Статистика военного положения
Содержание:
- ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В УКРАИНЕ — С КАКОГО ЧИСЛА И В КАКИХ ОБЛАСТЯХ (ТЕКСТ ЗАКОНА)
- Какие права имеют граждане страны в представленный момент?
- Путин подписал указ о введении в действие плана обороны РФ на ближайшие 5 лет
- История
- Военное положение: что это, когда оно вводится и чем грозит?
- Почему вводят военное положение?
- Порядок управления
- Допустимые ограничения
- Будут ли выборы?
- Основные понятия
- На каких основаниях Президент страны может ввести режим военного положения?
- Что значит военное положение для СМИ
- История[править | править код]
- Акты агрессии против РФ
ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В УКРАИНЕ — С КАКОГО ЧИСЛА И В КАКИХ ОБЛАСТЯХ (ТЕКСТ ЗАКОНА)
Военное положение — это особый правовой режим, предусматривающий предоставление специальных полномочий государственным органам власти, необходимых для предотвращения угрозы. Временное ограничение прав и свобод граждан, а также временное ограничение законных интересов юридических лиц. Во время режима ВП военные и гражданские власти получают более широкие полномочия, которые позволяют им использовать человеческие и материальные ресурсы для своих нужд.
Под властями подразумевается все военное командование – от Генерального штаба до руководства отдельных частей, а также вся вертикаль власти – от президента и Кабмина до поселковых советов. Решения, соответственно, могут приниматься как на центральном, так и на местном уровне.
Текст закона о введении военного положения в Украине уже опубликован на сайте ВР. Военное положение вводится с 14:00 26 ноября сроком на 30 суток до 26 декабря 2018 года. Хотя до этого президент Петр Порошенко в своем обращении предлагал ввести военное положение с 9:00 28 ноября, во время обсуждения документа в парламенте под стенограмму дата президентом не озвучивалось, а сейчас в обнародованных на сайте Рады документах и в итоговом сообщении на сайте СНБО говорится именно о 26 ноября.
Вводится не на всей территории Украины, а в отдельных регионах, в частности в Винницкой, Луганской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Черниговской, Донецкой, Запорожской, Херсонской областях и внутренних водах Украины Азово-Керченской акватории.
Также отмечается, что в период действия военного положения частичная мобилизация объявляется президентом Украины “в сроки и в объемах в соответствии с угрозой национальной безопасности и обороне Украины”.
Кроме того, законом дано поручение государственным органам власти по введению в действие плана внедрения и обеспечения мероприятий правового режима военного положения в Украине и обеспечения поставок Вооруженным Силам Украины, другим военным формированием материально-технических ресурсов и имущества, предоставления услуг и их финансирования в объемах, которые необходимы для эффективного выполнения возложенных на них задач в особый период.
Одновременно законом предусматривается приведение в готовность к выполнению задач по предназначению в особый период, с введением “степени полная готовность” определенных объектов единой государственной системы гражданской защиты, ее функциональных и территориальных подсистем; образование советов обороны и обеспечения содействия военному командованию в организации и осуществлении мероприятий правового режима военного состояния.
В дополнении к закону отмечается, что на период действия правового режима военного положения могут ограничивать конституционные права и свободы человека и гражданина, предусмотренные статьями 30-34, 38, 39, 41-44, 53 Конституции Украины. В указанных статьях речь идет о следующих правах и свободах:
- Статья 30. Каждому гарантируется неприкосновенность жилья.
- Статья 31. Каждому гарантируется тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции.
- Статья 32. Никто не может подвергаться вмешательству в его личную и семейную жизнь, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины.
- Статья 33. Каждому, кто на законных основаниях находится на территории Украины, гарантируется свобода передвижения, свободный выбор места проживания, право свободно оставлять территорию Украины, за исключением ограничений, которые устанавливаются законом.
- Статья 34. Каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений.
- Статья 38. Граждане имеют право участвовать в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органов местного самоуправления.
- Статья 39. Граждане имеют право собираться мирно, без оружия и проводить сборы, митинги, походы и демонстрации, о проведении которых заблаговременно уведомляются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.
- Статья 41. Каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности.
- Статья 42. Каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, которая не запрещена законом.
- Статья 43. Каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избирает или на которую свободно соглашается.
- Статья 44. Те, кто работает, имеют право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов.
- Статья 53. Каждый имеет право на образование.
Какие права имеют граждане страны в представленный момент?
В момент действия вышеуказанного статуса граждане Российской Федерации вправе пользоваться всеми прописанными в Конституции РФ правами, за исключением тех, в отношении которых действует ограничение.
Граждане России обязаны выполнять требования вышеуказанного Федерального конституционного нормативно-правового акта, а также иных законодательных документов Российской Федерации, касающихся военного положения.
Перечень действий, которые граждане, находящиеся на территории с вышеуказанным статусом должны выполнять:
- Подчиняться требованиям представителей специализированных уполномоченных государственных органов РФ и военного управления, которые обеспечивают военное положение в стране;
- Являться по вызову работников специализированных уполномоченных государственных органов страны и военного управления, которые уполномочены следить за соблюдением режима военного положения в РФ;
- Если граждане России получили определенное распоряжение, повестку или предписания от представителей специализированных уполномоченных государственных органов страны и военного управления, которые обеспечивают военное положение в РФ, то они обязаны выполнять требования, прописанные в документе;
- Физические и юридические лица страны обязаны выполнять работы, при помощи которых произойдет ликвидация последствий применения иностранным государством оружия в сторону Российской Федерации. Помимо этого они обязаны помогать восстанавливать разрушенные объекты страны и экономику, военные объекты, а также объекты жизнеобеспечения. Помимо этого граждане РФ должны выполнять определенные работы для борьбы с эпизоотиями, эпидемиями, пожарами, а также выступать в специализированные формирования, предназначенные для борьбы с вышеуказанными бедствиями. Порядок осуществления представленных выше работ прописан в Правительственных актах России;
- Согласно федеральным законодательным актам предоставлять военным движимое или недвижимое имущество для обороны. Нормативно-правовые документы гласят, что стоимость за обозначенное имущество будет возвращена гражданину.
Путин подписал указ о введении в действие плана обороны РФ на ближайшие 5 лет
- Газета «Начало» № 6, 19 (2 декабря) ноября 1905 год, Л. Троцкий, «Военное положение в Польше сброшено!»
- Ответ на запрос Государственной думы о Щербаке 8 июня 1906 года (Столыпин)
- Военная энциклопедия. — 1911 — 1914 годов.
- Указ Президиума ВС СССР от 22.06.1941 об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения.
- Контрразведывательный словарь. — Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР им. Ф. Э. Дзержинского, 1972 год.
- Большой Энциклопедический словарь, 2000 год.
- Юридический словарь, 2000 год.
- Политика. Толковый словарь. — М.: ИНФРА-М, Издательство «Весь Мир». Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И. М., 2001 год.
- Толковый Военно-морской Словарь, 2010 год.
- Политическая наука: Словарь-справочник. составитель профессор политических наук Санжаревский И. И.. 2010 год.
Вы не представились системе
1. Нападение вооруженных сил иного государства на РФ.
2. Военная оккупация территории государства.
3. Бомбардировка иностранным государством или применение оружия против РФ.
4. Блокада берегов или портов другим государством.
5. Нападение другого государства на войска страны, независимо от их места пребывания.
6. Обнаружение на территории государства иностранных банд или групп, которые вооружены и осуществляют акты против России с применением оружия.
Что значит военное положение:
1. Усиливается охрана общественного порядка, обеспечивается общественная безопасность. Охраняются важные военные, государственные специальные объекты, учреждения, обеспечивающие жизнедеятельность населения. Под жестким контролем находится движение транспорта, связь, объекты, предоставляющие опасность для здоровья людей и природной среды.
2. Вводится особый режим работы объектов, которые обеспечивают движение транспорта.
3. Проводится эвакуация объектов социального, хозяйственного, культурного назначения. Происходит временное переселение жителей страны в более безопасные районы. Им обязательно должно предоставляться жилье, стационарное или временное.
4. Вводится особый режим выезда и въезда на территорию государства, где введено военное положение. Ограничиваются способы передвижения внутри.
5. Приостанавливается деятельность любых политических партий и других общественных организаций, религиозных объединений.
6. Граждане привлекаются к выполнению работ для оборонительных нужд, ликвидации последствий разрушений после атаки агрессора, восстановлению поврежденных объектов, борьбе с эпизоотиями, эпидемиями и пожарами.
7. Военное положение в стране, согласно законодательству, может привести к изъятию имущества у граждан и предприятий с выплатой в последующем стоимости изъятого.
8. Ограничение выбора места пребывания граждан.
История
В российском праве проводится различие между военным положением и состоянием защиты, усиленным и чрезвычайным. В юридической литературе Российской империи (а также СССР в 1920-е годы) военное положение часто определялось через полицейское понятие «защита», которое рассматривалось в контексте государственного управления как защита общественного порядка .
В Российской империи военное положение было объявлено в военное время в приграничных районах государства, прилегающих к театру военных действий. В мирное время провинции или города, которые были возмущены постановлением правительства или в которых считались необходимыми особые строгие меры для поддержания порядка, могли быть объявлены в таком же положении. Пример: Королевство Польское 1905 г., Сумский уезд (Харьковская область).
В Советском Союзе военное положение могло быть объявлено в соответствии с пунктом «т» статьи 49 Конституции только Президиумом Верховного Совета СССР, как указано в статье «в интересах обороны СССР. или поддержание общественного порядка и государственной безопасности ». В соответствии с этим при объявлении военного положения все функции государственных органов по обороне, обеспечению общественного порядка и безопасности государства переходили к органам военного управления — военным советам и командованию Вооруженных Сил СССР.
Военное положение в течение годы Великой Отечественной войны в 1941-1945 годах последовательно объявили, на основании статьи 49 пункта «р» в Конституции СССР , по указам в Президиуме в Верховном Совете СССР и был не отменен до конца войны с:
- 22 июня 1941 г. в Москве, Ленинграде и большинстве областей, краях, республиках европейской части СССР;
- Август 1942 г. в некоторых городах Закавказья , на побережье Черного и Каспийского морей;
- Сентябрь 1942 г. в Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и Армянской ССР;
- Апрель 1943 г., на всех железных дорогах СССР;
Май 1943 г., морским и речным транспортом.
Военное положение: что это, когда оно вводится и чем грозит?
1. Обеспечение подконтрольного режима въезда и выезда на и с территории страны, особого передвижения по ней.
2. Спасение и эвакуация жителей, проведение спасательных и неотложных работ.
3. Охрана важных государственных объектов, тех, которые предоставляют повышенную опасность для жизни людей и окружающей среды.
4. Пресечение незаконных вооруженных формирований, диверсионной и террористической деятельности.
1. Руководит организацией, которая осуществляет режимы, предусмотренные военным положением.
2. Контролирует применение мер военного положения.
3. Согласует функционирование и взаимодействие государственной власти.
4. Устанавливает задачи и привлечение Вооруженных Сил России для обеспечения установленного режима.
5. Налагает запрет на деятельность политических партий и иных общественных организаций, которые ведут пропаганду во время военного положения.
6. Введение военного положения Президентом устанавливает запреты на проведение собраний, забастовок, митингов, шествий и демонстраций.
7. Создает условия для прекращения действия международных договоров с тем государством, которое совершает агрессивные акты.
1. Рассматривает и утверждает принятые федеральные законы Государственной Думой по вопросам о военном положении.
2. Рассматривает законы о прекращении взаимодействий Российской Федерации со страной-агрессором.
Что дает военное положение Правительству России — его обязанности
1. Руководить в своей компетенции федеральными органами исполнительных властей.
2. Обеспечивать режим военного положения.
3. Разрабатывать и обеспечивать меры, направленные на производство государственных нужд.
4. Контролировать заключение и расторжение договоров или контрактов по обеспечению безопасности и обороны страны.
Председатель Правительства России предоставляет Президенту предложения о структуре органов исполнительной власти на время, предусмотренное военным положением.
1. Согласно ст. 18, все граждане Российской Федерации должны соблюдать установленные Конституцией права и свободы, исключение составляют временные ограничения военного положения.
2. Все граждане должны выполнять требования нормативных правовых актов и федеральных законов военного положения.
3. Выполнять требования исполнительной власти и оказывать содействие должностным лицам.
4. Являться в органы исполнительной власти по вызову на территории, где прописаны граждане.
5. Выполнять изложенные в повестках, предписаниях или распоряжениях требования.
6. Участвовать в выполнении ликвидационных работ, вступать в социальные организации и формирования.
7. Предоставлять необходимое для оборонительных нужд имущество с последующей выплатой его стоимости.
Почему вводят военное положение?
Украинские корабли развернулись и направились обратно в Одессу. Однако инцидент не был исчерпан — по крайней мере, не со стороны российского флота. Несколько судов Российской Федерации начали преследовать украинские корабли. Также были зафиксированы два российских военных вертолета Ка-52.
Погоня длилась около 8 часов, российские суда открыли огонь на поражение. После чего три украинских корабля были захвачены, шестеро моряков ранены, из которых двое — в тяжелом состоянии. Всего в плен к россиянам попали 24 моряка.
Подобное открытое проявление агрессии со стороны России — одно из немногих за всю войну между Россией и Украиной. До этого агрессия проявлялась преимущественно “гибридно”. Скорее всего, именно этот фактор и заставил руководство Украины задуматься о военном положении в Украине.
“Пять лет Россия ведет гибридную войну против Украины, но впервые они неприкрыто атаковали Вооруженные силы Украин. Ранее это делалось скрыто, раньше они использовали своих военных без опознавательных знаков», — заявил секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Александр Турчинов на заседании.
Заседание СНБО 26 ноября 2018 года
Порядок управления
Целью введения законодательства о чрезвычайном положении выступает изменение системы управления в соответствии с требованиями военной ситуации. В этот период не допускается организация выборов и референдумов, а срок полномочий выборных государственных и муниципальных органов продлевается.
Правительство реализует в основном технические функции, при этом его структура может быть скорректирована президентом. Представительный орган на основании положений Федерального конституционного закона принимает нормативные акты и денонсирует соглашения со странами-агрессорами.
Допустимые ограничения
Закон предполагает две группы ограничений, которые могут быть введены в условиях военного положения (а при необходимости и до него).
1. Ограничения в зоне военного положения:
- особый режим работы критической инфраструктуры и опасных объектов;
- эвакуация важных объектов и людей;
- усиление охраны общественного порядка, критической инфраструктуры и других важных объектов;
- ограничение въезда, выезда и свободы передвижения, досмотр, ограничение выбора места жительства;
- комендантский час;
- военная цензура в сфере коммуникаций;
- усиление секретности в государственных и местных органах;
- ограничение продажи оружия, опасных веществ, наркотиков, лекарств и алкоголя, их временное изъятие у граждан;
- запрет митингов и забастовок;
- запрет общественных, международных или иностранных организаций, подрывающих безопасность страны;
- принудительные работы для нужд обороны, по восстановлению разрушенных объектов и борьбе с пожарами и эпидемиями;
- изъятие частного имущества с последующей компенсацией;
- интернирование неблагонадёжных граждан и граждан стран-агрессоров (применяется только непосредственно в случае агрессии и с целью недопущения возможного разжигания ими беспорядков и мятежей на национальной почве).
2. Общие ограничения, которые могут быть установлены даже там, где военное положение не введено:
- ограничение экономической деятельности, в том числе оборота имущества;
- ограничение поиска и распространения информации;
- изменение форм собственности организаций;
- изменение режима трудовой деятельности, в том числе установление трудовой обязанности в отношении граждан (обязательна для всех граждан в возрасте от 14 до 60-65 лет), не призванных на службу по мобилизации.
Независимо от контекста обстоятельств в рамках ограничений на поиск и распространение информации, любые передаваемые сведения с использованием средств коммуникаций могут быть определены как информация двойного назначения (степень подробности определяется органами военной цензуры). Распространение такой информации (а также подобных ей фейк ньюс) может стать поводом для обвинения в государственной измене (либо в покушении на неё, если это не спровоцировало тяжких последствий).
В период военного положения не проводятся:
- Выборы президента Российской Федерации;
- Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
- Выборы в местных органах самоуправления;
- Референдумы.
Будут ли выборы?
Так как изначально вопросов было больше, чем ответов, некоторые эксперты видят в военном положении желание власти повлиять на внутреннюю политическую ситуацию. Например, отложить президентские выборы или остановить митинги.
“Посмотрите, что сейчас происходит по стране. Люди выходят (митинговать) в городах, в которых отсутствует отопление, или владельцы автомобилей на европейских номерах блокируют границы. А тут — появится прекрасная возможность запретить вообще любые акции, по любым причинам. И тут появляется вопрос — не хочет ли власть использовать именно эту возможность”, — заявил Мусиенко.
31 декабря 2018 года должна стартовать президентская избирательная кампания. Она продлится три месяца и закончится 31 марта. Именно на этот предвыборный период и попало предложение СНБО о военном положении, и именно этот фактор вызвал многочисленную критику в Верховной Раде. Однако на заседании в Раде депутатам удалось изменить сроки. И сейчас военное положение установлено до 26 декабря, до начала предвыборных кампаний. Так же, в тот же день в указ президента добавился еще один пункт — о выборах. Согласно этому пункту, президентские выборы в Украине должны пройти как и планировалось, 31 марта 2019 года.
Основные понятия
Цель военного положения – создать условия, предотвращающие агрессию против страны.
Военное положение действует со дня принятия положения и заканчивается датой отмены, которые устанавливает президент.
Военное положение — это временное ограничение свобод и прав граждан РФ, лиц без гражданства, иностранных граждан, деятельности всех организаций, независимо от форм их собственности. Возможно привлечение к дополнительным обязанностям.
Все воинские формирования, которые выполняют задачи обороны, применяют для предотвращения угроз против России, в соответствии с нормами и принципами международного права в данной сфере. Что такое военное положение и на основании чего оно объявляется, указано в законе «О военном положении».
На каких основаниях Президент страны может ввести режим военного положения?
Перечень оснований следующий:
- Согласно второй части статьи под номером 87 Конституции РФ обстоятельством для установления вышеуказанного статуса на территории страны или в конкретных субъектах РФ является проявление агрессии со стороны другого международного актора в сторону Российской Федерации. Правом на установление военного положения обладает исключительно Президент России.
- Основываясь на правилам и принципах международного права, признанных всеми субъектами мировой политики, нападением или агрессией направленной в сторону РФ признается применение другим государством или группой стран вооруженной силы для нарушения суверенитета РФ, а именно территориальной целостности и политической независимости. Помимо этого вышеуказанное действие может быть совершенно другим способом, который несовместим с Уставом Организаций Объединенных Наций.
Согласно обозначенным выше актам агрессией признаются следующие действия:
- Частичное или полное нападение, а также вторжение вооруженных сил субъекта международных отношений или группы стран на территорию российского государства;
- Оккупация военными иностранного государства территории России, которая является результатом нападения или вторжения;
- Любая аннексия военными иностранного государства территории РФ при участии вооруженных сил одного государства или группы стран;
- Блокада всех или части берегов, а также портов Российской Федерации, которые были осуществлены вооруженными силами другого государства или группой стран;
- Нападение иностранными военными на вооруженные силы РФ;
- Если представители других государств позволяют использовать территорию своих стран другим государствам для совершения атак на Россию;
- Засылка иностранными государствами наемников или вооруженных группировок в Российскую Федерацию для осуществления в пределах границ российского государства актов агрессии.
Что значит военное положение для СМИ
1. Согласно закону «О военном положении» от 30.01.2002г., на период действия режима вводятся ограничения свобод массовой информации.
2. Для работников СМИ военное положение – это в первую очередь ввод военной цензуры: контролируются телефонные и документальные сообщения.
3. Расширение государственного влияния и увеличение полномочий военных служб по отношению к СМИ.
4. Ограничение прав на распространение и доступ к информации.
5. Затруднение или прекращение деятельности журналистов.
6. Ужесточается контроль над работниками типографий, средств массовой информации.
7. Запрещается работа индивидуализированных радиостанций.
8. Для журналистов военное положение – это запрет посещения муниципальных и государственных органов, судов.
Важно напомнить, что все вышеперечисленные запреты действуют только на той территории страны, где было объявлено положение. Люди, совершившие правонарушения из указанных пунктов о военном положении, будут нести ответственность, соответствующую законодательству
Люди, совершившие правонарушения из указанных пунктов о военном положении, будут нести ответственность, соответствующую законодательству.
Военное положение отменятся только указом Президента после того, как обстоятельства, которые послужили основанием для его объявления, будут устранены. Оповещение в первом и во втором случаях происходит одинаково. Средства массовой информации сообщают населению об окончании режима, что означает — военное положение в стране с этого момента отменено.
Все нормативные акты, принятые за это время, отменяются, как только военное положение будет отменено.
История[править | править код]
Русское законодательство различало военное положение и состояние охраны, усиленной или чрезвычайной. В юридической литературе имперской России (также СССР в 20-е годы XX века) военное положение часто определяли через полицейское (милицейское) понятие «охрана», которое рассматривалось в контексте государственного управления как охраны государственного порядка.
В Российской империи военное положение объявлялось в военное время в пограничных областях государства, прилегающих к театру военных действий. В мирное время на таком же положении могли быть объявлены области, губернии или города, возмутившиеся против установленного порядка правительством, или в которых для поддержания порядка были признаны необходимыми особые строгие меры. Пример: Польское царство 1905 год, Сумской уезд (Харьковская губерния).
В СССР военное положение мог объявить, в соответствии с пунктом «т» статьи 49 Конституции, только Президиум Верховного Совета СССР как сказано в статье «в интересах обороны СССР или обеспечения общественного порядка и государственной безопасности». В соответствии с этим при объявлении военного положения все функции органов государственной власти по вопросам обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности переходили к органам военного управления — военным советам и командованию формирований РККА (позднее — ВС СССР).
Последний раз военное положение в СССР последовательно объявлялось на основании пункта «п» статьи 49 Конституции СССР Указами Президиума Верховного Совета СССР:
- С 22 июня 1941 года — в Москве, Ленинграде и большинстве областей, краёв, республик Европейской части СССР;
- С августа 1942 года — в некоторых городах Закавказья, на Черноморском и Каспийском побережьях;
- С сентября 1942 года — в Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и Армянской ССР;
- С апреля 1943 года — на всём железнодорожном транспорте СССР;
- С мая 1943 года — на морском и речном транспорте.
Военное положение было отменено на большей части территории СССР 21 сентября 1945 года, спустя 2 недели и 4 дня со дня окончания военных действий на Дальнем Востоке. Действие этого указа не распространялось на ряд отдельных местностей СССР — Литовскую, Латвийскую, Эстонскую ССР, а также западные области Украинской и Белорусской ССР, там военное положение было окончательно отменено лишь 4 июля 1946 года. Ещё дольше военное положение сохранялась на объектах транспорта — оно было отменено только 2 мая 1948 года.
Акты агрессии против РФ
1. Нападение вооруженных сил иного государства на РФ.
2. Военная оккупация территории государства.
3. Бомбардировка иностранным государством или применение оружия против РФ.
4. Блокада берегов или портов другим государством.
5. Нападение другого государства на войска страны, независимо от их места пребывания.
6. Обнаружение на территории государства иностранных банд или групп, которые вооружены и осуществляют акты против России с применением оружия.
7. Появление любых других вооруженных актов агрессии – что означает, военное положение тоже будет рассмотрено вышестоящими органами.