Понятие, значение и виды экологического контроля. экологический мониторинг
Содержание:
Цели и задачи проведения экологического аудита
Экоаудит – это мероприятия комплексного типа, и главная задача заключается в том, чтобы помочь предприятию качественно определить все нарушения экологических норм, а также найти эффективные способы их устранения.
Среди ключевых задач экологического аудита предприятия в экологическом аспекте можно выделить следующие:
-
проверка деятельности объекта и формирование детального плана, как устранить нарушения и привести к действующим нормам;
-
оказание помощи для внедрения современных методик для оптимизации деятельности организации;
-
обозначение ключевых направлений, которые требуют решения проблем и улучшения;
-
создание полноценной и эффективной экологической стратегии для дальнейшей хозяйственной деятельности;
-
внедрение улучшенной системы управления природными ресурсами и поиск новых решений.
Перечисленные выше пункты являются основополагающими, однако в ходе аудита специалистами будут учитываться особенности каждого субъекта деятельности, а также запросы заказчика. Он предполагает индивидуальный подход в определении промежуточных целей и задач для эффективного и правильного проведения всех проверочных процедур.
Процесс экологического аудирования условно разделяется на три стадии:
-
собрать все данные, провести их тщательный анализ и исследовать, чтобы получить полную картину о работе предприятия и переходе на следующий этап;
-
сопоставление всех данных с нормативными требованиями, чтобы проанализировать их соответствие;
-
разработка экспертных рекомендаций, чтобы улучшить показатели работы предприятия и устранить имеющиеся нарушения.
Главная цель экологического аудита заключается в том, чтобы провести полностью независимую экспертную оценку и проверить документацию субъекта хозяйствования, насколько его деятельность соответствует действующим требованиям и нормам окружающей среды и природопользования, а в случае нарушений дать рекомендации по их устранению.
На основании данных аудирования предприятия получают профессиональную помощь в аспектах экологической политики, чтобы усовершенствовать свою деятельность, предотвратить все нарушения и соблюдать законодательство с целью минимизации вреда окружающей среде.
Функции экологического аудита заключаются в следующем:
-
оценить экологическую безопасность работы субъекта хозяйствования;
-
оценить, насколько работа предприятия соответствует всем нормам охраны окружающей среды;
-
предоставить консультации по экологической деятельности;
-
оценить актуальные экологические риски;
-
выявить степень нанесенного экологического ущерба;
-
составить план рекомендаций по мероприятия охраны окружающей среды;
-
провести другие важные действия по аудированию в аспекте улучшения экологической деятельности на предприятии.
ЭкоЦентрПроект – это профессиональная компания, которая предлагает вам качественные услуги экологического аудита. Мы гарантируем надежность и безопасность, а также высокий профессионализм в реализации поставленных задач. Прямо сейчас вы можете позвонить и получить полную консультацию.
План график контроля на источниках выбросов
При расчете рассеивания на границе промплощадки в направлении ближайшей жилой застройки принимается контрольная точка.
В план-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДК м.р. загрязняющих веществ на границе предприятия.
По результатам расчета рассеивания, без учета фоновых концентраций в План-графике контроля источников выбросов учитываются источники, выброс от которых превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих вещества на границе предприятия в сторону наиболее близко расположенного жилья.
План график контроля стационарных источников выбросов разрабатывается согласно Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При организации контроля за соблюдением нормативов выбросов определяются категории источников выбросов в разрезе каждого вредного вещества, т. е. категория устанавливается для сочетания «источник — вредное (загрязняющее) вещество» для каждого k-го источника и каждого выбрасываемого им j-го вредного вещества.
При определении категории выбросов рассчитываются параметры Фkj и Qkj, характеризующие влияние выброса j-го вещества из k-го источника выбросов на загрязнение воздуха прилегающих к предприятию территорий, по формулам:
где: Мkj (г/с) — величина выброса j-го вещества из k-го ИЗА;
ПДКj (мг/м3) — максимальная разовая предельно допустимая концентрация вещества в атмосферном воздухе населенных мест (а при ее отсутствии другие действующие критерии качества воздуха);
qkj (в долях ПДКj) — максимальная по метеоусловиям (скоростям и направлениям ветра) расчетная приземная концентрация данного j-го вещества, создаваемая выбросом из рассматриваемого (k-го) источника на границе санитарно — защитной зоны (СЗЗ) или ближайшей жилой застройки;
КПДkj (%) — средний эксплуатационный коэффициент полезного действия пылегазоочистного оборудования, установленного на k-м ИЗА при улавливании j-го вредного вещества;
Hk (м) — высота k-го источника.
Определение категории «источник — загрязняющее вещество» проводится исходя из следующих условий:
1 категория — одновременно выполняются неравенства:
Фkj > 0,001; Qkj > или = 0,5
2 категория — одновременно выполняются неравенства:
Фkj > 0,001; Qkj < 0,5
3 категория — одновременно выполняются неравенства:
Фkj > 0,001; Qkj < 0,5
4 категория — одновременно выполняются неравенства:
Фkj < 0,001; Qkj < 0,5
и за норматив ПДВ принимается значение выброса на существующее положение.
Исходя из определенной категории сочетания «источник — загрязняющее вещество» устанавливается следующая периодичность контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов (ПДВ и ВСВ):
1 категория — 1 раз в квартал;
2 категория — 2 раза в год;
3 категория — 1 раз в год;
4 категория — 1 раз в 5 лет.
Виды экологического аудита
Согласно действующему законодательству, выделяют следующие виды экологического аудита предприятия:
-
обязательный (принудительный);
-
инициативный (добровольный).
Первый вид регулируется на законодательном уровне и осуществляется соответствующими контрольными органами, чтобы оценить работу предприятия и его соответствие всем законам и нормам.
Второй вид подразумевает, что предприятие в свободном порядке обращается за услугами аудирования и проводит проверку своей деятельности. В рамках такого мероприятия можно выявить нарушения и недочеты, устранить их своевременно.
В зависимости от характера деятельности аудит можно классифицировать:
-
внешний – привлекаются профильные специалисты из независимой аудиторской компании;
-
внутренний – проводится экспертами самого предприятия.
Также экологический аудит разделяется на такие промежуточные виды:
-
обозначение степени соответствия действующим законодательным требованиям в экологической сфере;
-
обоснование применения предприятием конкретных нормативно-правовых документов в сегменте экологической безопасности;
-
проведение анализа объемов парникового газа с последующей разработкой действий по сокращению выбросов;
-
оценивание потенциальных угроз и последствий в случае техногенного сбоя;
-
определение актуальности и необходимости использования ресурсов окружающей среды;
-
вычисление энергопотребления с последующими рекомендациями по экономии использования ресурса;
-
вычисление уровня опасности промышленных отходов, формируемых предприятием;
-
выявление экологических проблем и перечень способов для их решения.
Госэконадзор с 01.07.2021. Как не запутаться в применяемых НПА
С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», причем уже с изменениями от 11.06.2021, которые вступили в силу с этой же даты. Так, на момент вступления в силу Федерального закона № 248-ФЗ в нем уже были утратившие силу положения, измененные формулировки, переизданные статьи или их части, однако не имеет смысла проводить сравнительный анализ «до» и «после»:
• между редакцией, никогда не вступавшей в силу;
• и редакцией, вступившей в силу с изменениями,
особенно в части изучения контрольных (надзорных) мероприятий (далее — КНМ) и контрольных (надзорных) действий (далее — КНД), осуществляемых в рамках государственного экологического контроля (надзора).
Федеральный закон № 248-ФЗ не отменяет действие Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Предполагается, что Федеральный закон № 294-ФЗ утратит силу только с 01.01.2025 — это предусмотрено Федеральным законом № 170-ФЗ, который также строго разграничил применение двух законов — № 248-ФЗ и № 294-ФЗ — между собой, и с 01.07.2021 организация и осуществление госэконадзора (как федерального, так и регионального) должны проводиться с применением положений Федерального закона № 248-ФЗ.
Обратите внимание
Забывать про Федеральный закон № 294-ФЗ не следует, т.к. 2021 г. является переходным периодом и «раскалывает» госэконадзор на две части:
1) проверки по Федеральному закону № 294-ФЗ;
2) КНМ по Федеральному закону № 248-ФЗ.
Основания для применения Федерального закона № 294-ФЗ и НПА, принятых в его развитие, при осуществлении госэконадзора (несмотря на уже действующий Федеральный закон № 248-ФЗ):
• пункт 8 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ:
8. Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Следовательно, если проверка:
• начата до 01.07.2021 в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ и НПА, принятыми в его развитие;
• должна завершиться с 01.07.2021 и позже,
она будет завершаться в соответствии с положениями того законодательства и тех НПА, которые действовали на момент начала такой проверки (в части ее организации, проведения и оформления результатов);
• пункт 4 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ:
4. Положения о видах регионального государственного контроля (надзора), положения о видах муниципального контроля подлежат утверждению до 1 января 2022 года. До утверждения указанных положений о видах контроля, но не позднее 1 января 2022 года применяется Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты.
Рассмотрим данное положение на примере Московской области.
На момент написания статьи региональный госэконадзор в Московской области осуществляется в соответствии с Порядками, утвержденными Постановлением Правительства Московской области от 18.10.2018 № 763/37.
Данные Порядки не приведены в соответствие с положениями Федерального закона № 248-ФЗ, наоборот, в них содержатся ссылки исключительно на положения Федерального закона № 294-ФЗ. Это допустимо только до конца 2021 г. В этот период Правительство Московской области обязано внести изменения в данный региональный НПА или переиздать его.
Даже если этого не произойдет, с 01.01.2022 организация и осуществление регионального госэконадзора должны будут проводиться в соответствии с положениями Федерального закона № 248-ФЗ без исключений.
Направления визуального контроля
- Соответствие условий выполнения деятельности требованиям санитарных правил и нормативов, технических регламентов.
- Наличие и правильность оформления документации: санитарно-эпидемиологических заключений (при необходимости их наличия), сертификатов, личных медицинских книжек, договоров и иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
- Определение значимых показателей (наиболее существенных с точки зрения обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия конкретного объекта) и контрольных критических точек для отбора образцов и проведения измерений.
- Оценка профессиональной заболеваемости работников объекта.
- Разработка комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в т. ч. по результатам выявленных нарушений требований санитарных правил и нормативов и результатов лабораторно-инструментальных исследований.
- Оценка эффективности выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
При проведении производственных мероприятий следует руководствоваться принципом комплексности – совмещение контрольных производственных проверок (визуальный контроль) с инструментальными замерами, лабораторными исследованиями, испытаниями (лабораторно-инструментальные измерения).
Для реализации этой задачи специалисту, ответственному за организацию программы производственного контроля необходимо определить структуру,порядок и объемы проведения лабораторных измерений, периодичность их проведения (с учетом производственных особенностей и требований нормативной документации).
Программа производственного контроля должна быть составлена таким образом, чтобы позволить обеспечить мониторинг критических контрольных точек на основе планируемых мероприятий программы.
Выявление критических контрольных точек программы производственного контроля необходимо для минимизации рисков.
Так, например, для объекта общественного питания критическими контрольными точками являются: пищевые продуктов и сырье, качество и безопасность готовой продукции , этапы хранения и реализации пищевых продуктов.
Для лечебно-профилактического учреждения – дезинфекционно-стерилизационный режим, инструментарий, воздушная среда, условия сбора, хранения и удаления отходов.
Для бассейна – контроль систем вентиляции, воздуха над зеркалом воды, воды бассейна, дезинфекционного режима.
После определения критических контрольных точек, программа утверждается руководителем организации и начинается организация лабораторно-инструментальных исследований. Для удобства проверки полноты проведения исследований программа должна содержать приложенный график проведения исследований в производственных подразделениях.
Лабораторные исследования проводятся с кратностью, регламентированной соответствующими действующими нормативными документами. Если в нормативных документах отсутствуют четкие указания об объемах и кратности исследований, следует исходить из рекомендаций «Типовые программы проведения производственного контроля от 13.04.2009 № 01/4801-9-32, а также учитывать производственные интересы, сложившуюся практику и санитарное законодательство.
При наличии на предприятии собственной лаборатории, программа должна содержать пояснительную записку с перечнем помещений, приборов и оборудования, сведениями об аккредитации.
Решение задач производственного экологического контроля и мероприятий программы производственного контроля за выполнением санитарных норм и правил позволит внести весомый вклад в повышение конкурентоспособности Вашего предприятия, его имиджа и репутации, а также положительно повлиять на финансовые показатели деятельности за счет сокращения сверхнормативных платежей, исков и штрафов за загрязнение окружающей среды и за нарушение санитарных норм и правил.
Основные положения. Изменения в Федеральном законе № 7-ФЗ[4]
С 01.01.2021 Федеральный закон № 248-ФЗ является основополагающим для организации и осуществления определенного вида государственного контроля (надзора), за рамки которого выходить запрещено. Однако федеральным законом о виде контроля и положением о виде федерального государственного контроля для конкретного вида контроля могут быть уточнены или ограничены те или иные положения Федерального закона № 248-ФЗ.
Федеральный закон № 170-ФЗ также внес следующие изменения в Федеральный закон № 7-ФЗ в части организации и осуществления госэконадзора.
Далее — Федеральный закон № 248-ФЗ.
См. Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»» (далее — Федеральный закон № 170-ФЗ).
Далее — Федеральный закон № 294-ФЗ.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Обязанность по ведению ПЭК
Индивидуальные предприниматели и компании, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категорий несут обязанность по подготовке программы производственного экологического контроля. Такие фирмы и ИП непрерывно ведут производственный экологический контроль, опираясь на актуальные законодательные нормы. Руководители организаций и предприниматели собирают, хранят, документируют сведения о результатах ПЭК.
При формировании программы ПЭК уполномоченным сотрудникам организации потребуется отразить следующие данные инвентаризации:
- Объем выбросов загрязняющих веществ, поступивший в атмосферный воздух в результате деятельности предприятия за определенный период
- Количество сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду
- Объем производственных отходов, а также отходов потребления
- Наименование подразделений и должностных лиц, отвечающих за производственный экологический контроль
- Наименование собственных и привлекаемых аккредитованных испытательных лабораторий
- Регулярность и методики ведения ПЭК, места отбора проб и способы измерений
Сотрудники организаций и ИП могут осуществлять контрольные мероприятия в отношении следующих вопросов:
Точность соблюдения нормативных актов об использовании природных ресурсов
Применение правил воздействия на окружающую среду выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Устанавливается соответствие лимитов размещения отходов
При этом во внимание принимают номенклатуру и количество загрязняющих веществ, выброшенных в природную среду
Своевременность разработки нормативов воздействия на экологию. Необходимость установить лимит размещения отходов, нормативы ПДВ и ПДС
Источниками образования отходов и выделения загрязняющих веществ
Степень эффективности природоохранной техники (оборудование для улавливания и обезвреживания вредных веществ, системы оборотного и повторного водоснабжения)
Следование правилам обращения с производственными отходами разного класса опасности
Исполнение задач природоохранных мероприятий, выполнение противоаварийных планов, рекомендаций надзорных органов власти
Обоснование размеров платежей за загрязнение экологии
Своевременная подача документации для обеспечения кадастрового учета, государственной статистической отчетности, систем государственного экологического мониторинга