Экомониторинг: как работают новейшие технологии для сохранения природы
Содержание:
- Госэконадзор с 01.07.2021. Как не запутаться в применяемых НПА
- Основные положения. Изменения в Федеральном законе № 7-ФЗ[4]
- План график контроля на источниках выбросов
- План производственного контроля
- Государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды
- Экология СПРАВОЧНИК
- Виды экологического мониторинга
- Цели производственного контроля
Госэконадзор с 01.07.2021. Как не запутаться в применяемых НПА
С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», причем уже с изменениями от 11.06.2021, которые вступили в силу с этой же даты. Так, на момент вступления в силу Федерального закона № 248-ФЗ в нем уже были утратившие силу положения, измененные формулировки, переизданные статьи или их части, однако не имеет смысла проводить сравнительный анализ «до» и «после»:
• между редакцией, никогда не вступавшей в силу;
• и редакцией, вступившей в силу с изменениями,
особенно в части изучения контрольных (надзорных) мероприятий (далее — КНМ) и контрольных (надзорных) действий (далее — КНД), осуществляемых в рамках государственного экологического контроля (надзора).
Федеральный закон № 248-ФЗ не отменяет действие Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Предполагается, что Федеральный закон № 294-ФЗ утратит силу только с 01.01.2025 — это предусмотрено Федеральным законом № 170-ФЗ, который также строго разграничил применение двух законов — № 248-ФЗ и № 294-ФЗ — между собой, и с 01.07.2021 организация и осуществление госэконадзора (как федерального, так и регионального) должны проводиться с применением положений Федерального закона № 248-ФЗ.
Обратите внимание
Забывать про Федеральный закон № 294-ФЗ не следует, т.к. 2021 г. является переходным периодом и «раскалывает» госэконадзор на две части:
1) проверки по Федеральному закону № 294-ФЗ;
2) КНМ по Федеральному закону № 248-ФЗ.
Основания для применения Федерального закона № 294-ФЗ и НПА, принятых в его развитие, при осуществлении госэконадзора (несмотря на уже действующий Федеральный закон № 248-ФЗ):
• пункт 8 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ:
8. Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Следовательно, если проверка:
• начата до 01.07.2021 в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ и НПА, принятыми в его развитие;
• должна завершиться с 01.07.2021 и позже,
она будет завершаться в соответствии с положениями того законодательства и тех НПА, которые действовали на момент начала такой проверки (в части ее организации, проведения и оформления результатов);
• пункт 4 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ:
4. Положения о видах регионального государственного контроля (надзора), положения о видах муниципального контроля подлежат утверждению до 1 января 2022 года. До утверждения указанных положений о видах контроля, но не позднее 1 января 2022 года применяется Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты.
Рассмотрим данное положение на примере Московской области.
На момент написания статьи региональный госэконадзор в Московской области осуществляется в соответствии с Порядками, утвержденными Постановлением Правительства Московской области от 18.10.2018 № 763/37.
Данные Порядки не приведены в соответствие с положениями Федерального закона № 248-ФЗ, наоборот, в них содержатся ссылки исключительно на положения Федерального закона № 294-ФЗ. Это допустимо только до конца 2021 г. В этот период Правительство Московской области обязано внести изменения в данный региональный НПА или переиздать его.
Даже если этого не произойдет, с 01.01.2022 организация и осуществление регионального госэконадзора должны будут проводиться в соответствии с положениями Федерального закона № 248-ФЗ без исключений.
Основные положения. Изменения в Федеральном законе № 7-ФЗ[4]
С 01.01.2021 Федеральный закон № 248-ФЗ является основополагающим для организации и осуществления определенного вида государственного контроля (надзора), за рамки которого выходить запрещено. Однако федеральным законом о виде контроля и положением о виде федерального государственного контроля для конкретного вида контроля могут быть уточнены или ограничены те или иные положения Федерального закона № 248-ФЗ.
Федеральный закон № 170-ФЗ также внес следующие изменения в Федеральный закон № 7-ФЗ в части организации и осуществления госэконадзора.
Далее — Федеральный закон № 248-ФЗ.
См. Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»» (далее — Федеральный закон № 170-ФЗ).
Далее — Федеральный закон № 294-ФЗ.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
План график контроля на источниках выбросов
При расчете рассеивания на границе промплощадки в направлении ближайшей жилой застройки принимается контрольная точка.
В план-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДК м.р. загрязняющих веществ на границе предприятия.
По результатам расчета рассеивания, без учета фоновых концентраций в План-графике контроля источников выбросов учитываются источники, выброс от которых превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих вещества на границе предприятия в сторону наиболее близко расположенного жилья.
План график контроля стационарных источников выбросов разрабатывается согласно Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При организации контроля за соблюдением нормативов выбросов определяются категории источников выбросов в разрезе каждого вредного вещества, т. е. категория устанавливается для сочетания «источник — вредное (загрязняющее) вещество» для каждого k-го источника и каждого выбрасываемого им j-го вредного вещества.
При определении категории выбросов рассчитываются параметры Фkj и Qkj, характеризующие влияние выброса j-го вещества из k-го источника выбросов на загрязнение воздуха прилегающих к предприятию территорий, по формулам:
где: Мkj (г/с) — величина выброса j-го вещества из k-го ИЗА;
ПДКj (мг/м3) — максимальная разовая предельно допустимая концентрация вещества в атмосферном воздухе населенных мест (а при ее отсутствии другие действующие критерии качества воздуха);
qkj (в долях ПДКj) — максимальная по метеоусловиям (скоростям и направлениям ветра) расчетная приземная концентрация данного j-го вещества, создаваемая выбросом из рассматриваемого (k-го) источника на границе санитарно — защитной зоны (СЗЗ) или ближайшей жилой застройки;
КПДkj (%) — средний эксплуатационный коэффициент полезного действия пылегазоочистного оборудования, установленного на k-м ИЗА при улавливании j-го вредного вещества;
Hk (м) — высота k-го источника.
Определение категории «источник — загрязняющее вещество» проводится исходя из следующих условий:
1 категория — одновременно выполняются неравенства:
Фkj > 0,001; Qkj > или = 0,5
2 категория — одновременно выполняются неравенства:
Фkj > 0,001; Qkj < 0,5
3 категория — одновременно выполняются неравенства:
Фkj > 0,001; Qkj < 0,5
4 категория — одновременно выполняются неравенства:
Фkj < 0,001; Qkj < 0,5
и за норматив ПДВ принимается значение выброса на существующее положение.
Исходя из определенной категории сочетания «источник — загрязняющее вещество» устанавливается следующая периодичность контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов (ПДВ и ВСВ):
1 категория — 1 раз в квартал;
2 категория — 2 раза в год;
3 категория — 1 раз в год;
4 категория — 1 раз в 5 лет.
План производственного контроля
Для того чтобы спать с чувством выполненного долга, вам необходимо выполнить следующее:
- Произвести анализ СОУТ.
- Разработать программу производственного контроля и утвердить работодателем.
- Провести лабораторные и инструментальные исследования.
- Вести формы учета и отчетности.
Приказ о назначении ответственного за производственный контроль
Чтобы не возникал вопрос “кто осуществляет производственный контроль на предприятии”, расставим все точки над Ё. Организует все мероприятия на предприятии специалист по охране труда, если же есть эколог и медицинский работник, то они также должны быть задействованы. Это и их тема!
Для этого и готовится приказ о назначении ответственного за осуществление производственного контроля.
Программа производственного контроля
Программа производственного контроля – это основной документ, без него никуда. Вся работа по надзору за поддержанием безопасных условий труда строится вокруг нее.
И у каждого предприятия она индивидуальна и разрабатывается “под себя”, программа производственного контроля должна составляться без ограничения срока действия и должна корректироваться и меняться только, если произошли какие-то изменения в технологии производства или штатку снова кадры “потрясли”
Отразите в ППК следующие моменты:
- перечислите места, объекты, зоны производственного контроля;
- укажите контрольные точки, где нужно будет сделать замеры;
- какие именно методы контроля необходимо применять;
- перечислите факторы исследования (биологические, физические, химические);
- как часто необходимо отбирать пробы в течение года;
- раз речь идет о безопасности, нужно указать информацию о прохождении медосмотров работниками;
- добавить мероприятия, которых необходимо проводить, что соблюдать требования СанПиН.
Разрешается использовать типовой образец программы производственного контроля, потому как составляется в произвольной форме.
Но так как в ней должно содержаться достаточно много индивидуальной информации (загляните в раздел 3 СанПиН 1058), то лучше подойти к ней со всей серьезностью и сваять свою единственную и неповторимую
Нелишним будет отметить, что программа производственного контроля утверждается руководителем предприятия, а вот согласование программы производственного контроля с Роспотребнадзором не требуется (п. 2.6 СанПиН 1058).
Для большего представления и понимания о чем идет речь, предлагаю посмотреть пример, как структурирована программа производственного контроля одного из предприятий, подготовленная нашей командой.
Когда должна составляться программа?
Спецоценка спецоценкой, но программа производственного контроля должна составляться до начала осуществления деятельности, вот так то!
То есть получается, вы еще только столы и стулья покупаете, да штатку ваяете, а уже в это время должны думать о производственном контроле (п. 2.6 СанПиН 1058).
Кстати, если вы решите открыть салон красоты, маникюрную или косметологическую студию, то для того, чтобы получить разрешение Роспотребнадзора для открытия такого бизнеса в список необходимой документации входит программа производственного контроля, иначе, не видать удачи.
Государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды
Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в 2021 г. проводились в 244 городах Российской Федерации, на 672 станциях, из них регулярные наблюдения выполнялись в 221 городе на 613 станциях. Измеряются концентрации 54 загрязняющих веществ.
Наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям были охвачены 1 193 водных объекта (из них 1 039 водотоков и 154 водоема), на 1 827 пунктах, 2 498 створах, 2 821 вертикали, 3 239 горизонтах. Измеряются 129 показателей качества воды.
Наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши по гидробиологическим показателям проводились в семи гидрографических районах – Балтийском, Каспийском, Восточно-Сибирском, Карском, Тихоокеанском, Баренцевском и Азовском – на 133 водных объектах Российской Федерации на 254 гидробиологических пунктах и 368 створах. Программа наблюдений включала от 2 до 6 показателей.
Наблюдения за загрязнением морской среды в 2021 г. проводились на 275 станциях в шельфовых районах морей, омывающих территорию Российской Федерации.
Сеть станций наблюдения атмосферного трансграничного переноса веществ включала 4 станции на Европейской территории Российской Федерации (программа ЕМЕП) и 4 станции на Азиатской территории (программа ЕАНЕТ). По программе ЕМЕП производился отбор и анализ проб атмосферных аэрозолей, газов (диоксидов азота и серы) и атмосферных осадков; по программе ЕАНЕТ производился отбор проб атмосферного воздуха и осадков и анализ основных кислотообразующих веществ.
Пунктами сети наблюдений за загрязнением почв пестицидами являются сельскохозяйственные угодья (поля), отдельные лесные массивы, зоны отдыха, прибрежные зоны, а также территории вблизи объектов хранения (склады) и места захоронения неликвидных пестицидов (полигоны). Отбор почв производился два раза в год (весной и осенью) на территориях 39 субъектов Российской Федерации в 496 пунктах. В отобранных пробах определялось 20 наименований пестицидов и их метаболитов.
Для оценки загрязнения почв токсикантами промышленного происхождения в 2021 г. проведен отбор проб в районах 33 населенных пунктов (810 проб). В отобранных пробах определено до 25 ингредиентов промышленного происхождения.
Сеть комплексного мониторинга загрязнения природной среды и состояния растительности насчитывает 30 постов. Посты наблюдения организованы вокруг крупных промышленных предприятий, где отмечаются серьезные повреждения лесов на достаточно больших площадях; в ценных лесах, отнесенных к памятникам природы; в районах ввода в действие новых крупных промышленных предприятий, выбросы которых в ближайшее время могут привести к ослаблению и повреждению лесонасаждений. Наблюдения проводятся на постоянных пробных площадях.
Сеть станций, осуществляющих наблюдения за химическим составом и кислотностью осадков, состоит из 221 станции. В пробах определяется до 12 компонентов.
Наблюдения за загрязнением снежного покрова на территории Российской Федерации в 2021 г. осуществлялись на 534 пунктах; в пробах определялись от 6 основных ионов и значения рН.
Система фонового мониторинга ориентирована на получение информации о состоянии окружающей среды на территории Российской Федерации, минимально подверженной антропогенному воздействию. На территории Российской Федерации находятся 5 станций комплексного фонового мониторинга, на которых осуществляются наблюдения за фоновым содержанием загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, атмосферных осадках и в поверхностных водах. Станции комплексного фонового мониторинга расположены в биосферных заповедниках: Воронежском, Приокско-Террасном, Астраханском, Кавказском и Алтайском.
Наблюдения за радиационной обстановкой окружающей среды на стационарной сети осуществлялись на 1 275 пунктах.
Сводная аналитическая информация, полученная по результатам ежегодного обобщения данных государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды, в виде «Обзора состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации», размещается на сайте Росгидромета и издается в печатном виде.
Экология СПРАВОЧНИК
Несмотря на отсутствие в действующем природоохранном законодательстве определения производственного экологического мониторинга, в последнее время этот вид деятельности все шире используется на практике.
Так, например, в 2003 г. в системе ОАО «Газпром» был разработан и внедрен ведомственный руководящий документ ВРД 39-1.13-081-2003 «Система производственного экологического мониторинга на объектах газовой промышленности. Правила проектирования». Этот документ призван унифицировать процесс проектирования системы производственного экологического мониторинга на объектах ОАО «Газпром» и обеспечить функционирование системы на единой методической, метрологической и информационной основе, регламентируемой действующей нормативной документацией.
Цели и задачи производственного экологического мониторинга. Производственный экологический мониторинг является составной частью производственного экологического контроля и представляет собой информационно-измерительную систему, включающую совокупность технических, программных, информационных и организационных средств, обеспечивающих полноту, оперативность, достоверность и сопоставимость информации о состоянии окружающей среды.
Основной целью системы мониторинга является получение достоверной информации об экологическом состоянии на территории производственного объекта и в зоне его влияния для информационной поддержки принятия управленческих решений, касающихся природоохранной деятельности.
При проведении мониторинга выбросов загрязняющих веществ размещение пунктов контроля производится с учетом требований ОНД-ЭО и других нормативно-методических документов. Выбранные места отбора проб должны обеспечивать измерение концентраций выбрасываемых загрязняющих веществ и проведение наблюдений за параметрами газовоздушной смеси: расходом, скоростью, температурой. Определение частоты наблюдений производится исходя из мощности источника и стабильности уровня выбросов, с учетом согласованного контролирующими органами плана-графика контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выброса и в контрольных точках.
При мониторинге воздуха рабочей зоны точки наблюдения располагаются непосредственно на рабочих местах персонала. При наличии нескольких однотипных рабочих мест допускается проведение выборочного контроля на наиболее характерных участках, расположенных в центре и по периферии производственного помещения. Периодичность контроля воздуха рабочей зоны устанавливается в зависимости от характера технологического процесса (непрерывный или периодический), уровня загрязнения, класса опасности загрязнителя и времени пребывания обслуживающего персонала на рабочем месте.
При мониторинге атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны размещение постов наблюдения, их количество, категория (стационарный, маршрутный, передвижной, подфакельный) и периодичность контроля выбирается в соответствии с требованиями нормативных документов и планом-графиком контроля за соблюдением нормативов ПДВ в зависимости от климатических условий местности, характера, интенсивности, условий функционирования и срока эксплуатации объекта. Перечень контролируемых веществ выбирается на основании инвентаризации источников выбросов предприятия или материалов технико-экономического обоснования хозяйственной деятельности, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Дополнительно к контролируемым параметрам при мониторинге атмосферного воздуха отслеживается изменение метеорологических параметров(температуры,направления ветра и др.).
Состав контролируемых параметров, периодичность наблюдений и схема размещения пунктов контроля согласовываются со специально уполномоченными территориальными органами исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, а по мониторингу физических факторов (шума, радиации, электромагнитных полей и т.п.), воздуха рабочей зоны и селитебной территории — с территориальными органами Росздрава.
Виды экологического мониторинга
В наблюдениях за окружающей средой используют различные методы контроля. Виды локального экологического мониторинга:
-
Инструментальный.
Физико-химические методы измерений. Сбор проб в области загрязнения, проведение лабораторного анализа. -
Расчётный.
Определение степени загрязнения на основании информации о выбросах на предприятиях. -
Производственный (ПЭМ).
Проведение измерений состояния природы на территориях вблизи промышленных объектов и на предприятиях.
Выделяют общественный, биологический, радиационный экологический мониторинг, контроль выбросов отходов. Работа с социальными группами требуется для информирования людей, проживающих на опасных территориях. Биологические измерения нужны для определения степени воздействия человека на состояние растительного и животного мира.
Экологические изыскания необходимы для оценки влияния антропогенного фактора на местность. Особое значение имеют наблюдения в промышленных зонах. С их помощью оценивают опасность выбросов, предупреждают природные катастрофы и создают меры для борьбы с загрязнениями.
Узнайте еще много нового:
Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы
Сброс сточных вод: залповый, на рельеф, в канализацию
Определение степени загрязнения воды: прямые и косвенные показатели
Антропогенное загрязнение атмосферы: виды, основные источники, последствия
Глобальное потепление климата: миф или реальность
Влияние загрязнения атмосферы на здоровье человека и окружающую среду
Глобальные экологические проблемы и способы их решения
Методы анализа сточных вод: химический, микробиологический, токсикологический
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу: источники и нормирование
Экологические проблемы озера Байкал
Как защитить воду и предотвратить ее загрязнение?
Мусорная реформа в России: все за и против
Цели производственного контроля
Экологический мониторинг на каком-нибудь заводе имеет две наиболее ярко выраженные цели:
- Контроль за надлежащим природопользованием, обеспечение безопасного использования ресурсов природных недр, недопущение выбросов и прочих технологических аварий, угрожающих жизни и здоровью людей, проживающих в данной местности.
- Соблюдение нормативных и законодательных актов в области природоохранной деятельности, действующих на территории Российской Федерации.
Аспекты и направления хозяйственной деятельности, которые охватывает программа производственного экологического контроля, следующие:
- Выявление и устранение факторов, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду.
- Изучение влияния на природу готовой продукции, которую выпускают различные объекты экологического контроля (заводы, фабрики, сельскохозяйственные предприятия).
- Введение инновационных технологий, позволяющих снизить воздействие на внешнюю среду, в производственный процесс.
- Предупреждение аварийных ситуаций и выбросов токсичных веществ (как и все виды экологического контроля).
- Проведение пятиминуток и семинаров по теме «Экологическая безопасность» среди персонала.
- Аналогичное взаимодействие с населением и общественными организациями.
- Общая работа в области снижения рисков ответственности.