Чрезвычайное положение

Почему россияне не соблюдают режим самоизоляции и карантина

Фактически, можно сделать вывод, что карантин, который более-менее держался первые несколько дней, теперь расползается и трещит по швам. В выходные обещают теплую погоду — почти наверняка в центре города и на окраинах будет гулять много людей.

Почему россияне не соблюдают режим самоизоляции? Причин может быть несколько.

Доверие власти в России на самом деле низкое.

Во время соцопросов и на выборах люди готовы поддержать начальство, но поддержка эта чисто декларативная. Когда дело доходит до выполнения тех или иных распоряжений в быту, в личной жизни, то выясняется, что граждане власть не слушают.

Пока еще беда не коснулась большинства людей через их знакомых, друзей, родственников. Попросту говоря, людям не страшно.

Многие вообще являются COVID-диссидентами, считая коронавирус какой-то хитроумной выдумкой.

К сожалению, поток конспирологической ахинеи, который годами льется на людей с федеральных каналов, подготовил для этого хорошую почву.

Чрезвычайная ситуация и Чрезвычайное положение: сравнительная таблица

Чрезвычайная ситуация (ЧС) Чрезвычайное Положение (ЧП)
Краткое определение Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей Особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей
Основной законодательный акт Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»
Где вводится Как на всей территории РФ, так и на отдельных территориях. Как на всей территории РФ, так и на отдельных территориях.
Кто вводит В случае ЧС федерального или межрегионального характера — Правительство РФ.
В случае ЧС регионального или межмуниципального характераорганы государственной власти субъектов РФ.
В случае ЧС муниципального характера — органы местного самоуправления.
Всегда — Президент РФ
Необходимость утверждения Нет Да, Советом Федерации в течение 72 часов
Срок Не ограничен

Если ЧП введено на всей территории РФ — до 30 суток*

Если ЧП введено в отдельных местностях — до 60 суток*

*С возможностью продления Указом Президента РФ, если цели введения ЧП не были достигнуты

Введение органов особого управления территориями и назначение комендантов территорий Нет Да
Приостановка полномочий органов исполнительной власти субъекта РФ, а также органов местного самоуправления либо отмена их нормативно-правовых актов Не возможна Возможна
Имущество граждан и организаций Имущество граждан — неприкосновенно
Имущество организаций — в качестве дополнительной меры может быть принят порядок использования имущества организаций, ограничивающий некоторые элементы права собственности.
Возможна «мобилизация» некоторых видов имущества организаций и граждан (по сути, говорится о реквизиции согласно статьи 242 Гражданского кодекса РФ)
Права граждан Не ограничиваются
Предоставляется ряд дополнительных прав связанных с возмещением ущерба причиненного здоровью и имуществу вследствие ЧС
Допускается ограничение прав и свобод, в том числе и некоторых конституционных
Обязанности граждан Появляется обязанность выполнять Правила поведения при введения режима ЧС Появляется множество дополнительных обязанностей — вплоть до обязанности трудоспособного населения на принудительной основе участвовать в «неотложных работах» (то есть, фактически, речь о трудовой повинности) и обязанности предоставить свои транспортные средства государству.

На правах и обязанностях граждан во время ЧС или ЧП мы остановимся немного подробнее, так как именно эти вопросы интересовали большинство тех, кто обращался ко мне за консультацией юриста.

Меры борьбы в период ЧС

Перед тем как запустить режим, Правительство или местные власти определяют:

  • причину, послужившую основанием для введения специального периода;
  • границы территории, на которой возникла или может появиться ситуация;
  • силы и средства, которые придётся привлечь для предупреждения или ликвидации проблемы;
  • меры защиты населения;
  • ответственных за организацию мероприятий лиц.

В зависимости от обстоятельств, власти создают указ о введении соответствующего режима и выпускают постановление, в котором привлекают все государственные структуры, необходимые для контроля над санитарно-эпидемиологической обстановкой на территориях страны, защиты людей от распространяющейся инфекции.

Фото: pixabay/modovisible

Отдельным Указом № 239 2 апреля 2020 г. Президент объявил о введении мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно этому документу, в условиях повышенной готовности и ЧС разработан комплекс ограничительных мер.

Губернаторы могут:

  • определять границы введения специальной готовности или чрезвычайной ситуации;
  • приостанавливать работу организаций и ИП;
  • устанавливать особый порядок передвижения граждан и транспорта, за исключением машин и автобусов межрегионального сообщения.

Положение не распространяется на следующие организации:

  • медицинские учреждения и аптеки;
  • продовольственные магазины с товарами первой необходимости;
  • выполняющие неотложные, ремонтные и погрузочные работы;
  • предоставляющие финансовые услуги по расчётам и платежам;
  • непрерывно действующие предприятия.

На заметку! Президент РФ установил нерабочие дни с 4 по 30 апреля 2020 г. с сохранением зарплаты. С этого месяца из-за распространения коронавируса 15 областей ограничили свободное перемещение по своим территориям, некоторые из них даже пересмотрели условия въезда к ним.

Как сообщает ТАСС, с начала апреля закрыли границу для легкового транспорта в Республику Коми по ледовой переправе Нарьян-Мар – Усинск. С этого же дня ужесточили посещение Зеленогорска и Железногорска Красноярского края. Заехать смогут только жители населённых пунктов, а покинуть их можно исключительно по предварительным заявкам.

Фото: freepik.com/sheremetaphoto

Вологодская обл. запретила передвигаться внутри региона, за исключением необходимости идти на работу или обратиться за неотложной медицинской помощью. Аналогично поступили власти Новосибирского региона.

Пропускной режим ввели на территории Ленинградской области в Кудрово, Мурино, Выборге, Подпорожье, Волхове, Гончарово и других населённых пунктах.

На заметку! Помимо транспортных ограничений, на федеральном уровне приостановлена деятельность развлекательных заведений и мест массового скопления людей.

В большинстве регионов введены ограничения на свободное передвижение. Например, разрешено выходить из дома, чтобы:

  • купить продукты, средства гигиены и лекарства;
  • посетить больницу;
  • вынести мусор;
  • выгулять собаку в 100 м от дома;
  • поехать на работу, если предприятие продолжает деятельность.

Ограничительные меры вводятся на региональном уровне, поэтому могут в разных субъектах отличаться.

По данным портала «Интерфакс», режим готовности введен во всех 85 субъектах. Но местные власти  уже объявили ЧС в 3 городах Хакасии: Абакане, Черногорске, Саяногорске.

Какие льготы дополнительно появляются у граждан?

Александр Князев: «Дополнительных льгот не появляется, а вот обязанностей — да. Например, гражданам придётся много учиться: изучить приёмы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты. При необходимости придётся оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ».

Валентин Карелин: «В п. 2 ст. 18 закона №68-ФЗ о ЧС прописано, что порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий устанавливаются законодательством РФ. В регионах могут быть свои меры поддержки. В Москве установлена региональная компенсационная выплата 19 500 рублей, пенсионерам старше 65 лет, добровольно соблюдающим режим самоизоляции, полагается 4000 рублей и т. п. О льготах говорится и в ст. 18 закона о ЧС, но, как и говорилось выше, вопрос их реализации зависит от инициативы государства, в противном случае придётся доказывать, что государство действовало незаконно».

А что будет с украинской экономикой после введения ЧС?

Очевидно, что последствия карантина и возможного введения режима чрезвычайного положения будут негативными. 

Экономист Виктор Медведь рассказал «Вести.ua», что в краткосрочной перспективе карантин и режим ЧП повлияет негативно. Резко упадут объемы продаж розничного рынка и объемы потребления — будут снижаться объемы производства. 

По словам экономиста, карантин и возможное введение режима ЧП — необходимые меры. Это уменьшит возможное негативное влияние на украинскую экономику в будущем. 

«В случае «необъявления» карантина мы сейчас, возможно, и не имели бы экономических проблем, но в будущем столкнулись бы с более серьезными стратегическими проблемами, связанными, опять же, с падением потребительского спроса», — заявил Медведь. 

Экономист Владимир Лановой утверждает, что, хоть кризис и будет ощутимым, экономика Украины может не сильно просесть. Для этого властям нужно разработать более тщательную тактику спасения бизнеса. 

«Во второй половине года может быть экономическое оживление. Нужно продумано к этому отнестись — тогда как раз необходимо закупать газ, поэтому нужно добиться снижения цен на внутреннем рынке…. Это несколько оживит внутреннего потребителя и бизнес, который использует газ в своем производстве. Начнется постепенное восстановление», — заявил Лановой. 

Кроме того, введение ЧП может отпугнуть краткосрочных инвесторов, но позитивно влияет на долгосрочных инвесторов потому, что «государство проводит правильные действия и сражается с общенациональными проблемами и хаосом». 

В настоящее время несмотря на карантин люди гуляют на улице, с детьми, занимаются спортом на спортплощадках:

Watch this video on YouTube

Когда вводится режим повышенной готовности?

Определения режима повышенной готовности в законодательстве России нет, то данный термин используется в от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Таким образом, режим повышенной готовности может быть введен на территории всей России или в отдельных регионах при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

Режим повышенной готовности вводится на основании решения Правительства России (пунктом а.1) статьи 10 от 21.12.1994 № 68-ФЗ) или субъектами РФ (подпункт «м» пункта 1 статьи 11 данного закона).

Если на территории России или отдельного субъекта РФ был введен режим повышенной готовности, то граждане имеют право:

на защиту здоровья, жизни и имущества при возникновении чрезвычайной ситуации (ЧС);
полноценное информирование о рисках и мерах предосторожности, включая личное информирование по заявке;
возмещение ущерба при наступлении ЧС;
медицинское обслуживание;
юридическую помощь;
компенсацию за полученный ущерб здоровью при участии в ликвидационных мероприятиях.

В свою очередь, при введении режима повышенной готовности все местные жители обязаны соблюдать и выполнять:

  • постановления и другие нормативные акты Правительства России и местной власти;
  • меры безопасности в быту или на работе;
  • оказывать по необходимости помощь в проведении спасательных и неотложных работ.

В противном случае применяется административная ответственность по статье 20.6.1 КоАП РФ:

  1. при несоблюдении правил поведения:

    • для граждан – предупреждение или штраф в размере от 1 до 30 тысяч рублей;
    • для должностных лиц – штраф в размере от 10 до 50 тысяч рублей;
    • для юридических лиц – штраф в размере от 100 до 300 тысяч рублей.
  2. при условии нанесения вреда здоровью или имущества или повторное несоблюдение правил поведения:

    • для граждан – штраф в размере от 15 до 50 тысяч рублей;
    • для должностных лиц – штраф в размере от 300 до 500 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет;
    • для юридических лиц – штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или приостановление деятельности не более чем на 90 суток.

Стоит отметить, что региональные власти имеют право устанавливать конкретную ответственность граждан при нарушении требований, установленных в режиме повышенной готовности на территории определенного субъекта.

В Москве за нарушение указа мэра столицы предусмотрена ответственность для граждан в виде штрафа в размере 4 тысячи рублей, а за повторное нарушение – 5 тысяч рублей. Если житель Москвы при этом еще и ехал на личной машине, то автомобиль могут задержать и поместить на штрафстоянку. Штраф для предприятия, нарушившего указ – от 200 до 300 тысяч рублей за первое нарушение или от 300 до 500 тысяч рублей.

Понятие карантина

Определение карантина прописано в статье 1 от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В этом законе под карантином (ограничительными мерами) подразумеваются различные административные, медико-санитарные и другие ограничения, которые препятствуют распространению инфекционных заболеваний. В карантин могут быть предусмотрены особые режимы работы, ограничения по передвижению населения, транспорта и грузов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, карантин может быть принят на основании предписаний и предложений главных государственных санитарных врачей. Карантин вводится постановлениями Правительства РФ или региональных властей.

Карантин может быть введен как на всей территории России, так и в отдельных субъектах по решению местных властей.

Если в отношении всех граждан или какой-то группы был введен карантин, то они должны:

  • выполнять требования и предписания санитарного врача;
  • заботиться о своем здоровье;
  • обеспечить своих детей соответствующим образованием;
  • не осуществлять деятельность, которая может навредить здоровью других граждан.

Аналогичные обязанности появляются у всех жителей региона, если карантин был введен на территории всего субъекта России.

Но вместе с обязанностями для граждан вводятся и компенсационные меры поддержки (статья 8 Федерального закона от 30.03.1991 № 52-ФЗ) в виде возмещения вреда в полном объеме, который был нанесен здоровью или имуществу, вследствие нарушений другими физическими или юридическими лицами санитарного законодательства. Кроме этого, будет также возмещен вред, нанесенный из-за введения санитарно-противоэпидемиологическими мероприятиями.

За нарушение режима карантина граждане и юридические лица могут быть привлечены к административной или уголовной ответственностям. Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрено:

  • для граждан – предупреждение или штраф в размере от 100 до 500 рублей;
  • для должностных лиц – штраф от 500 до 1 000 рублей;
  • для организаций – штраф от 10 до 20 тысяч рублей или приостановление деятельности не более чем на 90 суток.

Если на территории всей России или региона введен карантин, а физическое или юридическое лицо не соблюдает постановления или предписание санитарного врача, то наказание ужесточается и будет уже таким:

  • для граждан – предупреждение или штраф в размере от 15 до 40 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – штраф от 50 до 150 тысяч рублей;
  • для организаций – штраф от 200 до 500 тысяч рублей или приостановление деятельности не более чем на 90 суток.

Если из-за нарушения карантина кто-то пострадал или умер, то часть 3 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает:

  • для граждан – штраф в размере от 150 до 300 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 300 до 500 тысяч рублей;
  • для предприятий – до 1 миллиона рублей или приостановление деятельности не более чем на 90 суток.

Кроме этого, при нарушении санитарно-эпидемиологических правил предусмотрена уголовная ответственность по статье 236 УК РФ:

при массовом заражении:
штраф в размере от 500 до 700 тысяч рублей (размер выплат за период от 1 года до 18 месяцев);
лишение права занимать определенные должности или ввести деятельность на срок от 1 до 3 лет;
принудительные работы на срок до 2 лет;
ограничение свободы на срок до 2 лет;
лишение свободы на срок до 2 лет.

при наступлении смерти по неосторожности:
штраф в размере от 1 до 2 миллионов рублей (размер выплат за период от 1 года до 3 лет);
принудительные работы на срок от 3 до 5 лет;
ограничение свободы на срок от 2 до 4 лет;
лишение свободы на срок от 3 до 5 лет.

при наступлении смерти 2 и более людей по неосторожности:
принудительные работы на срок от 4 до 5 лет;
лишение свободы на срок от 5 до 7 лет.

Соответственно, режим карантина – это вполне понятный и конкретный набор ограничений, и за их нарушения предполагается конкретная ответственность (в отличие от режима самоизоляции, который введен сейчас).

Чем режим ЧС отличается от ЧП

Как и режим повышенной готовности к ЧС, на своем уровне его может объявить губернатор или орган местного самоуправления (уже введен в ряде городов Хакасии, городах Элисте, Череповце и других). Режим ЧС допускает введение ограничений, которые направлены непосредственно на сохранение жизни и здоровья граждан, в том числе свободы передвижения. Власти определяют порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Кроме того, власти в условиях ЧС могут разблокировать резервы материальных ресурсов, которые создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения. Это дополнительные источники средств на устранение последствий от ЧС и неотложные нужды.

Режим чрезвычайного положения

Самая крайняя мера. Его вводит президент при ратификации Совета Федерации. Режим ЧП объявляется на территории всей страны на 30 дней либо в отдельном регионе на срок до 60 дней. При ЧП допускают ограничение некоторых конституционных прав и свобод человека. Так, могут ввести ограничение свободы передвижения, въезда, выезда, усилить досмотры и охрану.

Полномочия региональных и местных властей приостанавливаются. Опасные производства прекращают работу. Массовые мероприятия и забастовки в это время запрещены. В условиях ЧП могут ввести комендантский час и карантин. Оборот продовольствия происходит в особом порядке. Режим ЧП может предполагать также мобилизацию: людей могут отправить на работы, а имущество граждан (в том числе автомобили) изымать с целью преодоления ЧП.

Основания для введения режима чрезвычайной ситуации

К основаниям для введения режима чрезвычайного положения относятся:

1. Ситуации, которые носят социальный, либо политический характер, и могут выражаться в попытках изменения существующего конституционного строя, либо захвата и присвоения власти, а также в вооруженном мятеже, блокировке особо важных стратегических объектов, подготовке вооруженных формирований; разнообразных конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями, которые могут создавать угрозу для жизни либо безопасности мирных граждан, а также нормальному функционированию органов государственной власти.

2. Ситуации, которые носят криминогенный характер, что может выражаться в террористических актах либо массовых беспорядках. Какие еще основания для введения режима чрезвычайного положения существуют?

3. Ситуации, связанные с техногенными или природными обстоятельствами, всевозможными эпидемиями, а также эпизоотиями, которые возникли в результате природных явлений, стихийных бедствий, аварий или катастроф, которые повлекли либо могут повлечь человеческие жертвы, нанесение вреда здоровью людей и окружающей среде, либо определенные материальные потери, нарушений условий жизни граждан, и требуют при этом проведения масштабных действий по нормализации ситуации.

Чем отличаются и что дают населению режимы ЧП, ЧС и карантина

За государством действительно закреплена обязанность финансирования мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Такое положение есть в 24 статье закона о ЧС, однако обязанности нести «все издержки» в нём нет.

Таким образом, бизнес, который рассчитывает переложить на государство часть убытков при введении режима ЧС или ЧП, обманывается в своих ожиданиях. Больше того, в режиме ЧС бизнес может уволить любого сотрудника (если он не участвует в защите от ЧС) безо всяких проблем.

В случае «карантина» санитарное законодательство в России не предусматривает обязанности государства оплачивать все убытки. Граждане и юридические лица имеют право на возмещение в полном объёме вреда, причинённого их здоровью или имуществу в ходе противоэпидемических мероприятий.

Но! Возмещение происходит не автоматически, а в порядке, установленном законом и возмещается именно вред имуществу и здоровью, а не кредиты и платежи ЖКХ.

Чрезвычайное положение — совершенно другая история. Чрезвычайное положение — это особый правовой режим, который вводится указом президента.

Это:

  • приостановка полномочий региональных и местных властей,
  • ограничение свободы передвижения,
  • въезда,
  • выезда,
  • досмотр,
  • патрули,
  • комендантский час,
  • остановка финансово-экономической деятельности.

Вводится особый порядок оборота продовольствия и предметов первой необходимости из госрезерва.

В законе есть статья о праве граждан на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие ЧС, но она предлагает компенсировать ущерб вследствие ЧС, а не мероприятий по их ликвидации (действий, запретов и ограничений, введенных властями).

Что будет запрещено?

В Законе о правовом режиме ЧП прописаны такие меры в случае введения режима: 

  • ограничение движения транспортных средств и их досмотр;
  • усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;
  • запрет проведения массовых мероприятий и забастовок;
  • принудительное отчуждение или изъятие имущества у юридических и физических лиц.

В законе также прописаны дополнительные меры, вплоть до введения комендантского часа. В случае с эпидемией коронавируса, после объявления ЧП также могут ввести:

  • «квартирную повинность» для юридических лиц, чтобы временно разместить эвакуированного либо аварийно-спасательные формирований и военные подразделения, которые занимаются локализацией чрезвычайных ситуаций;
  • запрет на строительство новых и расширения действующих предприятий, деятельность которых не связана с ликвидацией чрезвычайной ситуации;
  • введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости;
  • мобилизация и использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;
  • изменение режима работы предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности; 
  • переориентация заводов и производств на производство продукции, необходимой в условиях ЧП. 

В режиме ЧС платят по ипотеке или кредитам?

Валентин Карелин: «По умолчанию — да. В соответствии со ст. 10—11 закона №68-ФЗ от 21 декабря 1994 года, в компетенции правительства РФ, с одной стороны, а с другой — властей регионов принять решение о единовременной материальной помощи (выплате) пострадавшим. Но это их право, а не обязанность. Решают на своё усмотрение. Если власти и прибегнут к подобной мере, она может быть оговорена целевым характером выплаты, то есть, например, с оговоркой о том, что полученные деньги по аналогии с материнским капиталом должны быть направлены на решение определённой задачи, в частности на расплату по долгам и кредитам. Но по общему правилу от кредитов и ипотек режим ЧС не спасает. Максимум, что из него можно выжать, — это, как говорилось выше, отмену штрафов и пени за период коронавирусной ситуации, когда клиент-заёмщик не платил. Но погасить долги всё равно придётся. А решения суда по обращениям взысканий банком непредсказуемы: суд может признать обстоятельства непреодолимой силы (например, ответчик-ипотечник был переведён в неоплачиваемый отпуск, а других источников дохода нет), а может и удовлетворить требования банка, ссылаясь на ту же ст. 401 ГК РФ (отсутствие денег у контрагагента не может считаться форс-мажором)».

Также по теме


«Оседлали широкий спектр риторики»: COVID-диссиденты устроили митинг во Владикавказе

Днём 20 апреля на площади Свободы в столице Северной Осетии — Алании прошёл «народный сход» — так демонстрацию назвали организаторы….

Александр Князев: «С точки зрения закона отсутствие у заёмщика средств для выплаты кредита не является форс-мажором. Но если в режиме ЧС установленные ограничительные меры (в частности, запрет определённой деятельности, установление режима самоизоляции и т. п.) привели к отсутствию средств, то это может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на основании ст. 401 ГК РФ. Но это не прекращает исполнение самих обязательств, например по оплате кредита».

Илья Можаев: «Да, платят. Однако само обстоятельство ЧС в силу ст. 401 ГК РФ может быть признано обстоятельством непреодолимой силы. Следовательно, ответственность за неисполнение обязательств по кредитным договорам может не наступить до момента, пока ЧС не будет отменена».

Заключение

В заключение я хотел бы отметить, что в данной статье рассматривались лишь возможные (!) варианты влияния ЧС и ЧП на права и обязанности граждан. Так, например, лично я уверен, что никакого отселения граждан, реквизиций или «трудовой мобилизации» не будет — даже при худшем сценарии развития событий.

Вместе с тем, мне хотелось бы, чтобы эта статья послужила своеобразным предупреждением тем, кто не разобравшись в юридических тонкостях, требует вводить режим чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения. Оба этих режима не дадут обычным гражданам (включая предпринимателей) никаких дополнительных льгот или преимуществ по сравнению с текущей ситуаций. Но они могут привести к значительному сужению гражданских прав и возникновению новых, тяжелых и раздражающих обязанностей.

Особенно сказанное выше относится к режиму чрезвычайного положения. Законодатель, принимая соответствующий закон, рассматривал чрезвычайное положение как «средство последней надежды», которое следует вводить только в критических обстоятельствах, когда угроза нависла над самим государством. Как и любое сильнодействующее лекарственное средство, чрезвычайное положение имеет серьезные «побочные эффекты». Не следует применять его без надобности.

Конечно, бывают ситуации, когда введение ЧС или даже ЧП оправдано и без этого никак не обойтись. Но желать этого, призывать к этому — просто недальновидно. Михаил Булгаков сказал: «Бойтесь своих желаний — они имеют свойство сбываться». Подозреваю, что результаты введения режима чрезвычайного положения крайне разочаровали бы его сторонников и уже на второй день они требовали бы его отмены. Чрезвычайное положение по своим правовым особенностям во многом подобно положению военному (хотя, конечно, там есть свои значительные юридические отличия). И я рискну предположить, что мало кто предпочел бы «законы военного времени» обычной жизни, пусть и с ограничениями (режим повышенной готовности).

Что же, завершая статью хочу пожелать всем читателям здоровья и того, чтобы все обсуждения ЧС и ЧП оставались только в спорах юристов-теоретиков, чтобы никто не столкнулся с этими весьма неприятными правовыми режимами в своей реальной жизни!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector