История гражданской обороны. гражданская оборона ссср: история создания

Арамильский городской округ

  • Глава округа

    Доклады Главы

  • Администрация округа

    • Сотрудники

      • Вакансии
      • Руководство
      • Организационный отдел
      • Юридический отдел
      • Отдел архитектуры и градостроительства
      • Отдел ЖКХ МБУ «АСЗ»
      • Отдел жилищных отношений
      • Отдел информационных технологий
      • Комитет по экономике и стратегическому развитию
      • Отдел по начислению субсидий и компенсаций МКУ «ЦБС ОМС и МУ АГО»
      • Военно-учетный стол
      • Специалисты
      • Финансовый отдел
    • Военно-учетный стол
    • Молодежная администрация
    • Планы и отчеты о проверках
    • Административная комиссия
    • МКУ «Центр бухгалтерского сопровождения ОМС и МУ АГО»
    • Организация охраны труда

      • Нормативные правовые акты Администрации Арамильского ГО в сфере охраны труда
      • Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере охраны труда
      • Нормативные правовые акты Свердловской области в сфере охраны труда
      • Инструкции
    • Межведомственные комиссии

      • МВК по профилактике правонарушений
      • МВК по профилактике ВИЧ-инфекции
      • МВК по профилактике социально значимых заболеваний
      • Антинаркотическая комиссия
      • Санитарно-противоэпидемическая комиссия
      • МВК по профилактике экстремизма
      • МВК по безопасности дорожного движения
  • Дума 6 созыва

    • Состав
    • Избирательные округа
    • Регламент
    • Комиссии
    • Повестки заседаний
    • Решения Думы
    • План работы
    • Отчеты о деятельности
    • Протоколы заседаний
    • График приема
  • Контрольно-счетная палата

    • Положение
    • Сотрудники

      • Кадровое обеспечение
      • Квалификационные требования
      • Порядок поступления на муниципальную службу
    • Регламент
    • План работы
    • Отчеты о деятельности
    • Полномочия
    • Статистика
  • Отдел образования

    • Устав
    • Подготовка к новому учебному году

      Соблюдение законности при привлечении денежных средств

    • Сотрудники
    • МБУ «ОМЦ»
    • Закрепление школ за территориями
    • Аттестация педагогических и руководящих работников
    • Юные интеллектуалы Среднего Урала

      • 2019-2020 учебный год
      • 2018-2019 учебный год
      • 2017-2018 учебный год
      • 2016-2017 учебный год
      • 2015-2016 учебный год
    • Государственная итоговая аттестация

      • 2019-2020 учебный год
      • 2018-2019 учебный год
      • 2017-2018 учебный год
      • 2016-2017 учебный год
      • 2015-2016 учебный год
      • 2014-2015 учебный год
    • Незаконные сборы средств с родителей учащихся
    • Горизонты техники
    • Кадровый резерв
    • Независимая оценка качества оказания услуг
    • Отдых детей и их оздоровление
    • Комплексная безопаность

      • Безопасность дорожного движения
      • Безпасность в сети Интернет
      • Организация питания
      • Пожарная безопасность
    • ФГОС ОВЗ
    • Родителям первоклассников

      Архив

    • Закрепление детских садов за территориями
    • Фестиваль педагогических идей
    • Информация об организации родительского контроля за использованием ребенком компьютера
    • ГМО педагогов-психологов и учителей-логопедов

      • Новости
      • Документы
      • Планы
      • Состав
      • Аттестация педагогических работников
      • Гостиная логопеда
      • Гостиная психолога
    • Родительское просвещение
    • Клуб «Хочу все знать» для детей и родителей
    • Сертификат дополнительного образования
  • Комитет по управлению муниципальным имуществом

    • Сотрудники
    • МКУ «Центр земельных отношений и муниципального имущества»
    • План приватизации
    • Муниципальные услуги
    • Продажа и аренда на 2020 год
    • Имущественная поддержка
    • Схема размещения рекламных конструкций
    • Аукционы, торги
    • Объекты, находящиеся в муниципальной собственности, с возможным использованием по содействию развития конкуренции
    • Кадастровая оценка земельных участков
    • Предварительные согласования предоставления земельных участков
    • Перечень муниципального имущества, готового к продаже или аренде
    • Перечень объектов системы теплоснабжения, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений
    • Акты о результатах контроля за исполнением концессионных соглашений
    • Перспективные земельные участки для объектов придорожного сервиса
    • Меры поддержки МСП, оказавшихся в зоне риска в связи с Covid-19
  • Избирательная комиссия
  • Муниципальные учреждения
  • Телефонный справочник
  • Общественная палата

    • Состав
    • Регламент
    • Положение
    • Комиссии
    • Контакты
    • Проведенные заседания

Комплекс мероприятий для защиты населения и экономики

Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:

  • своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;
  • укрытие населения в защитных сооружениях;
  • использование средств индивидуальной защиты;
  • эвакуация, рассредоточение, а также переброс населения в безопасные районы;
  • защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;
  • защита населения на всей территории страны;
  • дифференцированная защита населения с учётом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;
  • заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;
  • необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объёма и содержания мероприятий по защите населения.

Структура

Организационно спасательные воинские формирования состоят из следующих подразделений:

Подразделение центрального аппарата МЧС России:

— Отдел спасательных воинских формирований Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России.

Региональные центры:

— Центральный региональный центр;

— Южный региональный центр;

— Северо-Западный региональный центр;

— Сибирский региональный центр;

85 Главных управлений МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Спасательные центры МЧС России:

— Ногинский спасательный центр;

— Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер»;

— Невский спасательный центр;

— Тульский спасательный центр;

— Донской спасательный центр;

— Волжский спасательный центр;

— Уральский учебный спасательный центр;

— Сибирский спасательный центр;

— Амурский спасательный центр;

— Камчатский спасательный центр.

Авиационно-спасательные центры МЧС России:

— Жуковский авиационно-спасательный центр;

— Северо-западный авиационно-спасательный центр;

— Северо-Кавказский авиационно-спасательный центр;

— Приволжский авиационно-спасательный центр;

— Южный авиационно-спасательный центр;

— Красноярский авиационно-спасательный центр;

— Уральский авиационно-спасательный центр

— Хабаровский авиационно-спасательный центр.

Органы обеспечения управления:

— Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;

— Рузский центр обеспечения пунктов управления МЧС России.

Образовательное учреждение:

— Академия гражданской защиты МЧС России

Угрозы жизни человечества

Пятнадцать тысяч войн пережило человечество, и в каждой из них гибли не только отважные (или не очень) солдаты, но и обычные люди, никогда не державшие в руках оружия, дети, женщины и старики. При этом такие смерти чаще всего оказывались случайными, если не считать случаев целенаправленного геноцида. Кроме войн, бывали землетрясения, наводнения, эпидемии, массовые голодные моры и прочие несчастья. Затем, по мере развития науки, техники и технологий, настал черед и техногенных катастроф.

Все вместе губительные факторы за указанный период унесли 3,5 миллиарда человеческих жизней. После появления оружия массового поражения (сначала только химического) стало ясно, что цивилизация медленно, но верно движется по пути, указанному Томасом Мальтусом, успешно защищая планету от перенаселения путем самоистребления.

Каждая страна стремится к защите своего народа от губительных факторов, в этом и состоит его главная функция. В 1932 году началась история развития гражданской обороны нашей Родины. Эта структура была призвана минимизировать последствия нападения враждебных стран на СССР.

Государственная система

Если предыдущие шаги были ограничены временны́ми промежутками, то последний этап начался с 1991 года и продолжается, по сей день. Уже 1992 года был создан приказ о создании единой системы, которая будет предупреждать и ликвидировать последствия ЧС.

Гражданская оборона Российской Федерации является лишь звеном из одной большой системы, которая направлена на защиту и оборону как граждан, так и страны в целом. Теперь можно смело говорить, что государство и ГО неотделимы друг от друга. Эта система обеспечивает безопасность и одновременно развивается в зависимости от принятия новых законов и поправок в Конституции.

Какие именно функции выполняет созданная на территории страны система, должен знать каждый гражданин. Сегодня дети изучают эту тему на уроках в 10−11 классах, пишут рефераты и доклады по ОБЖ. Гражданская оборона — это прозрачная система, которая создана только для обеспечения безопасности.

Система гражданской обороны

Систему гражданской обороны составляют:

  • органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
  • силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
  • фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
  • системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).

Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.

Организационная структура ГО

Согласно Федеральному закону (ФЗ) о гражданской обороне, организацией и ведением ГО Российской Федерации руководит Председатель Правительства. Он же считается начальником ГО РФ, а организационные обязанности по спасению населения и устранению последствий стихийных бедствий возложены на руководителя Министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС), который является первым заместителем Председателя Правительства.

В краях, республиках, городах организация этой службы осуществляется по территориальному принципу, а в министерствах, ведомствах и на предприятиях образование подразделений ГО происходит по производственному. В субъектах России и городах руководители исполнительной власти выполняют обязанности начальников ГО, а в учреждениях и на предприятиях эту должность занимают непосредственно директора.

В обязанности всех руководителей любого ранга входит организация, выполнение мероприятий, образование и осуществление мер по сохранности накопленных запасов средств, оборудования для защиты населения и имущества ГО. Первыми заместителями руководителей считаются начальники штабов по ГО и ЧС. В структуру организации входят службы для выполнения специальных функций: медицинская, противопожарная, радиационной и химической защиты и т. д.

Гражданская оборона в США

В пятидесятые годы наша наука совершила стремительный прорыв, обогнав другие страны, считавшие себя передовыми в технологическом отношении. Это выражалось не только в космических успехах СССР, но и в оборонной области. На вооружении советских ВВС появились реактивные и турбовинтовые бомбардировщики Ту-95 и Ту-16, способные добираться до самых удаленных целей с высокой скоростью. Но самым страшным оружием были межконтинентальные ракеты, и лидерство СССР в вопросе их строительства в то время сомнению не подлежало. Америка утратила заокеанскую неуязвимость, над небоскребами и фермами замаячил призрак ядерного «гриба». История гражданской обороны США началась именно в пятидесятые годы, и сразу же приобрела общенациональный характер. Территория страны была поделена на десять округов, в каждом по несколько штатов. Над городами завыли сирены учебных тревог, школьники учились быстро прятаться под партами и бежать в убежище. Появилась целая индустрия, производящая бункеры снабженные системами жизнеобеспечения для всех желающих. Следует отметить стремление американских «коллег» активно перенимать советский опыт, как организационный, так и технический. Во время Карибского кризиса количество убежищ в США превышало аналогичный показатель в СССР, в случае конфликта спастись людей там могло больше, но ущерб, нанесенный ядерным ударом, все равно оставался совершенно неприемлемым.

1.1 Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1918-1932 гг.

В
Советском Союзе фундамент гражданской
обороны — до 1961 г. она именовалась местной
противовоздушной обороной (МПВО) — начал
закладываться в первые же годы установления
Советской власти. Первые мероприятия
МПВО были осуществлены в Петрограде в
марте 1918 г. после первой воздушной бомбардировки
города немецкой авиацией. К участию в
мероприятиях МПВО в годы гражданской
войны привлекались жители ряда других
крупных городов, когда возникала угроза
воздушных налетов.  
 
      Опираясь на опыт гражданской
войны и растущее военное значение авиации,
Советское правительство, начиная с 1925
г. издало ряд постановлений, направленных
на создание и укрепление противовоздушной
обороны страны.  
 
       В 1925 г. Совет народных
комиссаров (СНК) СССР издал постановление
«О мерах противовоздушной обороны при
постройках в 500-километровой приграничной
полосе». В пределах этой зоны, обусловленной
радиусом действий боевой авиации того
времени, предписывалось в ходе Нового
строительства осуществлять соответствующие
инженерно-технические мероприятия по
защите населения  и  объектов  народного 
хозяйства.  
 
      В следующем году Совет
Труда и Обороны СССР (СТО СССР) издал постановление,
обязывающее проведение мероприятий по
противовоздушной обороне на железных
дорогах в пределах угрожаемой зоны.

 В 
частности, при железнодорожных 
станциях должны были строиться убежища
и создаваться  специальные  формирования 
противовоздушной  и  противохимической 
защиты.  

 
      В 1927 г. Советом Труда
и Обороны СССР было издано постановление
«Об организации воздушно-химической
обороны территории Союза ССР». Согласно
этому постановлению территория страны
была разделена на приграничную (угрожаемую)
зону и тыл. Все города в приграничной
зоне стали именоваться городами-пунктами
ПВО. Общее руководство мероприятиями
ПВО было возложено на Наркомат по военным
и морским делам. В том же году СТО СССР
обязал Наркомат по военным и морским
делам создать специальные курсы по подготовке
руководящих кадров воздушно-химической
обороны для нужд гражданских наркоматов.
Такие курсы были созданы в Москве, Ленинграде, Баку,
Киеве   и Минске.  
 
      В утвержденном в 1928 г.
Наркомом по военным и морским делам первом
Положении о противовоздушной обороне
СССР было записано, что противовоздушная
оборона имеет назначением защиту Союза
ССР от воздушных нападений с использованием
для этой цели сил и средств, принадлежащих
как военному, так и гражданским ведомствам
и соответствующим общественным оборонным
организациям. В связи с такой постановкой
вопроса возникла необходимость организации
обучения населения защите от воздушного
и химического нападения. Выполнением
этой задачи занимались главным образом
Осоавиахим и Союз обществ Красного Креста
и Красного Полумесяца (СОКК и КП), они
охватили обучением сотни тысяч активистов
местной противовоздушной  обороны.  
 
      Массовая подготовка
населения по противовоздушной обороне
и противохимической защите позволила
создать к 1932 г. свыше 3 тыс. добровольных
формирований МПВО. Более 3,5 миллиона человек
было обеспечено противогазами; для укрытия
населения в угрожаемой зоне было подготовлено
несколько тысяч бомбоубежищ и газоубежищ.
Проводились мероприятия по светомаскировке
городов в угрожаемой зоне и по созданию
быстродействующей системы оповещения
населения об угрозе нападения.  
 
      Таким образом, необходимые
организационные и материальные предпосылки
для создания единой общегосударственной
системы местной противовоздушной обороны
в стране к 1932 г, были созданы. Между тем
быстрый рост возможностей боевой авиации
по нанесению ударов по объектам глубокого
тыла потребовал дальнейшего совершенствования
организации защиты населения и народного
хозяйства.

В Союзе ССР и Российской Федерации

Система гражданской обороны в Союзе ССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и другого.

В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (начальник войск ГО).

Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

Также важной организацией в системе гражданской обороны являлся ДОСААФ. ДОСААФ проводил обучение молодёжи по стрельбе, плаванию, вождению автомобиля, парашютизму, пилотированию самолётов и радио коммуникации.. В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России).

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России)[нет в источнике].

В России 4 октября отмечается День войск гражданской обороны.

Войска гражданской обороны

Нагрудный знак подразделений ГО предприятий (СССР)

В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ. Позже войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), а также Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).

С 1991 года войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС России (затем — МЧС России).

На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:

  • ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;
  • проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории;
  • проведение пиротехнических работ;
  • участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
  • участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998), свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости — с Вооружёнными Силами Российской Федерации и другими войсковыми формированиями.

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, войсковых частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные войсковые формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо — спасательные войсковые формирования).

Численность на 1 сентября 2009 года установлена в 15 000 человек. В 2012 году — 18 000 человек.

Начальники ГО СССР

  • 1961—1972 — В. И. Чуйков — Маршал Советского Союза,
  • 1972—1986 — А. Т. Алтунин — генерал-полковник (до 1977), генерал армии,
  • 1986—1991 — В. Л. Говоров — генерал армии,
  • 1991—1991 — Б. Е. Пьянков — генерал-полковник.

Послевоенная гражданская оборона

Атомное оружие появилось в 1945 году. И сразу же было применено. Советский Союз не был готов к новой угрозе и не обладал необходимым количеством убежищ, способных выдержать ядерный взрыв. Экономика страны переживала серьезные трудности, связанные с восстановлением промышленного потенциала и сельского хозяйства после урона, нанесенного боевыми действиями и оккупацией значительной части территории. Тем не менее новая проблема вызвала ответные действия. История гражданской обороны послевоенных лет продолжила традиции, заложенные в 30-е годы.

Army and military photos

Наиболее насущной проблема защиты населения стала в середине XX века, после расширения номенклатуры средств доставки. Ядерное оружие теперь могли нести не только стратегические бомбардировщики, но и ракеты, как наземного, так и мобильного базирования. История создания гражданской обороны в СССР официально начинается в 1961 году, именно тогда служба получила это название взамен МПВО. Переименование было вполне целесообразным по причине расширения перечня функций структуры. Предмет «ГО» преподается в средних и специальных учебных заведениях, в школах ученики получают необходимые знания на занятиях по НВП (начальной военной подготовке). В 70-х годах формируются мобильные подразделения для выполнения обязанностей по защите населения. В подмосковной Балашихе открывается училище, готовящее офицеров ГО.

Управление

Гражданская оборона в России организована иерархически от федерального центра до конкретных организаций (предприятий, заводов, вузов и так далее) — основного звена системы. На каждом уровне создаётся собственное подразделение по гражданской обороне:

  • профильные отделы в конкретных организациях (например, управление мобилизационной подготовки и гражданской обороны МОЭСК, центр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Московского университета);
  • специальные подразделения местных администраций (например, отдел гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Серпуховского района Подмосковья);
  • территориальные центры гражданской обороны, которые комплектуются из спасательных воинских формирований МЧС (например, департамент гражданской защиты Приморского края);
  • специальные подразделения федеральных ведомств (например, департамент госслужбы и мобилизационной подготовки Минэнерго России, отдел гражданской обороны Минтранса России);
  • МЧС России.

Руководство гражданской обороной на разных уровнях возложено на соответствующих руководителей — правительство России, глав федеральных и региональных ведомств, местных руководителей и глав организаций. Они принимают основные решения и несут (кроме правительства) персональную ответственность (уголовную и административную) за проведение гражданской обороны.

Координация работы различных сил возложена на региональные, межрегиональные и федеральный центры управления в кризисных ситуациях, созданные в МЧС.

Задачи

Основными задачами спасательных воинских формирований МЧС России являются:

в мирное время:

проведение мероприятий по поддержанию готовности спасательных воинских формирований к выполнению возложенных на них задач;

использование, размещение и своевременное обновление вооружения, техники и других материально-технических средств, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

участие в подготовке сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обучение населения в области гражданской обороны;

участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях, а также по разработке технологий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время:

участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним;

участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;

участие в доставке грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций, в том числе в качестве гуманитарной помощи иностранным государствам;

участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, другими материальными средствами и услугами, жилыми помещениями для временного проживания, а также в оказании пострадавшему населению первой помощи;

участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций;

участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения;

в военное время:

участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в местах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также на маршрутах выдвижения к ним;

участие в обеспечении ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;

участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;

участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

участие в выполнении отдельных мероприятий территориальной обороны и в обеспечении режима военного положения;

участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения.

Это интересно: Пожарный рукав — определение, виды и устройство

Израиль

Нет такой второй страны, у которой была бы столь драматичная история создания гражданской обороны. Кратко ее можно описать двумя словами: «спасти всех». К сожалению, это получается не всегда, но непрерывные обстрелы территории государства Израиль ракетами «Скад» и обычными снарядами «Града», а также многочисленные террористические акты могли бы вызвать намного большее число жертв среди мирных жителей, если бы не эффективные меры, направленные на их защиту. Эффективность службы ГО позволила министру гражданской обороны в 2012 году даже сделать заявление о предполагаемом числе жертв среди населения в случае полномасштабной войны с Ираном и организацией ХАМАС одновременно. По его словам, количество погибших не превысило бы полутысячи человек. Некоторые эксперты полагают, что слова Матана Вильнаи несколько преувеличивают возможности возглавляемого им министерства, но тот факт, что гражданская оборона населения в Израиле организована хорошо, очевиден. При этом никто в этой ближневосточной стране не отрицает использование советского опыта при налаживании всей инфраструктуры ГО.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ (ГО)

Лекция 4.1. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Тема 4.ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА- СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ

Раздел 2.

РЕЖИМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РСЧС

Режим повседневной деятельности включает изучение состояния окружающей среды, прогнозирование ЧС, разработку программ по предупреждению ЧС, подготовку населения к действиям в ЧС, руководство созданием и размещением ресурсов , проведение мероприятий по подготовке к эвакуации, участие в изучении и расследовании причин аварий и катастроф и т.д.

В режиме повышенной готовности усиливается контроль за состоянием окружающей среды, вводится круглосуточное дежурство руководящих лиц, непрерывный сбор и обработка информации о предполагающейся ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты, приведение сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на ЧС, проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

В режиме ЧС усиливается постоянный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование последствий возникших ЧС, оповещение руководителей и населения, проведение мероприятий по защите населения, организация работ по ликвидации ЧС, организация жизнеобеспечения населения.

В феврале 1918г. России пришлось принимать меры по защите Петрограда от бомбардировок германских аэропланов. Комитет обороны обратился с воззванием к населению города. В документе говорилось о создании штаба воздушной обороны, сети наблюдательных пунктов, отрядов для оказания первой медицинской помощи пострадавшим гражданам, о правилах поведения при воздушном нападении. Так зарождалась система противовоздушной обороны (ПВО) в России. 4 октября 1932 г. СНК СССР утверждает Положение о противовоздушной обороне территории Союза ССР. Этим актом было положено начало деятельности централизованной общесоюзной организации — местной противовоздушной обороны СССР (МПВО), а впоследствии (в 1961 г.) на ее основе была создана система гражданской обороны (ГО).

В соответствии с Федеральным законом от 28 января 1998 г. «О гражданской обороне» «гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий…».

Силы гражданской обороны — воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО. На вооружении войск ГО имеется специальное вооружение и техника, Деятельность войск ГО осуществляется с момента фактического начала военных действий, а также по особому указанию в мирное время при стихийных бедствиях, крупных авариях, катастрофах, требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ для сохранения жизни и здоровья людей.

Служба ГО — служба, предназначенная для организации мероприятий ГО, включая подготовку необходимых сил и средств. В стране создаются службы ГО: федеральные, республиканские, областные, автономных областей и автономных округов, районные и городские, а также службы гражданской обороны, организаций.

В территориях есть службы: аварийно-спасательные, экстренной медицинской службы в чрезвычайной ситуации, наблюдения и контроля за потенциально опасными объектами экономики и вероятными источниками чрезвычайных ситуаций. Кроме того, имеются службы: противопожарные, оповещения и связи, торговли и питания и др.

Гражданские организации ГО — это специальные формирования, которые создаются на базе организаций по территориально-производственному принципу, Эти формирования владеют специальной техникой и

имуществом, их личный состав подготовлен для защиты населения и организаций в чрезвычайных ситуациях. В данные формирования могут быть зачислены мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, а женщины в возрасте от 18 до 55 лет.

Гражданские организации ГО создают в основном организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их (атомные электростанции и др,).

Особый смысл заключен в понятии «территория, отнесенная к группе по гражданской обороне»:это территория, на которой расположен город (населенный пункт), имеющий важное оборонное или экономическое значение. На объектах, находящихся на этой территории, имеется высокая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время

studopedia.ru

Начало пути

Мирному населению постоянно грозит опасность. Самым страшным явлением считаются боевые действия. С каждым годом орудия, применяемые на войне, совершенствуются. Сегодня можно говорить, что существуют оружия массового поражения.

История образования гражданской обороны на территории России начинается с марта 1918 года. Именно в этот период был издан первый документ, в котором были четко прописаны правила поведения граждан в условиях воздушной атаки. Эта бумага содержала в себе несколько предписаний: создание специального штаба, установка наблюдательных пунктов, появление специальных отрядов, которые будут оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Впервые на территории страны была организована добровольная оборонная служба еще в 1920 году. Ее основное предназначение — разработка военно-научных стратегий. Кроме того, служащие должны были вести общественную пропаганду военных знаний среди обычного населения и рабочего класса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector