§ 3. порядок формирования высших органов государственной власти
Содержание:
- Основные направления работы Правительства
- Исполнительная власть в системе органов государственной власти
- Система и полномочия судов общей юрисдикции
- Органы государственной власти РФ
- Система федеральных органов государственной власти
- Имперская эпоха
- Система региональной государственной власти
- Функции государственной власти РФ
- Принципы системы органов власти
- Судебная власть
- Субъекты исполнительной власти
- Как принимаются федеральные законы
- Президент: порядок избрания и полномочия
- Основные понятия
- Структура исполнительной власти в Российской Федерации
- Законодательная власть
- Законодательная власть
Основные направления работы Правительства
Круг обязанностей Правительства:
- Осуществление реформ, оптимизация финансовой политики, в том числе направленной на сокращение дефицита бюджета страны.
- Проводит политику в области науки, культуры, здравоохранения, образования, экологии и социального обеспечения.
- В его ведении находятся различные объекты федеральной собственности, включая железные дороги, предприятия, сооружения и так далее.
- Работает над военным оснащением и выполнением социальных обязательств перед военными.
- Следит за соблюдением прав человека, общественного порядка, выполнением федеральных законов.
Исполнительная власть в системе органов государственной власти
Основной функционал органов исполнительной власти — организация и обеспечение исполнения Конституции РФ и других российских законов. Реализация властных полномочий в данном случае происходит путем принятия подзаконных актов (решений, постановлений и др.).
Органы исполнительной власти
Высшим органом государственной власти РФ, представляющим ветвь исполнительной власти, является Правительство (ст. 110 Конституции РФ). Это коллегиальный орган, в состав которого входят:
- Председатель;
- заместители Председателя;
- федеральные министры.
Важно! Председателя Правительства РФ назначает Президент РФ после утверждения его кандидатуры согласованию с Госдумой РФ. Если Госдума трижды отклонит кандидатуру Председателя Правительства РФ, то Президент назначает Председателя и получает право распустить Госдуму и объявить новые выборы в Госдуму (ст
111 Конституции РФ).
Председатель Правительства РФ после своего назначения представляет Президенту РФ предложение о структуре органов исполнительной власти (см., например, Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21.01.2020 № 21). На это вновь назначенному Председателю дается недельный срок. Также Председатель Правительства представляет на утверждение Госдуме кандидатуры заместителей и федеральных министров. Госдума принимает решение по этим кандидатурам в течение 1 недели (ст. 112 Конституции РФ). Президент не вправе отказать утвержденных министров.
Общие функции Правительства РФ
- разработка и представление Госдуме федерального бюджета, его исполнение, представление отчета о его исполнении;
- обеспечение ведения в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой политики в области просвещения, медицины, культуры, поддержки и укрепления семьи, сохранения традиционных семейных ценностей и т. д.;
- управление госсобственностью;
- осуществление мер по обеспечению обороны страны и госбезопасности, соблюдению прав и свобод человека, охране общественности и правопорядка и т. д.
Более подробно эти и другие функции раскрыты в ст. 114 Конституции РФ и главе 3 закона «О правительстве РФ» от 06.11.2020 № 4-ФКЗ.
Исполнение предписаний закона в различных сферах правоотношений осуществляют министерства и ведомства, которые входят в структуру органов исполнительной власти (выше на схеме мы перечислили, какие министерства действуют на данный момент у нас в стране с учетом последних преобразований).
Вам также будет полезна справочная информация КонсультантПлюс «Структура и функции государственных органов исполнительной власти и управления». Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.
Система и полномочия судов общей юрисдикции
Существует 3 уровня судов общей юрисдикции в системе российского судопроизводства. В роли судов первой (в некоторых случаях — второй) инстанции подразумеваются районные суды. Выше районных по иерархии считаются областные (краевые, республиканские) суды, которые рассматривают апелляционные жалобы на решения нижестоящих судов. Возглавляет иерархию судов общей юрисдикции Верховный Суд Российской Федерации. Коллегии судей этого органа принимают решения по кассационным жалобам на решения средних инстанций судебной системы.
В некоторых случаях роль первой инстанции могут выполнять мировые судьи, которые проживают на определенной территории, владеют основными теоретическими знаниями.
Суды общей юрисдикции могут начинать судопроизводство по уголовным, гражданским, административным и другим делам.
Органы государственной власти РФ
Государственный орган — это часть государственного аппарата, наделенная властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке госруководства обществом.
Признаки государственного органа
Раскрыть вышеприведенное понятие будет проще через специфические признаки, отличающие государственный орган от прочих госорганизаций. Так, всякий государственный орган:
- исполняет функций от имени государства (страны в целом или субъекта РФ);
- создан в порядке, предусмотренном Конституцией РФ;
- действует на основе законодательства РФ;
- обладает определенной компетенцией;
- обладает властными полномочиями в сфере своей компетенции;
- исполняет функции и поставленные задачи только в пределах своей компетенции;
- обладает организационной обособленностью;
- осуществляет деятельность в формах и методами, которые устанавливаются нормативно-правовыми актами.
Деятельность каждого государственного органа регламентируется специальным нормативным актом: например, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 06.11.2020 № 4-ФКЗ или «Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации…», утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219. То есть, высшие органы функционируют обычно на основе федерального конституционного закона (в регионах соответственно — регионального закона), а министерства и ведомства — на основе постановления высшего органа исполнительной власти (на федеральном уровне, т.е. Правительства РФ или региональном — правительства и администрации субъектов РФ).
Найти все законы и постановления, регулирующие работу госорганов можно в системе КонсультантПлюс — оформляйте бесплатный доступ.
Система федеральных органов государственной власти
Деятельность органов власти полностью охватывает Российскую Федерацию, включая все ее субъекты, согласно статьям 71 и 72 Конституции РФ. Решения данных учреждений непреложны для всех государственных органов, местного самоуправления и населения страны. Полномочия федеральной власти обеспечивают Президент и Правительство РФ (ст. 78, часть 4 Конституции).
К федеральным органам относятся:
- Законодательные органы (Федеральное Собрание – Совфед и Госдума).
- Исполнительные органы (Президент, Правительство, министерства, федеральные службы).
- Судебные органы (Верховный, Конституционный и Арбитражный суды).
- Федеральные органы с особым статусом. Они не вписываются в традиционное деление ветвей власти и имеют свою вертикальную структуру. Среди них: Центральный банк, Счетная палата, ЦИК, Генеральная прокуратура.
- Орган учредительной власти. Обладает полномочиями по разработке и изменению основного закона страны. В РФ таким органом является Конституционное собрание, но его функции ограничены одним годом.
Имперская эпоха
Преобразования Петра I были устремлены на европеизацию внутреннего уклада жизни европейского общества и модернизацию социально-экономического и государственного устройства страны.
Система государственного управления перестраивалась:
- по европейским образцам;
- на базе неизменных крепостнических порядков;
- без продуманного алгоритма и регламента.
Под стать характеру Петра I, реформа государственного управления проводилась жестким курсом в быстрых темпах, в сильной зависимости всех внутренних преобразований от внешней политики.
Боярская дума была заменена Правительствующим Сенатом с «хвостом» контрольных органов. Вместо приказов, учреждены коллегии, введен «Табель о рангах». По окончании Северной войны царя начали именовать Императором, а страна стала Империей.
В целом система государственного управления с изменением функций и названий основополагающих и второстепенных институтов управления государством просуществовала до 1917 года.
Система региональной государственной власти
Федеративное государство предполагает существование как минимума двух уровней власти: федеральный и уровень субъектов. Для Российской Федерации как федеративного государства характерно наличие нескольких уровней государственного управления: федерального уровня, регионального (субъектов Федерации) и местного (органов местного самоуправления). Система трехуровневой власти является одним из признаков демократичности государства, а разделение полномочий между этими уровнями власти – признаком ее децентрализации.
Система государственной власти в России имеет два уровня – федеральный и региональный. Конституция регламентирует как исключительные полномочия федеральных органов государственной власти и исключительные полномочия региональных органов государственной власти, так и совместные полномочия федеральных и региональных органов власти. Полномочия органов местной власти в Конституции определены отдельно, поскольку в России гарантируется самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Правовым основанием образования и деятельности органов государственной власти субъектов РФ являются Конституция, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов Федерации.
Конституция определяет основные принципы, на которыхдолжна строится деятельность органов государственной власти субъектов РФ: самостоятельность и независимость органов власти субъектов РФ, обладающих вне предметов федерального ведения и предметов совместного ведения всей полнотой государственной власти; государственная целостность и единство органов государственной власти; защита прав граждан на всей территории Российской Федерации; разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ.
Установление общих принципов организации государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно. Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ четко установил систему органов государственной власти регионов, которую составляют:
- законодательный (представительный) орган государственной власти;
- высший исполнительный орган государственной власти;
- иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.
Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- государственная и территориальная целостность России;
- распространение суверенитета России на всю ее территорию;
- верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории России;
- единство системы государственной власти;
- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и субъектов РФ;
- самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по взаимному соглашению могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий.
Специфику организации государственной власти в субъектах РФ определяет распределение полномочий исследуемого уровня управления по горизонтали, механизм взаимного сдерживания и контроля, способ формирования и политическая ответственность исполнительных органов власти и высших должностных лиц субъекта РФ. Именно это характеризует форму правления в конкретном регионе в рамках известных трех моделей организации власти: президентской, парламентской или смешанной (президенте ко – парламентской).
Функции государственной власти РФ
Суть и предмет работы государственных органов лежит в ряде их функций.
Существует ряд ключевых функций в системе государственной власти РФ, которые реализуют государственные органы. речь идет правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной деятельности.
Определение 2
Под правотворчеством понимается деятельность относительно принятия нормативно-правовых актов.
Осуществление данной деятельности свойственно для всех органов государственной власти. Законодательная работа – одно из направлений данной деятельности. Исключительно для Федерального Собрания допустимо принимать ряд федеральных законов, которые распространяются на все государство. Для законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ свойственно принимать ряд законов, которые применимы для всей России.
Для правоисполнительной деятельности свойственно осуществляться компетентными государственными органами и должностными лицами в пределах подзаконного правотворчества и правоприменительной работы. Правоприменение выступает как творческий процесс, когда ряд властвующих субъектов устанавливают фактические обстоятельства дела и находят необходимые правила поведения, которые предложены законодателем, а после завершения проверки осуществляют его
В большинстве случаев правоисполнительной деятельностью занимаются органы исполнительной власти, у которых есть определенная часть полномочий государственно-властного характера, которые важно иметь для того, чтобы практически их реализовать в общегосударственной направленности
Определение 3
Под правоохранительной деятельностью понимается деятельность, которую осуществляют уполномоченные органы, направленная на охрану законности и правопорядка, свобод человека и конституционных прав при помощи использования мер воздействия юридической направленности на основании закона, неуклонно соблюдая установленный им порядок.
Проявление многонаправленности данного направления можно увидеть в большом масштабе функций, предопределяющих ключевые векторы правоохранительной работы. Речь идет о конституционном контроле, правосудие, организационном обеспечении работы судов, прокурорском надзоре, выявлении и расследовании незаконных действий, оказании юридической помощи и защите по ряду уголовных дел.
Существует ряд органов, которые реализуют правоохранительные функции. Речь идет о суде, прокуратуре, следственных подразделениях, органах дознания, субъектах оперативно-розыскной работы, органах внутренних дел, службах безопасности, федеральных органах налоговой полиции, адвокатуре, нотариате и пр.
В последнее время ряд ученых выдвигает как важные и несколько иных функций в системе гос власти. Речь идет о правозащитной, медиационной, контрольно-надзорной функции. Их воспринимают как самостоятельные направления работы государственных органов.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Принципы системы органов власти
В нашей стране система органов государственной власти опирается на принципы, выражающие суть государственного устройства. Все они обозначены в Конституции:
- Единство системы. Определяется волей народа и отмечено в статье 11, где перечислены названия органов власти. Статья 3 основного закона гласит: единственным источником власти в стране является народ. Власть может осуществляться как непосредственно (то есть самими гражданами), так и через органы власти. Государственная воля народа поддерживает единство страны и единство органов власти.
- Разделение властей. Иными словами – утверждение трех составляющих: законодательной, исполнительной и судебной. Этот принцип зафиксирован в статье 10 Конституции. Отмечается, что государственные органы обладают самостоятельностью. Разделение властей служит гарантом успешной деятельности органов власти и их сотрудничества.
- Демократизм. Это служение государственных органов интересам человека (статья 2 Конституции). Никакая национальная, региональная, идеологическая или религиозная принадлежность не является приоритетной. При формировании органов власти применяются свободные выборы, которые выступают как наиболее демократичный метод. По такому методу выбирается Президент страны, депутаты органов власти и местного самоуправления. Избрание проходит при тайном голосовании и осуществляется посредством всеобщего равного и прямого избирательного права. Демократизм органов власти подразумевает отчетность чиновников и депутатов перед гражданами. В некоторых случаях может быть организован отзыв депутата населением. Это закреплено федеральным законодательством.
Судебная власть
Структура органов государственной власти включает учреждения, представляющие судебную ветвь власти. К высшим органам судебной власти относятся:
- Конституционный суд РФ. Проверяет на предмет соответствия Конституции РФ то или иное положение закона, примененного (или подлежащего применению) при рассмотрении спора, по обращениям граждан и юридических лиц. Проверяет по запросу Президента РФ конституционность проектов законов РФ и субъектов РФ. Кроме того, в компетенцию КС РФ входит толкование Конституции РФ и разрешение споров о разделении компетенции государственных органов (ст. 125 Конституции РФ).
- Верховный суд РФ. Высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам (ст. 126 Конституции РФ).
Помимо этих высших органов судебной власти в ее структуру входят также:
- суды общей юрисдикции (мировые, районные, военные, специализированные, верховные суды субъектов РФ, апелляционные, кассационные);
- арбитражные суды (арбитражные суды субъектов РФ, апелляционные, окружные, суд по интеллектуальным правам).
Ранее в регионах действовали уставные (конституционные суды), однако они находятся в процессе упразднения (окончательно убудт ликвидированы к 01.01.2023).
Субъекты исполнительной власти
Субъекты исполнительной власти являются главнейшими субъектами административного права, ибо именно они осуществляют государственное управление, управленческие действия, принимают административные акты, обеспечивают исполнение законов, общественный порядок и безопасность, права и свободы граждан.
С учетом федеративного устройства России выделяются следующие субъекты исполнительной власти в Российской Федерации:
- Российская Федерация как демократическое федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ;
- равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
С точки зрения осуществления государственного управления субъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются:
- Президент РФ;
- Правительство РФ;
- федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства);
- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
- главы исполнительной власти субъектов РФ (президенты, главы администраций);
- правительства субъектов РФ;
- иные органы исполнительной власти субъектов РФ.
Как следует из приведенной классификации, субъектами исполнительной власти могут быть как федеральные, так и региональные (в субъектах РФ) органы государственного управления. Известно, что органы управления не могут функционировать без персонала государственного управления, т. е. без государственных служащих, являющихся субъектами государственно-управленческих отношений. Выделяются следующие особенности организации и функционирования субъектов исполнительной власти:
- число госслужащих, занятых в сфере деятельности исполнительной власти, превышает количество служащих и должностных лиц, занимающихся иной государственной деятельностью (общеизвестно, что граждане и юридические лица чаще имеют дело с органами исполнительной власти, чем с органами законодательной государственной власти, прокуратурой и судом);
- субъекты исполнительно-распорядительной деятельности наряду с исполнением законов реализуют другие правоприменительные функции, занимаются «административным» нормотворчеством, принимают нормативные и индивидуальные правовые акты управления, а в отдельных случаях выполняют функции «правосудия», рассматривая дела об административных нарушениях и налагая административные взыскания;
- должностные лица и государственные служащие обладают властными полномочиями различного характера; они воздействуют на формирование и развитие кадрового потенциала, распоряжаются финансовыми, материально-техническими, организационными, кадровыми ресурсами;
- органы исполнительной власти и государственные служащие осуществляют юрисдикционную (правоохранительную) деятельность в силу наличия у них полномочий по реализации мер государственного (административного) принуждения, сфера применения которых может быть значительно расширена на законных основаниях при наступлении чрезвычайных обстоятельств или введении особых административно-правовых режимов;
- государственные служащие органов исполнительной власти (как и муниципальные служащие) в определенных случаях могут управлять по своему усмотрению, основываясь на собственном видении сложности и значимости управленческого мероприятия. Но прежде всего деятельность государственных служащих должна основываться на принципе законности исполнительной власти, а также на соблюдении принципов, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». К ним относятся: верховенство Конституции РФ и федеральных законов; приоритет прав и свобод человека и гражданина; политический нейтралитет; обязательность выполнения решений вышестоящих государственных органов; ответственность государственных служащих.
Одной из основных задач государственного управления является формирование кадрового потенциала государственных органов. Решение этой задачи обеспечивается таким институтом в системе государственного управления, как государственная служба.
показать содержание
Как принимаются федеральные законы
Законотворческий процесс состоит из шести стадий, в которых задействованы несколько органов власти:
- Законодательная инициатива – идея нового нормативного акта.
- Обсуждение в Государственной Думе три раза. В первый рассматриваются общие принципы, во второй – нюансы и корректировки, в третий – итоговый вариант.
- Принятие ГосДумой по голосованию, действует принцип большинства, то есть основная часть депутатов должны проголосовать положительно.
- Согласие Совета Федерации – больше половины членов обязаны дать одобрение.
- Подписание Президентом. Ему предоставляется четырнадцатидневный срок, в рамках которого он может либо наложить вето, либо одобрить законопроект.
- Публикация и реализация.
Принятие федеральных законов осуществляется в строго регламентированном порядке. А изменение положений Конституции посредством всенародного референдума.
Президент: порядок избрания и полномочия
Россия — это очень централизованная республика, поэтому президент стоит в центре системы власти. По статусу президент — это глава государства. Он представляет государство на внешней арене.
Президент выбирается сроком на 6 лет путем прямого, тайного избирательного права всем населением государства. Отстранение от должности возможно только путем импичмента.
Президент может влиять как на внешнюю, так и на внутреннюю политику государства. Полномочия президента распространяются на такие сферы:
- исполнительную власть;
- право законодательной инициативы;
- сферу безопасности и т. д.
Основные понятия
Органами государственной власти называют организации (учреждения) власти. Они являются элементами структуры государства, обладают полномочиями в определенных сферах деятельности. Каждый государственный орган предназначен для управления страной на разных уровнях. Эти организации образуют систему органов государственной власти. Согласованность взаимодействия системы власти контролируется Президентом РФ, что указано в ст. 80 (часть 2) Конституции.
Признаки государственных органов, отличающие их от негосударственных
- наличие властных полномочий;
- законодательный порядок учреждения органа;
- определенный набор функций;
- собственная структура, государственные служащие;
- наличие материальной базы (финансируется средствами федерального бюджета);
- осуществление важных государственных задач.
Структура исполнительной власти в Российской Федерации
По Конституции Российской Федерации предусмотрены такие виды исполнительных органов государственной власти:
- федеральные;
- местные.
К федеральным органам власти относятся: правительство (Кабинет Министров), министерства и ведомства. Главный орган исполнительной власти — это правительство. В состав Кабинета Министров входят: премьер-министр, первый заместитель премьер- министра, несколько заместителей главы правительства, министры. Количество министров в разные годы может колебаться, потому что министерства могут как создаваться, так и ликвидироваться. Перечень министерств, которые входят в структуру правительства сегодня, такой:
- внутренних дел;
- гражданской обороны и противодействия чрезвычайным ситуациям;
- обороны;
- юстиции;
- здравоохранения;
- культуры;
- образования и науки;
- экологии и природных ресурсов;
- развития промышленности и торговли;
- по делам регионов Дальнего Востока;
- недавно создано Министерство, которое курирует Крым;
- сельского хозяйства;
- спорта;
- развития транспорта;
- труда и социальной защиты населения;
- по делам развития экономики;
- энергетики.
Кроме министерств, действуют также службы и ведомства. Такие структуры чаще всего занимаются вопросами безопасности, а также узкопрофильными темами, которые должна курировать центральная власть. На местах функции исполнительных органов власти исполняют местные администрации. Возглавляют местные органы президенты или губернаторы.
Как назначаются руководители и члены органов исполнительной власти? Премьер- министр назначается президентом страны после согласования с Государственной Думой. Формирование правительства, кроме руководителей оборонного блока, проводит глава правительства на свое усмотрение. Руководители некоторых служб и ведомств также назначаются президентом и утверждаются парламентом. На местном уровне принцип назначения руководителей выборный. Люди на территории субъекта Федерации могут самостоятельно решить, кто достоин руководить регионом.
Законодательная власть
Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.
Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).
Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.
Полномочия Совета Федерации:
- Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
- Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
- Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
- Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
- Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
- Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
- Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
- Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
- Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
- Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
- Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.
Полномочия Государственной Думы:
- Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
- Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
- Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
- Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
- Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
- Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
- Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
- Объявление амнистии.
- Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.
Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Законодательная власть
Говоря на тему про виды государственной власти в РФ, стоит отметить, что большая роль в развитии страны принадлежит законодательной власти. Правительство проводит государственную политику на базе законов, которые принимаются именно этой властью. По Конституции Российской Федерации единственным органом законодательной власти является Федеральное Собрание. Состоит из двух палат: Федерального Собрания (высшая палата ) и Государственной Думы (нижняя палата). Принцип формирования палат разный. Государственная Дума избирается путем общенациональных прямых выборов. Независимо от избирательной системы, которая практикуется на конкретных выборах, депутаты Думы представляют интересы всех жителей страны. Совет Федерации формируется фактически на местах, потому что в его состав входят руководители местных органов исполнительной и законодательной власти.
На местах также избираются законодательные собрания, состоящие из одной палаты. Необходимость местных органов, которые вправе издавать законы, объясняется большой площадью государства. Россия — это федерация, которая включила в свой состав много этнически разных субъектов, поэтому такая система власти позволяет наиболее точно учитывать интересы всех групп общества.