Конституционный строй рф — основные принципы и особенности
Содержание:
- Особенности Конституции РФ
- Независимость власти
- Основы конституционного строя
- II.Основы конституционного строя РФ.
- Духовные основы конституционного строя РФ
- Спор об условиях развития и идеальной политике государства
- Российская Федерация – полноправный член мирового сообщества
- Принцип народовластия
- Разделение властей
- Экономические основы
- Что мы узнали?
- Структура Конституции РФ
- Социальные основы конституционного строя
- Функции Конституции
Особенности Конституции РФ
- Понимается всеми гражданами Российской Федерации.
- Учредительный характер Конституции проявляется в народе, который представлен суверенитетом и властью в государстве. Учреждение государственного устройства – главная цель учредительной власти.
- Конституция – власть, распространяющаяся в юридической силе. Она действительна во всех субъектах Российской Федерации и характеризуется прямой направленностью. Все нормативно-правовые законы и поправки не должны никоем образом расходится с Верховенствующим законом.
- Конституция распространяется на все аспекты общественной деятельности (экономическая, социальная, культурная, юридическая) посредством регулирования взаимоотношений в общественных коммуникациях.
- Конституция выступает базой для других существующих источников норм. Конституция регулирует виды актов и принимаемых ими органов, т.е. контролирует весь правотворческий процесс.
- На страже охраны Конституции стоит Президент РФ, который имеет права ограничить действие законов исполнительных органов в случае противоречия актов с Конституцией. На правовой охране Конституции стоит Конституционный Суд Российской Федерации.
- Регламентирует порядок пересмотра или внесения правок в законы.
Основные задачи Конституции Российской Федерации: становление РФ полным гражданским государством; через международные стандарты сформировать институт прав и свобод человека.
Независимость власти
Независимость власти означает самостоятельность государства в
отношениях с другими государствами. Российская Федерация заботится о
целостности и неприкосновенности своей территории. Суверенитет РФ
обеспечивается рядом политических, экономических и правовых гарантий, в том
числе военной и дипломатической защитой, деятельностью правоохранительных и
других государственных органов.
Российская Федерация самостоятельно определяет и
проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступает субъектом международного
права. Она постоянный член Совета Безопасности ООН.
Основы конституционного строя
Центральное место в системе конституционного права занимают нормы определенного характера – основы конституционного строя. О. Г. Румянцев является одним из ведущих исследователей основ конституционного строя. В своей монографии «Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы обучения)» он раскрыл понятие об основах конституционного строя, его специфике, уровнях и элементах.
Выделение основ конституционного строя в качестве отдельной главы и постановка его перед всеми остальными разделами Конституции Российской Федерации не случайно. Законодатель стремился показать приоритетность положений, закрепленных в гл. 1 Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя». Фактически, основы конституционного строя являются основой конституционного строя, на котором основаны все действующие в российском государстве нормы.
Основы конституционного строя являются базовыми принципами, которые создают идеологическую и нормативную основу всей системы конституционного права.
Это концентрированные и общепринятые нормы поведения субъектов конституционного права в отношении наиболее важных вопросов: определения формы правления, государственного управления, политического режима, конституционно-правового регулирования отношений в важнейших подсистемах общества и обеспечения их взаимодействия.
Основой конституционного строя являются высшие нормы, имеющие особую юридическую силу. Это подтверждается сложной процедурой их модификации и добавления. Таким образом, согласно ст. 135 Конституции Российской Федерации положения ч. 1 ст. 1 не может быть рассмотрено российским парламентом. Это право предоставляется Учредительному собранию, что подтверждает неизменность
Конституции РФ или разрабатывает набросок новой конституции. Этот проект принимает две трети от общего числа членов Учредительного собрания или подлежит общенациональному голосованию. Положения гл. 1 Конституции Российской Федерации должны соответствовать всем остальным нормам конституционного права, в том числе созданным в договорной практике Российского государства.
Существует три уровня основ конституционного строя:
- основные ценности, которыми общество руководствуется в развитии конституционного строя;
- основные принципы, которые служат ориентирами для конкретных партий конституционного строя и отрасли конституционного права;
- институты и конституционные правовые нормы, посредством которых упомянутые выше ценности и принципы получают прямое обоснование, закрепление и определение юридической ценности.
Предложенные уровни образуют систему: ценности лежат в основе принципов, а последние конкретизируются в институтах и нормах, что в конечном итоге придает всей системе юридическое значение.
Замечание 1
Единый свод норм, которые составляют основу конституционного строя, обладает рядом специфических характеристик, присущих этому институту конституционного права. А именно:
- фундаментальная основополагающая, обобщающая ценность;
- политико-правовой характер;
- стандартный и обязательный;
- верховенство закона в отношении всех других положений Конституции и других правовых актов государства;
- краткость и концентрация изложения;
- общепринятый;
- целостность и стабильность, особая последовательность изменений.
Исходя из особой юридической силы основ конституционного строя, можно говорить об особой правовой природе норм гл. 1 Конституции РФ в отношении всех других норм, в том числе конституционных.
II.Основы конституционного строя РФ.
Конституционное право РФ.
1. Понятие конституционного строя.
Конституционный строй — это способ и форма организации государства, которые закреплены в Конституции.
Основы Конституционного строя — важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции.
2. Основы конституционного строя РФ.
Основы конституционного строя в РФ — это важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
Основы конституционного строя РФ получили закрепление в главе 1 Конституции РФ.
В соответствие с главой 1 Конституции РФ можно выделить следующие основы конституционного строя РФ:
— Федерализм (статья 1 и 5 Конституции РФ).
— Правовой характер государства (статья 1 Конституции РФ).
— Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Конституции РФ).
— Народовластие (статья 3 Конституции РФ).
— Наличие государственного суверенитета (статья 4 Конституции РФ).
— Социальный характер государства (Статья 7 Конституции РФ).
— Свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции РФ).
— Многообразие форм собственности (статья 8 Конституции РФ).
— Закрепления принципа разделения властей (статья 10 Конституции РФ).
— Наличие местного самоуправления (статья 12 Конституции РФ).
— Наличие идеологического плюрализма (статья 13 Конституции РФ).
— Светский характер государства (статья 14 Конституции РФ).
3. Принцип разделения властей в РФ.
Принцип разделение властей в РФ отражен, прежде всего, в статьях 10, 11 Конституции РФ. Они закрепляют разделение властей в РФ на законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательная ветвь власти в РФ представлена следующими органами:
— Федеральное собрание в составе верхней палаты Совета Федерации и нижней Государственной Думы.
— Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.
Исполнительная ветвь власти в РФ представлена, прежде всего:
— Правительством РФ.
— Федеральными органами исполнительной власти (министерства, федеральные агентства и другие ведомства).
— Президент, правительство и министерства в республиках.
— Администрации, мэрии и другие органы в иных субъектах РФ.
Судебная власть в РФ представлена:
— Конституционным Судом РФ.
— Верховным Судом РФ.
— Высшим Арбитражным Судом РФ.
— судами субъектов Федерации.
4. Понятие государственного суверенитета РФ.
Государственный суверенитет РФ — это верховенство и независимость государственной власти во внешнеполитических и внутриполитических делах.
5. Характеристики государственного суверенитета РФ.
Государственному суверенитету РФ присущи следующие характеристики:
— Верховенство РФ во внутриполитических делах.
— Верховенство и полнота действий Конституции РФ и законодательства РФ на всей территории Российской Федерации.
— Исключительно право РФ на осуществление государственной власти.
— Самостоятельность во внешнеполитических делах.
6. Форма Российского государства.
Форма государства — набор характеристик, отражающих внутреннюю организацию и структуру государства.
Форма государства включает в себя следующие элементы:
— Форма правления.
— Политический режим.
— Форма государственного устройства.
6.1 Форма правление Российской Федерации.
Форма правления — это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в государстве.
В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления.
Основные характеристики РФ как республики:
— Президент РФ — глава государства, избирается на 4 года всеобщим голосованием (статья 81 Конституции РФ).
— Председатель Правительства России назначается президентов России с согласия Государственной Думы (часть 1 статьи 111 Конституции РФ).
—
—
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Предыдущие статьи:
- V-2. Политические права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
- V-1. Личные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
- V. Виды прав и свобод человека и гражданина отраженные в Конституции РФ.
- IV.Основы конституционного статуса личности РФ.
- III.Общее понятие о форме российского государства.
Следующие статьи:
I. Конституция РФ.
Духовные основы конституционного строя РФ
Изучим положения Конституции РФ, которые можно отнести к духовным основам государственного строя.
Россия — светское государство
Светским считается такое государство, в котором нет официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Светское государство на уровне закона устанавливает и создает реальные условия, которые дают гражданам возможность реализовать свои права на свободное исповедание религии и ее пропаганду.
Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом
В светском государстве религия или религиозные объединения не могут влиять на деятельность госорганов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другую прочую деятельность государства. Отделение как церкви от государства, так и школы от церкви обеспечивает светский характер государства.
Принцип идеологического и политического плюрализма предполагает, что в РФ могут свободно сосуществовать различные философские, политические, правовые, экономические и религиозные взгляды. Никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или обязательной. Проявление политического плюрализма выражается в многопартийности и свободе общественных объединений.
Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не может оказывать влияние на определение гражданином своего вероисповедания, своего отношения к религии в принципе. Также граждане, например, занимаются воспитанием своих детей в соответствии с собственными убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.
При этом государство регулирует деятельность религиозных объединений. Например, то или иное религиозное объединение может быть запрещено на территории РФ. С другой стороны, на государственном же уровне регламентирован порядок предоставления религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказание финансовой помощи из бюджета, охрана объектов, признанных памятниками культуры, и т. д.
Спор об условиях развития и идеальной политике государства
Главнейшим принципом государственного строя является норма, закреплённая в 7-й статье Конституции. Она говорит о том, что всякая политика государства должна быть направлена лишь на достойное развитие человеческой жизни. При этом речь идёт лишь об условиях развития, а не полном предоставлении всех материальных благ.
Статья показывает, что каждый человек рождается и развивается в равных обстоятельствах. Поэтому для того чтобы занять достойное место в жизни, каждый сам волен использовать предоставленные государственные блага. Примером является среднее школьное образование: кто-то учится на «отлично», стремясь поступить в высшее учебное заведение, а кто-то отдаёт предпочтение лишь минимальному уровню успеваемости.
Российская Федерация – полноправный член мирового сообщества
Российская Федерация – полноправный член мирового
сообщества. Общепризнанные
принципы и нормы международного права и международные договоры Российской
Федерации – составная часть ее правовой системы. Если международным договором
Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то
применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).
В соответствии с Конституцией Российская
Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им
часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не
влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит
основам конституционного строя России (ст. 79). Так, обладая в полной мере
государственным суверенитетом, Российская Федерация добровольно на договорной
основе входит в Содружество Независимых Государств, координируя на равноправной
основе различные аспекты своей политики с другими государствами этого
Содружества.
Основы конституционного строя охватывают также
принципы взаимоотношений государства и человека, гражданина.
Для правового государства характерно то, что оно
находится на службе у человека, общества. Признавая, соблюдая и защищая
неотчуждаемые права человека и гражданина, государство выполняет возложенную на
него обществом обязанность. Это не исключает ответственности человека и
гражданина перед государством, обязанностей граждан по защите его интересов.
Устойчивая правовая связь человека с
государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и
ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав
и свобод человека, называется гражданством. Гражданство может быть только
единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин Российской
Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ч. 3
ст. 6 Конституции). Если гражданин совершает тяжкое преступление, он
привлекается к уголовной ответственности, ему назначается суровое наказание, но
лишить гражданства на этом основании нельзя. Право на гражданство —
неотчуждаемое право человека.
Государство считается демократическим и правовым,
если представляет собой политическую организацию гражданского общества.
Демократия осуществляется на основе принципов идеологического и политического
плюрализма.
Принцип народовластия
Принцип народовластия характеризует Российскую Федерациюкак
демократическое государство (ст. 1 Конституции). В преамбулеКонституции
утверждается незыблемость демократической основы России. Народовластие
предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в
Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции).
Народный суверенитет означает, что «народ, ни с кем не деля свою власть,
осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных
сил, используя исключительно в своих собственных интересах».*«Никто
не может присваивать власть в Российской Федерации, – отмечается в ч. 4 ст. 3
Конституции РФ. – Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется
по федеральному закону».Народ осуществляет свою власть
непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через органы
государственной власти (прежде всего представительные: Федеральное Собрание,
законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации)** и
органы местного самоуправления. Российская Федерация признает и гарантирует
местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему
органов государственной власти (ст. 12 Конституции).
* Государственное право Российской Федерации. Курс лекций для
юридических институтов и факультетов / Под ред. акад. О.Е. Кутафина. М., 1993. Т.
1. С. 129.
** Подробнее о народовластии и его формах см. гл.
9.
Разделение властей
Разделение властей выступает как принцип организации
государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из
основ конституционного строя. Единство всей системы государственной власти предполагает,
с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на
законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются
самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ,
судебные органы и аналогичные им органы субъектов Федерации)*.
* Президент РФ стоит как бы над всеми органами, являясь
главой государства, участвуя в той или иной форме и в законодательной, и в
исполнительной деятельности.
Принцип разделения властей находит свое проявление,
с другой стороны, в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти ее субъектов.
Принцип разделения властей
является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития
человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и
полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное
равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладания
над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие
достигается системой сдержек и противовесов, которая выражается в полномочиях
государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать
при решении важнейших государственных проблем*.
* Подробнее о принципе разделения властей см. гл.12.
Экономические основы
Конституция РФ – это главный закон для всех субъектов государства. Все остальные нормативные акты подчиняются высшему закону. Конституция обладает юридической силой, прямым действием. Экономические основы также нашли свое отражение в статьях Конституции. Кратко экономические основы можно представить следующими положениями:
- становление рыночных отношений;
- частные хозяйственные структуры являются участниками государственной экономики;
- между частными субъектами реализуется процесс конкуренции;
- для развития монополий организован контроль со стороны государства.
Для ограничения монополий на рынке издан закон. Он регулирует с помощью правовых норм деятельность монополий, пресекает недобросовестную конкуренцию, создает условия для эффективного развития и продвижения рынков товара.
Конституция ст.8 гарантирует такие положения:
ТОП-3 статьи
которые читают вместе с этой
- единство экономического пространства;
- свободное перемещение товаров;
- свободное перемещение услуг;
- свободное перемещение финансовых средств;
- поддержка здоровой конкуренции.
Экономическая деятельность в стране свободна, но подчиняется законам, регулируется Конституцией и соответствующими актами.
Что мы узнали?
Политические основы России отражают особенности конституционного строя, республиканской формы правления. Характеристики политических основ подтверждают демократичность, федеративность и признание ценности прав человека, соблюдение его свобод. Экономические основы создают многообразие форм собственности, свободу экономических отношений, но государство имеет возможность правового регулирования.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Структура Конституции РФ
А) Преамбула – ценности, обладающие демократическими и гуманистическими характеристиками.
Б) Первый раздел:
- Конституционны строй;
- Основные права и свобода гражданина;
- Устройство федерации;
- Президент РФ и его особый статус;
- Принципы деятельности Федерального Собрания;
- Разделение судебной власти;
- Органы местного самоуправления;
- Внесения поправок и пересмотр Конституции.
В) Второй раздел: период функционирования Главенствующего закона на территории РФ и прекращения действия предыдущей версии Конституции РФ. Функционирование основных законов и нормативно-правовых актов, вступающих в силу с момента признания действующей версии Конституции; основания функционирования правительственных и правоохранительных органов.
Конституционный строй – тип государственного устройства, который прописан в Основном законе. РФ представлена политическим образованием гражданского общества, которое носит демократическую направленность и гуманность к гражданам своей страны, главной ценностью государства представлены права и свобода индивида, а их выполнение – главной целью правительственных органов.
Социальные основы конституционного строя
Прямо и косвенно социальные принципы развития общества закреплены в огромном количестве норм Конституции. Таким образом, официально провозглашается социальная свобода и равенство граждан. Кроме того, данное направление основного закона призвано защищать человеческое достоинство.
Государство в рамках социальных программ предоставляет пособия материям, выплачивает денежные средства на детские нужды, хоть и в небольшом размере, а также предоставляет бесплатное среднее образование. Защита детства, материнства, отцовства, забота и уважительное отношение к пенсионному возрасту – наиболее заметные основы Конституции, реализуемые в обществе.
Функции Конституции
- Политическая – заключается в политическом плюрализме, формирует устройство правительственных органов.
- Правовая – основа всей юридической системы, закрепляет правовые положения, которые регламентируют нормы в разных отраслях права.
- Гуманистическая – носит характер общечеловеческий ценностей, куда входят права и свобода индивида. Нормы в общепризнанном поведении и международном праве составляют неотделимую часть правовой системы в любом государстве.
- Учредительная – формирует правовые институты и представительные органы, которые создают порядок и стабильность в государстве.
- Мировоззренческая – создаёт особый тип мышления, основанный на правовой основе.