​​закон о гражданской обороне

Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны

Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью.

Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи

Что касается основных задач гражданской обороны, то их перечень довольно велик. Следует отметить то, что их исполнение необходимо для того, чтобы в надлежащей мере осуществить поставленные цели. Весь их перечень представлен в содержании закона «О гражданской обороне».

К числу основных задач гражданской обороны относится подготовка населения к различным мероприятиям, а также к защите. В рамках осуществления непосредственной обороны населения могут реализовываться задачи по оповещению жителей определенных регионов об опасностях, которые могут возникать в ходе ведения военных противостояний, а также в ходе их последствий. Такие задачи должны быть обеспечены в том случае, если происходит катастрофа техногенного характера или чрезвычайная ситуация, связанная с природными явлениями. В случае катастрофы или при угрозе ее проявления, население должно быть обеспечено всеми средствами защиты, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В том случае, если опасность уже настигла и имеет определенные ярко выраженные негативные последствия, задачей гражданской обороны является проведение спасательных работ, которые, как правило, ведут аварийные бригады МЧС.

К числу основных задач рассматриваемого направления деятельности государства принадлежит обеспечение тех лиц, которые пострадали в результате техногенных катастроф или военных конфликтов всеми средствами, которые могут в какой-либо мере поддержать жизнеобеспечение населения. В том случае, если на определенной территории произошло химическое заражение или какое-либо иное аналогичное явление, одна из задач гражданской обороны в данной ситуации — это выявление и обозначение районов, которые подверглись заражению. После этого должна быть проведена санитарная обработка как самой территории, так и всего населения, проживающего на ней.

В период военного времени к задачам гражданской обороны приписываются определенные меры, которые должны производиться в экстренном порядке. Яркими примерами таковых являются срочные захоронения трупов, восстановление служб коммунального типа, организация бесперебойной работы предприятий и учреждений, деятельность которых необходима для обеспечения необходимых жизненных условий лицам, проживающим на территории ведения конфликтов. К задачам, свойственным гражданской обороне в данный период, также относится обеспечение постоянной боевой готовности военных сил.

Наши события

20 сентября 2021, 10:53
RusCable Insider #239 — Интервью с КЗ «Цветлит». Итоги 78 Собрания АЭК. 10 лет заводу «Электропровод» в Подольске

17 сентября 2021, 11:16
RusCable Live — 30 лет Ассоциации «Электрокабель». Итоги собрания АЭК

15 сентября 2021, 13:35
Ассоциация «Электрокабель» отмечает свое 30-летие

15 сентября 2021, 12:07
Главные итоги 78 Общего собрания Ассоциации “Электрокабель”

13 сентября 2021, 18:23
RusCable Insider #238 — Новая линия Rosendahl. АЭК наградил Москабель. Интервью с СаранскКабель-Оптика и осенние изменения в ГОСТ

10 сентября 2021, 10:45
RusCable Live — Электропровод: традиции профессионализма и новый цех. Изменения в ГОСТе 31996-2012. АЭК. Эфир от 10.09.2021

Основные цели

Говоря об основных целях гражданской обороны, следует понимать, что под данным понятием фигурируют определенные идеи, достижение которых преследуется путем осуществления определенных мер по обороне населения и ценностей государства.

Одной из основных целей данного вида деятельности государства и его органов является обеспечение надлежащей защиты населения от различных нападений со стороны иностранных государств и отдельных формирований. Чтобы достигнуть такой цели, на территории как всего государства в целом, так и отдельных районов должно быть оборудовано необходимое количество защитных сооружений гражданской обороны, в которых обязательно должно быть обеспечено наличие надлежащего количества провизии, медикаментов и средств защиты на случай опасных действий.

Что касается второй цели, которую преследует ГО, то она заключается в существенном повышении состояния устойчивости хозяйственных объектов, а также различных отраслей народного хозяйства в отдельности. Для достижения такой цели производится определенный комплекс мер, которые направлены на всестороннюю защиту сотрудников органов внутренних дел, а также обеспечение нормального функционирования организаций и учреждений государственного типа. Для этого в нормальном состоянии постоянно должны поддерживаться пункты управления, а также системы и средства связи, которые производят оповещения сигналов гражданской обороны. Кроме того, для обеспечения такой цели на постоянной основе должны совершаться мероприятия по подготовке объектов ОВД, а также их светомаскировке. Также во всех организациях и учреждения необходимо регулярное проведение инструктажей по гражданской обороне.

Еще одно направление цели гражданской обороны — это осуществление спасательных и аварийно-спасательных работ, а также других неотложных дел аналогичного типа. Чтобы данная цель была надлежащим образом обеспечена, на региональном и общегосударственном уровнях должны проводиться проверки готовности органов, которые призваны вести профессиональную борьбу с проблемами такого рода. В ходе их осуществления должна быть установлена степень готовности к использованию оборудования и инвентаря, необходимого для устранения опасности.

Общие положения

Федеральный закон о гражданской обороне под номером 28-ФЗ был принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года и одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 12 февраля 1998 года.

ФЗ-28 устанавливает задачи и компетенции государственных органов власти и других управляющих учреждений в области подготовки и проведения мероприятий по гражданской обороне.

Закон РФ о гражданской обороне состоит из 20 статей и 6 глав следующего содержания:

  • Глава 1 предусматривает общие положения и задачи гражданской обороны, правовую основу, правила организации и проведения национальных оборонительных мероприятий и их координации;
  • Глава 2 устанавливает полномочия государственных властей, включая президента, правительство и федеральных организаций;
  • Глава 3 определяет компетенции органов власти субъектов Российской Федерации в сфере гражданской обороны;
  • Глава 4 предусматривает правила осуществления руководства и решения задач быстрого реагирования уполномоченными органами;
  • Глава 5 устанавливает перечень формирований, составляющих силы гражданской обороны, и их основные задачи;
  • Глава 5 определяет порядок финансирования оборонных мероприятий среди населения и ответственность за нарушения положений настоящего закона.

Вам будет интересно — ФЗ 143 в новой редакции. Ссылка здесь:

ФЗ-28 устанавливает следующие задачи в сфере гражданской обороны:

  • проведение подготовки населения к потенциальным опасностям;
  • оперативное информирование населения о потенциальных рисках, складывающихся вследствие боевых конфликтов, природных и техногенных последствий;
  • эвакуация в безопасное место гражданского населения, а также материальных и культурных ценностей;
  • обеспечения населения индивидуальными и коллективными защитными средствами;
  • осуществление маскировочных мер;
  • выполнение аварийно-спасательных и других работ по мере необходимости при возникновении опасных ситуаций;
  • обеспечение жизненно необходимыми средствами и продуктами населения, которое пострадало от военных действий или природных и техногенных катастроф, осуществляется в первую очередь;
  • ликвидация пожаров, возникших вследствие чрезвычайных ситуаций;
  • нахождение и пометка районов, которые подверглись заражению в результате радиоактивного, химического, биологического и другого воздействия;
  • осуществления мероприятий по санитарной обработке и обеззараживанию населения, строений, а также техники и территорий;
  • восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах;
  • экстренное восстановление первоочередных коммунальных служб;
  • осуществление экстренного захоронения трупов во время военных действий;
  • обеспечение устойчивой работы учреждений, которые требуются для выживания населения во время военных действий или при последствиях природных и техногенных катастроф;

Силы и средства гражданской обороны должны находиться в постоянной готовности.

Статьёй 4 ФЗ-28 устанавливаются следующие принципы гражданской обороны:

  • Мероприятия по организации и проведению национальных оборонительных действий являются одним из важнейших компонентов безопасности государства;
  • Государство готовится к гражданской обороне в мирное время, учитывая развитие военных технологий и защитных средств населения;
  • Гражданская оборона объявляется в Российской Федерации или на отдельных её территориях сразу по объявлению состояния войны, началом военных действий или введением президентом РФ военного положения.

Обязанности граждан РФ по 28 ФЗ

Закон о гражданской обороне устанавливает следующие обязанности граждан:

  • прохождение военной подготовки;
  • участие в подготовке мероприятий по гражданской обороне;
  • взаимодействие и оказание помощи органам власти и другим учреждениям в сфере оборонительных мероприятий для гражданского населения.

Гражданская оборона осуществляется в три этапа:

  1. Подготовка. Данный этап заключается в строительстве и подготовке убежищ для населения и формирования резервных сил, обучение населения действиям во время чрезвычайных положений и создание системы оповещения и связи;
  2. Реагирование. На этом этапе, при возникновении опасности, осуществляется эвакуация граждан, предоставление медицинской помощи и решение других ситуационных задач, требующих быстрого реагирования.
  3. Восстановление. На данной стадии производится ликвидация последствий военных действий, природной или техногенной катастрофы и восстановление инфраструктуры.

Защитные сооружения и укрытия

Что касается защитных сооружений гражданской обороны, то они должны быть сконструированы в строгом соответствии с заявленными планами. Объем места, рассчитанного в них, должен полностью соответствовать численности населения, проживающего в определенном районе.

Если говорить о классификации сооружений защитного типа, предназначенных для обеспечения гражданской обороны, то они имеют определенную классификацию по видам (в зависимости от того, от какого вида катастроф они предназначены).

На деле такие сооружения могут быть как постоянными, так и мобильными, они могут входить в план определенного здания, а также стоять отдельно.

Большинство постоянных убежищ гражданской обороны рассчитаны на спасение людей в случае техногенной катастрофы. В связи с этим, они имеют определенный уровень защищенности от воздействия радиационных лучей — от первой до четвертой степени. Противорадиационные укрытия также способны защищать людей, находящихся в них, от взрывной волны определенной мощности, а также от осколков боеприпасов.

Сигналы гражданской обороны

Существует определенный перечень сигналов, которые оглашают наступление опасной ситуации и указывают на необходимость поиска укрытия. Они могут быть разнообразными (в зависимости от различных опасных ситуаций), но население должно быть четко уведомлено о том, какой тип оповещения что обозначает — для этого регулярно проводятся обучения по гражданской обороне. Услышать такие оповещения можно в прямом эфире по радио или телевидению.

В том случае, если сигнал гражданской обороны подается в мирное время, то он обязательно должен начинаться со слов диктора «Внимание всем!». После этого оповещения производится оглашение опасности, а также требования к принятию мер

Такая же схема применяется и во время обучения по гражданской обороне.

Но если же оповещение производится в военный период, то могут быть использованы различные сигналы из всех имеющихся: «Радиационная опасность», «Воздушная тревога» (или ее отбой), а также «Химическая тревога». Связано это с тем, что противник в ходе достижения своей цели может использовать любые средства.

Объекты гражданской обороны

Отдельное внимание следует уделить определенным объектам, которые имеют место быть в процессе обеспечения гражданской обороны. К числу таковых относятся те транспортные средства, инструменты, здания, а также противорадиационные укрытия, с помощью которых может быть обеспечена безопасность населения и ценностей

Следует отметить то, что, в соответствии с установленными законом требованиями, все эти объекты постоянно должны поддерживаться в надлежащем, рабочем состоянии и быть готовыми к использованию в любой момент и при любой ситуации.

Рассмотрим основные виды объектов ГО, которые чаще всего встречаются на практике.

Обязанности работодателя по организации ГО

Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:

  • планирование и организацию штатных действий по ГО;
  • составление программы образования сотрудников в области ГО;
  • обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
  • разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
  • установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
  • наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).

К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

Силы обороны

В числе государственных органов имеются определенные структуры, на которые возлагается непосредственное проведение мероприятий, направленных на обеспечение безопасности населения, а также защиты культурных и материальных ценностей. Все они подчиняются Министерству по гражданской обороне, которое предписывает основные правила поведения и выдает распоряжения в случае наступления военного положения или техногенной катастрофы.

К числу органов, осуществляющих мероприятия по гражданской обороне, относятся специализированные войска, а также общественные организации, которые возлагают на себя обязанности по обеспечению безопасности. Такие гражданские организации могут быть созданы исключительно по принципу территориального деления. В их ведение предоставляются специальные средства защиты, а также техника и определенное имущество. Но гражданские организации не относятся к группе государственных органов.

Структуру органов, осуществляющих непосредственную оборону, составляют и отдельные формирования. К их числу относятся команды связи, отдельные разведывательные штабы, службы, занимающиеся охраной общественного порядка и безопасности, а также формирования, специализирующиеся на аварийно-технической, медицинской, инженерной, противопожарной, противохимической защите.

Пункты управления

Что касается пунктов управления гражданской обороны, то они представляют собой специализированные сооружения, которые находятся в помещении или в транспортном средстве. В некоторых случаях такие пункты представляют собой целые комплексы, в которых деятельность по обеспечению безопасности государства или определенного региона осуществляют специально обученные люди.

Как правило, такие пункты включают в себя наличие определенного типа связи (независящей от общей линии), центр радиопередачи, источники энергетического и водного снабжения, которые работают автономно, а также сооружения для отдыха сотрудников. В том случае, если пункт управления представляет собой крупный объект, то на его крыше может быть оборудована площадка для посадки вертолетов.

Такие пункты управления могут быть мобильными и формироваться на базе определенного вида транспорта. Как правило, в качестве средства передвижения для такой цели выбираются поезда, автобусы или некоторые виды воздушного транспорта.

Статья 16. Основы деятельности спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны

1. На вооружении
спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного
на решение задач в области гражданской обороны, находится специальная техника, а
также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

2. Военнослужащим
спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного
на решение задач в области гражданской обороны, выдаются удостоверения личности
установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные
знаки гражданской обороны.

3. Военнослужащие
спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного
на решение задач в области гражданской обороны, могут проходить службу на воинских
должностях или не на воинских должностях в указанном федеральном органе исполнительной
власти, его территориальных органах и организациях.

Федеральным законом от
23 декабря 2010 г. N
377-ФЗ в пункт 4 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены
изменения, вступающие в силу с 1 февраля 2011 г.

4. Деятельность
спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного
на решение задач в области гражданской обороны, комплектование их военнослужащими
и гражданским персоналом (федеральными государственными гражданскими служащими и
работниками), социальная защита военнослужащих и членов их семей, а также финансирование
деятельности указанных воинских формирований осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

5. Деятельность
спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного
на решение задач в области гражданской обороны, осуществляется с момента объявления
состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской
Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных
ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях,
крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих
проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Статья 17. Утратила силу с 1 января 2005 г.

Глава VI.
Заключительные положения

Федеральным законом от 22
августа 2004 г. N
122-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции,
вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Суть гражданской обороны

Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной.

Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.

Правовое регулирование

Правовое регулирование вех вопросов, связанных с проведением гражданской обороны, осуществляется положениями, представленными в содержании ФЗ «О гражданской обороне». Он был принят в 1998 году, а последние изменения были внесены в 2015 году.

Кроме указанного выше закона, регулирование вопросов, связанных с осуществлением гражданской обороны, осуществляется на основании Конституции государства, в которой закреплены основные положения о рассматриваемом типе обороны, которые также имеются в тексте ФЗ «О гражданской обороне».

Кроме всех вышеперечисленных актов, в регулировании данной сферы существенное значение имеют определенные постановления Правительства РФ различные указы президента РФ, содержание которых так или иначе закрепляет порядок проведения гражданской защиты, ее определенные задачи и тому подобное

Из числа аналогичных нормативных актов отдельное внимание следует уделять также приказам, распоряжениям и постановлениям, изданным Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны

В числе источников, с помощью которых осуществляется регулирование гражданской обороны в Российской Федерации, числятся и акты, принятые иностранными государствами в рамках международного права. Следует отметить то, что из числа таковых значение в российском законодательстве имеют лишь те, которые был ратифицированы РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector