Основы безопасности жизнедеятельности8 класс
Содержание:
- «Радиационная опасность»
- Проблемы системы оповещения в России
- Система оповещения
- Ждем 2014 год!
- Специальная обработка
- Оповещение — это…
- Технические моменты
- Актуальность вопроса
- Стыковка блока сопряжения П-166Ц БУУ-02 с блоками системы оповещения ROXTON 8000
- Как это работает?
- Методы оповещения и информирования населения о чрезвычайной ситуации
- Что должно делать население?
- Выводы по первому учебному вопросу
«Радиационная опасность»
Это сигнал оповещения населения об угрозе чрезвычайной ситуации, который используется в том случае, если было замечено приближение радиоактивного облака. Обычно оно образовывается после взрыва ядерного боеприпаса. После того как прозвучал данный сигнал, люди должны в срочном порядке надеть респираторы или ватно-марлевые маски. Если таких вещей под руками не оказалось, следует надевать противогаз. Также нужно взять с собой заранее заготовленные запасы некоторых продуктов, медицинские препараты и предметы первой необходимости. После этого следует поспешить в противорадиационное убежище.
Проблемы системы оповещения в России
Действующая в настоящее время система оповещения в России состоит из трех подсистем:
- Оповещение аварийно-спасательных подразделений МЧС России о чрезвычайной ситуации.
- Оповещение органов власти.
- Оповещение населения.
Проблемы в организации оповещения в России во время последних чрезвычайных ситуаций показали, что если первые две подсистемы работают четко, то система доведения сигналов оповещения до населения должна быть полностью перестроена.
Об этом недавно заявил глава МЧС России Владимир Пучков: «…Уже сегодня понятно, что нам нужно менять акценты и упрощать систему прохождения информации непосредственно до каждого человека в реальном времени. Современные технологии позволяют это сделать». О необходимости модернизации систем оповещения и создания единой системы оповещения населения Президент России Владимир Путин говорил еще в июле 201 2 г., после трагических событий на Кубани.
«Недавняя трагедия в Краснодарском крае, где погибли десятки людей, еще раз показала исключительную важность современной системы экстренного оповещения населения. Она должна быть централизованной и технически надежной, действовать на всей территории России, в городах и сельской местности, на промышленных предприятиях и социальных объектах и охватывать все без исключения категории населения: взрослых, детей, стариков, инвалидов», — сказал Владимир Путин
Система оповещения
Оповещение населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях (ЧС) – это доведение сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Система оповещения – составная часть системы управления ГО и РСЧС, представляющая собой организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств оповещения, сетей вещания, каналов сетей связи общего пользования и ведомственных сетей связи
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 01.12.2015 № 795-ПП Системы оповещения населения о ЧС в г. Москве функционируют на следующих уровнях:
I. Региональный (региональная система оповещения о ЧС г. Москвы)
II. Муниципальный (местные системы оповещения о ЧС городских округов и поселений)
III. Объектовый (локальные системы оповещения (ЛСО) на потенциально опасных объектах и объектовые системы оповещения (ОСО) в организациях).
Системы оповещения г. Москвы о ЧС регионального, муниципального и объектового уровней организационно, технически и программно взаимодействуют между собой.
В соответствии с ФЗ № 28 от 28.01.1998 г. (ст. 7,9), Приказом МЧС РФ, Мининформсвязи РФ, Минкультуры РФ от 25.07.06 № 422/90/376, Постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2015г. № 795-ПП (п.1.3) обязаны иметь ОСО, сопряженную с централизованной системой оповещения:
Социально-важные объекты, объекты жизнеобеспечения:
- объекты культуры (музеи, выставки и т.п.);
- образовательные учреждения;
- медицинские учреждения;
- спортивные объекты;
- гостиницы, общежития, гостевые дома;
- гипермаркеты, рынки, торговые центры;
- развлекательные центры, заведения;
- бизнес-центры классов А, B и С;
- финансовые учреждения (банки и их отделения, страховые компании, центры выдачи кредитов и т. п.).
Объекты различного назначения с одновременным нахождением более 50 человек.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №447 Часть 3 П. 18 все гостиницы вне зависимости от категории должны быть оборудованы системами экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций и сопряжены с региональной системой оповещения ЧС г. Москвы
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 01.12.2015 № 795-ПП, собственники объектов обязаны:
- Создавать и поддерживать в постоянной готовности объектовые системы оповещения о ЧС, обеспечивать их сопряжение с региональной системой оповещения г. Москвы.
- Постоянная готовность систем оповещения населения о ЧС достигается своевременным и качественным эксплуатационно-техническим обслуживанием средств оповещения;
- Поддерживать в постоянной готовности основной и резервный канал связи для управления системой оповещения;
- Оперативно и достоверно оповещать работников и посетителей организаций об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, информировать о приемах и способах защиты от них;
МГТС оказывает услуги собственникам объектов по присоединению (сопряжению) объектовых систем оповещения (ОСО) с централизованной (муниципальной и региональной) системой оповещения г. Москвы.
Состав услуги, оказываемой МГТС:
1. Информационная поддержка по процедуре сопряжения
2. Техническое обследование объекта разработка технического решения
3. Организация канала связи, монтаж и настройка оборудования для сопряжения.
4. Техническая поддержка канала связи
5. Подготовка проектной документации
МГТС оказывает дополнительные услуги собственникам, в том числе уже имеющим присоединение (сопряжение) объектовой системы оповещения (ОСО) с централизованной (муниципальной и региональной) системой оповещения г. Москвы.
Список дополнительных услуг, оказываемых МГТС:
1. Получение технических условий по подключению объектовой системы оповещения (ОСО) к региональной системе оповещения г. Москвы (РСО)
2. Сдача подключенного объекта в ГКУ « ПСЦ» г. Москвы (подготовка пакета документов, подача заявки на подключение к РСО, прохождение испытаний, получение Протокола о подключении ОСО к РСО )
3. Периодическое техническое обслуживание оборудования сопряжения в соответствии с техническими регламентами для данного вида оборудования
4. Монтаж оборудования сопряжения и коммутация с объектовой системой оповещения Заказчика
5. Настройка оборудования сопряжения Заказчика.
Ждем 2014 год!
Какие технологии в итоге будут применяться для создания комплексной системы экстренного оповещения населения о ЧС на территории нашей страны? Об этом узнаем в самое ближайшее время, ведь система должна быть организована к 1 января 2014 г.
Уже сейчас многие субъекты Российской Федерации начали активное обновление существующих в регионах систем оповещения.
В Красноярском и Краснодарском крае, Московской, Вологодской, Нижегородской областях уже внедряется радиоканальная система с возможностями оповещения через домофоны, громкоговорители, табло «Бегущая строка», видеотерминалы и вибробраслеты.
Опубликовано: Журнал «Системы безопасности» #6, 2012Посещений: 74790
Автор
|
|||
В рубрику «Пожарная безопасность» | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Специальная обработка
Порядок оповещения населения о чрезвычайной ситуации может включать специальную обработку. Это значит, что в результате использования противником оружия люди, транспортные средства, сооружения, территория, техника, продовольствие, вода, пищевое сырье могут оказаться зараженными при помощи бактериальных средств. Для того чтобы исключить дальнейшее распространение заражения, проводится специальная обработка. Она включает в себя обеззараживание различных предметов и полную санитарную обработку не только населения, но и личного состава спасательных отрядов. Обеззараживание подразумевает выполнение комплекса работ по дегазации, дезактивации и дезинфекции потенциально зараженных поверхностей.
Дезактивация — это удаление потенциально опасных радиоактивных веществ с различных поверхностей. При этом может обрабатываться техника, различные транспортные средства, одежда, здания и сооружения, вода. Обычно дезактивацию проводят в тех случаях, когда возможная степень заражения превышает предельные значения. Эта операция может быть частичной и полной. Также надо заметить, что она выполняется двумя способами, а именно физико-химическим и механическим. Последний подразумевает удаление радиоактивных элементов заражённых предметов. Физико-химический метод подразумевает использование различных растворов, при которых радиоактивные вещества уничтожаются.
Дегазация — это специальный метод, который используется для разложения ядовитых веществ до нетоксичных продуктов. Также этот процесс подразумевает удаление токсичных веществ с различных предметов для того, чтобы избежать зараженности. Проводится при помощи полировочных машин и других специальных технических приборов. Также используются органические растворители, моющие растворы и вода. Дегазация может быть частичной или полной.
Дезинфекция подразумевает полное уничтожение всех возбудителей заразных болезней при помощи бактериальных средств. Дезинфекция может быть профилактической, текущей и заключительной. Она проводится физическим, химическим, механическим способами. Санитарная обработка представляет собой целый комплекс мероприятий, которые направлены на ликвидацию последствий заражения населения и спасательных бригад. Если санитарная обработка проводится своевременно и на высоком уровне, то она позволяет предотвратить полное распространение инфекции за зоной заражения. Может быть частичной и полной.
Частичная санитарная обработка подразумевает исключительно механическую очистку наружных поверхностей, открытых участков кожи и так далее. Это временная мера, которая проводится в очаге поражения. Но главная цель состоит в предотвращении повторного инфицирования людей. Полная санитарная обработка подразумевает абсолютное обеззараживание тел и предметов при помощи дезинфицирующей жидкости. Сюда входит полная обмывка людей, их одежды. Цель такой обработки заключается в полном обеззараживании от отравляющих и радиоактивных веществ. Такой мере подвергаются спасательные бригады, служащие, рабочие и эвакуированное население. Она проводится после выхода из очага поражения. Обеззараживание личных средств, одежды и обуви может проходить несколькими способами в зависимости от конкретной ситуации. Это может быть газовый способ, когда очищение происходит в специальных камерах, камерный способ, кипячение, стирка с использованием специальных средств, замачивание в дезинфектантах.
Оповещение — это…
Оповещение населения — это своевременное предупреждение населения о надвигающейся опасности, а также информирование о порядке поведения в создавшихся условиях. Именно своевременное оповещение и информирование об истинном характере угрозы позволяют сократить возможные потери, препятствуют возникновению панических слухов, которые сами по себе в состоянии принести больше негативных последствий, чем чрезвычайная ситуация любого характера.
В положении о системах оповещения населения (введено приказом МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 25 июля 2006 г. № 422/90/376) дано следующее определение системы оповещения:
Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) и населения
Системы оповещения создаются:
- на федеральном уровне — федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);
- на межрегиональном уровне — межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);
- на региональном уровне — региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);
- на муниципальном уровне — местная система оповещения (на территории муниципального образования);
- на объектовом уровне — локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).
Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться
В соответствии с положениями ст. 7, 8 и 9 Федерального закона от 1 2 февраля 1998 г № 28-ФЗ «О гражданской обороне» создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых:
- федеральными органами исполнительной власти;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- органами местного самоуправления;
- организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах).
Технические моменты
Современная система оповещения населения – это такой метод передачи информации о происходящем или возможном событии, основная задача которого – привлечь внимание даже самых рассеянных слушателей. Для этого начало информационного блока передается на завышенной громкости
Это обусловлено техническими особенностями: сиренный электрический двигатель девять секунд пребывает под напряжением, что становится причиной формирования широкодиапазонной мощной звуковой волны. Следующие шесть секунд напряжение блокируется, за счет чего звучание становится слабее. Одиннадцатикратное повторение цикла – достаточный период, чтобы привлечь внимание широкой аудитории; после этого сирена отключается. «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» представляет собой сообщение длительностью ровно 165 секунд.
В норме сирены ставятся в населенных пунктах, численность обитателей которых – от полутысячи и более. Чтобы звуковое покрытие было максимальным, установки монтируют на крышах высоких зданий. Один прибор стандартного типа С-40 позволяет покрыть звуком 300-700 м2 в условиях городской зашумленности и высокоэтажных строений. Для усиления эффективности звуковые сигналы могут дополняться прерывистыми промышленными, транспортными гудками.
Актуальность вопроса
Отличительная черта нашей державы – большая протяженность радиолиний. Нет таких более-менее крупных населенных пунктов, где бы ни была оборудована радиоточка, узел для ретрансляции. Предприятия, учреждения, заведения, сельскохозяйственные объекты оснащены радиоузлами. Не менее важны телевизионные центры, ретрансляционные станции, радиостанции разного уровня – от федеральных до местных. Посредством всей этой технической мощи оповещение населения можно произвести в короткий срок и высоким процентом охвата.
Очень сложно найти такое жилое строение, даже частный дом, где не было бы собственного приемника радио, точки для доступа к сети. В крупных населенных пунктах представлены электрические сирены, установленные на крышах строений и на производственных территориях. Столь разветвленная сетка дает возможность быстро передавать информацию о ЧС, объясняя, что произошло, как вести себя, в чем специфика условий.
Стыковка блока сопряжения П-166Ц БУУ-02 с блоками системы оповещения ROXTON 8000
Блок сопряжения П-166Ц БУУ-02 имеет возможность стыковки с трансляционным оборудованием, в том числе системами оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ). Необходимость такого сопряжения продиктована несколькими регламентирующими документами, например:
- СП 134.13330.2012 «Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования»;
- «Методические рекомендации по созданию комплексной системы экстренного оповещения об угрозе возникновения ЧС»;
согласно которым:
- допускается использование систем оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ) в качестве объектовых систем оповещения (ОСО) РСЧС при доукомплектовании их специальными автоматизированными устройствами сопряжения с каналами передачи сигналов включения устройств оповещения и информации оповещения о чрезвычайных ситуациях людей, находящихся на территории объекта;
- запуск систем оповещения должен осуществляться автоматически при срабатывании датчиков от различных систем сопряжения.
Комбинированная система ROXTON RA-8236 является частью системы ROXTON 8000.
Предлагаемый вашему вниманию вариант сопряжения можно рассматривать как пример построения малобюджетной комбинированной системы оповещения ОСО/ЛСО — СОУЭ.
П-166Ц БУУ-02 эффективно стыкуется с любой системой оповещения, имеющей специально выделенные для этого клеммы и не занятый приоритет. Под приоритетом понимается возможность посредством подачи сухого контакта отключить или блокировать (перехватить) низкие приоритеты с целью трансляции экстренного сообщения. При этом желательно, чтобы система оповещения подтвердила (квитировала) данную активацию выдачей (для блока П-166Ц БУУ-02) сигнала квитирования, например, в виде сухого контакта. Комбинированная система ROXTON RA-8236 прекрасно реализует данные возможности и идеально стыкуется с блоком П-166Ц БУУ-02.
Рассмотрим схему, рис.3.
Рис. 3 — Схема построения комплексной системы экстренного оповещения населения на базе комбинированной системы ROXTON RA-8236 и блока сопряжения П-166Ц БУУ-02 (кликните для увеличения)
Работа системы в дежурном режиме
В дежурном режиме на контактах 9, 12 разъема ВХОД / ВЫХОД (типа DB-25F) блока П-166Ц БУУ-02 присутствует аудиосигнал, поступающий от источника программ, подключенного к контактам 8, 11 того же разъема. Для организации фоновой трансляции контакты 9, 12 необходимо соединить с линейным низкоприоритетным входом (AUX) системы ROXTON RA-8236, осуществляющей звукоусиление и дальнейшую трансляцию данной аудиопрограммы в зоны, выбранные при помощи кнопок селектора на передней панели блока ROXTON RA-8236.
Работа системы в режиме экстренного оповещения
При активации блока П-166Ц БУУ-02 от централизованной системы (оборудования высшего звена) происходит активация встроенного реле. На контактах 22, 23 возникает сигнал (замыкающий “сухой контакт”), поступающий на клеммы ALL – COM контактного разъема EMERGENCY INPUT блока ROXTON RA-8236 и активирующий его высокий (третий) приоритет, рис.4.
Рис. 4 — Схема подключения блока П-166Ц БУУ-02 к комбинированной системе ROXTON RA-8236 (кликните для увеличения)
При этом на контактах 10, 13 разъема ВХОД / ВЫХОД блока П-166Ц БУУ-02 возникает аудиосигнал, поступающий туда со встроенного аудиокодека. Данный заранее записанный сигнал оповещения поступает на разъем EM2 блока ROXTON RA-8236 для его дальнейшего усиления и трансляции в 8 линий (зон оповещения).
Сигнал квитирования (подтверждения активации) в виде “сухого контакта” снимается с клемм EM2-EM2 выходного разъема блока ROXTON RA-8236. Данный сухой контакт замыкает клеммы 15, 19 разъема ВХОД / ВЫХОД блока П-166Ц БУУ-02.
Смена приоритетов
В зависимости от решаемой задачи, уровня или степени сложности объекта, на котором применяется СОУЭ, приоритет экстренного оповещения (сообщения от системы ГО и ЧС) может быть выше приоритета о пожаре. В этом случае аудиосигналы с выходного разъема ВХОД / ВЫХОД блока П-166Ц БУУ-02 необходимо подключить ко входу ЕМ1, а контрольный активирующий сигнал (с клемм 22, 23 разъема ВХОД / ВЫХОД) — к клемме COM и всем 8-ми клеммам (клеммам 1-8, замыкаемым при помощи перемычек) контактного разъема EMERGENCY INPUT блока ROXTON RA-8236.
Как это работает?
Оповещение населения в условиях ЧС реализуется применением специализированного технического потенциала, организационных методов. Необходимо объединение сил, ресурсов нескольких госинстанций для обеспечения совместной работы разных путей передачи данных широкой аудитории. Применяя средства оповещения, технологии связи, вещательные сетки, общеиспользуемые каналы, можно довести жизненно важную информацию. Не стоит пренебрегать возможностями госструктур, госсистем, разработанных специально для ЧС. В настоящее время действует так называемое объединение РСЧС – единая госсистема, призванная предупреждать о ЧС и координировать работы при ликвидации последствий.
Существует несколько разноуровневых систем оповещения и эвакуация населения. Самый масштабный – это федеральный, то есть такая сеть передачи данных, посредством которой сведения распространяются по территории всей державы. Несколько менее масштабны межрегиональные оповестительные системы, работающие одновременно в нескольких субъектах в пределах одного федерального округа. Далее следуют региональные, охватывающие отдельные субъекты, муниципальные, ответственные за передачу сведений населению муниципального образования, и объектные. Последние (они же – самые мелкие) представляют собой такие локальные оповестительные системы, которые созданы для передачи срочной информации жителям районов, где находятся объекты, потенциально представляющие опасность для человека.
Методы оповещения и информирования населения о чрезвычайной ситуации
Производится на всех уровнях связи. Это и телевидение, радиовещание, использование средств для подачи световых и звуковых сигналов, применение специальной аппаратуры. Одновременно с этим населению даются указания, которые требуют незамедлительного выполнения. Если это природный катаклизм, то заранее сообщается приблизительное время начала трагедии, время приближения зараженного воздуха например. Сигналы, которые поступают от высшего штаба, дублируются всеми остальными штабами. Есть ряд сигналов, которые используют в системе оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. О них мы и поговорим ниже.
Что должно делать население?
Средства оповещения населения о чрезвычайных ситуациях эффективны только в том случае, если само население желает спасения и готово что-либо для этого сделать. Во-первых, все телевизоры и радиоточки должны быть включены, для того чтобы они могли принимать новые сообщения. Кроме того, население должно быть готово в кратчайшие сроки принимать важные решения и включаться в выполнение необходимых задач
Очень важно уточнить у органов гражданской безопасности место убежища. Если поблизости таких сооружений нет, стоит отбросить панику и быстро приступить к строительству примитивного укрытия
Также необходимо, чтобы всегда наготове были средства первой необходимости и медикаменты, которые будут храниться специально для подобных случаев. Если от органов гражданской обороны поступило сообщение о том, что надо оставаться в помещении, то следует обязательно провести противопожарные мероприятия. Также следует загерметизировать двери и окна, провести меры для предохранения воды и пищи от возможного заражения. Лучше всего собрать необходимые вещи на случай эвакуации.
Выводы по первому учебному вопросу
1. Для своевременного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени в Российской Федерации создана централизованная система оповещения, являющаяся составной частью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Системы оповещения создаются на каждом из уровней функционирования РСЧС: федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня, органов местного самоуправления, руководители организаций, а также начальники штабов ГО ЧС.
2. В рамках совершенствования и развития централизованной системы оповещения создана и поэтапно вводится в эксплуатацию Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового скопления людей. Её использование позволяет сократить сроки доведения до населения необходимой информации и уменьшить затраты федерального бюджета на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
3. При возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайной ситуации через соответствущие системы оповещения передаются сигналы оповещения
При этом сигнал оповещения состоит из двух частей: предупредительного сигнала «Внимание всем!», а также речевой информации о характере чрезвычайной ситуации и целесообразных действиях населения в условиях её возникновения
4. Сигналы оповещения могут передаваться с помощью различных проводных и беспроводных средств связи: сирен, громкоговорителей, теле- и радиоприёмников, жидкокристаллических, светодиодных и плазменных панелей, устройств типа «бегущая строка», рекламных щитов, сотовых телефонов, Интернета, а также посыльными.
5. Услышав звуки сирен, необходимо включить телевизор (радиоприёмник) для получения информации о характере чрезвычайной ситуации, а также указаний штаба ГО ЧС о последующих действиях. При нахождении на улице необходимо как можно быстрее зайти в любое общественное здание, оснащённое средствами теле- и радиовещания (торговый центр, учебное заведение, офис и т.п.) для прослушивания информации о ЧС.