Пожарная безопасность в поезде: пассажирском и грузовом

Оптимизация дислокации и технического оснащения пожарных поездов

В соответствии с требованиями законодательства РФ в области пожарной безопасности пожарные поезда входят в состав сил и средств гарнизонов охраны и по единому замыслу привлекаются к тушению крупных пожаров в населенных пунктах и на объектах экономики страны.

Организационное построение ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта органично вписано в технологию работы предприятий и организаций железнодорожной отрасли. Для осуществления возложенных задач созданы органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны, расположенные по всей сети железных дорог. Линейное построение ведомственной пожарной охраны позволяет гибко реагировать на структурные изменения, происходящие в ОАО «РЖД», и обеспечить надежное прикрытие стационарных объектов и подвижного состава (объектов защиты) в противопожарном отношении.

В 2010 г. на сети железных дорог функционировали в режиме постоянной готовности 304 пожарных поезда.

В рамках новой дислокации с 2010 г. произошло перераспределение численности производственного штата, все пожарные поезда приведены к единым нормам укомплектованности работниками, что значительно укрепило отдельные подразделения.

Каждый пожарный поезд обеспечен современными насосными установками, средствами защиты пожарных, дыхательными аппаратами, пожарно-техническим оборудованием и аварийно-спасательными инструментами. Пожарные поезда многофункциональны, они аттестованы в установленном порядке на право ведения аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и способны функционировать в автономном режиме в течение трех суток. В ходе аттестации 6 тыс. работникам пожарных поездов присвоен статус спасателя. Нормативная база функционирования пожарных поездов по согласованию с полномочными федеральными органами исполнительной власти полностью обновлена и соответствует реалиям времени.

Профессиональная подготовка работников пожарных поездов

В первом полугодии 2014 г. продолжалась работа по повышению уровня профессиональной подготовки работников пожарных подразделений ведомственной охраны железнодорожного транспорта в соответствии с приказом ФГП ВО ЖДТ России от 11 марта 2012 г. № К-10/110.

В целях совершенствования подготовки работников пожарных поездов к действиям по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в первом полугодии 2014 г. проведено 1296 пожарно-тактических учений (занятий, тренировок) по тушению пожаров на объектах железнодорожного транспорта, а также по ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами в железнодорожном подвижном составе. К указанным занятиям привлекались работники железнодорожного транспорта, пожарные подразделения и работники ведомственной охраны железнодорожного транспорта, пожарные и аварийно-спасательные подразделения территориальных и местных гарнизонов пожарной охраны, работники органов внутренних дел и другие организации, привлекаемые к тушению пожаров на объектах железнодорожного транспорта.

Боевые расчеты пожарных поездов участвовали в крупномасштабных комплексных учениях по ликвидации ЧС межрегионального и федерального характера, проведенных МЧС России по поручению Правительства Российской Федерации, а также во Всероссийском крупномасштабном учении по ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров на территориях субъектов Российской Федерации.

В ходе учений были отработаны вопросы оповещения людей о пожаре, их эвакуации из зданий и сооружений, взаимодействия между обслуживающим персоналом объектов железнодорожного транспорта и пожарными подразделениями, а также совместные действия и схемы подачи огнетушащих средств передвижной пожарной техникой территориальных подразделений пожарной охраны от пожарных поездов и цистерн рабочего парка.

В качестве примера можно привести учение, проведенное 14 мая 2014 г. по плану основных мероприятий Сибирского регионального центра МЧС России на перегоне «Алтайская – Заринск» Алтайского региона Западно-Сибирской железной дороги.

По замыслу учений, из-за неисправности колесной пары одного из вагонов грузового состава, перевозившего нефтепродукты, произошел сход вагонов в габарит соседнего пути и столкновение с пассажирским поездом. В результате столкновения произошел сход 3 пассажирских вагонов и 8 цистерн с нефтепродуктами.

В учениях приняли участие 20 единиц техники пожарных подразделений Барнаульского и Алтайского гарнизонов МЧС России по Алтайскому краю, пожарный поезд станции «Алтайская», восстановительный поезд станции «Алтайская», а также подразделения полиции и медицинской службы.

По прибытии к месту проведений учений первых территориальных подразделений МЧС России были созданы звенья ГДЗС, которые провели разведку пассажирских вагонов и, оценив обстановку, приступили к эвакуации пассажиров через аварийные окна посредством спасательного трапа и выводу пострадавших через рабочий тамбур вагона к пункту оказания медицинской помощи. Одновременно от пожарных автоцистерн на тушение пожара пассажирских вагонов были поданы ручные водяные пожарные стволы.

Людей, получивших серьезные травмы и находящихся в тяжелом состоянии, вертолетом доставляли в медицинские учреждения, способные оказать квалифицированную медицинскую помощь.

По прибытии к месту проведения учений боевой расчет пожарного поезда станции «Алтайская» в теплоотражательных костюмах ТОК-200 провел боевое развертывание с подачей установки комбинированного тушения пожара УКТП «Пурга-5». Кроме того, от пожарного поезда была проложена рукавная линия для снабжения пожарных автоцистерн МЧС России Алтайского края водой.

После ликвидации пожара были организованы работы по устранению течи опасного груза из поврежденной цистерны с применением магнитного пластыря и сбору разлившегося нефтепродукта.

При подведении итогов учения отмечена слаженная работа межведомственного штаба по организации взаимодействия всех оперативных служб и ведомств Алтайского края, привлеченных для ликвидации последствий ЧС.

Дана высокая оценка работникам пожарного поезда станции «Алтайская» и руководителям штаба Барнаульского отряда ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной дороге.

Пожарный поезд нового поколения

В 2011 году был разработан специализированный подвижной состав нового поколения. Это современная техника и она может тушить огонь не только на открытой местности, но и в туннелях.

Специальная открытая платформа с двумя отдельными модулями впервые появилась в комплектации именного этого нового состава. Как выше говорилось, российская техника не комплектуется тепловозами, что ухудшает ее эксплуатационные параметры. Западные коллеги в этом вопросе выгодно отличаются от нас. Их машины со своими локомотивами гораздо быстрее реагируют в случае необходимости на ЧП и выезжают на ликвидацию.

Специализированные составы формируются по решению руководителя отделения ж/д. В РФ сегодня действуют более 320 пожарных поездов обеих категорий.

Положение об организации в ОАО «РЖД» работы по содержанию и эксплуатации

Правила установлены «Положением об организации в ОАО «РЖД» работы по содержанию и эксплуатации пожарных поездов».

Какие обязанности выполняются:

  1. Ликвидация пожаров, спасательные и аварийные работы в пассажиро- и грузопотоке и на иных объектах железной дороги.
  2. Ликвидация аварий и последствий ЧП при перевозке по ж/д ядовитых, легковоспаменяющихся и пр. грузов.
  3. Проведение профилактической работы по предотвращению происшествий на железной дороге и рядом с ней.

Отвечает за постоянную готовность личного состава начальник отделения. Функционирование определяется правилами «Положения», другими нормативными актами.

Другие задачи пожарным не ставят, это недопустимо по нормативам. Собственного локомотива для транспортировки пожарного поезда нет. Это одно из самых слабых мест в организации спасения на ж/д. Локомотив привлекают только когда в этом есть потребность.

Правила отправки поезда к месту чрезвычайного происшествия

Вызов пожарного поезда осуществляется машинистом локомотива, который потерпел аварию, путевыми работниками, дежурными по вокзалу, начальствующим составом военизированных формирований и хозяйственных структур. После получения сообщения в срок не более 10 минут производится отправление пожарного поезда. Команду подаёт диспетчер, после того, как начальник поезда или караула сообщит о готовности поезда к отправлению.

Пожарный поезд можно вызвать только через поездного диспетчера или дежурного по станции, которые совместно определяют, какие поезда необходимо выслать к месту чрезвычайного происшествия. В пожарном поезде не предусмотрен для использования стационарный локомотив. После получения вызова к пожарному составу начальник дистанции присылает любой свободный локомотив, который есть сейчас в наличии. За своевременную выдачу локомотива (в течение 10 минут) ответственность несут локомотивный диспетчер и дежурный локомотивного депо.

При использовании пожарного поезда на электрифицированных станциях пожарный поезд комплектуется тепловозом или паровозом. Если же в качестве локомотива используют электровоз, то к прибытию пожарного поезда на конечный пункт дежурный по железной дороге обязан подготовить тепловоз или паровоз и заменить им электровоз. Если на станции отсутствует свободный локомотив, в таком случае используют любой локомотив, который снимают с свободного поезда. Пожарный поезд запрещается отцеплять от локомотива до постановки его на место постоянной дислокации.

При движении к месту пожара поезд движется с максимально возможной скоростью, имея преимущество перед другими составами, движущимися в данном направлении. Помимо чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера, пожарный поезд отправляют к месту аварии или схода вагонов, которые перевозят опасные грузы, для обеспечения пожарной безопасности в процессе подъема состава. При сообщениях с места пожара используются все возможные средства связи, при этом они пользуются приоритетом, включая служебные телеграммы, телефонные переговоры и другая железнодорожная связь.

Руководит перемещениями поезда после отправления с постоянного места только начальник поезда или караула. Стоимость отправки поезда оплачивает вызвавшая сторона. В связи с возникновением возможных чрезвычайных ситуаций, пожарный поезд категорически запрещается использовать в других хозяйственных работах, где нет опасности жизни людей и повреждению имущества, оборудования и т. д.

Требования к ППБ в пассажирском поезде

Безопасность в железнодорожном составе регламентируется нормативными документами:

  1. ППР РФ – основные правила, действующие на РЖД, где перечислен ряд требований относительно противопожарного режима для вида транспорта.
  2. ППБО-109-90 – расписаны нормы безопасности на жд транспорте.
  3. ЦЛ-ЦУО-448 – инструкция для пассажиров, пользующихся железной дорогой.

Согласно документам, в подвижном составе обязательно должны находиться средства индивидуальной защиты из расчета 1 комплект на каждого работника бригады.

Кроме этого, указан перечень ограничений. Так, в пассажирском поезде запрещается:

  1. Использовать любые приборы, не предусмотренные схемой вагона.
  2. Размещать в нише, где находится электроустановка, посторонние предметы. Горючие материалы не должны складываться рядом с газовыми горелками, светильниками, отопительными приборами.
  3. Использовать вагон, в котором наблюдается утечка тока.
  4. Применять электрокалориферы, если имеется поломка вентиляции. Не допускается нагрев оборудования свыше 28 градусов.
  5. Использовать электрические печи, дизель-генераторы, помещение котельной для сушки одежды.
  6. Применять, заряжать неисправные аккумуляторы.
  7. Самостоятельно ремонтировать электрооборудование.
  8. Использовать горючие, воспламеняющие жидкости для растопки котлов.
  9. Нагревать бойлер, кипятильник, котел без достаточного уровня воды, а так же при неисправности системы вентиляции.
  10. Оставлять без присмотра включенные приборы отопления.
  11. Использовать примусы, керосиновые лампы, другие приспособления, не предусмотренные в вагоне пассажирского поезда.
  12. Курить в не предназначенных для этого местах.
  13. Загромождать вещами или другими предметами коридоры, тамбур.
  14. Провозить взрывоопасные, воспламеняющиеся предметы, материалы.

Назначение пожарного поезда

Итак, поезд для тушения очагов возгорания, относящийся к категории пожарных машин, имеет со всеми остальными видами пожарной техники одно назначение – тушение пожаров и спасение людей. И на основе этого назначения можно обозначить возможности (функциональные) этой разновидности техники.

Пожарно-восстановительный поезд – это транспортное средство (самостоятельное), которое используют для тушения пожаров, возникших недалеко от железнодорожного полотна. Расстояние от железной дороги определяется тактическими и техническими возможностями самого поезда. Если рассматривать возможности пожарного поезда, его мощность и потенциал, то один состав можно сравнить с тридцатью пожарными автомобилями или четырьмя пожарными частями. То есть потенциал поезд огромен.

На вооружении РЖД сегодня большое количество пожарных поездов. В пределах 330 единиц. Из них 20% это техника с повышенными тактико-техническими возможностями. То есть с их помощью не только производят тушение пожаров, но и проводят ряд мероприятий, связанных с такими процессами, как например, сбор разлитых горюче-смазочных материалов, откачка опасных химических веществ.

Пожарный поезд в полном комплекте с локомотивом

Каждый поезд имеет свой район обслуживания. Этот район определяется приказом вышестоящего руководства региона или отделения РЖД. При этом устанавливается его постоянное место дислокации, а также максимальное расстояние его перемещения. Последний показатель может варьироваться в диапазоне 80-160 км.

Самое главное, что эксплуатация пожарных поездов не зависит от ведомственной принадлежности. То есть эту технику постоянно используют для тушения различных объектов, не входящих в состав РЖД. Статистика же уверяет, что пожарные поезда все чаще становятся основной силой в тушении больших пожаров.

Пожарные станции разных стран

Задачи станций противопожарной службы в тушении и предупреждении пожаров, и охрана окружающей среды. Первыми законодателями в области пожарной безопасности были немцы. В 17 веке в Германии появились первые пожарные команды — брандкоманды. В средневековой Германии создавались так называемые «Пожарные гильдии» компенсировавшие ущерб от огня. В 1676 году была организована «Пожарная касса», предписывающая владельцам зданий и построек обязательное страхование на случай пожара.

Все пожарные машины в мире имеют общепринятую окраску красного и белого цвета. Профессиональная пожарная охрана организуется в городах свыше 100 тысяч населения. Если население меньше 50 тысяч, существуют только добровольные пожарные команды. У спасателей на вооружении современные автомобили, вся необходимая техника и качественное снаряжение.

Нарядная станция в городке Фулмпес в Австрии.Немного истории. Ужасный пожар произошел прямо посреди шумного бала 1 июля 1810 г. в посольстве Австрии, где проходило бракосочетание Наполеона I с эр-герцогиней Марией-Луизой. В то время пожарные были гражданскими служащими и не слушались приказов командира. После этого инцидента Наполеон постановил указом, что отныне пожарные Франции являются военными частями. (Пожарная станция в г. Нойштифт Австрия).В средние века, когда не хватало воды, и дома были деревянными, пожарные окапывали горящие строения. (Австрия)В некоторых особо больших городах штат пожарных целиком состоит из профессионалов, а в коммунах сельского типа с низкой плотностью населения – целиком из добровольцев. (Пожарная станция в Цель-ам-Зее -Австрия).Лето 2017 года из-за жары в Черногории ознаменовалось большим количеством сильных лесных пожаров. Почти на всем полуострове нет водоснабжения — вода привозная. Также есть места, куда невозможно подъехать на машине. Пожарные не могут в одиночку справиться с огнем. Тогда прибегают к помощи специальных самолётов. (Пераст-Черногория) .Пожарная станция в Италии.Профессия пожарного считается престижной во Франции. Пожарные Франции называются «саперы-пожарные». Во Франции только 5% всех вызовов — пожары, остальные связаны со спасением людей при ДТП, травмах , возлагается на пожарных, а не на «Скорую»

Пожарный должен уметь принять даже роды, не говоря уже о перевязке, искусственном дыхании и прочем! (Франция)Время реагирования у парижских пожарных строго регламентировано: между моментом принятия звонка и началом тушения должно (внимание!) проходить не более 10 минут. На практике они укладываются за шесть

Учебно тренировочные работы пожарных во Франции. 4/5 всех пожарных всей Франции состоит из добровольцев. Доброволец — это не прохожий энтузиаст, это такой же обученный боец, с одной только разницей: он совмещает работу в пожарной службе с другой деятельностью. На улицах не только городов, но и посёлков размещены гидранты, что облегчает работу спасателям, обеспечивая им доступ к воде.

Инсталляции образные

Наша земля под облаками (Фото)

Это интересно: Пожарные мотопомпы: назначение, виды, характеристики, требования

Подготовка поезда к рейсу

Перед отправлением состава в рейс он проходит обязательную проверку. В ходе проверки обязательно проверяется:

  • исправность электроприборов;
  • отсутствие повреждения электропроводки и целостность изоляции;
  • работоспособность отопительных устройств и кипятильника;
  • наличия воды в кипятильнике и котле;
  • наличие средств пожаротушения, а также их исправность;
  • исправность измерительных приборов;
  • открывание дверей и откидывание площадок;
  • исправность противопожарной системы;
  • работа вытяжки над плитой;
  • работа автоматических систем, в том числе подачи топлива.

https://youtube.com/watch?v=ZQ0yScamIPs

Пожарная безопасность предусматривает осмотр всех помещений. Не должно быть никаких посторонних предметов, особенно поблизости с котлами, плитами и иными электрическими устройствами, а горюче-смазочные и легковоспламеняющиеся материалы необходимо правильно хранить.

Техническое оснащение пожарных поездов: объемы и закупки

Все пожарные поезда оснащаются пожарно-техническим вооружением, пожарной техникой и специальным аварийно-спасательным оборудованием согласно типовому табелю оснащения, утвержденному приказом ФГП ВО ЖДТ России.

Ввиду того что пожарные подразделения ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта финансируются исключительно за счет средств от договора с ОАО «РЖД», а также потому что на протяжении последних нескольких лет пожарные поезда функционируют в условиях дефицита финансирования со стороны ОАО «РЖД», ФГП ВО ЖДТ России принимаются жесткие меры экономии, дефицит финансирования компенсируется за счет внутренних резервов. В первом полугодии 2014 г. объемы поставок пожарной техники, пожарно-технического вооружения и огнетушащих средств были значительно меньше необходимых.

Вместе с тем в первом полугодии 2014 г. продолжалась работа по реализации ранее принятых решений по повышению технического потенциала пожарных поездов для успешного тушения пожаров и ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами. На вооружение пожарных поездов продолжали поступать новые модернизированные стационарные пожарные установки, обеспечивающие подачу 50 л/с воды или раствора пенообразователя. В целях обеспечения защиты работников от опасных факторов пожаров закуплены дыхательные аппараты со сжатым воздухом. Для повышения эффективности действий по тушению пожаров в пожарные поезда поставляется пенообразователь общего назначения, а также другое пожарно-техническое вооружение и специальное аварийно-спасательное оборудование.

Кроме того, одним из самых важных показателей боеготовности пожарных поездов является техническое состояние их подвижного состава.

В составе пожарных поездов эксплуатируется 1224 единицы железнодорожного подвижного состава. Железнодорожный подвижной состав пожарных поездов находится на балансе ОАО «РЖД» и в соответствии с уставом компании его производство, текущее содержание и эксплуатация отнесены к задачам ОАО «РЖД». Порядок содержания и эксплуатации подвижного состава пожарных поездов регламентирован положением «Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО «РЖД».

В начале 2000-х гг. особенно остро встала проблема обновления подвижного состава пожарных поездов в связи с истечением сроков эксплуатации.

С 2009 г. по настоящее время организована и проводится работа по продлению сроков эксплуатации железнодорожного подвижного состава пожарных поездов, выслужившего установленные сроки. Также в 2009 г. ОАО «РЖД» было принято решение о разработке конструкторской документации железнодорожного подвижного состава для нового пожарного поезда с учетом внедрения современных технологий, направленных на расширение возможностей по спасанию людей, тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

В 2010 г. ОАО «РЖД» утвержден инвестиционный проект «Пожарная безопасность», которым предусмотрено выделение средств для постройки нового железнодорожного подвижного состава для пожарных поездов.

За период с 2011 по июль 2014 г. в рамках инвестиционного проекта «Пожарная безопасность» построено и введено в боевой расчет 49 вагонов – насосных станций и 98 цистерн-водохранилищ.

В 2014 г. построен и введен в боевой расчет новый подвижной состав для 11 пожарных поездов, дислоцирующихся на станциях «Волховстрой», «Москва-Киевская», «Муром», «Агрыз», «Минеральные Воды», «Сальск», «Кочетовка», «Арчеда», «Кулунда», «Кемерово» и «Комсомольск».

В соответствии с графиком обновления железнодорожного подвижного состава пожарных поездов на период до 2020 г., утвержденным старшим вице-президентом ОАО «РЖД» В.А. Гапановичем, планируется построить 213 вагонов – насосных станций и 426 цистерн-водохранилищ.

Опубликовано: Каталог «Пожарная безопасность»-2015Посещений: 11134

  Автор

В рубрику «Пожарная безопасность» | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Пожарный поезд нового поколения


Схема пожарного поезда нового поколения: 1 — платформа с модульным оборудованием пожаротушения; 2 — цистерна-водохранилище; 3 — вагон-насосная станция


Схема оборудования на платформе пожарного поезда нового поколения

В 2011 году, в соответствии с «Концепцией обеспечения пожарной безопасности перевозочного процесса на период реформирования ОАО „РЖД“», разработанной Российской академией наук и утвержденной в 2010 году, на ОАО «РЖД» был создан специализированный подвижной состав нового поколения, оснащённый пожарным и специальным аварийно-спасательным оборудованием и предназначенный для решения специфических задач по тушению пожаров в железнодорожных тоннелях, в частности, на линии Адлер — Красная поляна.

Поезд разработан ОАО «РЖД» совместно с ФГП «ВО ЖДТ России», Воронежским вагоноремонтным заводом, ОАО «Вагонреммаш» и ОАО «Рузхиммаш». Презентация пожарного поезда нового поколения состоялась 29 августа 2011 года на Рижском вокзале. Новый пожарный поезд относится к 1-му классу пожарных поездов.

Новый поезд прикреплён к станции Адлер Северо-Кавказской железной дороги, что повысило уровень пожарной безопасности как на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, так и на объектах проведения Зимних Олимпийских игр 2014 года.

К 2026 году планируется оснащение новыми пожарными поездами всех железных дорог.

Новый пожарный поезд имеет:

  • вагон-насосную станцию;
  • две цистерны для воды;
  • контейнерную платформу для размещения пожарной техники, пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования;
  • систему спутниковой навигации;
  • усиленное пожарно-техническое вооружение;
  • улучшенные бытовые условия размещения работников дежурного караула.

Вагон-насосная станция предназначен для размещения сотрудников дежурного наряда (боевого расчёта), средств связи, оповещения и навигации, пожарного и аварийно-спасательного оборудования, средств пожаротушения и другого оборудования. Создан на базе пассажирского вагона модели 47Д, прошедшего капитально-восстановительный ремонт, и обеспечивает боевой расчёт всеми необходимыми условиями для несения караульной службы и эффективного выполнения своих обязанностей в оперативной обстановке.

Цистерна-водохранилище разработана на базе трёхметровой цистерны для перевозки нефтепродуктов. В числе значительных отличий модернизированной продукции от старых образцов — гораздо больший объём, наличие электронных датчиков температуры и уровня заполняемости водой, мощные осветительные приборы и использование современных изоляционных материалов с улучшенными теплотехническими характеристиками.

Впервые в отечественной практике для ликвидации очагов возгорания в тоннелях в состав поезда введена платформа с модульным оборудованием. На штатных фитинговых опорах контейнерной платформы с погрузочной длиной 18 м установлены автономный пожарный модуль контейнерного типа (АПМКТ) и контейнер-платформа с радиоуправляемой установкой LUF-60 для тушения пожаров в железнодорожных тоннелях. Также на платформе размещён модуль пожаротушения (дизельная мотопомпа производительностью 100 л/с) и установка пенного пожаротушения типа «Пурга-100». Для установки оборудования использована серийная платформа модели 13-1223 без конструктивных доработок.

Робот LUF-60 способен перемещаться как по рельсам, так и на гусеничном ходу со скоростью до 6 км/ч. Он позволяет управлять распространением дыма в тоннелях благодаря мощной вентиляторной установке. Распыляемая в потоке воздуха вода снижает температуру, что увеличивает эффективность действия пожарного расчёта. Радиус управления по радиоканалу составляет 300 м. Расход водопенных составов через ствол — от 7 до 40 л/с.

На поезде имеется:

  • запас пенообразователя 5000 кг;
  • по 5 углекислотных и порошковых огнетушителей ОП-4 и 2 передвижных порошковых огнетушителя ОП-50;
  • 7 дыхательных аппаратов со сжатым воздухом и прибор для их проверки СКАД-1;
  • установка комбинированного тушения пожаров «Пурга-10.20.30»;
  • два лафетных ствола, один из которых с изменяемой геометрией струи и расходом 50 л/с воды или раствора пенообразователя;
  • электростанция мощностью 6—10 кВт;
  • увеличенный запас напорных пожарных рукавов.

Все работники, входящие в состав боевых расчётов, обеспечены боевой одеждой первого уровня защиты. Также на вооружении имеются противохимические костюмы КИХ-4 для защиты работников при работе в условиях ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами. В машинном отделении вагона-насосной станции установлены две стационарные пожарные установки СПУ-40/100 с расходом 50 л/с каждая.

Поезд может эксплуатироваться при температурах от −60 °C до +50 °C.

Место дислокации поезда

Станция, на которой обычно располагается пожарный поезд, определяется временем прибытия до конечной границы участка железной дороги, который не должен превышать 1,5 часа (в радиусе до 100 км). Обычно это крупная станция различного назначения (сортировочная, грузовая, пассажирская и т. д.). Стоянка поезда закладывается изначально в проекте станции, а в случае нахождения на уже работающей – определяется комиссией. Обычно пожарный поезд расположен на путях, которые имеют двустороннее направление движения, возле наиболее опасных в пожарном отношении объектов на станции. Если поезд входит в состав стрелково-пожарной команды, стоянка должна быть не более 0,5 км от места дислокации подразделения.

На стоянке должны быть бытовые помещения – хранилища горюче-смазочных материалов и топлива, тренировочная камера для звеньев газодымовой службы, мастерская, где производятся ремонт и техническое обслуживание пожарного оборудования. Максимально близко к поезду должен располагаться пожарный гидрант, телефонная и электрическая линии. Все системы пожарного водоснабжения являются собственностью подразделения железнодорожного транспорта. Стоянку пожарного поезда запрещено занимать другим составам.

Основные правила

Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте предусматривают ряд запретов. Категорически запрещено эксплуатировать электроприборы и отопительные устройства, которые вышли из строя. Нельзя оставлять без присмотра работающие электроприборы.

Для пожарной безопасности на железнодорожном транспорте также запрещено:

  • хранить легковоспламеняющиеся предметы и материалы рядом с котлами, обогревателями, плитами и кипятильниками;
  • класть складируемые вещи на расстоянии менее 50 см от светильников;
  • перевозить в пассажирских вагонах жидкости, что легко возгораются;
  • применять газовые плиты и примусы для приготовления пищи;
  • использовать легковоспламеняющиеся жидкости для разжигания котлов и печей;
  • эксплуатировать котел или кипятильник без воды;
  • использовать розетки и электрические устройства, не соответствующие требования электросхемы;
  • разводить открытый огонь;
  • включать электроприборы при неисправности измерительных устройств (амперметра и вольтметра);
  • применять неисправные аккумуляторные батареи или производить их зарядку неправильным способом;
  • сушить вещи на обогревающих устройствах, кипятильниках и над плитами;
  • производить ремонт электромеханического регулятора напряжения на ходу поезда;
  • заменять вышедшие из строя лампочки лампочками меньшего номинала.

Пассажирам и работникам железнодорожного транспорта запрещается курить в неустановленных местах. Проходы и тамбуры не должны быть загромождены, так как это может препятствовать эвакуации пассажиров в случае возгорания в вагоне. Если поезд движется, нельзя выбрасывать мусор и продукты горения после чистки котлов или печек. Это необходимо делать при остановке поезда в специально отведенных местах.

В случае появления механических повреждений, например, трещин, в отопительных устройствах или плитах, а также нарушения электроснабжения необходимо прекратить их использование. Пожарная безопасность пассажирских вагонов заключается в строгом соблюдении прописанных правил и рекомендаций.

Ответственность пассажиров и внимательность проводников позволяют избежать неприятных ситуаций при стоянии или передвижении поезда.

Пожарное оборудование

Помимо огнетушителей, в пассажирском поезде должны размещаться стационарные системы тушения огня.


Пожарный кран и схема водоснабжения в вагоне

Установка водяного пожаротушения

Система охраны предназначена для ликвидации очага возгорания в вагоне. Ее используют только после применения огнетушителей, если они оказались не эффективными.

Установка состоит из:

  • расходного бака, куда заливается вода;
  • электрического насоса;
  • автоматического выключателя;
  • нескольких кранов.

Установка газового пожаротушения

Система предназначена для ликвидации объемного возгорания на пульте управления вагонов. Способна автоматически запускать работу при команде от УПС. Состоит из четырех генераторов, которые находятся под приборами. Система заполнена аэрозольной смесью. Одна установка способная покрыть весь вагон.

Генератор огнетушащего аэрозоля

Работа устройства основана на формировании, активном выделении мелких частиц с помощью давления дымовых газов. Облако резко тормозит процесс горения, благодаря способности обволакивать воспламенившиеся предметы, блокируя доступ воздуха к очагу пожара.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector