Инструктаж по технике безопасности в школе для учащихся и учителей
Содержание:
- Что представляет собой инструктаж по ТБ и зачем он нужен
- Инструкции по технике безопасности для учащихся
- Повседневное безопасное поведение
- Проблемы обучения правилам безопасности детей
- Пожарная безопасность
- Поведение на льду
- Безопасное поведение в условиях экстремальной ситуации
- Гололед
- Техника безопасности в Новый год
- Летние каникулы
- Поведение
- Охрана труда в школе
Что представляет собой инструктаж по ТБ и зачем он нужен
Инструктаж по технике безопасности представляет собой перечень правил и норм поведения на предприятии во время выполнения определенных действий.
Обучение по охране труда проводят для каждого работника в соответствии с «Типовым положением или приказом Госнадзорохрантруда № 15» от 26.01.2005 г. После обучения проверку знаний проводит специальная комиссия, созданная и утвержденная руководителем образовательного учреждения. Основные формы контроля знаний — опросы.
Инструктаж по технике безопасности
Выделяют несколько видов инструктажей:
- вводный, который проводится специалистом по охране труда во время оформления сотрудника на новое место работы;
- первичный информирует об опасных и вредных факторах на производстве;
- повторный проводится каждые полгода;
- внеплановый — в случае нарушений правил техники безопасности или после возникновения аварийной ситуации. Перед проведением обязательно издается приказ, в котором указаны лица, обязанные пройти повторное обучения и причина проведения инструктажа;
- целевой проводят перед определенным мероприятием. К примеру, в школе обязательно перед экскурсией, соревнованиями.
Инструктажи составляются инженером по охране труда и утверждаются руководителем учреждения. Проводит его непосредственно руководитель работ, для учителей это обычно завуч.
Обратите внимание! После проведения инструктажа руководитель вносит соответствующую запись в журнал записи проведенных инструктажей
Инструкции по технике безопасности для учащихся
За инструктаж по технике безопасности в школе для учащихся отвечают руководитель учреждения и учителя. Руководитель назначает ответственное лицо за тот или иной инструктаж и проводит беседу с обязательной отметкой в журнале.
Ответственные лица проводят инструктажи для учеников:
- в начале года;
- перед началом работы в лаборатории или спортзале;
- перед проведением внеклассных и внешкольных мероприятий (экскурсий, спортивных соревнований, походов в театр).
Инструктаж может подкрепляться плакатами и методическими пособиями, презентациями. Проводится либо педагогами, либо специально приглашенными экспертами: пожарными, сотрудниками ГИБДД.
Инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики
Содержание беседы зависит от темы. Ниже примерный перечень инструктажей для школьников.
Так, инструктаж по пожарной безопасности должен содержать информацию о причинах возникновения пожаров, способах их предотвращения, действиях, планах эвакуации
Важно сообщить номера служб экстренной помощи и порядок их вызова.
Инструктаж по правилам поведения на дороге представляет собой рассказ о том, как вести себя по пути в школу и из нее, рассказываются основные правила ПДД.
Правила электробезопасности предполагают знание основ работы с розетками и бытовой техникой, описание действий при ударе током.
Инструктаж во время экскурсий и поездок включает в себя информацию о правилах поведения в дороге, о маршруте и месте сбора, действиях в форс-мажорных ситуациях.
Перед праздниками и каникулами ученики проходят инструктаж по правилам безопасности, в который входят правила поведения в общественных местах, во время массовых гуляний, запрет на распитие спиртных напитков, правила нахождения на улице без взрослых.
Обязательны инструктажи для школьников при изучении ряда школьных предметов: физики, химии, информатики, технологии. Дети должны знать правила поведения в конкретном кабинете, действия в случае возникновения аварийных ситуаций.
Перед уроком физкультуры дети слушают инструктаж, в котором должна быть информация о проверке медицинских справок на освобождение от урока, объяснение правил поведения в зале и раздевалке, форме одежды.
Важно! За безопасность детей в летний период и во время каникул, праздников и выходных отвечают родители
Повседневное безопасное поведение
В течение учебного дня можно выделить периоды, во время которых нарушение правил может повлечь за собой опасность причинения вреда здоровью как самого нарушителя, так и окружающих
В этих случаях соблюдение требований безопасного поведения особенно важно
Безопасность на переменах
Перемены между уроками существуют для того, чтобы школьники могли отдохнуть, перейти из одного кабинета в другой, подготовиться к следующему уроку или зайти в буфет. Некоторые учащиеся понимают отдых как беготню по коридорам и лестницам, катание по перилам и возню с одноклассниками. Такие действия опасны. За порядком во время перемены наблюдают дежурные учителя и учащиеся старших классов, которые вынуждены останавливать слишком расшалившихся, чтобы не допустить травм.
Безопасное поведение в школе во время перемены:
- по коридорам и лестницам идти шагом, не бежать, не расталкивать окружающих;
- держаться правой стороны, чтобы не сталкиваться со встречными;
- на лестнице придерживаться за перила, не съезжать по ним, не прыгать через ступеньки;
- выполнять требования дежурных старшеклассников и учителей.
Безопасность в классе
Даже такое, казалось бы, спокойное место, как предметный кабинет может оказаться источником опасности. Во время урока неосторожный ученик может защемить пальцы откидной крышкой парты, ящиком стола, между стульями. Раскачиваясь на стуле, можно случайно придавить ногу себе или соседу. Тонкие края листов учебника или тетради грозят торопливым или невнимательным школьникам порезами, а еще более того опасно точить карандаши ножом или лезвием. Даже обычный грифель острого карандаша бывает причиной травмы. Кабинетная дверь при неаккуратном обращении способна прищемить руку или ударить по лбу.
Чтобы подобного не случилось, нужно:
- на уроке аккуратно обращаться с учебными предметами и мебелью;
- для заточки карандашей использовать безопасные точилки;
- входя в класс или выходя из него, резко не распахивать и не захлопывать дверь.
Работа в лабораториях и мастерских
На уроках физики, химии и биологии требуется особая осторожность при выполнении лабораторных работ. То же самое можно сказать о занятиях в учебных мастерских
Приборы, химические реактивы, столярные и слесарные инструменты требуют строгого выполнения правил техники безопасности и определенных навыков использования.
- перед началом работы выслушать инструктаж учителя о технике безопасности;
- во время работы точно следовать инструкциям;
- не допускать шалостей или небрежности при выполнении работ или нахождении рядом с работающими;
- не использовать оборудование и реактивы не по назначению.
Безопасное поведение в спортивном зале и на спортивной площадке
На уроках физической культуры может представлять опасность как оборудование спортивного зала или школьного стадиона, так и собственное поведение школьников. Урок физкультуры воспринимается многими как разрядка, возможность в движении сбросить напряжение, накопленное во время остальных занятий.
Тем не менее все перечисленное должно происходить в рамках правил:
- заходить в спортивный зал или на площадку только с разрешения учителя;
- иметь для занятий установленную спортивную форму;
- перед выполнением упражнений внимательно выслушать объяснения;
- не трогать спортивных снарядов и оборудования без позволения учителя;
- соблюдать правила культурного поведения, не нарушать дисциплину в зале, на площадке и в раздевалках.
Эти правила безопасного поведения в школе установлены для обычного течения учебного процесса. Однако не исключено возникновение чрезвычайных ситуаций, во время которых неумение грамотно действовать может стоить здоровья, а то и жизни, и часто не одному человеку, а многим.
Проблемы обучения правилам безопасности детей
Хотя средства массовой информации ныне переполнены сообщениями о несчастьях с детьми и их неразумном опасном для жизни и здоровья поведении, все равно следует признать, что абсолютное большинство этих происшествий случаются вне стен образовательных учреждений. Таким образом, непосредственной вины педагогов в таких случаях нет и быть не может. Однако их распространенность свидетельствует о том, что работа по обучению детей безопасности далеко не всегда оказывается эффективной.
Кроме случаев формального отношения к ней, существуют и вполне объективные причины. Едва ли не важнейшей из них является присущее людям (и молодым в особенности) стремление к самоутверждению через риск. Это качество, правильно нацеленное, может быть очень полезно, оно порождает первооткрывателей и борцов. Но в условиях недостатка реальных впечатлений оно может выразиться у детей в стремлении демонстративно нарушать любые правила, лишь бы доказать свою смелость и независимость. Это стремление усугубляется усилиями информационного пространства, прививающего культ пренебрежения правилами.
Кроме того, в наше время очень часто случается, что родители, и особенно учителя, боясь ответственности за ущерб детям, стремятся оградить их вообще от каких-либо рисков, даже иллюзорных. Но маленький синячок или царапина никакого вреда здоровью ребенка не причинят. Напротив, их отсутствие может оказаться куда опаснее, поскольку ребенок не будет видеть возможных последствий своих действий и не будет мотивирован прислушиваться к требованиям безопасности. Это положение в свое время было блестяще разработано советскими педагогами супругами Никитиными.
Наконец, самый большой вред компьютерных «стрелялок» скорее не в том, что они учат насилию (хотя и это плохо), а в том, что в любой момент в них можно «перезагрузиться». Таким образом, ребенку прививается представление о том, что любая, самая опасная ситуация может быть легко исправлена. И как ему понять, что это не так, если в жизни ему не пришлось столкнуться даже с самой крошечной опасностью?
Пожарная безопасность
Учитель объясняет, как опасен пожар и подкрепляет свои слова наглядностью в виде распечатанных картинок, презентаций или видеороликов. В инструктаже говорится о том, что нельзя играть со спичками, это опасно для жизни. Нужно аккуратно обращаться с нагревательными приборами и не пользоваться ими в отсутствии взрослых. Если вдруг кто-то заметит возгорание, нужно вызвать пожарных по номеру 01. Находясь на природе, нельзя оставлять горящие костры, рядом с ними быть осторожными и ничего самостоятельно не поджигать.
Если в школе сработает пожарная сигнализация, происходит эвакуация школы.
Поведение на льду
Следующий инструктаж учитель проводит в период ледостава
Он рассказывает о мерах предосторожности на льду и вблизи водоемов. Строго запрещается выходить еще на неокрепший лед и гулять вблизи незнакомых водоемов без присутствия взрослых людей
Бывает, что ребенок оказывается на льду и понимает, что лед начинает трещать, он должен медленно по своим следам вернуться назад. Если вдруг случиться так, что кто-то провалится под лед, никогда нельзя подходить близко к пострадавшему. Нужно срочно звать на помощь, звонить в МЧС и попытаться дать человеку опору, за которую он мог схватиться и зацепиться. После извлечения провалившегося из воды, не дать ему замерзнуть. Если в такой ситуации оказались конкретно вы, возьмите себя в руки, не паникуйте, попытайтесь выбраться, обязательно зовите на помощь. Ни в коем случае нельзя проверять прочность льда, путем удара его ногой.
При ведении инструктажа по этой теме, преподаватель может не только наглядно подкрепить свои слова, но и привести факты из реальной жизни. Так дети лучше усвоят, насколько опасен период ледостава.
Безопасное поведение в условиях экстремальной ситуации
Во время занятий могут возникнуть ситуации, нарушающие привычное течение школьной жизни.
Среди них можно выделить следующие:
- Пожар, задымление.
- Угроза урагана или наводнения.
- Обнаружение взрывоопасных предметов, боеприпасов.
Каждая из перечисленных ситуаций предусматривает определенный порядок действий, но самое первое, что необходимо сделать при возникновении любой из них – оповестить об этом сотрудников школы, а в случае надобности и специализированные службы: полицию или МЧС.
Действия при пожаре или задымлении
Если во время занятий в школе обнаружен очаг возгорания или сильное задымление, самое главное – не впадать в панику и сохранять спокойствие. Из-за панических действий во время чрезвычайных ситуаций страдает больше людей, чем собственно от опасности. Знание того, как следует поступить, и отработка необходимых навыков помогут избежать серьезных потерь.
Действовать при пожаре или задымлении следует так:
Если непосредственной опасности для находящихся в классе нет и сигнала об эвакуации не поступало, правильным будет не покидать помещения, закрыть окна и вентиляционные отверстия и заложить щели мокрыми тряпками во избежание попадания дыма и отравления продуктами горения, после чего спокойно дождаться пожарных.
При получении сигнала о необходимости эвакуации ученики совместно с учителем организованно выходят на улицу по пути, предусмотренному планом пожарной эвакуации. План должен располагаться на видном месте. Рассмотреть его и разобраться в способах выхода лучше заранее, в спокойной обстановке, не дожидаясь необходимости.
Верхнюю одежду из гардероба школьники во время эвакуации могут забрать только при отсутствии непосредственной опасности подхода и возникновения давки, по указанию учителя. В остальных случаях школу покидают без верхней одежды и на безопасном расстоянии ожидают дальнейших распоряжений директора или других ответственных лиц.
При проходе по задымленным коридорам или лестницам надо помнить, что внизу дыма меньше. Идти лучше пригнувшись, а если нужно – то и на четвереньках
Ни в коем случае не отставать от товарищей.
Почувствовав себя плохо, и поняв, что продолжать движение невозможно, рекомендуется громко кричать, привлекая внимание учителя и одноклассников. Учителю в такой ситуации сложно уследить за состоянием каждого, поэтому его нужно оповестить о плохом самочувствии, своем или товарища
По возможности следует использовать индивидуальные средства защиты, например, прикрыть лицо мокрым платком, варежкой или шапкой для защиты органов дыхания от дыма.
Покинув опасную зону, требуется проверить количество вышедших, установить, не отстал ли кто-нибудь, и оказать необходимую помощь пострадавшим.
Угроза стихийного бедствия
При возникновении угрозы стихийного бедствия, например, урагана или наводнения, нет возможности ни оставить учащихся в школе, ни отпустить домой, не подвергая их опасности. Как начальник штаба гражданской обороны школы, директор ознакомлен с правилами действия в опасных ситуациях и полностью отвечает за безопасность учащихся, поэтому принимает решение о необходимости использования подготовленных убежищ.
Обнаружение взрывоопасных предметов, боеприпасов
В случае нахождении на территории школы взрывоопасных предметов, например, боеприпасов времен войны, единственное, что должен делать ученик – не приближаться и тем более не прикасаться к ним. О находке оповестить старших, которые вызовут специалистов. В случае объявления эвакуации соблюдать те же правила, что и при пожаре: выходить организованно, проверив, не остался ли кто-нибудь в опасной зоне.
При нахождении подозрительных сумок, пакетов и тому подобного действовать требуется так же: ничего не трогая, сообщить старшим.
Соблюдая правила безопасного поведения в школе, можно избежать ситуаций, опасных как для себя, так и для окружающих.
Гололед
Следующий инструктаж проводится в весенний период, ведь это время гололеда. Передвижение по улице должно быть острожным, ведь падение может быть опасным для здоровья. Если же все-таки случилось так, что вы потеряли равновесие, то лучше присядьте, это поможет вам удержаться на ногах. Учитель просит детей одевать мало скользящую обувь и не передвигаться рядом со стенами зданий, потому что возможен сход снега.
Также детей информируют об опасности нахождения на воде, особенно в темное время суток. Преподаватель говорит о правилах, о которых информировал учащихся в период ледостава.
Техника безопасности в Новый год
Еще один инструктаж проводится перед проведением праздника, посвященного Новому году, перед зимними каникулами. Первой опасностью в этот период являются фейерверки и бенгальские огни. Дети такого возраста не должны иметь ничего общего с подобными вещами. Наблюдать за этой красотой можно только с родителями. Также разговор посвящается правилам дорожного движения в зимний период. В это время года нужно быть намного внимательнее на дороге, ведь день короче, и раньше темнеет. В темноте очень просто ошибиться и неправильно определить расстояние до предметов. В снегопады замедляется как движение пешеходов, так и транспорта. Зимнее солнышко тоже порой является помехой для хорошей видимости, поэтому нужно быть предельно внимательным. В период оттепелей нужно медленно передвигаться по улице, так как под образовавшимися лужами находится лед. И если рядом проезжая часть, нужно осмотреться, лучше переждать, когда не будет рядом с пешеходом машин, а потом переходить дорогу.
Летние каникулы
Перед уходом на летние, самые заветные и длительные каникулы, также проводится инструктаж по технике безопасности. Лето — время жаркого солнца и посещения водоемов. Учитель рассказывает о правилах поведения на солнце, в какое время лучше купаться, чтобы не перегреться. Находиться на реке можно только в присутствии взрослых. Заходить в воду очень аккуратно, не нырять в незнакомых местах, особенности с помощью какого-либо инвентаря.
Так как во время летних каникул дети посещают разные места, ходят на экскурсии, ездят с родителями на отдых, учитель проводит инструктаж правил безопасности при обращении с взрывоопасными устройствами. Основой этого инструктажа является то, что ни в коем случае нельзя трогать оставленный пакет, коробку или что вы заметили в конкретном месте. Нужно срочно сообщить об этом водителю, если вы находитесь в транспорте, сообщить дежурному сотруднику полиции. Соблюдая правильные действия, вы можете избежать страшных последствий.
Правила проведения инструктажа по технике безопасности в начальных классах регламентируется соответствующими нормативно — правовыми документами
Предоставление этой информации детям является обязательной и очень важной. Надеюсь, что наша статья была полезной и информативной
Поведение
Первое, о чем пойдет речь, это о поведении в школе. Все дети начальной школы должны посещать уроки. Если ребенок отсутствует на уроке, учитель должен быть об этом предупрежден и предоставлен документ, подтверждающий обоснованность отсутствия. Также дети должны готовиться к уроку до звонка, приводить учебное место в надлежащий вид, иметь все необходимые вещи для урока. Соблюдение тишины во время занятия — основа всего урока. По окончании занятия, как правило, детям дают домашнее задание. Выполнение этого задания учениками обязательно. Школьник должны беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок.
При посещении столовой вести себя спокойно и мыть руки, как перед приемом пищи, так и после. Также к общим правилам поведения относится школьная форма. Преподаватель еще до начала учебного процесса должен проанализировать вид детей, опрятны ли они и соответствует ли их одежда нормам.
Эти основы относятся к первичному инструктажу. Проведение других видов инструктажей педагогом осуществляется в зависимости от многих факторов. Так, например, тематикой следующего инструктажа являются правила пожарной безопасности.
Охрана труда в школе
Администрация школы должна придерживаться следующих нормативных актов:
- Трудовой кодекс РФ;
- закон «Об образовании» № 273;
- Приказ Минобразования РФ № 1408;
- Постановления Минтруда РФ № 14 и 73;
- ГОСТ 12.004.-2015 от 01.03.2017 г.;
- Постановления Минтруда и Минобразования РФ № 1/29.
Охрана труда в образовательном учреждении
В учреждении разрабатываются и утверждаются:
- инструкции по охране труда;
- программы;
- журналы инструктажей;
- положения;
- планы;
- договор и соглашения;
- приказы.
Список документов далеко не весь и может дополняться в соответствии с принятыми в регионах правовыми актами.
Важно! Должны быть разработаны правила безопасности в школе для учащихся, в том числе и в предметных кабинетах