«льгот не прибавится, только обязанностей»: как изменится жизнь россиян в случае введения режима чрезвычайной ситуации

Содержание:

Статья 6. Содержание указа Президента Республики Казахстан о введении чрезвычайного положения

Указ Президента Республики Казахстан о введении чрезвычайного положения содержит:

1) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, соответствующие требованиям настоящего Закона;

2) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

3) границы местности, где вводится чрезвычайное положение;

4) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

5) перечень вводимых мер и временных ограничений прав и свобод физических лиц, прав юридических лиц, а также дополнительно возлагаемых на них обязанностей в соответствии с настоящим Законом;

6) создаваемые специальные органы государственного управления на период введения чрезвычайного положения и их полномочия;

7) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях режима чрезвычайного положения;

8) время введения и срок действия чрезвычайного положения.

Правда ли, что при ЧС власти имеют право выселять и массово эвакуировать людей?

Валентин Карелин: «Отвечу юридически корректно: сами власти насильно эвакуировать при ЧС правом не наделены. Но по постановлению правительства РФ №417 от 2 апреля 2020 года граждане, услышав оповещение о необходимости эвакуации (через СМИ или от операторов связи), обязаны эвакуироваться сами (подп. «в» п. 3), а также этим обязаны заниматься организации, на территории которых в момент эвакуации эти граждане оказались (подп. «а» п. 6 постановления правительства РФ №417). Там же сказано, что эти организации обязаны оказывать содействие проводящим эвакуационные мероприятия органам госвласти и местного самоуправления. Из этого следует, что правительство РФ оговорило за властями, пусть и косвенно, возможность эвакуационных мероприятий при ЧС».

Александр Князев: «Эвакуация как мера возможна, это предусмотрено, в частности, постановлением правительства РФ от 2 апреля 2020 года №417 «Об утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации». Примерами такой необходимой и безусловной меры являются стихийные бедствия, пожары и затопления».

Чем режим ЧС отличается от ЧП

Как и режим повышенной готовности к ЧС, на своем уровне его может объявить губернатор или орган местного самоуправления (уже введен в ряде городов Хакасии, городах Элисте, Череповце и других). Режим ЧС допускает введение ограничений, которые направлены непосредственно на сохранение жизни и здоровья граждан, в том числе свободы передвижения. Власти определяют порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Кроме того, власти в условиях ЧС могут разблокировать резервы материальных ресурсов, которые создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения. Это дополнительные источники средств на устранение последствий от ЧС и неотложные нужды.

Режим чрезвычайного положения

Самая крайняя мера. Его вводит президент при ратификации Совета Федерации. Режим ЧП объявляется на территории всей страны на 30 дней либо в отдельном регионе на срок до 60 дней. При ЧП допускают ограничение некоторых конституционных прав и свобод человека. Так, могут ввести ограничение свободы передвижения, въезда, выезда, усилить досмотры и охрану.

Полномочия региональных и местных властей приостанавливаются. Опасные производства прекращают работу. Массовые мероприятия и забастовки в это время запрещены. В условиях ЧП могут ввести комендантский час и карантин. Оборот продовольствия происходит в особом порядке. Режим ЧП может предполагать также мобилизацию: людей могут отправить на работы, а имущество граждан (в том числе автомобили) изымать с целью преодоления ЧП.

Кто вправе вводить режим ЧП

Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Введение чрезвычайного положения — это самый жесткий и пока наименее вероятный из сценариев.

В некоторых странах Европы основания для введения чрезвычайного положения нашлись, установлен комендантский час и введены войска для его контроля.

Статьи по этой же теме:

Вы можете задавать нам вопросы в чате (кнопка чата внизу страницы, справа) или на специальной странице заполнить форму. В период эпидемии мы работаем удаленно и отвечаем на вопросы бесплатно, т.к. считаем, что это наша социальная функция. Поэтому старайтесь не выходить из дома, соблюдайте режим самоизоляции и все будет хорошо!

Классификация чрезвычайных ситуаций

Классификация чрезвычайных ситуаций по происхождению

ЧС делятся по следующим признакам: природного характера, техногенного характера, биолого-социального характера, экологического характера.

Чрезвычайные ситуации природного характера:

  • геофизические опасные явления — землетрясения, вулканы и т.д.
  • геологические опасные явления — пыльные бури, оползни, сели, обвалы и т.д.
  • метеорологические опасные явления — бури, ураганы, смерчи, ливни, снежные заносы, заморозки и т.д.
  • гидрологические опасные явления — наводнения, паводки, половодья и т.д.
  • морские гидрологические опасные явления — штормы, тайфуны, цунами и т.д.
  • гидрогеологические опасные явления — опасно высокие уровни грунтовых вод и т.д.
  • природные пожары — лесные, торфяные, степные, хлебные и т.д.

Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера:

  • эпидемии — массовое распространение инфекционных заболеваний людей.
  • эпизоотии — массовое распространение инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных.
  • эпифитотии — массовое распространение инфекционных заболеваний и вредителей сельскохозяйственных растений.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера:

  • транспортные аварии — аварии на автомобильном, железнодорожном, авиационном, морском, и других видах транспорта.
  • пожары и взрывы — в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании.
  • аварии с выбросом химически опасных веществ, при их производстве, переработке, транспортировке.
  • аварии с выбросом радиоактивных веществ — аварии на АЭС, аварии с боеприпасами, аварии при транспортировке и хранении радиоактивных веществ.
  • аварии с выбросом биологических веществ — аварии на предприятиях использующих БОВ, а также при их транспортировке.
  • внезапное обрушение зданий — обрушение зданий, коммуникаций, производственных сооружений.
  • аварии на электроэнеогетических системах — аварии на электростанциях и транспортных электроконтактных сетях.
  • аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения — аварии на канализационных, тепловых сетях, сетях электро- и водоснабжения.
  • аварии на очистных сооружениях сточных вод и промышленных отходов.
  • гидродинамические аварии — прорыв платин дамб, шлюзов.

Чрезвычайные ситуации экологического характера — чрезвычайные ситуации вызванные изменением состояния суши, атмосферы, гидросферы, биосферы в результате деятельности человека.

Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам

  • ЧС локального масштаба — пострадало до 10 человек, ущерб до 1000 МРОТ, нарушены условия жизнедеятельности до 100 человек или если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории объекта.
  • ЧС местного (муниципального) масштаба — пострадало от 11 до 50 человек, ущерб от 1000 до 5000 МРОТ, нарушены условия жизнедеятельности от 100 до 300 человек или если зона чрезвычайной ситуации в пределах территории муниципального образования.
  • ЧС территориального (межмуниципального и регионального) масштаба — пострадало от 51 до 500 человек, ущерб от 5000 до 500000 МРОТ, нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 человек или если зона чрезвычайной ситуации в пределах территории субъекта Федерации.
  • ЧС регионального (межрегионального) масштаба — пострадало от 51 до 500 человек, ущерб от 500000 до 5000000 МРОТ, нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 человек или если зона чрезвычайной ситуации в пределах территории двух субъектов Федерации.
  • ЧС федерального масштаба — пострадало более 500 человек, ущерб более 5000000 МРОТ, нарушены условия жизнедеятельности более 1000 человек или если зона чрезвычайной ситуации в пределах территории более двух субъектов Федерации.
  • ЧС трансграничного масштаба — чрезвычайная ситуация произошла на территории России, но выходит за пределы ее территории, или чрезвычайная ситуация произошла за рубежом но захватывает территорию России.

Что такое режим ЧС (чрезвычайная ситуация) и как себя вести

В соответствии со ст. 1 федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» данный режим может быть введен на территории бедствий, которые могут повлечь и/или уже повлекли за собой человеческие смерти, ущерб здоровью и нарушение условий жизнедеятельности.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 304 от 21 мая 2007 года «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» режим ЧС на территории региона может быть введен в случае если в пределах одного субъекта погибло или пострадало от 50 до 500 человек. Если жертв или пострадавших свыше 500, то это уже режим ЧС федерального характера.

Хотелось бы обратить внимание на то, что в соответствии с постановлением Правительства РФ № 66 от 31.01.2020 года «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция включена в список заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Нарушитель условий чрезвычайной ситуации может быть привлечен к уголовной ответственности, предусмотренной ст

236 Уголовного кодекса РФ (а это до 5 лет лишения свободы)

Нарушитель условий чрезвычайной ситуации может быть привлечен к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 236 Уголовного кодекса РФ (а это до 5 лет лишения свободы).

При каких условиях и кем вводится режим ЧС и ЧП

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — ФЗ о ЧС), чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ, «О чрезвычайном положении» (далее — ФКЗ о ЧП), чрезвычайное положение означает вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Конечно, оба эти термина могут показаться схожими. Однако объявление чрезвычайной ситуации не означает изменения правового режима деятельности органов власти, и не должно вести к сужения прав граждан или к возложению на них дополнительных обязанностей

Официальное определение чрезвычайного положения, напротив, заостряет внимание на изменениях в деятельности органов власти (с возможностью предоставления множества дополнительных полномочий так называемым «силовым органам»), а также прямо говорит о сужении прав граждан и возложении на них дополнительных обязанностей

В то время как чрезвычайная ситуация объявляется в тех или иных регионах РФ достаточно часто (классический пример — введение режима ЧС в некоторых районах Дальнего Востока из-за паводков), чрезвычайное положение за всю историю России с 1991 года вводилась лишь дважды. Причем оба раза достаточно давно и по достаточно весомым поводам: в 1992 году из-за осетино-ингушского конфликта (на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской республики) и в 1993 году в связи с насильственным разгоном Верховного Совета Российской Федерации (на территории Москвы). На всей территории РФ ни режим чрезвычайной ситуации, ни чрезвычайное положение не вводились ни разу.

Кто может вводить режим чрезвычайной ситуации? Правительство РФ — в случае угрозы возникновения и (или) возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера; органы государственной власти субъектов РФ — в случае чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера; органы местного самоуправления — в случае чрезвычайной ситуации муниципального характера.

Что касается чрезвычайного положения (ЧП), то оно вводится только Указом Президента РФ, причем вне зависимости от того, распространяется оно на всю территорию РФ или только на отдельные местности. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию. Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, по истечении указанного срока (72 часа), утрачивает свою силу.

Таким образом, на основании проанализированных норм, мы можем сформировать сравнительную таблицу между режимами ЧС и ЧП.

Статья 20. Порядок задержания физических лиц, нарушивших правила комендантского часа

1. Физические лица, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются сотрудниками органов внутренних дел (полицией) или военными патрулями до окончания комендантского часа, а не имеющие при себе документов, удостоверяющих их личность, — до установления их личности, но не более чем на 48 часов по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя. Задержанные лица и находящиеся при них вещи и транспортные средства могут быть подвергнуты досмотру.

2. Решение начальника органа внутренних дел или его заместителя о задержании может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд.

3. В случае введения карантина вследствие возникновения угрозы распространения опасных инфекционных заболеваний людей и животных в местности, где введено чрезвычайное положение, физические лица, нарушающие режим чрезвычайного положения, не проживающие в указанной местности и подлежащие в других случаях обязательному выдворению за ее пределы, задерживаются на общих основаниях до истечения установленного органами здравоохранения срока наблюдения за ними.

4. Порядок содержания задержанных лиц определяется законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Основания для введения режима чрезвычайной ситуации

К основаниям для введения режима чрезвычайного положения относятся:

1. Ситуации, которые носят социальный, либо политический характер, и могут выражаться в попытках изменения существующего конституционного строя, либо захвата и присвоения власти, а также в вооруженном мятеже, блокировке особо важных стратегических объектов, подготовке вооруженных формирований; разнообразных конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями, которые могут создавать угрозу для жизни либо безопасности мирных граждан, а также нормальному функционированию органов государственной власти.

2. Ситуации, которые носят криминогенный характер, что может выражаться в террористических актах либо массовых беспорядках. Какие еще основания для введения режима чрезвычайного положения существуют?

3. Ситуации, связанные с техногенными или природными обстоятельствами, всевозможными эпидемиями, а также эпизоотиями, которые возникли в результате природных явлений, стихийных бедствий, аварий или катастроф, которые повлекли либо могут повлечь человеческие жертвы, нанесение вреда здоровью людей и окружающей среде, либо определенные материальные потери, нарушений условий жизни граждан, и требуют при этом проведения масштабных действий по нормализации ситуации.

Что запрещается делать при режиме ЧС

В условиях ЧС могут быть предприняты дополнительные меры защиты в том числе:

  • ограничение доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения ЧС, а также в зону чрезвычайной ситуации,
  • определение порядка выделения резервов материальных ресурсов, порядка использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Кроме того, появляется возможность приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности её работников и других людей, которые могут находиться на территории организации.

В условиях ЧС власти имеют право осуществлять меры, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

Это может быть и закрытие для передвижения отдельных территорий, и направление госрезервов для обеспечения потребности граждан. В режиме ЧС власти могут вводить при необходимости бесперебойное обеспечение населения продуктами питания.

Могут обязать граждан использовать средства индивидуальной защиты. Правительство России сможет устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Статья 8. Финансирование мероприятий по обеспечению чрезвычайного положения

1. При введении чрезвычайного положения на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях финансирование проводимых мероприятий по обеспечению режима чрезвычайного положения осуществляется за счет средств резерва Правительства Республики Казахстан и резервов местных исполнительных органов.

2. Решением Президента Республики Казахстан может вводиться чрезвычайный бюджет Республики Казахстан. Финансирование проводимых мероприятий по обеспечению режима чрезвычайного, положения в этом случае осуществляется за счет средств чрезвычайного бюджета.

О принятии чрезвычайного бюджета незамедлительно информируется Парламент Республики Казахстан.

Статья 18. Гарантии прав физических и юридических лиц в период действия чрезвычайного положения

1. Физическим лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, предоставляются жилые помещения, возмещается материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан.

2. Физическим и юридическим лицам, имущество и ресурсы которых использовались для нужд ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, равноценное возмещение материального ущерба осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Кто при режиме ЧС власть?

Александр Князев: «В режиме ЧС сохраняются все полномочия органов власти. Дополнительно создаются и начинают функционировать правительственная комиссия, а также региональные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности».

Валентин Карелин: «При чрезвычайной ситуации остаются те же органы власти, что действовали и до неё. Другое дело — чрезвычайное положение. При нём власть может быть отдана временным администрациям на местах («временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение»), согласно ст. 22 закона №3-ФКЗ. Также, согласно п. «б» той же ст. 22, могут отдать территорию в ведение «федерального органа управления территорией, на которой введено ЧП».

При военном положении «функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти могут быть перераспределены исходя из интересов обеспечения обороны и безопасности РФ, режима военного положения» (ст. 17 федерального закона №1-ФКЗ от 30 января 2002 года «О военном положении»). Конкретики тут нет, могут всё передать Министерству обороны, могут президенту — главнокомандующему. При этом по ст. 16 того же закона прокуратура, Следственный комитет и их подразделения, а также суды должны действовать, как и раньше».

Группы

Чрезвычайное положение вводится в целях устранения обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. Указанные обстоятельства разделены законом на две группы.

В первую группу включены обстоятельства, которые носят социально-политический характер: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооружённый мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооружённых формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Вторую группу обстоятельств составляют чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого-социального характера, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).

Введение чрезвычайного положения — временная мера. Срок действия режима чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не превышает 30 суток, а вводимого в её отдельных местностях — 60 суток. В указе Президента Российской Федерации о введении режима чрезвычайного положения указываются основания введения данного режима, обосновывается его необходимость, определяются:

  • границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
  • силы и средства для обеспечения режима чрезвычайного положения;
  • перечень чрезвычайных мер и пределы их действия;
  • исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;
  • государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер в условиях режима чрезвычайного положения;
  • время вступления в силу и срок действия чрезвычайного положения.

Это интересно: Баротравма

Чрезвычайная ситуация и Чрезвычайное положение: сравнительная таблица

Чрезвычайная ситуация (ЧС) Чрезвычайное Положение (ЧП)
Краткое определение Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей Особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей
Основной законодательный акт Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»
Где вводится Как на всей территории РФ, так и на отдельных территориях. Как на всей территории РФ, так и на отдельных территориях.
Кто вводит В случае ЧС федерального или межрегионального характера — Правительство РФ.
В случае ЧС регионального или межмуниципального характера — органы государственной власти субъектов РФ.
В случае ЧС муниципального характера — органы местного самоуправления.
Всегда — Президент РФ
Необходимость утверждения Нет Да, Советом Федерации в течение 72 часов
Срок Не ограничен

Если ЧП введено на всей территории РФ — до 30 суток*

Если ЧП введено в отдельных местностях — до 60 суток*

*С возможностью продления Указом Президента РФ, если цели введения ЧП не были достигнуты

Введение органов особого управления территориями и назначение комендантов территорий Нет Да
Приостановка полномочий органов исполнительной власти субъекта РФ, а также органов местного самоуправления либо отмена их нормативно-правовых актов Не возможна Возможна
Имущество граждан и организаций Имущество граждан — неприкосновенно
Имущество организаций — в качестве дополнительной меры может быть принят порядок использования имущества организаций, ограничивающий некоторые элементы права собственности.
Возможна «мобилизация» некоторых видов имущества организаций и граждан (по сути, говорится о реквизиции согласно статьи 242 Гражданского кодекса РФ)
Права граждан Не ограничиваются
Предоставляется ряд дополнительных прав связанных с возмещением ущерба причиненного здоровью и имуществу вследствие ЧС
Допускается ограничение прав и свобод, в том числе и некоторых конституционных
Обязанности граждан Появляется обязанность выполнять Правила поведения при введения режима ЧС Появляется множество дополнительных обязанностей — вплоть до обязанности трудоспособного населения на принудительной основе участвовать в «неотложных работах» (то есть, фактически, речь о трудовой повинности) и обязанности предоставить свои транспортные средства государству.

На правах и обязанностях граждан во время ЧС или ЧП мы остановимся немного подробнее, так как именно эти вопросы интересовали большинство тех, кто обращался ко мне за консультацией юриста.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) границы местности, где вводится чрезвычайное положение, — территория одной или нескольких административно-территориальных единиц Республики Казахстан;

2) комендатура местности — временный специальный орган, создаваемый Президентом Республики Казахстан в местности, где введено чрезвычайное положение, для обеспечения режима чрезвычайного положения;

3) комендант местности — должностное лицо, назначаемое Президентом Республики Казахстан, руководящее деятельностью комендатуры местности, где введено чрезвычайное положение, и осуществляющее единое управление силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения;

4) комендантский час — время суток, в течение которого устанавливается запрет находиться на улицах и иных общественных местах либо вне жилища без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность;

5) чрезвычайное положение — временная мера, применяемая исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Республики Казахстан и представляющая собой особый правовой режим деятельности государственных органов, организаций, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также прав юридических лиц и возлагающий на них дополнительные обязанности.

Срок

Срок, на который производится обеспечение режима чрезвычайного положения во всей стране, не должен быть больше одного месяца, за исключением отдельных местностей, где такой срок составляет два месяца. После окончания таких сроков, режим ЧС считается прекращенным, кроме тех случаев, когда новым Указом Президента РФ такой срок продлевается. Президент имеет право досрочно отменить свой указ, но только в тех случаях, когда обстоятельства, ставшие основанием для введения режима ЧС, устранены.

Так как в одном документе урегулировать все вопросы, связанные с возникновением ЧС, невозможно, Президентом издаются другие акты, которые определяют компетенцию органов, призванных устранить причины возникновения ЧС, а также порядок осуществления специальных мер по ликвидации ЧС.

При режиме ЧС человек может свободно гулять по улице?

Валентин Карелин: «Объём и содержание любых мероприятий по защите населения и территорий от ЧС должны определяться «исходя из принципа необходимой достаточности» (абзац 3 ст. 6 федерального закона №68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от ЧС»). Постановлением №417 от 2 апреля 2020 года правительство уже ввело в общем виде следующие правила: запрещают заходить за ограждение, обозначающее зону чрезвычайной ситуации или иную опасную зону; предписывают при получении указаний от уполномоченных должностных лиц, в том числе через операторов связи, эвакуироваться с соответствующей территории; граждане должны выполнять законные требования/указания руководителя ликвидации ЧС, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, проводящих мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС. Проще говоря, если дадут указание не гулять по улице, избегать её как опасную зону или эвакуироваться из района, в котором находится эта улица, гулять вы не сможете. Пока не доведено инструкций об обратном и нет ограждений, гулять по умолчанию допускается».

Александр Князев: «В режиме ЧС вводятся ограничения доступа людей и транспортных средств. Конкретные ограничения при этом определяются лицом, объявившим соответствующий режим».

Заключение

В заключение я хотел бы отметить, что в данной статье рассматривались лишь возможные (!) варианты влияния ЧС и ЧП на права и обязанности граждан. Так, например, лично я уверен, что никакого отселения граждан, реквизиций или «трудовой мобилизации» не будет — даже при худшем сценарии развития событий.

Вместе с тем, мне хотелось бы, чтобы эта статья послужила своеобразным предупреждением тем, кто не разобравшись в юридических тонкостях, требует вводить режим чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения. Оба этих режима не дадут обычным гражданам (включая предпринимателей) никаких дополнительных льгот или преимуществ по сравнению с текущей ситуаций. Но они могут привести к значительному сужению гражданских прав и возникновению новых, тяжелых и раздражающих обязанностей.

Особенно сказанное выше относится к режиму чрезвычайного положения. Законодатель, принимая соответствующий закон, рассматривал чрезвычайное положение как «средство последней надежды», которое следует вводить только в критических обстоятельствах, когда угроза нависла над самим государством. Как и любое сильнодействующее лекарственное средство, чрезвычайное положение имеет серьезные «побочные эффекты». Не следует применять его без надобности.

Конечно, бывают ситуации, когда введение ЧС или даже ЧП оправдано и без этого никак не обойтись. Но желать этого, призывать к этому — просто недальновидно. Михаил Булгаков сказал: «Бойтесь своих желаний — они имеют свойство сбываться». Подозреваю, что результаты введения режима чрезвычайного положения крайне разочаровали бы его сторонников и уже на второй день они требовали бы его отмены. Чрезвычайное положение по своим правовым особенностям во многом подобно положению военному (хотя, конечно, там есть свои значительные юридические отличия). И я рискну предположить, что мало кто предпочел бы «законы военного времени» обычной жизни, пусть и с ограничениями (режим повышенной готовности).

Что же, завершая статью хочу пожелать всем читателям здоровья и того, чтобы все обсуждения ЧС и ЧП оставались только в спорах юристов-теоретиков, чтобы никто не столкнулся с этими весьма неприятными правовыми режимами в своей реальной жизни!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector