Пожарные самолеты и авиация в мчс: основные модели и лтх

Аннушка разлила воду

Вначале было создано четыре сводных авиаотряда, а к началу Второй мировой войны в них работало уже 70 парашютистов-пожарных и 110 патрулирующих самолётов. На время военных действий работы по тушению лесных пожаров с самолётов были временно приостановлены, но уже в 1946 году пожарная авиация продолжила свои полёты. На подходе уже была и новая техника, способная изменить баланс сил в борьбе человека и огня.

В 1947 году впервые поднялся в воздух Ан-2, а уже через пять лет началось активное использование этих самолётов для мониторинга пожарной обстановки с парашютистами на борту и их десантирования при обнаружении очагов возгорания. Десять-двенадцать парашютистов с сапёрными лопатами и пилами — это уже сила, способная остановить начинающийся пожар. Также на основе Ан-2 было сделано около 16 модификаций, рассчитанных специально для тушения пожаров.

Грузоподъёмность в 1200 килограммов позволила поставить на борт самолёта более серьёзные баки, а впоследствии для тушения пожаров стали применять и сельскохозяйственные варианты самолётов, с подвешенными под крылья ёмкостями, которые наполнялись не удобрениями и химикатами, а жидкостью для тушения.

Венцом советских противопожарных самолётов стал Ан-26 с двумя внешними баками по 4000 литров каждый. Вся эта масса огнетушащего вещества выбрасывалась на очаг возгорания всего за пару секунд. На борту размещалось в общей сложности тонна пожарного снаряжения и оборудования и до 30 пожарных-десантников. Такой самолёт, распыляя состав с высоты в 50 метров, позволял создавать защитную полосу длиной 120–160 метров и шириной 10–35 метров, что уже было серьёзным подспорьем в борьбе с огнём.

Пожарные самолеты

Это летающие средства, оборудованные специальными емкостями для огнетушащей жидкости и задействованные для гашения возгораний на обширных территориях.

Применение

Ввиду того что самолеты имеют значительную подъемную силу, высокую скорость (по сравнению с наземными транспортными средствами), используются они в чрезвы-чайных ситуациях на труднопроходимых или больших по площади территориях.

Пожарный самолет доставляет на место возгорания оборудование, спасателей, пламягасящие жидкости. Также забирает людей из зоны бедствия.

Преимущества

Тушение пожара.

Летающие пожарники применяются там, где недоступны другие средства спасения.

Во-первых, это горящие леса. В 2019 году тайгу в Сибири удалось потушить только с помощью спасательного полка МЧС.

Во-вторых, это возгорания на крупных складах боеприпасов, где существует опасность поражения снарядами.

В-третьих, самолет для пожаротушения гасит пламя в труднодоступных местах, например, в горах.

Также авиация может быстро передислоцироваться в нужный район, доставить специалистов, оборудование. Некоторые летательные аппараты способны заправляться пламягасящей жидкостью, сбрасываемой впоследствии на зоны возгорания.

Недостатки

Самолеты для тушения пожаров имеют и ряд минусов в использовании:

  • необходим аэропорт со взлетно-посадочной полосой, на котором можно произвести заправку топливом и тушащей жидкостью;
  • дорогая эксплуатация;
  • невозможность точечного сброса огнетушащего состава или воды.

Это интересно: Автолестница пожарная АЛ-50 (КамАЗ 65115): описание и ТТХ

Самый большой пожарный самолет в мире


Evergreen 747 SuperTanker.

Летающее противопожарное устройство, принадлежащее американской компании Global SuperTanker Service, было разработано конструкторами Боинг и Evergreen International Aviation на основании модели Boeing 747-100.

Назвали это средство для тушения пожаров Evergreen 747 SuperTanker. Запас прочности позволяет перевозить 74,2 т пламягасящей жидкости на расстояние до 6 400 км. Максимальная развиваемая скорость составляет 970 км/ч.

Самолет принимал участие в тушении пожаров 5 раз: в Испании, Израиле, Чили и дважды в США. Американское Лесное управление посчитало, во сколько обходится один день эксплуатации – 120 тыс. $. Такие затраты были признаны нецелесо-образными. Из-за этого почти все время Evergreen 747 Supertanker простаивает в ангаре.

Каждый год в мире где-нибудь начинают гореть леса. Единственная возможность прекратить это бедствие – использование самолетов пожарной авиации. Самым сильным и оснащенным авиаотрядом планеты на 2020 год являются соединения МЧС России.

Детальная информация видна на видео:

Инциденты

  • 22 июля 1960 г .: Североамериканский B-25 Mitchell , N3446G SN 44-31466, действовавший как Tanker 66, врезался в землю во время бомбардировки водой в каньоне Милл в горах Сан-Габриэль на огне Волшебной горы. Три члена экипажа погибли.
  • 27 июня 1969 года: североамериканский B-25 Mitchell , N9088Z SN 44-30733, работавший как Tanker 8Z, упал на песчаную косу после отказа нескольких двигателей вскоре после взлета в реке Танана, недалеко от Фэрбенкс, Аляска. Все члены экипажа остались живы и не пострадали. Самолет был восстановлен в июне 2013 года и в настоящее время находится на восстановлении под названием «Сандбар Митчелл».
  • 13 августа 1994 года: Lockheed C-130A , N135FF, действовавший как Tanker 82, врезался в гористую местность недалеко от Пирблоссома, Калифорния. Все три члена экипажа получили травмы со смертельным исходом.
  • 21 июня 1995 г .: Douglas C-54G , N4989P, работавший как Tanker 19, и Beech B58P, N156Z, действующий как Lead 56, столкнулись в воздухе в Рамоне, Калифорния. В результате столкновения погибли 2 члена экипажа «Танкера-19», а также пилот «Лида 56».
  • Крушение авиатанкера в 2002 году : потеря танкера 130 и танкера 123.
  • 16 июля 2003 г .: Lockheed L188 Electra, эксплуатируемый компанией Air Spray Ltd., врезался в местность на крутом гребне во время тушения пожара недалеко от Британской Колумбии в Крэнбруке. Два пилота погибли.
  • 31 июля 2010 г .: Convair CV580, эксплуатируемый Conair Aviation, разбился во время пожара недалеко от Ванкувера, Британская Колумбия. Два пилота погибли в результате крушения.
  • 21 мая 2011 г .: вертолет Bell 212 упал недалеко от берега Малого Невольничьего озера, Альберта, в результате чего погиб пилот.
  • 3 июня 2012 г .: Lockheed P2V-7 , работавший как Tanker 11, врезался в гористую местность во время тушения лесного пожара в Юте. В результате крушения погибли 2 пилота.
  • 1 июля 2012 года: Lockheed C-130, которым управляло 145-е воздушное крыло Национальной гвардии Северной Каролины, разбился в Блэк-Хиллз в Южной Дакоте, поддерживая усилия по сдерживанию пожара White Draw Fire . Четыре летчика погибли, двое из них выжили, но получили серьезные травмы.
  • 24 октября 2013 г .: модифицированный дромадер PZL-Mielec M-18A, управляемый Rebel Ag, разбился после того, как левое крыло отделилось в полете при проведении бомбардировок водой к западу от Улладуллы, Новый Южный Уэльс , в результате чего погиб пилот.
  • 7 октября 2014 г .: свидетель сообщает о столкновении S2T с землей во время пожара на собачьей скале возле национального парка Йосемити, штат Калифорния.
  • 22 мая 2015 г .: Воздушный танкер-амфибия Air Tractor 802F Fire Boss, которым управляет Conair Aviation, потерпел крушение, сражаясь с лесным пожаром возле Колд-Лейк, Альберта, в результате чего погиб пилот.
  • 10 июля 2015 года: воздушный танкер-амфибия Air Tractor 802F Fire Boss, которым управляет Conair Aviation, потерпел крушение и затонул при черпании воды из озера Пунци, Британская Колумбия. Пилот не пострадал.
  • 17 августа 2018 г .: BK117, принадлежащий Sydney Helicopters, разбился после столкновения с деревом при поддержке операций по ликвидации пожара Kingiman к западу от Улладуллы, Новый Южный Уэльс , Австралия , при этом пилот погиб.
  • 23 января 2020 г .: C-130H N134CG компании Coulson Aviation был уничтожен в результате крушения возле Кума , Новый Южный Уэльс, во время операций по борьбе с в . 3 погибших.
  • 14 августа 2021 года: российский самолет Бе200 потерпел крушение во время борьбы с лесными пожарами в Турции. На борту находились восемь человек, все погибли.

Технические характеристики пожарного Ил-76

Конечно, аппарат в первую очередь используется в России. Десять таких самолетов тушили лесной пожар в Сибири (2019 год).

Летательные средства различаются по модификациям. Буквы после наименования Ил-76 обозначают назначения модели. Рассмотрим противопожарный вариант.

Основные данные по летательному средству сведем в таблицу.

Тактико-технические характеристики ил-76П пожарный

ТТХ Значения
Размеры, метры:

Длина крыла

Высота самолета

Длина устройства

50,50

14,76

46,59

Площадь крыла, метры квадратные 300,00
Вес, тонны:

Максимальный взлетный

Загруженного самолета

170,00

91,80

Двигатель, тип 4 х ТРДД Д-30КП, 2-я серия
Скорость, километры в час

Максимальная

Крейсерская

850

800

Тяга, килограмм-силы (кгс) 4*12 000
Максимальная высота полета, километры 12
Дальность полета, километры 5 000
Количество членов экипажа, человек 7
Допустимая нагрузка, варианты:

1

2

44 тонны воды+4 человека+ 5 тонн оборудования

150 человек

Самолет для тушения пожаров Ил-76 обладает уникальными характеристиками. Столько пламягасящей жидкости, сколько берет на борт это летательное устройство, не поднимет ни один другой аппарат. И сколько воды набирает самолет для тушения пожаров.

Детальная информация видна на видео:

Тактика и возможности

Вертолет опускает ведро в реку, чтобы сбросить воду на лесной пожар в Калифорнии

Вертолеты могут парить над огнем и сбрасывать воду или замедлитель. На танке S-64 Helitanker установлены дверцы с микропроцессорным управлением . Двери контролируются в зависимости от площади, которую нужно закрыть, и ветровых условий. Самолет с неподвижным крылом должен пройти и сбрасывать воду или замедляться, как бомбардировщик. Самолеты-корректировщики (руководитель воздушно-тактической группы) часто вращаются вокруг огня на большей высоте, чтобы координировать усилия дымосборника, вертолета, средств массовой информации и самолета-замедлителя, в то время как головные самолеты летят на малой высоте впереди авиатанкеров, чтобы отмечать траекторию. для падения и обеспечения общей безопасности как наземных, так и воздушных пожарных.

Фильм, показывающий, как водные бомбардировщики воздушной национальной гвардии Калифорнии сбрасывают вещества, используемые для тушения пожаров.

Воду обычно не роняют прямо в огонь, потому что ее эффект недолговечен. Антипирены обычно не используются для тушения пожара, а вместо этого используются для сдерживания пожара или его замедления, чтобы наземные бригады могли сдержать его. Из-за этого замедлители обычно сбрасываются перед движущимся огнем или вокруг него, а не непосредственно на него, создавая противопожарную преграду .

Воздушное пожаротушение наиболее эффективно используется в сочетании с наземными усилиями, поскольку авиация — только одно оружие в арсенале пожаротушения. Однако были случаи, когда самолеты тушили пожары задолго до того, как наземные бригады смогли добраться до них.

Некоторые пожарные самолеты могут заправлять свои баки в полете, летя вниз, чтобы скользить по поверхности больших водоемов. Одним из примеров является Bombardier CL-415 . Это особенно полезно в сельской местности, где возвращение на авиабазу для заправки может занять слишком много времени. В 2002 году бригада CL-415 из Онтарио смогла пополнить запасы воды 100 раз за 4-часовую миссию, доставив 162 000 галлонов США (613 240 л) или 1 350 000 фунтов (612 т) воды при пожаре возле Драйдена, Онтарио (1 июня 2002 г.). Драйден пожар № 10 Танкер № 271 (гражданский C-GOGE).

Эффективность авиации при пожаротушении

Авиационная техника однажды совершила прорыв в технологии тушения пожаров.

Применение авиации имеет следующие преимущества:

  • скорость доставки огнетушащих веществ в место возгорания;
  • объем одномоментной атаки с воздуха на пламя;
  • отсутствие зависимости от наличия наземного подъезда к месту пожара;
  • безопасные условия для спасателей-пожарных.

Несмотря на высокую эффективность, существуют и недостатки, которые нельзя не брать во внимание:

  • высокая стоимость производства самолетов;
  • малая производительность.

Наличие средств авиации в пожарной системе является прорывом, ведь современные приборы и механизмы позволяют справиться с пламенем без больших затрат. Сколько воды набирает самолет для тушения пожаров и скорость этого процесса – это то, почему авиацию еще долгие годы будут считать важным средством для спасения при возгораниях.

Когда к месту возгорания трудно добраться по земле или площадь огневого поражения очень велика, на помощь приходит пожарная авиация, одним из представителей является ИЛ-76 пожарный.

Детальная информация видна на видео:

Пригодные водоемы

Для тушения пожаров с помощью авиации не все водоемы являются подходящими. Наиболее пригодные – пресные реки и озера, так как вода в них более экологична.

Вода из моря и жидкости с химическими веществами портят почвенный слой, в который впитываются при тушении пожара, поэтому использовать их не реко-мендуется.

Выбираются водоемы протяженностью в 2–3 км. Пилот заранее оценивает картину сверху, ищет пути подхода, учитывает ветровые условия. В воде не должно быть крупных предметов, сетей для ловли рыбы и других объектов, нарушающих требо-вания безопасности. Иногда команде приходится по нескольку раз производить внешний осмотр водоема, чтобы оценить его пригодность.

«Красные монстры»

К аэродромной пожарной технике требования особые: эти машины крупнее своих городских собратьев. Имеют автоматическую коробку передач , насосы большой производительности, и резерв их огнетушащих веществ — воды и пены — тоже больше.

Дюралевая обшивка самолета прогорает очень быстро. По нормам ИКАО пожарные должны достигать любой точки в аэропорту за три минуты кратчайшим путем, поэтому для тушения огня решающими факторами являются скорость и проходимость пожарной машины. Несмотря на свои внушительные габариты, аэродромные пожарные машины за 30 секунд способны развивать скорость до 80 км/ч. А максимальная их скорость — до 120 км/ч.

Помимо этого, автомобиль должен быть устойчивым — отсюда и относительно низкая высота кузова, чтобы центр тяжести находился как можно ближе к земле.

Эти машины подготовлены основательно: помимо необходимого стандартного пожарного оборудования и личных средств защиты дыхания, каждый автомобиль оснащен специальными стволами – пробойниками для подачи огнетушащего вещества в скрытые полости фюзеляжа, дисковыми пилами для разрезания фюзеляжа и обшивки самолета и другим аварийно-спасательным оборудованием.

К месту пожара они могут доставить до 12 000 литров воды и до 1 500 литров пенообразователя. Производительность лафетных стволов достигает 80 литров в секунду при дальнобойности в 75 метров.

В конце 90-х в алматинском аэропорту появился пожарный автомобиль Protector С4, произведенный английской компанией Simon. Тогда этот доселе невиданный монстр весом в 33,5 тонны поразил воображение даже видавших виды ветеранов-пожарников. Protector переводится как «защитник» — название говорит само за себя.

Также на вооружении СПАСОП имеются три автомобиля Cobra 2 — машины английского производства. Их аэропорт закупил в начале 2000-х. Единственное отличие «Кобры» от «Защитника» — в пропорциях: она несколько шире и короче. Весит автомобиль 33 тонны. Расход топлива у английских машин немалый — 92 литра на сотню километров.

Пожарный автомобиль Iveco Trakker производят в Челябинске. А еще два красных пожарных «аэродромника» — белорусские МАЗы.

К управлению подобными авто допускаются только прошедшие обучение водители первого класса с категориями В,С,Д, Е. Для получения квалификации водителя пожарного автомобиля оцениваются не только навыки вождения, но и умение работать со специальными агрегатами и средствами связи, установленными на пожарном автомобиле.

Этот гусеничный брутальный крепыш — артиллерийский тягач средний (АТС) — был создан в военных целях. По стандартам ИКАО у поисково-спасательной службы для операций за территорией аэропорта должна быть машина высокой спецпроходимости, которая может ездить по пересеченной местности и бездорожью в поисках людей. АТС в этом деле — надежный партнер.

Можно ли совсем не тушить?

С 2015 года в России действует правило, разрешающее не тушить пожар, если расходы на борьбу с огнём превышают прогнозируемый ущерб. Из-за этого в регионах практически перестали заниматься дальними небольшими пожарами.

Тушение начинается, когда пожары становятся уже совсем большими. Такой подход выглядит сомнительным — ведь чем больше огня, тем сложнее и дороже с ним бороться.

  • Очаги пожаров в Красноярском крае
  • RT

Дым — оборотная сторона этого вопроса. Экономя на содержании противопожарных служб и тушении огня, получаем проблемы, связанные с чистотой воздуха и здоровьем людей.

Между тем для старых хвойных лесов естественный природный пожар — это механизм обновления. Старые деревья сгорают, а на их месте вырастают молодые.

В 1993 году в Красноярском крае даже провели эксперимент — в тайге спалили целый остров. С тех пор международная группа учёных наблюдает за состоянием флоры на пожарище. Сейчас на острове уже растут молодые лиственницы.

Научный сотрудник государственного заповедника «Центральносибирский» Людмила Буряк привела пример тунгусского метеорита: после катастрофы 1908 года в тайге начался пожар — лес выгорел на много километров вокруг места падения небесного тела. Но за 111 лет лес вырос заново, площадь болот уменьшилась.

Что стало причиной нынешних лесных пожаров в Сибири, пока не до конца ясно.

В пресс-службе губернатора Красноярского края утверждают, что пожары возникли из-за сухих гроз: молнии без дождя поджигают деревья.

Метеорологи говорят об изменении климата: лето становится жарче и суше, поэтому леса горят чаще и больше. Десантники «Авиалесоохраны» в разговоре с RT признают, что лично видели сгоревшие деревья, расщеплённые молнией.

В администрации губернатора утверждают, что в тайге поджигателей нет, так как там глушь и бездорожье.

Но далеко не все готовы списать всё на природу.

Мы собственными глазами видели грунтовые дороги между вырубками. Почти все опрошенные RT местные жители в Богучанах считают, что в пожарах виноваты «чёрные лесорубы», которые якобы маскируют нелегальные вырубки тайги.

Также по теме

Человеческий фактор: МЧС рассказало об основной причине лесных пожаров в Сибири

Основной причиной возникновения природных пожаров в Сибири, по всей видимости, стало неосторожное обращение с огнём. Как сообщили в…

«Огонь не скроет незаконную вырубку — всё равно останутся пни и спилы. Умышленные поджоги среди причин начала пожара — капля в море. Основное, из-за чего загорается лес, — наплевательское отношение людей к природе

Те же лесорубы (не важно, официальные или нет) разводят костры, бросают окурки. От оставленных углей начинается пожар

Плюс местные власти нередко обнаруживают возгорание слишком поздно, когда тушить становится уже дорого и сложно», — рассказал RT директор Института лесоведения РАН Андрей Сирин.

Антропогенный фактор подтверждают и в МЧС. «Авиаразведка показала, что большая часть очагов природных пожаров расположена вблизи дорог, что даёт основание предположить основной причиной..

неосторожное обращение человека с огнём», — говорится в сообщении ведомства

По всей видимости, причин — целый комплекс. Об этом RT заявил директор гидрометеолаборатории в Богучанах Николай Корнев.

«Сейчас слишком много пожаров, не все они природные. В большинстве случаев огонь возникает из-за людей. Сухая и жаркая погода вторична. А раз пожаров в тайге больше, чем надо для естественного обновления, то некоторые из них надо тушить в зародыше. Увы, решение чиновников не тушить пожары, когда они только начались, привело к распространению огня», — считает руководитель противопожарного отдела Гринпис Григорий Куксин.

Директор гидрометеолаборатории в Богучанах Николай Корнев о причинах лесных пожаров

Заправка и сброс воды

В зависимости от модели авиационной техники можно сказать, сколько тонн воды поднимает пожарный самолет и как происходит процесс забора жидкости из водоемов.

Название модели самолета Максимальная скорость, км/ч Емкость баков, литры Количество баков, шт. Скорость при сбрасывании, км/ч Время заправки, секунд
Бе-200 710 12000 8 250 12–13
ИЛ-76ТДП 860 42000 2 270 10–11
Ан-32П 530 8000 4 230 12–13
Candairs

CL-415

359 6000 6 126 15–16

Бе-200

Самолет для тушения пожаров Бе-200. В 2012 году в пожарном парке авиации МЧС России появляются первые самолеты-амфибии Бе-200 ЧС. Такое название они получили из-за своей способности садиться на водные и земные поверхности, а затем с легкостью взлетать обратно.

Самолет возможно дозаправить и в воздухе, что, несомненно, положительно сказывается на количестве времени, которое затрачивается на тушение возгорания.

Ил-76ТДП


Ил-76ТДП.

Самолет был сконструирован в 1988 году. Его предназначение – борьба с обширными возгораниями. Для данной цели Ил-76ТД оснащен двумя выливными приборами. Они могут вместить в себя 42 м3 жидкости. На массированный сброс воды с высоты 50–60 метров затрачивается 4 секунды.

Ан-32П

Самолет впервые был задействован во время возгорания на Крымском полуострове в 1993 году. Технику разработали в конструкторском бюро Антонова.

Ан-32П имеет четыре внешних бака, систему сброса воды и дозаправочное устройство. Баки вмещают в себя до 8–9 м3 жидкости.

В хвосте самолета размещена метеопушка. Она предназначена для поражения облаков патронами с соединениями серебра, что провоцирует незапланированное выпадение осадков.

В грузовом отсеке самолета размещаются пожарные-спасатели, их экипировка и специальное оборудование.

Canadairs CL-415

Первый самолет Canadairs CL-415 появился в августе 1988 года. Он отличался от предыдущих собратьев наличием турбовинтовых двигателей, которые должны были помочь в повышении летных данных и облегчить оснащение самолета топливом.

Другой примечательной характеристикой самолета являются винглеты на крыле, позволяющие повысить поперечную устойчивость.

Приборное оборудование в Canadairs CL-415 сделано в виде «стеклянной кабины». Конструкцию самолета усилили. Это призвано повышать допустимую взлетную массу.

Пожарная авиация России

Центральный Государственный аэромобильный отряд МЧС России был создан в 1992 году. Противопожарная структура включает подразделения беспилотной, большой и малой авиации.

  1. природные пожары легче ликвидировать на начальной стадии возгораний, поэтому беспилотная авиаразведка осуществляет контроль пожароопасной ситуации в регионах. Видеосъемка с борта беспилотника, в режиме реального времени поступает в центр управления кризисных ситуаций МЧС России. Используя полученную информацию, специалисты определяют точные координаты очагов возгораний. Быстрое реагирование позволяет своевременно уничтожить источник пожара и предотвратить распространение огня на больших территориях;
  2. задача малой авиации — доставка к местам лесных пожаров и десантирование, оснащенных пожарных команд из 4÷5 человек, или тушение зарождающихся очагов огнегасящей жидкостью;
  3. назначение большой авиации заключается в локализации верховых и низовых пожаров, охвативших большую площадь. Многократный сброс огнегасящей жидкости на кромку пожара, формирует по периметру распространения пламени зону заградительной полосы. С целью воздействия на облака, для выпадения осадков над зоной пожара, самолеты оснащают метеопушками или специальной системой распыления реактивов.

Огнестойкий материал

MAFFS -equipped Air National Guard C-130 Hercules падает огнезащитное на лесных пожаров в южной Калифорнии

Боратные соли, используемые в прошлом для борьбы с лесными пожарами, стерилизуют почву и являются токсичными для животных, поэтому теперь они запрещены. В более новых замедлителях используется сульфат аммония или полифосфат аммония с загустителем из аттапульгитовой глины или диаммонийфосфат с загустителем на основе производной гуаровой камеди . Они не только менее токсичны, но и действуют как удобрения, помогая растениям отрасти после пожара. Антипирены часто содержат смачивающие агенты , консерванты и ингибиторы ржавчины и окрашены в красный цвет с оксидом железа или непрозрачным цветом, чтобы обозначить место их падения. Торговые марки антипиренов для воздушного применения включают Fire-Trol и Phos-Chek .

Некоторые самолеты-сбрасывающие машины несут резервуары с производной гуаровой камеди для сгущения воды и уменьшения стока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector