Государственный экологический контроль (надзор). его виды и задачи

Какой орган осуществляет экологический надзор?

Федеральный государственный экологический надзор осуществляется Росприроднадзором и его территориальными органами в пределах их компетенции в рамках:

  • федерального госнадзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, госнадзора в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, федерального госнадзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения, федерального государственного охотничьего надзора на особо охраняемых природных территориях федерального значения, госнадзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (за исключением тех, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Минприроды (государственных природных заповедников и национальных парков), — в порядке, установленном постановлениями Правительства РФ о соответствующих видах надзора;
  • госнадзора в области обращения с отходами, государственного экологического надзора на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ, в исключительной экономической зоне РФ, в области охраны озера Байкал, федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения, госнадзора за соблюдением требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой, — в порядке, установленном Положением N 426.

В соответствии с п. 6 Положения N 426 осуществлять федеральный государственный экологический надзор вправе следующие должностные лица Росприроднадзора:

  • руководитель;
  • заместители руководителя, начальники управлений, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно заместителями руководителя по охране природы в области охраны окружающей среды;
  • заместители начальников управлений, начальники отделов и заместители начальников отделов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно старшими государственными инспекторами РФ по охране природы и старшими государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды;
  • федеральные государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно государственными инспекторами РФ по охране природы и государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды;
  • руководители территориальных органов Росприроднадзора, являющиеся одновременно главными государственными инспекторами РФ по охране природы и главными государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ);
  • заместители руководителей территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно заместителями главного государственного инспектора РФ по охране природы и заместителями главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ);
  • начальники отделов, заместители начальников отделов территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно старшими государственными инспекторами РФ по охране природы и старшими государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ);
  • федеральные государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно государственными инспекторами РФ по охране природы и государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ).

Виды государственного экологического надзора

  • земельный надзор;
  • надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;   
  • надзор за обращением с отходами;     
  • надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • надзор в области охраны водных объектов;     
  • экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
  • экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
  • надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
  • надзор в области охраны озера Байкал;   
  • федеральный лесной надзор;    
  • экологический надзор в особой экономической зоне РФ;
  • надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;   
  • надзор в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;     
  • федеральный охотничий надзор.

Функционирование Ростехнадзора

Данное федеральное ведомство контролирует работу ядерных установок, особенности обращения с радиоактивными веществами, проверяет соблюдение правил хранения радиоактивных отходов.

Также в обязанности Ростехнадзора входит контроль эксплуатации опасных химических производственных объектов, а также взрывоопасных предприятий. Есть и иные полномочия, которые касаются надзора и контроля в экологической сфере деятельности.

Ростехнадзор имеет право на выдачу следующих лицензий:

  • на ведение деятельности в области применения атомной энергии;

  • на использование конкретных типов на ОПО;

  • на использование поднадзорных гидротехнических сооружений;

  • на сбросы и выбросы в окружающую среду загрязняющих веществ, а также на физические вредные воздействия на атмосферный воздух;

  • на использование взрывчатых материалов промышленного характера, а также на осуществление работ с ними.

Задачи экологического контроля

Перед данной структурой государство ставит определенные задачи, которые необходимо решать:

  • Постоянное наблюдение за работой хозяйствующих субъектов, которые каким-либо образом воздействуют на окружающую среду.
  • Следят за тем, чтобы им были предоставлены все необходимые документы и другие виды информации о деятельности той или иной организации и влиянии ее на экологию.
  • Выявлять все признаки нарушений в законодательстве со стороны предприятий и других структур, имеющих дело с природными ресурсами.
  • Обнаружение причин, которые способствуют совершению правонарушений, касающихся экологии, и принятие всех возможных мер к выявлению и наказанию правонарушителя.
  • Привлечение лиц к ответственности за нарушение природоохранного законодательства.

Виды экологического контроля (надзора)

Государственный, общественный и производственный три модели экологического контроля которые прописаны в законодательстве. В Земельном кодексе и Лесном кодексе прописаны также муниципальный лесной контроль и муниципальный земельный контроль. Также существуют и иные классификации экологического контроля (надзора) соразмерные другим основаниям. Есть предупредительный, текущий и последующий экономический надзор, зависящие от стадии контрольной деятельности.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Предупредительный, текущий и последующий контроль

Надзор предваряющий начало любой деятельности называется предупредительным экологическим надзором. Осуществление производится посредством согласования документации по проекту, оформления разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, решаются вопросы относительно размещения отходов оставшихся в результате производства или потребления. Во время какого-либо рода деятельности осуществляют текущий экологический надзор, чаще всего, во время производственного экологического надзора. Также текущий экологический контроль возможен к осуществлению контролирующими органами в течение инспекционного контроля (надзора). И наконец последующий экологический контроль производится по результатам, итогам любого рода деятельности. Проводится посредством анализа отчетов, статистики, итогов запросов и иных данных которые содержат в себе сведения по охране окружающей среды и использовании природных ресурсов.

Ведомственный и производственный экологический контроль

Сущность ведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов

Обратим внимание на то, что ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного экологического контроля

Различие между ними — прежде всего в сфере осуществления:

  • ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой;
  • государственный контроль носит надведомственный характер.

Другое существенное отличие в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.

На вопрос о том, осуществляется ли ведомственный контроль только государственными органами либо он может проводиться также негосударственными структурами федерального или территориального уровня, имеющими в своем ведении объекты, являющиеся субъектами права окружающей среды, ответ может быть положительным. Такие структуры также заинтересованы, прежде всего экономически, в поддержании экологического правопорядка на подведомственных объектах, так как несоблюдение экологических требований будет влиять на экономические результаты их деятельности и прибыль.

Содержание ведомственного контроля определяется рядом факторов:

  1. спецификой отрасли;
  2. экологически значимыми задачами, стоящими перед отраслью в целом и подведомственными объектами;
  3. конкретными правами и обязанностями подразделений и лиц, осуществляющих ведомственный контроль.

Сферой производственного экологического контроля служит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов

Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий

Содержание производственного контроля зависит, прежде всего, от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений

С учетом важности производственного экологического контроля и в целях повышения его эффективности Федеральным законом «Об охране окружающей среды» установлена обязанность субъектов хозяйственной и иной деятельности предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль (ст. 67)

Задачи производственного экологического контроля:

  1. выполнения планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;
  2. соблюдения нормативов предельно допустимых воздействий на природу, установленных предприятию;
  3. выполнения иных требований законодательства об окружающей среде и др.

Меры по пресечению выявляемых нарушений правовых экологических требований в рамках ведомственного и производственного контроля принимаются уполномоченными должностными лицами. На предприятия это, как правило, — руководитель.

Эффективность ведомственного и производственного экологического контроля во многом зависит от взаимодействия с органами государственного экологического контроля.

Проверки, проводимые работниками Росприроднадзора

Работники Росприроднадзора осуществляют возложенные на них функции по проведению федерального государственного экологического надзора в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191 (далее — Административный регламент).

--------------------------------------------------------------------------¬¦                                  Проверки                               ¦L---------------T------------------------------------------T---------------               ¦/                                        ¦/----------------+---------------¬           ---------------+--------------¬¦            Плановые           ¦           ¦         Внеплановые         ¦L--------------------------------           L------------------------------

Плановой является проверка, включенная в план основных организационных мероприятий, формируемый на соответствующий календарный период и утвержденный приказом Росприроднадзора (п. 81 Административного регламента). Период проверки установлен как один календарный год. Органами Росприроднадзора ежегодно составляются и утверждаются планы проведения плановых проверок (п. п. 22 — 24 Административного регламента). Ежегодные планы проведения плановых проверок территориальных органов Росприроднадзора формируются в каждом территориальном органе Росприроднадзора и утверждаются приказами этих территориальных органов. Ответственным за разработку ежегодного плана проведения плановых проверок территориального органа Росприроднадзора является руководитель территориального органа.

Основанием для включения юридического лица в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня (п. 29 Административного регламента):

  • государственной регистрации юридического лица;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица.

В ежегодных планах проведения плановых проверок указываются следующие сведения (п. 32 Административного регламента):

  • наименования юридических лиц, деятельность которых подлежит плановым проверкам;
  • цель и основание проведения каждой плановой проверки;
  • дата и сроки проведения каждой плановой проверки;
  • предмет и задачи проверок;
  • наименование структурного подразделения Росприроднадзора (территориального органа).

Проверка, не включенная в план, является внеплановой (п. 82 Административного регламента). Внеплановая проверка назначается при наличии достаточных данных, указывающих на нарушение законодательства РФ территориальным органом Росприроднадзора. Решение о проведении внеплановой проверки принимает руководитель Росприроднадзора.

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются (п. 47 Административного регламента):

  1. истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  2. поступление в Росприроднадзор или в территориальный орган Росприроднадзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
  • возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  1. приказ (распоряжение) руководителя Росприроднадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Мониторинг окружающей среды: понятие и виды

Мониторинг — это систематическое наблюдение за состоянием окружающей среды. Мониторинг имеет свои задачи:

  • наблюдение за состоянием окружающей природной среды и отдельных природных объектов, за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения почв, атмосферного воздуха, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, здоровье человека;
  • обобщение и оценку полученной информации о состоянии окружающей природной среды;
  • прогнозирование изменений состояния окружающей природной среды с целью предупреждения его отрицательных экологических последствий;
  • обеспечение информацией о состоянии и изменениях окружающей природной среды заинтересованных организаций и населения.

В зависимости от объектов экологического мониторинга он подразделяется на общий — мониторинг окружающей природной среды, и отраслевой — мониторинг природных объектов.

Порядок организации и проведения государственного экологического мониторинга регулируется федеральными законами (Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Лесным, Водным, Земельным кодексами, законами о недрах, о животном мире и т. д.) и другими актами экологического законодательства.

Организационной основой государственного экологического мониторинга является федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В структуру этого органа входят подразделения различного уровня, на которые возложены функции по проведению экологического мониторинга: посты и станции наблюдения, осуществляющие сбор информации об окружающей природной среде; территориальные, региональные центры наблюдения, научноисследовательские учреждения, которые проводят анализ и оценку полученных данных, разрабатывают прогнозы. Компетенция Росгидромета охватывает мониторинг поверхностных пресных вод и морской среды, почв, атмосферного воздуха, околоземного пространства и др. Отраслевой мониторинг осуществляется специально уполномоченными органами государственного экологического управления по отдельным видам природных ресурсов.

Мониторинг земель — система наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов Мониторинг лесов — система наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда (ст. 69 Лесного кодекса РФ). Его осуществление возложено на Федеральную службу лесного хозяйства России.

Мониторинг водных объектов — система регулярных наблюдений за гидрологическими, гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателями их состояния, обеспечивающая сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий. Мониторинг объектов животного мира — система регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания (ст. 15 Федерального Закона «О животном мире»). Этот мониторинг осуществляется органами Министерства сельского хозяйства РФ, Государственного комитета РФ по рыболовству, Рослесхоза и др.

В осуществлении государственного экологического мониторинга принимает участие и ряд других органов специального управления в пределах своей компетенции — Государственная санитарноэпидемиологическая служба, Госатомнадзор и др.

Мониторинги отдельных природных ресурсов (отраслевые) являются составными частями системы государственного мониторинга окружающей природной среды. Общее руководство созданием и функционированием единой государственной системы экологического мониторинга осуществляет в установленном порядке Госкомэкология России (п. 7 Положения о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды).

Виды экологического надзора

Выделяют следующие основные виды экологического надзора:

  1. государственный;
  2. ведомственный;
  3. производственный;
  4. общественный.

Государственный экологический надзор относится к полномочиям действующей в России системы управления, которая осуществляет регулирование в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Законодательство предоставляет федеральным органом власти право устанавливать порядок организации и проведения государственного экологического надзора. К компетенции субъектов РФ относится реализация государственного экологического контроля. Это предусмотрено положениями Лесного и Водного кодексов, федеральным законом «О недрах» и другими нормативными актами.

Ведомственный экологический надзор осуществляется уполномоченными министерствами и ведомствами, а так же соответствующими негосударственными структурами субъектов РФ.
Специфика отраслевых государственных органов заключается в том, что к сфере их компетенции относится один вид природных ресурсов. Например, Роскомзем следит за охраной и рациональным использованием земель, Роскомвод – водных ресурсов, Рослесхоз – лесов и зеленых насаждений.
В некоторых случаях сферу интересов отдельных ведомств попадает еще один вид природных ресурсов

Скажем, для федерального агентства по рыболовству важно состояние водных объектов с позиций воспроизводства и продуктивности рыбных запасов. А Роскомнедра, помимо контроля за рациональным использованием полезных ископаемых, следит за исполнением экологических требований в отношении подземных вод.

Сферой производственного экологического контроля служит хозяйственная деятельность предприятий и организаций, которые являются основной категорией природопользователей. Правовые требования, касающиеся охраны окружающей среды от вредных воздействий, в первую очередь, адресованы им.
Содержание производственного контроля зависит, прежде всего, от специфики предприятия. Экологический контроль осуществляет руководитель предприятия, начальники функциональных служб и производственных подразделений

Однако в целях экономии и в силу недооценки важности данного направления, экологические службы на некоторых предприятиях порой отсутствуют, что неправомерно.

Общественный экологический контроль – это прерогатива профессиональных союзов и других объединений. Хотя по возможностям получения информации и применения мер воздействия на нарушителей природоохранного законодательства общественный экологический контроль уступает государственному, но вместе с тем он обладает и серьезным преимуществом – реальной независимостью от административных структур и ведомственных интересов.

Таким образом, общественный контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.

Это интересно: Торф (торфяник) (видео)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector