Государственная экологическая экспертиза

Этапы разработки ГЭЭ

ГЭЭ проводится для обоснования допустимости намечаемой деятельности с точки зрения воздействия на окружающую среду. Разработка документации предоставляемой для государственной экологической экспертизы включает в себя 5 основных этапов:

Сбор информации

На первом этапе разработки ГЭЭ собираются необходимые исходные данные от заказчика и государственных, муниципальных органов (различные письма, справки).

Проведение изысканий

Проводятся инженерные, экологические изыскания, по техническому заданию заказчика разрабатываются решения, их обоснование, оценивается возможность реализации в рамках реальных условий, законодательства.

Разработка проектной документации

Наиболее важный этап, на котором проводятся расчеты, описание, проверка на соответствие нормативным, законодательным документам, сбор, структуризация, подготовка пояснительных записок, графических и текстовых приложений.

Анализ альтернативных проектных решений

В рамках проекта проводится сравнительный анализ, рассматриваются возможные альтернативные проектные решения, выбирается итоговое проектное решение.

Обоснование принятых решений с точки зрения соблюдения законодательных норм

С учетом всех условий проектирования (строительных, инженерных и т.д.) принятые ранее решения должны быть обоснованными с точки зрения соблюдения законодательных норм.

Оформление документации надлежащем виде и подача заявки на экспертизу.

Заказать разработку документации для ГЭЭ

Как и упоминалось ранее, самой экспертизой занимается Росприроднадзор. Надзорный орган собирает комиссию из специалистов разных сфер, в которую входят научные работники и практики.

За каждый раздел материалов отвечает конкретный член комиссии. Его задача – на основе личного профессионального опыта, знаний и нормативной базы составить заключение. Комплекс заключений каждого члена комиссии далее составит общее заключение экологической экспертизы (отрицательное или положительное).

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

На государственную экологическую экспертизу представляется документация в соответствии с перечнем объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня, установленным статьей 12 Федерального закона № 174‑ФЗ «Об экологической экспертизе» (Федеральный закон № 174‑ФЗ):

  1. Проекты нормативно‑технических и инструктивно‑методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  2. Проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов.
  3. Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанные в настоящем пункте, и ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
    • доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
    • реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
    • истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
    • внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.
  4. По объектам государственной экологической экспертизы, в том числе для повторного рассмотрения, заявитель представляет на государственную экологическую экспертизу следующие материалы:
    • документацию, подлежащую государственной экологической экспертизе в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 174‑ФЗ в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащую материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, подлежащей государственной экологической экспертизе;
    • заключения общественной экологической экспертизы, в случае ее проведения, направляются в Комитет общественными организациями (объединениями) в порядке, установленном статьей 25 Федерального закона № 174‑ФЗ.

II. Документы, представляемые заявителем по собственной инициативе:

  1. Положительные заключения и (или) документы согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемые в установленном законодательством Российской Федерации или законодательством Санкт‑Петербурга порядке.
  2. Заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами.
  3. Материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных уполномоченными органами государственной власти Санкт‑Петербурга.

III. Дополнительные документы (в случае обращения представителя заявителя):

  • Документ, подтверждающий полномочия представителя на осуществление действий от его имени. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заказчика, может быть представлена:
    • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заказчика (при наличии) и подписанная руководителем или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
    • договор, в том числе договор между представителем и представляемым, между представляемым и третьим липом, решение собрания, содержащие указания на полномочия доверенного лица по представлению заказчика;
    • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заказчика без доверенности. Доверенность от заказчика, являющегося юридическим лицом, должна быть удостоверена усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя.

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

  • представленные документы не поддаются прочтению;
  • в случае подачи заявительных документов в электронной форме через Портал основанием для отказа в их приеме является отсутствие подтверждения действительности усиленной квалифицированной электронной подписи, включающей проверку статуса (действительности) сертификата открытого ключа в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи».

Определение и оценка экологической экспертизы

Экологическая экспертиза включает определение и оценку:

  1. Экологических последствий адаптации проекта конфигурации (с точки зрения количества, мощности и расположения заводов по производству, хранению, предварительной обработке и распределению ресурсов биомассы и биопродуктов);
  2. Операционной стратегии (включая выращивание, планы сбора, хранения, предварительной обработки и транспортировки ресурсов биомассы и биопродуктов);
  3. Альтернативного сырья биомассы или варианта процесса/технологии (для деятельности по конверсии и предварительной обработке).

Однако во многих случаях готовятся упрощенные экспертные заключения, охватывающие только избранные группы организмов. Это имеет место, например, на этапе подготовки к тепловой модернизации или реконструкции здания, в котором могут находиться охраняемые животные. Затем проводится экологическая экспертиза с учетом:

  1. Орнитологического мониторинга – описывает птиц, присутствующих в данном районе, и места их гнездования;
  2. Териологического мониторинга – посвящен летучим мышам, живущим в здании, и другим охраняемым млекопитающим, например, ежам. 

Однако в случае инвестиций, связанных с ликвидацией водоема, необходимо будет подготовить герпетологическую экспертизу. Ее цель показать, не окажут ли проведенные работы неблагоприятное воздействие на земноводных, живущих в водохранилище.

Экологическая экспертиза часто готовится несколькими экспертами, имеющими дело с определенными группами организмов

Она включает, в частности, выводы орнитолога, териолога или ботаника. Важно, чтобы специалисты, выполняющие полевые исследования, обладали соответствующими теоретическими знаниями, а также опытом работы с данной группой организмов

В дополнение к результатам самой инвентаризации природы, экспертиза включает возможные решения, которые может использовать инвестор для минимизации негативного воздействия работ на окружающую среду. При этом эксперты:

  1. Составляют рабочий график, который будет как можно меньше нарушать порядок в окружающей среде;
  2. Предлагают рекомендации по компенсационным мерам, таким как подвешивание гнезд для птиц и летучих мышей или строительство запасных резервуаров для воды для амфибий.

Для пользователей сайта Ekspertizy.org нами был собран (и постоянно пополняется) перечень организаций, которые проводят экологическую экспертизу:

МоскваСанкт-ПетербургАстраханьБарнаулВладивостокВолгоградВоронежЕкатеринбургИжевскИркутск
КазаньКалининградКемеровоКировКраснодарКрасноярскЛипецкМахачкалаНабережные ЧелныНижний Новгород
НовокузнецкНовосибирскОмскОренбургПензаПермьРостов-на-ДонуРязаньСамараСаратов
ТольяттиТомскТулаТюменьУльяновскУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯрославль

Новый порядок проведения ГЭЭ на 2021-2026 гг.

На период 2021−2026 гг. установлен порядок проведения государственной экологической экспертизы. С текстом порядка можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 07.11.2020 № 1796 “Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы”.

Основной положительной особенностью нововведения является возможность электронной подачи материалов на экспертизу. По мнению экологов это значительно упрощает процесс подачи заявки. Это можно сделать через Единый портал госуслуг или ведомственный программный ресурс.

Обновленный порядок проведения ГЭЭ устанавливает, что:

  • Срок проведения ГЭЭ не должен превышать 2 месяца и может быть продлен на 1 месяц по заявлению заказчика (в настоящее время 4 месяца с возможностью продления на 2 месяца);
  • Сведения о заключении ГЭЭ должны быть размещены на официальном сайте органа государственной власти, проводившего эту экспертизу.

Ведение реестра выданных заключений ГЭЭ и предоставление содержащихся в нем сведений – задача Росприроднадзора и уполномоченных органов регионов. По каждому конкретному объекту создаются экспертные комиссии. Прописано, как они формируются. Заседания комиссии проводятся как в очном, так и в дистанционном формате.

Перечень административных процедур при проведении ГЭЭ

Государственная экологическая экспертиза федерального уровня подробно рассматривается в упомянутом Административном регламенте. Предоставление аналогичной услуги на региональном уровне осуществляется с учетом положений Административного регламента, разработанного и утвержденного в отдельном субъекте РФ (например, Административный регламент предоставления госуслуги по проведению ГЭЭ объектов регионального уровня в ХМАО — Югре, утвержденный приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны ОС, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО — Югры от 14.10.2014 № 24-нп).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Независимо от уровня ГЭЭ процедура состоит из следующих этапов:

  • Прием и регистрация заявления, комплекта документов от заказчика. На основании указанной документации будет инициировано проведение ГЭЭ. Представить документы (см. перечень в пп. 1–1.1 ст. 14 закона № 174-ФЗ) можно как лично, так и по почте либо в электронном формате (пп. 33–34 Административного регламента).
  • Изучение заявления и представленных материалов. Проводится ответственным исполнителем. Выявленные в документации недостатки должны быть исправлены заказчиком в установленный срок. В противном случае документы будут возвращены ему без проведения ГЭЭ (п. 42 Административного регламента).
  • Осуществление межведомственных запросов. Документы, указанные в пп. 16 и 17 Административного регламента, запрашиваются госорганом самостоятельно (п. 45 Административного регламента).
  • Издание приказа о подготовке и реализации ГЭЭ. Осуществляется в течение 1 месяца (для объектов, указанных в пп. 7.1 и 7.3 закона № 174-ФЗ, — 3 дней) с момента получения полного комплекта документов (п. 49 Административного регламента).
  • Проведение ГЭЭ. На основании приказа (п. 51 Административного регламента).
  • Выдача заключения ГЭЭ. На основании приказа (п. 65 Административного регламента).

Анализируемые показатели и методы проверки

Исследование объектов или отдельных видов деятельности по требованиям безопасности в области экологии включает ряд показателей. По свойствам показатели делятся на 3 группы:

  • физические;
  • химические;
  • биологические.

Среди направлений аудита физических показателей выделяются: радиационный фон, уровни шума, вибрации, электромагнитные излучения, освещенность. Лабораторным способом определяется химический состав окружающей среды: вредные испарения, взаимодействия элементов, загрязнения. В биологической части исследования определяется наличие бактерий, грибков, болезней, других опасностей биологического характера.

В качестве методов исследования используются инструменты, лабораторные опыты, изучение документации, интервьюирование сотрудников, групповое обсуждение.

Объекты государственной экспертизы

Со стороны государства процесс экологических аудитов регламентирован нормативно-правовыми актами, где определены объекты, подвергаемые сертификации. Порядок и список зависят от уровня, присвоенного объекту:

  • федеральный;
  • региональный.

Название уровня отражает масштаб действия требований к проведению экспертизы. В зависимости от уровня проверка управляется федеральным ведомством (Росприроднадзор) или местными властями.

Федеральный уровень

Объектам государственной важности присваивается федеральный уровень. Экспертиза на федеральном уровне проводится экспертами Росприроднадзора, объектами или видами деятельности выступают:

  • строительство;
  • выпуск новых видов техники;
  • работа на охраняемых природных объектах;
  • деятельность на Байкале;
  • работа с отходами.

При изменении условий, действовавших при получении сертификата, объект или деятельность подвергаются повторной экспертизе. Изменения, после которых необходимо повторение процедуры: обновление документации, истечение срока действия сертификата, доработка по результатам предыдущей проверки.

Региональный уровень

Региональный уровень различается с федеральным списком, по которому проводится экспертиза. Перечень не включает объекты федерального масштаба (деятельность на Байкале, например), работу с отходами всех классов. Местные органы власти, имеющие право осуществлять экологическую экспертизу, оценивают объекты или деятельность регионального значения.

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

А) Для первого этапа:

  1. Заявление о предоставлении государственной услуги по форме в одном экземпляре.
  2. Надлежаще заверенная копия устава общественной организации (объединения), основным направлением деятельности которой является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы в одном экземпляре.

Б) Для второго этапа:

  1. Заключение общественной экологической экспертизы по форме.
  2. Документы, подтверждающие извещение населения о начале и результатах проведения общественной экологической экспертизы (копии публикаций в СМИ, на которых должны быть распознаваемы название издания или интернет-сайта, дата публикации).
  3. Надлежаще заверенная копия приказа общественной организации (объединения) об организации и проведении общественной экологической экспертизы.
  4. Сведения о членах экспертной комиссии общественной экологической экспертизы (ФИО, образование, место работы, должность).

Комментарии:

  1. Документы, за исключением заключения общественной экологической экспертизы, предоставляются в одном экземпляре. Копии документов, представляемых в Комитет при обращении, заверяются общественной организацией (заяви гелем). Заключение общественной экологической экспертизы представляется в двух экземплярах (оригиналы), листы документа должны быть пронумерованы и прошиты.
  2. Документы могут быть представлены заявителем непосредственно при личном приеме в Комитете, направлены в Комитет по почте.
  3. В представляемых заявителем документах не допускаются неудостоверенные исправления, повреждения, нечитаемые части текста либо нечитаемые оттиски штампов и печатей, наличие которых не позволяет однозначно толковать их содержание.
  4. Для обработки персональных данных лица, не являющегося заявителем, и, если в соответствии с федеральным законом обработка таких персональных данных может осуществляться с согласия указанного лица, при обращении за получением государственной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие получение согласия указанного лица или его законного представителя на обработку персональных данных указанного лица.

II. Документы, представляемые по инициативе заявителя:

Выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о государственной регистрации общественной организации (объединения) и полученная не ранее чем за месяц до момента подачи заявления в Комитет.

Основание для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, — состав представленных документов не соответствует описи, указанной в заявлении.

Основные принципы и цели

В федеральном законе выделены принципы, которые участники экологической сертификации должны учитывать при проведении проверки:

  • каждая деятельность должна рассматриваться в качестве потенциально опасной для экологии;
  • эксплуатация объекта начинается с момента получения заключения;
  • деятельность оценивается комплексно;
  • должны учитываться показатели, влияющие на безопасность окружающей среды;
  • обеспечивается полнота, достоверность обрабатываемой информации;
  • соблюдается независимость специалистов экспертной организации;
  • заключения должны быть обоснованы, независимы, законны;
  • гарантируется гласность результатов, учет общественного мнения;
  • вовлеченные стороны отвечают за достижение целей аудита.

Соблюдение принципов означает, что работа проводится независимыми специалистами, которые должны беспристрастно оценить безопасность объекта или хозяйственных операций для экологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector