Гуманитарное право: понятие, источники нормы и основные принципы

История гуманитарного права

Тем не менее даже в разгар кровопролитных исторических конфликтов часто появлялись призывы к введению гуманных правил защиты жертв вооруженных конфликтов: раненых, больных и потерпевших кораблекрушение. Эти правила и призывы относятся еще к древним временам.

В Ветхом Завете Царь Израиля предотвращает убийство взятых в плен солдат, следуя увещеванию пророка Елисея, чтобы затем их освободить. Отвечая на вопрос короля, Елисей сказал: «Ты не убьешь их. Ты убил тех, кого ты взял в плен с мечом и луком твоим, поставил перед ними хлеб и воду, чтобы они могли есть и пить, пусть же идут к своему хозяину».

В Древней Индии есть записи (например, законы Ману), описывающие типы оружия, которые не следует использовать: «Когда сражаешься со своим врагом в бою, пусть он не ударяет оружием колючим, отравленным или пылающим огнем». Существовало также правило не бить евнуха и мирного человека, сгибающего руки в мольбе о пощаде. Запрещалось атаковать спящих, обнаженных, безоружных и тех, кто не участвует в битве.

Пол и культура

Пол

МГП подчеркивает в различных положениях ОД и ЗП концепцию формального равенства и недискриминации. Защита должна предоставляться «без какого-либо неблагоприятного различия по признаку пола». Например, что касается женщин-военнопленных, женщины должны получать такое же благосклонное отношение, как и к мужчинам. Помимо требований формального равенства, МГП предусматривает особые меры защиты женщин, например, предоставляя женщинам-военнопленным отдельные от мужчин общежития и запрещая сексуальное насилие в отношении женщин .

Реальность пережитого мужчинами и женщинами опыта конфликта высветила некоторые гендерные ограничения МГП

Феминистские критики оспаривают то внимание, которое МГП уделяет мужчинам-комбатантам и низведение женщин до статуса жертв, а также предоставление им легитимности почти исключительно как воспитателей детей. Изучение 42 положений Женевских конвенций и Дополнительных протоколов, касающихся женщин, показало, что почти половина из них касается женщин, беременных или кормящих матерей

Другие утверждали, что проблема сексуального насилия в отношении мужчин в условиях конфликта еще не получила того внимания, которого она заслуживает.

Инструменты мягкого права используются для дополнения защиты женщин в вооруженном конфликте:

  • Резолюции Совета Безопасности ООН 1888 и 1889 (2009), направленные на усиление защиты женщин и детей от сексуальных нарушений в вооруженных конфликтах; а также
  • Резолюция 1325 , направленная на расширение участия женщин в постконфликтном миростроительстве.

Вместе с другими правовыми механизмами, в частности с Конвенцией ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), они могут улучшить толкование и выполнение МГП.

Кроме того, международные уголовные трибуналы (например, Международные уголовные трибуналы по бывшей Югославии и Руанде ) и смешанные трибуналы (например, Специальный суд по Сьерра-Леоне ) внесли свой вклад в расширение охвата определений сексуального насилия и изнасилования в условиях конфликта. Они эффективно преследовали в судебном порядке преступления на сексуальной и гендерной почве, совершенные во время вооруженного конфликта. В настоящее время существует устоявшаяся судебная практика по преступлениям на гендерной почве. Тем не менее, по-прежнему существует острая необходимость в дальнейшем развитии гендерных концепций в рамках международного гуманитарного права.

Культура

МГП, как правило, не является предметом тех же дебатов и критики « культурного релятивизма », как международные права человека . Хотя современная кодификация МГП в Женевских конвенциях и Дополнительных протоколах является относительно новой и европейской по названию, основные концепции не новы, и законы, относящиеся к войне, можно найти во всех культурах.

Исследования МККК на Ближнем Востоке, в Сомали, Латинской Америке и Тихоокеанском регионе, например, показали, что существуют традиционные и давние практики в различных культурах, которые предшествовали современному МГП, но в целом согласуются с ним

Важно уважать местные и культурные обычаи, соответствующие МГП. Опора на эти ссылки и местную практику может помочь повысить осведомленность и соблюдение принципов МГП среди местных групп и сообществ.

Дарем предупреждает, что, хотя традиционная практика и правовые нормы МГП в значительной степени совместимы, важно не предполагать идеального соответствия. Есть области, в которых противоречат правовые нормы и культурные обычаи

Например, насилие в отношении женщин часто оправдывается культурными аргументами, но все же запрещено международным гуманитарным правом и другими международными законами. В таких случаях важно убедиться, что это не повлияет отрицательно на МГП.

Инициативы

МГП в действии

«МГП в действии» — это собрание исследований реальных ситуаций, в которых МГП соблюдалось. В него входят находящиеся в открытом доступе тематические исследования МККК и четырех его научных партнеров (юридического факультета университета Эмори, Лейденского университета, Междисциплинарного центра в Герцлии и Римского университета III ). Проект был запущен недавно и осуществляется до сих пор. Внести свой вклад в его развитие может любой желающий.

Цель этого проекта — продемонстрировать конкретные примеры соблюдения МГП, которые можно в дальнейшем использовать для преподавания, переговоров, в официальных заявлениях и политической деятельности.

Цель этого проекта — продемонстрировать конкретные примеры соблюдения МГП.

Материалы можно отсортировать по стране (с помощью интерактивной карты) или теме (ведение боевых действий; защита лиц и объектов; комбатанты и военнопленные; механизмы имплементации). Для каждого исследования приводится краткое изложение ситуации, подборка официальных документов по МГП из открытых источников и раздел обсуждений, где поднимаются вопросы, заставляющие задуматься.

Важно отметить, что хотя в этих исследованиях приводятся примеры соблюдения МГП, не следует воспринимать их как попытку преуменьшить значение каких бы то ни было нарушений, которые, возможно, были совершены во время обсуждаемых конфликтов. Не следует воспринимать их и как попытку легитимизации одной из сторон

Кроме того, некоторые исследования показывают, как в том или ином конфликте со временем изменилось поведение сторон. По этой причине в данных исследованиях упоминаются предполагаемые нарушения, которые ускорили необходимость проведения таких изменений. Эти исследования приводятся для того, чтобы продемонстрировать, что практика с течением времени может меняться и в одном и том же конфликте могут присутствовать случаи как соблюдения, так и нарушения МГП. И, конечно же, этими примерами случаи соблюдения МГП не исчерпываются, таких примеров можно найти намного больше.

Польза от соблюдения МГП и печальные последствия нарушений

Зачем сторонам в конфликте или другим заинтересованным сторонам соблюдать МГП? Цель второй инициативы МККК — привести практические аргументы в пользу соблюдения права. Мы планируем поразмыслить о том, какие выгоды дает заинтересованным сторонам соблюдение права и каковы последствия — или цена — нарушений.

Многие трагические последствия войны — гуманитарные, социальные, финансовые, психологические и т.д. — часто остаются незамеченными. В какой степени соблюдение МГП может смягчить или даже уменьшить эти последствия в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе? Проект МККК признает, что в современном мире анализ соотношения издержек и выгод может позволить эффективнее договариваться со сторонами в конфликте и другими влиятельными акторами.

…анализ соотношения издержек и выгод может позволить эффективнее договариваться…

Поскольку мы хотим предоставить конкретные доказательства влияния МГП на местах, исследования в рамках проекта начнутся со следующих тем:

  • МГП и миграция. Сокращает или стимулирует миграцию соблюдение МГП ?
  • МГП и миростроительство. Укрепляет ли соблюдение МГП в ходе конфликта основу, на которой можно построить мир?

Помимо сбора эмпирических доказательств, Форум МККК по праву и стратегии также создаст междисциплинарную сеть ученых и практиков, работающих в этой области. Одним из элементов этой работы станет рассылка сообщения в начале 2018 г. с просьбой присылать материалы. Также будут организованы встречи экспертов для обсуждения этих тем.

***

Посетите нашу базу данных и внесите свой вклад в ее работу, отправив рассказ об истории успешного соблюдения МГП по адресу ihl_tools@icrc.org.

***

Оригинал статьи на английском языке можно найти в блоге Humanitarian Law and Policy.

Авторы

Венсан Бернар — главный редактор Международного журнала Красного Креста. Он также является руководителем Форума политики и стратегии, который координирует взаимодействие МККК с экспертами, заинтересованными в преподавании, изучении и обсуждении международного гуманитарного права (МГП). Помимо этого сотрудники Форума руководят деятельностью конференц-центра «Гуманитариум» в Женеве. Венсан Бернар работал в представительствах МККК в Дакаре, Найроби и Иерусалиме, а также совершил много поездок в других регионах, где МККК ведет оперативную деятельность. До начала работы в организации он изучал политологию, право и международные отношения в Женеве, Страсбурге и Лондоне.

Соотношение МГП со смежными отраслями МП

Ю.А. Дмитриев и А.С. Пиголкин определяют смежные отрасли как родственные, на которые в полной мере распространяются общие правовые принципы <1>. Одним из основных принципов МГП является принцип гуманности: «Общечеловеческие ценности имеют безусловный приоритет в сравнении с любыми частными интересами отдельных групп людей, социальных слоев и стран» <2>. Данный принцип может быть применен и к таким отраслям, как международное право прав человека, право международной безопасности, международное уголовное право и право вооруженных конфликтов (которое рассматривается иногда в качестве самостоятельной отрасли МП).

<1> Теория государства и права: Учеб. для вузов / Под ред. Ю.А. Дмитриева, А.С. Пиголкина. М., 2010. С. 433.<2> Алешин В.В. Международное гуманитарное право: понятие, содержание и основные институты // URL: http://www.k-press.ru/bh/2002/2/ralyoshin/ralyoshin.asp.

Главные принципы

В основополагающие принципы входят такие пункты:

  • невмешательство в конфликт, сбережение правового статуса, сохранение суверенитета сторон, участвующих в конфликте;
  • при действии каждой стороны полное соблюдение гуманитарного права в случае разнообразных обстоятельств;
  • строжайшее соблюдение отличий между гражданами и комбатантами, выполнение нормативов защиты от войны гражданских лиц и объектов;
  • нейтральность, неприкосновенность персонала, транспортных средств, организаций с конкретными опознавательными знаками;
  • запрещение дискриминационных действий по всем признакам;
  • обязательства государства обеспечивать гуманное отношение к людям, которые пребывают в его власти – обязательство должно соблюдаться на международном и национальном уровне;
  • нарушение гуманитарных правил является, по сути, уголовным преступлением, несущим за собой наказание.

МГП и право международной безопасности

Некоторые ученые (например, И.П. Блищенко) полагают, что МГП помимо норм, регулирующих поведение государств в условиях ВК, также включает нормы, регулирующие международную безопасность. В действительности право международной безопасности (далее — ПМБ) и МГП связаны с применением силы, но действуют в разных областях: МГП вступает в действие с началом ВК вне зависимости от того, имеются ли оправдания этой войне, и несмотря на запрет применения силы в МП.

Как отметил И.И. Лукашук, «концепция права безопасности разработана отечественными учеными», именно они защищают право норм, регулирующих международную безопасность, существовать в качестве отдельной отрасли. Зарубежные же авторы в большинстве случаев рассматривают относящиеся к ПМБ нормы в разделах о неприменении силы, разоружении, праве международных организаций и др. . Подавляющее большинство российских ученых (И.И. Лукашук , А.Н. Вылегжанин , Р.М. Валеев ) выделяют такую отрасль МП, как ПМБ. При этом Г.М. Мелков уточняет, что существует ПМБ в широком и в узком смысле: ПМБ в узком смысле включает принципы и нормы, направленные на обеспечение военно-политической безопасности государств, предотвращение войны и быстрое и эффективное пресечение актов агрессии в любых районах мира, а ПМБ в широком смысле направлено также на обеспечение экономической, экологической, продовольственной, информационной и других видов безопасности государств, а также политической, экономической и социальной стабильности в мире

При формулировке определения ПМБ как отрасли МП во внимание принимается узкое понимание. Иностранные ученые (в частности, М

Шоу , М. Боте , М.Д. Эванс ) ПМБ в качестве отдельной отрасли не выделяют и перечисленные выше нормы дробят между другими отраслями и разделами права: терроризм и агрессию обычно относят к международному уголовному праву , вопросы коллективной безопасности — к праву международных организаций (раздел «Использование военной силы и международный правопорядок») .

<1> Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М., 2010. С. 282.<2> Там же.<3> Международное право / Под ред. А.Н. Вылегжанина. С. 608.<4> Международное право. Особенная часть / Под ред. Р.М. Валеева, Г.И. Курдюкова. М., 2010. С. 113.<5> Международное право / Отв. ред. Г.М. Мелков. М., 2009. С. 327.<6> Shaw M.N. International Law. Cambridge, 2008. P. 589 — 619.<7> Витцтум В. и др. Международное право. М., 2011. С. 844 — 869.<8> Evans M.D. International Law. Oxford, 2003. P. 589 — 619.<9> Shaw M.N. Op. cit. P. 439.<10> Evans M.D. Op. cit. P. 589 — 619.

По мнению большинства ученых, ПМБ и МГП не соотносятся как общее и частное, а состоят в отношениях пересечения

Обе эти отрасли регулируют вопросы применения оружия (в частности, ядерного), развязывания войн, международного терроризма, однако если МГП ограничивает или запрещает применение боеприпасов, то ПМБ предусматривает сокращение или уничтожение определенных видов оружия, при этом на первый план выходит принцип взаимности, особую важность приобретает контроль за вооружением

<1> Русинова В.Н. Указ. соч. С. 25.
<1> Витцтум В. и др. Указ. соч. С. 816.

Л.А. Лазутин отмечает, что «принципы и нормы ПМБ в процессе регулирования международных отношений тесно переплетаются с принципами и нормами всех других отраслей МП, образуя таким образом вторичную правовую структуру, обслуживающую, по существу, всю систему современного МП» <1>.

<1> Международное право / Под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. С. 497.

Основные положения и принципы, применимые к гражданским лицам

Четвертая Женевская конвенция ориентирована на гражданское население. Два дополнительных протокола, принятые в 1977 году, расширяют и усиливают защиту гражданского населения в международных (AP I) и немеждународных (AP II) вооруженных конфликтах: например, путем введения запрета на прямые нападения на гражданских лиц. «Гражданское лицо» определяется как «любое лицо, не принадлежащее к вооруженным силам», включая неграждан и беженцев. Однако считается, что операции могут привести к жертвам среди гражданского населения. Луис Морено Окампо, главный обвинитель Международного уголовного суда, писал в 2006 году: «Международное гуманитарное право и Римский статут разрешают воюющим сторонам соразмерно наносить удары по военным объектам, даже если известно, что некоторые гражданские лица погибнут или будут ранены. A преступление происходит, если имеет место преднамеренное нападение, направленное против гражданских лиц (принцип различения) … или если нападение совершается на военный объект, зная, что случайные ранения гражданского населения будут явно чрезмерными по сравнению с ожидаемым военным преимуществом (принцип пропорциональность) «.

Положениями и принципами МГП, направленными на защиту гражданских лиц, являются:

Принцип различия

Принцип различия защищает гражданское население и гражданские объекты от последствий военных действий. Он требует от сторон вооруженного конфликта всегда и при любых обстоятельствах проводить различие между комбатантами и военными объектами, с одной стороны, и гражданскими лицами и гражданскими объектами, с другой; и нацеливаться только на первое. Он также предусматривает, что гражданские лица теряют такую ​​защиту, если они принимают непосредственное участие в боевых действиях. МККК также обнаружил, что принцип проведения различия нашел отражение в государственной практике; Следовательно, это установленная норма обычного международного права как в международных, так и в немеждународных вооруженных конфликтах.

Необходимость и соразмерность

Необходимость и соразмерность — установленные принципы гуманитарного права. Согласно МГП, воюющая сторона может применить только количество и вид силы, необходимые для победы над противником. Кроме того, нападения на военные объекты не должны приводить к гибели гражданского населения, считающейся чрезмерной по сравнению с ожидаемым прямым военным преимуществом

Командиры должны принять все возможные меры предосторожности, чтобы избежать жертв среди гражданского населения. МККК также установил, что принцип соразмерности является частью обычного международного права в международных и немеждународных вооруженных конфликтах.

Принцип гуманного обращения

Принцип гуманного обращения требует, чтобы с гражданскими лицами всегда обращались гуманно. Общая статья 3 Общих правил запрещает насилие над жизнью и личностью (включая жестокое обращение и пытки), захват заложников, унижающее и унижающее достоинство обращение и казни без регулярного судебного разбирательства в отношении некомбатантов, включая лиц, вышедших из строя (раненые, больные и кораблекрушение). Гражданские лица имеют право на уважение их физической и психической неприкосновенности, их чести, семейных прав, религиозных убеждений и обычаев, а также их манер и обычаев. Этот принцип гуманного обращения был подтвержден МККК как норма обычного международного права, применимая как в международных, так и в немеждународных вооруженных конфликтах.

Принцип недискриминации

Принцип недискриминации является основным принципом МГП. Негативное различие по признаку расы, пола, национальности, религиозных убеждений или политических убеждений запрещено при обращении с военнопленными, гражданскими лицами и лицами, вышедшими из строя . Стороны в конфликте должны относиться ко всем защищаемым лицам с одинаковым уважением, без различия по признаку расы, религии, пола или политических убеждений. Каждый человек, пострадавший в результате вооруженного конфликта, имеет право на свои основные права и гарантии без какой-либо дискриминации. МККК также считает, что запрет на проведение различий является частью обычного международного права в международных и немеждународных вооруженных конфликтах.

Женщины и дети

Женщинам и детям предоставляются льготное обращение, уважение и защита. Женщин необходимо защищать от изнасилований и любых форм непристойного нападения. Детям младше восемнадцати лет не разрешается принимать участие в боевых действиях.

Женевское право

Резня мирных жителей в разгар вооруженного конфликта имеет долгую и мрачную историю. Выбранные примеры включают

  • в Крестоносец массовые убийства евреев и мусульман в ;
  • резня монголов во время монгольских нашествий , например, разграбление Багдада ; а также
  • резня индейцев (Тамерланом),

чтобы назвать лишь несколько примеров, взятых из длинного списка в истории. Фриц Мунк резюмирует историческую военную практику до 1800 года: «Основные моменты, по-видимому, таковы: в сражениях и в городах, захваченных силой, комбатанты и мирные жители были убиты, а имущество разрушено или разграблено». В XVII веке голландский юрист Хуго Гроций , широко известный как основатель или отец международного публичного права, писал, что «войны, для достижения своих целей, нельзя отрицать, они должны использовать силу и террор в качестве своих наиболее подходящих агентов. «.

Гуманитарные нормы в истории

Однако даже в разгар исторической бойни были часты выражения и ссылки на гуманитарные нормы защиты жертв вооруженных конфликтов: раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Они восходят к древним временам.

В Ветхом Завете царь Израиля предотвращает убийство пленных, следуя призыву пророка Елисея пощадить пленных врагов. В ответ на вопрос царя Елисей сказал: «Не убивай их. Разве ты убьешь тех, кого ты взял в плен своим мечом и луком? Подай им хлеб и воду, чтобы они могли есть, пить и иди к своему хозяину «.

В древней Индии есть записи (например, Законы Ману ), описывающие типы оружия, которое не следует использовать: «Когда он сражается со своими противниками в битве, не позволяйте ему наносить удары оружием, спрятанным (в дереве), или (такие как) колючие, отравленные или концы которых пылают огнем «. Также есть приказ не наносить удары евнуху, ни врагу, «который сложил руки в мольбе … Ни того, кто спит, ни того, кто потерял кольчугу, ни того, кто обнажен, ни того, кто разоружен, ни тот, кто смотрит, не участвуя в битве ».

Исламский закон гласит, что « некомбатанты , не принимавшие участия в боевых действиях, такие как женщины, дети, монахи и отшельники, престарелые, слепые и безумные», не должны подвергаться приставаниям. Первый халиф, Абу Бакр , провозгласил: «Не калечите. Не убивайте маленьких детей, стариков или женщин. Не срезайте верхушки пальм и не сжигайте их. Не рубите фруктовые деревья. Не забивайте скот, кроме как для пищи.» Исламские юристы считают, что заключенного нельзя убивать, поскольку он «не может нести ответственность только за военные действия».

Однако исламский закон не щадил всех некомбатантов. Что касается тех, кто отказался принять ислам или заплатить альтернативный налог, мусульманам «в принципе разрешалось убить любого из них, комбатантов или мирных жителей, при условии, что они не были убиты вероломно и с нанесением увечий».

Кодификация гуманитарных норм

Самым важным предшественником МГП является нынешнее Соглашение о перемирии и урегулировании войны, подписанное и ратифицированное в 1820 году между властями тогдашнего правительства Великой Колумбии и главнокомандующим экспедиционными войсками испанской короны в венесуэльском городе Санта-Ана. де Трухильо. Этот договор был подписан во время конфликта за независимость и стал первым в своем роде на Западе.

Однако только во второй половине XIX века был применен более систематический подход. В США немецкий иммигрант Фрэнсис Либер разработал в 1863 году кодекс поведения, который стал известен как Кодекс Либера , для армии Союза во время Гражданской войны в США . Кодекс Либера включал гуманное обращение с гражданским населением в зонах конфликта, а также запрещал казни военнопленных .

В то же время участие во время Крымской войны ряда таких лиц, как Флоренс Найтингейл и Генри Дюнан , женевский бизнесмен, который работал с ранеными солдатами в битве при Сольферино , привело к более систематическим усилиям по предотвращению страданий войны. жертвы. Дюнан написал книгу под названием «Воспоминания о Сольферино» , в которой описал ужасы, свидетелем которых он был. Его отчеты были настолько шокирующими, что они привели к основанию Международного комитета Красного Креста (МККК) в 1863 году и созыву конференции в Женеве в 1864 году, на которой была принята Женевская конвенция об улучшении условий жизни. Ранен в полевых армиях .

Женевское право прямо вдохновлено . Это касается тех, кто не участвует в конфликте, а также вышедших из строя военнослужащих . Он обеспечивает правовую основу для защиты и гуманитарной помощи , предоставляемой беспристрастными гуманитарными организациями, такими как МККК. Этот фокус можно найти в Женевских конвенциях .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector