Как менялись пожарные автомобили за 150 лет

Автомобиль насосно-рукавный

АНР пожарный автомобиль относится к основным машинам. Их популярность значительно упала из-за появления на рынке более универсальных пожарных авто. И все же в некоторых сферах насосные машины все еще используются.


Автомобиль насосно-рукавный

Описание и основные сведения

АНР выглядит как классический пожарный автомобиль с условными обозначениями. Его особенность в том, что основной действующий механизм машины – насос. В авто нет цистерны с водой – вместо нее поставлена более вместительная кабина для пожарного расчета. Машина иногда снабжается емкостью с пенообразователем.

Задачи АНР

Назначение насосного автомобиля во многом схоже с предназначением автоцистерны:

  • доставка на место происшествия пожарной команды и средств борьбы с огнем;
  • закачка воды из местных водоемов для тушения возгорания;
  • ликвидация пожара или его сдерживание до прибытия спецтехники.

Насосная машина может прокладывать рукавные линии на значительные расстояния. При этом забор воды осуществляется из любого водоема, а также с мостов. При таких качествах АНР выгоднее всего использовать на природных пожарах, например, в лесу.

Устройство

АНР можно разделить на несколько частей:

  1. Кабина для расчета. Вмещает в себя до 10 человек.
  2. Кузов. В нем находится насосная установка, иногда – емкость с пенообразователем.
  3. Рукавная катушка. Крепится к авто сзади для прокладки рукавных линий.
  4. Лестница. Находится на крыше машины.

К обязательной комплектации относятся:

  • генераторы пены;
  • ручные лестницы;
  • воздушно-пенные стволы;
  • пожарные рукава.

Конструкция АНР обладает несколькими особенностями, к которым относятся следующие параметры:

  1. Отсутствие цистерны с водой. В отличие от автоцистерны, насосный автомобиль предназначен для закачки воды из местных источников или водопровода. Иногда машина снабжается резервуаром с пенообразователем.
  2. Кабина для расчета больших размеров. Устанавливается на месте цистерны с водой. Расширенный состав команды также обусловлен спецификой работы машины – для прокладки рукавных линий или закачки воды может потребоваться больше работников.
  3. Более мощный насос по сравнению с остальными пожарными автомобилями. Так как АНР лишен собственного запаса воды для тушения, он снабжается довольно мощным насосом, чтобы закачать жидкость из водоема.
  4. Значительный запас пожарных рукавов. Порой запас достигает нескольких километров.

АНР-40 (130)-127

Одной из первых выпущенных моделей насосного автомобиля была АНР-40 (130)-127. Партию машин произвели в 70-х годах прошлого столетия на Прилукском заводе. До насосных автомобилей в СССР выпускали АН (автонасосы), в которых рукава хранились в скатке. Инновацией АНР стало укладывание шлангов «гармошкой», что позволило авто прокладывать линии на ходу. Также машина была оснащена пенобаком и кабиной на 9 человек пожарного расчета.


АНР-40(130)

АНР 40-1.4 (43118)

В противовес предыдущей модели АНР 40-1.4 (43118) – наиболее современный вид насосного автомобиля. Главное отличие машины в том, что на ней установлена цистерна с водой, что нетипично для всех АНР. Авто производится Уральским заводом пожарной техники. По сравнению с классическим насосным автомобилем, АНР 40-1.4 (43118) обладает большими размерами. Машину можно разделить на несколько частей:

  1. Кабина для боевого расчета. Сиденья расположены в два ряда и вмещают 6 человек, включая водителя.
  2. Отсек кузова с пенобаком и цистерной с водой.
  3. Отсек с насосом и прочей экипировкой.

Кабина и кузов подогреваются автономным дизельным отопителем.


АНР 40-1.4 (43118)

  1. Запас рукавов. Достигает 16 000 метров. Такое количество шлангов в машине обусловлено необходимостью забора воды из ближайшего трубопровода или водоема, который может оказаться далеко от места происшествия.
  2. Марка насоса.
  3. Количество мест для команды (достигает 10). Обычно место, рассчитанное на крепление цистерны с водой, отводится для боевого расчета.
  4. Производительность насоса. Весь АНР представляет собой насос на колесах, поэтому работа именно этой части установки должна быть бесперебойной. Минимальная производительность насоса для АНР составляет 20 л/с, максимальная – 150 л/с. Обычно используют устройство со средним показателем – около 40 л/с.
  5. Габариты и вес авто.
  6. Максимальная скорость. Доходит до 90 км/ч.
  7. Объем пенобака. Емкость с пенообразователем не входит в обязательную комплектацию АНР, но может в нее входить. Объем достигает 2 000 литров.
  8. Напор насоса. Преобладают значения от 90 до 200 метров.

Конструктивные особенности ПА на шасси КамАЗ

Благодаря широкому модельному ряду производитель может предложить МЧС автомобили различных категорий, адаптировав их под конкретные условия эксплуатации. Самыми популярными на сегодняшний момент считаются пожарные автомобили на шасси КамАЗ 43118 и 43253, которые оборудуют под автоцистерны. Можно выделить следующие преимущества этой марки:

  • широкий диапазон колесной базы, полноприводные и переднеприводные варианты;
  • увеличенная грузоподъемность в пределах 7-30 тонн;
  • вариативная длина рамы от 470 до 810 см;
  • комплектация высокоэкономичными двигателями мощностью 180-400 л.с.;
  • установка цистерны емкостью 3-12 тонн;
  • увеличенный пенобак 180-600 литров;
  • большой вес машины 14-24 тонны.

Основу ПТВ пожарного автомобиля КамАЗ составляет насос. На машины этой марки чаще всего устанавливают НЦПН 40/100 или НЦПК 40/100-4/400. В зависимости от вида автомобиля в комплект входит телескопическая лестница. Ручной пожарный инструмент и инвентарь хранится в отдельных отсеках за «шторными» или панельными дверьми.

Комплектация

Основную кабину, как и шасси, под выполнение машиной спецзадач переделывают редко. Она остается от базового автомобиля. За ней же крепится кабина боевого расчета. Вместимость ее зависит от марки ПА, при этом количество сидений редко превышает 6 мест. Традиционные многоместные кабины делают двухсекционными. Сиденья сконструированы таким образом, что человек может сидеть в них в полном обмундировании, включая СИЗОД за спиной.

Устройство установки с насосом зависит от комплектации фронтальной части пожарной машины. В базовой версии (кабина плюс дополнительный ряд сидений) насос находится в днище кабинного блока. Это позволяет высвободить дополнительное пространство для рамы с функциональным оборудованием и пульта управления. Снаружи насосная установка защищена поддоном. Ряд сидений для боевого расчета при этом расположен в кабинном блоке за насосом. Он крепится при помощи двух пар амортизирующих элементов, расположенных на равном удалении от центральной оси этого блока. Такое крепление сидений для бойцов оправдано оптимизацией управления насосной установкой. При многоместных кабинах насос располагают в задней части кузова, при этом управление им осуществляется исключительно вне транспортного средства.

В кузовной части расположена цистерна для ОТВ. Она делится на две емкости: большая для воды и меньшая для пены. С ними запитан насос, который и подает ОТВ. Он получает энергию от двигателя через дополнительную трансмиссию, включающую в себя коробку отбора мощности и карданную передачу.

Как правило, в ПА используют насосы двух типов: вакуумный и центробежный. Первый обеспечивает засасывание воды из емкости цистерны или водоема (сети) и подает ее на центробежную установку. Там при помощи вращающихся лопастей создается давление для подачи ОТВ в шланги.

Вакуумная система представлена не только насосом, но и кранами, управляющими приводами и трубопроводами. Различают четыре типа вакуумных установок:

  • струйные;
  • шиберные;
  • поршневые;
  • водокольцевые.

Комплектация зависит от вида автомобиля. Управление системами осуществляется автоматически или вручную. С наиболее распространенными насосами ПН-40 работают газоструйные вакуумные установки. Они обеспечивают забор огнетушащих жидкостей в процессе работы насосной системы и восстанавливают водяной столб в случае его обрыва.

Дополнительная трансмиссия, которая обеспечивает передачу мощности к агрегатам системы, позволяет регулировать крутящий момент, передаваемый на элементы машины. В современных ПА используют четыре вида дополнительных трансмиссий:

  • гидравлическую;
  • электронную;
  • механическую;
  • комбинированного типа.

С системой насосов обычно запитана механическая трансмиссия. Сборка этой части зависит от марки автомобиля и от расположения насосной установки. Также от разновидности ПА зависит и комплектация коробкой отбора мощности: для ЗИЛа это чаще всего КОМ-68Б, а для УРАЛа – КОМ-Ц1А.

Чтобы насосное оборудование всегда было в рабочем состоянии, систему охлаждения двигателя дополняют теплообменником. Его задача – подогрев оборудования и воды в цистерне в холодное время года, а также охлаждение механизмов летом.

По периметру цистерны располагаются отделения для перевозки и хранения инвентаря и спасательного оборудования, используемого во время тушения возгораний и эвакуации людей. Основную часть составляют пожарные рукава и стволы. Отдельные виды автомобилей комплектуются лестницами.

Насосно-рукавный автомобиль АНР-(130) 27Б на шасси ЗИЛ-130 — 1993 год

В 1960-х годах на Прилукском заводе противопожарного оборудования наладили выпуск автонасосов нового поколения на шасси ЗИЛ-130. Их отличало наличие полностью закрытой теплой кабиной для боевого расчета, центрального расположения насоса (с дистанционным управлением с водительского места), удобного размещения трех десятков магистральных рукавов. АНР-40 несколько раз модернизировали, но внешне автомобили оставались практически неизменными. АНР-40 (130) 27Б – одна из последних версий, выпуск которых стартовал в 1986 году, а эксплуатация продолжалась до середины 2000-х.

Что собой представляет пожарная машина

Определение техники следующее: это транспортное средство, предназначенное для тушения пожара. Однако назначение новых автомобилей одним лишь уничтожением огня не ограничивается.

Существует ряд классификаций пожарной автомобильной техники. Выделяют основные машины, автолестницы, автоцистерны, установки для дымоудаления и т. д. В зависимости от тактико-технического назначения комплектация и внешний вид транспорта разнятся. Ниже предлагаем рассмотреть описание оборудования «классической» машины, выезжающей на место ЧП.


Пожарная машина

Из чего состоит

В состав кузова входит салон для сотрудников пожарной службы, насосы различных мощностей, резервуары для спецсредств (порошковых огнетушителей и др.), отсеки для дополнительного инвентаря (щитов, шлангов), средства связи. В основе лежит шасси высокой проходимости. В кабине водителя расположены многочисленные датчики, отслеживающие работу автомобиля.

Основные параметры

Размеры пожарной машины, в зависимости от завода-изготовителя, разнятся. Габариты КАМАЗа 43114 (наиболее распространенного в РФ), выглядят так:

Длина – 8000 миллиметров, ширина – 2500 миллиметров, высота – 3380, вес – 15535 килограммов. Автоцистерна вмещает шесть бойцов пожарного расчета.

Средняя скорость пожарных машин – 45 километров в час на шоссе с ровным покрытием и 25 километров в час на труднопроходимых дорогах.

Примечательно, что автомобили, выпущенные в Японии и США, имеют другие габариты. Их использование в России допустимо, однако техника должна отвечать требованиям ГОСТов и беспрепятственно входить в пожарные проезды. Согласно нормативным документам, ширина последних – от 3,5 до 6 метров (зависит от высоты здания). Автомобиль должен уместиться в это пространство и спокойно в нем развернуться.

В целом же устройство американских, японских и российских агрегатов схожее. Единственное отличие – зарубежная техника оснащена большим количеством автоматики (встроенная фото- и видеофиксация происходящего, к примеру).

Спецтехника оснащена мощными фарами и дополнительными световыми сигналами, говорящими о целевом назначении автомобиля остальным участникам дорожного движения. Кроме того, пожарный транспорт отличает расцветка. Машины пожарной базы имеют яркий окрас, который регламентирован законом.

Цветографические схемы

В России и многих зарубежных странах пожарная автотехника окрашивается в красный цвет. На кузов спецмашины также наносят контрастные полосы. Их предназначение – уместить данные пожарной части или название частной противопожарной организации. На боковой полосе также указывают номера автомобиля и его территориальную принадлежность.


Цветографическая схема пожарного автомобиля на базе грузового шасси

Тревожная сигнализация

Для звукового оповещения используют сирены. Характеристики их могут отличаться: мощность современных «сигналок» варьируется от 250 до 650 Гц.

Вооружение для тушения пожара

Согласно табеля положенности автоцистерны комплектуются водосборником, генератором, гидроэлеватором, соединительными головками, рукавной задержкой и зажимом, рукавной катушкой, ключами для открывания гидрантов, пожарной колонкой, мостками, разветвлением РТ-80, огнетушителями, всасывающими, напорно-всасывающими и напорными рукавами.

Всасывающая сетка

Основное назначение этого типа оборудования – фильтрация воды из водоисточника, удержание воды во всасывающей линии во время кратковременного отключения насоса и при неисправном вакуум-аппарате.

Оборудование классифицируется по условному проходу и основным показателям:

  • СВ-80 для прохода DN-80;
  • СВ-100 для прохода DN-100;
  • СВ-125 для прохода DN-

Показатели назначения включают:

  • условный проход;
  • коэффициент гидравлического сопротивления;
  • размер;
  • высоту;
  • диаметр;
  • массу.

Согласно ГОСТу Р 53253-2009 для всасывающих сеток установлены показатели.

Водосборник

Рукавный водосборник предназначен для сбора воды из двух рукавов и подачи ее к насосу. Основными нормативными показателями для этого типа ПТВ являются:

  • рабочее давление;
  • условный проход DN входного и выходного патрубка;
  • количество выходных патрубков;
  • габаритные размеры;
  • общая масса.

Показатели назначения определяют по таблице.

Госстандартом определено, что водосборники должны выдерживать гидравлическое давление 1.5 МПа, герметичность затворного устройства должна быть в пределах 0.05-0.1 МПа. Все литые части изготавливаются из алюминиевого сплава марки АК7 или АЛ9, а также других антикоррозийных сплавов, обладающих свойствами не ниже обязательно заявленных. Резиновые детали должны выдерживать температуру до ±60°С.

Гидроэлеватор

Это оборудование представляет собой струйный насос. Оно предназначено для подъема и подачи жидкости и гидросмеси, забора воды с глубины до 20 метров при необходимости ее подачи на расстояние до 100 м. Гидроэлеваторы используют также для откачки пролитой воды.

Параметры и значения гидроэлеваторов определены ГОСТом Р 50398-92.

Соединительные головки

Этот тип оборудования представляет собой быстросмыкаемую арматуру, предназначенную для подсоединения пожарных рукавов к насосам. Согласно классификации, прописанной в ГОСТе Р 53279-2009, выделяют для типа головок: напорные и всасывающие, которые, в свою очередь, подразделяются на:

  • рукавные головки для соединения рукавов;
  • муфтовые головки с внутренней резьбой для трубопровода;
  • цапковые головки с наружной резьбой;
  • головки-заглушки для блокировки трубопровода;
  • переходные головки для соединения оборудования разных условных проходов;
  • рукавные всасывающие головки, среди которых отдельно выделяют муфтовые и заглушки;

Номинальные значения этого оборудования соответствуют таблице.

Рукавная задержка и зажим

Рукавная задержка – приспособление для закрепления напорной рукавной линии на высоте. Используется во время тушения пожаров на лестничных пролетах или стенах при необходимости подъема рукавов в вертикальном положении. Для линии до 66 мм на каждый рукав предусмотрена одна задержка. При большем диаметре расчет количества задержек проводят из требований минимума нагрузки на одну задержку по 100 кг.

Рукавные зажимы используются при повреждении рукавной линии. Они бывают ленточного типа, когда необходимо устранить разрыв до 3 см. Карсетные зажимы используются для купирования разрывов и трещин до 10 см.  Чаще всего в использовании применяют зажимы типа ЗПР-80 и ЗПР-150.

Cadillac Model 314, г.

Довольно странно видеть Кадиллак в качестве пожарной машины, поскольку марка ассоциируется с богатыми или известными людьми — американскими президентами, звездами Голливуда, удачливыми дельцами с Уолл-Стрит, гангстерами, наконец. Однако у Кадиллака было одно свойство, очень подходящее пожарным — мощный мотор, способный оперативно доставить бригаду огнеборцев к месту возгорания.

Поначалу автомобиль принадлежал какому-то богатенькому Буратино, но через несколько лет вышел из моды и был продан пожарной команде, которая и переоборудовала машину под свои нужды. Хотя, возможно, не мода была виновата, а Великая депрессия.

Автомобилю, приобретенному в прошлом году в США, предстоит пройти полный цикл реставрации.

Автомобили на базе IVECO-AMT

Машины производства совместного российско-итальянского предприятия IVECO-AMT – многофункциональные модели, совмещающие в себе несколько типов ПА или с расширенными тактико-техническими характеристиками. Все новые пожарные автомобили проходят обкатку, которую производит сам разработчик.

Среди новинок IVECO-AMT, пользующихся популярностью у отечественных спасателей – автоцистерна АЦ 3.2-40/4. В этой модели установлена цистерна и пенобак из полипропилена. Машина комплектуется дистанционно управляемым лафетным стволом «Ураган ЛСД-С-80У» с подачей ОТВ не менее 40 л/с.

Насосная установка также дистанционного типа. В базовую комплектацию вошел комбинированный пожарный насос «Ruberg E40» производства Швеции. Он имеет дополнительный контур, который обеспечивает охлаждение двигателя летом и подогрев ОТВ зимой.

Тактико-технические характеристики АЦ 3.2-40/4.

Шасси IVECO-AMT ML150E28W
Колесная формула 4*4
Габариты, д*ш*в, мм 8160*2500*3460
Дорожный просвет, см 200
Масса под нагрузкой, кг 14915
Двигатель

·         мощность кВт (л.с.)

·         тип

IVECO-Tector F4AE3681E

·         205 (279)

·         Дизель

Скорость, км/ч 90
Тип кабины двойная, раздельного типа
Кузов каркасный, цельнометаллический, закрытый
КОМ N200B одноступенчатая механическая
Емкость цистерны, л 3200
Объем пенобака, л 200
Насос

·         тип

·         расположение

Ruberg E40

·         центробежный двухступенчатый

·         заднее

Напор насоса при номинальной частоте вращения, м. вод. ст. 100±5
Номинальная подача насоса, л/с 40
Наибольшая геометрическая частота всасывания, м 7.5
Заполнение насоса, с 120
Переносной лафетный ствол ЛС-П-20У
Стационарный лафетный ствол Ураган ЛСД-С-80У
Электрогенератор TSS SGG 6000E, бензин
Рукавная катушка высокого давления

·         длина

·         расход СВД, л/с

СРВДК-3/400-60

·         60

·         не менее 3.0

Объем топливного бака, л 210

Характеристики

Технически пожарные автоцистерны представляют собой автомобили на базовом грузовом шасси, дополненные насосом, емкостями для хранения ОТВ и средствами для их подачи. В качестве огнетушащих веществ они используют воду и пенообразователь. Автомобили категории АЦ выполняют следующие функции:

  • Автономное тушение с использованием запаса воды собственного бака. В данном случае функции ограничиваются емкостью цистерны.
  • Тушение посредством подключения к гидранту. Насос, установленный на автомобиле, усиливает напор воды при подаче ее к очагу возгорания.
  • Забор воды из открытого водоема в условиях полного отсутствия или сниженной производительности водоснабжения с целью обеспечения ПА необходимым напором.

Автоцистерны разрабатываются на базе грузовых шасси. Пожарная надстройка размещается в кузовной части. Она включает в себя водяную цистерну, бак для пенообразователя, насос с собственной трансмиссией, водопенную коммуникацию и привод управления всеми механизмами. Независимо от базового шасси комплектация надстроек всегда одинакова. Различие между автоцистернами состоит во вместимости баков и производительности насосов.

Условно все автомобили типа АЦ делятся на три класса:

  • легкие с цистерной до 2 м

    3

  • средние вместимостью от 2 м

    3

    до 4 м

    3

  • тяжелые, рассчитанные на объем воды более 4 м

    3

Самыми распространенными считаются пожарные автоцистерны на шасси ГАЗ. Эти АЦ зарекомендовали себя как надежные и незатратные в обслуживании автомобили, эксплуатируемые во всех регионах страны.

Основные требования к базовым шасси пожарных автомобилей

Противопожарная техника разрабатывается на базе грузовых автомобилей. Исключение составляют машины, эксплуатируемые в нестандартных условиях. В таком случае под заказ создают новые модификации. Пожарные автомобили разрабатывают на полноприводных или неполноприводных шасси. Скоростные и тяговые требования к последним прописаны в ГОСТе 21398-89. Регламент полноприводных систем основан на нормативно-технической документации конкретной модели ПА. Обязательное условие для них – комплектация шинами для передвижения по грунтовым дорогам. В число основных требований входит также и наличие на ведущих колесах  системы подсоединения противоскользящих цепей (при двускатной ошиновке крепления цепи ставятся на каждое колесо).

От базы зависит величина общей массы ПА. Она не должна превышать 95% от максимально предусмотренной общей массы для данного типа конструкции. При этом если автомобили были разработаны до вступления в силу  ГОСТа 21398-89, допускается использование полной массы, но только по согласованию с изготовителем шасси. Отдельно просчитывается количество мест боевого расчета. Нагрузка при этом берется из расчета массы человека 75 кг плюс дополнительно 10 кг специального снаряжения.

Одна из ключевых систем шасси пожарного автомобиля – двигатель. Как правило, в эксплуатацию ГПС поступают машины с бензиновым или дизельным поршневым мотором. Реже в комплектацию входит газотурбинный двигатель, но только при условии, что его ресурс не меньше поршневого. Объем топливного бака рассчитывается исходя из необходимости обеспечения непрерывного пробега автомобиля минимум 400 км.

К базовому шасси ПА предъявляют требования по установке механизма отбора мощности, благодаря которому работает насос. Компоновка должна предусматривать использование системы обогрева кабины боевого расчета и кузова с размещенным на нем оборудованием. При отборе мощности на привод насоса двигатель и трансмиссия должны обеспечивать непрерывную работу спецсистем в течение минимум 6 часов с поддержанием температуры масла и уровня охлаждающей жидкости в установленных технической документацией пределах.

Тормозная система, используемая при оборудовании пожарных машин, должна соответствовать ГОСТу 22895. При пневматической системе со стояночным тормозом, работающим на пружинном аккумуляторе энергии, обязательно наличие устройства, которое обеспечивает рабочее давление в этой системе в режиме ожидания. Недопустимо падение более 60% от номинального показателя в течение суток.

Система электрооборудования базового шасси для пожарных автомобилей разрабатывается с учетом требований ГОСТов 3940; 6964; 8769; 10984 и 20961. Одно из условий – установка выключателя аккумуляторных батарей. Сами же аккумуляторные батареи устанавливают только в защищенных от попадания грязи местах с возможностью дополнительного утепления. В систему электрооборудования должно входить устройство для подключения зарядного устройства для подзарядки аккумулятора в стационарном положении.

Источник питания базового шасси пожарного автомобиля должен обеспечивать работу дополнительных электропотребляющих систем, таких как маяки, прожекторы, радиостанции. В таких случаях предусматривается отдельный вывод (розетка) напряжения 12 В. Дополнительные розетки могут быть установлены вне кабины.

Шасси оборудуются тягово-сцепными и буксирными устройствами, а также задним буфером безопасности. Наружное покрытие частей шасси, используемого для производства пожарных автомобилей,  должно совмещаться с информативной окраской, принятой для маркировки ПА.

В комплектацию шасси также входит: запасное колесо, комплект инструментов для проведения текущего ремонта, комплект запасных частей в зависимости от типа ПА, огнетушитель, аптечка, противооткатные упоры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector