Основы конституционного строя

Что означает «Конституция»?

Конституция – это своего рода договор, в котором с одной стороны выступает народ с его правами и свободами, а с другой – власть со своими механизмами защиты общественных интересов. Конституция – документ, в котором отражаются политические и экономические позиции жизнедеятельности всех слоев населения. Конституция – это Главный закон, отражающий реальное соотношение власти, прав и свобод граждан на момент его утверждения. Можно сказать, что Конституция – это закрепление правил, действующих в момент ее создания. Таким образом, Конституция как документ, ничего нового не устанавливает. Она лишь придает законность устоявшимся в конкретном Обществе канонам.

В настоящее время под Конституцией понимается наивысший (основной) закон, который:

  • имеет юридическое превосходство над всеми остальными нормативно-правовыми актами;
  • закрепляет основы общественного строя;
  • провозглашает принципы государственного устройства страны;
  • утверждает взаимоотношения между индивидуумом и государством в целом;
  • закладывает порядок образования и деятельности ветвей государственной власти.

Референдум и выборы

Народ выражает свою власть посредством референдума и свободных выборов. В Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004-го г. «О референдуме РФ» установлен порядок подготовки и проведения референдума России – всенародного гражданского голосования с правом на участие в референдуме по вопросам государственного назначения. Мероприятие проводится на основании всеобщего равноправного прямого и свободного волеизъявления народа РФ путём тайного голосования. Граждане РФ вправе принимать участие в референдуме на равных условиях вне зависимости от половой принадлежности, расы, национальности, родного языка, происхождения, имущественного состояния и должности, места проживания, религии, убеждений, принадлежности к общественно-политическим объединениям и прочих факторов. У каждого участника референдума равное число голосов.

Гражданин России с 18-летнего возраста вправе избирать либо быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдумах, а с 21-го года – становиться избранным депутатом законодательного/представительного органа госвласти, должностным лицом в местном самоуправлении. Гражданин России, достигший в день голосования 18-летнего возраста, имеет право принимать участие в предусмотренных законодательством и организуемых законными способами иных избирательных действиях, в том числе подготовке и проведении референдумов.

Замечание 1

Законодательная база в данной сфере – это Федеральный закон от 26 ноября 1996-го г. «Об обеспечении конституционных прав российских граждан избирать и становиться избранными в органы местного самоуправления», а также Федеральный закон от 12 июня 2002-го г. «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме российских граждан». В этих 2-х законах определены способы осуществления народом власти.

Категория «народ» включает всех граждан, однако в число народа, у которых есть право принимать участие в выборах, не входят граждане, признанные судебным органом недееспособными либо находящиеся в месте лишения свободы.

Ни у кого нет права присваивать власть в России. Большая редкость для конституционных норм – наличие санкции, но в ней содержится указание на последствия нарушения общих норм к реализации власти: захват госвласти либо присвоение властных полномочий преследуются законом (в статье 278 УК РФ содержится наказание за насильственный захват госвласти либо насильственное удержание госвласти).

Основы конституционного строя

Центральное место в системе конституционного права занимают нормы определенного характера – основы конституционного строя. О. Г. Румянцев является одним из ведущих исследователей основ конституционного строя. В своей монографии «Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы обучения)» он раскрыл понятие об основах конституционного строя, его специфике, уровнях и элементах.

Выделение основ конституционного строя в качестве отдельной главы и постановка его перед всеми остальными разделами Конституции Российской Федерации не случайно. Законодатель стремился показать приоритетность положений, закрепленных в гл. 1 Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя». Фактически, основы конституционного строя являются основой конституционного строя, на котором основаны все действующие в российском государстве нормы.

Основы конституционного строя являются базовыми принципами, которые создают идеологическую и нормативную основу всей системы конституционного права.

Это концентрированные и общепринятые нормы поведения субъектов конституционного права в отношении наиболее важных вопросов: определения формы правления, государственного управления, политического режима, конституционно-правового регулирования отношений в важнейших подсистемах общества и обеспечения их взаимодействия.

Основой конституционного строя являются высшие нормы, имеющие особую юридическую силу. Это подтверждается сложной процедурой их модификации и добавления. Таким образом, согласно ст. 135 Конституции Российской Федерации положения ч. 1 ст. 1 не может быть рассмотрено российским парламентом. Это право предоставляется Учредительному собранию, что подтверждает неизменность

Конституции РФ или разрабатывает набросок новой конституции. Этот проект принимает две трети от общего числа членов Учредительного собрания или подлежит общенациональному голосованию. Положения гл. 1 Конституции Российской Федерации должны соответствовать всем остальным нормам конституционного права, в том числе созданным в договорной практике Российского государства.

Существует три уровня основ конституционного строя:

  • основные ценности, которыми общество руководствуется в развитии конституционного строя;
  • основные принципы, которые служат ориентирами для конкретных партий конституционного строя и отрасли конституционного права;
  • институты и конституционные правовые нормы, посредством которых упомянутые выше ценности и принципы получают прямое обоснование, закрепление и определение юридической ценности.

Предложенные уровни образуют систему: ценности лежат в основе принципов, а последние конкретизируются в институтах и ​​нормах, что в конечном итоге придает всей системе юридическое значение.

Замечание 1

Единый свод норм, которые составляют основу конституционного строя, обладает рядом специфических характеристик, присущих этому институту конституционного права. А именно:

  • фундаментальная основополагающая, обобщающая ценность;
  • политико-правовой характер;
  • стандартный и обязательный;
  • верховенство закона в отношении всех других положений Конституции и других правовых актов государства;
  • краткость и концентрация изложения;
  • общепринятый;
  • целостность и стабильность, особая последовательность изменений.

Исходя из особой юридической силы основ конституционного строя, можно говорить об особой правовой природе норм гл. 1 Конституции РФ в отношении всех других норм, в том числе конституционных.

Функциональная направленность Конституции

В юридической науке выделяют три функции Конституции, в том числе и Российской Федерации:

  1. Юридическая. Провозглашает Конституцию как главную основу всей правовой системы государства. Ее положения входят в законно-правовую систему регулирования сложившихся правоотношений. Эта функция подразделяется на:

    • учредительную. Установление на уровне закона устоявшихся в обществе правовых институтов (демократизм и полноправие – ст.3, законность – ст.15, равенство в правах и полноправность граждан – ст.19, забота о человеке, о развитии его духовности, условиях жизни – ст.ст.17, 20-22, 42, государственное единство – ст.ст.4, 8, 67-68, 74-75, равенство народов в составе страны – ст.ст.5, 66, 69, 73, принцип разделения власти – ст.ст.10-11, многопартийность и допустимость различных мировоззрений – ст.13);
    • правонаделительную. Выражается в перечислении основных интересов, свобод, прав физического лица, органов власти (ст.ст. 83-89, 101-103, 112-114, 125);
    • правоохранительную. Конституция призвана своими нормами защищать права человека, основы конституционного строя страны (ст.ст. 2-4, 9, 13, 15, 133);
  2. Политическая. Оказывает влияние на течение политических процессов в государстве.
  3. Идеологическая. Вызвана влиять на мировоззрение человека, путем провозглашения таких ценностей, как жизнь, свобода.

Суверенитет государства

Государство, точно также как и народ, обладает суверенитетом. Однако суверенитет населения считается первичным и определен Конституцией России. Таким образом, суверенитет России распространяется по всей территории страны. В основу российского суверенитета легла Декларация СНД РСФСР от 12 июня 1990-го г. «О государственном суверенитете РСФСР».

Определение 6

Суверенитет – это естественное и обязательное условие для существования государственности российского государства, имеющего многолетнюю историю, культуру и увековеченные традиции.

С целью обеспечения правовых и экономико-политических гарантий суверенитета необходимо установление:

  • полноты власти государства в решении вопросов касаемо государственной и общественной жизни;
  • верховенства конституционных положений и законов на всей территории России;
  • исключительного права населения владеть, пользоваться и распоряжаться национальным богатством страны;
  • полномочного представительства страны в зарубежных странах;
  • права РСФСР участвовать в реализации полномочий, переданных ею Союзом ССР. Можно сказать, что Российская Федерация – правопреемница союзного государства.

Замечание 2

Статьей 1 Конституции РФ устанавливается, что Россия – это демократическое, федеративное, правовое государство республиканской формы правления.

Принципы федеративного устройства Российской Федерации

Одним из принципов федеративного устройства является государственная целостность России. Это означает, что Российская Федерация — цельное, единое и неделимое государство, включающее в себя государственные образования. Россия является суверенным государством, имеет единую территорию и правовую систему.

Территория — один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства. Для федеративных государств правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее государственно- правовое значение. От этого зависят границы федерального суверенитета, то есть поле действия федерального законодательства, федеральной исполнительной и судебной власти.

Единство правовой системы обеспечивается верховенством Конституции Российской Федерации по отношению как к федеральным актам, так и к актам субъектов Федерации. Федеральные законы обладают приоритетом над правовыми актами субъектов Федерации. Установленные Конституцией Российской Федерации предметы ведения регулируются правовыми актами различного уровня. Так, по предметам ведения Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам же совместного ведения издаются только федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Такая система законов способствует единству правовой системы России.

Единство системы государственной власти проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, верховенстве Конституции России и федеральных законов. Субъекты Федерации обладают всей полнотой власти вне пределов компетенции Российской Федерации, совместного ведения федерации и ее субъектов.

Конституция Российской Федерации (ч. 2 ст. 77) предусматривает создание единой системы исполнительной власти, состоящей из органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов.

Судебная власть России устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Судебная власть осуществляется как федеральными судами, так и судами субъектов Федерации. Во главе судов общей юрисдикции стоит Верховный Суд Российской Федерации, арбитражных судов — Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Общефедеральным органом в области конституционного судопроизводства выступает Конституционный Суд Российской Федерации. В субъектах Федерации созданы уставные или конституционные суды.

На строго централизованных началах действует Прокуратура Российской Федерации. Нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а вся система возглавляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 года.

Принцип равноправия и самоопределения народов Российской Федерации проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует равенство всем народам нашей страны, право на сохранение родного языка, создание условий для его сохранения и развития. Самоопределение наций может осуществляться в различных национально-государственных и национально-культурных формах.

Принцип равноправия субъектов Федерации между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти: проявляется: а) в равенстве их прав и обязанностей как субъектов Федерации; б) в конституционно установленных равных пределах компетенции Российской Федерации; в) в равном представительстве всех субъектов государства в Совете Федерации.

Духовные основы конституционного строя РФ

Изучим положения Конституции РФ, которые можно отнести к духовным основам государственного строя.

Россия — светское государство

Светским считается такое государство, в котором нет официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Светское государство на уровне закона устанавливает и создает реальные условия, которые дают гражданам возможность реализовать свои права на свободное исповедание религии и ее пропаганду.

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом

В светском государстве религия или религиозные объединения не могут влиять на деятельность госорганов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другую прочую деятельность государства. Отделение как церкви от государства, так и школы от церкви обеспечивает светский характер государства.

Принцип идеологического и политического плюрализма предполагает, что в РФ могут свободно сосуществовать различные философские, политические, правовые, экономические и религиозные взгляды. Никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или обязательной. Проявление политического плюрализма выражается в многопартийности и свободе общественных объединений.

Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не может оказывать влияние на определение гражданином своего вероисповедания, своего отношения к религии в принципе. Также граждане, например, занимаются воспитанием своих детей в соответствии с собственными убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

При этом государство регулирует деятельность религиозных объединений. Например, то или иное религиозное объединение может быть запрещено на территории РФ. С другой стороны, на государственном же уровне регламентирован порядок предоставления религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказание финансовой помощи из бюджета, охрана объектов, признанных памятниками культуры, и т. д.

Основные принципы национальной политики

  • Каждый гражданин имеет равные права и свободу, несмотря на расовую, этническую или языковую принадлежность;
  • Запрет на дискриминацию индивидов по расовой, этнической, культурной принадлежности;
  • Обеспечение сохранности культурных традиций Российской Федерации;
  • Все субъекты Российской Федерации обладают равноправием на взаимоотношения с государственными органами;
  • Свободное заявление своей этнической принадлежности;
  • Помощь развитию этнических культур РФ;
  • Быстрое реагирование и разрешение национальных конфликтов;
  • Защита граждан за пределами государства.

Тенденции, оказывающие влияние на межнациональные отношения:

  1. Самоопределение этноса и интеграция в данное общество;
  2. Упрочение государственности в ходе приобретения самостоятельности субъектов РФ;
  3. Своевременное проведение политических и экономических изменений в регионах;
  4. Сохранение и развитие национально-культурных особенностей этносов.

Субъекты

Определение 7

К субъектам Федерации относятся края, области, города федерального типа, автономные области и округа.

Все они участники конституционных правовых отношений, как в общем, так и через органы госвласти и управления, должностных работников, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и пр. Функции субъектов определены в Федеральном законе от 06 октября 1999-го г. «Об общих принципах организации законодательных/представительных и исполнительных органов госвласти субъектов России», в котором обобщена сложившаяся практика с описанием порядка формирования органов законодательной и исполнительной власти.

Важной группой субъектов конституционного права являются муниципальные образования. Через местное самоуправление выражается одна из основ конституционного строя России, оно признано, гарантировано и осуществимо на всей территории РФ

Определение 8

Местное самоуправление в РФ представляет собой форму осуществления народом власти, которая самостоятельно и под собственную ответственность решает непосредственно и/или с помощью органов местного самоуправления вопросы местного значения, руководствуясь интересами населения с учётом исторических и прочих местных традиций.

Замечание 3

Правовые основы реализации власти на местном уровне определены в Федеральном законе от 06 октября 2003-го г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в России».

Конституционные основы Российской Федерации заложены в экономическую, политическую и социальную сферы с целью эффективного действия права по всей территории государства. В связи с этим закрепляются конституционные права, обязанности, а также гарантии их выполнения.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Конституция Российской Федерации, как основной закон государства

Становление конституционных отношений в истории отечества и права началось в начале XX века. До революции, начиная с 1905-го г. и до 1917-го г., конституционный строй динамично менялся от абсолютной к конституционной монархии, а потом к парламентской республике. Во времена СССР сформировалось более менее стабильное тоталитарное конституционное право, которое просуществовало вплоть до 2-й половины 1980-х годов. В современном российском государстве конституционные отношения стоят на формировании и развитии правового государства и гражданского общества, в котором высшая ценность – это человек со своими правами и свободами.

В связи с всеобъемлющим характером у конституционного права есть много декларативных норм и принципов. Благодаря им устанавливается вектор развития права, основополагающих госинститутов, а также механизмы реализации человеческих прав. По этой причине конституционное право выделяется в отдельную базовую отрасль права и является государственным. На конституционных началах строится множество отраслей отечественного права: жилищное, трудовое, административное, гражданское и др.

Значимая роль Конституции России позволяет твёрдо утверждать, что она является отправным пунктом не только в формировании и развитии, но и совершенствовании действующих законодательных отраслей.

Определение 1

Предмет конституционного права – это общественные отношения, которые складываются в процессе взаимодействия государства и граждан; организация и реализация муниципальной и госвласти на территории РФ.

II.Основы конституционного строя РФ.

Конституционное право РФ.

1. Понятие конституционного строя.

Конституционный строй — это способ и форма организации государства, которые закреплены в Конституции.

Основы Конституционного строя  — важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции.

2. Основы конституционного строя РФ.

Основы конституционного строя в РФ — это важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Основы конституционного строя РФ получили закрепление в главе 1 Конституции РФ.

В соответствие с главой 1 Конституции РФ можно выделить следующие основы конституционного строя РФ:

— Федерализм (статья 1 и 5 Конституции РФ).

— Правовой характер государства (статья 1 Конституции РФ).

— Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Конституции РФ).

— Народовластие (статья 3 Конституции РФ).

— Наличие государственного суверенитета (статья 4 Конституции РФ).

— Социальный характер государства (Статья 7 Конституции РФ).

— Свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции РФ).

— Многообразие форм собственности (статья 8 Конституции РФ).

— Закрепления принципа разделения властей (статья 10 Конституции РФ).

— Наличие местного самоуправления (статья 12 Конституции РФ).

— Наличие идеологического плюрализма (статья 13 Конституции РФ).

— Светский характер государства (статья 14 Конституции РФ).

3. Принцип разделения властей в РФ.

Принцип разделение властей в РФ отражен, прежде всего, в статьях 10, 11 Конституции РФ. Они закрепляют разделение властей в РФ на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная ветвь власти в РФ представлена следующими органами:

— Федеральное собрание в составе верхней палаты Совета Федерации и нижней Государственной Думы.

— Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Исполнительная ветвь власти  в РФ представлена, прежде всего:

— Правительством РФ.

— Федеральными органами исполнительной власти (министерства, федеральные агентства и другие ведомства).

— Президент, правительство и министерства в республиках.

— Администрации, мэрии и другие органы в иных субъектах РФ.

Судебная власть в РФ представлена:

— Конституционным Судом РФ.

— Верховным Судом РФ.

— Высшим Арбитражным Судом РФ.

— судами субъектов Федерации.

4. Понятие государственного суверенитета РФ.

Государственный суверенитет РФ — это верховенство и независимость государственной власти во внешнеполитических и внутриполитических делах.

5. Характеристики государственного суверенитета РФ.

Государственному суверенитету РФ присущи следующие характеристики:

— Верховенство РФ во внутриполитических делах.

— Верховенство и полнота действий Конституции РФ и законодательства РФ на всей территории Российской Федерации.

— Исключительно право РФ на осуществление государственной власти.

— Самостоятельность во внешнеполитических делах.

6. Форма Российского государства.

Форма государства — набор характеристик, отражающих внутреннюю организацию и структуру государства.

Форма государства включает в себя следующие элементы:

— Форма правления.

— Политический режим.

— Форма государственного устройства.

6.1 Форма правление Российской Федерации.

Форма правления — это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в государстве.

В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления.

Основные характеристики РФ как республики:

— Президент РФ — глава государства, избирается на 4 года всеобщим голосованием (статья 81 Конституции РФ).

— Председатель Правительства России назначается президентов России с согласия Государственной Думы (часть 1 статьи 111 Конституции РФ).

< Предыдущая   Следующая >

Предыдущие статьи:

  • V-2. Политические права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
  • V-1. Личные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
  • V. Виды прав и свобод человека и гражданина отраженные в Конституции РФ.
  • IV.Основы конституционного статуса личности РФ.
  • III.Общее понятие о форме российского государства.

Следующие статьи:

I. Конституция РФ.

РОССИЯ — ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Носителем суверенитета и единственным источником власти в ней является многонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно (путем референдумов и свободных выборов),а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

Эти исходные положения выражают суть демократии как «власти народа». Демократизм Российского государства проявляется в признании прав и свобод человека высшей ценностью, в обязанностью государства соблюдать и защищать их, в формировании и функционировании эффективного механизма прямого воздействия населения на деятельность государственной власти; в надежной защищенности личности от произвола и беззакония; в политическом и идеологическом многообразии; в использовании демократических методов государственного управления, в признании и защите равным образом всех форм сфере экономической деятельности и предпринимательской.

Демократизм проявляется и в признании России как светского государства. Религиозные объединения отделены от него и равны перед законом ст. 14 Конституции РФ гласит: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

РОССИЯ – ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Это предполагает установление и поддержание взаимоотношений с гражданами и их различными объединениями на основе норм закона, права. Высшей юридической силой обладает Конституция Российской Федерации. Она имеет прямое действие и применяется на всей территории России без ограничения и изъятия каких-либо положений. Законы и иные акты должны исходить из Конституции, верховенство которой обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы страны. Среди основных направлении формирования правового государства можно отметить следующие: развитие экономики рыночного типа; обеспечение стабильности государственной власти; недопущение политических, социальных и межнациональных конфликтов; достижение высокого уровня политическом, правовой и нравственной культуры.

Непременным условием формирования правового государства в России является распространение на ее территории норм международного права. С этой целью Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры нашей страны являются составной частью ее правовой системы.

Российская Федерация – полноправный член мирового сообщества

Российская Федерация – полноправный член мирового
сообщества.
Общепризнанные
принципы и нормы международного права и международные договоры Российской
Федерации – составная часть ее правовой системы. Если международным договором
Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то
применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

В соответствии с Конституцией Российская
Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им
часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не
влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит
основам конституционного строя России (ст. 79). Так, обладая в полной мере
государственным суверенитетом, Российская Федерация добровольно на договорной
основе входит в Содружество Независимых Государств, координируя на равноправной
основе различные аспекты своей политики с другими государствами этого
Содружества.

Основы конституционного строя охватывают также
принципы взаимоотношений государства и человека, гражданина.

Для правового государства характерно то, что оно
находится на службе у человека, общества. Признавая, соблюдая и защищая
неотчуждаемые права человека и гражданина, государство выполняет возложенную на
него обществом обязанность. Это не исключает ответственности человека и
гражданина перед государством, обязанностей граждан по защите его интересов.

Устойчивая правовая связь человека с
государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и
ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав
и свобод человека, называется гражданством. Гражданство может быть только
единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин Российской
Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ч. 3
ст. 6 Конституции). Если гражданин совершает тяжкое преступление, он
привлекается к уголовной ответственности, ему назначается суровое наказание, но
лишить гражданства на этом основании нельзя. Право на гражданство —
неотчуждаемое право человека.

Государство считается демократическим и правовым,
если представляет собой политическую организацию гражданского общества.
Демократия осуществляется на основе принципов идеологического и политического
плюрализма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector