Пожарный проезд: нормы и требования

Содержание:

Пожаробезопасное расстояние между деревянными домами

Мы решили рассмотреть эту тему отдельно, потому что именно деревянные дома являются самыми опасными для жизни в плане пожарной безопасности. Возгорание может произойти от обычного повышения температуры. Конечно, много зависит и от обработки древесины, ведь на данный момент существует немало различных пропиток и других вспомогательных средств, помогающих минимизировать риски возгорания.

Есть несколько типов строений относящиеся к деревянным домам:

  • Здания, полностью выполненные из дерева;
  • Здания, в которых из дерева выполнен только каркас.

Если дома являются полностью деревянными, то логично предположить что риск их возгорания значительно выше. Такими зданиями на частном участке могут быть:

  • Баня;
  • Птичники;
  • Конюшня;
  • Кладовая;
  • Беседка и т.п.

Что касается зданий с частичным применением дерева, то таким может быть даже жилой дом. Как правило, из дерева делают перекрытия для крыши, полы и даже каркас дома. Это выглядит красиво, материал экологичен, но на деле все гораздо сложнее, потому что за деревом надо ухаживать, а если произойдет пожар, то последствия будет намного сложнее нейтрализовать, чем в каменном доме. В таком случае пожарным нормам надо отводить особое место.

Если дом полностью состоит из дерева, то расстояние между соседним домом должен быть не менее 15 метров. Если метраж этого не позволяет, то здание надо оборудовать средствами, которые предотвращают пожар или защитить его от самой возможности возгорания. Если же речь о доме, частично выполненном из дерева, то минимальное расстояние с соседним зданием должно составлять не менее 10 метров.

Функциональное назначение пожарного проезда к многоквартирному дому

Правильный маршрут противопожарной техники позволяет быстро приступить к тушению огня и создать препятствия для его распространения. Это возможно благодаря:

  • свободному, оперативному въезду-выезду пожарных машин на придомовую территорию;
  • организованному движению и развороту техники;
  • возможности безопасной, устойчивой установки оборудования для тушения пожара и эвакуации людей;
  • парковки пожарной техники в месте подключения к гидранту.

Регламентированный пожарный проезд к МКД проектируются на основе действующих документов, в которых указаны нормативы расположения и расстояние между зданиями, сооружениями и хозяйственными объектами на придомовой территории для обеспечения беспрепятственного подъезда средств пожаротушения.

Пожарные проезды нормы СНИП

С появлением системного градостроительства, огромное внимание отводилось вопросам противопожарной безопасности, ведь пожар значительно проще уничтожить в зародыше, чем после его распространения, не говоря уже о нанесённом ущербе. По этой причине во время планирования строительства принимаются во внимание высота пожарной машины, в соответствии  с которой соблюдается и высота проезда для пожарных машин, а также обеспечивается их беспрепятственный подъезд к зданию

По этой причине во время планирования строительства принимаются во внимание высота пожарной машины, в соответствии  с которой соблюдается и высота проезда для пожарных машин, а также обеспечивается их беспрепятственный подъезд к зданию

Что означают данные нормы

В первом случае имеется ввиду возможность сквозного движения специализированной техники через конкретную зону, а во втором — возможность приблизиться к объекту. Оба момента призваны обеспечить доступ сотрудников МЧС и их оборудования к зданиям, в которых обнаружено возгорание.

Согласно СНиП 2.07.01-89 существующие нормы противопожарной безопасности обязаны обеспечить беспрепятственный подъезд пожарных машин к зданию, а также свободный доступ команды МЧС в каждое помещение с автоподъёмников или со спецлестниц.

Подобная формулировка налагает особые требования к обустройству пожарных арок или проездов, которые должны соответствовать заданным стандартам.

Здесь следует уточнить, что пожарным проездом называется разрыв конструкции или расстояние между постройками, которое обеспечивает свободный проезд пожарной спецтехники в любой чрезвычайной ситуации.

Кроме того, он предотвращает распространение огня на соседние здания.

Ширина и высота проезда для пожарных машин

Технический регламент, действующий в Российской Федерации и утверждающий требования к пожарной безопасности, гласит, что:

  1. Расстояние для проезда пожарных машин от края арки до строения должно быть не менее 5 метров. При этом для высотных зданий свыше десяти этажей минимальное расстояние составляет 10 метров.
  2. Сквозные проезды в сооружениях, должны иметь ширину, равную или превышающую 3,50 метра, а высоту, с учётом высоты пожарной машины стандартного образца — не менее 4,25 метра.
  3. Располагаться арки могут максимум через каждые 300 метров, а в случае застройки по периметру данная дистанция не должна превышать 180 метров.

Исключения из правил

При этом в поселениях и/или районах исторической застройки регламентом разрешается оставлять параметры существующих проездов без изменений. Помимо вышеуказанного  случая, ширина проезда может не соответствовать нормам, если:

  • стены соседних сооружений не имеют окон, а их огнестойкость соответствует 1-й и 2-й степеням — можно сузить разрыв на 20%;
  • здания расположены в зоне сейсмической активности достигающей девяти баллов — необходимо расширить проезд на 20%;
  • одна из построек имеет огнестойкость от 3-й до 5-й степени и расположена в 100-километровой береговой полосе — увеличение ширины на 25%;
  • соседние дома являются двухэтажными каркасно-щитового типа или же имеют горючую отделку фасада — разрыв делают на 20% больше.

Расстояния между хозяйственными постройками регламентом не нормируются, а степень огнестойкости присваиваются согласно ГОСТ 30247.

Выполнение указанных правил, среди которых основополагающей нормой является соблюдение просветов между строениями, жизненно важно для людей, а также для сохранности их имущества

Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям

8. Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям

8.1. Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен:

— с двух продольных сторон — к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;

— со всех сторон — к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1.

8.2. К зданиям и сооружениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:

— с одной стороны — при ширине здания или сооружения не более 18 метров;

— с двух сторон — при ширине здания или сооружения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.

8.3. Допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям и сооружениям в случаях:

— меньшей высоты, чем указано в пункте 8.1;

— двусторонней ориентации квартир или помещений;

— устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.

8.4. К зданиям с площадью застройки более 10 000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.

8.5. Допускается увеличивать расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до ближней стены производственных зданий и сооружений до 60 метров при условии устройства тупиковых дорог к этим зданиям и сооружениям с площадками для разворота пожарной техники и устройством на этих площадках пожарных гидрантов. При этом расстояние от производственных зданий и сооружений до площадок для разворота пожарной техники должно быть не менее 5, но не более 15 метров, а расстояние между тупиковыми дорогами должно быть не более 100 метров.

8.6. Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:

— 3,5 метров — при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;

— 4,2 метра — при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;

— 6,0 метров — при высоте здания более 46 метров.

8.7. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.

8.8. Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть:

для зданий высотой до 28 метров включительно — 5 — 8 метров;

для зданий высотой более 28 метров — 8 — 10 метров.

8.9. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.

8.10. В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.

8.11. Сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру — не более чем через 180 метров.

8.12. В исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).

8.13. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.

8.14. Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях и сооружениях располагаются на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий и сооружений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.

8.15. При использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось.

8.16. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

8.17. Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.

8.18. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов — не менее 3,5 метра.

Кто и где имеет право вешать табличку

Юридической силы табличка «Машины не ставить» не имеет. Чаще всего щиты размещают возле частных домовладений. Но за воротами начинается территория общего пользования. И если нет государственного знака, запрещающего парковку автотранспорта, то вы имеете право поставить автомобиль там, где установлена табличка «Машины не парковать».

Но это также вопрос совести и водительской этики. Вы встали у въезда в частное домовладение, где, например, висит табличка «Напротив ворот машины не ставить». И заперли хозяина в собственном доме. Домовладелец может вызвать эвакуатор и автоинспектора. Но ничего не добьется: вас не отвезут на штрафстоянку.

Юридически вопрос не отрегулирован

Поэтому важно, чтобы табличка была более убедительной, к примеру: «Просьба машины не ставить». Напишите послание с юмором: это эффективнее, чем надписи угрожающего характера.

Спорным будет также знак «Машины не ставить» возле организации или склада, магазина или пекарни, прочих мест

И неважно,напечатан ли он либо просто написан от руки т. Автовладелец может не реагировать на просьбу, но этим затруднит работу предприятий: вывоз мусора, разгрузку товара, выезд длинномерных фургонов

Однако если арендатор или собственник магазина (склада) зарегистрирует знак «Машины не ставить, стоянка запрещена», нарушителю грозят штрафы.

Самодельные информационные вывески о сходе снега или падении сосулек можно «не заметить» и поставить транспорт в этой зоне. Но такое действие может иметь опасные для жизни последствия.

Пожарный проезд: требования норм вокруг жилых и общественных зданий

Пожарный проезд предназначен для того, чтобы специализированная техника могла быстро добраться до очага возгорания и начать тушение. Отсутствие аварийных путей и разъездных площадок может привести к трагедии.

Пожарные проезды нормы

Пожарный проезд в частном секторе нужно сохранять свободным и поддерживать в исправном состоянии. Зимой его следует очищать ото льда и снега.

Для отдельно стоящих одно- или двухсекционных жилых сооружений допускается устройство проездов категории П1, т.е. ширина дороги — 3,5 м, обочина — 2 м. Автопроезды должны иметь 2 выезда на улицы. Также рекомендуется делать разъездные площадки протяженностью больше 15 м и шириной больше 7 м. Интервал между площадками — не более 200 м.

В тупиковых проездах необходима площадка для разворота пожарной техники. Длина тупикового автопроезда не должна быть больше 150 м, заканчивается он поворотными площадками, чтобы обеспечить разворот автотехники и пожарных машин. В габариты площадки для разворота можно включать:

  • подъезды для пожарной техники;
  • примыкающие тротуары;
  • промежуток от границы проезжей части до стены здания, если дорога рассчитана на вес пожарной машины.

Требования к пожарному проезду:

  1. Предусматриваются в замкнутых и полузакрытых дворах.
  2. Арки строятся шириной не меньше 3,5 м, высотой не меньше 4,5 м и располагаются не больше чем 300 м друг от друга. В исторических зданиях можно сохранять размеры арок.
  3. Подъезд к водоемам должен осуществляться согласно нормативным документам.
  4. К малоэтажным домам подъезд обеспечивается в радиусе не больше 50 м.
  5. Гидранты надо устанавливать возле дорог не дальше 2,5 м от границы проезжей части и на расстоянии более 5 м от стен сооружения.

При соблюдении норм создаются условия свободного доступа к объекту возгорания для устранения огня.

Минимальная ширина пожарного проезда

Ширина проезда для зданий с разной этажностью определяется такими нормами:

  • дома до 5 этажей должны иметь ширину дороги 3,5 м;
  • 6-16 этажей — 4,2 м;
  • 17 и больше — 6 м.

Поскольку бороться с пожарами в многоэтажных зданиях труднее, нужно больше специальной техники. Соответственно, ширина дорог должна быть больше. Если на противопожарных дорогах установлены гидранты или автоматическое тушение, ширину допускается изменить.

Минимальная ширина пожарного проезда должна составлять:

  • 3,5 м, когда высота зданий до 13 м;
  • 4,2 м — если высота построек от 13,0 м до 46,0 м;
  • 6 м — если здание выше 46 м.

Размеры разворотной площадки для пожарной машины — 15х15 м. Площадка обрабатывается антисептиком по всему периметру и оснащается водоприемниками в месте наклона дороги не меньше 6°. Этот наклон обеспечит сток лишних вод.

Строительные материалы

Строительство здания без стройматериалов невозможно, а правильно выбранное сырье позволяет минимизировать риск появления пожара. Так зачем же доводить эти риски до максимума? Уменьшить противопожарные расстояния можно с помощью правильно подобранного сырья. Чем ниже его пожароопасность, тем лучше.

А как определить пожарную опасность строительных материалов? Сделать это можно опираясь на пожарно-технические характеристики объектов:

  • Горючесть;
  • Воспламеняемость;
  • Распространение пламени по поверхности;
  • Дымообразующие способности;
  • Токсичность.

Но чтобы не усложнять все эти классификации, мы просто рассмотрим самую популярную, которая делит стройматериалы на две большие касты. К первой относятся горючие материалы, а ко второй негорючие. Но каждая из этих групп подразделяется ещё и на подгруппы. Разделяют их согласно ГОСТ.

Последняя категория материалов может отрицательно повлиять не только на тех, кто находится поблизости горящего здания, потому противопожарное расстояние между жилым домом такого типа и другими домами должно быть максимально большим.

Предусмотренные штрафы за парковку на пожарной площадке

Очевидно, что никому, кроме техники служб спасения нельзя занимать эту площадку. За парковку на пожарной разметке автовладелец будет привлечен к административной ответственности.

  • За нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям автовладелец будет оштрафован на сумму от 500 до 2500 рублей. Если по вине владельца неверно припаркованной машины спасатели не смогут попасть в нужное место и из-за этого пострадают или погибнут люди, то судебного разбирательства и уголовной ответственности не избежать.
  • Если водитель заблокирует кому-либо (вне зависимости личному или служебному ТС) въезд, проезд или выезд, то его действия расценят по ст. 12.19 ч. 4 КоАП. Штраф составит до 2000 рублей.

В Москве и Санкт-Петербурге штрафы, как правило, в два раза выше, чем в регионах РФ. Это обусловлено более высокой плотностью населения и большим количеством транспорта.

Во избежание недоразумений, пожарная разметка должная сопровождаться знаком «Стоянка запрещена». Этот знак подтверждает основание для запрета на парковку, поскольку в ПДД не указано, что стоянка автомобиля на разметке без соответствующего запрещающего знака является правонарушением.

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84

Несмотря на строгие требования к пожарной площадке во дворах домов, расположение разметки не всегда удобно для самих сотрудников МЧС или пожарных. Поэтому они могут припарковать свой транспорт там, где им будет удобнее, то есть в месте, доступ из которого упростит помощь нуждающимся. Жильцы многоквартирных домов обязаны следить за тем, чтобы их двор и въезд в него были свободны для деятельности спасательных служб.

Дополнительные условия

Противопожарная спецтехника предназначена не только для непосредственного тушения пожаров. По сути, это мобильные центры технического обеспечения чрезвычайных ситуаций. На них установлено оборудование для связи, осветительные приборы, насосные станции, механические и автоматические средства для спасения людей. Несмотря на то, что мобильные центры характеризуются большими возможностями для ЧС, для них необходимы и другие ресурсы:

  • для бесперебойной и продолжительной подачи воды нужен стационарный гидрант на месте происшествия;
  • подготовленная площадка с надежным покрытием, способная выдержать значительные нагрузки;
  • возможность быстро и беспрепятственно подъехать к очагу возгорания и маневрировать на месте, например, для ротации техники, в зависимости от сложившейся ситуации.

Противопожарная безопасность становится с каждым годом все более насущной проблемой, поэтому целесообразно профессионально прорабатывать все участки жилых массивов, территорий предприятий, садовых кооперативов, строительных площадок и других зон. Правильная организация подъездных маршрутов, соответствие нормам, действующим в РФ, поддержание маршрутов в подготовленном состоянии является гарантией оперативного прибытия на пожар специалистов-пожарных, устранения возгорания, сохранность имущества и человеческих жизней.

Расстояние между многоэтажными домами

Люди живут не только в частных домах, ведь приличная часть населения обитает в многоэтажках, а они тоже нуждаются в обеспечении пожарной безопасности. Между такими домами расстояние, как правило, составляет от шести до десяти метров, поскольку многоэтажки очень редко делают из дерева, потому присутствует только минимальный риск распространения огня.

Этого расстояния как раз достаточно чтобы проехала пожарная техника. Но есть нюансы:

  • Расстояние определяется от выступающих конструкций, но только в том случае если они выполнены из горючих материалов, и выступают на расстояние не меньше метра;
  • Дома где живут много людей, нередко оборудуются противопожарной сигнализацией. Это позволит вовремя вывести всех жителей, которые успели услышать тревожный сигнал;
  • В домах устанавливают систему пожаротушения. Как только в здании появится избыток дыма, автоматически включается система, которая по идее должна погасить все источники огня. Это позволит не распространяться пожару;
  • Для строительства используются материалы высокой степени огнестойкости, а дома из негорючих материалов попросту не горят.

Правда, можно выделить факторы, которые увеличивают риск возникновения пожара, а значит и расстояние между домами тоже должно быть увеличено:

  1. В местности с повышенной сейсмологической активностью есть большой риск возгорания проводки, а значит и риск пожара высокий. Потому стоящие рядом дома опасны.
  2. В домах есть много элементов, частей каркаса выполненных из неустойчивых к огню материалов.
  3. Дома установлены на береговой линии.

Также, многое зависит от расстояния между гаражами и зданиями. Гаражей в городской черте много, и они находятся за домами на расстоянии в несколько метров. Это практически единственные хозяйственные постройки в данном регионе.

Нормативные документы, регламентирующие проезд пожарной техники

Требования, прописаны в Федеральном законе № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Пункт 6 статьи 63 регламента требует обеспечить беспрепятственный доступ техники к месту возгорания. Статья 90 гласит о необходимости сооружения специальных подъездных путей или совмещенных с функциональными участками проезжей части.

Кроме 123-ФЗ, в Российской Федерации действуют:

  • Постановление Правительства № 390 – о противопожарном режиме;
  • Свод Правил 4.13130. 2013 – о системе противопожарной защиты.

Согласно СП пожарный проезд к зданию высотой от 28 метров должен располагаться с двух сторон. Если дом ниже 28 метров, с коридорным или двусторонним расположением квартир и в нем имеются наружные лестницы, которые связывают между собой лоджии и балконы, то подъезд к нему может быть разрешен с одной стороны.

Пожарные проезды вокруг жилых и общественных зданий

Для обеспечения безопасности жильцов многоквартирных, а в больших городах, мегаполисах, таких как Москва с Санкт-Петербургом, еще и высотных домах; работников, сотрудников предприятий/организаций, многочисленных посетителей, находящихся в многоэтажных зданиях общественного назначения – офисных, торговых, деловых, развлекательных, административных центрах, возможность беспрепятственного подъезда к ним спецтехники пожарных подразделений МЧС России крайне востребована.

В зависимости от конкретной ситуации, не менее важна, буквально жизненно необходима, как и правильно организованная, технически обеспеченная автоматическими системами оповещения безопасная эвакуация, наличие воздушно-пенных, углекислотных или порошковых огнетушителей, исправность, укомплектованность ПК, работоспособность АПС и АУПТ.

Свободные пути следования людей – не загроможденные старой мебелью, грудами ненужной документации коридоры, лестничные клетки запасных выходов, незакрытые на навесные/врезные замки двери; ключи от которых имеются неизвестно где.

Пожарные проезды – нормы

Казенная, уже не вызывающее должного эффекта, фраза о том, что требования безопасности, в том числе пожарной, образно говоря, написаны кровью самих жертв, не выполнявших, не соблюдавших их случайно или из-за халатности, безалаберного, наплевательского отношения к любым ограничениям собственного «Я»; в данном случае неприменима к большинству ситуаций, связанных с пожарным проездом к горящим зданиям, сооружениям.

Как правило, когда пожарные подразделения не могут выполнять свои обязанности по установке автомобилей на гидранты, развертывать необходимые действия по экстренной эвакуации людей из окон здания, заполненного ядовитыми продуктами процесса горения, в котором находится очаг огня, и продолжается его стремительное распространение, то виноваты в этом обычно другие люди:

  • Проектировщики, обожающие вести так называемую точечную застройку «старых» микрорайонов, реконструкцию зданий с расширением их габаритов из-за различных пристроек, устройства/установки ранее не предусмотренных малых архитектурных форм, детских/спортивных площадок. И все это без учета существующих пожарных разрывов, проездов, площадок для разворота, установки специальной техники.
  • Работники местных администраций, направо и налево выдающие разрешения/согласования о возможности установки/строительства так нужных населению в шаговой доступности киосков, палаток, павильонов по розничной торговле ежедневно необходимых товаров, включая фальсифицированный алкоголь типа «боярышник де люкс». А то, что эти сооружения временного или капитального характера очень часто значительно уменьшают ширину пожарного проезда, подъезда к расположенным неподалеку зданиям, или делают движение по нему вовсе не возможным делом, так кто об этом знает, помнит в каждодневных неусыпных заботах об электорате.
  • Не думающие ни о ком, кроме себя и своих сиюминутных интересов, жильцы дома, сотрудники, дежурный персонал, многочисленные посетители горящего здания, припарковавшие личные автомобили по неистребимой, наглой привычке так, что, как говорится, не пройти – не проехать уже никому.

Пожарный проезд: ширина, нормы и требования к зданиям

/ Статьи / Пожарная безопасность / Пожарная безопасность на объекте

Развернуть содержание

Для обеспечения безопасности жильцов многоквартирных, а в больших городах, мегаполисах, таких как Москва с Санкт-Петербургом, еще и высотных домах; работников, сотрудников предприятий/организаций, многочисленных посетителей, находящихся в многоэтажных зданиях общественного назначения – офисных, торговых, деловых, развлекательных, административных центрах, возможность беспрепятственного подъезда к ним спецтехники пожарных подразделений МЧС России крайне востребована.

В зависимости от конкретной ситуации, не менее важна, буквально жизненно необходима, как и правильно организованная, технически обеспеченная автоматическими системами оповещения безопасная эвакуация, наличие воздушно-пенных, углекислотных или порошковых огнетушителей, исправность, укомплектованность ПК, работоспособность АПС и АУПТ.

Свободные пути следования людей – не загроможденные старой мебелью, грудами ненужной документации коридоры, лестничные клетки запасных выходов, незакрытые на навесные/врезные замки двери; ключи от которых имеются неизвестно где.

Организация кругового проезда пожарной техники

Правильно организованный подъезд пожарной техники к объекту не просто требование, изложенное в нормативных документах. Нередко удобный доступ пожарной техники и бригады к горящему зданию позволяет избежать человеческих жертв и быстрее побороть огонь.

Перечень соответствующих документов

Правила организации подъездных путей к объекту устанавливаются двумя нормативными актами.

  1. Обеспечение здания или сооружения подъездными путями для пожарной техники и пожарными проездами регламентируется ст. 90 Федерального закона № 123-Ф3 «Технический регламент и требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. Причем вышеуказанные дороги могут быть как специально выполненными для прибытия пожарной бригады, так и совпадать с постоянно используемыми проездами и путями.
  2. Также при оснащении здания или сооружения пожарными подъездами необходимо руководствоваться требованиями СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Основные требования по организации пожарных проездов

П. 8 СП 4.13130.2013 «Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям» устанавливает следующие правила и требования:

  • пожарные машины должны иметь свободный подъезд к объекту с двух продольных сторон (если он имеет класс пожарной функциональной опасности Ф 1.3 и высоту более 28 м или класс Ф 1.2, Ф 2.1, Ф 2.2, Ф 3, Ф 4.2 – Ф 4.4 и высоту 18 и более метров);
  • к производственному объекту пожарный проезд должен быть обеспечен или с одной стороны (если ширина объекта составляет не больше 18 м) или с двух сторон (если ширина – более 18 м или имеет место замкнутый/полузамкнутый двор);
  • только с одной стороны подъезд к зданию может быть организован, если объект имеет меньшую высоту, чем было рассмотрено в первом пункте, помещения имеют двустороннюю ориентацию или имеются наружные лестницы, соединяющие лоджии и балконы соседних этажей;
  • сквозные проезды в зданиях должны иметь ширину не меньше 3,5 м и высоту – не менее 4,5 и могут быть размещены не реже, чем через каждые 300 м;
  • в конце каждого тупикового проезда должны быть организованы участки для разворота пожарной техники размером минимум 15×15 м;
  • для жилого здания в несколько этажей (не более трех) подъезд пожарных машин должен быть обеспечен на расстояние не дальше 50 м.

Необходимость кругового подъезда к зданию

Со всех сторон пожарная техника должна иметь возможность подъехать, если:

  • здание имеет класс функциональной пожарной опасности Ф 1.1 или Ф 4.1;
  • площадь застройки составляет более 1000 м2 или имеет ширину 100 м и больше.

Регламентируемые параметры подъездных путей

Согласно п. 8 СП 4.13130.2013 ширина проезда для пожарных машин зависит от высоты здания и может составлять:

  • 3,5 м, если объект имеет высоту до 13 м;
  • 4,2 м при высоте от 13 до 46 м;
  • 6,0 м, если здание имеет высоту более 46 м.

Ширина пожарного пути, совмещенного с главным подъездом к объекту, может включать в себя тротуар, граничащий с проездом.

Расстояние от внутреннего края подъездной дороги до стены здания должно быть таким:

  • 5 – 8 м для зданий высотой менее 28 м;
  • 8 – 10 м, если объект имеет высоту более 28 м.

Если будут обеспечены тупиковые дороги к зданию с участками для разворота пожарных машин и пожарными гидрантами, то расстояние от границы проезжей части дороги до ближайшей стены производственного здания можно увеличивать до 60 м. При этом протяженность от самого объекта до разворотной площадки должна быть от 5 до 15 м, а между тупиковыми путями – не больше 100 м.

Максимальная длина тупикового проезда может составлять 150 м.

Правила противопожарного режима действующие с 01.01.2021 по пост. №1479

17. Руководители организаций:

а) обеспечивают содержание наружных пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, а также ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, их очистку от снега и наледи в зимнее время;

б) организуют не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

315. Предусмотренные проектом наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах строящихся зданий устанавливаются сразу же после монтажа несущих конструкций (XV раздел. Строительно-монтажные и реставрационные работы).

393. В инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:

а) порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, эвакуационных путей и выходов, в том числе аварийных, а также путей доступа подразделений пожарной охраны на объекты защиты (на этажи, кровлю (покрытие) и др.);

….

71. Правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.

315. Предусмотренные проектом наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах строящихся зданий устанавливаются сразу же после монтажа несущих конструкций.

Исключения из предписанных нормативов

В районах городов, где располагается историческая застройка, необходимо максимальное сохранение существующих объектов. Поэтому для таких кварталов предусмотрены исключения:

  • при огнестойкости соседних домов на уровне 1 и 2 степени и при отсутствии в них окон можно сокращать расстояния до 20%;
  • при огнестойкости соседних домов от 3 до 5 степени расстояние следует увеличивать на ¼;
  • если соседние дома выстроены из легковоспламеняющихся материалов и имеют не более 2 этажей, расстояние увеличивается на 1/5;
  • если сейсмическая активность местности достигает 9 баллов, величины следует увеличивать на 1/4;
  • нормативы не предусматривают дистанции между хозяйственными строениями, но им априори присвоена степень огнеопасности по ГОСТ 30247.

Организация движения автотранспорта на строительной площадке

Заключение

Противопожарные подъезды являются обязательным элементом средств противопожарной безопасности жилых, производственных строений и объектов общего использования.

Правильно спроектированные и реализованные в соответствии с действующим законодательством проезды позволят быстро попасть к очагам начинающегося пожара и оперативно потушить их. Это исключит большой материальный ущерб, защитит здоровье и жизнь людей.

Заключение

Предотвратить пожар намного легче, чем потом потушить разбушевавшееся пламя.  Это касается как крупных мегаполисов, так и маленьких деревень. Вопрос пожарной безопасности на определенной территории – самый основной в стратегическом плане.

Кроме систем пожаротушения, которыми оснащены практически все здания и сооружения, большую помощь при  тушении очага возгорания оказывает специализированная пожарная техника. Но чтобы она беспрепятственно могла подъехать к месту возгорания, необходим пожарный проезд. Без него качественного и своевременного тушения огня не получится. Он также является залогом сохранения тысяч человеческих жизней. И об этом необходимо постоянно помнить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector