Пожарные на ученье интегрированное физкультурное занятие

Как обеспечивается противопожарная безопасность в школе

Администрация учебного заведения должна не только организовывать , но и полностью контролировать выполнение правил и требований ПБ. То есть, чтобы и учащиеся, и сотрудники соблюдали не только учебный режим, но и режим пожарной безопасности. Вот те мероприятия, которые должны соблюдаться внутри здания и на пришкольной территории:

  • устранение любых факторов, которые могут стать причиной возникновения пожара;
  • строго соблюдать график проведения инструктажей и занятий, которые нацелены на повышение знаний по ПБ;
  • разрабатывается план эвакуации, он утверждается директором школы;
  • разрабатываются меры по оповещению людей на случай возникновения пожара;
  • директором, его приказом, распределяются обязанности учителей и технического персонала на случай пожара;
  • распределяются обязанности за учителями, которые придется использовать в процессе проведения массовых мероприятий: линейки, праздники, концерты, школьные вечера и прочее;
  • содержание здания школы и территории в чистоте, использование при оформлении негорючих материалов.

Инструктаж для учителей

Методика проведения пожарно-тактических учений

Проведение пожарно-тактических учений предусматривается заранее. Это не сумбурное мероприятие. Оно подготавливается заранее с составлением плана и подготовкой мест проведения. Вся организация и проведение мероприятия возлагается на начальника пожарного гарнизона. В его обязанности входит:

  • подготовить подведомственное ему подразделение к проведению учений;
  • согласовать проведение данного мероприятия с главой муниципального образования, а также с руководителями предприятий, на объектах и территории которых учение предполагается провести;
  • составляется график проведения, который согласуется с руководителем территориального ;
  • следить за подготовкой техники, инвентаря и инструментов.

Кто назначается руководителем объектовой противопожарной тренировки

На занятиях ответственное лицо назначает руководителя текущего занятия и следит за действиями сотрудников. Это могут быть представители ИТР, бригадиры или представители рабочих. Приказы назначенного человека обязательны для исполнения всеми участниками мероприятия. Отменить указания имеет право только главное ответственное лицо. Чтобы сотрудники не прерывали выполнение своих непосредственных обязанностей, занятия проводятся только вне рабочего времени, периодичность проведения мероприятий – не менее 2 раз в год. Продолжительность обучения не должна превышать 3 часов. На инструктажах могут присутствовать по предварительному договору сотрудники МЧС.

Приобретение навыков спасения пострадавших

Цели проводимых учений

Основная цель пожарно-тактических учений – поднять на новый уровень практические навыки и тактическое мышление начальствующего состава. Это мероприятие показывает профессиональную подготовку командиров подразделений. Как они могут правильно организовать тушение пожаров, как они управляют вверенными им силами и средствами. При этом проверяется уровень всего командного состава в независимости от занимаемой должности.

Главная технология обучения пожарных – практика. То есть создаются условия, близко приближенные к реальным. И в этой обстановке оттачиваются навыки личного состава, где грамотные команды руководителей подразделений направляют всю работу пожарников на эффективную борьбу с огнем. При этом командиры показывают на практике, что и как делать, и все это сопровождается устными замечаниями или приказами.

То есть на учениях дается возможность командирам показать все, что они получили в процессе обучения в профильных учебных заведениях. Здесь на полигоне соединяются воедино практические навыки и теоретические знания. Сами учения всегда проводятся на специальных объектах или в реальных населенных пунктах. То есть условия максимально приближены к реальным.

Пожарные ученья, приближенные к реальным условиям

Тактика и выполнение боевой задачи

Разобравшись, что является задачами пожарной тактики, переходим непосредственно к ее применению. Сами действия пожарных происходят по нескольким этапам:

  • прием сигнала о начавшемся пожаре;
  • выезд боевых расчетов;
  • проведение разведки и сбор информации;
  • проведение эвакуации;
  • развертывание пожарных средств;
  • ликвидация горения;
  • проведение специальных работ;
  • сбор средств и сил;
  • возвращение на базу.

Важным этапом является разведка, в процессе которой выявляются оперативные и технические характеристики возгорания. Именно они и являются основой тактики. То есть по ним производиться распределение оборудования и расчетов, собирается информация о месте нахождения людей, а соответственно определяются пути их эвакуации. Разведка дает возможность спрогнозировать дальнейшее развитие пожара, а также точно определить пути перемещения пожарных расчетов.

Спасательные работы на пожаре

Что касается проведения спасательных работ, то тактика их проведения основывается на позиции, а есть ли внутри горящего здания люди. Если разведка подтвердила, что внутри никого нет, то спасательные работы отменяются, и пожарные приступают к тушению очага возгорания.

Ликвидация пожара – это не только тушение огня, это ликвидация его последствий: дыма, высоких температур. На этом этапе пожарные решают и еще одну важную задачу – предотвратить повторное воспламенение, взрыва или тления. Для этого используются все имеющиеся в наличии средства и силы.

К специальным работам относится ряд процессов, которые характеризуются вспомогательными операциями, не связанными с тушением пожара. Но они не менее важные. К ним относится:

  • оказание первой медицинской помощи:
  • эвакуация с высоту с помощью специальных приспособлений и оборудования;
  • организация линий связи;
  • установка и настройка оборудования;
  • в ночное время монтаж осветительных приборов.

Но в основе пожарной тактики лежит один процесс – тушение очагов возгорания.

Тушение пожара

Тактические возможности пожарных расчетов

Эффективность тушения пожара зависит от оснащенности самих пожарных, а также, каким оборудованием они владеют. Отталкиваясь от этих двух факторов, решается задача возможного максимального объема выполняемой работы с учетом конкретного пожара. Еще один немаловажный фактор – это эффективное взаимодействие между боевыми расчетами, а также между ними и руководством.

То есть, чтобы построить эффективную пожарную тактику, необходимы и надежная взаимосвязь, и четкая структура. Именно поэтому в пожарных подразделениях действует военная иерархия, которая определяет четкие действия всех.

На пожаре должна быть организована четкая связь

Фактор оснащенности определяет, насколько пожарные части и подразделения смогут бороться с огнем. И если тактика тушения пожаров определяет четкое распределение звеньев по объекту, плюс, правильное их действие с учетом меняющейся обстановки. То оснащенность позволяет эффективно бороться с пожаром в плане тушения огня, где нередко количество используемого огнетушащего вещества играет важную роль. Поэтому руководство старается предвидеть, как будет развиваться ситуация на объекте. И, отталкиваясь от этого, направляет на пожар расчеты с определенным количеством пожарных стволов, огнетушащих средств и прочего оборудования.

Немаловажным фактором выступает и сам объект:

  • из каких материалов он возведен;
  • размеры и форма;
  • есть ли системы пожаротушения;
  • хорошо ли продуманы пути эвакуации;
  • работает ли противодымная защита и прочее.

Противодымная защита

Подготовка

Пожарно-тактические учения с полной эвакуацией людей из зданий, привлечением техники, скорой помощи и использованием средств имитации пожара крайне необходимы в наше время. Основной целью таких мероприятий всегда является проверка слаженной работы служб по эвакуации людей из зданий и оказания помощи пострадавшим.

И что особенно важно — это помогает запомнить людям их правильные действия в случае пожара. А некоторых психологически подготавливает к спокойному и рассудительному поведению в чрезвычайной ситуации

Перед проведением тренировочных мероприятий идет подробная разработка плана действий. Эти учения записываются в специальный документ, в котором есть исходные данные по помещению и водоснабжению, а также тактический замысел.

В план пожарно-тактических учений также включены и данные об окружающей обстановке. Возможно, что они будут проводиться ночью в экстремальных условиях. Наряду с этим прогнозируется .

Кто проводит ПТУ и их периодичность

Организацию пожарной безопасности на предприятии обеспечивает ответственное лицо. Обучения персонала проводятся 2 раза в год, в нерабочее время. На них могут присутствовать сотрудники МЧС.

Профессиональные ПТУ проводятся согласно разработанным планам.

Тип мероприятия Организатор Периодичность
Тренировочное

Руководители пожарных частей ФПС

1.     Плановые занятия для личного состава дежурных смен.

2.     Не реже 2 раз в год, ночью.

При составлении плана смены чередуются так, чтобы занятия были распределены равномерно.

Заместители руководителей частей ФПС

Не менее 1 тренировки в год
Начальники смен 1 отработка для руководителя дежурной смены

Контрольно-проверочное

Руководитель службы пожаротушения гарнизона 2 отработки/год
Начальник отряда ФПС 1 раз/год для каждого подразделения
Руководитель гарнизона пож. охраны 1 раза/год
Начальники смены территориального гарнизона 2 тренировки/год
Начальники службы пожаротушения тер. гарнизона 2 раза/год
Должностные лица, состоящие в комиссиях региональных центров ГУ во время инспектирований ФПС По плану проверок

Профессиональные тренировки проверяющего, начальствующего состава и подразделений завершаются анализом состоявшихся занятий и оформлением соответствующих документов.

Имитация ситуаций

Чтобы привести проводимые мероприятия к реальным условиям и ситуациям, используют различные формы подготовки. К примеру, для задымленности объекта применяют дымовые шашки, осветительные приборы, которые имитируют возгорание, и прочее.

Нередко в качестве имитации применяют обычные разноцветные флажки. К примеру:

  • красный – это очаг возгорания;
  • желтый – участки высокой задымленности и появления большого количества угарных газов, здесь необходимо работать только в противогазах;
  • синий – малая степень задымленности.

За всеми проводимыми процессами следят руководители пожарной охраны. Они обозначают, правильно ли действует дежурный расчет. В конце учений составляется акт с подробным описанием проведенных мероприятий. Этот документ позволяет объективно оценить работу каждого подразделения и пожарного гарнизона в целом. В отчете указываются слабые места, над которыми придется поработать в дальнейшем усиленно. На основе проведенных пожарных учений руководитель гарнизона определяет дальнейшие действия, связанные с повышением уровня подготовки каждого подразделения и его личного состава.

Как проводят обучение учеников

Технике пожарной безопасности в школе начинают учить еще в младших классах. Здесь детям дают простые понятия о том, что собой представляет огонь, а соответственно и пожар. Почему он является опасным, но для каких целей его применяют. То есть рассказывают о всех плюсах и минусах. Но при этом закладывают знания о том, как надо правильно обращаться с огнем, и что нужно делать, если в здании вдруг начался пожар.

Ученики младших классов не могут усвоить большой объем информации, особенно технической. Поэтому знания даются в виде игры, где используются наглядные пособия в виде игрушек или картинок. Сегодня большой популярностью пользуются мультфильмы. Нередко для малышей организуют экскурсии в пожарные части, где наглядно показывают пожарные машины, самих сотрудников в полном обмундировании. Это самая действенная мера.

На этом этапе обучения малышей учат, как правильно тушить костры, как можно спастись от огня и дыма, как правильно пользоваться бытовыми электрическими приборами. Обязательно заучивают номера телефонов МЧС.

По сути, ученикам младших классов прививают небольшое количество простейших правил. Вот они:

баловаться со спичками нельзя;
нельзя играть возле костров или предметов, нагретых докрасна;
нельзя сушить вещи над бытовыми электрическими приборами и кострами;
нельзя оставлять электроприборы без присмотра;
нельзя разводить костры без участия взрослых;
если был обнаружен пожар, то надо приложить все усилия, чтобы привлечь внимание взрослых: кричать, шуметь, звонить и прочее.

Правила пожарной безопасности для учеников младших классов

Техника безопасности при пожаре в школе для учеников средних классов – это более серьезный подход. Вот элементы получения знаний:

  • прививаются знания, как надо правильно пользоваться электрической техникой;
  • дается информация о легковоспламеняющихся материалах: почему они так называются, как контактируют с огнем, и каковы последствия этого контакта;
  • правила использования огнетушителей и других приспособлений и инструментов;
  • правила спасения себя и других детей.

Последний пункт особенно важен. Поэтому проводятся учения, в которых отрабатываются правила эвакуации из школы. Работа над всеми пунктами проводится в виде викторин, конкурсов

Особое внимание уделяется практическим занятиям

Ученики средних классов изучают, что собой представляет огнетушитель

Правила противопожарной безопасности в школе у учеников старших классов – это в основном практические занятия. На них старшеклассников обучают, как и какими средствами можно бороться с очагом возгорания, как грамотно провести спасение людей. То есть, оканчивая школу, учащийся старших классов должен уметь следующее:

быстро отыскать выход из горящего здания, используя знаки и таблички;
быстро найти огнетушитель и при необходимости использовать его для тушения огня;
опознать причину, по которой может произойти возгорание;
уметь предотвратить эту причину;
оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;
останавливать игры малышей с огнем, предотвращая тем самым возникающую опасность;
распознавать материалы, которые при нагреве могут воспламеняться, особе внимание незнакомым предметам и изделиям;
обесточивать бытовые электроприборы, когда дома или квартира остаются пустыми;
не использовать легковоспламеняющиеся жидкости для разведения костра, розжига печей и каминов;
нельзя тушить водой бытовые приборы, подключенные к сети переменного тока;
костры заливаются водой до полного тушения, то есть пока дым не перестанет идти;
нельзя бросать зажженные спички в урны, в сухую траву или в кучу тополиного пуха;
сразу оповестить пожарную охрану о случившемся пожаре.

По сути, старшеклассник должен обладать всеми первоначальными навыками пожарного.

Старшеклассников обучают более серьезным навыкам

Противопожарные мероприятия в школе

Противопожарная безопасность в школе включает в себя следующие мероприятия:

  1. Приобретение и поддержание в исправном техническом состоянии средств тушения очагов возгорания. Сюда входят огнетушители, ящики с песком, и прочее.
  2. Проведение установки системы сигнализации, которая отслеживает противопожарное состояние здания школы в автоматическом режиме.
  3. Монтаж системы тревоги, которая должна оповещать людей о случившемся пожаре.
  4. Разработанный план и схема эвакуации из здания.
  5. Наличие эвакуационных маршрутов и выходов. Последние всегда должны находиться в работоспособном состоянии.
  6. Эвакуационные таблички, размещенные на всех этажах и выходах.
  7. Стенды, на которых располагается информация о правилах и мероприятиях по пожарной безопасности объекта.
  8. Систематическое проведение занятий на темы правил пожарной безопасности в школе. Занятия проводятся и с учащимися, и с учителями по отдельности. Для этого разрабатываются специальные учебные инструкции, в основу которых ложатся стандартные правила.
  9. Проводятся учения, в которых в основном применяются правила эвакуации людей из здания школы.

Ответственность за проводимые мероприятия ложится на директора и его заместителей. Это ответ на вопрос, кто в школе должен отвечать за пожарную безопасность. При этом ответственность также ложиться на учителей, в ведомстве которых есть кабинеты и учебные мастерские.

Учения по пожарной безопасности проводятся совместно с представителями пожарных частей, которые предварительно объясняют, как должна проводиться эвакуация, на какие тонкие моменты должно быть обращено внимание, в какой очередности эвакуируются ученики и сотрудники школы. Противопожарные средства в школе

Противопожарные средства в школе

Объекты, где проводят учения

Пожарно-тактические ученья являются серьезным и ответственным мероприятием. Их можно проводить на объектах разного назначения, сюда входят:

  • школы;
  • больницы;
  • интернаты для детей и престарелых;
  • сельские населенные пункты;
  • объекты промышленного назначения;
  • высотные здания;
  • взрывопожароопасные цеха и склады;
  • объекты с массовым скоплением людей;
  • музеи, памятники старины;
  • метро и прочее.

Главная задача организаторов – провести все в точности по намеченному плану с минимальными рисками для людей. Главная цель – еще раз на практике обучить личный состав пожарного подразделения в условиях, близких к реальным.

Проведение тренировки пожарных в детских учреждениях

Виды пожарно тактических учений

Учения по пожарной безопасности бывают нескольких видов.

Занятия тренировочного типа проводятся для наработки опыта тушения огня персоналом. Мероприятия организуют руководители ФПС.

Целью контрольно-проверочных тренировок является оценка уровня готовности подразделений к тушению возгораний, определение уровня подготовки руководящего состава. Мероприятия проводятся для подразделений и территориальных отделений МЧС.

Показательные мероприятия предназначены для демонстрации:

  • приемов борьбы с огнем;
  • правильного руководства подразделениями;
  • технических новинок для огнетушения.

Отработки показательного характера проводятся в зимнее и летнее время.

Опытные занятия являются разновидностью показательных мероприятий. Цель проведения – изучение и испытание технических новинок для тушения возгораний, методик борьбы с огнем, профессиональных веществ для огнетушения.

На комплексных учениях объединяются все виды тренировок. Они помогают получить полную картину готовности сотрудников и подразделений всех уровней.

Виды пожарно-тактических учений выбираются, исходя их поставленных целей проведения тренировок.

7.2. Виды пожарно-тактических учений

По целевому назначению учения подразделяются на виды: тренировочные, контрольно-проверочные, показные, комплексные и опытные. Учения проводятся со всеми дежурными караулами пожарных подразделений.

Тренировочные учения проводятся под руководством начальников (заместителей начальников) подразделений ФПС (не менее одного учения в зимний и летний периоды на каждого, но не реже чем раз в квартал) с целью тренировки личного состава действиям по ликвидации пожаров и аварий в сложных условиях.

Контрольно-проверочные учения проводятся с целью определения уровня подготовки начальствующего состава по руководству тушением пожаров, а также для определения степени готовности, как отдельных подразделений, так и территориальных органов МЧС в целом к ведению действий на тушении пожаров. Они проводятся при инспектировании деятельности территориального органа МЧС России (закрытого территориального образования, подразделения ФПС) или при подведении итогов служебной и профессиональной подготовки за год (т.е. не реже 1 раза в год).

Показные учения проводятся с целью показа приемов и способов организации работы по управлению подразделениями при тушении пожаров, способов и приемов тушения, новой техники, огнетушащих веществ и т.д. Их периодичность и лица, ответственные за их проведение устанавливаются начальником территориального органа МЧС России, но не реже одного раза в полугодие (по одному учению в зимний и летний периоды обучения).

Опытные учения являются разновидностью показных учений, проводятся с целью исследования, испытания (проверки) новых видов пожарной техники, огнетушащих веществ, приемов и способов тушения.

Опытные учения проводятся, по мере возникновения необходимости, на полигонах, конкретных объектах (как правило, на выселенных домах, других зданиях, списанных с баланса), на различных установках (резервуарах), объектах по договоренности с соответствующими руководителями. На таких учениях наиболее полно воссоздается обстановка, максимально приближенная к реальной.

Подготовка к таким учениям требует особого подхода, заранее согласовываются все действия привлекаемых сил и средств, определяются ответственные. Место и время проведения учений согласовываются с местными органами власти.

Комплексные учения объединяют задачи, решаемые при проведении тренировочных, проверочных и показных учений. Кроме того, они проводятся с целью комплексной оценки уровня противопожарной устойчивости объектов.

К подготовке и проведению опытных, показных и комплексных учений привлекается начальствующий состав всех заинтересованных подразделений и служб, который анализирует положительные стороны и недостатки по направлениям деятельности, разрабатывает и докладывает руководителю учений мероприятия по устранению отмеченных недостатков. По усмотрению руководителя учений они также могут выполнять другие обязанности.

На показные и комплексные учения привлекается весь начальствующий состав, свободный от несения службы.

Учения проводятся руководителями структурных подразделений территориальных органов МЧС России и подразделений ФПС, СПТ, оперативными дежурными, а также лицами, которым поручена проверка оперативно-служебной деятельности подразделения пожарной охраны.

Проведение учений предусматривается планами профессиональной подготовки и планами работы на год.

Учения в сельской местности, как правило, проводятся во время проверок противопожарного состояния объектов сельскохозяйственного производства, строек и промышленных предприятий.

Время и место проведения заранее согласовываются с руководителями объектов. Вызов сил и средств на учения производится в соответствии с расписанием выездов или планом привлечения сил и средств для тушения пожаров.

Методика проведения

Для проведения учений привлекаются подразделения пожарной охраны гарнизона, службы жизнеобеспечения муниципального образования и организаций. Ответственность за организацию учений возлагается на начальника местного гарнизона пожарной охраны. Ежегодно до начала нового учебного года по профессиональной подготовки личного состава подразделений ФПС, необходимо определить перечень объектов для проведения учений, согласовать с главой муниципального образования, руководителями объектов и начальниками служб жизнеобеспечения. График проведения учений составляется начальником местного гарнизона пожарной охраны и утверждается начальником территориального гарнизона пожарной охраны.

Как должны себя вести ученики при пожаре в школе

Основной набор правил пожарной безопасности для школ заключается несколькими пунктами:

  1. Если внутри помещений здания появился дым и резкий запах горящих предметов, то основная задача учеников – строго слушать учителя, потому что именно он сможет точно оценить обстановку. В его обязанности входит обеспечение безопасности вверенных ему детей, поэтому его указания должны выполняться учащимися беспрекословно.
  2. Нельзя поддаваться панике.
  3. Покидать здание школы надо быстро, но бежать нельзя. Потому что это может спровоцировать падение, а соответственно и давку. В результате последнего могут пострадать дети.
  4. Как только школьники вышли из школы, необходимо следовать за учителем. Он далее проведет перекличку и определит, все ли ученики из его класса покинули школу.
  5. Никакой самодеятельности. Пожар – дело серьезное, это не игра, это опасная для жизни ситуация.

Эвакуация учащихся в школе

Проведение пожарно-тактических учений

Проведение пожарно-тактических учений нацелено на подкрепление теоретических знаний практическими навыками, проверку эффективности противопожарной защиты объектов и проработку безопасных спасательных и эвакуационных мероприятий при пожаре.

Планирование пожарно-тактических учений

Пожарно-тактические учения позволяют отработать действия при пожаре как сотрудникам различных предприятий, так и самим работникам пожарной охраны. И в том, и в другом случае предварительно составляется план учений – документ, включающий следующие пункты:

  1. Описание места проведения – этажность здания, общая площадь, количество и особенности планировки помещений, наличие лестниц, конструктивные особенности.
  2. Параметры водоснабжения на объекте – наличие и характеристики ВПВ (внутреннего пожарного водопровода), поэтажный план расположения кранов.
  3. Исходные данные для разработки тактического замысла пожара (то есть воссоздания обстановки при возникновении пожара на объекте). Обычно для этого используют план или схему объекта с учетом конструктивных особенностей.

При проведении учений должен использоваться эвакуационный план.

По завершении учебных мероприятий составляется отчет, в котором представлены все детали процесса:

  • цели и замысел пожарно-тактических учений;
  • время, которое было потрачено на ликвидацию пожара;
  • количество людей и средств, привлеченных к учениям;
  • использованные средства имитации и имитаторы;
  • методы и технические средства, которые были применены;
  • выводы относительно расчета сил и средств, необходимых для тушения пожара на конкретном объекте;
  • общий итог учений.

Как проходят пожарно-тактические учения

Учения могут проводиться в любое время суток, продолжительность их также может варьировать. Важнейшим условием является как можно более приближенное к реальной обстановке воссоздание факторов пожара.

В качестве имитационных средств успешно используются:

  • цветные флажки – для обозначения очага возгорания и зон пожара различной интенсивности;
  • дымовые шашки;
  • проекторы;
  • фонограммы – для воспроизведения реальных звуков пожара;
  • манекены – для проработки эвакуационных приемов и мероприятий по оказанию первой помощи.

В процессе пожарно-тактических учений отрабатываются вопросы организации и тактики пожаротушения, прорабатываются различные способы и методы тушения огня, приобретаются практические навыки ликвидации возгораний, совершенствуется тактическое мышление участвующих лиц, а также их физподготовка, моральные и волевые качества.

Виды пожарно-тактических учений

В зависимости от конкретно поставленных целей, пожарно-тактические учения делят на виды:

  1. Тренировочные. Нацелены на отработку действий при пожаре в сложных условиях.
  2. Проверочные. Нужны, если возникает необходимость определить уровень подготовки сотрудников предприятий или подразделений пожарной охраны в плане поведения и действий при пожаре.
  3. Показные. Проводятся для демонстрации новых способов и методов организации действий для тушения пожара.
  4. Комплексные. Их цель – комплексная оценка действий участников во время пожара.

Доверяя планирование мероприятий по подготовке пожарно-тактических учений профессионалам, Вы можете быть уверены в успешном проведении всех мероприятий и реальном улучшении навыков пожаротушения у участников процесса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector