Международное гуманитарное право. 1.учебная : в результате изучения темы учащиеся должны уметь распознавать лиц и объекты, находящиеся под защитой мгп; — презентация

Субъекты международного гуманитарного права

Особенности международного права – создание и регулирование государствами межгосударственных отношений.

Государства являются основателями международных прав и обязанностей и выступают как основные субъекты международного права. Они обладают исключительным и неотъемлемым свойством, базирующимся на политической организации власти, – государственным суверенитетом.

Государство как субъект международного права не может применять свою власть в отношении другого государства, что выражено в неподчинении одного государства законодательству другого.

Государство как субъект международного права способно устанавливать права и обязанности, приобретать права, нести обязанности и самостоятельно осуществлять их. Участие государства в международном правотворчестве связано с принятием обязательств и их выполнением.

Прекращение существования СССР как субъекта международного права привело к образованию Российской Федерации как суверенного государства с самостоятельным международно-правовым статусом. Это относится и к другим государствам – союзным республикам, создавшим СНГ. Российская Федерация получила основные компоненты международно-правового статуса СССР. В договорах, заключенных РФ с отдельными государствами, использован новый термин «государство-продолжатель».

Международное право не содержит нормы, дающей решение вопроса о международно-правовом статусе образований, являющихся составными частями федеративного государства.

Известна практика заключения между федеративными государствами двусторонних договоров, дающих право составным частям этих государств самостоятельно устанавливать и поддерживать международные отношения.

Конституция РФ исходит из признания международной деятельности ее субъектов, но не конкретизирует формы этой деятельности. Сам термин «субъект международного права» использован только в Конституции Республики Татарстан.

Позиция РФ выражена в подписанных ею договорах о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и соответствующих республик.

Международные организации являются субъектами международного права особого рода. Их правосубъектность не аналогична правосубъектности государств, т. к. не вытекает из суверенитета. Источником при осуществлении прав и обязанностей Международной организации и реализации ее компетенции является международный договор, заключенный между заинтересованными государствами. Эти организации как субъекты международного права вторичны, производны по отношению к государствам. Организация становится субъектом, если государства-учредители наделяют ее международными правами и обязанностями. Правосубъектность организации определена теми конкретными задачами и целями, которые установлены государствами в учредительном акте, создающем организацию. Каждая международная организация имеет свой, присущий только ей круг прав и обязанностей. Международные организации подразделяются на всемирные, универсальные организации, цели и задачи которых имеют значение для всех или большинства государств, для международного сообщества в целом, характеризуются универсальным членством, и иные организации, которые представляют интерес для определенной группы государств, что обусловливает их ограниченный состав.

К первой категории относятся Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Среди организаций второй категории принято выделять региональные международные организации, в которые объединяются государства, находящиеся в пределах района и взаимодействующие с учетом их групповых интересов.

Военная оккупация

Территория государства считается оккупированной, если фактическая власть на ней перешла в руки вражеской армии. Вопросы, связанные с оккупацией, регулируются Гаагским положением 1907 года, IV Женевской конвенцией 1949 года и некоторыми положениями Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям, принятого в 1977 году.

С переходом фактической власти на территории к оккупационной администрации последняя обязана сделать всё от неё зависящее для восстановления общественного порядка и спокойствия. Законы, прежде установленные на данной территории, должны сохранять свою силу, если только обратное не продиктовано крайней необходимостью. Должны уважаться права семьи, отдельных лиц и частная собственность.

Оккупирующая держава не имеет права переселять часть своего населения на территорию, которую она оккупирует.

Запрещено принуждать население оккупированной территории к выдаче информации об армии воюющей стороны и о её способах обороны. Запрещено принуждать население присягать на верность неприятельской державе. Запрещено наказывать лиц за деяния, которых они не совершали (коллективные наказания).

Грабёж безусловно воспрещен. Если неприятельское государство собирает на территории установленные законной властью налоги, оно должно руководствоваться существующими правилами налогообложения и нести расходы в размерах, соответствующих размеру расходов законного правительства на данной территории. Контрибуция может быть взимаема только на основе распоряжения начальствующего командира, при этом плательщикам контрибуции должна выдаваться расписка.

Армия, занимающая ту или иную область, имеет право завладеть деньгами, фондами, долговыми требованиями и другими активами, принадлежащими непосредственно вражескому государству, которые могут быть использованы в военных целях. В то же время собственность общин, религиозных, художественных, образовательных, научных и благотворительных учреждений приравнивается к частной, даже если последние принадлежат государству-врагу. Захват, повреждение или уничтожение подобных учреждений, а равно уничтожение исторических, культурных и научных ценностей, запрещаются и должны преследоваться.

Основные положения и принципы, применимые к гражданским лицам

Четвертая Женевская конвенция ориентирована на гражданское население. Два дополнительных протокола, принятые в 1977 году, расширяют и усиливают защиту гражданского населения в международных (AP I) и немеждународных (AP II) вооруженных конфликтах: например, путем введения запрета на прямые нападения на гражданских лиц. «Гражданское лицо» определяется как «любое лицо, не принадлежащее к вооруженным силам», включая неграждан и беженцев. Однако считается, что операции могут привести к жертвам среди гражданского населения. Луис Морено Окампо, главный обвинитель Международного уголовного суда, писал в 2006 году: «Международное гуманитарное право и Римский статут разрешают воюющим сторонам соразмерно наносить удары по военным объектам, даже если известно, что некоторые гражданские лица погибнут или будут ранены. A преступление происходит, если имеет место преднамеренное нападение, направленное против гражданских лиц (принцип различения) … или если нападение совершается на военный объект, зная, что случайные ранения гражданского населения будут явно чрезмерными по сравнению с ожидаемым военным преимуществом (принцип пропорциональность) «.

Положениями и принципами МГП, направленными на защиту гражданских лиц, являются:

Принцип различия

Принцип различия защищает гражданское население и гражданские объекты от последствий военных действий. Он требует от сторон вооруженного конфликта всегда и при любых обстоятельствах проводить различие между комбатантами и военными объектами, с одной стороны, и гражданскими лицами и гражданскими объектами, с другой; и нацеливаться только на первое. Он также предусматривает, что гражданские лица теряют такую ​​защиту, если они принимают непосредственное участие в боевых действиях. МККК также обнаружил, что принцип проведения различия нашел отражение в государственной практике; Следовательно, это установленная норма обычного международного права как в международных, так и в немеждународных вооруженных конфликтах.

Необходимость и соразмерность

Необходимость и соразмерность — установленные принципы гуманитарного права. Согласно МГП, воюющая сторона может применить только количество и вид силы, необходимые для победы над противником. Кроме того, нападения на военные объекты не должны приводить к гибели гражданского населения, считающейся чрезмерной по сравнению с ожидаемым прямым военным преимуществом

Командиры должны принять все возможные меры предосторожности, чтобы избежать жертв среди гражданского населения. МККК также установил, что принцип соразмерности является частью обычного международного права в международных и немеждународных вооруженных конфликтах.

Принцип гуманного обращения

Принцип гуманного обращения требует, чтобы с гражданскими лицами всегда обращались гуманно. Общая статья 3 Общих правил запрещает насилие над жизнью и личностью (включая жестокое обращение и пытки), захват заложников, унижающее и унижающее достоинство обращение и казни без регулярного судебного разбирательства в отношении некомбатантов, включая лиц, вышедших из строя (раненые, больные и кораблекрушение). Гражданские лица имеют право на уважение их физической и психической неприкосновенности, их чести, семейных прав, религиозных убеждений и обычаев, а также их манер и обычаев. Этот принцип гуманного обращения был подтвержден МККК как норма обычного международного права, применимая как в международных, так и в немеждународных вооруженных конфликтах.

Принцип недискриминации

Принцип недискриминации является основным принципом МГП. Негативное различие по признаку расы, пола, национальности, религиозных убеждений или политических убеждений запрещено при обращении с военнопленными, гражданскими лицами и лицами, вышедшими из строя . Стороны в конфликте должны относиться ко всем защищаемым лицам с одинаковым уважением, без различия по признаку расы, религии, пола или политических убеждений. Каждый человек, пострадавший в результате вооруженного конфликта, имеет право на свои основные права и гарантии без какой-либо дискриминации. МККК также считает, что запрет на проведение различий является частью обычного международного права в международных и немеждународных вооруженных конфликтах.

Женщины и дети

Женщинам и детям предоставляются льготное обращение, уважение и защита. Женщин необходимо защищать от изнасилований и любых форм непристойного нападения. Детям младше восемнадцати лет не разрешается принимать участие в боевых действиях.

Инициативы

МГП в действии

«МГП в действии» — это собрание исследований реальных ситуаций, в которых МГП соблюдалось. В него входят находящиеся в открытом доступе тематические исследования МККК и четырех его научных партнеров (юридического факультета университета Эмори, Лейденского университета, Междисциплинарного центра в Герцлии и Римского университета III ). Проект был запущен недавно и осуществляется до сих пор. Внести свой вклад в его развитие может любой желающий.

Цель этого проекта — продемонстрировать конкретные примеры соблюдения МГП, которые можно в дальнейшем использовать для преподавания, переговоров, в официальных заявлениях и политической деятельности.

Цель этого проекта — продемонстрировать конкретные примеры соблюдения МГП.

Материалы можно отсортировать по стране (с помощью интерактивной карты) или теме (ведение боевых действий; защита лиц и объектов; комбатанты и военнопленные; механизмы имплементации). Для каждого исследования приводится краткое изложение ситуации, подборка официальных документов по МГП из открытых источников и раздел обсуждений, где поднимаются вопросы, заставляющие задуматься.

Важно отметить, что хотя в этих исследованиях приводятся примеры соблюдения МГП, не следует воспринимать их как попытку преуменьшить значение каких бы то ни было нарушений, которые, возможно, были совершены во время обсуждаемых конфликтов. Не следует воспринимать их и как попытку легитимизации одной из сторон

Кроме того, некоторые исследования показывают, как в том или ином конфликте со временем изменилось поведение сторон. По этой причине в данных исследованиях упоминаются предполагаемые нарушения, которые ускорили необходимость проведения таких изменений. Эти исследования приводятся для того, чтобы продемонстрировать, что практика с течением времени может меняться и в одном и том же конфликте могут присутствовать случаи как соблюдения, так и нарушения МГП. И, конечно же, этими примерами случаи соблюдения МГП не исчерпываются, таких примеров можно найти намного больше.

Польза от соблюдения МГП и печальные последствия нарушений

Зачем сторонам в конфликте или другим заинтересованным сторонам соблюдать МГП? Цель второй инициативы МККК — привести практические аргументы в пользу соблюдения права. Мы планируем поразмыслить о том, какие выгоды дает заинтересованным сторонам соблюдение права и каковы последствия — или цена — нарушений.

Многие трагические последствия войны — гуманитарные, социальные, финансовые, психологические и т.д. — часто остаются незамеченными. В какой степени соблюдение МГП может смягчить или даже уменьшить эти последствия в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе? Проект МККК признает, что в современном мире анализ соотношения издержек и выгод может позволить эффективнее договариваться со сторонами в конфликте и другими влиятельными акторами.

…анализ соотношения издержек и выгод может позволить эффективнее договариваться…

Поскольку мы хотим предоставить конкретные доказательства влияния МГП на местах, исследования в рамках проекта начнутся со следующих тем:

  • МГП и миграция. Сокращает или стимулирует миграцию соблюдение МГП ?
  • МГП и миростроительство. Укрепляет ли соблюдение МГП в ходе конфликта основу, на которой можно построить мир?

Помимо сбора эмпирических доказательств, Форум МККК по праву и стратегии также создаст междисциплинарную сеть ученых и практиков, работающих в этой области. Одним из элементов этой работы станет рассылка сообщения в начале 2018 г. с просьбой присылать материалы. Также будут организованы встречи экспертов для обсуждения этих тем.

***

Посетите нашу базу данных и внесите свой вклад в ее работу, отправив рассказ об истории успешного соблюдения МГП по адресу ihl_tools@icrc.org.

***

Оригинал статьи на английском языке можно найти в блоге Humanitarian Law and Policy.

Авторы

Венсан Бернар — главный редактор Международного журнала Красного Креста. Он также является руководителем Форума политики и стратегии, который координирует взаимодействие МККК с экспертами, заинтересованными в преподавании, изучении и обсуждении международного гуманитарного права (МГП). Помимо этого сотрудники Форума руководят деятельностью конференц-центра «Гуманитариум» в Женеве. Венсан Бернар работал в представительствах МККК в Дакаре, Найроби и Иерусалиме, а также совершил много поездок в других регионах, где МККК ведет оперативную деятельность. До начала работы в организации он изучал политологию, право и международные отношения в Женеве, Страсбурге и Лондоне.

Структура

Нормативный материал международного гуманитарного права в основном сконцентрирован в отдельных конвенциях и протоколах, состоит из 2-х разделов:

  1. Гаагское право, регулирующее способы и средства ведения войны, процедуры подписания мирных соглашений, обмена военнопленными. Берет начало от Гаагских конвенций, принятых в 1899-1954 годах. В нем получают правовое обоснование межгосударственные отношения по поводу начала и завершения войны, нейтралитета государств, не принимающих в ней участия. Действует с появлением первых убитых, заканчивается с репатриацией всех военнопленных. Содержит дополнение, обеспечивающее защиту культурных ценностей.
  2. Женевское право, охраняющее права и интересы жертв военных действий, а также тех, кто ими еще не стал – например, больные, инвалиды, дети, роженицы, находящиеся в гражданских больницах. Базируется на Женевских конвенциях, подписанных в 1864-1949 годах и дополнительных протоколах к ним.

Гаагское право называют «правом войны», в нем прописаны права и обязанности противоборствующих сторон. Женевское право направлено на сохранение жизни людей, вовлеченных в военный конфликт. Жертвами войны признаются:

  • мирное население;
  • медицинские работники;
  • религиозные служители;
  • журналисты;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, не принимающие участия в боевых действиях;
  • раненые и больные, независимо от принадлежности конфликтующей стороне;
  • потерпевшие кораблекрушение из состава военного флота;
  • военнопленные.

Эти люди имеют право на уважение, защиту и гуманное обращение. Право на жизнь в условиях военных действий получает своеобразную трактовку: оно распространяется на жертв войны и не применяется к комбатантам, уничтожающим друг друга.

Большое значение имеют положения о запрещении применения оружия массового поражения – биологического, токсического, химического, ядерного, а также отдельных видов оружия, способных наносить чрезмерные повреждения или имеющих неизбирательное действие. Международное право, применяемое в период войны, устанавливает особую защиту гражданских объектов:

  • населенных пунктов, жилищ, больниц, храмов;
  • плотин, дамб, электростанций;
  • транспортных средств,
  • продуктов питания и водных источников;
  • культурных ценностей.

Воюющие стороны должны сделать все возможное, чтобы не нанести урона этим объектам. Международные правовые документы содержат рекомендации создания зон безопасности и демилитаризованных зон по соглашению воюющих сторон.

Пол и культура

Пол

МГП подчеркивает в различных положениях ОД и ЗП концепцию формального равенства и недискриминации. Защита должна предоставляться «без какого-либо неблагоприятного различия по признаку пола». Например, что касается женщин-военнопленных, женщины должны получать такое же благосклонное отношение, как и к мужчинам. Помимо требований формального равенства, МГП предусматривает особые меры защиты женщин, например, предоставляя женщинам-военнопленным отдельные от мужчин общежития и запрещая сексуальное насилие в отношении женщин .

Реальность пережитого мужчинами и женщинами опыта конфликта высветила некоторые гендерные ограничения МГП

Феминистские критики оспаривают то внимание, которое МГП уделяет мужчинам-комбатантам и низведение женщин до статуса жертв, а также предоставление им легитимности почти исключительно как воспитателей детей. Изучение 42 положений Женевских конвенций и Дополнительных протоколов, касающихся женщин, показало, что почти половина из них касается женщин, беременных или кормящих матерей

Другие утверждали, что проблема сексуального насилия в отношении мужчин в условиях конфликта еще не получила того внимания, которого она заслуживает.

Инструменты мягкого права используются для дополнения защиты женщин в вооруженном конфликте:

  • Резолюции Совета Безопасности ООН 1888 и 1889 (2009), направленные на усиление защиты женщин и детей от сексуальных нарушений в вооруженных конфликтах; а также
  • Резолюция 1325 , направленная на расширение участия женщин в постконфликтном миростроительстве.

Вместе с другими правовыми механизмами, в частности с Конвенцией ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), они могут улучшить толкование и выполнение МГП.

Кроме того, международные уголовные трибуналы (например, Международные уголовные трибуналы по бывшей Югославии и Руанде ) и смешанные трибуналы (например, Специальный суд по Сьерра-Леоне ) внесли свой вклад в расширение охвата определений сексуального насилия и изнасилования в условиях конфликта. Они эффективно преследовали в судебном порядке преступления на сексуальной и гендерной почве, совершенные во время вооруженного конфликта. В настоящее время существует устоявшаяся судебная практика по преступлениям на гендерной почве. Тем не менее, по-прежнему существует острая необходимость в дальнейшем развитии гендерных концепций в рамках международного гуманитарного права.

Культура

МГП, как правило, не является предметом тех же дебатов и критики « культурного релятивизма », как международные права человека . Хотя современная кодификация МГП в Женевских конвенциях и Дополнительных протоколах является относительно новой и европейской по названию, основные концепции не новы, и законы, относящиеся к войне, можно найти во всех культурах.

Исследования МККК на Ближнем Востоке, в Сомали, Латинской Америке и Тихоокеанском регионе, например, показали, что существуют традиционные и давние практики в различных культурах, которые предшествовали современному МГП, но в целом согласуются с ним

Важно уважать местные и культурные обычаи, соответствующие МГП. Опора на эти ссылки и местную практику может помочь повысить осведомленность и соблюдение принципов МГП среди местных групп и сообществ.

Дарем предупреждает, что, хотя традиционная практика и правовые нормы МГП в значительной степени совместимы, важно не предполагать идеального соответствия. Есть области, в которых противоречат правовые нормы и культурные обычаи

Например, насилие в отношении женщин часто оправдывается культурными аргументами, но все же запрещено международным гуманитарным правом и другими международными законами. В таких случаях важно убедиться, что это не повлияет отрицательно на МГП.

Основные правила МГП

  1. Лица, вышедшие из строя (вне боя), и те, кто не участвует в боевых действиях в ситуации вооруженного конфликта (например, нейтральные граждане ), пользуются защитой при любых обстоятельствах.
  2. О раненых и больных позаботится и защитит сторона в конфликте, в руках которой они находятся. Эмблема «Красного Креста» или «Красного Полумесяца» должна уважаться как знак защиты.
  3. Захваченные лица должны быть защищены от актов насилия и репрессалий. Они имеют право вести переписку со своими семьями и получать помощь.
  4. Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания .
  5. У сторон конфликта нет неограниченного выбора методов и средств ведения войны .
  6. Стороны в конфликте всегда проводят различие между комбатантами и некомбатантами. Атаки должны быть направлены исключительно против законных военных целей .

Примеры

Хорошо известные примеры таких правил включают запрет нападать на врачей или машины скорой помощи с красным крестом . Также запрещается стрелять в человека или транспортное средство с белым флагом, поскольку это считается флагом перемирия, что указывает на намерение сдаться или желание общаться. В любом случае ожидается, что лица, находящиеся под защитой Красного Креста или белого флага, будут сохранять нейтралитет и не могут сами участвовать в военных действиях; участие в военных действиях под белым флагом или красным крестом само по себе является нарушением законов войны.

Эти примеры законов войны касаются:

  • объявление войны ;
  • принятие капитуляции;
  • обращение с военнопленными;
  • предотвращение злодеяний;
  • запрет на преднамеренное нападение на некомбатантов; а также
  • запрет на использование некоторых видов бесчеловечного оружия .

Участие в боевых действиях без соблюдения определенных требований, в том числе ношение отличительной формы или другого легко идентифицируемого значка, а также открытое ношение оружия, является нарушением законов войны . Выдача себя за солдат другой стороны в форме противника разрешена, хотя борьба в этой форме является незаконным вероломством , как и захват заложников .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector