Разновидности судовых систем пожаротушения

Склады твердых горючих материалов

Для промышленных объектов с хранением твердых горючих материалов на открытых площадях характерны распространяющиеся и массовые возгорания, которые имеют тенденцию перерастать в сплошные пожары. Направление огня при этом зависит не только от условий теплообмена и ветра, но и от плотности складирования.

Сложность тушения пламени состоит как в особенностях материалов, собранных на складе, так и в возможности образования вторичных ЧС:

  • усиление теплового излучения;
  • перекидывание огня на соседние территории;
  • обрушение штабелей и образование заграждения на пути к водоисточнику;
  • образование конвективной колонки при верховых пожарах;
  • возникновение «пятнистых» пожаров с перебрасыванием горящих головней и искр на дальние расстояния;
  • распространение пламени внутри штабелей;
  • образование дымовой завесы на большой территории.

Особенности тушения пожара на складе лесоматериалов

После сообщения о возникновении возгорания на складе лесоматериалов создается оперативный штаб, взаимодействующий со службами жизнеобеспечения. Успех всей операции часто зависит от включения в нее сотрудников предприятия. Первоочередная задача оперативников состоит в проведении быстрой разведки:

  • определение размера возгорания;
  • расчет пути распространения огня;
  • рассмотрение вероятности перекидывания пламени на соседние участки предприятия и населенные пункты;
  • определение находящихся рядом водоисточников и расчет количества необходимой спецтехники;
  • проведение границы пожара и сосредоточение на ней необходимого количества стволов.

При тушении возгораний на складах лесоматериалов используют стационарные системы пожаротушения, одновременно при помощи водяных стволов защищая их огня. Особенность тушения состоит в введении в действие стволов с большой водоотдачей. Боевыми позициями при этом считаются верхние плоскости нетронутых огнем соседних штабелей и механические подъемники. На водоисточники устанавливают машины типа АНР и АР, а также лафетные стволы. Если склад расположен на берегу реки, то в операции задействуют плавучие средства.

В качестве основного огнетушащего вещества используют воду с добавками: бентонитом, бишофитом, смачивателями. Возможно также применение быстротвердеющей пены. При возгорании одного штабеля воду подают на всю его боковую поверхность и обязательно на верхний слой с целью предотвращения распространения пламени. Если тушат круглый лес, то ОТВ подается со стороны торца. При тушении куч балансовой древесины подача воды проводится сверху над предполагаемым очагом горения. Одновременно с этим кучу разбирают грейферами, чтобы бойцы могли добраться непосредственно в зону огня. Если пламенем охвачено две и более штабельных кладок, то обеспечивают дополнительную локализацию ОТВ на линии разрыва.

Отдельное место при горении леса занимает профилактика распространения пламени. На соседние штабеля, участки склада и близко расположенные к очагу возгорания постройки направляют дополнительные стволы. Для создания разрывов иногда требуется разборка штабелей и строений с заполнением высвободившегося пространства пеной. Для патрулирования территории задействуют местное население и сотрудников предприятия. Личный состав с целью защиты от теплового излучения обязан работать в теплозащитных и теплоотражающих костюмах, использовать экраны.

Горение волокнистых материалов в буртах и штабелях

В конспекте об особенностях тушения пожаров на промышленных объектах с хранением волокнистых материалов особое место занимают последствия возгорания. Самым опасным считается быстрое, почти моментальное перекидывание огня по кипам из-за перегорания обвязочных поясов. Также сложность составляет распространение пламени по вентиляционным тоннелями внутри бурта.

Основным мероприятием на таких пожарах является обеспечение защиты негорящих соседних объектов. Их накрывают брезентом, пропитанным смачивателелями, и выставляют пост с первичными средствами пожаротушения. Струи воды направляются непосредственно на поверхность горящего штабеля, а также в тоннели и щели между кипами. Одновременно проводят разборку кладок и удаление их частей на безопасное расстояние. После ликвидации огня рабочие склада при помощи тоннелеройных машин или металлических вил немедленно приступают к очесыванию обгоревшей поверхности бурта.

КС-110-39

Мы рассмотрели, какие есть пожарные системы на судах, отличающихся своей крупногабаритностью. Кроме них, используются и сравнительно небольшие пожарные катера на реках и озерах. Согласно существующим санитарным нормам, на них не разрешено постоянное пребывание, проживание экипажа и спасателей.

Самая распространенная модель на сегодня — стальной водометный катер типа КС-110-39. Этот пожарно-спасательный мелкосидящий катер предназначен для тушения пожаров как на плавсредствах, так и на береговой линии. Он оснащен водометным двигателем, предназначен также для проведения спасательных и аварийных работ на реках и в небольших водоемах.

Обозначим характеристики:

  • Максимальная скорость передвижения — 22 км/ч.
  • Боевой расчет — 6 человек.
  • 2 бака по 1000 л, предназначенных для пенообразования.
  • Длина выбиваемой сплошной водной струи — 80 м.

Катер применяют в следующих случаях:

  • Необходимость подачи через лафетный ствол воды из водоема в очаг возгорания.
  • Быстрая доставка к месту ЧП боевых расчетов, пополнительных материалов и средств, оборудования, запасов веществ для тушения.
  • Осуществление доставки пены из стационарных штатных пенорезервуаров.

Такой катер может преодолевать расстояния до 300 м. Его пожарный насос непрерывно работает на протяжении 6 часов. На сам катер устанавливается защитная бортовая система. Лафетным стволом, входящим в антипожарный блок, тут можно управлять дистанционно.

Мероприятия

X Всероссийская конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму»

Нижний Новгород | 14-16 сентября 2021 года

Юбилейная Конференция по ТБ-2021 пройдет традиционно в сентябре и станет ключевой площадкой для обсуждения требований действующего законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности и поиска путей их реализации.

Конференция «Цифровизация транспорта 2021. Процесс трансформации: оценка и перспективы»

Москва | 21 сентября 2021 года

На мероприятии встретятся эксперты рынка, представители топ-менеджмента ведущих российских и зарубежных компаний, лидеры мнений, чтобы обсудить ключевые вопросы развития транспортной инфраструктуры и вопросы цифровизации отрасли.

Ежегодная конференция для проектировщиков видеонаблюдения PROIPvideo2021

Москва, Holiday Inn Sokolniki | 22 Сентября 2021 года

Уникальное отраслевое мероприятие для обмена опытом и внедрения лучших практик. Для PROектировщиков IP-videoнаблюдения, в котором темы докладов определяют участники. Отличная возможность в рамках одного мероприятия получить полную и исчерпывающую информацию о всех аспектах построения систем видеонаблюдения.

Действия по тушению

Борьбой с пожаром на судне руководит его капитан или в его отсутствие другие уполномоченные лица. Основные действия при этом:

  1. разведка пожара;
  2. локализация;
  3. предупреждение взрывов;
  4. непосредственно ликвидация.

Разведка позволяет узнать параметры пожара, места возгораний на судне и масштабы происходящего. Одновременно определяют наличие и объем горючих веществ, завалов, особенные условия развития пожара, эвакуационные пути. Разведка заключается в осмотре отсеков, изучении состояния конструкций судна (температура переборок, их целостность).

Если обнаружено задымление, то членов группы разведки обеспечивают средствами индивидуальной защиты органов дыхания и специальными костюмами. Они могут использовать инструмент для расчистки проходов, разборки конструкции, чтобы был доступ к очагу для пожарной техники и средств его тушения.

Немедленно проводится эвакуация людей из опасных зон, при невозможности самостоятельного выхода. Это первоочередная задача, которая выполняется при малейшей возможности. При их эвакуации основная часть средств пожаротушения должна находиться на предполагаемых путях прохождения людей.

Если пожар обнаружил член экипажа, не входящий в состав аварийной или вахтенной службы, то он обязан через ближайший извещатель подать сигнал на все посты. Далее включается система сигнализации. Она также подает различные звуки, по которым члены экипажа узнают о происходящем. Например, сигнал оповещения о пожаре отличается от сигнала перед выпуском пара в отсеки или каюты. Это необходимо для своевременной эвакуации и недопущения нанесения вреда здоровью.

Обнаруживший при возможности должен обесточить электрооборудование, находящееся в опасной зоне. Для дополнительной информативности необходимо стучать в переборки и громко кричать о пожаре. После ликвидации возгораний проводят тщательный осмотр судна.

Если тушение стационарными системами не происходит, то помещение задраивают, закрывают люки. Нагретые конструкции охлаждают огнетушащими веществами из пожарных стволов, когда это безопасно. При тушении подача таких веществ осуществляется через люки.

Индивидуальные действия

Каждый член экипажа при обнаружении очага пожара обязан:

  • сообщить вахтенному помощнику (или вахтенному механику);
  • обесточить электрооборудование;
  • если возгорание небольшое, приступить к тушению пожара подручными сред­ствами. При выборе средств пожаротушения следует руководствоваться их эф­фективностью применительно к данному горящему веществу и собственной безопасностью;
  • если погасить огонь собственными силами не представляется возможным, то необходимо покинуть помещение, проведя его герметизацию, закрыть двери, люки, горловины, иллюминаторы, вентиляцию;
  • убрать от переборки все предметы, могущие воспламениться;
  • охлаждать переборку, протянув пожарный рукав от ближайшего крана водопожарной магистрали.

Для выхода из задымленного помещения следует использовать аварийные дыхательные устройства (EEBD – Emergency Escape Breathing Device), которые обеспечивают нормальное дыхание не менее 10 минут (рис. 2).

Рис. 2 Использование аварийного дыхательного устройства

Услышав сигнал предупредительной сигнализации о запуске системы объем­ного пожаротушения, необходимо немедленно покинуть помещение.

Пенные огнетушители

Пенные огнетушители на кораблях делятся на химические пенные и воздушные пенные. Вторая модель способна справляться лишь с горением твердых и жидких материалов и веществ, а при отрицательной температуре воздуха эффекта и вовсе не будет. Потому применять пенные средства пожаротушения можно лишь внутри отапливаемого помещения.

В качестве стандартного варианта приобретается ОВП-10 с массой пены в 10 л. Такого объема будет достаточно для прекращения горения в небольшом меблированном помещении при отсутствии оборудования с токоведущими элементами. При нажатии на пусковой рычаг пенообразователь смешивается с воздухом и равномерно через распылитель покрывает очаг пламени. Дальность выбрасываемой пенной струи составляет 3 м, что обеспечивает защиту экипажа и пассажиров от ожогов и отравления токсичными продуктами горения.

Пенный огнетушитель ОПВ-100

Химические пенные переносные огнетушители на судах используются редко в виду своей неэффективности. Гидрокарбонат натрия и ПАВы составляют основу огнетушащей смеси, которые быстро перекрывают доступ кислорода к пламени. Но проблема заключается в необходимости очистки сопла огнетушителя непосредственно перед тушением, что отнимает много времени. Манипуляций с конструкционными составляющими тоже предостаточно – это и повороты рукоятки, и переворачивание баллона, и ожидание химической реакции с выделением большого объема углекислого газа. Еще один минус – это отсутствие возможности приостановить работу огнетушителя, как это возможно с современными моделями порошковых и углекислотных баллонов.

«Надежда»

Системы пожарной сигнализации на судах не всегда бывают эффективными. Это ведет за собой необходимость помощи специальных плавсредств. Одно из них, используемое МЧС, — это корабль «Надежда». Его характеристики:

  • Зона оперативной готовности средства — 82 км.
  • На корабле может находиться смена спасателей численностью 7 человек. Общий состав экипажа — до 28 человек.
  • Корпус обшит слоем стали толщиной в 4 мм. Палуба обшита листами стали толщиной в 3 мм.
  • Для придания движению «Надежде» используются водометные двигатели.

А теперь остановимся на противопожарных характеристиках:

  • 4 насоса.
  • Протяженность рукавной линии — до 1,5 км.
  • Длина выбрасываемой струи — до 70 м.
  • 7 пеногенераторов.
  • 3 лафетных ствола.
  • 2 мощных двигателя.

Классификация

  • Специфические. Они имеют на борту крупногабаритное мощное противопожарное оборудование, которое не позволяет использовать таковые плавсредства не по назначению.
  • Комбинированные. В группу входят те портовые и пожарные буксиры, на которые установлено пожарное оборудование, не снижающее эффективности их буксировочных свойств даже при применении не по назначению.

Также пожарные суда можно представить в классификации по району плавания:

  • Речные.
  • Морские.
  • Комбинированный тип «река-море» (главным образом, таковые плавательные средства используются в крупных речных руслах).

Принципы и правила

Противопожарная безопасность судна – сфера ответственности владельца, но на период плавания он делегирует ее капитану. На каждом судне должен быть помощник капитана по пожарной безопасности, а обязанности между другими членами экипажа распределяются в зависимости от их рабочей области. Например, старший механик обеспечивает безопасность, следит за состоянием и профилактикой в машинном отделении.

Знания и сплоченность экипажа судна очень важны для быстрого тушения, ведь конструкция любого судна предполагает быстрое распространение пожара по отсекам и каютам. Поэтому в каждом помещении судна устанавливают стационарные системы пожаротушения, которые соответствуют определенным требованиям.

К тому же все члены экипажа должны четко знать последовательность действий при пожаре и свои обязанности во время его тушения. Для этого регулярно проводятся учения и тренировки с применением тренажеров, а члены экипажа повышают уровень квалификации.

Учитывая количество людей в экипаже судна, создают одну или несколько специальных групп, которые называют аварийными партиями. Они необходимы для борьбы с пожарами, затоплениями, неисправностями технических средств, чтобы обеспечить живучесть судна. Аварийные партии бывают кормовыми, машинного отделения и носовыми.

Если пожар на судне не ликвидирован в течение 15 минут, то дальнейшая ситуация усугубляется в разы. Этому способствует быстрое нагревание металлических конструкций судна, наличие множества емкостей с горючими материалами.

другие публикации по теме


09.09.2021  |  12:58

Алексей Ковыршин: в приоритете социальные программы


06.09.2021  |  14:15

Биометрическая идентификация активно развивается в сфере авиации


22.07.2021  |  16:19

Требования по защите от АНВ и пожарной защите ОТИ трудносовместимы


19.07.2021  |  10:10

Необходим баланс между бюджетом ОТИ и затратами на ОТБ


15.07.2021  |  17:01

Требования к звуковому оповещению людей о пожаре: замечания и предложения


15.07.2021  |  16:27

Вопросы организации оповещения жителей многоквартирного дома о ЧС


12.07.2021  |  13:33

Процедуры аккредитации и аттестации сил ОТБ требуют ревизии


02.07.2021  |  09:14

Защиту транспортных объектов нужно начинать на этапе проектирования

Тушение в ангаре и на аэровокзале

Ангары авиационно-технических баз, используемые для техобслуживания и ремонта самолетов, являются подверженными к возникновению пожара предприятиями гражданской авиации (ГА). Центральный объект ангара – это самолетно-ремонтная часть. Вспомогательными объектами являются производственные и административные помещения, располагающиеся в пристройке.

Пожароопасность ангаров заключается в наличии производственных помещений с внушительным запасом резины и материалов отделки.

Для пожаротушения в ангаре предпринимаются следующие меры:

  • открывание главных ворот;
  • эвакуация людей и авиатехники;
  • разведочные мероприятия;
  • применение дренчерных установок пожаротушения;
  • главной задачей является организация эвакуационных путей и обеспечение безопасности людей.

В качестве ОТВ можно применять воду, раствор пенообразователя, пену, углекислоту.

Аэровокзалы предназначены для обслуживания пассажиров. Здания выполнены по большей части из бетона, металла и стекла, что значительно снижает пожароопасность. Последняя заключается только в электросети, системах кондиционирования и вентиляции, материалах облицовки и мебели.

При возгорании на аэровокзале:

  • очевидец докладывает о случившемся в пожохрану;
  • организуется эвакуация людей и имущества;
  • машина пожохраны располагается в максимальной близости к горящему объекту и осуществляет подачу ОТВ в очаг возгорания;
  • одновременно делается разведка помещений, находящихся рядом с горящим объектом;
  • при безрезультатности пожаротушения основные силы бросаются на защиту эвакуационных путей и спасение людей.

Пожароопасность самолетов

Быстротечное развитие возгорания на воздушном транспорте свидетельствует о том, что это объект повышенной пожарной опасности, который притом имеет низкую защищенность.

Главная опасность кроется в наличии на борту нескольких десятков и даже сотен тонн авиатоплива. В случае столкновения самолета с препятствием или землей горючее разливается на большую площадь, воспламеняется и даже приводит к взрыву.

Воздушные суда относятся к пожароопасным объектам по причине:

  • большого количества горючих веществ, находящихся на борту;
  • отделки пассажирского салона декоративными материалами, имеющими высокую токсичность (пластмасса, синтетика);
  • большого количества пассажиров;
  • узких эвакуационных путей и выходов;
  • низкой степени огнестойкости фюзеляжа.

Причины возгораний

К наиболее частым причинам возгорания на воздушном транспорте относят:

  • неисправность отдельных систем и узлов самолета;
  • потеря прочности вследствие столкновения с препятствием;
  • неправильная заправка горючими веществами;
  • перемещение транспорта за пределы взлетно-посадочной полосы.

Пожароопасные зоны

В качестве зон, обладающих повышенной пожароопасностью, особенно выделяют:

  • цистерны с гидрожидкостью;
  • аккумуляторы;
  • аппарат с кислородом;
  • масляные резервуары двигателей;
  • установку противообледенения;
  • кондиционеры;
  • топливные баки.

Водяное пожаротушение на судне

Система водяного пожаротушения на корабле монтируется при его закладке. Она может быть двух типов – кольцевая и линейная. Магистральные трубы, по которым поступает вода, имеют диаметр до 150 мм, а рабочие до 64 мм. Такой диаметр должен обеспечивать напор воды, в самой дальней точке подключения на судне, 350 кПа на грузовых судах и 520 кПа.

Участки трубопровода, которые подвергаются воздействию внешней среды и могут замерзнуть подвергаются обвязке с использованием спускного и отсечного клапана, для того чтобы при их исключении из общей системы она продолжала функционировать. Расстояние между пожарными кранами различное. Внутри судна оно составляет до 20 м при комплектации 10-15 м пожарными рукавами. На палубе дальность может составлять до 40 м при комплектации каждого крана рукавом 15-20 м.

Жилые отсеки комплектуются спринклерными системами, оборудованными распылителями с плавкими вставками, с максимальной температурой разрушения 60°С. Устройство состоит из распылителей (спринклеров) трубопровода и пневмогидравлической цистерны под давлением. Минимальная производительность одного спринклера, регламентированная нормативами, составляет 5л на 1 м2 каюты.

Дренчерными системами комплектуются в основном грузовые суда: газовозы, танкеры, сухогрузы и контейнеровозы — размещение груза на которых осуществляется горизонтальным способом. Основной конструктивной особенностью является наличие насоса, который при срабатывании сигнала тревоги начинает забор воды и ее подачу к в дренчерный трубопровод. Дренчерные системы используются для формирования водяных завес в тех местах корабля где невозможно установить противопожарные перегородки.

Новости партнеров

17.09.2021  |  17:32

WEY Technology: Офис цифрового правительства в Казахстане с технологиями WEYTEC

При разработке учитывались новейшие технологии мирового рынка.

17.09.2021  |  15:50

На 100+ TechnoBuild выступит застройщик самого высокого здания в мире

Запланирована трансляция 120 секций деловой программы мероприятия.

10.09.2021  |  11:33

Axis Communications открыла экспириенс-центр в новом московском офисе

Это шоу-рум, где можно познакомиться с инновационными разработками Axis, получить представление о возможностях технологий, а также это место встречи партнеров и клиентов.

06.09.2021  |  00:00

Конференция «Цифровизация транспорта 2021. Процесс трансформации: оценка и перспективы»

На мероприятии 21 сентября встретятся представители министерств и ведомств, эксперты рынка, представители топ-менеджмента ведущих российских и зарубежных компаний, лидеры мнений.

Проект МАРС

Такие судна — это вспомогательные транспортные средства при возникновении ЧС на воде. Как правило, они состоят из таких элементов:

  • Корпус с необходимыми надстройками.
  • Насосы.
  • Системы орошения.
  • Водопенные коммуникации.
  • Иловые установки.

Чтобы корпус такового судна не пострадал в процессе тушения пожара, используются специальные водные завесы. Это необходимая защита по периметру. Поэтому корпус отличается усиленной водонепроницаемостью.

Для ликвидации огня устанавливаются 2-4 насоса. Они функционируют благодаря работе специальных двигателей. Иногда их работа может обеспечиваться и ходовыми двигателями.

Пожарная техника тут может быть самой различной — все зависит от типа судна. Но, как минимум, должны быть два лафетных ствола.

Средства пожаротушения на судах

Выбор противопожарного оборудования должен проводиться с учетом сложной конструкции корабля. В каждом помещении находится различное количество электрооборудования и способных к воспламенению материалов, также и сами суда имеют разное предназначение.

Борьба с огнем при помощи воды занимает лидирующие позиции среди всех средств пожаротушения. Для этого корабль оборудуют кольцевым и линейным трубопроводом, дренчерными и спринклерными системами пожаротушения, а также повышающими насосами.

Спринклерная система пожаротушения

В местах, где применение автоматики для ликвидации горения нецелесообразно, располагают огнетушители.

Эффективны порошковые огнетушители на судне, перевозящем сжиженный газ и нефтепродукты.

Баллоны с углекислотой чаще применяются при тушении воспламенения в машинных отделениях. Также распространены баллоны с хладоном — хладоновые огнетушители ОС.

Наряду с этими средствами на начальной фазе пожара с пламенем можно бороться при помощи кошмы, брезента, песка.

На фото судно «Вячеслав Тихонов» — расположение системы пожаротушения

Тактика тушения пожаров в самолете

Тактика тушения самолетов определяется в зависимости от места воспламенения. В современных лайнерах существует следующая классификация возгораний:

  • в топливном баке, разлив горючего;
  • в пассажирском салоне;
  • в силовых установках;
  • возгорание шасси;
  • воспламенения в особых условиях.

Разлитое топливо

Если случается пожар на борту вследствие авиакатастрофы, топливо самолета может разливаться на большую площадь. Значительное влияние оказывает размер летательного аппарата, количество горючего, диаметр фюзеляжа.

Характеристика пожара, связанного с разлитым горючим:

  • быстротечность распространения пламени на значительное расстояние;
  • критическая температура в очаге возгорания – 10000 °С;
  • большая плотность потока тепла.

Наиболее опасные последствия:

  • быстротечное разгорание отделки фюзеляжа и проникновение огня внутрь корпуса;
  • вероятность взрыва незатронутых резервуаров с топливом;
  • воспламенение системы приземления, произведенной из сплавов магния;
  • взрыв стоек шасси, находящихся под большим давлением.

Действия, направленные на ликвидацию возгорания топлива:

  1. Разведка пожара. Заключается в установлении параметров и направлении распространения огня, наличия пассажиров и вероятности ущерба для них, анализируется влияние погодных условий.
  2. Концентрация сил и средств на решающем направлении. В считаные секунды локализуется воспламенение разлитого горючего. Создаются эвакуационные пути для спасения людей.
  3. Охлаждение корпуса самолета. Производится при помощи пенных установок пожаротушения с большой интенсивностью подачи.
  4. Тушение топлива. Спасатели направляют огнетушащее вещество (ОТВ) в область возгорания.


Тушение пожара в самолете

Пассажирский салон

Главная пожарная нагрузка в этом случае приходится на материалы облицовки и наполнения сидений, тканевые полотна, пластик, из которых выполнен салон.

Отличительными чертами возгорания в салоне воздушного транспорта являются:

  • быстрое увеличение концентрации токсичных веществ, образующихся при горении;
  • термолиз горючего;
  • большая степень задымления;
  • критическая температура – 900 °С.

Тактика тушения:

  1. Понижение температуры и степени задымленности в салоне.
  2. Устранение возгорания при помощи тонкораспыленных струй ОТВ.

Силовые установки

Возгорание силовых установок возникает вследствие воспламенения топливных и масляных баков, а также баков с гидрожидкостью. Главная опасность заключается в возгорании при работающем двигателе, поскольку происходит горение распыленного топлива под большим давлением. Огонь в этом случае распространяется наиболее интенсивно.

Горение силовых установок при выключенном двигателе является локальным и распространяется медленнее.

Операции, направленные на ликвидацию пожара:

  1. Разведочные мероприятия и размещение пожарных машин с учетом скорости и направления ветра.
  2. Выключение двигателей.
  3. Тушение двигателей. Производится при помощи ручных стволов, которые подают ОТВ напрямую в место возгорания через специальные отверстия. Для тушения двигателей, находящихся в хвосте лайнера, целесообразно использование пожарных лестниц.

В качестве огнетушащих веществ применяются пена, порошок и газовые составы объемного тушения.

Шасси

Возгорания систем приземления чаще всего происходят при жесткой посадке самолета вследствие загорания резины, гидрожидкости и сплавов магния, из которых выполнены шасси.

Тактика тушения шасси самолета следующая:

  1. Действия, направленные на предупреждение распространения пожара на самолет.
  2. Тушение гидрожидкости и резины. В место горения при помощи ручных стволов тонкораспыленными струями подается огнетушащее вещество.
  3. Гашение магниевых сплавов. Наибольший эффект достигается благодаря использованию в качестве ОТВ порошка.

Классы пожаров на судне

Категории возгораний определяются по виду горящего материала. Официальной классификацией приняты следующие виды пожаров:

  1. А – твердые материалы. Делятся на волокнистые и сыпучие. К этой категории также относятся вещества в твердом агрегатном состоянии, которые плавятся под воздействием температур, например, пластмассы. На борту из таких материалов чаще всего встречается мебель и личные вещи экипажа и пассажиров.
  2. В – горючие жидкости. К этой категории относят ЛВЖ, нефтепродукты, смазочные материалы и жиры для приготовления пищи. Пожары класса В грозят не только танкерам – на кухне любого судна может загореться масло.
  3. С – газообразные вещества. Такие возгорания грозят всем судам, использующим сжиженный газ в качестве топлива. Под воздействием высокой температуры вещество может перейти в газообразное агрегатное состояние и спровоцировать взрыв. Чаще всего является следствием пожара, перешедшего в активную стадию.
  4. D – металлы. В первую очередь подразумевается горение металлической стружки и пыли. Однако при активном горении пламя может перейти на тонкие листы алюминия.
  5. Е – оборудование под напряжением. Чаще всего встречается в радиорубках, узлах управления и капитанских мостиках.

Систему и огнетушащее вещество выбирают по составу пожарной нагрузки конкретного помещения судна, проще говоря – по тому, какие материалы находятся на борту.


Пожар на судне

Разновидности судовых систем пожаротушения

Стационарные системы пожаротушения на судне разрабатываются при проектировании корабля и монтируются во время его закладки. Современные корабли Российского торгового флота оснащаются следующими установками:

  • Водяные:

    • Спринклерные с ручным или автоматическим активированием;
    • Водяных завес;
    • Водяного распыления или орошения;
  • Газовые – на основе углекислоты или инертных газов;
  • Порошковые.

В ряде случаев в качестве огнетушащего вещества, которое используется в тех же системах, выступает пена средней и высокой плотности.

Каждая из систем пожаротушения на судне используется для решения конкретной узконаправленной задачи:

  • Водяные – используются для защиты общественных и жилых помещений корабля и его коридоров, а также помещений где хранятся твердые легковоспламеняемые и горючие вещества;
  • Пенные – устанавливаются в помещениях где могут возникнуть пожары класса В;
  • Газовые и порошковые – используются для защиты от возгорания класса С.

Основные характеристики

По видам они бывают мореходными, речными и базовыми. Помимо кораблей в состав водной техники МЧС входит и катер. Из-за небольшого размера он обладает хорошей маневренностью. Способен набирать большую скорость, нежели стандартные типы судов.

Помимо современных навигационных качеств, специальный водный транспорт должен иметь следующие характеристики:

Автономность.

Заключается в возможности корабля осуществлять свои прямые функции в течении обозначенного времени без дополнительного пополнения продуктами, материалами и оборудованием.

Остойчивость.

Для участия в ЧС на воде это свойство имеет первостепенное значение. Пожарные судна при воздействии на них внешних непреодолимых сил (погодные условия, огонь, морские волны) должны им противостоять и сохранять равновесие. При прекращении возмущающего воздействие корпус корабля возвращается в первоначальное положение.

Ходность.

Используя главный двигатель даже на минимальной мощности судно способно развить необходимую скорость.

Управляемость.

Возможность судна своевременно реагировать на любые изменения в положении основных приборов и органов управления.

Непотопляемость.

Заполнение водой нескольких отсеков, не должно приводить к затоплению всего судна. Оно, благодаря этому свойству, способно оставаться на плаву.

Корпус также имеет свои особенности. Если посмотреть пожарные корабли на фото, то видно, что зачастую он гладкопалубный. Состоит корпус из прочной стали, а носовая часть имеет плавную форму.

Чтобы корабли были маневренными, они имеют двухвальные ходовые машины. Иногда на них устанавливают специальную установку с водометами и подруливающие устройства.

Газовые системы пожаротушения на суднах

Газовая система пожаротушения на судне применяется исключительно в грузовых отсеках и в помещениях вспомогательных генераторов и насосов на камбузе. В двигательном отделении как во всем помещении, так и локально с направлением объемной струи непосредственно на генераторы. Ее высокая эффективность сочетается с не менее высокой стоимостью обслуживания самой системы и необходимости периодической замены огнетушащего вещества.

В последнее время на кораблях стали отказываться от использования углекислого газа в качестве огнетушащего вещества. Вместо него предпочтительней использование ОВ из семейства хладонов. Разновидность систем управления газовой установкой пожаротушения зависит от рабочего давления в трубопроводах:

  • Для устройств с низким давлением пуск и регулировка интенсивности потока осуществляется вручную;
  • Для систем среднего давления предусмотрены дублирующие приборы управления пожаротушением.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector