Спринклерное пожаротушение

Средства пожаротушения на судах

Выбор противопожарного оборудования должен проводиться с учетом сложной конструкции корабля. В каждом помещении находится различное количество электрооборудования и способных к воспламенению материалов, также и сами суда имеют разное предназначение.

Борьба с огнем при помощи воды занимает лидирующие позиции среди всех средств пожаротушения. Для этого корабль оборудуют кольцевым и линейным трубопроводом, дренчерными и спринклерными системами пожаротушения, а также повышающими насосами.

Спринклерная система пожаротушения

В местах, где применение автоматики для ликвидации горения нецелесообразно, располагают огнетушители.

Эффективны порошковые огнетушители на судне, перевозящем сжиженный газ и нефтепродукты.

Баллоны с углекислотой чаще применяются при тушении воспламенения в машинных отделениях. Также распространены баллоны с хладоном — хладоновые огнетушители ОС.

Наряду с этими средствами на начальной фазе пожара с пламенем можно бороться при помощи кошмы, брезента, песка.

На фото судно «Вячеслав Тихонов» — расположение системы пожаротушения

Принцип работы, оборудование системы

спринклерного оросителя

Находятся под давлением воды или воздуха. Срабатывание спринклерного оросителя происходит при разрушении запорного устройства – стеклянной колбы из-за расширения наполняющей ее жидкости при резком подъеме температуры воздуха над очагом начинающегося пожара.

Оросители имеют следующие характеристики для установки и эксплуатации

Для монтажа и быстрой замены при ремонте или после тушения пожара производятся изделия с наружной присоединительной резьбой, измеряемой в дюймах – R1/2, R3/4, R1, часто с полимерным уплотнителем для предотвращения протечек.

В отапливаемых помещениях с нижним пределом + 5 °C оросители предназначены для эксплуатации в спринклерной системе, заполненной водой. В зданиях, помещениях с меньшей температурой воздуха и до — 60 °C используются воздушные побудительные системы.

Выпускаются спринклеры с рядом фиксированных температур срабатывания — 57/68/79/93/141/182 °C в зависимости от максимальных значений 38/50/58/70/100/140 °C в защищаемом помещении. Поэтому возможна их установка в различных типах зданий — от офиса и торгово-выставочного зала до сауны и «горячего» цеха промышленного предприятия.

Выпускают оросители с экраном для создания воздушных завес, охлаждения оборудования, а также с сеткой для образования облака тонкораспыленной воды или потока пены.

Площадь пожаротушения 1 спринклера от 9 до 12 кв. м. в зависимости от высоты помещения, типа оросителя. Расстояния между оросителями в каждой секции распределительного трубопровода определяется проектными решениями.

Спринклер – изделие неразборное, не подлежащее ремонту. В случае повреждения, срабатывания необходима замена.

Дополнительные устройства и механизмы

Спринклерные оросители – это оконечные устройства системы, отвечающие за ее быстродействие. Кроме них, в состав установок такого типа автоматического пожаротушения входят:

  • Питающие и распределительные сети водопровода, выполненные из стальных водогазопроводных или электросварных труб, произведенных по ГОСТ 3262–75 и 10704–91.
  • Частично разрешено применение труб из термостойкого пластика, прошедшего испытания во ВНИИПО МЧС России, в водонаполненных системах. Но, проектирование спринклерной установки пожаротушения для каждого отдельного объекта должно быть согласовано с ГУ ГПС МЧС РФ.
  • Узлы управления спринклерные (водонаполненный или воздушный). При падении давления в системе подают сигнал на включение насосов для повышения давления воды до требуемых значений по напору и расходу.
  • Центральный пульт управления и контроля системы (ЦПУ) в помещении станции пожаротушения. Оно расположено обычно на 1 этаже или подвале защищаемого здания. Отделяется от смежных помещений противопожарными перегородками и перекрытием, имеет самостоятельный выход из здания, что жестко регламентировано государственными нормами.
  • ЦПУ выдает все управляющие сигналы на оборудование и сблокированные с ней установки сигнализации, оповещения людей о возникновении пожара, на включение аварийной противодымной вентиляции и отключение общеобменной системы подачи и удаления воздуха, прекращение работы лифтов, начало работы насосов повышения давления в сети внутреннего противопожарного водопровода.
  • Дублирующий пульт в помещении охраны предприятия. Позволяет оперативно управлять процессом тушения, реагировать на изменение ситуации.
  • Основной и резервный насосы подачи воды, включаются по сигналам с ЦПУ в случае необходимости.
  • Дренажный насос в приямке помещения станции пожаротушения.
  • Манометры давления на всех ключевых участках системы от ввода воды в здание до крайних секций распределительных трубопроводов с установленными спринклерными головками.

В зависимости от веществ и материалов, перерабатываемых, хранимых в помещениях, технологического процесса предприятия в состав спринклерной системы автоматического пожаротушения (АСПТ) может входить дополнительное оборудование: емкости с со смачивателями, пенообразователями, сжатым воздухом, компрессоры, пусковые насосы, контрольно-измерительная аппаратура, в соответствии проектно-конструкторских решений для конкретного объекта защиты.

Иные катера

Решение судов по пожарной безопасности должно быть ответственным. Так как тушение очага возгорания здесь — дело более сложное, чем при наземном ЧП. Кроме вышеупомянутого, МЧС РФ использует также и следующие пожарно-спасательные катера:

  • «Кальмар 65 Т».
  • «Касатка».
  • «Мастер».
  • «Стингер».
  • «Марс 700» (специальный катер на воздушной подушке).

Все эти катера также обязательно оснащаются огнетушителями, топорами, специальным покрывалом и ломом. Для схода с мели тут предназначена лебедка с канатом длиной 30 м. Подобные катера также можно транспортировать и наземными транспортными средствами — автомобилями, поездами.

В определенных случаях в ход пускают систему, предназначенную для объемного тушения возгорания. Все катера оборудованы переносными радиостанциями. Они питаются от сети судна через специальные блоки питания. Радиооборудование работает от внешней антенны, является станционным.

Определение

Пожарным судном может называться корабль, катер или моторная лодка, используемые для решения задач, что выполняются противопожарными службами. Основное назначение таковых судов — оказание экстренной помощи как плавательным средствам, так и береговым объектам, буровым морским установкам и проч.

Одна из важных характеристик таких судов — их повышенная маневренность для более быстрого и точного подхода к пострадавшему объекту. Она обеспечивается мощными подруливающими устройствами. Что касается судов, построенных в последние годы, это достигается специальными системами динамического позиционирования.

Стационарные установки

Для локализации и ликвидации пожаров в помещениях используют стационарные установки пожаротушения. Они состоят из различных технических средств. Их назначение определяет наполнение огнетушащими веществами. Работа установок построена на одном из следующих принципов: объемного или поверхностного тушения пожаров. Встречаются установки с локально-объемным либо локально-поверхностным способом работы.

Действие стационарных установок направлено на локализацию возникшего пожара. Предполагается, что с помощью них можно бороться с начальной стадией пожара или небольшими возгораниями. По принципу включения бывают автоматические с местным или дистанционным управлением.

Они нужны для обеспечения безопасности на крупных объектах, чтобы предотвратить значительный ущерб и снизить риск появления пострадавших. Все установки подобного типа регулярно подвергаются обследованиям и проверкам на исправность. Тушение должно производиться в любой момент, если есть необходимость.

Стационарные установки пожаротушения состоят из трубопроводов, в случае с наполнением из воды, пара или пены. Система трубопроводов соединяет автоматические устройства и оборудование. Приборы реагируют на повышенную температуру, сигнал передается на датчики. Затем происходит включение насосов, подающих воду.

Стационарные средства пожаротушения монтируют обычно в торговых центрах, цехах промышленных предприятий, суднах. Опознать их можно по сложной системе труб, если они открыты, наличию лафетов, датчиков, модулей. В газовых установках присутствуют модули с дозаторами. Современные варианты оснащают дополнительным оборудованием.

«Надежда»

Системы пожарной сигнализации на судах не всегда бывают эффективными. Это ведет за собой необходимость помощи специальных плавсредств. Одно из них, используемое МЧС, — это корабль «Надежда». Его характеристики:

  • Зона оперативной готовности средства — 82 км.
  • На корабле может находиться смена спасателей численностью 7 человек. Общий состав экипажа — до 28 человек.
  • Корпус обшит слоем стали толщиной в 4 мм. Палуба обшита листами стали толщиной в 3 мм.
  • Для придания движению «Надежде» используются водометные двигатели.

А теперь остановимся на противопожарных характеристиках:

  • 4 насоса.
  • Протяженность рукавной линии — до 1,5 км.
  • Длина выбрасываемой струи — до 70 м.
  • 7 пеногенераторов.
  • 3 лафетных ствола.
  • 2 мощных двигателя.

Характеристики спринклерных систем пожаротушения

Центральным элементом спринклерной установки является распылительная головка — спринклер, оснащенная специальным тепловым замком. Термоколба реагирует на повышение температуры в помещении и разрушается при достижении граничного значения параметра.

Чувствительность теплового замка бывает разной в зависимости от модели устройства и может составлять как 70⁰С , так и 300⁰С.

Спринклеры располагаются на трубах, в которых под постоянным давлением находится вода или воздух. Когда термоколба лопается, давление резко падает и подается вода.

Техническое обслуживание спринклерных систем

Благодаря своевременному проведению технического обслуживания, спринклерная установка пожаротушения будет служить долго и безотказно

Важно соблюдать периодичность и выполнять полный объем регламентных работ.

  1. Еженедельные работы:
  • фиксирование показаний манометра и количества воды в поднятых емкостях отдельного пользования;
  • проверка правильности положения запорной арматуры;
  • испытания оповещателя с водяным приводом — устройство должно подавать сигнал длительностью 30 и более сек;
  • тестирование автоматического запуска насосов;
  • проверка повторного запуска дизельного двигателя;
  • оценка исправности систем подогрева, служащих для предотвращения замерзания воды в трубах.

Ежемесячные процедуры заключаются в контроле уровня и плотности электролита в свинцово-кислотных аккумуляторах. Это необходимо для проверки работы батареи. Если плотность низкая, а зарядное устройство аккумулятора работает нормально, то производится замена неисправной батареи.

  • Ежеквартальные работы:
    • обследование защищаемого помещения с целью установления влияния изменений конструкции, присутствия людей, освещения, отопления и оборудования на класс пожарной опасности, что позволит внести необходимые перемены;
    • проверка трубопроводов и крепежных элементов на наличие коррозии, при необходимости — грунтовка и покраска труб;
    • очистка спринклеров от налета и загрязнений, замена вышедших из строя устройств;
    • проверка корректности работы резервного источника питания, которое обеспечивают дизельные генераторы;
    • анализ исправности и правильности положения задвижек, преграждающих выход воды из распылителей;
    • контроль правильности работы сигнализаторов подачи воды, числа и состояния запасных деталей.
  • Работы, выполняемые раз в полгода:
    • проверка соответствия движущихся частей сигнальных клапанов, акселератов и вентиляторов воздушных секций инструкциям производителя;
    • оценка исправности электрической части сигнала, подаваемого пожарным подразделениям и на пульт пожарного поста.
  • Ежегодные мероприятия:
    • испытания насосов на полной мощности;
    • проверка исправности дизельного двигателя;
    • анализ работоспособности поплавковых клапанов на резервуарах с водой;
    • очистка и контроль состояния фильтров всасывающих отделений насосов и отстойников.

Раз в три года проводят внешний осмотр емкостей на присутствие ржавчины и при необходимости окрашивают их или наносят антикоррозионное покрытие.

Также обследуют запорные задвижки водопитателей, необратимых и сигнальных клапанов. Если требуется, элементы заменят на новые.

Процесс технического обслуживания спринклерной системы пожаротушения сложный и многогранный, он требует наличия профессиональных знаний и навыков. Поэтому доверять подобную работу лучше специализированным компаниям.

Общая характеристика и разновидности

Пожарная техника современной цивилизации разнообразна. Она представлена моделями для профессионального тушения крупных площадей возгорания, автоматическими установками борьбы с только начавшимся пожаром, а также простыми в применении первичными средствами. Характеризовать их стоит, разделяя на группы, в зависимости от конструкции и области применения.

Классификация технических средств пожаротушения по принципу их размещения выглядит следующим образом:

  • Мобильные используются для профессионального пожаротушения. Этот метод основывается на использовании специалистами транспортных средств (вертолеты, судна, автомобили). Их действие направлено на подачу воды или вещества, которым выполняется тушение, под напором к месту возгорания.
  • Полустационарные позволяют тушить пожар, передвигаясь по территории на незначительные расстояния.
  • Стационарные – трубопроводы, наполняемые водой, пеной или паром, реагирующие на температуру в помещении. Работают такие установки в автоматическом или ручном режиме. После их запуска включаются насосы, которые подают вещество для тушения пожара. Устанавливаются обычно на суднах, в производственных цехах и торгово-развлекательных центрах.
  • Первичные – средства для борьбы с мелкими возгораниями и только начавшимся пожаром. Они мобильны и легки в применении.

Средства пожаротушения, классификация и их применение должны быть изучены в рамках техники безопасности каждым сотрудником предприятия вне зависимости от его направленности.

Это интересно: Пожарная безопасность при строительстве — здания, дома, бани

Система аэрозольного объемного пожаротушения (АОТ)

Система объемного пожаротушения на судне устанавливается в основном на пассажирских плавательных средствах речного флота.

Она размещается в следующих местах:

  • Машинном отделении, главных и вспомогательных двигателей, которые работают на жидком топливе;
  • В помещениях котлов и генераторов основных и аварийных источников электричества;
  • В местах разветвления главных энергетических магистралей и распределительных щитков;
  • В местах установки электродвигателей, как вспомогательных, так и основных – гребных;
  • В сетях вентиляции оборудования.

Все основные рабочие параметры установки должны соответствовать требованиям технического регламента, в соответствии с которым производится классификация и постройка судов. Представленная аппаратура автоматического пожаротушения объемного типа была разработана лабораторией «Пламя» при военно-морском инженерном институте.

Рабочие пожаротушащие устройства представляют собой автономные модули ТОР-1500 и ТОР-3000 подключенные к единой сети внешнего управления и оповещения. Каждый модуль является баллоном с огнетушащим веществом с вмонтированным в него оптико-электронным детектором определения горения.

Баллоны подключены к центральному аппарату и могут активироваться вручную по команде капитана или дежурного из рубки корабля.

Испытания, проводимые в 2011 году, показали высокую эффективность установленной системы. Она в состоянии тушить горящие и тлеющие материалы. В частности, на испытаниях было потушено тлеющее дерево, и погашен поддон с горящим дизельным топливом.

Классы пожаров на судне

Категории возгораний определяются по виду горящего материала. Официальной классификацией приняты следующие виды пожаров:

  1. А – твердые материалы. Делятся на волокнистые и сыпучие. К этой категории также относятся вещества в твердом агрегатном состоянии, которые плавятся под воздействием температур, например, пластмассы. На борту из таких материалов чаще всего встречается мебель и личные вещи экипажа и пассажиров.
  2. В – горючие жидкости. К этой категории относят ЛВЖ, нефтепродукты, смазочные материалы и жиры для приготовления пищи. Пожары класса В грозят не только танкерам – на кухне любого судна может загореться масло.
  3. С – газообразные вещества. Такие возгорания грозят всем судам, использующим сжиженный газ в качестве топлива. Под воздействием высокой температуры вещество может перейти в газообразное агрегатное состояние и спровоцировать взрыв. Чаще всего является следствием пожара, перешедшего в активную стадию.
  4. D – металлы. В первую очередь подразумевается горение металлической стружки и пыли. Однако при активном горении пламя может перейти на тонкие листы алюминия.
  5. Е – оборудование под напряжением. Чаще всего встречается в радиорубках, узлах управления и капитанских мостиках.

Систему и огнетушащее вещество выбирают по составу пожарной нагрузки конкретного помещения судна, проще говоря – по тому, какие материалы находятся на борту.


Пожар на судне

6 Монтаж оборудования

Все расчетные и проектировочные работы обязательно должны выполняться квалифицированными специалистами, получившими необходимые разрешения. Обычно при разработке спринклерной системы используют две схемы:

  • с перекрытием орошаемых зон;
  • без перекрытия зон орошения.

Расстояние между спринклерами и в той и в другой схеме определяют, учитывая высоту потолков и технические параметры оборудования. Систему водяного пожаротушения преимущественно располагают в верхней части помещения, чтобы вода свободно могла литься вниз. При необходимости устанавливают настенные разбрызгиватели. Такая мера зачастую бывает обусловлена чересчур высокими потолками, а также наличием в помещении материальных ценностей. Монтажные работы проводят, придерживаясь строгого алгоритма действий:

  1. 1. В первую очередь, используя обычные хомуты и прочные резиновые прокладки, устанавливают трубы. При этом соединительные элементы размещают на расстоянии одного метра друг от друга.
  2. 2. Далее, сварив трубы, присоединяют отводы и штуцеры. В ходе соединения в систему врезают оросительные спринклеры.
  3. 3. Рядом с потолком проводят монтаж основного трубопровода, для чего часть трубы выводят вместе с вентиляционным воздуховодом.
  4. 4. Закрепляют раму, затем приступают к установке гидравлического насоса. Если на объекте имеется лишь автономное водоснабжение, то необходимо позаботиться об установке дополнительного насоса и источника электропитания.
  5. 5. Распределительные узлы и резервуары с водой устанавливают в отдельном помещении, куда ограничен доступ посторонних лиц.
  6. 6. Закрепив задвижки, проводят пусковые и наладочные испытания.

Средства пожаротушения для авиатранспорта

Основные принципы создания безопасности на летательных аппаратах (самолеты, вертолеты) указаны в Воздушном Кодексе и отраслевых стандартах. Эти документы гармонизированы и согласованы с международными ассоциациями, курирующие вопросы эксплуатации летательных аппаратов.

Самолеты разрабатывают с учетом того, что отсеки обеспечиваются отдельными средствами пожаротушения. Огнетушители или же установки наполняют средствами, активно воздействующими на горение и сопутствующие процессы. Рассчитывается очередь пожаротушения, определяющая количество огнетушителей, которые применяют до полного разряжения в один прием.

Газовые системы пожаротушения на суднах

Газовая система пожаротушения на судне применяется исключительно в грузовых отсеках и в помещениях вспомогательных генераторов и насосов на камбузе. В двигательном отделении как во всем помещении, так и локально с направлением объемной струи непосредственно на генераторы. Ее высокая эффективность сочетается с не менее высокой стоимостью обслуживания самой системы и необходимости периодической замены огнетушащего вещества.

В последнее время на кораблях стали отказываться от использования углекислого газа в качестве огнетушащего вещества. Вместо него предпочтительней использование ОВ из семейства хладонов. Разновидность систем управления газовой установкой пожаротушения зависит от рабочего давления в трубопроводах:

  • Для устройств с низким давлением пуск и регулировка интенсивности потока осуществляется вручную;
  • Для систем среднего давления предусмотрены дублирующие приборы управления пожаротушением.

Обслуживание

Углублённый спринклерный ороситель для систем тонкораспылённой воды (ТРВ). Отличается отсутствием розетки (плоского или вогнутого элемента для разбрызгивания воды).

Систему пожаротушения необходимо постоянно поддерживать в рабочем состоянии. Оросители должны регулярно осматриваться на предмет отсутствия механических повреждений, коррозии, повреждения покрытия, преград орошению. Повреждённые оросители подлежат замене. Даже небольшие протечки требуют немедленной замены оросителя. Для этого следует иметь арсенал запасных оросителей и постоянно пополнять его.

Спринклерные оросители, которые подверглись тепловому воздействию продуктов сгорания, превышающему значения предельно допустимой рабочей температуры, подлежат обязательной замене.

Сработавшие спринклерные оросители ремонту и повторному использованию не подлежат. Их надо заменить на новые оросители.

Температуру срабатывания спринклеров можно определить по цвету колбы

Перед заменой установленных оросителей необходимо отключить систему пожаротушения, полностью сбросить давление в трубопроводе, слить воду для водозаполненных систем либо спустить воздух для сухотрубных. Затем следует демонтировать старый ороситель и установить новый, предварительно убедившись в том, что его конструкция, температура и время срабатывания соответствуют указанным в проекте. После замены оросителей следует установить систему пожаротушения в дежурный режим.

Срок службы оросителей составляет 10 лет с даты выпуска. По истечении этого срока оросители подлежат испытаниям или замене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector