Требования снип к опрессовке пожарного водопровода

Содержание:

Кто проводит

Согласно пункту 15 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» услуги по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежат обязательному лицензированию. Оценку систем пожаротушения, в том числе и водопроводов, осуществляют  организации, получившие соответствующий документ в МЧС. Замена лицензии СРО или иными разрешающими документами недопустима.

По окончании проверки руководитель предприятия получает протокол и  акт испытания пожарного водопровода на водоотдачу за подписью членов комиссии, а также протокол проверки системы на момент ее исправности.

Фиксация результатов

После проверки исправности ПК и водоотдачи в системе составляют акты, протоколы и подписывают полученные данные в журнале испытаний. Образец акта проверки пожарных кранов на водоотдачу дан в приложении 1 к Методике.

В комиссию входит представитель компании, проводящей проверку, а также представитель организации, в которой проводятся испытания.

На предприятии обязательно ведется «Журнал учета техобслуживания пожарного инвентаря». После каждой проверки данные заносятся в соответствующие графы и заверяются подписью того, кто проводил испытание. В протоколе подробно отображают ход проверки с указанием времени снятых замеров. Образец протокола испытаний клапанов ПК на исправность также дан в Методике (прил. 3).

Ответственность за соблюдение сроков испытания системы ВПВ и пожарных кранов несут руководители предприятий, а также лица, отвечающие за противопожарную безопасность. Проводить же ТО и проверку пожарных кранов на водоотдачу, а также составлять ремпроект и делать их реставрацию имеют право компании, получившие лицензию МЧС на данный вид работ.

Устройство и принцип работы

Схема консольного центробежного пожарного насоса довольно проста, что определяет длительную эксплуатацию. Состоит механизм из следующих элементов:

  1. Корпус предназначен для обеспечения защиты внутреннего механизма, а также для требуемой герметичности. При изготовлении корпуса применяется материал с высокой механической и коррозионной стойкостью. В большинстве случаев элемент получается при применении технологии литья и использовании чугуна. Также распространены модели со стальными корпусами, которые стали появляться относительно недавно.
  2. Вращение передается на вал. При его изготовлении используется сталь с высокой прочностью и также коррозионной стойкостью. На валу крепится закрытое лопастное колесо с обтекателями. Подобный элемент создает требуемую центробежную силу, которая и создает требующееся давление.
  3. Фиксация колеса проходит при применении шпонки. На противоположной стороне вала есть шестерня, предназначение которой заключается в соединении с тахометром.
  4. Вращение обеспечивается за счет установки подшипников, которые находятся в специальных камерах с маслом. Заливать смазочное вещество можно через горловину, также есть отверстие для слива масла.

Работа рассматриваемого устройства довольно проста. Среди особенностей отметим следующие моменты:

  1. Перед началом ввода устройства в эксплуатацию насос заправляется рабочей жидкостью. Это связано с тем, что центробежные насосы не обеспечивают всасывание жидкости.
  2. Для того чтобы провести слив жидкости при необходимости в нижней части устанавливается специальный кран.
  3. Через всасывающий патрубок вода попадает в зону вращения колеса. Стоит учитывать, что на поверхности есть лопатки, которые передают кинетическую энергию.
  4. Действие центробежной силы приводит к тому, что частицы воды двигаются от центральной части колеса к стенкам рабочей камеры. По боковым сторонам расположены улиткообразные отводы, которые и требуются для передачи воды.
  5. Диаметр проходного сечения увеличивается от центробежной камеры к выходному отверстию, за счет чего скорость движения потока снижается, а давление существенно увеличивается.
  6. Для контроля работы устройства требуется тахометр или манометр, а также мановакуумметр.

Главным требованием использования подобного устройства можно назвать обеспечение хорошей проходимости подводящего трубопровода, так как в противном случае может появится кавитация.

Характеристики

Самое популярное оборудование современных ПА – центробежные насосы. Их используют для подачи воды, пены, создания вакуума или прокачки водопроводов. При этом независимо от вида ПН выделяют основные характеристики этого оборудования:

  1. Объем подаваемого вещества, измеряемый в л/с или м3/с.
  2. Высота выходящей струи (измеряется в метрах).
  3. Расстояние от поверхности воды до горизонтальной оси самого насоса, или высота всасывания (в метрах).
  4. Частота вращения вала (об/мин).
  5. Коэффициент полезного действия.

Оборудование нормального давления, которым комплектуется большинство ПА, дает напор 100 м и работает на высоте всасывания 7-7.5 м. В среднем такой агрегат выдает 40 л/с. КПД при этом – 60%. Для высокого давления характерен напор 200-400 м при КПД 40% и более.

Что представляет собой пожарный кран и для чего он предназначен

Пожарный кран – это основная и самая важная деталь на внутренних водопроводах, предназначенная для тушения при возникновении открытых очагов возгорания. Они помещаются в специальный пожарный шкаф. По ГОСТ это необходимая мера, призванная защитить их от воздействия внешних факторов и использования не по прямому назначению. А применяются они исключительно для подключения пожарных рукавов!

Классический пожарный кран, часто именуемый просто вентилем или иначе запорным клапаном, включает в себя следующие элементы, являющиеся его составляющими:

  • центральный ствол;
  • запорная арматура;
  • соединительная головка;
  • пожарный рукав.

Нередко он снабжён дополнительным рычагом, предназначенным для более удобного открытия клапана, подающего воду в рукав. Современные пожарные краны оснащены пультами управления, обеспечивающими дистанционное включение при наличии насоса-повысителя. Часто присутствуют датчики положения, подключённые к источникам постоянного тока. Но эти элементы не относятся к обязательным, устанавливаются они на индивидуальной основе и в значительной мере повышают пожаробезопасность объекта.

Пожарный кран называют «вентилем» потому, что это его основная рабочая часть, в свою очередь, включающая несколько составляющих элементов:

  • корпус;
  • крышку;
  • затвор;
  • маховик;
  • шпиндель;
  • затвор.

Несмотря на множество деталей, устройство в целом чрезвычайно простое, как и принцип его действия. Корпус устанавливается непосредственно на водопроводе с помощью шестигранной муфты. При вращении маховика в движение приводится и шпиндель, поднимающий и опускающий затвор, что открывает или закрывает отверстие пропускающее воду, контролируя её подачу в пожарный рукав. Таким образом, простота в тушении пожара обеспечивается слаженной работой всего механизма затворного клапана.

Устройство

Оно обусловлено необходимостью создания комплекса инженерных сооружений, коммуникаций, назначением которого служит обеспечение забора, транспортировки воды для целей тушения пожаров, с рассредоточенной установкой пожарных гидрантов (ПГ), необходимых для отбора огнетушащего вещества пожарной автотехникой, мотопомпами.

В состав наружного противопожарного водоснабжения входят следующие элементы:

  • Водозаборный узел, устанавливаемый в непосредственной близости от природного, искусственного водоема.
  • Станция водоподготовки, осуществляющая грубую очистку, фильтрацию для удаления механических примесей, способных вызвать повреждения насосного оборудования, запорной арматуры; осаждения, улавливания вредных химических соединений, влияющих на качество питьевого средства, огнетушащего вещества.
  • Насосные станции ступенчатого подъема давления, обеспечивающие поддержание необходимого уровня напора, расхода воды в объединенной системе противопожарного, питьевого водоснабжения поселений, производств, складских объектов.
  • Наружная сеть, состоящая из подземных магистральных, распределительных трубопроводов, что обеспечивает доставку воды потребителям, создавая требуемый нормами напор, расчетный объем для целей ликвидации пожаров.
  • Пожарные гидранты, являющиеся узкоспециализированными техническими устройствами, чье единственное назначение – это забор воды для ликвидации пожаров.
  • Пожарные гидранты бывают двух типов – наиболее распространенные подземные, устанавливаемые в колодцах; и надземные, монтируемые на чугунных подставках на уровне земли, планировки территории защищаемого строительного объекта.

Для непосредственного отбора воды от гидрантов НПВ необходимы пожарные колонки, являющиеся съемными устройствами, напорные рукава, доставляемые мобильной автотехникой; или согласно ГОСТ 12.4.009-83, хранимые в стационарных, передвижных пожарных постах в комплекте колонки, ствола, набора рукавов общей длиной не меньше 100 м.

Параметры диагностических процессов

Диагностику состояния пожарного автомобиля проверяют по трем основным параметрам.

Параметры рабочих процессов дают данные о функциональности ПА в целом и отдельных его механизмов. Сюда входит проверка мощности двигателя, напора насоса, производительности подачи пенообразователя, расхода топлива, давления форсунки дизеля.

Параметры сопутствующих процессов – температура нагрева масла, уровень СО в отработанных газах, давление в цилиндрах. Геометрические параметры предполагают определение связей между агрегатами и механизмами.

При проведении диагностики ПА пользуются методикой и берут за основу данные, разработанные для грузовых автомобилей, на базе которых производится спецтехника.

Как проводятся гидравлические испытания системы отопления:

1. Если система работает, ее нужно остановить. Испытываемый участок трубопровода разбивается на условные составные части, которые подвергаются предварительной внешней проверке. В процессе осмотра проверяется вся техническая документация и соответствие стандартам, устанавливаются специальные заглушки для того, чтобы обособить проверяемый участок от основной трубопроводной системы. Недопустимо использовать для этой цели предустановленные запорные механизмы, предусмотренные производителем при монтаже.

2. Устанавливается оборудование, необходимое для проверки – это может быть гидравлический пресс или насос, компрессор: то, что создает давление, необходимое в процессе проведения тестов. Также подсоединяют дополнительное оборудование, в том числе вентили, манометры, измерительные приборы. Когда подготовка закончена, начинается процесс проверки.

3. При помощи гидравлического оборудования в системе создается давление, значение которого рассчитывается ранее и зависит от условий работы и рабочих параметров. В большинстве случаев испытываемое давление превышает рабочее на 20-50%, но не менее определенных значений, оговоренных в СНиП. Давление нагнетается постепенно с целью соблюдения безопасности и во избежание гидроударов, контролируется минимум 2 независимыми измерительными приборами. При этом устанавливается допустимый коридор отклонений вследствие изменения температуры теплоносителя.

4. Одновременно с повышением давления принимаются меры, исключающие скопление газов в элементах трубопровода, заполняемых жидкостью. После того, как необходимое давление достигнуто, оно удерживается на протяжении определенного периода – времени выдержки, установленного техническими нормами, но не менее 5 минут. Систему держат под давлением, наблюдая за показаниями манометра. Персонал должен находиться в безопасном месте, изолированном от испытуемого участка. По окончанию времени выдержки давление понижается до уровня рабочего.

5. Анализ результатов, осмотр системы. Если давление не снижается – утечки отсутствуют, система исправна. Падение давления говорит о разгерметизации системы и необходимости поиска и ликвидации утечки. После планомерного увеличения, времени выдержки и постепенного снижения давления внутри испытываемого участка осуществляется проверка на герметичность и прочность швов. Проводится осмотр всех находящихся в поле зрения участков труб. В случае, если трубы сделаны из цветных металлов, сварные швы простукиваются деревянным молотком весом до 800 г, если из стали, до допускается использование молотка весом до 1,5 кг.

Таким образом осуществляется проверка всех участков трубопровода или теплосети. В случае, если в системе используются комбинированные сосуды с разными рабочими давлениями на участках, отдельные проверки нужно провести для каждого из них.

Данную схему можно назвать «примерной», так как значения падения давления различны в каждом конкретном случае и на конкретном объекте. Точнее просчитываются они уже на месте, при планировании работы.

Установленные нормы гидравлических испытаний:

– Гидравлические испытания проводятся согласно установленным стандартам СНиП III-Г.9—62 и НиТУХП—62. – Процедура осуществляется под контролем руководителя, это может быть мастер или уполномоченный представитель производителя. Проверка должна проводиться в соответствии с требованиями Госгортехнадзора и техникой безопасности с учетом инструкций в технической документации объекта. – Измерительные приборы и манометры, используемые во время испытаний, должны пройти предварительную проверку. Используются только опломбированные манометры с классом точности от 1,5 и выше. Согласно стандарту ГОСТ 2405—63, приборы должны иметь диаметр минимум 150 мм и шкалу, рассчитанную на максимальное значение в 1,33 от измеряемого в процессе проверки давления.

Оценка гидравлических испытаний испытаний

Во время испытаний участки трубопровода проверяются на прочность соединений и плотность. Успешность испытаний проверяется по 3 основным параметрам:

• Стабильное давление внутри труб, без неконтролируемого снижения • Отсутствие признаков, указывающих на нарушение целостности – течи, разрывов, нарушения швов, запотеваний • Отсутствие деформаций, выявленных во время визуального осмотра

В случае, если присутствует одно или несколько нарушений, результаты проверки считаются неудовлетворительными. Система подлежит ремонту с последующей проверкой до тех пор, пока параметры не будут удовлетворительными.

Новые насосы НЦПН-40/100УВМ завода ЛЗПМ

1. Базовая  модель  серии — пожарный  насос НЦПН-40/100УВМ: укомплектован закрытыми  подшипниками  автомобильного  типа,  не  требующими дополнительной смазки  в  течение  всего  срока  службы  насоса.

        Уплотнение  вала  насоса  выполнено  торцевым уплотнением,  которое не  требует  смазки  и  обслуживания  в  течение  всего  срока  службы  насоса.

 ·      В насосе  применены  задвижки,  в  конструкции  которых  установлен необслуживаемый сальник,  резьбовая  часть  вынесена  из  зоны  водяного  потока,  что исключает  попадание  абразивных  частиц  на  резьбовые  части.

        Насос  укомплектован мановакуумметрами,  счетчиком  моточасов  и  тахометром,  объединенными  в  одном приборе.

2. Пожарный  насос  НЦПН-40/100УВМ.01  имеет  в  своем  составе  вакуумную систему  с  механическим  приводом,  что  позволяет  исключить   из  состава пожарной  автоцистерны  газоструйный  вакуумный  насос  и  самостоятельно  забирать  воду  из  источника..

           Уплотнение  вала  насоса  выполнено  из  терморасширенного  графита,  которое не  требует  смазки  и  обслуживания  в  течение  всего  срока  службы  насоса.

Важно

Насосы  поставляются в республики Казахстан и Беларусь для комплектования новых пожарных автоцистерн для подразделений МЧС и Министерств Обороны республик.

3. Пожарные  насосы  НЦПН-40/100УВМ.Э и (НЦПН-40/100УВМ.Э24) укомплектованы вакуумными системами водозаполнения  с  электрическим приводом  с  напряжением  питания  12В, (24В).

  В отличие  от своих аналогов, в составе вакуумной системы водозаполнения  с электрическим приводом в качестве привода используется специально разработанный электродвигатель, а не автомобильный стартер, что позволяет использовать вакуумную систему водозаполнения  с электрическим приводом более длительное время без отключения.

Пожарный  насос  НЦПН-40/100УВМ.Э.02, (НЦПН-40/100УВМ.Э24.02)   с  повышенной  подачей  до  60 л/сек, имеющий  в  своем  составе  вакуумную систему водозаполнения  с электрическим приводом.

В  пожарных  насосах  НЦПН-40/100УВМ.Э, НЦПН-40/100УВМ.Э24,  НЦПН-40/100УВМ.Э.02,  НЦПН-40/100УВМ.Э24.02  вакуумная система водозаполнения  с электрическим приводом  установлена моноблоком, но может  идти  отдельно от него.

Наименование

НЦПН-40/100УВМ

НЦПН-40/100УВМ.01

НЦПН-40/100УВМ-Э

Тип насоса

Центробежный, одноступенчатый, консольный

Центробежный, одноступенчатый, консольный

Центробежный, одноступенчатый, консольный

Номинальная подача, л/с

40

40

40

Номинальная частота вращения вала, об/мин

2 700

2 700

2 700

Напор насоса в номинальном режиме, м, не менее

105

105

105

Максимальная подача, л/с

60

60

60

Потребляемая мощность в номинальном режиме не более, кВт

62,2

62,2

62,2

Максимальный напор, м

115

115

115

Коэффициент полезного действия насоса, % не менее

65

65

65

Максимальное давление на входе в насос, кгс/см2

6

6

6

Максимальное давление на выходе из насоса, кгс/см2

15

15

15

Допускаемый кавитационный запас при подаче 40 л/с и номинальном напоре, м, не более

3,0

3,0

3,0

Подача насоса при наибольшей геометрической высоте всасывания и номинальном напоре, л/с, не менее   

20

20

20

Время заполнения с наибольшей высоты всасывания, не более, с        

35

35

35

Наибольшая геометрическая высота всасывания, м

7,5

7,5

7,5

Количество и условный диаметр патрубков: мм

— всасывающий

— напорный

1хDy125

2хDy70, 1хDy80

1хDy125

2хDy70, 1хDy80

1хDy125

2хDy70, 1хDy80

Максимальное разрежение, создаваемое

вакуумным насосом, кгс/с   

0,85

Электропотребление вакуумной системы за один рабочий запуск, А·час.

0,2…1,2

Тип дозирующего устройства

Встроенное в насос, пеносмеситель с восемью положениями дозатора

Встроенное в насос, пеносмеситель с восемью положениями дозатора

Встроенное в насос, пеносмеситель с восемью положениями дозатора

Пожарные центробежные насосы

Центробежные консольные агрегаты с правым вращением получили наибольшее распространение. Классификация центробежных агрегатов происходит по давлению:

  • помпы нормального давления имеют давление на выходе до 2,0 МПа или 20 кгс/см²;
  • пожарные насосы высокого давления создают давление на выходе от 2,0 МПа (20 кгс/см²) до 5,0 МПа (50 кгс/см²);
  • комбинированные помпы состоят из, имеющих общий привод, последовательно соединенных помп с высоким и нормальным давлением.

Основными рабочими характеристиками пожарных агрегатов являются:

Пожарный насос НЦПН-100/100М

  • напор помпы H, метр;
  • расход (подача) Q, л/сек;
  • мощность агрегата N, кВт;
  • максимальная геометрическая высота всасывания hвс, метр;
  • номинальное количество оборотов вращения n, об/мин.

Самые распространенные марки пожарных центробежных насосов ПН 40 и более современные НЦПН 40 100, а также все их модификации обладают такими техническими показателями:

  • напор – 100 м;
  • расход – 40 л/с;
  • максимальная высота всасывания – 7,5 м;
  • количество оборотов – 2700 об/мин.

Конструкция центробежных пожарных насосов

Устройство агрегата центробежного типа представляет собой такой комплект:

  • спиральный корпус с выходным дмффузором;
  • корпус опор подшипников (иногда совмещен с корпусом помпы);
  • крышка корпуса;
  • рабочее колесо;
  • коллектор напорный;
  • пеносмеситель для смешивания и дозирования пенообразователя;
  • вентили запорные, в том числе вентиль пневматический для подсоединения лафетного ствола;
  • вал приводной с уплотняющими устройствами;
  • устройство, определяющее частоту вращения помпы;
  • панель управления с приборами и элементами управления (кнопки, рычаги, вакуумный манометр и др.);
  • насос вакуумный (устанавливается не всегда).

Герметичность внутреннего рабочего пространства играет определяющую роль в стабильной работе агрегата. В процессе работы производится периодическая проверка герметичности вакуумом. Падение вакуума недолжно превышать за 1 минуту 0,1 кгс/см².

Пакет подтверждающих документов, формирующийся на основании проверок

На основе проведения проверок составляются отчётные документы, оформляются акты, а результаты вносятся в журнале техобслуживания, где ведётся учёт проверок и испытаний. Полный пакет подтверждающих документов выглядит так:

  • протокол, подтверждающий исправность клапанов пожарных кранов, составленный после их испытания;
  • акт, подтверждающий работоспособность внутренних противопожарных водопроводов на водоотдачу;
  • протокол, с результатами испытания клапанов пожарных клапанов, доказывающий их исправность.

При составлении протоколов и акта, необходимо заполнить следующие графы:

  • где и когда проводились испытания пожарных кранов, с указанием места, даты и времени;
  • полное название организации или объекта, где проводилась проверка пожарного оборудования;
  • указание наименования организаций, в равной степени и эксплуатирующей и обслуживающей ВПВ;
  • указание данных (должность и Ф.И.О.) всех присутствовавших при проверке ответственных лиц;
  • перепись всех серийных номеров пожарных кранов и турбинных стояков, участвовавших в испытаниях;
  • перечисление типов запорных клапанов пожарных кранов, стволов, рукавов, с указанием длины и диаметра;
  • при наличии на территории объекта пожарных насосов, указание их типа, напора, зафиксированных при проверке;
  • указание результатов испытания диктующего пожарного крана, в частности давления воды и объёмов её расхода;
  • указание общего количества пожарных кранов, одновременно участвовавших в испытаниях на отдачу воды;
  • вывод, насколько соответствуют или не соответствуют требованиям ВПВ, по результатам проверки;
  • такой же вывод делается касательно работоспособности клапанов пожарного крана;
  • официальный документ заверяется подписями председателя и всех членов комиссии.

В том случае, если проверки проводятся специализированным предприятием, с которым собственник объекта заключает договорные отношения, это намного упрощает задачу. По окончании испытаний он получает следующий пакет подтверждающих документов:

  • акты с заключением о проведённых испытаниях ВПВ и выполнения работ;
  • протокол, с результатами испытаний на водоотдачу, касательно расхода и давления воды;
  • протокол, подтверждающий исправность и работоспособность пожарных кранов;
  • заверенную копию лицензии Министерства чрезвычайных ситуаций.

Ниже представлен наглядный пример того, как выглядит пакет подтверждающих документов после прохождения всех необходимых испытаний на соответствие установленным нормам.

Что такое обводная задвижка с электроприводом в противопожарном водопроводе и зачем она нужна?

Обводная задвижка с электроприводом применяется в внутреннем противопожарном водопроводе (ВПВ) для обеспечения увеличения расхода воды при открытии пожарных кранов. Задвижка в автоматическом режиме (в некоторых случаях с ручным пуском) открывает обводную линию и вода поступает в противопожарный водопровод в обход прибора учёта расхода воды. Сечение счетчика и его подводящих труб не позволяет обеспечить необходимый расход воды при использовании противопожарного водопровода, поэтому монтируется обводная линия большего диаметра и она перекрывается задвижкой с электроприводом. Задвижка пломбируется как и приборы учёта воды для предотвращения неучтённого отбора воды. При тушении возгорания учет потребляемой воды приборами учёта становится неактуальным и вода идёт в обход прибора учёта по трубам большего диаметра, что обеспечивает больший расход воды и меньшее падение давления в ВПВ при открытии нескольких пожарных кранов.

Пожарные модели ПН-и НЦПН-40/100

Среди самых распространенных типов пожарных насосов еще со времен Советского Союза стоит выделить ПН-40. Ими оснащали практически всю автомобильную пожарную технику. Обозначение расшифровывается, как пожарный насос, выдающий 40 л/с. Модификация может дополнятся буквой У, что означает «универсальный».

Корпус и емкость для масла у ПН-40 выполнены, как единая деталь. Есть по два напорных патрубка и задвижки, коллектор, смеситель пены. Вал, на котором размещено рабочее колесо, делают из прочной стали. Само колесо и корпусные детали делают из нержавеющего алюминиевого сплава.

На аэродромном пожарном автотранспорте устанавливают модель ПН-60, а на насосных станциях модель ПН-110 с диаметрами рабочего колеса соответственно 360 мм и 630 мм У них схожее устройство и принцип действия, но увеличены габариты. Корпусные детали отливают из чугуна, что сказывается на массе.

После совершенствования проточной части пожарного насоса ПН-40, удалось создать более продуктивную модель НЦПН-40/100УВМ. Она выдает максимальные 60 л/с воды, и укомплектована закрытыми подшипниками, что позволяет на протяжении всего срока службы не прибегать к дополнительной смазке. При повышенных огнетушащих характеристиках обеспечивает небольшой расход тушащего вещества, поскольку может создавать тонкие распыляющие струи.

Торцовый уплотнитель вала также не требует смазки и отличается повышенной прочностью. Пожарный насос снабжен прибором, соединяющим в себе функции тахометра, счетчика моточасов, манометра и вакуумметра. Модификации НЦПН в настоящее время чаще всего устанавливают на пожарном транспорте.

Другие полезные статьи:

  • Забор воды из водоема пожарной машиной
  • Дополнительная трансмиссия пожарных автомобилей

Это интересно: Пожарный автонасос ПМЗ-1 (ЗИС-11) 1934 год: описание и ТТХ

Подготовка пожарного автомобиля к работе

Пожарные автомобили содержатся в гаражах пожарных частей в полной боевой готовности: заправлены ГСМ; цистерна заполнена водой, пенобак — пенообразователем; укомплектованы пожарным оборудованием.

При подготовке ПА по прибытию на место работы необходимо:

  1. Установить ПА на ручной тормоз;
  2. Установить под колеса противооткатные упоры.
  3. Присоединить необходимые рукавные линии;
  4. Установить рычаг коробки перемены передач в нейтральное положение;
  5. Включить зажигание поворотом ключа вправо до щелчка;
  6. Включить стартер и запустить двигатель.
  7. Нажать педаль сцепления и включить КОМ (для чего переведите рычаг включения коробки на себя и плавно отпустите педаль сцепления);

Дальнейшие операции по пуску насоса зависят от условий работы (подача воды от цистерны, открытого водоема или гидранта). Во избежание выхода из строя выжимного подшипника сцепления не допускается длительная работа силовой передачи с выжатой муфтой сцепления.

Аренда гидравлических опрессовщиков

Аренда гидравлических опрессовщиков для опрессовки трубопроводов, гидросистем

Общая информация

Арендой гидравлических опрессовщиков пользуются для выполнения задач в полевых условиях по проверке прочности и герметичности трубопроводов и оборудования после планового или аварийного ремонта. Аренда позволяет быстро получить опрессовщик с нужными характеристиками в кратчайшие сроки и провести:

  • поверку и калибровку средств измерений;
  • гидравлическую опрессовку;
  • контроль герметичности, утечек;
  • испытания задвижек;
  • испытания мембранных предохранительных клапанов;
  • испытания отключающих клапанов;
  • испытания колонной головки;
  • испытания фонтанного оборудования;
  • испытания РВД;
  • испытания химических реакторов;
  • испытания ресиверов;
  • испытания корпусов насосов.

В зависимости от потребностей заказчика, испытательное оборудование возможно арендовать на срок от недели до нескольких месяцев. Технические специалисты компании готовы оказать не только консультационную поддержку, но и подготовить и провести опрессовку.

Характеристики

Преимущества

Ограничения

Типы перекачиваемых сред

Технические параметры ПН

Классификация пожарных насосов предполагает, что каждому виду устройств присущи определенные технические характеристики. При выборе модели следует рассматривать такие ТТХ:

  • рабочая подача огнетушащего вещества;
  • напор в рабочем режиме;
  • уровень дозирования образователя пены;
  • мощность в рабочем режиме;
  • наибольшая подача;
  • параметры КПД;
  • кавитационный запас;
  • температурный диапазон рабочей среды;
  • максимальные размеры и концентрация твердых веществ;
  • рабочая частота вращения вала привода;
  • время, за которое насос заполняется рабочей средой;
  • габариты и вес;
  • комплектация.

Эксплуатация и обслуживание пожарного насоса предполагают определенный порядок. Не выполнение требований увеличивает риски появление неисправностей, потерю работоспособности и преждевременную выработку ресурса.

Работа с помпой

Испытание насосов пожарных автомобилей

Насосы пожарных автомобилей испытывают после каждых 5000 км пробега, но не реже одного раза в год. Общая инструкция прописана в Наставлении по технической службе ГПС. При проверке обязательно выполняются следующие условия:

  • установка насосов и монтажа трубопроводов проведены в соответствии с требованиями техдокументации на ПА;
  • вентили, задвижки, сливные краны открываются и закрываются без дополнительных усилий;
  • отсутствует течь в местах основных соединений;
  • диагностика частоты вращения вала не превышает 5% номинальной;
  • подпор во всасывающем патрубке не превышает 0.4 МПа, а для насосов с уплотнителем пластинчатой набивкой – 0.8 МПа;
  • напор на выходе – не более 1.1 МПа.

Методика проверки ПН забором и подачей воды из водоемов состоит в следующем:

  • установка машины на водоисточник;
  • включение устройства и подача воды при полном открытии задвижек;
  • определение величины напора на основании показаний манометра и мановаккуумметра;
  • сравнение фактических значений с нормативными показателями.
Тип Подача м3/с (л/с) Напор (м) Частота вращения (об/мин)
ПН-40 0.040 (40) 100±5 2700
ПН-60 0.060 (60) 100±5 2600
ПН-110 0.110 (110) 100±5 1350

При испытании уменьшение напора не должно превышать 15% от номинальных показателей.

Во время проверки могут быть выявлены неисправности:

  1. Отсутствие подачи воды при пуске. Причина – частичное или полное заполнение насоса воздухом. Для устранения проводят повторный забор при помощи вакуумной системы.
  2. Уменьшение подачи воды во время работы. Причина – неплотности во всасывающей линии, мусор на всасывающей сетке или недостаточное ее заглубление.
  3. Стук и вибрация во время работы. Причина – ослабли болты креплений, износ шарикоподшипников и шеек вала рабочего колеса.
  4. Не прокручивается вал. Причина – засорение или промерзание узлов.
  5. Протечка дренажного отверстия. Причина – износ манжет. Устраняется их заменой.
  6. Попадание воды в масляную ванну. Причины – засорение дренажного отверстия или износ манжет.

Нормы и правила технического обслуживания ПК

Основы обслуживание кранов:

  • давление в кране не должно превышать нормативы для деталей (диафрагм, уплотнителей);
  • по окраске нормы имеют особенности:
    • трубы ВПВ, извещатели ПК по п. 5.1.3 ГОСТ 12.4.026 не красные;
    • по п. 5.7.21 СП 5.13130 водозаполненный стояк – зеленый, сухотрубы – голубые;
    • но сам клапан, если он из чугуна, а также участки запорно-регулирующей арматуры, сегменты мест соединения шлангов по ГОСТам 14202, 12.4.009-83 красные;
  • пожарные краны нумеруются;
  • на период ТО, если отключается вода, принимают компенсационные меры;
  • маховик находится только в крайних положениях («открыто» или «закрыто»);
  • сальниковые набивки, уплотнители регулярно меняются;
  • детали всех ПК на одном объекте должны быть одинаковыми (взаимозаменяемыми), разрешены переходники;
  • клапан должен быть рассчитан как минимум на 1 МПа (ГОСТ 12.2.037-78, п. 1.4.1);
  • соответствие ГОСТам 53278 (клапаны), 51844 (ШП); НПБ 154, 151 (ЗПУ, ШП); СП 10.1313030 и 30.13330 (СНиП 2.04.01); ФЗ 123 (ст. 106, общие требования). Учитывают рекомендации по ТО, например, «ВПВ: уч.-метод. пособие» (Л.М. Мешман).

Пожарные насосы

Насос — это устройство, которое преобразует механическую энергию двигателя в энергию, что способствует перекачиванию жидкости, газов, а также жидкости с твердыми веществами. В машинах, что задействованы в тушении пожаров зачастую используют механические центробежные пожарные насосы, в них энергия жидкости (или сжиженного газа) переходит в энергию механическую.

Все насосы делят на три типа, в зависимости он того с помощью какой силы они перекачивают жидкость (газ, жидкости с твердыми телами):

  1. объемная сила;
  2. вязкость (жидкостное трение);
  3. плоское или двумерное давление (поверхностное).

Первые два типа в свою очередь объединяются в общую группу и относятся к динамическим насосам. А те, которые работают с помощью поверхностного давления относятся к объёмным насосам. Основная особенность насосов пожарных транспортных средств, что они приводятся в действие двигателем внутреннего сгорания, это стоит учитывать при изготовлении подобных устройств.

Требования, которым должны соответствовать пожарные насосы.

  • Надежность. Так как в случае пожара от насосной установки зависят человеческие жизни.
  • Удобность. Насос можно было просто и удобно эксплуатировать.
  • Автоматизация. По возможности работа пожарного насоса автоматизирована.
  • Тишина. Уровень издаваемого шума, а также вибрации должен быть минимизирован.

Когда и для каких объектов газового хозяйства нужна контрольная опрессовка

Опрессовка воздухом или инертным газом проводится:

  • для газорегуляторных пунктов (ГРП) и газорегуляторных установок (ГРУ) после того как они были смонтированы;
  • для внутренних и наружных газопроводов, резервуаров, аппаратуры и оборудования перед подключением их к действующим коммуникациям;
  • для труб и газового оборудования после ремонта или замены.

Когда показатель избыточного давления воздуха во врезаемом трубопроводе не ниже отметки 100 кПа, можно не выполнять контрольную опрессовку.

Контрольная проверка инертным газом или воздухом наружных коммуникаций осуществляется под давлением 20 кПа, притом что данное значение не должно упасть больше чем 0,1 кПа в течение часа. Этой процедуре должны подвергаться внутренние газовые трубы промышленных цехов, сельских предприятий, общественных зданий и котельных, а также аппаратура и оборудование ГРП и ГРУ, только под давлением 10 кПа, с допустимой потерей за час 0,6 кПа.

Контрольная проверка воздухом под давлением 30 кПа на протяжении 60 минут должна проводиться для ёмкостей со сжиженным газом. Проверка исправности считается пройденной, если показатели давления на манометрах не снизились.

Водопенные коммуникации

Пожарные автоцистерны составляют 90% парка пожарных автомобилей. Для более эффективной борьбы с огнем посредством пены автоцистерны оборудуются баком для пенообразователя.

Водопенные коммуникации – это стационарные и переносные технические средства для подачи воздушно-механической пены, выработка которой менее затратна и трудоемка, чем выработка химической пены. Воздушно-механическая пена вырабатывается механическим смешиванием воды, воздуха и пенообразователя в специальных воздушно-пенных стволах. Дозирование пеннобразователя происходит в смесителях.

В систему водопенной коммуникации при тушении пожаров в замкнутых пространствах включен генератор обильной пены вентиляторного типа. Генератор состоит из осевого вентилятора, распределителя, корпуса с сеткой, которые формируют пену. Привод генератора работает от двигателя шасси через КОМ.

Тестирование пожарного насоса

За рубежом водопенные коммуникации автомобилей для пенного тушения пожаров выполняются в виде переносных генераторов высокократной пены. Привод у них производится водяной турбиной под напором, который создает пожарный насос.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector