Главные изменения в гражданской обороне на сегодня! готовимся к войне?
Содержание:
- Суть гражданской обороны
- Воздушные силы МЧС
- Общие сведения
- Основными задачами в области гражданской обороны являются:
- Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:
- Что используется в работе?
- Важные аспекты
- Письмо МЧС России от 29 мая 2020 г. N 11-15-1811 Об отнесении организаций к категориям по гражданской обороне
- О расположении сил ГО
- Обязанности работодателя по организации ГО
- Основные понятия ГО
- Защита локальных территорий
- С чего начать организацию ГО на экономическом объекте
- Центр по проведению операций особого риска
- Статья 18. Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения
- Обязанности работодателя по организации ГО
- Общие положения
- Общее понятие
- Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны
Суть гражданской обороны
Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной.
Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.
Воздушные силы МЧС
Важно понимать, что одним из наиболее важных видов спасательных воинских формирований является авиация. Необходимо отметить, что порой именно благодаря слаженной работе данного подразделения МЧС обеспечивается быстрый доступ к наиболее дальним и сложным местностям
На сегодняшний день транспортная составляющая данного подразделения МЧС включает в себя самолеты Ил-76ТД и Ан-74п. Указанные средства имеют отменное техническое оснащение, позволяющее поддерживать связь, как с землей, так и по воздуху.
Что касается задач, выполняемых авиацией МЧС, то к ряду таковых относятся:
- проведение спасательных и поисковых операций;
- осуществление транспортировки людей и грузов по воздуху;
- проведение специализированных авиационных работ;
- надлежащее обеспечение связи и управления.
Общие сведения
Угроза чрезвычайных ситуаций носит постоянный характер. Каждый день существует небольшая вероятность, что произойдет:
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
8 (800) 700 95 53
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и !
- техногенная катастрофа;
- природный катаклизм;
- военные действия (это совсем крайняя ситуация, но исключать нельзя и ее, и в любом случае считается, что следует быть к ней готовым).
Вследствие этого приняты нормы, в соответствии с которыми на предприятии необходимо осуществить подготовку персонала, а также заранее установить, какие действия потребуется предпринять, если одно из описанных выше положений возникнет в той местности, где функционирует данная компания.
Кого это касается
В целом это касается руководителей организаций, которые обязаны при ее отсутствии создать систему гражданской обороны в организации с нуля, 2021 год, является периодом, когда такое требование для них остается. Если же такая структура уже существует, ее следует поддерживать.
В то же время на среднем или крупном промышленном предприятии обязанности дифференцированы. Так:
Начальником гражданской обороны | По-прежнему остается первое лицо такой компании |
Заместителем главы ГО | По инженерно-технической части назначают главного инженера, которому поручается в частности техническое руководство работами аварийно-спасательного профиля; По эвакуации и рассредоточению сотрудников — зам гендиректора по общим вопросам;
По материально-техническому снабжению — соответственно зама по этому профилю в целом |
Также на объекте создается отдел по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне.
Обязанности работодателя
Обязанности работодателя заключаются в следующем:
- осуществлять планирование штатных процедур по профилю гражданской обороны;
- их последующую реализацию;
- обеспечивать написание программы подготовки персонала по данной дисциплине (ГО);
- устраивать тренинги и инструктаж по ГО для персонала в соответствии с упомянутой программой;
- разрабатывать планы эвакуации при чрезвычайной ситуации персонала предприятия (и иных лиц в зоне ответственности организации) и фондов материально-культурных ценностей;
- монтаж систем экстренного оповещения о ЧС и поддержание их в рабочем режиме;
- создание резерва средств по данному направлению (в том числе защитных, медицинских и технических).
Помимо этого если компания по сфере своей деятельности причисляется к потенциально небезопасным, то также требуется создать спасательное подразделение, которое обязано будет произвести экстренное реагирование, если ЧС случится.
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
подготовка населения в области гражданской обороны;
оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
характера;
первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
срочное захоронение трупов в военное время;
обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Требования в области гражданской обороны
– специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты,
другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Мероприятия по гражданской обороне
— организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
Территория, отнесённая
к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности
возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:
а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей,
возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;
в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий
по гражданской обороне;
г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;
д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;
е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;
ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;
з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных
отечественными производителями;
и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;
к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных
территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.
Что используется в работе?
Стоит отметить, что для реализации поставленных задач специализированными службами в обязательном порядке должны использоваться особенные средства гражданской обороны. К числу таковых относятся все те предметы и силы, которые используются для устранения возникновения и негативных последствий чрезвычайных ситуаций.
Что относится к ряду средств ГО? Прежде всего, таковыми являются все те сооружения, а также защитное оборудование, спецтехника, материальные ресурсы и техника — все то, что требуется для реализации нормальной деятельности
Важно отметить то, что, в зависимости от целей обеспечения, выделенные средства классифицируются на медицинские, разведывательные, инженерные и те, что требуются для защиты населения
Важные аспекты
Каждый экономический объект должен разработать комплекс мероприятий, способных исключить последствия определенных факторов ГО и ЧС. Сообразно нововведениям расширен круг обязанностей предприятий, которые непосредственно касаются сферы гражданской обороны.
К ним относятся:
Показатели | Описание |
Разработка программы вводного инструктажа | — |
Организация и проведение вводного инструктажа | с вновь трудоустроенными работниками в продолжение одного месяца, отсчитываемого со дня допуска их к выполнению трудовых обязанностей |
Планирование и проведение обучения | по основам гражданской обороны, практических занятий и тренировок |
Указаниями части 2 статьи 20.7 КоАП за неисполнение требований и мероприятий, связанных с вопросами по ГО предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафной санкции.
Ее размер составляет для:
Показатели | Сумма |
Должностных лиц | 10 000-20 000 рублей |
Юридических лиц | 100 000-200 000 рублей |
Обязанность осуществления контроля над соблюдением требований законодателя в сфере гражданской обороны возложена на МЧС РФ.
Письмо МЧС России от 29 мая 2020 г. N 11-15-1811 Об отнесении организаций к категориям по гражданской обороне
3 июня 2020
Вопрос:
Прошу разъяснить, действуют ли в настоящее время следующие нормативные документы:
1. Постановление Правительства от 16.08.2016 N 806 «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по ГО в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения»;
2. Приказ МЧС от 16.08.2016 г. N 632 «Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по ГО»;
3. Методические рекомендации по отнесению организаций к категориям по ГО N 2-4-71-69-11, утв. заместителем министра МЧС А.П. Чуприяном 11.11.2016.
Действительно ли данные документы имеют гриф «для служебного пользования» (т.е. содержат информацию ограниченного доступа), и если это так, как узнать, «подпадает» ли организация (например, коммерческое предприятие) под категорию по ГО? Или категорирование по ГО касается только организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов государственной власти различного уровня, гос. корпораций и компаний?
Т.е. прошу разъяснить, какие именно организации категорируются по ГО и каким образом руководителю можно получить информацию, относится ли его организация к категории по ГО?
Ответ:
Ваше обращение, поступившее в МЧС России от 26 мая 2020 г. N ГИ-6179, рассмотрено и сообщается следующее.
Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 г. N 804дсп «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения», приказом МЧС России от 28 ноября 2016 г. N 632дсп «Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 7 июня 2018 г. N 244дсп, а также методическими рекомендациями по отнесению организаций к категориям по гражданской обороне, утвержденными заместителем Министра А.П. Чуприяном от 11 ноября 2016 г. N 2-4-71-69-11дсп.
В соответствии с абз. 8 ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» и п. 5 Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 г. N 804, информация об организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в соответствии со сферой их ведения находится в компетенции федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации после утверждения перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в месячный срок сообщают организациям об отнесении их к категориям по гражданской обороне.
Для получения информации, касающейся отнесения организации к категориям по гражданской обороне, Вам необходимо обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации.
Директор Департаментагражданской обороны изащиты населения | О.Л. Мануйло |
О расположении сил ГО
Стоит отметить, что рассматриваемая организация включает в себя несколько видов структурных подразделений, на каждое из которых возлагается необходимость выполнения определенного круга узкопрофильных задач.
Отдельные соединения, в соответствии с требованиями, представленными законом, должны располагаться в максимальной доступности от населенных пунктов. Кроме этого, большая часть механизированных бригад по установленным правилам должна находиться в сейсмоопасных регионах. Что касается понтонно-переправочных бригад, то их, по большей части, располагают в районе тех мест, которые особенно подвержены наводнениям.
Обязанности работодателя по организации ГО
Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:
- планирование и организацию штатных действий по ГО;
- составление программы образования сотрудников в области ГО;
- обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
- разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
- установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
- наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).
К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.
Основные понятия ГО
Добавлены новые понятия, а именно:
Обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне — комплекс мероприятий, направленных на создание условий для эффективного решения задач в области гражданской обороны органами управления, силами и средствами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Организация, обеспечивающая выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, организация, обеспечивающая выполнение мероприятий регионального или местного уровня по гражданской обороне, — организация, осуществляющая деятельность в области гражданской обороны в интересах федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, подведомственная соответственно одному из указанных органов либо осуществляющая такую деятельность на договорной основе по мобилизационным планам экономики;
Опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, — совокупность условий, которые сложились в результате применения (воздействия) или угрозы применения (воздействия) различных видов оружия или в результате возникновения чрезвычайных ситуаций и при которых возникла угроза воздействия поражающих факторов на население, материальные и культурные ценности и окружающую среду или существует вероятность возникновения такой угрозы;
Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения — совокупность действующих специализированных учреждений, подразделений и служб федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, осуществляющих функции наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической обстановкой на территории Российской Федерации.
Защита локальных территорий
Важно отметить, что, кроме указанных выше структур, в деятельности МЧС могут принимать участие и нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны. Комплектование таких образований производится исключительно из личного состава, оснащенного техникой и специальными средствами защиты, нужными для исполнения тех или иных функций
Важно отметить, что рассматриваемые структуры могут иметь определенную специализацию деятельности (химической разведки, бактериологического наблюдения, спасательную, аварийно-техническое, противопожарную, инженерной разведки и т. п.)
Задачи гражданской обороны для указанных нештатных формирований являются ровно такими же, как и для других структур, состоящих в системе органов МЧС. Разница лишь в том, что они создаются на определенных территориях для реализации защиты местного населения и окружающей среды строго от тех проблем, которые для них характерны. Подчиняются такие формирования органам самоуправления на местах, к ведению которых относится соответствующая территория.
С чего начать организацию ГО на экономическом объекте
Все вопросы, касающиеся ГО, ложатся непосредственно на плечи руководителя, так как по закону именно он или его заместитель является в случае возникновения опасной внештатной ситуации начальником штаба гражданской обороны.
Именно он и будет ответствен за должную организацию и слаженные действия персонала, его прерогатива – принимать управленческие решения и издавать приказы относительно людей и ценных активов, а также организации всех видов действий и мероприятий, посвященных ГО.
Необходимая документация
- В любой организации должен функционировать внутренний локальный акт, заверенный руководством – Положение о ГО. В нем необходимо отразить:
- главные задачи ГО для данного экономического объекта;
- меры по защите персонала в случае чрезвычайных ситуаций;
- действия, направленные на решения задач ГО отдельно в мирное и в военное время;
- формирования ГО, которые будут действовать в данном объединении;
- регламент аварийных и спасательных работ;
- контролирование устройств связи и экстренного оповещения;
- согласование действий со штабами ГО более крупных структурных подразделений (района, города, области);
- материальное обеспечение персонала медицинскими, защитными и другими средствами, необходимыми для ГО;
- другие важные моменты, касающиеся сферы гражданской обороны на данном объекте (строительство или поддержание в функционирующем состоянии убежищ, контроль над биологической обстановкой и др.)
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выписка из данного Положения является обязательной составляющей должностной инструкции каждого сотрудника, ознакомление с ней должно быть зафиксировано собственноручной подписью.
План мероприятий по ГО – главный рабочий документ штаба. В нем прописан комплекс мер поддержания безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях для мирного времени и отдельно – для военного, с учетом конкретных характеристик предприятия, на котором он будет применяться. Приложениями к этому плану могут быть:
- отдельные комплексы мер при ЧС для каждого структурного подразделения предприятия;
план территории организации с указаниями касательно эвакуации;
инструкции по остановке основных узлов предприятия;
схемы расположения систем оповещения, пожарных гидрантов и т.п.;
ведомость по средствам индивидуальной защиты и медицинскому обеспечению персонала;
бланки для расчетов ущерба при чрезвычайных ситуациях;
перечисление ближайших медицинских учреждений, готовых оказать экстренную помощь;
порядок извещения вышестоящих штабов ГО и др.
Центр по проведению операций особого риска
Немаловажное место в системе органов МЧС занимает специализированный центр. Он призван проводить операции, характеризующиеся повышенной степенью риска
Важно отметить, что спасатели, входящие в такую структуру, имеют особенную физическую и профильную подготовку, что связано с необходимостью выполнения ими работ, опасных для собственной жизни. К ряду задач спасателей, входящих в структуру Центра по проведению операций, сопряженных с повышенной степенью риска, относятся:
- обеспечение безопасности широкопрофильных работников МЧС;
- обеспечение сохранности грузов в процессе их транспортировки;
- проведение работ по спасению под водой (с обязательным применением легководолазного снаряжения);
- ведение действий по защите материальных и культурных государственных ценностей, а также людей;
- исполнение пиротехнических и подрывных работ;
- проведение спасательных работ в особо труднодоступной местности.
Стоит отметить, что структуру рассматриваемого Центра составляют разные обособленные подразделения узкой специализации, к числу которых относятся:
- медико-спасательные;
- подразделения радиационной, биологической и химической разведки;
- горноспасательные;
- аварийно-спасательные водолазные группы;
- структуры по эвакуации и спасению населения;
- структуры, обеспечивающие сохранность грузов.
Статья 18. Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения
Федеральным законом от
27 июля 2010 г. N
223-ФЗ пункт 1 статьи 18 настоящего Федерального закона изложен в новой
редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.
1. Обеспечение
мероприятий по гражданской обороне и защите населения, осуществляемых федеральными
органами исполнительной власти, в том числе содержание спасательных воинских формирований
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области
гражданской обороны, является расходным обязательством Российской Федерации.
2. Обеспечение
мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий
субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъекта Российской
Федерации.
3. Обеспечение
мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий
муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.
Федеральным законом от
19 июня 2007 г. N
103-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4
4. Обеспечение
мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за
счет средств организаций.
Обязанности работодателя по организации ГО
Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:
- планирование и организацию штатных действий по ГО;
- составление программы образования сотрудников в области ГО;
- обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
- разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
- установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
- наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).
К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.
Общие положения
Федеральный закон о гражданской обороне под номером 28-ФЗ был принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года и одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 12 февраля 1998 года.
ФЗ-28 устанавливает задачи и компетенции государственных органов власти и других управляющих учреждений в области подготовки и проведения мероприятий по гражданской обороне.
Закон РФ о гражданской обороне состоит из 20 статей и 6 глав следующего содержания:
- Глава 1 предусматривает общие положения и задачи гражданской обороны, правовую основу, правила организации и проведения национальных оборонительных мероприятий и их координации;
- Глава 2 устанавливает полномочия государственных властей, включая президента, правительство и федеральных организаций;
- Глава 3 определяет компетенции органов власти субъектов Российской Федерации в сфере гражданской обороны;
- Глава 4 предусматривает правила осуществления руководства и решения задач быстрого реагирования уполномоченными органами;
- Глава 5 устанавливает перечень формирований, составляющих силы гражданской обороны, и их основные задачи;
- Глава 5 определяет порядок финансирования оборонных мероприятий среди населения и ответственность за нарушения положений настоящего закона.
Вам будет интересно — ФЗ 143 в новой редакции. Ссылка здесь:
ФЗ-28 устанавливает следующие задачи в сфере гражданской обороны:
- проведение подготовки населения к потенциальным опасностям;
- оперативное информирование населения о потенциальных рисках, складывающихся вследствие боевых конфликтов, природных и техногенных последствий;
- эвакуация в безопасное место гражданского населения, а также материальных и культурных ценностей;
- обеспечения населения индивидуальными и коллективными защитными средствами;
- осуществление маскировочных мер;
- выполнение аварийно-спасательных и других работ по мере необходимости при возникновении опасных ситуаций;
- обеспечение жизненно необходимыми средствами и продуктами населения, которое пострадало от военных действий или природных и техногенных катастроф, осуществляется в первую очередь;
- ликвидация пожаров, возникших вследствие чрезвычайных ситуаций;
- нахождение и пометка районов, которые подверглись заражению в результате радиоактивного, химического, биологического и другого воздействия;
- осуществления мероприятий по санитарной обработке и обеззараживанию населения, строений, а также техники и территорий;
- восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах;
- экстренное восстановление первоочередных коммунальных служб;
- осуществление экстренного захоронения трупов во время военных действий;
- обеспечение устойчивой работы учреждений, которые требуются для выживания населения во время военных действий или при последствиях природных и техногенных катастроф;
Силы и средства гражданской обороны должны находиться в постоянной готовности.
Статьёй 4 ФЗ-28 устанавливаются следующие принципы гражданской обороны:
- Мероприятия по организации и проведению национальных оборонительных действий являются одним из важнейших компонентов безопасности государства;
- Государство готовится к гражданской обороне в мирное время, учитывая развитие военных технологий и защитных средств населения;
- Гражданская оборона объявляется в Российской Федерации или на отдельных её территориях сразу по объявлению состояния войны, началом военных действий или введением президентом РФ военного положения.
Обязанности граждан РФ по 28 ФЗ
Закон о гражданской обороне устанавливает следующие обязанности граждан:
- прохождение военной подготовки;
- участие в подготовке мероприятий по гражданской обороне;
- взаимодействие и оказание помощи органам власти и другим учреждениям в сфере оборонительных мероприятий для гражданского населения.
Гражданская оборона осуществляется в три этапа:
- Подготовка. Данный этап заключается в строительстве и подготовке убежищ для населения и формирования резервных сил, обучение населения действиям во время чрезвычайных положений и создание системы оповещения и связи;
- Реагирование. На этом этапе, при возникновении опасности, осуществляется эвакуация граждан, предоставление медицинской помощи и решение других ситуационных задач, требующих быстрого реагирования.
- Восстановление. На данной стадии производится ликвидация последствий военных действий, природной или техногенной катастрофы и восстановление инфраструктуры.
Общее понятие
Что такое силы гражданской обороны? В официальной литературе указано, что таковыми являются все те воинские формирования, которые создаются для решения специализированных задач, возникающих в сфере охраны граждан. В ее систему могут входить как обособленные подразделения, так и целые структуры.
Подразделения, входящие в рассматриваемое государственное образование, обязаны исполнять все те функции, которые возлагаются на них нормами российского законодательства. Их привлечение к деятельности производится в строгом порядке, определенном Правительством РФ.
Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации — это понятия, тесно связанные друг с другом
Важно отметить, что действие структур, отнесенных законодательством к числу тех, на кого возлагается обеспечение ГО, во всех случаях направлено на устранение последствий ЧС, а также на их предотвращение
Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны
Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью.
Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций.