Экологическая экспертиза: что это такое, виды, объекты и субъекты проверки, порядок проведения

Виды экологических экспертиз

В зависимости от вида проведенной экологической экспертизы могут изменяться разнообразные сопутствующие ей факторы, а также их правовое регулирование. Поэтому для правильного определения необходимых экспертиз и обеспечения полноценного исполнения процессуальных нормативов, следует разбираться в том, какой вид экоэкспертизы применяется в конкретной ситуации. В первую очередь, как это было указано в основном ФЗ, регулирующем проведение экологической экспертизы, таковые исследования могут подразделяться на:

  • Государственные. Данные экспертизы проводятся государственными экспертами, а их обеспечение полностью ложится на плечи федерального или регионального бюджета. Именно таковые экологической экспертизы являются обязательными к проведению в регламентированном законом случае.
  • Общественные. Таковые экологической экспертизы исполняются по желанию и инициативе граждан, или общественных организаций, в том числе тех, чья деятельность направлена на природоохранные мероприятия. При этом существует целый ряд нормативов и ограничений, применяемых к этому виду экспертиз.

Помимо этого, в большинстве случаев экспертиза требует привлечения разнопрофильных экспертов по конкретным отраслям знаний. Соответственно, будут различаться и виды проводимых исследований, и квалификация специалистов. При этом, таковые экологические экспертизы чаще всего являются комплексными, то есть затрагивают несколько отдельных областей знаний и наук с целью максимально полноценного исследования воздействия объектов на окружающую среду.

Другим критерием разделения исследований, может быть их подотчётность и ответственность. Так, экологические экспертизы разделяются на:

Федеральные

Данный порядок проведения исследований предусматривает контроль за объектами особого значения, экологическое состояние которых важно с точки зрения федерального уровня. Кроме того, данный уровень устанавливает требования, обязательные к экспертизам во всех субъектах РФ.
Региональные

Региональная организация экспертизы относится к объектам меньшего влияния и масштаба, а также предусматривает ответственность региональных властей за проведение таковых исследований, выдачу и контроль их заключений.

В каких случаях проводится

Организации обязаны принимать данную меру, если они в ходе своей деятельности оказывают негативное влияние на окружающую среду, т. е. используют природные ресурсы, выбрасывают вредные отходы. Основные цели, для достижения которых может быть инициировано проведение этой процедуры, выглядят следующим образом:

  • защита окружающей среды;
  • обеспечение безопасности животного и растительного мира;
  • предотвращение загрязнения планеты;
  • минимизация (нейтрализация) воздействия загрязняющих факторов;
  • сохранение природных ресурсов.

Во всех этих случаях проведение мероприятия является обязательным. Игнорирование этого законодательного требования чревато начислением штрафных санкций со стороны контролирующих органов.

Что это такое

Под экологической экспертизой принято понимать проверку соответствия документов. На базе данных, полученных в ходе проведения данного мероприятия, будет осуществляться дальнейшая хозяйственная деятельность в соответствии с нормативами законодательства. В процессе организации этого мероприятия определяется, допустима ли реализация объекта.

Организацией и фактическим проведением мероприятия занимается федеральный исполнительный орган под названием Росприроднадзор. Также с ним взаимодействуют структуры государственной власти.

Еще один распространенный термин – общественная экологическая экспертиза. Ее проведение осуществляется на основании инициативы граждан, объединений общественного характера, государственных органов местного самоуправления. Это все субъекты, которые обеспечивают охрану окружающей среды.

Все объекты, в отношении которых она проводится, могут иметь федеральное или региональное значение.

Анализируемые показатели и методы проверки

Исследование объектов или отдельных видов деятельности по требованиям безопасности в области экологии включает ряд показателей. По свойствам показатели делятся на 3 группы:

  • физические;
  • химические;
  • биологические.

Среди направлений аудита физических показателей выделяются: радиационный фон, уровни шума, вибрации, электромагнитные излучения, освещенность. Лабораторным способом определяется химический состав окружающей среды: вредные испарения, взаимодействия элементов, загрязнения. В биологической части исследования определяется наличие бактерий, грибков, болезней, других опасностей биологического характера.

В качестве методов исследования используются инструменты, лабораторные опыты, изучение документации, интервьюирование сотрудников, групповое обсуждение.

Правовое регулирование и законы об экологической экспертизе

Главным правоустанавливающим документом, который регулирует вопросы применения экологической экспертизы, даёт её определение и обозначает порядок применения данных процессуальных исследований, является ФЗ №174 от 23.11.1995. Так, определение экологической экспертизы подразумевает совокупность исследований, каковые будут оценивать воздействие на окружение планируемой деятельности. При этом опирается данный закон на Конституцию РФ, предусматривающую обязательность защиты природы со стороны государства и его граждан в положениях ст. 58.

Вышеозначенным законом регламентируются основные принципы, на которых базируется проведение экологической экспертизы, регулируются виды и способы проведения таковых экспертиз, ответственность за нарушение положений такового закона. В частности, нарушения, связанные с проведением экологической экспертизы, могут влечь за собой административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность. При этом, закон также определяет объекты, в которых возникает необходимость проведения означенных экспертиз.

Обратите внимание

Закон чётко определяет порядок и виды существующих экологических экспертиз, нормативы по выдаче их заключения и иные принципы осуществления экспертной деятельности. Таким образом, для признания действительности и юридической силы конкретной экспертизы, она должна полностью соответствовать положениям данного Федерального закона.

Объекты, требующие обязательной государственной экологической экспертизы

Наличествующие требования к проведению экологической экспертизы устанавливают полный перечень объектов, которые им подлежат. При этом требование проведения исследования либо её заключения по отношению к объектам, каковые не входят в данные списки, является незаконным. В целом, к объектам, для которых применяется федеральная государственная экспертиза, относятся:

  • Проекты методических документов, затрагивающих сферу охраны окружения;
  • Проектируемые соглашения про раздел продукции;
  • Будущие федеральные целевые программы, в рамках которых будет производиться строительство или эксплуатация объектов, способных затронуть окружающую среду;
  • Материалы про обследование природной обстановки на географических территориях, с целью придания таковым территориям особых статусов федерального значения;
  • Техдокументация на новые разновидности технологий, техники или новые вещества;
  • Ряд объектов морского шельфа, внутренних вод и территорий исключительной морской экономической зоны РФ;
  • Проекты хоздеятельности, строительства и иных объектов, размещение каковых планируется на территориях с особым статусом;
  • Любые проекты, размещение каковых будет вестись на водных территориях РФ;
  • Проекты по обустройству объектов, предназначенных для обезвреживания или хранения опасных отходов, а также ликвидации горных выработок с применением отходов черной металлургии;
  • Вышеозначенные объекты, уже проходившие экспертизу, однако реализованные с отступлениями от проекта, получившие дополнения, а также при наличествующем внесении изменений в действовавшую документацию или же истечения срока действия заключения предыдущей экологической экспертизы.

При этом, федеральное законодательство также обеспечивает правовое регулирование и эко-исследований, находящихся в региональном ведении. Так, объектами государственных экспертиз являются:

  • Проекты документов регионального уровня, каковые затрагивают природоохранную сферу;
  • Целевые программы, в рамках которых будет производиться строительство или эксплуатация объектов, способных затронуть окружающую среду региона;
  • Материалы, касающиеся исследования экологической обстановки на территориях, с целью придания таковым территориям особых статусов регионального значения;
  • Уже проходившие экологические экспертизы вышеозначенные объекты в случае наличествующего истечения срока действия экспертного заключения, а также при внесении в них изменений, исполнении проектов с отклонениями от первоначальных планов, а также при изменившейся документации таковых объектов.

Понятие, цели и виды экологической экспертизы

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» определяет это понятие так: «Экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду».

В нашей стране осуществляются государственная, общественная, ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертиза.

Государственная

Ее проведение обязательно для всех строительных объектов. Она осуществляется экспертной комиссией, которая формируется федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (Росприроднадзором) в установленном законодательством порядке.

Общественная

Общественная экспертиза вовлекает всех заинтересованных лиц в процесс принятия экологически значимых решений. Она проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также органов местного самоуправления. Экспертиза осуществляется в отношении объектов государственной экологической экспертизы за исключением тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну.

Ведомственная

Ведомственная экологическая экспертиза зачастую имеет технологическую направленность, она доказывает экологическую безопасность проекта, в котором заинтересовано какое-либо ведомство. В числе других материалов заключение ведомственной экспертизы поступает на рассмотрение государственной экологической экспертизы.

Научная

Научная экологическая экспертиза проводится для того, чтобы проверить определенные научные факты. Она не имеет строго регламентированных Законом положений.

Коммерческая

Коммерческая экологическая экспертиза, как и научная, законодательством не регулируется и проводится добровольно для того, чтобы узнать, насколько безопасен тот или иной объект для людей и природы. Коммерческая экспертиза – весьма востребованная услуга, которую оказывают специализированные компании. На этом виде экспертизы мы остановимся подробнее.

Виды

Все виды экологических экспертиз, проводящихся в нашей стране, условно можно разделить на пять групп:

  • государственные – установление соответствия документов любого объекта или вида деятельности требованиям, утвержденным на законодательном уровне и регламентирующим вопросы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
  • общественные – организуются и проводятся по инициативе и под надзором общественных объединений/организаций, созданных с целью защиты окружающей среды, заключения имеют, как правило, рекомендательный характер;
  • ведомственные – проводятся на основании распоряжения соответствующего ведомства, а заключения имеют юридическую силу только внутри структуры (при условии, что вердикт не противоречит заключению государственной экспертизы);
  • научные – организуются по инициативе отдельных ученых или коллективов учебных заведений или научных учреждений с целью получения необходимых сведений для дальнейших научных исследований;
  • коммерческие – проводятся в интересах коммерческих организаций, нуждающихся в получении объективных сведений об интересующей сфере деятельности или объекте.

По типу исследования классифицировать экологические экспертизы можно и следующим образом:

  • экспертиза шума и шумового фона;
  • экспертиза электромагнитного излучения;
  • экологическая экспертиза катастроф;
  • экспертиза вибрации;
  • радиационная экспертиза.

Субъекты экологической экспертизы

Проведя полный анализ законодательства в сфере экологической экспертизы можно выделить субъектов экологической экспертизы:

  • орган государственной власти, уполномоченный на организацию и проведение государственной экологической экспертизы;
  • экспертная комиссия;
  • эксперт государственной экологической экспертизы;
  • руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы;
  • руководитель и члены экспертной комиссии общественной экологической экспертизы;
  • заказчик документации, подлежащей государственной экологической экспертизе;
  • физическое или юридическое лицо;
  • лицо, с которым заключен государственный или муниципальный контракт;
  • кредитные организации, их должностные лица, иные юридические лица, граждане, осуществляющие финансирование и кредитование реализации объекта государственной экологической экспертизы;
  • заинтересованные лица;
  • орган местного самоуправления;
  • граждане и общественные организации в области экологической экспертизы;
  • консультанты экологической экспертизы и иные работники.

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

На государственную экологическую экспертизу представляется документация в соответствии с перечнем объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня, установленным статьей 12 Федерального закона № 174‑ФЗ «Об экологической экспертизе» (Федеральный закон № 174‑ФЗ):

  1. Проекты нормативно‑технических и инструктивно‑методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  2. Проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов.
  3. Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанные в настоящем пункте, и ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
    • доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
    • реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
    • истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
    • внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.
  4. По объектам государственной экологической экспертизы, в том числе для повторного рассмотрения, заявитель представляет на государственную экологическую экспертизу следующие материалы:
    • документацию, подлежащую государственной экологической экспертизе в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 174‑ФЗ в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащую материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, подлежащей государственной экологической экспертизе;
    • заключения общественной экологической экспертизы, в случае ее проведения, направляются в Комитет общественными организациями (объединениями) в порядке, установленном статьей 25 Федерального закона № 174‑ФЗ.

II. Документы, представляемые заявителем по собственной инициативе:

  1. Положительные заключения и (или) документы согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемые в установленном законодательством Российской Федерации или законодательством Санкт‑Петербурга порядке.
  2. Заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами.
  3. Материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных уполномоченными органами государственной власти Санкт‑Петербурга.

III. Дополнительные документы (в случае обращения представителя заявителя):

  • Документ, подтверждающий полномочия представителя на осуществление действий от его имени. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заказчика, может быть представлена:
    • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заказчика (при наличии) и подписанная руководителем или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
    • договор, в том числе договор между представителем и представляемым, между представляемым и третьим липом, решение собрания, содержащие указания на полномочия доверенного лица по представлению заказчика;
    • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заказчика без доверенности. Доверенность от заказчика, являющегося юридическим лицом, должна быть удостоверена усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя.

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

  • представленные документы не поддаются прочтению;
  • в случае подачи заявительных документов в электронной форме через Портал основанием для отказа в их приеме является отсутствие подтверждения действительности усиленной квалифицированной электронной подписи, включающей проверку статуса (действительности) сертификата открытого ключа в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи».

Особенности экологической экспертизы

Экологическая экспертиза направлена ​​на описание состояния природной среды на исследуемой территории. Чаще всего они составляются, когда планируемые инвестиции могут причинить вред окружающей среде или будут иметь место в районах, где встречаются охраняемые виды растений, животных или грибов.

Закон об экологической экспертизе (ст.1) предусматривает, что такое вид исследований проводится по отношению к намечаемым видам деятельности (хозяйственная и иные). Так, кроме экономических показателей производственной цепочки на основе биомассы, необходимо систематически исследовать и оценивать:

  1. Различные нагрузки на окружающую среду;
  2. Потенциальные воздействия сырья, продукта, деятельности, процесса, системы или всей цепочки.

Экологические критерии должны учитываться при разработке и внедрении систем производства на основе биомассы, поскольку крупномасштабное производство негативно отображается на биомассе. Под ней понимается совокупная масса растительных и животных организмов, которые находятся на определенной территории и среде.

Биомасса или биоматерия подвергается разрушительному воздействию вследствие увеличения объемов транспортировки, хранения и производства. Всесторонняя экологическая экспертиза охватывает все параметры окружающей среды, от состояния загрязнения почвы или воды до состояния естественной среды обитания, видов живых организмов и тех, которые могут встречаться. Проведение комплексной экологической экспертизы чаще всего необходимо в рамках отчета о воздействии на окружающую среду крупных инвестиций, таких как ветряные электростанции, скоростные автомагистрали или шахты.

Определение и оценка экологической экспертизы

Экологическая экспертиза включает определение и оценку:

  1. Экологических последствий адаптации проекта конфигурации (с точки зрения количества, мощности и расположения заводов по производству, хранению, предварительной обработке и распределению ресурсов биомассы и биопродуктов);
  2. Операционной стратегии (включая выращивание, планы сбора, хранения, предварительной обработки и транспортировки ресурсов биомассы и биопродуктов);
  3. Альтернативного сырья биомассы или варианта процесса/технологии (для деятельности по конверсии и предварительной обработке).

Однако во многих случаях готовятся упрощенные экспертные заключения, охватывающие только избранные группы организмов. Это имеет место, например, на этапе подготовки к тепловой модернизации или реконструкции здания, в котором могут находиться охраняемые животные. Затем проводится экологическая экспертиза с учетом:

  1. Орнитологического мониторинга – описывает птиц, присутствующих в данном районе, и места их гнездования;
  2. Териологического мониторинга – посвящен летучим мышам, живущим в здании, и другим охраняемым млекопитающим, например, ежам. 

Однако в случае инвестиций, связанных с ликвидацией водоема, необходимо будет подготовить герпетологическую экспертизу. Ее цель показать, не окажут ли проведенные работы неблагоприятное воздействие на земноводных, живущих в водохранилище.

Экологическая экспертиза часто готовится несколькими экспертами, имеющими дело с определенными группами организмов

Она включает, в частности, выводы орнитолога, териолога или ботаника. Важно, чтобы специалисты, выполняющие полевые исследования, обладали соответствующими теоретическими знаниями, а также опытом работы с данной группой организмов

В дополнение к результатам самой инвентаризации природы, экспертиза включает возможные решения, которые может использовать инвестор для минимизации негативного воздействия работ на окружающую среду. При этом эксперты:

  1. Составляют рабочий график, который будет как можно меньше нарушать порядок в окружающей среде;
  2. Предлагают рекомендации по компенсационным мерам, таким как подвешивание гнезд для птиц и летучих мышей или строительство запасных резервуаров для воды для амфибий.

Для пользователей сайта Ekspertizy.org нами был собран (и постоянно пополняется) перечень организаций, которые проводят экологическую экспертизу:

МоскваСанкт-ПетербургАстраханьБарнаулВладивостокВолгоградВоронежЕкатеринбургИжевскИркутск
КазаньКалининградКемеровоКировКраснодарКрасноярскЛипецкМахачкалаНабережные ЧелныНижний Новгород
НовокузнецкНовосибирскОмскОренбургПензаПермьРостов-на-ДонуРязаньСамараСаратов
ТольяттиТомскТулаТюменьУльяновскУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯрославль

Анализируемые параметры

Экологическая экспертиза представляет собой сложный комплекс мер, включающий в себя проведение анализов в лаборатории, специальных измерений посредством использования приборов высокого уровня точности.

В ней участвуют специалисты, являющиеся представителями различных сфер и областей:

  • химики;
  • биологи;
  • физики;
  • экологи.

Проверочные мероприятия организуются в отношении следующих групп объектов:

  • управляемые категории (степень чистоты водных ресурсов, присутствие в них токсичных соединений);
  • неуправляемые группы (эрозийные явления в почвах, загрязнение радиационного характера).

Все параметры, подвергающиеся анализу, условно могут быть разделены на следующие группы:

  1. Физические. Определение радиационного и шумового уровня, а также вибрации, излучений электромагнитного характера, степени освещенности.
  2. Химические. Для их определения организуются специальные лабораторные исследования. Цель их инициирования – определение факта присутствия или отсутствия химических загрязнений, а также их доли. Чаще всего проверяется ртуть, фенол, аммиак, формальдегид. Нередко тестируется вода, которая может быть подвержена загрязнению продуктами нефти, солями, марганцем, хлором, железом.
  3. Микробиологические. В специальных лабораториях исследуются особенности воздушной среды, в частности – проверяется воздух и присутствие в нем бактериальных частиц, грибов, иных загрязнений.

Таким образом, экологическая экспертиза является важным мероприятием и должна проводиться в порядке, установленном на законодательном уровне.

Дополнительная информация по проведению экологической экспертизы представлена ниже.

Об авторе

Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
  • 2020.07.08Иностранные организацииРезидент и нерезидент РФ: кто это и чем отличаются
  • 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
  • 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
  • 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку

Основные принципы и цели

В федеральном законе выделены принципы, которые участники экологической сертификации должны учитывать при проведении проверки:

  • каждая деятельность должна рассматриваться в качестве потенциально опасной для экологии;
  • эксплуатация объекта начинается с момента получения заключения;
  • деятельность оценивается комплексно;
  • должны учитываться показатели, влияющие на безопасность окружающей среды;
  • обеспечивается полнота, достоверность обрабатываемой информации;
  • соблюдается независимость специалистов экспертной организации;
  • заключения должны быть обоснованы, независимы, законны;
  • гарантируется гласность результатов, учет общественного мнения;
  • вовлеченные стороны отвечают за достижение целей аудита.

Соблюдение принципов означает, что работа проводится независимыми специалистами, которые должны беспристрастно оценить безопасность объекта или хозяйственных операций для экологии.

Объекты государственной экспертизы

Со стороны государства процесс экологических аудитов регламентирован нормативно-правовыми актами, где определены объекты, подвергаемые сертификации. Порядок и список зависят от уровня, присвоенного объекту:

  • федеральный;
  • региональный.

Название уровня отражает масштаб действия требований к проведению экспертизы. В зависимости от уровня проверка управляется федеральным ведомством (Росприроднадзор) или местными властями.

Федеральный уровень

Объектам государственной важности присваивается федеральный уровень. Экспертиза на федеральном уровне проводится экспертами Росприроднадзора, объектами или видами деятельности выступают:

  • строительство;
  • выпуск новых видов техники;
  • работа на охраняемых природных объектах;
  • деятельность на Байкале;
  • работа с отходами.

При изменении условий, действовавших при получении сертификата, объект или деятельность подвергаются повторной экспертизе. Изменения, после которых необходимо повторение процедуры: обновление документации, истечение срока действия сертификата, доработка по результатам предыдущей проверки.

Региональный уровень

Региональный уровень различается с федеральным списком, по которому проводится экспертиза. Перечень не включает объекты федерального масштаба (деятельность на Байкале, например), работу с отходами всех классов. Местные органы власти, имеющие право осуществлять экологическую экспертизу, оценивают объекты или деятельность регионального значения.

Субъекты экологической экспертизы

Проведя полный анализ законодательства в сфере экологической экспертизы можно выделить субъектов экологической экспертизы:

  • орган государственной власти, уполномоченный на организацию и проведение государственной экологической экспертизы;
  • экспертная комиссия;
  • эксперт государственной экологической экспертизы;
  • руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы;
  • руководитель и члены экспертной комиссии общественной экологической экспертизы;
  • заказчик документации, подлежащей государственной экологической экспертизе;
  • физическое или юридическое лицо;
  • лицо, с которым заключен государственный или муниципальный контракт;
  • кредитные организации, их должностные лица, иные юридические лица, граждане, осуществляющие финансирование и кредитование реализации объекта государственной экологической экспертизы;
  • заинтересованные лица;
  • орган местного самоуправления;
  • граждане и общественные организации в области экологической экспертизы;
  • консультанты экологической экспертизы и иные работники.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector