Проверка противопожарной безопасности на предприятии

В каких случаях проводится внеплановая проверка МЧС

Основанием для проведения проверки является распоряжение руководителя органа пожарного надзора. Ее вправе проводить только те инспекторы, Ф.И.О. которых указано в распоряжении. Инспекторам выдается копия распоряжения, которую они должны предъявить руководителю организации/ИП одновременно со служебными удостоверениями. Если у инспектора нет при себе документа-основания, проверяемый имеет право не пускать его на территорию организации.

Внеплановую проверку могут назначить:

  • Если истек срок исполнения предписания об устранении нарушений, выданного ранее органом ГПН.

  • При вводе в эксплуатацию объекта защиты после строительства, реконструкции, технического перевооружения и пр.

  • При поступлении жалоб от граждан, юрлиц или СМИ.

  • На основании поручения Президента РФ или Правительства РФ, по требованию прокурора.

  • Если изменился класс функциональной пожароопасности объекта.

  • Когда на территории действует особый противопожарный режим.

Внеплановая проверка МЧС по пожарной безопасности не может длиться больше 20 рабочих дней, причем продление таких проверок не предусмотрено. Поскольку Госпожнадзором применяется риск-ориентированный подход при проверках, общий срок проверки для объектов, относящихся к определенным категориям риска, может быть сокращен (ст. 13 закона № 294-ФЗ, Постановление Правительства № 806 от 17.08.2016).

Каков порядок написания и согласования документации?

Начинать необходимо с организации пожарной безопасности. Это — приказы, положения, инструкции, журналы.

Вначале издаются приказы по организации пожарной безопасности на предприятии. В приказах, определяется ответственность по пожарной безопасности, указываются лица, ответственные за разработку документации по ПТМ и т.д.

На основе приказов разрабатываются и утверждаются программы инструктажей (вводного, на рабочем месте и др.), а также программы обучения персонала ПТМ с билетами (вопросами) по проверке знаний по ПТМ. Должен быть разработан и утвержден график проверки знаний по пожарной опасности.

Для фиксации проведения инструктажей и обучения по ПТМ создаются журналы по пожарной безопасности. Создаются и другие журналы по ПБ, в т.ч. журналы по огнетушителям. Все страницы в журналах должны быть пронумерованы и прошнурованы, о чем на последней странице делается запись, заверенная подписью, а концы шнуровки оклеиваются и скрепляются печатью предприятия.

Далее разрабатываются и утверждаются инструкции по ПБ:

  • общая, по предприятию (организации);
  • по помещениям (офисы, склады, цеха, мастерские и т.п.);
  • по видам работ (для пожароопасных видов работ, проводимых на предприятии, например, электросварочные работы, работы с ГСМ и т.п.).

Инструкции разрабатываются на основе типовых инструкций, с учетом правил, нормативов и др. законодательных актов. Инструкции должны быть сопряжены (согласованы) с планами эвакуации на случай пожара.

Также на предприятии разрабатываются:

  • бланки документов, например, бланки нарядов-допусков;
  • регламенты технического обслуживания противопожарного оборудования;
  • планы эвакуации людей в случае пожара;
  • документация по электробезопасности (с точки зрения пожарной безопасности, например, контроль изоляции и заземления).

Какие еще меры применяются?

Вышеизложенное — основа деятельности предприятия в области документации по предотвращению пожарной опасности. Но, на этом работа по документации не заканчивается.

Необходимо издавать новые приказы и распоряжения (например, приказы о возложении ответственности по ПБ в цехах, участках и отделах, о лицах, ответственных за состояние территории, помещений, зданий и сооружений, оборудования, ответственных за проведение пожароопасных и взрывоопасных работ и т.д. и т.п.). Регулярно (обычно, раз в году) разрабатываются планы мероприятия по профилактике и тушению пожаров на предприятии.

В связи с изменениями на предприятии (появление новых работников, оборудования, помещений и т.д.) необходимо разрабатывать новые инструкции по ПБ, программы инструктажей, обновлять приказы и пр. То же необходимо делать при изменении законодательства (законов, норм, правил и т.д.).

Основания для проведения внеплановой проверки пожарной безопасности органами ГПН

Внеплановая проверка в отношении организаций и граждан проводится на основании распоряжения о проведении внеплановой проверки органов власти, объекта защиты Нажмите для перехода на ПожВики, территории (далее — распоряжение о проведении проверки) органа ГПН Нажмите для перехода на ПожВики.

Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения внеплановой проверки, является:

1) истечение срока исполнения органом власти, организацией, гражданином ранее выданного органом ГПН предписания об устранении нарушения и (или) по устранению несоответствия;

2) наличие решения органа власти об установлении особого противопожарного режима Нажмите для перехода на ПожВики на соответствующей территории;

3) поступление в орган ГПН:

  • сведений от организаций, граждан, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности Нажмите для перехода на ПожВики;

  • обращений и заявлений граждан, организаций, информации от органов власти (должностных лиц органов ГПН требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты и (или) территории (земельных участков), о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты и (или) территории (земельного участка), о несоответствии объектов защиты и (или) территории (земельных участков), пожарно-технической продукции Нажмите для перехода на ПожВики требованиям пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности Нажмите для перехода на ПожВики государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара Нажмите для перехода на ПожВики либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара;

4) наличие распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

5) наличие акта о невозможности проведения внеплановой проверки с указанием причин невозможности ее проведения.

О проведении внеплановой проверки уполномоченное должностное лицо органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, уведомляется органом ГПН не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты органа власти, юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен органом власти, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или гражданином в орган ГПН.

Не требуется предварительное уведомление организации, гражданина о проведении внеплановой проверки по основанию, указанному в абзаце третьем подпункта 3 и подпункте 5 перечисленных юридических фактов, являющихся основаниями для начала проведения внеплановой проверки.

Кого учить и с какой периодичностью

Навыкам пожаротушения должны обучаться все без исключения сотрудники предприятий, этому обязывает статья 37 федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ. Согласно пункту 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 25.04.2012 № 390, учеба сотрудников мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения ПТМ с нормативно установленной периодичностью. Порядок и сроки проведения пожарного минимума определяются ЛНА организации, и они вправе устанавливать периодичность обучения ПТМ чаще, чем это предписывает действующее законодательство, но не реже.

Ответ на вопрос, с какой периодичностью проводится обучение руководителей и специалистов организаций ПТМ, изложен в пункте 32 Норм, утвержденных приказом МЧС от 12.12.2007 № 645 — от одного раза в год до одного раза в три года, в зависимости от специфики предприятия.

Пожарный минимум согласно приказу МЧС от 12.12.2007 № 645 проходят:

  • генеральные директоры и их заместители;
  • начальники структурных подразделений;
  • главные специалисты по профилю деятельности организации;
  • ответственные за обеспечение противопожарной безопасности на предприятии;
  • персонал, труд которых связан с выполнением опасных видов работ, связанных с огнем и другие специалисты.

Обучение нового сотрудника проводится в течение месяца со дня приема на работу. Если предприятие не связано с взрывопожароопасным производством, то периодичность обучения работников пожарно-техническому минимуму — один раз в три года. Если организация имеет взрывопожароопасные риски по профилю деятельности, то ПТМ проводят один раз в год. Сотрудники с квалификацией инженера (техника) пожарной безопасности или стажем непрерывной работы в области пожарной безопасности от пяти лет в первый год трудоустройства учебу не проходят. Всех остальных сотрудников законодательство позволяет учить как в отрыве от производства, так и без отрыва.

С отрывом от производства, согласно пункту 36 Норм, утвержденных приказом МЧС от 12.12.2007 № 645, обязаны обучиться:

  • руководители организации и специалисты, которые исполняют их обязанности;
  • ответственные за пожарную безопасность;
  • персонал, занятый на работах с открытым огнем и др.

Учебу проходят в образовательном учреждении пожарно-технического профиля или учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям региона. Перед заключением договора об оказании услуги по обучению персонала следует уточнить, какая периодичность проведения занятий по пожарно-техническому минимуму, для обеспечения своевременной замены отсутствующего работника.

Без отрыва от производства вправе пройти подготовку все другие работники, но для этого потребуется:

  • разработать и утвердить программу обучения;
  • согласовать ее с территориальным органом МЧС;
  • определить ответственного исполнителя из числа работников предприятия (того, кто станет обучать остальных ПТМ).

Сотрудник, который учит работников в организации, сам изначально обязан пройти соответствующий курс в специальном учебном центре, и в дальнейшем регулярно проходить переобучение. С какой периодичностью должны проходить обучение по пожарно-техническому минимуму лица, ответственные за учебу работников в компании, зависит от самой организации, в которой они работают. Если предприятие не связано с взрывопожароопасным производством — один раз в три года. Если связано — каждый год.

Как будет понижаться и повышаться категория риска

Понижать и повышать категорию риска можно будет не более чем на одну ступень.

Понижение категории риска происходит при соблюдении одного из следующих условий:

  1. Создание в установленном законодательством Российской Федерации порядке подразделения пожарной охраны для защиты соответствующих объектов (за исключением добровольных пожарных формирований);
  2. Наличие в структуре юридического лица и у индивидуального предпринимателя, которые используют объект защиты, подразделения, занимающегося вопросами пожарной профилактики, кадровый состав которого имеет специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе государственного пожарного надзора или тушения пожаров не менее 5 лет;
  3. Проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
  4. Отсутствие при последней плановой проверке нарушений требований пожарной безопасности;
  5. Регистрация декларации пожарной безопасности для объекта защиты с количеством этажей не более 2, общая площадь которого составляет не более чем 1500 квадратных метров (за исключением объектов дошкольных учреждений с одновременным пребыванием более 10 детей, объектов, предназначенных для проживания детей, престарелых и инвалидов, с одновременным пребыванием более 10 человек, многоквартирных жилых домов, объектов начального общего, основного общего и среднего общего образования, объектов профессионального образования, общежитий образовательных организаций).

Повышение категории риска происходит при наличии одного из следующих условий:

  1. Проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о невыполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
  2. Наличие сведений о происшедшем на объекте защиты пожаре в течение последних 5 лет;
  3. Наличие вступившего в законную силу постановления суда о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя на объекте защиты в течение последних 3 лет.

При наличии критериев, позволяющих отнести объект защиты к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект защиты к более высокой категории риска.

В заключение посмотрим отдельные положения, которые вступят в силу с 1 января 2021 года. Речь идёт о признании утратившими силу следующих частей нормативных правовых актов:

  • приложение к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре»;
  • подпункт «в» пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
  • подпункт «о» пункта 2 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2018 г. № 601 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290»;
  • пункт 11 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. № 1622 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Самое главное из постановления Правительства РФ от 09.10.2019 г. № 1303 вроде бы вынесено, остальное смотрите самостоятельно. Скачать постановления № 1303 и 290 (в новой редакции) в формате MS Word можно ниже.

Инструктаж по пожарной безопасности

Всем работникам надо объяснять, как себя вести, чтобы не случился пожар, что делать и куда бежать, если он вдруг возник. Работодатель должен не просто рассказать об этом, а периодически напоминать и проверять, кто как запомнил алгоритм действий.

Инструктаж проводят в соответствии с разработанными в организации программами.

Вводный инструктаж проводят со всеми новыми, прикомандированными, сезонными работниками. Противопожарные правила рассказывают студентам-практикантам, ремонтникам, нанятым по гражданскому договору, и другим людям по решению руководителя.

Первичный инструктаж должны прослушать новые работники на рабочем месте. Во время инструктажа они должны отработать умение пользоваться огнетушителем и другими средствами тушения, показать физически, что они будут делать во время пожара.

Повторный инструктаж проводят для всех работников организации. Обычно его делают раз в год, в пожароопасных производствах чаще.

Внеплановый инструктаж должен быть, если, например, в организации обновили оборудование, было ЧП или в других организациях с аналогичным производством произошел пожар.

Целевой инструктаж нужен при проведении разовой пожароопасной работы. В нем напоминают о безопасных действиях и предостерегают от опасных.

Каждый инструктаж регистрируют в специальном журнале учета инструктажей, где работники расписываются лично.   

Посмотреть, как надо проводить инструктаж, можно в приложении к Приказу МЧС от 12.12.2007 № 645 и Методических рекомендациях по организации обучения. 

Пожарная безопасность: кто и как проверяет

В этой консультации мы расскажем, кто и как вправе проверить у вас соблюдение законодательства о пожарной безопасности.

Общие положения

Контролировать пожарную безопасность имеет право Государственная служба по чрезвычайным ситуациям (далее – ГСЧС). Такие полномочия ей предоставлены ст. 67 КГЗ. Кроме того, ГСЧС действует в соответствии с Положениями, утвержденными Указом № 20/2013 и Постановлением № 1052.

Распространяется ли на ГСЧС мораторий?

Только частично. Мораторий установлен Законом № 1728, а перечень органов, на которые его действие не распространяется, приведен в Постановлении № 1104.

Согласно Постановлению № 1104 мораторий не распространяется на ГСЧС в части осуществления государственного надзора (контроля) относительно:

  • заведений здравоохранения и отдыха детей, интернатных заведений, заведений дошкольного, общего среднего, профессионального (профессионально-технического) и специализированного образования;
  • субъектов хозяйствования (далее – СХ) с высокой степенью риска (в т. ч. объектов топливно-энергетического, военно-промышленного комплексов, объектов повышенной опасности, химически опасных объектов и объектов высотного строительства).

Как определить степень риска СХ?

Критерии отнесения к той или иной степени риска определены Постановлением № 1043. Например, к высокой степени риска относятся СХ, которые осуществляют деятельность на территории или в помещении объекта, который является памятником культурного наследия национального значения.

Таким образом, в 2018 году ГСЧС имеет право далеко не все предприятия и предпринимателей.

Распространяется ли на ГСЧС действие Закона № 877?

Да, распространяется. Сфера действия этого Закона определена в ст. 2. В ней содержится перечень контролирующих органов, на которых Закон № 877 не распространяется, и перечень органов, подпадающих под действие этого документа только частично. Ни в одном из перечней ГСЧС нет. Поэтому в своей контрольно-проверочной деятельности эта служба обязана руководствоваться Законом № 877.

Какими еще нормативными актами руководствуются органы ГСЧС при проверках?

Кроме Закона № 877, ГСЧС при проведении проверок пожарной безопасности руководствуется также:

  • КГЗ;
  • Постановлением № 1043;
  • Положениями № 20/2013 и № 1052.

Стоит обратить внимание еще на один документ, который не является нормативным, тем не менее проверяющие его используют при проверках. Это Методрекомендации № 13

Какие вопросы могут интересовать проверяющих в ходе проверки?

Приказом № 1337 утверждена форма акта, который составляется по результатам плановой или внеплановой проверки. Эта форма содержит перечень вопросов, которые будут проверяться, а именно:

  • наличие на объекте распорядительных документов и информационных указателей по вопросам пожарной безопасности;
  • применение в строительстве и на производстве материалов и веществ с определенными показателями относительно пожарной опасности;
  • наличие декларации соответствия материально-технической базы СХ требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности;
  • проведение инструктажей и прохождение обучения по вопросам пожарной безопасности;
  • противопожарное состояние содержания путей эвакуации и выходов и т. д.

Плановые проверки

Основные требования к плановым проверкам таковы:

1. СХ должен быть внесен в план проверок на соответствующий год.

План проверок на 2018 год можно найти на сайте ГСЧС.

2. При включении СХ в план проверок должны соблюдаться требования к периодичности проведения проверок в зависимости от степени риска СХ, а именно:

  • с высокой степенью риска – не чаще одного раза в 2 года;
  • со средней – не чаще одного раза в 4 года;
  • с незначительной – не чаще одного раза в 6 лет.

Критерии степеней риска в данном случае утверждены Постановлением № 1043.

Обратите внимание: с 29.12.17 г. критерии поменялись

А планы проведения проверок на 2018 год были утверждены еще с учетом старых критериев, утвержденных Постановлением № 306. Поэтому на практике возможны случаи, когда предприятие было отнесено к высокой степени риска и включено в план на основании старых критериев, а по новым критериям не является таковым.

Права и обязанности проверяемых организаций

Права и обязанности есть не только у лиц, осуществляющих проверку. Определенным набором полномочий также наделены и организации, в отношении которых осуществляется пожарный надзор. В данный перечень входит следующее (ч. 1 ст. 37 ФЗ РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ):

  • создание, реорганизация и прекращение деятельности пожарной охраны, которую предприятие содержит за свой счет,
  • внесение предложений в государственные органы по вопросу обеспечения пожарной безопасности,
  • проведение необходимых расследований с целью установления причин возгорания, возникшего в организации,
  • использование способов социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности,
  • запрос и получение необходимой информации от органов ГПН,
  • принятие участие в проверке, а также ознакомление с ее результатами.

За организациями также закрепляется ряд обязательств, которые они должны неуклонно соблюдать. Речь идет о следующих пунктах, прописанных в ч. 2 ст. 37 упомянутого выше ФЗ РФ:

  • строгое соблюдение всех требований и предписаний пожарной безопасности,
  • применение мер, направленных на защиту от пожаров и возгораний,
  • обучение кадров правилам, действующим в данной сфере,
  • включение в содержание коллективного договора положений по защите от пожаров,
  • обеспечение доступа к своим зданиям и производственным мощностям инспекторам ГПН,
  • при выявлении нарушений организации обязаны оперативно их устранить,
  • своевременное представление документов для проведения проверки,
  • оперативное сообщение о произошедших возгораниях.

ВАЖНО. Руководители организаций должны помнить, что несут персональную ответственность за соблюдение всех требований и предписаний законодательства, действующего в области пожарной безопасности.

Что проверяют?

Подготовка к проверке по пожарной безопасности начинается с пересмотра предписаний по предыдущему контролю. Чаще всего инспекторы выявляют нарушения:

  1. Неисправность сигнализации и системы оповещения. Отсутствие договора на их обслуживание.
  2. Размещение производственных мощностей в помещениях, предназначенных для хознужд.
  3. Отделку путей эвакуации горючими материалами.
  4. Загромождение путей эвакуации и лестничных пролетов.
  5. Отсутствие огнезащитного покрытия несущих конструкций и кровли.
  6. Игнорирование плановых испытаний пожарных лестниц.
  7. Незаконную перепланировку здания.
  8. Отсутствие установленных мест для курения.
  9. Открытые приборы освещения.
  10. Отсутствие подъезда и проезда для автомобилей МЧС.
  11. Неисправность и некомплект системы внутреннего водопровода.
  12. Отсутствие или неправильное ведение документации по пожарной безопасности на предприятии.
  13. Отсутствие специального образования у лица, отвечающего за пожарную безопасность.

Есть также перечень трудноустранимых нарушений:

  • производственные помещения не оборудованы системой автоматического пожаротушения;
  • отсутствует система дымоудаления;
  • заужена ширина лестничных проемов и путей эвакуации;
  • отсутствуют дополнительные эвакуационные выходы;
  • наличие стационарных препятствий на пути эвакуации.

Если на стадии подготовки к проведению проверки по пожарной безопасности будет составлен план по выявлению несоответствий требованиям ГПН, то получить положительное заключение и избежать штрафов будет намного проще.

Чего не следует допускать на предприятии?

Нельзя хранить на объектах непроизводственного назначения взрыво- и огнеопасные составы. Запрещено хранить бумагу, документацию, рядом с возможными источниками воспламенения. Курить строго в отведенных местах. Применять огнеопасные составы и устройства разрешено исключительно по назначению. Нельзя устанавливать в цоколе здания помещения хозяйственного назначения. Запрещено размещать склады на лестничных площадках, заставлять эвакуационные пути.

Большинство возгораний на производстве случается по причине неправильного обращения с установкой. Вторая по популярности причина пожара – это неправильная организация рабочих мест и неподготовленность персонала.

Видео

Как осуществляются проверки

Что проверяет инспекция при плановой ревизии в офисе? Порядок проверки пожарной безопасности включает: осмотр помещения и подъездов к нему, лестниц и проходов, а также ревизию необходимых инструкций. Это следующие документы:

  1. Инструкция о мерах предупреждения пожара в здании, включающая планы всех этажей и лестниц, по которым происходит эвакуация людей.
  2. Расписание занятий по пожарному инструктажу с целью сдачи пожарно-технического минимума. Должны заполняться журналы по инструктажам и проверкам технического состояния огнетушителей, систем оповещения и сигнализации.
  3. Приказы о порядке прохождения инструктажа и сдаче пожарно-технического минимума, а также о назначении ответственных за пожарную безопасность лиц, которые готовят персонал к сдаче пожарно-технического минимума и проводят инструктажи по пожарной безопасности. Эти лица занимаются также приобретением огнетушителей, следят за их исправностью, выделяют специальные места для курения и проверяют их.
  4. Специальные положения для персонала с четкими правилами поведения. Сотрудники обязаны знать, как правильно закрывать помещение, где хранятся огнетушители. В инструкциях для работников фирмы нужно указывать, как правильно обращаться с огнетушителями и приводить их в готовность, какие еще средства имеются и как ими пользоваться.

В помещении должны быть прикреплены таблички с фамилиями ответственных и номерами телефонов, по которым можно вызвать пожарную охрану, особые знаки, указывающие на местонахождение огнетушителей.

При наличии всех выполненных условий следует документальное оформление прохождения контроля – составление акта. Образец акта проверки объекта пожарно-технической комиссией – это унифицированный бланк, который заполняется уполномоченными лицами. В нем указываются адрес проверяемого объекта, данные о руководителе и лицах, ответственных за пожарную безопасность.

Санкции по результатам проверки Государственного пожарного надзора

Проверка закончилась и поскольку ранее по данным нарушениям работодатель не привлекался, и большую часть указанных в предписании нарушений устранили до даты окончания проверки, мерой наказания выбрано предупреждение без наложения штрафных санкций.

В целом все прошло отлично, инспектора не придирались, все замечания были сделаны по делу.

Так что всем желаю удачи, и не забывайте, инспектора — такие же люди, как и мы с Вами

***

Ниже можно оценить материал и написать комментарий.

Другие материалы по пожарной безопасности можно найти в рубрике Пожарная безопасность.

Продолжение следует …

Как оформляются результаты проверки

По результатам проверки обязательно должен быть составлен акт. В нем сотрудники МЧС перечислят нарушения, если они выявлены, или укажут, что их нет. Если нарушения требований пожарной безопасности были выявлены, то инспектор выдаст предписание устранить их в определенный срок. Помимо этого инспектор составит протокол и вынесет постановление о привлечении к административной ответственности должностного лица, организации или предпринимателя или передаст дело в суд.

Все нарушения и наказания перечислены в статье 20.4 КоАП РФ. Так, несоблюдение требований пожарной безопасности, то есть Правил противопожарного режима, утв. Постановлением № 390, влечет за собой предупреждение или штраф. Размер штрафа зависит от статуса правонарушителя. Граждане заплатят от 1000 до 1500 рублей, должностные лица – 6000-15000 рублей, организации от 150 000 до 200 000 рублей.

Нарушение требований к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение штрафа на граждан от 2000 до 3000 рублей, на должностные лица от – 6000 до 15 000 руб., на юридические лица – от 150000 до 200000 руб. (ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

Посмотреть содержание указанных требований можно в следующих нормативных актах:

  • «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178;
  • «СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 179;
  • НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1997 № 84.

Несоблюдение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение штрафа на граждан от 3000 до 4000 рублей, должностные лица – от 15 000 до 20 000 руб., на юридических лиц – от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ). Эти требования регламентированы, в частности, следующими нормативными актами:

  • «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175;
  • «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171;
  • «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173;
  • «НПБ 58-97. Нормы пожарной безопасности. Системы пожарной сигнализации адресные. Общие технические требования. Методы испытаний», утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1996 N 64.

Если в результате нарушения требований пожарной безопасности произошел пожар и было уничтожено или повреждено чужое имущество либо причинен легкий или средней тяжести вред здоровью человека, то размер штрафа, наложенного на гражданина составит от 4000 до 5000 рублей, на должностное лицо – от 40 000 до 50 000 руб., на юридическое лицо – от 350 000 до 400 000 руб. (ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ).

Требования пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям установлены в ст. 67 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Несоблюдение этих норм влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 7000 до 10 000 руб., а на юридических лиц – от 120 000 до 150 000 руб. (ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ), на граждан – от 1000 до 5000 рублей.

Основания для проведения пожарной проверки

О необходимости проведения проверок на предмет соблюдения хозяйствующими субъектами (ООО, ИП и т.д.) и гражданами правил противопожарного законодательства четко написано в ФЗ РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ.

В качестве оснований для организации выездного пожарного надзора могут выступать следующие пункты:

  • наступление даты проведения очередной плановой проверки (согласно утвержденному графику),
  • окончание периода времени, в течение которого предприятие должно было устранить выявленные нарушения в части пожарной безопасности,
  • введение в отношении объекта специального противопожарного режима (на основании соответствующего решения государственного органа),
  • завершение строительства (модернизации, реконструкции и т.д.) здания и его ввод в эксплуатацию,
  • поступление сигналов о нарушении конкретной организацией правил пожарной безопасности,
  • при наличии соответствующего поручения Президента РФ, Правительства РФ либо требования, поступившего от прокурора (к примеру, если идет разбирательство по факту поступившей в прокуратуру жалобы).

СПРАВКА. В целом, общий перечень оснований можно разделить на две группы в зависимости от вида проверки. Она может быть плановая и неплановая. Более подробно этот вопрос описан ниже по тексту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector