Федеральный конституционный закон «о военном положении» от 30.01.2002 n 1-фкз ст 14 (ред. от 01.07.2017)

Акты агрессии против РФ

1. Нападение вооруженных сил иного государства на РФ.

2. Военная оккупация территории государства.

3. Бомбардировка иностранным государством или применение оружия против РФ.

4. Блокада берегов или портов другим государством.

5. Нападение другого государства на войска страны, независимо от их места пребывания.

6. Обнаружение на территории государства иностранных банд или групп, которые вооружены и осуществляют акты против России с применением оружия.

7. Появление любых других вооруженных актов агрессии – что означает, военное положение тоже будет рассмотрено вышестоящими органами.

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В УКРАИНЕ — С КАКОГО ЧИСЛА И В КАКИХ ОБЛАСТЯХ (ТЕКСТ ЗАКОНА)

Военное положение — это особый правовой режим, предусматривающий предоставление специальных полномочий государственным органам власти, необходимых для предотвращения угрозы. Временное ограничение прав и свобод граждан, а  также временное ограничение законных интересов юридических лиц. Во время режима ВП военные и гражданские власти получают более широкие полномочия, которые позволяют им использовать человеческие и материальные ресурсы для своих нужд.

Под властями подразумевается все военное командование – от Генерального штаба до руководства отдельных частей, а также вся вертикаль власти – от президента и Кабмина до поселковых советов. Решения, соответственно, могут приниматься как на центральном, так и на местном уровне.

Текст закона о введении военного положения в Украине уже опубликован на сайте ВР. Военное положение вводится с 14:00 26 ноября сроком на 30 суток до 26 декабря 2018 года. Хотя до этого президент Петр Порошенко в своем обращении предлагал ввести военное положение с 9:00 28 ноября, во время обсуждения документа в парламенте под стенограмму дата президентом не озвучивалось, а сейчас в обнародованных на сайте Рады документах и в итоговом сообщении на сайте СНБО говорится именно о 26 ноября.

Вводится не на всей территории Украины, а в отдельных регионах, в частности в Винницкой, Луганской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Черниговской, Донецкой, Запорожской, Херсонской областях и внутренних водах Украины Азово-Керченской акватории.

Также отмечается, что в период действия военного положения частичная мобилизация объявляется президентом Украины “в сроки и в объемах в соответствии с угрозой национальной безопасности и обороне Украины”.

Кроме того, законом дано поручение государственным органам власти по введению в действие плана внедрения и обеспечения мероприятий правового режима военного положения в Украине и обеспечения поставок Вооруженным Силам Украины, другим военным формированием материально-технических ресурсов и имущества, предоставления услуг и их финансирования в объемах, которые необходимы для эффективного выполнения возложенных на них задач в особый период.

Одновременно законом предусматривается приведение в готовность к выполнению задач по предназначению в особый период, с введением “степени полная готовность” определенных объектов единой государственной системы гражданской защиты, ее функциональных и территориальных подсистем; образование советов обороны и обеспечения содействия военному командованию в организации и осуществлении мероприятий правового режима военного состояния.

В дополнении к закону отмечается, что на период действия правового режима военного положения могут ограничивать конституционные права и свободы человека и гражданина, предусмотренные статьями 30-34, 38, 39, 41-44, 53 Конституции Украины. В указанных статьях речь идет о следующих правах и свободах:

  • Статья 30. Каждому гарантируется неприкосновенность жилья.
  • Статья 31. Каждому гарантируется тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции.
  • Статья 32. Никто не может подвергаться вмешательству в его личную и семейную жизнь, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины.
  • Статья 33. Каждому, кто на законных основаниях находится на территории Украины, гарантируется свобода передвижения, свободный выбор места проживания, право свободно оставлять территорию Украины, за исключением ограничений, которые устанавливаются законом.
  • Статья 34. Каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений.
  • Статья 38. Граждане имеют право участвовать в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органов местного самоуправления.
  • Статья 39. Граждане имеют право собираться мирно, без оружия и проводить сборы, митинги, походы и демонстрации, о проведении которых заблаговременно уведомляются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.
  • Статья 41. Каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности.
  • Статья 42. Каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, которая не запрещена законом.
  • Статья 43. Каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избирает или на которую свободно соглашается.
  • Статья 44. Те, кто работает, имеют право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов.
  • Статья 53. Каждый имеет право на образование.

Порядок управления

Целью введения законодательства о чрезвычайном положении выступает изменение системы управления в соответствии с требованиями военной ситуации. В этот период не допускается организация выборов и референдумов, а срок полномочий выборных государственных и муниципальных органов продлевается.

Правительство реализует в основном технические функции, при этом его структура может быть скорректирована президентом. Представительный орган на основании положений Федерального конституционного закона принимает нормативные акты и денонсирует соглашения со странами-агрессорами.

Путин подписал указ о введении в действие плана обороны РФ на ближайшие 5 лет

  • Газета «Начало» № 6, 19 (2 декабря) ноября 1905 год, Л. Троцкий, «Военное положение в Польше сброшено!»
  • Ответ на запрос Государственной думы о Щербаке 8 июня 1906 года (Столыпин)
  • Военная энциклопедия. — 1911 — 1914 годов.
  • Указ Президиума ВС СССР от 22.06.1941 об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения.
  • Контрразведывательный словарь. — Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР им. Ф. Э. Дзержинского, 1972 год.
  • Большой Энциклопедический словарь, 2000 год.
  • Юридический словарь, 2000 год.
  • Политика. Толковый словарь. — М.: ИНФРА-М, Издательство «Весь Мир». Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И. М., 2001 год.
  • Толковый Военно-морской Словарь, 2010 год.
  • Политическая наука: Словарь-справочник. составитель профессор политических наук Санжаревский И. И.. 2010 год.

Вы не представились системе

1. Нападение вооруженных сил иного государства на РФ.

2. Военная оккупация территории государства.

3. Бомбардировка иностранным государством или применение оружия против РФ.

4. Блокада берегов или портов другим государством.

5. Нападение другого государства на войска страны, независимо от их места пребывания.

6. Обнаружение на территории государства иностранных банд или групп, которые вооружены и осуществляют акты против России с применением оружия.

Что значит военное положение:

1. Усиливается охрана общественного порядка, обеспечивается общественная безопасность. Охраняются важные военные, государственные специальные объекты, учреждения, обеспечивающие жизнедеятельность населения. Под жестким контролем находится движение транспорта, связь, объекты, предоставляющие опасность для здоровья людей и природной среды.

2. Вводится особый режим работы объектов, которые обеспечивают движение транспорта.

3. Проводится эвакуация объектов социального, хозяйственного, культурного назначения. Происходит временное переселение жителей страны в более безопасные районы. Им обязательно должно предоставляться жилье, стационарное или временное.

4. Вводится особый режим выезда и въезда на территорию государства, где введено военное положение. Ограничиваются способы передвижения внутри.

5. Приостанавливается деятельность любых политических партий и других общественных организаций, религиозных объединений.

6. Граждане привлекаются к выполнению работ для оборонительных нужд, ликвидации последствий разрушений после атаки агрессора, восстановлению поврежденных объектов, борьбе с эпизоотиями, эпидемиями и пожарами.

7. Военное положение в стране, согласно законодательству, может привести к изъятию имущества у граждан и предприятий с выплатой в последующем стоимости изъятого.

8. Ограничение выбора места пребывания граждан.

Общие положения

Статья 1 содержит общие положения, которые поясняют цель введения военного положения – формирование необходимых условий для блокирования агрессивных действий в отношении РФ. Момент начала исчисления особого режима устанавливаются указом главы государства. В этот период могут действовать следующие меры:

  • ограничение некоторых прав и свобод граждан;
  • приостановка работы предприятий любых организационно-правовых форм;
  • возложение дополнительных обязанностей на население.

В статье 3 закона 2002 г.№ 1-ФКЗ «О военном положении» приводится исчерпывающий перечень актов агрессии против Российской Федерации, выступающих причинами перехода к особому режиму. К ним относится:

  • блокада портов и прибрежной территории ВС зарубежных государств;
  • осуществление бомбардировки или использование вооружения против РФ;
  • вторжение, оккупация либо нападение ВС зарубежных стран на РФ, а также факты аннексии;
  • нападение ВС зарубежных стран на представителей Вооруженных Сил РФ;
  • отправление каким-либо государством вооруженных формирований с целью выполнения агрессивных актов против РФ;
  • предоставление зарубежным государством своей территории другой стране для выполнения агрессивных действий против РФ.

Обеспечение военного положения

Закон о чрезвычайном военном положении в РФ наделяет полномочиями государственные органы власти и военного управления, позволяющими предпринимать меры для обеспечения особого правового режима. В статье 7 изложен перечень подобных мероприятий:

  • эвакуация населения, а также важных социально-экономических и культурных объектов;
  • временное ограничение деятельности ряда политических партий и общественных организаций, которые ведут деятельность, угрожающую безопасности страны;
  • организация специального режима въезда и выезда с территории, где введено военное положение;
  • установление особого режима функционирования объектов жизнеобеспечения;
  • привлечение населения к деятельности, связанной с оборонными нуждами и ликвидацией последствий атаки противника;
  • ужесточение мер поддержания общественного порядка, охраны важнейших государственных и социальных объектов, а также систем коммуникаций;
  • ограничение публичных мероприятий политического характера (митинги, шествия), забастовок, передвижения транспортных средств, выбора места пребывания, поездок за пределы РФ;
  • установление военной цензуры и другие меры.

Одной из ключевых задач военного положения является создание условий для обеспечения особого правового режима. С этой целью привлекаются ВС РФ и другие воинские формирования, которые поддерживают въездной и выездной режим с территории, принимают участие в эвакуационных и спасательных мероприятиях, охране общественного порядка и жизненно важных объектов, занимаются пресечением деятельности террористических и бандитских группировок.

Ситуация на Украине

В Украине ввели военное положение 28 ноября 2018 года. Срок – 30 суток. Однако ситуация накалилась гораздо раньше. В марте был арестован керченский Норд, что привело к обострению обстановки в Азовском море. Россия приняла ответные меры – был усилен досмотр судов под украинским флагом.

Последнюю ноябрьскую стычку в Керченском проливе освещали все СМИ. Три корабля под украинскими флагами оказались захваченными пограничниками, как незаконно вторгшиеся в территориальные воды России.

Последовал обмен обвинениями в противозаконности маневров и несоблюдении международного права. Россия задержала украинских моряков. Украина начала подготовку к военному положению. Рада признала необходимость решения проблемы безопасности страны и приняла соответствующий закон. Президент страны П. Порошенко огласил перечень областей, где вводится особый режим.

Президент заявил, что никаких наступательных действий украинское государство проводить не станет. Объявление военного положения не означает начало войны.

Особый режим – способ защитить население, обеспечив его безопасность. Отмена военного положения состоится сразу после устранения угрозы нападения на Украину.

Особый режим в РФ

Право введения особого режима закреплено ст.87 Конституции. Механизм введения особого режима и основания для его объявления регламентирует ФКЗ «О военном положении».

Военное положение вводится по факту проявления внешней агрессии иностранного государства или угрозе нападения. В иных случаях оглашается чрезвычайное положение.

Порядок введения/отмены особого режима

Такое право есть у президента страны. Он издает указ о введении военного положения. Документ передается в Совет Федерации. Закон о военном положении отводит 48 часов на принятие соответствующего решения. После чего парламент должен утвердить или отклонить указ главы государства.

Во время действия военного положения ограничиваются права/свободы граждан, должностных лиц предприятий, функционирование производств, вменяются новые обязанности. Ограничения при военном положении накладываются в объеме, требуемом для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Мобилизация при военном положении подразумевает призыв лиц соответствующего возраста и граждан из запаса (резерва). После объявления мобилизации ВС РФ и органы власти страны переходят на особый рабочий режим. Одновременно вводится военное положение в армии.

Оповещение жителей страны о введении особого правового режима осуществляется через СМИ. Дополнительные меры военного положения:

  1. На стратегических объектах объявляется спецрежим, возможно – эвакуация.
  2. Граждан враждебно настроенного государства, которые находятся на территории страны, изолируют (интернируют) по причине обеспечения госбезопасности.
  3. Вводится цензура на открытые виды информации (печать, телевидение), иногда даже частной переписки.
  4. Выезд россиян за границу ограничивается.

Прекращение особого режима происходит в том же порядке. Президент страны издает новый указ.

Прецеденты в России

Статистика военного положения берет начало с 1905 года. Однако тогда использовали другой термин – состояние охраны. Особый режим вводился на землях, где разворачивался фронт или возникали народные восстания. Из-за частых революционных потрясений состояние охраны вводилось довольно часто.

Институт военного положения появился в СССР в 1938 году. Ввести особый режим мог Верховный совет. Фактически он вводился всего раз, когда страна находилась в состоянии войны.

Статистика военного положения показывает, что особый режим был объявлен на оккупированных/прифронтовых территориях и стратегических объектах. Его нарушение строго каралось, вплоть до расстрела на месте.

Больше особый режим не вводился. В период Чеченской войны президент ограничился объявлением чрезвычайного положения и режима контр террористической операции.

https://youtube.com/watch?v=tL6fJSLKEp8

Что значит особый режим для армии

Требования безопасности военной службы предполагают защиту военнослужащих, местных жителей и окружающей среды от воздействия опасных факторов, которые могут возникнуть во время боевых действий.

Положение о порядке прохождения военной службы закреплено Указом Президента от 16.09.1999 №1237.

Особый режим подразумевает приведение всех воинских частей полную боевую готовность. Обязанности военнослужащих закреплены «Положением о военной службе».

Статья 11. Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения режима военного положения

Президент Российской Федерации:

1) осуществляет руководство организацией обеспечения режима военного положения;

2) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в целях обеспечения режима военного положения;

3) контролирует применение мер по обеспечению военного положения;

4) определяет в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом меры по обеспечению режима военного положения, применяемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами военного управления на территории, на которой введено военное положение, а также полномочия указанных органов по применению этих мер;

5) определяет задачи и устанавливает порядок привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов для обеспечения режима военного положения;

6) приостанавливает деятельность политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;

7) устанавливает запреты или ограничения на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

8) устанавливает запреты на проведение забастовок и на приостановление или прекращение деятельности организаций иным способом;

9) определяет порядок прохождения военной службы в период действия военного положения;

10) принимает необходимые меры по прекращению или приостановлению действия международных договоров Российской Федерации с иностранным государством (группой государств), совершившим (совершивших) акт агрессии против Российской Федерации, и (или) государствами, союзными с ним (ними);

11) прекращает в условиях военного положения деятельность в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации;

12) устанавливает на территории, на которой введено военное положение, особый режим работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

13) утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство которыми он осуществляет.

Что такое военное положение для экономики государства

Принятие такого решения для страны глубоко отразится на многих сферах деятельности. Режим почувствуют на себе экономические и финансовые сферы, так как, согласно постановлению о военном положении, временно может прекратиться их деятельность. Прекращается свободное перемещение финансовых средств, товаров, услуг, распространение информации, временно изменяются формы собственности, условия и процедуры банкротства финансовых учреждений, режим труда, устанавливаются особые формы финансового, таможенного, налогового и банковского регулирования на всех территориях страны, независимо от того, принято там военное положение или нет.

Статья 3. Основания для введения военного положения

1. В соответствии с частью 2 статьи 87 Конституции Российской Федерации основанием для введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии.

2. Для целей настоящего Федерального конституционного закона в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:

1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любая военная оккупация территории Российской Федерации, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории Российской Федерации или ее части с применением вооруженной силы;

2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;

3) блокада портов или берегов Российской Федерации вооруженными силами иностранного государства (группы государств);

4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска независимо от места их дислокации;

5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;

6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

Актами агрессии против Российской Федерации могут признаваться также другие акты применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

3. Для целей настоящего Федерального конституционного закона непосредственной угрозой агрессии против Российской Федерации могут признаваться действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против Российской Федерации, включая объявление войны Российской Федерации.

Заключение

Исходя из вышеописанного, можно сказать, что военное положение в стране является крайней мерой предосторожности. Для того чтобы не допустить такого, государству необходимо наладить и решить ряд вопросов

Необходимо повысить эффективность управления и служебно-боевой готовности внутренних войск страны, обеспечить социальную и правовую безопасность, повысить эффективность взаимовыгодных международных договоренностей во избежание конфликтов в будущем

Стране следует уделять особое внимание развитию внутренних войск, которые обеспечивают борьбу с преступностью, пресечение внутренних конфликтов и терроризма

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector