Авиация мчс

О направлении подготовки

Аэронавигация – одно из самых редких направлений обучения. Это узкоспециализированная отрасль, с постоянно растущим спросом на высококвалифицированные кадры. В нашей стране всего пять учебных заведений выпускает специалистов по «Аэронавигации», в число которых входит Академия.

Академия является ведущим подразделением МЧС России по разработке и совершенствованию авиационно-спасательных технологий с применением беспилотных авиационных комплексов. Совместно с ведущими учебно-методическими объединениями наши специалисты принимают участие в разработке ФГОС для высшего образования четвертого поколения по направлению «Аэронавигация».

На кафедре «Аэронавигация» обучают специалистов в области применения беспилотных авиационных систем в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водный объектах.  

Специалиазированные аудитории кафедры оснащены:

  • диспетчерский тренажер «Эксперт», включающий в себя систему коммутации речевой связи «Мегафон»;
  • пилотажный симулятор «PhoenixRC», предначенный для отработки навыков пилотирования беспилотных авиационных систем различного типа;
  • метеорологическая станция М-49М;
  • тренажёрный комплекс по управлению беспилотными летательными аппаратами «АЭРОБ», предназначенный для первоначального обучения студентов, а также для подготовки операторов по управлению БПЛА (Беспилотных летательных аппаратов);
  • беспилотная авиационная система «PHANTOM 3(advanced)» предназначенная для отработки практических навыков получения информации с помощью беспилотных авиационных систем, для принятия решения на ликвидацию, локализацию и т.д. чрезвычайных ситуаций.

Аннушка разлила воду

Вначале было создано четыре сводных авиаотряда, а к началу Второй мировой войны в них работало уже 70 парашютистов-пожарных и 110 патрулирующих самолётов. На время военных действий работы по тушению лесных пожаров с самолётов были временно приостановлены, но уже в 1946 году пожарная авиация продолжила свои полёты. На подходе уже была и новая техника, способная изменить баланс сил в борьбе человека и огня.

В 1947 году впервые поднялся в воздух Ан-2, а уже через пять лет началось активное использование этих самолётов для мониторинга пожарной обстановки с парашютистами на борту и их десантирования при обнаружении очагов возгорания. Десять-двенадцать парашютистов с сапёрными лопатами и пилами — это уже сила, способная остановить начинающийся пожар. Также на основе Ан-2 было сделано около 16 модификаций, рассчитанных специально для тушения пожаров.

Грузоподъёмность в 1200 килограммов позволила поставить на борт самолёта более серьёзные баки, а впоследствии для тушения пожаров стали применять и сельскохозяйственные варианты самолётов, с подвешенными под крылья ёмкостями, которые наполнялись не удобрениями и химикатами, а жидкостью для тушения.

Венцом советских противопожарных самолётов стал Ан-26 с двумя внешними баками по 4000 литров каждый. Вся эта масса огнетушащего вещества выбрасывалась на очаг возгорания всего за пару секунд. На борту размещалось в общей сложности тонна пожарного снаряжения и оборудования и до 30 пожарных-десантников. Такой самолёт, распыляя состав с высоты в 50 метров, позволял создавать защитную полосу длиной 120–160 метров и шириной 10–35 метров, что уже было серьёзным подспорьем в борьбе с огнём.

Модели пожарных самолетов

Авиация МЧС постоянно развивается. Под ее нужды используются переоборудован-ные военные судна. Модернизируется и пополняется существующий парк.

Детальная информация видна на видео:

Бе-12 П

Был разработан в 1960 г. на основе противолодочной летающей амфибии Бе-12 в ТАНТК им. Г. М. Бериева.

При разработке этого самолета для тушения пожаров использовалась способность его аналога глиссировать по поверхности воды. С Бе-12 сняли бомбовооружение, установили в грузовом отделении цистерну на 4,5 т жидкости. Еще две емкости объемом по полторы тонны разместили в носовом отсеке.

Бе-200

Как и предыдущая модификация, этот новый летательный аппарат самостоятельно набирает воду в естественных водоемах. Самолеты для тушения пожаров Бе-200 впервые приняли участие в уничтожении возгорания в 1998 г. С тех пор на его базе были разработаны поисковый, патрульно-спасательный летательные аппараты.

Многоцелевой самолет-амфибия Бе-200 ЧС выпускается серийно и активно используется в авиаотряде МЧС.

Это уникальное по своим характеристикам летательное средство. Он может производить взлет и посадку на землю и на воду. Остальные параметры разместим в таблице:

Летно-тактические характеристики Параметры
Кол-во членов экипажа, человек 2
Разрешенное к перевозке число пассажиров, человек 43
Размеры, метры

Длина

Высота

32,05

8,90

Крыло

Размах, метры

Площадь, квадратные метры

32,70

117,44

Вес самолета без загрузки, тонны 28
Разрешенная одновременная нагрузка

Груз, тонны

Вода в 8 резервуарах, тонны

5

12

Взлетная масса, тонны

С воды

С суши

С глиссирования

37,9

41

43

Тяга, килограмм в секунду 2*7500
Скорость, километры в час

Максимальная (высота 7 км)

Крейсерская

При взлете

При посадке

При наборе воды

700

550–610

220

195

180

Максимальная высота подъема, метры 8 100
Скорость подъема, метры в секунду 8

Бе-200 может производить забор воды из природного источника при высоте волн до 1,2 метра.

Детальная информация видна на видео:

Ил-76 ТДП

ИЛ-76 пожарный. Это самый известный российский пожарный самолет. Он может преодолевать рас-стояния до 6 500 км. Дальность полета зависит от того, сколько тонн груза на борту. Его максимальная загрузка составляет 60 т.

Особенность этого летающего средства в том, что он может перевозить одномомент-но 42 тонны воды. Самолет тушит пожар, сливая всю огнегасящую жидкость из резервуаров на очаг возгорания 6–8 секунд, благодаря установленной на нем системе ВАП (выливной авиационный прибор). Подобных показателей не смогли добиться разработчики ни одной страны мира.

ИЛ-76 ТДП принимал участие в различных авиашоу, салонах. Вылетал на испытания в Великобританию. На его счету множество потушенных пожаров. В сети можно посмотреть видео и фото с участием водного бомбардировщика на гашении возгораний в Чили, Боливии, Греции, Турции.

Ан-32 П


Ан-32 П.

Этот самолет был переоборудован из серий-ного АН-32 в 1992 году. Он был оснащен двумя баками, вмещающими по 4 тонны жидкости каждый.

Отличается точностью сброса воды – до десяти метров, скорость – до 10 секунд.

Перегоночная дальность полета – 1 700 км. При тушении пожаров под нагрузкой пролетает до 330 километров. На одном баке совершает 10–15 заходов на объект.

В 2005 году получил международный сертификат, после чего 4 самолета были проданы в Ливию.

Данное летательное средство используется пожарными службами Украины.

Martin Mars

Это патрульный четырехмоторный самолет США дальнего радиуса действия. Он может производить посадку на воду.

В 70-х годах прошлого века «Марсы» были оборудованы более сильным двигателем. На них установили системы сброса воды.

Летающая лодка может поднять в воздух 27 750 литров жидкости и 2 270 л пенообра-зующего концентрата.

Последний раз самолет Martin Mars принимал участие в тушении пожара в 2013 году. Сейчас один оставшийся «Марс» стоит в ангаре американской компании-владельца.

Bombardier (Canadairs CL-415)

Используется пожарными службами Канады, Франции, США. Сейчас в эксплуатации находится около 70 машин из произведенных 88 экземпляров.

Это противопожарная амфибия с двумя турбовинтовыми двигателями. Он может взять на борт 6,12 т воды.

Максимальная дальность полета 2 425 км.

Его легко переоборудовать из транспортного в пожарный и обратно. Может производить забор воды из естественных водоемов.

Современные модели

Пожарный самолет Ан-32П (разработан в конструкторском бюро Антонова, год выпуска — 1993). Система пожаротушения состоит из четырех внешних баков, устройства для дозаправки и системы сброса воды. Общий объем огнетушащей жидкости составляет 8 м

3

Сброс жидкости, с высоты 40÷50 метров, производят одновременно или последовательно. Длина защитной полосы составляет 120÷160, ширина — 10÷35 метров.

В хвостовой части самолета Ан-32П находится метеопушка. Расстрел облаков специальными патронами, в состав которых входит соединение серебра, вызывает выпадение осадков над зоной возгорания.

Грузовой отсек рассчитан на размещение команды спасателей-пожарников, комплекта экипировки и спецоборудования для 30 человек. Десантирование парашютистов-пожарников применяют для создания заградительных полос и локализации очагов возгораний.

Большую часть парка пожарной авиации России составляют переоборудованные военнотранспортные суда Ил-76ТД. Самолет модернизирован в конструкторском бюро имени Ильюшина в 1988 году. Для борьбы с площадными пожарами Ил-76ТД комплектуют двумя выливными авиационными приборами.

Суммарная вместимость баков составляет 42 м3 воды или иной огнегасящей жидкости. Время массированного сброса 4 секунды при высоте полета 50 метров.

Для справки: американский пожарный самолет, Boeing 747 «Evergreen Supertanker», способен взять на борт более 74 тонн воды. Одновременный сброс большого объема жидкости, для «Evergreen Supertanker», технически невозможен.

Сегменты гидравлической распределительной системы баков Boeing 747, настроены на дозированный сброс воды, в течение некоторого временного интервала.

Процесс напоминает обычное природное явление — дождь. Разрешенная высота полета при сбросе жидкости — 120÷240 метров. Длина огнезащитной полосы, которую способен проложить самолет — 5 километров, ширина — около 110 метров.

Пожарный самолет Бе-12П наполняет емкости с водой (бак в грузовом отсеке на 4,5 м3 и две емкости в носовой части, каждая по 1,5 м3) за 50 секунд. Дозаправку резервуаров осуществляют в любых погодных условиях, в том числе и на волне. Конструкция двигателя самолета позволяет его использование при температуре наружного воздуха до 45 ℃.

С 2012 года пожарный парк авиации МЧС России пополняется многоцелевыми самолетами Бе-200 ЧС. Амфибии способны наполнять две емкости для транспортировки воды по шесть тонн каждая. Забор воды производится в течение 16 секунд, в режиме глиссирования над поверхностью водоема.

На одной заправке топливом Бе-200 ЧС могут перевезти к месту возгорания 320 тонн воды. Конструкция самолета позволяет дозаправку баков в воздухе, что существенно сокращает время тушения пожара, и увеличивает мобильность амфибии.

Преимущество тушения пожаров водой из пресных водоемов, заключается в экологичности жидкости. Морская вода и химические соединения пагубно сказываются на состоянии верхнего, плодородного слоя почвы.

Поэтому на данном этапе развития пожарной авиации, экономичные самолеты-амфибии приобретают наибольшую популярность, в сравнении с другими видами пожарных самолетов.

Другие полезные статьи:

  • Пожарная машина камаз
  • Устройство минерализованных полос

Самый большой пожарный самолет в мире


Evergreen 747 SuperTanker.

Летающее противопожарное устройство, принадлежащее американской компании Global SuperTanker Service, было разработано конструкторами Боинг и Evergreen International Aviation на основании модели Boeing 747-100.

Назвали это средство для тушения пожаров Evergreen 747 SuperTanker. Запас прочности позволяет перевозить 74,2 т пламягасящей жидкости на расстояние до 6 400 км. Максимальная развиваемая скорость составляет 970 км/ч.

Самолет принимал участие в тушении пожаров 5 раз: в Испании, Израиле, Чили и дважды в США. Американское Лесное управление посчитало, во сколько обходится один день эксплуатации – 120 тыс. $. Такие затраты были признаны нецелесо-образными. Из-за этого почти все время Evergreen 747 Supertanker простаивает в ангаре.

Каждый год в мире где-нибудь начинают гореть леса. Единственная возможность прекратить это бедствие – использование самолетов пожарной авиации. Самым сильным и оснащенным авиаотрядом планеты на 2020 год являются соединения МЧС России.

Детальная информация видна на видео:

Пожарные самолеты

Это летающие средства, оборудованные специальными емкостями для огнетушащей жидкости и задействованные для гашения возгораний на обширных территориях.

Применение

Ввиду того что самолеты имеют значительную подъемную силу, высокую скорость (по сравнению с наземными транспортными средствами), используются они в чрезвы-чайных ситуациях на труднопроходимых или больших по площади территориях.

Пожарный самолет доставляет на место возгорания оборудование, спасателей, пламягасящие жидкости. Также забирает людей из зоны бедствия.

Преимущества

Тушение пожара.

Летающие пожарники применяются там, где недоступны другие средства спасения.

Во-первых, это горящие леса. В 2019 году тайгу в Сибири удалось потушить только с помощью спасательного полка МЧС.

Во-вторых, это возгорания на крупных складах боеприпасов, где существует опасность поражения снарядами.

В-третьих, самолет для пожаротушения гасит пламя в труднодоступных местах, например, в горах.

Также авиация может быстро передислоцироваться в нужный район, доставить специалистов, оборудование. Некоторые летательные аппараты способны заправляться пламягасящей жидкостью, сбрасываемой впоследствии на зоны возгорания.

Недостатки

Самолеты для тушения пожаров имеют и ряд минусов в использовании:

  • необходим аэропорт со взлетно-посадочной полосой, на котором можно произвести заправку топливом и тушащей жидкостью;
  • дорогая эксплуатация;
  • невозможность точечного сброса огнетушащего состава или воды.

Это интересно: Автолестница пожарная АЛ-50 (КамАЗ 65115): описание и ТТХ

Первые методы тушения

Пожарные разных стран используют самолеты для выявления и тушения возгораний с тридцатых годов прошлого столетия. Эксперименты, по выявлению и локализации лесных пожаров в Советской России, начались в 1931 году.

Пробные полеты для мониторинга пожарной ситуации проводили на двухместных бипланах У-2 (ПО-2). Экипаж пожарного самолета состоял из двух человек: пилота и парашютиста-пожарного.

Первые попытки борьбы с огнем с воздуха заключались в разбрызгивании огнетушащих составов. Небольшой объем полезной нагрузки, и примитивная конструкция распределительной системы, позволяли получить барьер на пути распространения пламени длиной 75÷100 метров.

Однако, формирование заградительных минерализованных полос доказало эффективность способа борьбы с огнем, который с успехом применяется в наше время.

Второй метод имел в основе заведомо провальную идею тушения пожаров авиационными бомбами. Незначительная мощность заряда покрывала небольшую площадь пожара. Технический уровень навигационного оборудования не позволял точной наводки снаряда в условиях задымления местности.

Третий метод борьбы, с удаленными лесными пожарами, заключался в десантировании парашютистов-пожарных. К началу Великой Отечественной войны в СССР существовало 4 авиаотряда в особо пожароопасных регионах страны.

Летный состав структуры составляли 110 самолетов пожарной охраны ПО-2. Личный состав подразделений парашютистов-пожарных насчитывал 70 человек.

Разработки авиационной пожарной техники возобновились после Великой Отечественной войны. Конструкторские бюро Антонова, Ильюшина и Бериева разрабатывали и занимались усовершенствованием существующих моделей военно-транспортных самолетов.

Флагманом малой пожарной авиации в Советской России считался АН-2, на его основе было разработано шестнадцать модификаций пожарных самолетов, самыми известными считаются АН-2П, АН-2ПП, АН-2Л. Мобильную доставку и высадку пожарных команд численностью до 30 человек в места пожаров, на удаленных территориях, осуществляли транспортные самолеты ИЛ-14, АН-24 и АН-26.

Это интересно: Мобильный пожарный комплекс ГЮРЗА: ТТХ и описание

Ан-32П

Самолет создан на базе серийного транспортного самолета Ан-32 и обеспечивает выполнение следующих операций по охране и защите леса:

  • тушение лесных пожаров огнетушащими веществами;
  • десантирование парашютистов-пожарных, специального оборудования, снаряжения и грузов к местам лесных пожаров.

В течение более чем 10 лет эксплуатации были подтверждены расчетные летно-технические характеристики самолета. При сбросе 8 т огнегасящей жидкости из двух групп баков с высоты 40-50 м, при скорости самолета 240-260 км/ч на поверхности земли создается водяное пятно с концентрацией жидкости более 1 л/м

2

длиной 120-160 м и шириной 10-35 м. Слив огнегасящей жидкости может происходить одновременно (залпом) или последовательно из двух баков одного борта, а затем другого с автоматической задержкой или с ручным управлением.

Два самолета использовались при тушении горно-лесного пожара в окрестностях Ялты, (Украина). Опыт их применения (около 100 полетов над горной местностью) показал высокую эффективность этих самолетов. Три самолета были направлены на опытную эксплуатацию в Португалию. Работая очень напряженно (в день на каждом самолете совершалось до 10-12 вылетов), группа выполнила 545 вылетов на тушение пожаров. Летные качества и эффективность самолета как средства тушения пожаров были высоко оценены участвующими в опытной эксплуатации специалистами.

Ан-32П (общий вид)

В период отсутствия пожаров предусмотрено переоборудование самолета в аэродромных условиях в стандартный транспортный вариант для перевозки грузов.

Для выполнения транспортных операций на самолете имеются:

  • большой грузовой люк в хвостовой части фюзеляжа, закрывающийся рампой, которая может опускаться на землю и служить трапом или сдвигаться под фюзеляж, что обеспечивает быструю загрузку грузов в самолет с борта автомобиля и удобство при парашютном сбросе грузов и людей;
  • погрузочное устройство грузоподъемностью 3 т.

Размеры грузовой кабины (длина 12,48 м, ширина 2,78 м и высота 1,84 м) и люка обеспечивают перевозку различных грузов, самоходной и несамоходной колесной техники. Грузовая кабина герметична и оборудована системой кондиционирования воздуха.

Самолет обладает следующими основными особенностями:

  • высокой степенью надежности конструкции и систем, безопасностью эксплуатации, проверенными в процессе длительного срока службы базового самолета Ан-32;
  • возможностью эксплуатации на грунтовых аэродромах благодаря конструкции шасси с пневматиками низкого давления и высокому расположению двигателей, исключающему попадание посторонних предметов в воздухозаборник
  • высокой энерговооруженностью, позволяющей выполнять полеты с крутыми траекториями при работе в горных условиях;
  • автономностью эксплуатации с возможностью запуска двигателей от ВСУ;
  • способностью выполнять полеты в сложных метеоусловиях.

Авиарегистр Межгосударственного Авиационного Комитета и Укравиатранс в 1995 году выдали Сертификаты типа специальной категории на самолет Ан-32П.

Серийное производство самолета выполняется на «Серийном заводе «Антонов».

Технические характеристики Ан-32П

Наименование показателя Значение
Экипаж, чел 3
Размах крыла, м 29,20
Длина самолета, м 23,78
Высота самолета, м 8,75
Площадь крыла, м

2

74,98
Масса, кг
– пустого самолета 16800
– максимальная взлетная 27000
– топлива 5445
Тип двигателя 2 ТВД Прогресс АИ-20Д сер. 5
Мощность, э.л.с. 2 х 5180
Максимальная скорость, км/ч 530
Крейсерская скорость, км/ч 500
Макс. скорость при пожаротушении, км/ч 220-230
Перегоночная дальность, км 1700
Дальность действия, км 330
Практический потолок, м 9400
Полезная нагрузка: 27-30 пожарных-десантников со спец. снаряжением, 8 т огнетушащего вещества
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector