Предотвращение и тушение пожаров на транспорте

Содержание:

Авиационный транспорт

Самолеты являются объектами максимальной опасности, так как огонь распространяется быстро.

Причины ЧС

Особую угрозу представляет топливо, залитое в баки. При ударе оно разливается, воспламеняется. Пожар может распространиться на большую площадь. К другим факторам, провоцирующим ЧП на борту, относят:

неосторожное обращение с огнем;
несоблюдение правил противопожарной безопасности;
неисправность электрооборудования.

Пожарная опасность самолетов

Коварство ЧП надземного транспорта заключается в том, что люди, находящиеся внутри, не имеют возможности покинуть салон. Это связано с:

  1. Мгновенным распространением огня в замкнутом пространстве.
  2. Движением воздушного транспорта на большой высоте.
  3. Быстрым распространением опасных для здоровья людей веществ, которые образуются в результате горения внутренней отделки, других материалов.
  4. Взрывом баллонов с топливом.
  5. Интенсивностью горения деталей.
  6. Незначительной огнестойкостью, быстрым перегревом перегородок, других конструкций самолета.
  7. Паникой среди пассажиров.

Ликвидация пожара

Во время тушения огня на летательных аппаратах необходимо придерживаться инструкции:

  1. В случае аварийной посадки на взлетно-посадочной полосе должны быть подготовлены пожарная бригада, медицинский персонал, средства, необходимые для эвакуации людей и их защиты.
  2. Открываются люки, а при необходимости удаляется обшивка в определенных местах.
  3. Проводится согласование действий членов экипажа, аэропорта.
  4. Используя воду, пену или порошковые огнетушители, устраняется огонь возле топливных баков.
  5. Огнетушащие средства подаются в те места, где есть опасность взрыва.
  6. Внутри салона применяют воду или пенообразующий раствор.
  7. С помощью пены, порошка или двуокиси углерода ликвидируется пожар в двигателе.
  8. Для тушения шасси используют воду со смачивателями для смыва магниевого сплава.
  9. При сильном ветре, по возможности, осуществляют разворот судна.

Тушение техники

Возгорания в гаражах, где содержится сельскохозяйственная техника, представляют собой большую опасность. Обычно машины стоят плотными рядами, полностью заправленные горючим, здесь же расположены запасные канистры. При пожаре велик риск взрыва. Кроме этого, под большой температурой начинают плавиться корпуса машин, поэтому огонь быстро распространяется.

Приехав на вызов, руководитель бригады назначает ответственных за проведение разведки территории. Следующий этап – установка места складирования взрывоопасных предметов и отключение электроэнергии на объекте. По возможности организуют эвакуацию техники. Делают это своим ходом, прибегая к помощи водителей, или используя тягачи.

Особенности территории

Основная сложность работы пожарных в небольших населенных пунктах и деревнях – отсутствие необходимого противопожарного водоснабжения и неудовлетворительное состояние подъездов для спецавтомобилей. Если в городе спасатели работают в условиях плотной застройки, то в сельской местности они должны учитывать зональность расположения объектов, ведь именно это является основополагающим фактором прокладывания системы водоподачи.

В населенных пунктах выделяют две зоны:

  1. Жилую, в которую входят дома, административные здания, магазины и объекты общественного назначения.
  2. Производственную, представленную животноводческими комплексами, базами для переработки и хранения сельхозпродукции, складскими помещениями, хоздворами.

Проблемы во время тушения возгораний возникают из-за особенностей самих построек. Самые опасные объекты – деревянные конструкции, в которых закрытые источники пламени быстро перерастают в открытый пожар. Кроме легковоспламеняющихся материалов опасность составляют и открытые площадки. Ветер быстро разносит искру, которая и является вторичной причиной распространения огня. Также в сельской местности велик риск взрыва газового и керосинового оборудования, которое население использует для бытовых нужд вследствие отсутствия центрального газопровода.

Сложности в работе отрядов МЧС возникают из-за особенностей водоотведения. В старых деревнях основными источниками остаются естественные водоемы, колодцы и артезианские скважины. Подача воды из них затруднена отсутствием подъездных путей, глубоким залеганием вод (колодцы от 7 метров) и промерзанием их в зимний период.

В поселках городского типа и современных населенных пунктах ситуация несколько лучше, но и она не является достаточной для оперативной работы спасателей. Здесь строят объединенные водопроводы, запитанные от водонапорной башни. Их минус – недостаточный напор и расход воды для тушения пожара. Такие системы обслуживают жилую и производственную зону. Если промзона находится на отдалении от жилых объектов, то предусмотрены обособленные водопроводы с неприкосновенным запасом воды в водонапорных башнях. Напор при этом составляет всего 10 л/с, что не является достаточным для пожаротушения при сильном воспламенении.

Особенности развития и тушения пожаров на железнодорожных станциях

На станциях с числом путей более трех, через каждые 150 м должны оборудоваться междушпальные лотки для прокладки двух рукавных линий под рельсы в каждом лотке.

На станциях с числом путей 10 и более через каждые 150 м предусматривается устройство сухотрубов диаметром 77-89 мм.

Время отключения контактной сети и снятие напряжения от момента сообщения о пожаре до подачи огнетушащего вещества не должно превышать 10 минут.

Дежурные по станции должны иметь прямую телефонную связь с ЦУКС гарнизона ГПС.

В целях обеспечения ликвидации крупных пожаров и аварийных ситуаций, на отделениях железных дорог создаются опорные пункты запаса пенообразователя не менее 10 тонн и резерв пожарной техники в каждом. План ликвидации пожаров и аварийных ситуаций согласовывается с органами ГПС МЧС России.

Пожар в вагоне поезда

Планом предусматривается:

  • порядок и схема оповещения,
  • расчет сил и средств;
  • обязанности должностных лиц станции и пожарных поездов;
  • рекомендации по тушению пожаров подвижного состава; вопросы безопасности.

Наибольшую пожарную опасность представляют сортировочные и грузовые станции, которые имеют развитую сеть железнодорожных путей.

В крупных парках станций ежедневно перерабатывается до 20 тыс. единиц вагонов с грузами.

Среди них наиболее опасными являются цистерны с ЛВЖ, ГЖ, сжиженными газами.

Пожары на железнодорожном транспорте имеют свои особенности и отличаются сложностью боевых действий подразделений пожарной охраны.

Сложность заключается в том, что при пожаре зачастую задерживается введение первичных огнетушащих веществ до выяснения физико-химических свойств грузов и обесточивания электроконтактной сети над горящим подвижным составом.

Особенности тушения

Пожарная опасность железнодорожных станций и подвижного состава характеризуется:

  • наличием большого количества единиц подвижного состава (крытых грузовых вагонов, полувагонов, платформ, контейнеровозов, цистерн и др.) с различными горючими, легковоспламеняющимися пожаровзрывоопасными жидкостями, сжиженными газами, твердыми горючими материалами;
  • высокой плотностью застройки участковых, сортировочных и грузовых станций складскими помещениями и заполнения подвижным составом;
  • наличием на грузовых, сортировочных, участковых станциях большого количества различных типов параллельно стоящих на путях сформированных железнодорожных составов;
  • наличием узких протяженных разрывов между составами, способствующих быстрому распространению огня на большую площадь;
  • развитой сетью железнодорожных путей, занятых составами, затрудняющими подъезд пожарных автомобилей и прокладку линий к месту пожара;
  • недостаточной мощностью и слабо развитой сетью противопожарного водоснабжения.

Особенности развития пожаров

Наибольшую опасность для людей представляют пассажирские вагоны. Скорость распространения пламени в пассажирских вагонах по коридору — 5, по купе — 2,5 м/мин. В течение 15-20 мин огнем полностью охватывается весь вагон.

Температура в вагоне повышается до 850°С, а температура пламени достигает более 1000°С. Необходимое время эвакуации пассажиров с учетом воздействия опасных факторов пожара составляет 1,5-2 мин до блокирования основных выходов.

Плотность теплового потока на расстоянии 9-10 м достигает

10 кВт/м2, что приводит к загоранию подвижного состава и воспламенению твердых горючих материалов в полувагонах и на платформах, расположенных на соседних путях.

При горении в грузовом подвижном составе время распространения огня по всему грузовому вагону составляет не более 20 мин. Через 30-40 мин пол в вагоне прогорает на железнодорожные пути.

Скорость распространения огня вдоль подвижного состава в среднем составляет 1,4, по подвижному составу на соседних путях 0,4 м/мин.

Скорость роста площади пожара в первые 10 мин свободного горения подвижного состава достигает 3,1-4 м2/мин, а в последующие 10-50 мин 7-8 м2/мин.

Ответственность за организацию и руководство тушением пожара, спасание пассажиров, эвакуацию подвижного состава и грузов до прибытия пожарной охраны возлагается:

  • на станциях — на начальника станции, его заместителей, а в их отсутствии – на дежурных по станции;
  • на перегонах (в пути следования) — на машинистов грузовых и дизель- электропоездов; машинистов головного поезда для соединенных поездов; начальников пассажирских поездов; начальников секции рефрижераторных поездов; лиц, сопровождающих почтово-багажные поезда и специальные вагоны;
  • на предприятиях по обслуживанию и ремонту подвижного состава — на руководителя предприятия или его заместителя, а в их отсутствии — на начальников смен.

Подвижный состав и станции метрополитена

Один из самых сложных объектов в плане тушения пожара – метрополитен. У метро разветвленная сеть сооружений, множество станций и большой пассажиропоток. Усугубляет ситуацию быстрое распространение огня внутри замкнутого пространства, ведь состав передвигается по подземным туннелям.

Чтобы потушить пожар в метро, необходимо максимально точно определить очаг возгорания. Если возгорание произошло в подземном сооружении, предварительно отправляется разведывательная группа. А после прокладываются рукавные линии. В подвижном составе пожар тушится распыленной водой, а в кабельных сооружениях пеной.

Тактика тушения пожаров в самолете

Тактика тушения самолетов определяется в зависимости от места воспламенения. В современных лайнерах существует следующая классификация возгораний:

  • в топливном баке, разлив горючего;
  • в пассажирском салоне;
  • в силовых установках;
  • возгорание шасси;
  • воспламенения в особых условиях.

Разлитое топливо

Если случается пожар на борту вследствие авиакатастрофы, топливо самолета может разливаться на большую площадь. Значительное влияние оказывает размер летательного аппарата, количество горючего, диаметр фюзеляжа.

Характеристика пожара, связанного с разлитым горючим:

  • быстротечность распространения пламени на значительное расстояние;
  • критическая температура в очаге возгорания – 10000 °С;
  • большая плотность потока тепла.

Наиболее опасные последствия:

  • быстротечное разгорание отделки фюзеляжа и проникновение огня внутрь корпуса;
  • вероятность взрыва незатронутых резервуаров с топливом;
  • воспламенение системы приземления, произведенной из сплавов магния;
  • взрыв стоек шасси, находящихся под большим давлением.

Действия, направленные на ликвидацию возгорания топлива:

  1. Разведка пожара. Заключается в установлении параметров и направлении распространения огня, наличия пассажиров и вероятности ущерба для них, анализируется влияние погодных условий.
  2. Концентрация сил и средств на решающем направлении. В считаные секунды локализуется воспламенение разлитого горючего. Создаются эвакуационные пути для спасения людей.
  3. Охлаждение корпуса самолета. Производится при помощи пенных установок пожаротушения с большой интенсивностью подачи.
  4. Тушение топлива. Спасатели направляют огнетушащее вещество (ОТВ) в область возгорания.


Тушение пожара в самолете

Пассажирский салон

Главная пожарная нагрузка в этом случае приходится на материалы облицовки и наполнения сидений, тканевые полотна, пластик, из которых выполнен салон.

Отличительными чертами возгорания в салоне воздушного транспорта являются:

  • быстрое увеличение концентрации токсичных веществ, образующихся при горении;
  • термолиз горючего;
  • большая степень задымления;
  • критическая температура – 900 °С.

Тактика тушения:

  1. Понижение температуры и степени задымленности в салоне.
  2. Устранение возгорания при помощи тонкораспыленных струй ОТВ.

Силовые установки

Возгорание силовых установок возникает вследствие воспламенения топливных и масляных баков, а также баков с гидрожидкостью. Главная опасность заключается в возгорании при работающем двигателе, поскольку происходит горение распыленного топлива под большим давлением. Огонь в этом случае распространяется наиболее интенсивно.

Горение силовых установок при выключенном двигателе является локальным и распространяется медленнее.

Операции, направленные на ликвидацию пожара:

  1. Разведочные мероприятия и размещение пожарных машин с учетом скорости и направления ветра.
  2. Выключение двигателей.
  3. Тушение двигателей. Производится при помощи ручных стволов, которые подают ОТВ напрямую в место возгорания через специальные отверстия. Для тушения двигателей, находящихся в хвосте лайнера, целесообразно использование пожарных лестниц.

В качестве огнетушащих веществ применяются пена, порошок и газовые составы объемного тушения.

Шасси

Возгорания систем приземления чаще всего происходят при жесткой посадке самолета вследствие загорания резины, гидрожидкости и сплавов магния, из которых выполнены шасси.

Тактика тушения шасси самолета следующая:

  1. Действия, направленные на предупреждение распространения пожара на самолет.
  2. Тушение гидрожидкости и резины. В место горения при помощи ручных стволов тонкораспыленными струями подается огнетушащее вещество.
  3. Гашение магниевых сплавов. Наибольший эффект достигается благодаря использованию в качестве ОТВ порошка.

Тушение пожаров на объектах транспорта

По статистике, число пожаров на транспорте увеличивается с каждым годом. Особенности ликвидации возгораний в этой сфере диктуют следующие условия:

  • разветвленная система подвижного состава;
  • развитая сеть путей, затрудняющая подъезд спецтехники;
  • быстрое распространение огня в условиях замкнутого пространства вагонов и машин;
  • риск взрывов цистерн;
  • растекание химических ядовитых веществ;
  • удаленность водоисточников;
  • затруднение эвакуации людей из тоннелей во время тушения пожаров на объектах метрополитена;
  • обрушение отделки выходов эвакуации и нарушение работы системы аварийного освещения и вентиляции.

При тушении возгораний на железнодорожном транспорте после разведки принимают меры по расцепке вагонов с целью предотвращения распространения огня. При возможности перевода горящего вагона на запасные пути, проводят срочную эвакуацию людей и обслуживающего персонала. При отсутствии источников водоснабжения для подвоза воды задействуют железнодорожные цистерны. Огнетушащее вещество подается только после определения причины возгорания и наличия в зоне ЧС химических веществ. При пожаре на грузовом транспорте, перевозящем горючие жидкости, организуют сток. При горении на путях разлитых жидкостей проводят охлаждение рельсов и ходовой части подвижного состава с целью предупреждения деформации металла.

Если огонь зафиксирован в тоннеле, проникновение оперативной бригады к очагу возгорания проводится со стороны свежего вентиляционного потока. Обязательное условие – наличие теплозащитных костюмов и сопровождение прохода личного состава под распыленными струями воды. Решающее направление действий по ликвидации огня выбирается в средней части тоннеля со стороны свободного свежего вентиляционного потока. При отсутствии вентиляции – со стороны портала с нижней высотной отметкой. Если потушить пожар в тоннеле невозможно, проводятся мероприятия по изоляции очага поражения путем возведения перемычек из негорючих материалов.

Если возгорание возникло в метрополитене, то на стадии разведки проводят осмотр не только отдельной станции, но и на соседних остановках, связанных между собой тоннелями. Обязательное условие – обесточивание электроустановок, кабелей и контактного рельса. Совместно с электромеханической службой метрополитена разрабатывается аварийный режим работы вентиляции. На стадии разведки проводят оценку работоспособности внутреннего водопровода. При прокладке магистральных линий организовывают боевые участки для подачи воды. Рукава и давление в них подбираются в соответствии с глубиной заложения станции с целью предотвращения разрыва оборудования. Эвакуация людей проводится через путевые, эскалаторные, вентиляционные или переходные тоннели, расположенные ниже уровня помещений, где возник пожар. Во время тушения используют распыленную воду и пенообразователи средней кратности для объемного тушения.

Работа на предприятии нефтяной промышленности

Производства нефтепромышленного комплекса составляют особую сложность. Неисправность технологических аппаратов и коммуникаций повышает риск взрыва горючих составов и растекания жидкостей. Под воздействием температуры ядовитые пары быстро распространяются по объекту, неся опасность для здоровья и жизни людей. Сложность пожаротушения на подобных объектах состоит в наличии резервуарного парка, из-за чего происходят групповые возгорания. Сами по себе резервуары с нефтью устойчивы к тепловому воздействию и механической деформации, но существует ряд провоцирующих их воспламенение факторов:

  • огневые ремонтные работы на объекте;
  • попадание искр от электроустановок;
  • разряды статического электричества.

Первично загорается не сама нефть, а происходит взрыв паровоздушной смеси. В результате повреждаются стенки резервуара и начинается горение нефтепродуктов. Сложность тушения пожаров на объектах нефтехимии состоит в быстром распространении огня и возникновении факелов пламени. Высота только светящейся их части может достигать 40 метров. Пожарным, прибывшим на вызов, необходимо действовать максимально точно, ведь малейшие изменения погодных условий молниеносно вносят коррективы в развитие ситуации. При скорости ветра всего 1 м/с факел удлиняется и начинает отклоняться в сторону, а уже при 4 м/с он стремится к горизонтальному положению и несет в себе угрозу взрыва соседних резервуаров.

Действия по ликвидации возгораний предполагают:

  1. Совместную работу с газоспасательными службами по эвакуации людей из зоны ЧС.
  2. Создание оперативного штаба с включением в его работу специалистов предприятия.
  3. Проведение разведки с целью установления возможности деформации и взрыва технологических установок в зоне огня.
  4. Определение места содержания взрывоопасных веществ и организацию их эвакуации.
  5. Принятие мер по защите энергосистемы предприятия.
  6. Обследование системы сухотрубов и склада специальных огнетушащих веществ, оценку возможности их применения при конкретном возгорании.
  7. Организацию дежурства в потенциально опасных зонах после отключения в них подачи электроэнергии, воды, пара и хладогентов.
  8. Определение технологических установок, которые невозможно отключить.
  9. Оценку погодных условий и корректировку плана подавления огня с учетом ландшафтных особенностей территории.
  10. Проверку системы водоотведения.
  11. Установку запорной арматуры с целью приостановки подачи нефтепродукта в аварийный участок.
  12. Перекачку оставшихся в системе продуктов в резервные емкости и закачку инертных газов.
  13. Охлаждение конструкции здания и технологических установок.
  14. Использование в зоне факельного горения водяных стволов с турбинными насадками-распылителями для снижения температуры излучения. Прямую струю воды при этом подавать запрещено с целью предотвращения деформации технологических установок.
  15. Выставление дежурных постов на автоцистернах по всей территории предприятия.
  16. Создание заградительных валов, предупреждающих растекание легковоспламеняющихся жидкостей. Обеспечение завесы из распыленной воды для купирования распространения облаков АХОВ.

При тушении пожаров с применением передвижной техники используют также воздушно-механическую пену средней или низкой кратности. Выбор средства зависит от физико-химических свойств горючих материалов.

Интенсивность подачи пены средней кратности
Вид продукта Интенсивность подачи пенообразователя (л/с*м2)
Пенообразователь общего назначения Пенообразователь целевого назначения
Углеводородные Фторсодержащие
Без пленки С пленкой
Нефтепродукт с Твсп ≤28°С и горючие жидкости, нагретые выше предельной температуры 0.08 0.06 0.05
Нефтепродукт с Твсп >28°С 0.05 0.05 0.04
Газовый конденсат 0.12 0.10
Интенсивность подачи фторпротеиновой и фторсинтетической пены низкой кратности
  На поверхности В слой
Нефтепродукт с Твсп ≤28°С 0.07 0.10
Нефтепродукт с Твсп >28°С 0.05 0.08
Газовый конденсат 0.10 0.14

Пенная атака подается непрерывно в течение 15 минут или импульсно. Второй способ подходит при проведении операции на темных нефтепродуктах. Каждый импульс – не более 30 секунд. Количество импульсов варьируется в зависимости от плотности горючего и температуры.

При тушении важно учитывать особенности различных нефтепродуктов

Тип Скорость линейного выгорания (см/ч) Скорость прогрева (см/ч) Температура прогретого слоя (°С)
Нефть 9-12 24-36 130-160
Мазут 6-13 24-42 230-300
Керосин 21-24 220-240
Бензин 24-30 72 80-100

Тушение пожаров на объектах нефтяной промышленности сопровождается опасностями обвала, вскипания и выбросами сырого горючего.

Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС на автотранспорте

Организовывая тушение пожаров на автомобильном транспорте, необходимо помнить о ряде важных особенностей:

  1. У пожара высокая скорость распространения пламени и температура.
  2. Огнестойкость конструкций автомобилей невысока. Из-за этого кузов автомобиля плавится быстрее.
  3. Если на автомобили и автобусы установлено газовое оборудование, это может привести к взрыву.

Сразу после возникновения возгорания необходимо принять следующие меры:

  • эвакуировать людей;
  • установить место, где началось возгорание;
  • оценить, как будет распространяться огонь и к чему это может привести;
  • организовать подачу огнетушащих веществ.

До приезда спасательной службы необходимо воспользоваться подручными средствами тушения, а после уже тушить пожар комплексно.

Железнодорожный транспорт

Поезда широко используют для перевозки пассажиров и грузов, в том числе огнеопасных. Составы могут быть: закрытыми, открытыми, с платформой, цистернами, электровозы, тепловозы.

Причины ЧС

Чаще возгорание появляется из-за:

  • столкновения составов;
  • утечки легковоспламеняющегося вещества;
  • взрыва опасного груза;
  • схода с рельс;
  • наезда на машину или другую технику на переезде;
  • короткого замыкания;
  • применения неисправного оборудования.

Пожарная опасность станций и состава

Нюансов пару. Самыми опасными в плане возгорания считаются станции и пункты, на которых производится сортировка, загрузка. Нужно выделить цистерны с газом, воспламеняющейся жидкостью.

Пожарная опасность на железной дороге характеризуется:

  1. Значительной плотностью застройки станций, выполняющих функцию сортировки, погрузки, многочисленных составов.
  2. Наличием большого числа ТС, перевозящих опасные товары (взрывоопасные, легковоспламеняющиеся).
  3. Незначительным разрывом между поездами, что приводит к быстрому распространению пожара.
  4. Затрудненным подъездом к горящему составу.
  5. Недостаточно развитой ППВ сетью.

Если процесс погрузки, формирования состава оказался нарушенным, это повышает риск возникновения, распространения пожара. Неправильное соединение вагонов может привести к повреждению перевозимых грузов, разливу жидкостей, другим опасным последствиям.

Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС на транспорте имеет особенности

Они связаны с тем, что прежде, чем приступать к устранению огня, важно определить свойство груза, обесточить сеть, расположенную непосредственно над очагом возгорания

Ликвидация пожара

Первоочередной задачей при выявлении возгорания на ж/д транспорте является оповещение, помощь при проведении эвакуации пассажиров. После следует расцепить вагоны, приступить к тушению доступными средствами. Вместе с этим ответственное лицо обязано известить о ЧС начальника состава, дежурного по станции, который вызывает АСР-бригаду.

Если пожар возник внутри вагона, принято использовать пенные огнетушители или водяные стволы. На электровозах применяют аэрозольные и порошковые средства

Если состав перевозит груз, важно выяснить его характер, порядок действий, который указан в сопроводительных документах

Общие действия спасателей

Особенности организации тушения пожаров в сельской местности состоят в слаженной работе всех подразделений, участвующих в операции, и в использовании вспомогательных средств подавления огня. Прибывшая на место вызова бригада оценивает ситуацию согласно протоколу и принимает решение об эвакуации людей из зоны бедствия. Одновременно проводят разведку водоисточников. Если собственных сил недостаточно, на этом этапе задействуют местных жителей.

В дополнение к спецтехнике используют сельскохозяйственный транспорт. Чаще всего – тракторы с навесным оборудованием и плугом, дождевальные установки, поливочные машины, автозаправщики,  молоковозы.

При перекидывании пламени на несколько подворий в условиях ограниченного запаса воды прибегают к помощи бульдозеров. Они делают противопожарный разрыв, снося постройки, стоящие на пути пламени. В сезоны риска в сельской местности актуальна работа добровольцев, которые ведут дежурства на возвышенностях.

Порядок действий при возгорании автомобиля

Задымление салона машины или дым из-под капота всегда неожиданность для каждого водителя. Многие впадают в ступор и не знают, что делать в первую очередь. Паника плохой советчик, так как мешает сосредоточиться и заставляет судорожно хвататься за всё подряд.

Не стоит сразу спасаться бегством, всегда существует возможность остановить пламя и спасти автомобиль. Действовать нужно общими усилиями для максимального подавления распространения пламени. Слаженные действия очень часто приводили к положительным результатам, и удавалось быстро справиться с возгоранием

Важно всегда возить с собой исправный огнетушитель, помогающий на начальной стадии сбить пламя

Действовать при возгорании машины нужно следующим образом:

  1. Если едкий дым появился во время движения автомобиля необходимо как можно быстрее съехать на обочину и остановиться.
  2. Пассажиры и водитель должны незамедлительно покинуть машину. Водитель обязательно должен захватить с собой огнетушитель, кусачки и активировать рычаг открытия капота.
  3. Пассажиры машины должны удалиться на безопасное расстояние от автомобиля. Как правило, достаточно 50 метров.
  4. Пассажиры должны обязательно позвонить в службу МЧС для ликвидации возникшего возгорания.
  5. Водитель в это время должен обесточить машину, используя кусачки. Для этого перекусываются оба провода ведущих от аккумулятора.
  6. Используется огнетушитель для ликвидации очага возгорания.
  7. Параллельно можно пытаться остановить движущиеся транспортные средства. Большее количество огнетушителей поможет оперативно справиться с возгоранием.
  8. Если задымление происходит на автомобильной стоянке действовать нужно аналогичным образом. Обязательно нужно отогнать находящиеся рядом с горящим автомобилем прочие транспортные средства.

Тушение пожаров на речных и морских судах

Взрывоопасные помещения могут присутствовать и на судах, выполняющих разнообразные функции.

Тушить пожары в таких закрытых пространствах достаточно трудно по причине:

  • сложной планировки;
  • наличия пустот в перегородках большого количества грузов, горючих материалов; дизельного топлив;
  • значительного нагрева палубы, переборок, оборудования и металлоконструкций корпуса;
  • сложности проникновения к очагам возгорания и проведения при этом работ по эвакуации людей.
  • быстрого распространение огня по причине горючих грузов и конструкций;

Кроме этого, к объектам, которые имеют большое количество помещений с повышенной взрывоопасностью, относятся предприятия химической и нефтедобывающей промышленности. На них должны быть в наличии соответствующие простые и сложные огнетушители и создана возможность бесперебойной подачи воды. Риск возникновения пожаров на таких предприятиях достаточно велик, в связи с чем необходим комплексный подход для защиты от возгораний.

Тушение пожаров и ликвидация чс на транспорте — Пожарная безопасность

В последние годы все чаще объектом возгорания становятся автотранспорт. Гораздо страшнее, когда транспорт общественный: в этих случаях речь идет не столько о материальных потерях — опасности подвергаются здоровье и жизнь многих людей. Единственно возможный способ избежать трагических последствий возгорания — максимально быстро ликвидировать его источник. Современные технологии пожаротушения автомобилей позволяют сделать это наиболее эффективно.

Причины пожаров на транспорте

Согласно статистике, количество пожаров на общественном транспорте постоянно растет, а по тяжести последствии такие инциденты не уступают ДТП. Пожары на транспорте — вторые по частоте после пожаров в жилье в России.

Возгорания в автобусах, троллейбусах, трамваях, метро чаще всего возникают в силу особенностей конструкции транспорта и человеческого фактора, а именно:

  • обилия горючих материалов в отделке салона,
  • большого объема электрокабелей,
  • неисправности электропроводки,
  • нарушения требований к перевозке легковоспламеняющихся жидкостей и содержанию горючих материалов, и т. д.

За счет скорости движения транспортного средства к очагу возгорания поступает дополнительный кислород, что усиливает горение. Совокупность этих причин приводит к тому, что огонь распространяется по салону в считанные минуты. А справиться с ним с помощью огнетушителя зачастую невозможно из-за силы пламени и возгораний в труднодоступных местах.

Автоматическая система пожаротушения для автомобилей: помощь водителю, защита пассажиров

Чтобы защитить жизни людей, общественный транспорт необходимо оснащать современными системами автоматические системы пожаротушения пожарной защиты. К ним относится автоматическая система пожаротушения автомобиля. Ее главная функция — моментально обнаружить источники возгорания и ликвидировать их на тех узлах транспортного средства, которые недоступны для огнетушителя.

Пожаротушение моторного отсека

Моторный отсек — самый пожароопасный в конструкции автотранспорта. Защитить этот важный узел от возгорания, а пассажиров — от серьезных последствий поможет автоматическая система пожаротушения двигательного отсека, которую производит компания «НПГ «Гранит-Саламандра».

Система представляет собой генератор специального огнетушащего аэрозоля, который устанавливается под капотом. В случае пожара прибор активируется с помощью блока управления, находящегося в кабине транспортного средства. Также система имеет функцию автоматического запуска, которая срабатывает при критическом повышении температур и отсутствии действий со стороны водителя.

Как работает система?

  • Система непрерывно контролирует температуру в отсеке. Как только она поднимается до 130 градусов, на блок управления приходит световое оповещение, раздается звуковой сигнал.
  • Если водитель бездействует (например, травмирован в аварии), а температура в двигателе вырастает до 180° С, система запускается автоматически. Генератор огнетушащего аэрозоля приводится в действие, смесь концентрируется в очаге возгорания до его ликвидации.
  • Аэрозольная смесь сохраняет свою концентрацию еще некоторое время, что позволяет избежать повторного возгорания.
  • Пожар ликвидируется при закрытом капоте: для тушения огня не требуется поднимать капот и тем самым доставлять к источнику огня дополнительный кислород, усиливающий горение.

Тушение пожаров на автотранспорте с помощью автоматических систем эффективно как в начальных стадиях возгорания, так и при дальнейшем распространении пожара.

Установки объемного тушения в салоне: решения для автобусов и троллейбусов

Очаги возгорания могут возникать не только в двигателе: в автобусах и троллейбусах пожары нередко начинаются в салоне.

Огонь распространяется моментально, и ликвидировать его необходимо незамедлительно, чтобы не допустить человеческих жертв. Как правило, огнетушитель в таких случаях практически бесполезен из-за большой площади возгорания.

Практика показывает, что при борьбе с огнем в салоне транспорта наиболее эффективна система, генерирующая огнетушащий аэрозоль.

В случае пожара в автобусе или троллейбусе достаточно выдернуть предохранительную чеку прибора и забросить его в салон, где он сработает через 7-10 секунд. Генератор выпускает аэрозоль, частицы которого распространяются по салону, уменьшают температуру и тем самым ликвидируют горение. В течение 10-15 минут огнетушащая смесь сохраняется в воздухе, предотвращая повторные возгорания.

Тушение пожара на химически опасных объектах

Пожар на предприятии, работающем с химически опасными веществами, доставляет спасателям немало трудностей. Связано это не только с выбором особых огнетушащих средств, но и с необходимостью составления плана мероприятий по купированию распространения вредных выбросов, несущих опасность для здоровья и жизни населения.

Получив вызов на объект с АХОВ, начальник подразделения ГПС обязан затребовать информацию о количестве и агрегатном состоянии опасных веществ, оценить погодные условия и откорректировать план мероприятий стандартного протокола по тушению возгораний. Прибывшие на место аварии спасатели проводят разведку и делают прогноз по дальнейшему развитию ситуации. Непосредственное руководство работой подразделений берет на себя старший начальник противопожарной службы. На всем протяжении операции проводится разведка на местности с целью установления новых очагов возгорания и замеров концентрации паров АХОВ. Совместно со спасателями работают специалисты медицинской службы.

При проведении боевой операции личный состав работает исключительно в специальных костюмах с применением средств защиты органов дыхания. Замена расчета в зоне поражения проводится согласно регламенту защитного действия индивидуальных средств. Пожарный расчет создает водяные завесы на направлении распространения зараженного облака. При выборе средств пожаротушения учитывают особенности основного химического вещества. За нейтрализацию уже вылитого АХОВ отвечает отдельная бригада, назначенная РТП. Автомобили, задействованные в этой работе, подают воду для разбавления химвеществ. Спецрастворы при этом использовать запрещено. Рукавные линии и струя распыляемой воды не должны находиться в зоне разлитого АХОВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector