Методы разрешения социального конфликта

Как решать семейные конфликты

Конфликты в семье – явление распространенное. От поведения супругов в острые моменты зависит, как долго проживет их брак

Специфика семейных конфликтов в том, что для обеих сторон крайне важно сохранить хорошие отношения. Иногда даже ценой собственных интересов

Чем лучше стороны осознают это, тем лучше прогноз.

Применяя стратегию соперничества, супруг должен иметь в виду, что это может стать причиной развода. Идти на такие меры стоит только в крайних случаях, если поступиться интересами совсем никак нельзя и если вторая сторона сама не заинтересована в сохранении мира.

Избегание – тоже не лучшая стратегия в семейных конфликтах. Если все время уклоняться от решения проблемы, она будет разрастаться как снежный ком. Можно отложить решение ненадолго, чтобы снизить накал эмоций, но обязательно вернуться к нему и довести дело до конца.

Стратегия приспособления может применяться, но с некоторыми оговорками. К примеру, если ей пользуется все время только один супруг, а второй никак не хочет идти на уступки, в семье растет дисбаланс. Рано или поздно уступчивому супругу надоест его роль, он взбунтуется. Так противостояние может перейти в неконтролируемую фазу.

Самыми продуктивными стратегиями разрешения семейных конфликтов, как и любых других, являются сотрудничество и компромисс

Важно, чтобы каждый из супругов был готов идти на уступки и искать совместное решение

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого

Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой

Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком

Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать

В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Когнитивный подход

В данном случае акцент делается на доминирующей роли когнитивных (мыслительных) установок участников конфликта относительно друг друга. Так, в ситуации межгрупповых конфликтов враждебность одной группы по отношению к другой не обязательно обусловлена объективным конфликтом интересов (что утверждалось в реалистической теории конфликтов в рамках ситуационного подхода). Соответственно, не кооперативный/конкурентный характер ситуации становится решающим фактором в межличностном и межгрупповом взаимодействии, а возникающие в процессе него групповые установки. Сами по себе общие цели ведут к разрешению конфликтов между оппонентами – оно зависит от сформированности социальных установок, объединяющих группы и способствующих преодолению их противостояния.

Тэджфел и Тернер разработали теорию социальной идентичности, согласно которой конфликты между группами не являются обязательным следствием социальной несправедливости (в отличие от мотивационного подхода). Сталкиваясь с данной несправедливостью, индивиды имеют возможность самостоятельно выбирать те или иные способы ее преодоления.

↑ Стадии социального конфликта (этапы):

1) Предконфликтная – складывание конфликтной ситуации. Осознание противоположными сторонами существующего эмоционального напряжения, стремление преодолеть его, понимание причин конфликта, оценка своих возможностей; выбор способа воздействия на противника. Возникновению любого конфликта предшествует сочетание объективных условий и обстоятельств, которое создает реальный предмет конфликта. Это сочетание социологи называютконфликтной ситуацией . Как правило, любой конфликт начинается с инцидента. Инцидентом или поводом конфликта называется событие или обстоятельство, в результате которого скрытые противоречия между сторонами переходят в стадию открытого противостояния. 2)Конфликтная (активная фаза) – начало открытого противоборства сторон, недоверие и отсутствие уважения к противнику; невозможность достичь согласия, открытые и скрытые действия, направленные на изменение поведения соперника. 3)Разрешение конфликта – прекращение действий, направленных на изменение поведения соперников; устранение причин конфликта; изменение установок соперников относительно друг друга. Существует много способов завершения конфликта: устранение объекта конфликта, замена одного объекта другим, изменение позиции одной из сторон, получение новых сведений об объекте, приход участников конфликта к единому решению и др. 4)Послеконфликтная (завершение противоборства сторон). Окончание непосредственного противостояния сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Если одна или обе стороны считают, что установленные договоренности ущемляют их интересы, то напряженность во взаимоотношениях сторон сохранится. Наиболее прочным является мир, заключенный на основе компромисса, когда стороны считают конфликт полностью разрешенным и строят свои отношения на основе доверия и сотрудничества.

Как себя вести в различных ситуациях

В конфликтной ситуации следует избегать излишней эмоциональности – это может ее усложнить. Необходимо оставаться спокойным и сдержанным, сохранять уважение к сопернику. Взаимный негатив сделает невозможным урегулирование спорных моментов.

Есть определенные стратегии поведения человека в конфликтной ситуации:

  1. Соперничество. Жесткая стратегия, когда необходимо победить любыми способами в открытой борьбе за свои интересы. Здесь действует опасный принцип «кто кого».
  2. Сотрудничество. Совместное принятие решений, удовлетворяющее обе стороны.
  3. Компромисс. Между участниками конфликта в форме дискуссии идет поиск компромиссного решения путем анализа разногласий и взаимных уступок.
  4. Избегание. Участники конфликта игнорируют его опасность, не хотят брать ответственность за принятие решений, желают незаметно выйти из ситуации. При такой стратегии решение проблемы может переноситься на другое время.
  5. Приспособление. Это метод сглаживания разногласий пренебрежением своих интересов и полным принятием всех требований противоположной стороны.

Каждое противостояние имеет свои особенности, и нет одинаковых путей выхода из него. Чтобы избежать стресса, нужно придерживаться определенных правил поведения и реагирования. Психологи дают следующие рекомендации, упрощающие урегулирование всех разновидностей конфликтов:

  1. Вести себя сдержанно, следить за движениями, речью и мимикой, избегать закрытых поз.
  2. Нельзя сразу и резко отрицать чужое мнение, перебивать, переходить на повышенные тона.
  3. Внимательно и терпимо выслушать собеседника, повторить его слова для подтверждения, что он услышан.
  4. Выслушав противоположную сторону, привести свои доводы в мягкой доброжелательной форме. Это обезоружит негативно настроенного соперника.
  5. Не следует остро воспринимать словесные оскорбления и относить на свой счет.
  6. В ходе развивающегося конфликта сдерживать ответную реакцию, быть уверенным, что правильно поняли оппонента.
  7. Необходимо остерегаться входить в разногласия с личностями, имеющими психические отклонения или низкий уровень интеллекта. Разумный финал в этом случае исключен.

Дополнительная информация. Отвлечение оппонента вопросами на другие темы поможет выиграть время для обдумывания дальнейшего поведения.

Таблица с основными видами

Основная классификация Виды конфликтов Краткая характеристика
По количеству участников Внутриличностные Неуверенность в себе, неудовлетворенность работой и жизнью из-за несоответствия личных потребностей и требований со стороны. Сопровождается раздражительностью, раздвоением личности, большим психическим напряжением. Их сложно разрешить самостоятельно.
Межличностные Их можно отнести к наиболее распространенным во всех сферах человеческих взаимоотношений. Столкновение отдельных индивидов с различными характерами и убеждениями, кандидатов на одну должность, руководителей по поводу ресурсов.
Между личностью и группой Когда отдельная личность не принимает устоявшиеся позиции и нормы поведения группы.
Межгрупповые Для них характерно многообразие форм проявления. Это производственная сфера, забастовки, митинги.

Так как классификация конфликтов на виды довольно условная, без четких границ, то на фоне сложных социальных взаимоотношений периодически возникают другие разновидности. Неудовлетворенные человеческие потребности делают жизнь немыслимой без разногласий и противоречий. Умение разрешать конфликтные ситуации во многом облегчает жизнь.

Этапы социального конфликта

Нахождение путей и способов разрешения социальных конфликтов невозможно без понимания самого процесса возникновения разногласий. В развитии социального конфликта прослеживаются следующие этапы:

  1. Предконфликтная ситуация: возникновение противоречия, нарастание напряжения между сторонами.
  2. Конфликт: действия, цель которых — удовлетворение интересов, достижение сторонами результатов, которые являются противоположными друг другу или несовместимыми друг с другом, они становятся причиной противоборства.
  3. Разрешение конфликта: осознание причин.
  4. Возникновение социального конфликта и поиск путей его разрешения, достижение компромисса между сторонами.
  5. Послеконфликтная стадия: полное устранение разногласий между сторонами конфликта.

Участники конфликта

Социальный конфликт и пути его разрешения зависят также от участвующих в сложившейся конфликтной ситуации сторон. Все участвующие в конфликте стороны играют в развитии и ходе сложившейся ситуации определенные роли, но не все находятся в открытом противоборстве друг с другом.

Основными участниками социального конфликта являются люди, социальные группы, различные интересы и потребности которых привели к развитию конфликтной ситуации. Такие участники считаются субъектами социального конфликта.

Свидетели не принимают участия в конфликте и наблюдают за течением конфликтной ситуации со стороны. Посредники прикладывают усилия для разрешения споров и остановки конфликта, участвуют в организации необходимых мероприятий. Подстрекатели оказывают провоцирующее воздействие, направленное на развитие конфликта. Пособники в конфликтной ситуации выступают на стороне одного из субъектов, но при этом не участвуют в открытом столкновении сторон.

Участники конфликта

Социальный конфликт и пути его разрешения зависят также от участвующих в сложившейся конфликтной ситуации сторон. Все участвующие в конфликте стороны играют в развитии и ходе сложившейся ситуации определенные роли, но не все находятся в открытом противоборстве друг с другом.

Основными участниками социального конфликта являются люди, социальные группы, различные интересы и потребности которых привели к развитию конфликтной ситуации. Такие участники считаются субъектами социального конфликта.

Свидетели не принимают участия в конфликте и наблюдают за течением конфликтной ситуации со стороны. Посредники прикладывают усилия для разрешения споров и остановки конфликта, участвуют в организации необходимых мероприятий. Подстрекатели оказывают провоцирующее воздействие, направленное на развитие конфликта. Пособники в конфликтной ситуации выступают на стороне одного из субъектов, но при этом не участвуют в открытом столкновении сторон.

Типология и виды социальных конфликтов

Виды социальных конфликтов
По сферам общественной жизни
  • экономические (производственные)
  • политические 
  • этнические
  • семейно-бытовые
По характеру развития
  • преднамеренные
  • спонтанные
По влиянию на ход развития общества
  • прогрессивные
  • регрессивные
По типу отношений
  • внутри- и межсистемный
  • внутри- и межличностный
  • внутри- и межгрупповой
  • внутринациональный
  • международный
По использованным средствам
  • насильственные 
  • ненасильственные
По длительности
  • долгосрочные
  • краткосрочные
  • разовые
  • затяжные
  • повторяющиеся
По объему
  • глобальные
  • национальные
  • локальные
  • региональные
  • групповые
  • личные
По источнику возникновения
  • объективные
  • субъективные
  • ложные
По форме
  • внутренние
  • внешние

Сторонами конфликтов выступают субъекты противоречий: индивиды, социальные образования, институты, этносы, цивилизации. Этапы протекания конфликта: латентный этап, образование противоречивой ситуации, инцидент, действия субъектов, завершение конфликтной ситуации.

Межнациональные конфликты разделяют по причинам и характеру:

  • Социально-экономические причины – связано с явлениями инфляции, безработицы, кризиса, когда население государства не в состоянии обеспечить удовлетворение базовых потребностей, монополия одного этноса на другим.
  • Культурно-языковые причины – этнические культурные признаки: язык, его развитие и обеспечение сохранности, оказание защиты этнических меньшинств.
  • Этнодемографические причины – изменение численности какой-либо национальности, т.е. увеличение процента прошлого населения в связи с миграционными потоками.
  • Этнотерриториально-статусные причины – территориальное несоответствие расселения этноса, необходимость расширения территории и обретения нового статуса.
  • Исторические причины – историческое прошлое в виде войн, депортаций. 
  • Межрелигиозные причины – отличия конфессионального плана.
  • Сепаратистские причины — требование независимости или автономии отдельной территории, создание нового государства.

Способы разрешения социальных конфликтов: переговоры, арбитраж, посредничество, уступки, компромисс. 

Пути выхода из конфликтных ситуаций: возврат к неконфликтному состоянию общества, выжидание, отказ от старого для развития нового.

Методы разрешения

С научной точки зрения существуют конкретные методы разрешения конфликта:

Структурные

Чаще всего используются в профессиональной сфере. К ним относятся:

  1. Разъяснение требований. Участники конфронтации получают четкие указания, в чьей компетенции находится тот или иной вопрос. Возможность возникновения конфликта исключается ввиду отсутствия общих интересов, между которыми может произойти столкновение.
  2. Использование специальных механизмов управления. Разрабатывается и применяется на практике четкая система действий при возникновении негативной ситуации, которая может перейти в конфликт. Система позволяет на ранних стадиях определить зарождающийся спор и устранить его до перехода на следующий этап.
  3. Установление целей. Объединение сторон для достижения общей цели потребует полного примирения и устранения любых разногласий. Стремление к подобному объединению ради общей цели наблюдается только при высоком уровне мотивации.

    То есть цель должна иметь высокую значимость для всех участников конфликта.

  4. Применение вознаграждений. Отсутствие конфликтов, умение находить общий язык и достигать компромиссов может поощряться специально разработанной системой поощрений.

Конструктивные

Как противостоять агрессии и успешно разрешить конфликт? Подобные способы разрешения конфликтов больше используются в межличностном общении.

Для успешного разрешения ситуации при помощи конструктивных методов необходимо сформировать у участников адекватное восприятие ситуации, расположить их к открытому взаимодействию, создать атмосферу доброжелательности и доверия, совместно определить корень проблемы.

К конструктивным стилям относятся:

  1. Освобождение от отрицательных эмоций. Освободиться от негативного настроя можно при помощи применения различных техник релаксации, кратковременного выхода из помещения, открытого высказывания своих переживаний, спокойного выслушивания мнения третьих лиц и т.д.
  2. Построение диалога. Успокоившиеся собеседники делятся своими переживаниями. Каждый выслушивает спокойно позицию оппонента и после этого своими словами пересказывает то, что он услышал. Так человек пытается объективно оценить позицию второй стороны и взглянуть на ситуацию под другим углом.
  3. Демонстрация позитивного отношения. Необходимо показать второй стороне, что, несмотря на возникшую ситуацию, имеет место уважение к мнению другого человека и принятие его точки зрения.
  4. Анализ своего поведения. Следует откровенно оценить мотивы собственного поведения, и адекватно определить степень значимости собственной позиции для себя.

    Нередко подобный анализ приводит человека к мысли, что суть конфликта не так уж значима для него, и он может без труда отказаться от начавшегося спора, не понеся при этом никаких потерь.

  5. Совместное разрешение ситуации. Стороны вместе принимают решение об окончании спора (приходят к компромиссу, находят пути решения проблемы и т.д.).

Интегральный

Позволяет каждой стороне ощутить себя победителем. Подобный эффект достигается при наличии у сторон согласия отказаться от своих первоначальных позиций, пересмотреть ситуацию и найти решение, удовлетворяющее всех.

Метод может применяться только в том случае, если участники спора демонстрируют гибкость мышления и способность приспосабливаться к новым обстоятельствам.

Компромисс

Наиболее мирный, зрелый способ разрешения ситуации.

Стороны принимают решение о взаимных уступках с целью устранения негативных факторов, вызвавших спор.

Подобное поведение людей позволяет не только мирно урегулировать появляющиеся противоречия без ущерба для кого-либо, но и выстроить долгосрочные коммуникативные связи.

Конфликтологическая культура личности

Независимо от того, имеют ли место международные конфликты, примеры которых наиболее ярко демонстрируют деструктивный характер конфликтного поведения сторон; или же речь идет о незначительной ссоре между коллегами по работе, чрезвычайно значимым представляется оптимальный путь выхода. Умение противоборствующих сторон находит компромиссы в сложной спорной ситуации, сдерживать собственное деструктивное поведение, видеть возможные перспективы дальнейшего сотрудничества с настоящими оппонентами – все эти факторы являются залогом возможного благоприятного исхода. При этом, как бы ни важна была тотальная роль государственной политики, экономической и культурно-правовой системы в обществе, истоки данной тенденции находятся в отдельных конкретных индивидах. Подобно тому, как река начинается с маленьких ручьев.

Речь идет о конфликтологической культуре личности. Соответствующее понятие включает в себя умение и стремление индивида к предупреждению и разрешению социальных конфликтов (Самсонова Н. В.). В данном случае целесообразно вспомнить понятие «конструктивный конфликт». Примеры современных конфликтов (учитывая их обостренный и широкомасштабный характер) демонстрируют, скорее, отсутствие всякой конструктивности конфликтного взаимодействия. В связи с этим понятие конфликтологической культуры личности должно рассматриваться не только и не столько как одно из условий оптимального разрешения спорных ситуаций в обществе, но и как важнейший фактор социализации личности каждого современного индивида.

Пути разрешения

Разрешение конфликтной ситуации начинается с ее анализа. Нужно определить точные причины, понять, как их устранить, и выбрать самый действенный вариант решения СК.

Существуют такие:

  • компромисс – оппоненты идут на взаимные уступки;
  • переговоры – оппоненты ищут решение в ходе мирного разговора;
  • посредничество – вопрос разрешает третье лицо;
  • арбитраж – ситуация разрешается посредством обращения к уполномоченному органу власти;
  • применение силы – более сильный оппонент применяет силу.

Собственно, выход из социального конфликта может проходить по нескольким сценариям:

  1. Реставрация – восстанавливается положение вещей, которое предшествовало конфликту.
  2. Невмешательство – отсутствие активных действий, продиктованное надеждой на то, что все наладится само.
  3. Обновление – отход от старых норм, принятие новых.

Наиболее продуктивно совмещение этих путей.

Важно, что для успешного разрешения СК обе стороны должны быть в этом заинтересованы, им следует совместно искать путь преодоления

Стадии развития

Стадии развития социальных конфликтов:

  1. Первая. Это вступительная, предконфликтная стадия, которая также делится на скрытый и открытый этапы. На скрытом этапе конфликт только начинает зарождаться, стороны осмысливают происходящее и его причины, а на открытом начинаются первые умеренные противостояния.
  2. Вторая. На первом этапе второй стадии у сторон формируется стремление продолжать противостояние, появляется выраженная вражда. Конфликт постепенно усиливается. На втором этапе происходит прелом: участники конфликта сопоставляют свой сформированный образ оппонента с реальным, и ситуация развивается в зависимости от их выводов.
  3. Третья. Это зрелая стадия конфликта, во время которой стороны предпринимают первые попытки решить проблему, ищут пути для этого.
  4. Четвертая. На этом этапе конфликт исчезает целиком либо частично.

Описание стадий социального конфликта в этом видео:

Формы завершения

Что относится к форме завершения конфликта? Столкновение интересов может быть завершено следующим образом:

  1. Разрешение. Предпосылками может стать наличие у сторон желания прекратить спор и не возвращаться к нему в дальнейшем. Для окончательного разрешения конфликта может потребоваться привлечение третьих лиц. Особенно это актуально в сфере профессиональных взаимоотношений.
  2. Затухание. Спор может перестать быть актуальным для одной из сторон, либо для всех участников процесса. В первом случае вторая сторона не находит отклика на собственные слова и действия и оказывается вынужденной прекратить конфликт. Во втором случае стороны одновременно принимают решение о нежелании продолжать спор по причине усталости, окончания аргументов, потери интереса к предмету спора и т.д.

    Данный вид завершения конфликта не всегда является положительным результатом, поскольку при возникновении нового стимула спор может возобновиться с новой силой.

  3. Урегулирование. Стороны приходят к компромиссу, достигают взаимных договоренностей. В результате спор разрешается посредством конструктивного диалога и эффективного межличностного взаимодействия.
  4. Устранение. Основа конфликта устраняется, преобразуется, видоизменяется и т.д. Иными словами, предмет спора перестает быть актуальным на текущий момент времени и факт столкновения интересов автоматически пропадает.
  5. Перерастание в новый спор. Невыясненные противоречия по одному вопросу могут стать источником возникновения новых конфликтов, порожденных первичным спором. Особенно часто подобный эффект наблюдается в сфере семейных отношений, когда замечание, высказанное одним из супругов по какому-либо вопросу, перерастает во взаимный обмен упреками.

Социальный конфликт простыми словами

Социальный конфликт (СК) – это напряженное противостояние нескольких людей или социальных групп с противоположными потребностями или интересами.

Любой СК имеет три стадии:

  1. Предконфликтная – когда стороны осознают возникшее между ними напряжение.
  2. Активная – непосредственно развитие конфликта, что сопровождается действиями, нацеленными на то, чтобы изменить мнение оппонента.
  3. Разрешение – завершение конфликтной ситуации, устранение ее причин.

Стороны, что участвуют в конфликтной ситуации, называют субъектами конфликта. При этом помимо непосредственных участников могут также присутствовать:

  • свидетели – сторонние наблюдатели;
  • подстрекатели – лица, которые подталкивают к противостоянию;
  • пособники – лица, что тем или иным образом содействуют разгоранию конфликта;
  • посредники – лица, чьи действия направлены на предотвращение или разрешение ситуации.

Существует также предмет конфликта – то, из-за чего разгорается противостояние.

Виды социальных конфликтов

Виды социального конфликта и пути его разрешения тесно связаны друг с другом. Для того чтобы вывести стороны из конфликта, необходимо понимать его причину и природу, четко видеть всех его участников. Все социальные конфликты разделяются по группам в зависимости от нескольких признаков:

Признаки Виды социальных конфликтов
Характер возникновения и длительность развития
  • случайно возникшие и организованные
  • краткосрочные и затяжные
Масштабы охвата
  • глобальные (мировые)
  • межнациональные
  • национальные
  • локальные
Затрагиваемые сферы жизни общества
  • экономические
  • трудовые
  • политические
  • социокультурные
  • юридическо-правовые
  • национально-этнические
  • идеологические
  • духовно-нравственные
  • семейно-бытовые
Число участников
  • внутриличностные (столкновение потребностей, интересов одного человека)
  • межличностные (затрагивание интересов нескольких человек)
  • внутригрупповые (противоречия между членами одной социальной группы)
  • межгрупповые (конфликты между различными социальными группами)
  • конфликт группы и внешней среды
Средства, используемые для разрешения
  • насильственные (военные)
  • ненасильственные (компромиссные)
Последствия
  • конструктивные и деструктивные
  • успешные и безуспешные.

Разрешение социальных конфликтов

Помочь разрешить и предотвратить социальный конфликт может социальная политика государства. Предотвратить все конфликты невозможно, зато можно предвидеть и предотвратить глобальные, локальные и региональные конфликты.

Способы решения социальных конфликтов:

  • компромисс — соглашение на основе взаимных уступок;
  • переговоры — обмен мнениями обеих сторон;
  • посредничество — использование третьей стороны;
  • арбитраж (третейский суд) — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти;
  • применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы одной из сторон.

Условия, которые необходимы для успешного разрешения конфликта:

  • определить причину конфликта;
  • определить цели и интересы конфликтующих сторон;
  • стороны конфликта должны хотеть преодолеть разногласия;
  • определить пути преодоления конфликта.

Три пути выхода из конфликта:

  1. Реставрация — возвращение общества к доконфликтному состоянию. Ситуация изменяется, но все прежние социальные институты продолжают функционировать.

  2. Невмешательство (выжидание) — стороны конфликта затягивают его решение, при этом не принимают никаких активных действий.

  3. Обновление — активный выход из конфликта через отказ от старого и развития нового.

Чего не нужно делать при конфликте

Вместе с тем есть ряд вещей, которые категорически неприемлемы во время конфликта. Вот они:

  • Повышение голоса.
  • Переход на личности (оскорбления, грубые ответы).
  • Переход на другие темы и критика оппонента за вещи, не касающиеся спора.
  • В целом формат критики крайне неприемлем в конфликтах. Пытаясь получить полное моральное превосходство над соперником, даже если он действительно не прав, вы можете лишь сорвать переговоры.
  • Демонстрация своего превосходства или превосходства одной из сторон.
  • Конфликт должен решаться на равных, и попытка понизить значимость одной из сторон — неприемлема.
  • Одностороннее обвинение оппонента в сложившейся ситуации.
  • Игнорирование мнения оппонента.
  • Давление на «больное место».
  • Провокации.
  • Обобщенные стереотипные высказывания и обвинения, не подкрепленные реальными фактами. Например, категорические обвинения по причине принадлежности человека к определенной расе, полу, корпорации, социальной группе.
  • Попытка решить конфликт в присутствии близких людей (особенно детей) одной из сторон, так, что им приходится выбирать между спорящими сторонами.

Мотивационный подход

С точки зрения данного подхода враждебность определенной личности или группы является отражением прежде всего ее внутренних проблем. Так, например, с позиции Фрейда, аутогрупповая враждебность является неизбежным условием любого межгруппового взаимодействия, имея универсальный характер. Основная функция данной враждебности – средство поддержания внутренней стабильности и сплоченности группы. Отдельное место в данном случае занимают политические конфликты. Примеры можно найти в истории формирования фашистского движения в Германии и Италии (идея расового превосходства), а также в истории борьбы с «врагами народа» в период сталинских репрессий. Фрейд связывал механизм формирования аутогрупповой враждебности по отношению к «чужим» с эдиповым комплексом, инстинктом агрессии, а также с эмоциональной идентификацией с лидером группы — «отцом» и др. С точки зрения нравственности подобные факты нельзя рассматривать как конструктивный конфликт. Примеры с расовой дискриминацией и массовым террором, тем не менее, ярко демонстрируют возможность сплачивания членов одной группы в процессе конфронтации с другими.

В теоретической концепции агрессивности американского психолога Леонарда Берковица в качестве одного из ключевых факторов межгрупповых конфликтов выступает относительная депривация. То есть одна из групп оценивает свое положение в обществе как более ущемленное по сравнению с положением других групп. При этом депривация носит относительный характер, так как ущемленное положение в реальности может не соответствовать действительности.

Виды

Подробную классификацию предлагает Ральф Дарендорф. Он группирует их по конкретным признакам.

Сколько сторон участвует:

  • внутриличностный – вызванный внутренними противоречиями человека;
  • межличностный – СК между несколькими людьми, что могут принадлежать, как к одной социальной группе, так и к разным;
  • межгрупповой – противостояние между социальными группами.

Как направлено взаимодействие:

  • горизонтально – между индивидами, которые не подчиняются друг другу;
  • вертикально – между индивидами, которые связаны отношениями начальник – подчиненный;
  • смешано.
  • объективно обусловленный – когда к СК привела объективная проблема, которую нужно решить;
  • субъективно обусловленный – вызванный личными противоречиями, эмоциями оппонентов.

Каковы функции:

  • созидательный – приводит к позитивным изменениям в обществе;
  • разрушительный – дестабилизирует общественный порядок.

Как долго протекает:

  • кратковременный;
  • затяжной.

Каково внутреннее наполнение:

  • рациональный;
  • эмоциональный.

Как разрешаются:

  • мирные;
  • вооруженные.

Какова суть проблемы, приведшей к СК:

  • экономические;
  • производственные;
  • идеологические;
  • политические;
  • семейно-бытовые;
  • правовые и проч.

Какова форма:

  • внутренний;
  • внешний.

Каков характер возникновения:

  • спонтанный;
  • преднамеренный.

Каковы масштабы:

  • личный;
  • групповой;
  • региональный;
  • локальный;
  • глобальный.

Какие средства развития применяются:

  • ненасильственные;
  • насильственные.

Как влияет на развитие социума:

  • прогрессивный;
  • регрессивный.

Какие жизненные сферы затрагивает:

  • этнические;
  • семейно-бытовые;
  • политические;
  • экономические и проч.

Кроме того, Д. Катц предлагает выделять СК между прямо и косвенно конкурирующими группами, а также конфликт внутри группы (в таком случае целью является вознаграждение).

Ситуационный подход

Данный подход ориентирован на внешние факторы, ситуацию, обуславливающие возникновение и специфику конфликта. Так, в исследованиях турецкого психолога Музафера Шерифа было установлено, что враждебность одной группы по отношению к другой значительно снижается, если вместо соревновательных условий им предоставляются условия сотрудничества (необходимость выполнения совместной деятельности, в которой результат зависит от общих усилий всех участников). Таким образом, Шериф приходит к выводу о том, что факторы ситуации, в которой взаимодействуют группы, являются решающими в определении кооперативного или конкурентного характера межгруппового взаимодействия.

Основные понятия

Термином «межнациональный конфликт» принято называть осложнение отношений между народами и нациями или различными социальными классами, что приводит как к взаимной ненависти, так и к прямым военным действиям. Решение подобных проблем представляет определенные сложности, особенно если вражда теплится столетиями, а цивилизованного выхода из сложившейся ситуации нет. Сложности во взаимоотношениях возникают как на уровне федеральных органов власти, политических движений и партий, так и в семейно-бытовых отношениях.

При межнациональных столкновениях на первый план выходят сложные глубинные процессы отношений различных этнических групп и общностей. Влияние на развитие таких ситуаций могут оказывать разные факторы, в том числе религиозная сфера, культурные, территориальные, исторические и политические проблемы. Решение межнационального конфликта будет отличаться с учётом его причины, а также особенностей народности или группы людей, проживающей на определённой территории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector