обороны, и возлагает на него осуществление
соответствующего нормативного регулирования, а также специальные,
разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.
Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение
задач в области гражданской обороны, имеет свои территориальные органы,
создаваемые в установленном порядке.

Полномочия
федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на
решение задач в области гражданской обороны, определяются Правительством
Российской Федерации.

Органы, осуществляющие управление гражданской обороной

1. Органами,
осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

федеральный
орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в
области гражданской обороны, и его территориальные органы, созданные в
установленном порядке;

структурные
подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально
уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

структурные
подразделения (работники) организаций, специально уполномоченные на решение
задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральным
законом от 19 июня 2004 г. N 51-ФЗ в пункт 2 статьи 12 настоящего
Федерального закона внесены изменения

2. По согласованию
между федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на
решение задач в области гражданской обороны, и субъектом Российской Федерации в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут создаваться
органы, осуществляющие управление гражданской обороной на территориях субъектов
Российской Федерации, территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне.

Указанные
органы комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, лицами
начальствующего состава Государственной противопожарной службы, средства на
содержание которых выделяются из федерального бюджета, и гражданским
персоналом, средства на содержание которого выделяются из бюджетов субъектов
Российской Федерации.

Руководители
указанных органов назначаются руководителем федерального органа исполнительной
власти, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской
обороны, из числа военнослужащих войск гражданской обороны, лиц начальствующего
состава Государственной противопожарной службы по согласованию с начальниками
гражданской обороны субъектов Российской Федерации, территорий, отнесенных к
группам по гражданской обороне, в соответствии с законодательством Российской
Федерации.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны

Органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления в пределах своих полномочий и в порядке, установленном
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, на соответствующих территориях:

организуют
проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют планы
гражданской обороны;

осуществляют
меры по поддержанию сил гражданской обороны, органов управления гражданской
обороной в состоянии постоянной готовности;

организуют
подготовку гражданских организаций гражданской обороны и обучение населения
способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий;

создают и
поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические
системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об
опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий, и объекты гражданской обороны;

проводят
мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных
ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других
учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего
населения;

проводят
мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное
время;

создают и
содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных средств;

осуществляют
контроль за состоянием гражданской обороны.

Защитные сооружения и укрытия

Что касается защитных сооружений гражданской обороны, то они должны быть сконструированы в строгом соответствии с заявленными планами. Объем места, рассчитанного в них, должен полностью соответствовать численности населения, проживающего в определенном районе.

Если говорить о классификации сооружений защитного типа, предназначенных для обеспечения гражданской обороны, то они имеют определенную классификацию по видам (в зависимости от того, от какого вида катастроф они предназначены).

На деле такие сооружения могут быть как постоянными, так и мобильными, они могут входить в план определенного здания, а также стоять отдельно.

Большинство постоянных убежищ гражданской обороны рассчитаны на спасение людей в случае техногенной катастрофы. В связи с этим, они имеют определенный уровень защищенности от воздействия радиационных лучей — от первой до четвертой степени. Противорадиационные укрытия также способны защищать людей, находящихся в них, от взрывной волны определенной мощности, а также от осколков боеприпасов.

Письмо МЧС России от 29 мая 2020 г. N 11-15-1811 Об отнесении организаций к категориям по гражданской обороне

3 июня 2020

Вопрос:

Прошу разъяснить, действуют ли в настоящее время следующие нормативные документы:

1. Постановление Правительства от 16.08.2016 N 806 «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по ГО в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения»;

2. Приказ МЧС от 16.08.2016 г. N 632 «Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по ГО»;

3. Методические рекомендации по отнесению организаций к категориям по ГО N 2-4-71-69-11, утв. заместителем министра МЧС А.П. Чуприяном 11.11.2016.

Действительно ли данные документы имеют гриф «для служебного пользования» (т.е. содержат информацию ограниченного доступа), и если это так, как узнать, «подпадает» ли организация (например, коммерческое предприятие) под категорию по ГО? Или категорирование по ГО касается только организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов государственной власти различного уровня, гос. корпораций и компаний?

Т.е. прошу разъяснить, какие именно организации категорируются по ГО и каким образом руководителю можно получить информацию, относится ли его организация к категории по ГО?

Ответ:

Ваше обращение, поступившее в МЧС России от 26 мая 2020 г. N ГИ-6179, рассмотрено и сообщается следующее.

Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 г. N 804дсп «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения», приказом МЧС России от 28 ноября 2016 г. N 632дсп «Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 7 июня 2018 г. N 244дсп, а также методическими рекомендациями по отнесению организаций к категориям по гражданской обороне, утвержденными заместителем Министра А.П. Чуприяном от 11 ноября 2016 г. N 2-4-71-69-11дсп.

В соответствии с абз. 8 ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» и п. 5 Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 г. N 804, информация об организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в соответствии со сферой их ведения находится в компетенции федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации после утверждения перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в месячный срок сообщают организациям об отнесении их к категориям по гражданской обороне.

Для получения информации, касающейся отнесения организации к категориям по гражданской обороне, Вам необходимо обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации.

Директор Департаментагражданской обороны изащиты населения  О.Л. Мануйло

Общие положения

Федеральный закон о гражданской обороне под номером 28-ФЗ был принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года и одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 12 февраля 1998 года.

ФЗ-28 устанавливает задачи и компетенции государственных органов власти и других управляющих учреждений в области подготовки и проведения мероприятий по гражданской обороне.

Закон РФ о гражданской обороне состоит из 20 статей и 6 глав следующего содержания:

  • Глава 1 предусматривает общие положения и задачи гражданской обороны, правовую основу, правила организации и проведения национальных оборонительных мероприятий и их координации;
  • Глава 2 устанавливает полномочия государственных властей, включая президента, правительство и федеральных организаций;
  • Глава 3 определяет компетенции органов власти субъектов Российской Федерации в сфере гражданской обороны;
  • Глава 4 предусматривает правила осуществления руководства и решения задач быстрого реагирования уполномоченными органами;
  • Глава 5 устанавливает перечень формирований, составляющих силы гражданской обороны, и их основные задачи;
  • Глава 5 определяет порядок финансирования оборонных мероприятий среди населения и ответственность за нарушения положений настоящего закона.

Вам будет интересно — ФЗ 143 в новой редакции. Ссылка здесь:

ФЗ-28 устанавливает следующие задачи в сфере гражданской обороны:

  • проведение подготовки населения к потенциальным опасностям;
  • оперативное информирование населения о потенциальных рисках, складывающихся вследствие боевых конфликтов, природных и техногенных последствий;
  • эвакуация в безопасное место гражданского населения, а также материальных и культурных ценностей;
  • обеспечения населения индивидуальными и коллективными защитными средствами;
  • осуществление маскировочных мер;
  • выполнение аварийно-спасательных и других работ по мере необходимости при возникновении опасных ситуаций;
  • обеспечение жизненно необходимыми средствами и продуктами населения, которое пострадало от военных действий или природных и техногенных катастроф, осуществляется в первую очередь;
  • ликвидация пожаров, возникших вследствие чрезвычайных ситуаций;
  • нахождение и пометка районов, которые подверглись заражению в результате радиоактивного, химического, биологического и другого воздействия;
  • осуществления мероприятий по санитарной обработке и обеззараживанию населения, строений, а также техники и территорий;
  • восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах;
  • экстренное восстановление первоочередных коммунальных служб;
  • осуществление экстренного захоронения трупов во время военных действий;
  • обеспечение устойчивой работы учреждений, которые требуются для выживания населения во время военных действий или при последствиях природных и техногенных катастроф;

Силы и средства гражданской обороны должны находиться в постоянной готовности.

Статьёй 4 ФЗ-28 устанавливаются следующие принципы гражданской обороны:

  • Мероприятия по организации и проведению национальных оборонительных действий являются одним из важнейших компонентов безопасности государства;
  • Государство готовится к гражданской обороне в мирное время, учитывая развитие военных технологий и защитных средств населения;
  • Гражданская оборона объявляется в Российской Федерации или на отдельных её территориях сразу по объявлению состояния войны, началом военных действий или введением президентом РФ военного положения.

Обязанности граждан РФ по 28 ФЗ

Закон о гражданской обороне устанавливает следующие обязанности граждан:

  • прохождение военной подготовки;
  • участие в подготовке мероприятий по гражданской обороне;
  • взаимодействие и оказание помощи органам власти и другим учреждениям в сфере оборонительных мероприятий для гражданского населения.

Гражданская оборона осуществляется в три этапа:

  1. Подготовка. Данный этап заключается в строительстве и подготовке убежищ для населения и формирования резервных сил, обучение населения действиям во время чрезвычайных положений и создание системы оповещения и связи;
  2. Реагирование. На этом этапе, при возникновении опасности, осуществляется эвакуация граждан, предоставление медицинской помощи и решение других ситуационных задач, требующих быстрого реагирования.
  3. Восстановление. На данной стадии производится ликвидация последствий военных действий, природной или техногенной катастрофы и восстановление инфраструктуры.

Полномочия организаций в области гражданской обороны

1. Организации
в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

планируют и
организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

проводят
мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

осуществляют обучение
своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных
действий или вследствие этих действий;

создают и
поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные
системы оповещения;

создают и
содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных средств.

2.
Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и
эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение
или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных
ситуаций в военное и мирное время, создают гражданские организации гражданской
обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности. Порядок
определения таких организаций устанавливается Правительством Российской
Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector