Территориальная подсистема рсчс

Содержание:

Предупреждающие действия РСЧС

Предупреждающие действия включают в себя комплекс инженерно-технических, организационных и специальных мероприятий, в основном направленных на существенное снижение рисков возникновения чрезвычайной ситуации; безусловное сохранение жизни и здоровья граждан; снижение ущерба, который мог быть причинен окружающей среде; а также к минимизации материальных потерь, связанных с ЧС.

Чтобы этого добиться, надо в обязательном порядке осуществлять:

  • постоянное прогнозирование ситуации;
  • оценку имеющихся рисков;
  • отслеживание состояние природной среды;
  • наблюдение за потенциально опасными объектами промышленного назначения;
  • меры, направленные на страхование ответственности в случае причинения вреда при эксплуатации подобных объектов;
  • их лицензирование;
  • надзор и экспертизу со стороны государственных органов в вопросе защиты граждан и территорий от ЧС;
  • создание резерва материальных и финансовых ресурсов, которые могут быть направлены для предупреждения ЧС;
  • создание базы (нормативно-правовой) для того, чтобы осуществлять защиту не только населения, но и территорий;
  • меры, направленные на стабильную деятельность объектов экономики в экстренных условиях.

Задачи системы

Основные задачи РСЧС:

  • Самая главная — ликвидировать причины, вызвавшие чрезвычайную ситуацию.
  • Обеспечить готовность номер один к действиям органов управления на разных уровнях, а также всех сил и средств для проведения предупреждающих и ликвидационных действий в плане ЧС.
  • Взять под контроль резервы материальных и финансовых ресурсов, направленных на устранение чрезвычайной ситуации.
  • Обеспечить в полном объеме жизнеобеспечение людям, пострадавшим в ходе ликвидации последствий ЧС.
  • Способствовать восстановлению функционирования всех служб, отраслей экономики, объектов и предприятий на непосредственной территории чрезвычайной ситуации.

  • Способствовать снижению ущерба и материальных потерь.
  • Проводить так необходимые гуманитарные акции, направленные на соцзащиту пострадавшего гражданского населения.
  • Постоянно организовывать мероприятия, имеющие предупреждающий результат в плане возникновения ЧС.
  • Участвовать в оценке ущерба в социально-экономической сфере.
  • Постоянно осуществлять сбор, обработку и обмен информационными данными в плане защиты территорий и населения от всякого рода ЧС.
  • Готовить граждан к действиям службы. В частности, рассказывать, что такое РСЧС.
  • В условиях мира активизировать свои действия в подготовке к ГО (гражданской обороне).

Расшифровка и определение РСЧС

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – это система, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Можно выделить две наиболее целевые функции РСЧС:

  • предупреждение возникновения ЧС и снижение размеров ущерба от них;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций.

РСЧС создана в 1995 году в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 года № 1113 (утратило силу) после принятия Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на базе образованной ранее Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (постановление Правительства РСФСР от 18.04.1992).

Классификация задействованных сил

Все задействованные силы подразделяют на следующие:

  • Формирования штатные. Они включают в себя не только аварийно-спасательные службы и формирования, но и МЧС. Постоянно работают и в случае чего моментально реагируют. Могут в течение трех суток автономно находиться в зоне ЧС, так как полностью укомплектованы всем необходимым для этого.
  • Нештатные подразделения. Они созданы на основе медицинских, ремонтных, химических или строительных служб.
  • Общественные объединения и организации (например, добровольные дружины по охране общественного порядка). Имеют необходимую подготовку, которую подтверждают в аттестационном порядке. Работают исключительно под руководством определенных органов управления по делам ГОЧС.

На заметку! В случае необходимости (для полной ликвидации последствий ЧС) к работам могут быть привлечены средства и силы не только Вооруженных Сил Российской Федерации, но и ОВД (органов внутренних дел) в соответствии с указом президента РФ.

Катастрофы технологического и искусственного характера

Эта группа включает в себя не так уж много пунктов, но по силе ничуть не уступает первой группе:

  • Происходящие на транспорте (речном, морском, ж/дорожном, космическом или авиа-).
  • Связанные с производством. Катастрофы химического, термического, радиационного или механического характера.

Катастрофы, связанные с химическими авариями, приводят к серьезным отравлениям химпродуктами. Термические факторы вызывают ожоги или обморожения различной степени тяжести. Радиационные грозят лучевой болезнью, поражениями внутренних органов и лучевыми ожогами кожи. Механическое воздействие страшно травмами и ранениями. От быстрой и слаженной работы медиков зависят жизни многих людей.

Какие задачи выполняют сотрудники государственной системы

С расшифровкой названия организации РСЧС мы разобрались. Теперь давайте рассмотрим основные задачи, которые выполняет ее сотрудники:

  • Разработка и исследование научно-технических программ, которые должны предотвратить ЧС или улучшить работу сотрудников в особых случаях;
  • Обработка и выдача информации по защите граждан в чрезвычайных ситуациях;
  • Создание графиков прогнозирования угроз ЧС, а также оценивание социально-экономических факторов, влияющих на чрезвычайные ситуации;
  • Работа с населением, подготовка граждан к чрезвычайным ситуациям в разных областях. Работа с сотрудниками различных предприятий, которые не относятся к группе РСЧС;
  • Организация на разных уровнях оповещений населения о случившейся ЧС. Комплекс работ в области информационных технологий;
  • Создание и обеспечение хранения финансовых резервов, обеспечение ресурсов и средств, которые будут необходимы в ЧС;
  • Осуществление экспертизы на государственном уровне для надзора и обеспечения защиты населения. Предоставление материальной поддержки всем пострадавшим, проведение акций в поддержку пострадавших;
  • Поддержка обязанностей граждан в области предотвращения ЧС, обеспечение всем необходимым лиц, которые участвуют в эвакуации граждан по собственной инициативе;
  • Сотрудничество со всеми государственными структурами, а также межгосударственными.

Все эти принципы, а также список участвующих в РСЧС органов регулируются на государственном уровне правительством РФ. Последние изменения прав, регулирующих эти положения и состав участников системы было произведено в ноябре 2016 года.

Органы управления РСЧС

Все управляющие органы РСЧС подразделяются на постоянные, координирующие и органы РСЧС повседневного управления.

Постоянно действующие органы РСЧС

Центры и отделения, функционирующие на постоянной основе, предназначены для прямого контроля за исполнением запланированных мероприятий.Такими центрами являются: МЧС центрального подчинения, ГУ МЧС в федеральных субъектах, региональные и муниципальные отделения МЧС.

Координирующие органы РСЧС

Для координации всех звеньев РСЧС формируются комиссии. Состав и полномочия КЧС утверждается федеральным или региональным органом, а также органом местного самоуправления. Главной задачей КЧС является обеспечение взаимодействия и скоординированной работы всех подразделений.

Органы РСЧС повседневного управления

Пункты управления РСЧС осуществляют круглосуточный мониторинг обстановки на подконтрольной территории. Высшей инстанцией является Центральный командный пункт. В субъектах, муниципальных образованиях действуют центры и отделения, которые имеют дежурные и диспетчерские службы. На объектах действуют диспетчерские отделы.

Другие факты о РСЧС

В МЧС России РСЧС называют паспортом территории. Такой документ имеет каждый муниципальный район. В документе записываются и определяются всевозможные ЧС, которые свойственны данному району и возможны в будущем. В паспорт записываются огромный спектр случаев: авария на энергоснабжающих объектах, землетрясения, наводнения, пожары. Также заранее определяются службы, которые будут задействованы при возникновении определенного случая.

Например, если случается пожар, в первую очередь должны быть активизированы пожарные службы, скорая помощь, МЧС (присутствует в любом паспорте), воздушный транспорт и т. д. Таким образом паспорт даст возможность быстро скоординировать имеющиеся силы и действовать немедленно. Для системы самым сложным является редактировать и обновлять паспорт, чтобы информация в нём была актуальной. В нём также записываются состояние дорого к тому или иному объекту. Чтобы в случае ЧС выбрать самый короткий и надёжный путь.

Как видим расшифрованная нами аббревиатура, которая звучит как РСЧС, является масштабной государственной структурой, без которой нельзя обойтись.

Как сохранить и повысить устойчивость работы объектов экономики в условиях ЧС

Задача для РСЧС (расшифровку аббревиатуры смотри выше) непростая, но осуществимая. Чтобы этого добиться, необходимо:

  • Перевести потенциально опасные объекты на безопасные технологии (то есть современные) и вывести их с территорий, на которых проживают люди.
  • Разработать и внедрить системы безаварийной остановки сложных производственных технологических линий в случае экстренной ситуации.

  • Пользоваться автоматизированными системами, управляющими и контролирующими опасные технологические процессы.
  • Обеспечить защиту людей от факторов поражающего действия.
  • Внедрить повсеместно системы оповещения и информирования.
  • Планомерно и неуклонно снижать на производствах количество ОВ (опасных веществ) и материалов.
  • Создать и постоянно поддерживать в надлежащей готовности средства для ликвидации последствий ЧС.
  • Совершенствовать охрану объектов и существенно улучшать технологическую дисциплину.

Режимы функционирования РСЧС

Режим функционирования РСЧС зависит от обстановки, связанной с чрезвычайными ситуациями.

Следовательно, существует 3 возможных режима:

  • ЧС нет;
  • ЧС возможна;
  • возникновение ЧС.

*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Теперь о каждом из режимов немного подробней.

  • Режим повседневной деятельности (в отсутствии ЧС). Проводимые мероприятия:
    1. мониторинг окружающей среды;
    2. прогнозирование вероятности ЧС;
    3. разработка и реализация программ по предупреждению ЧС;
    4. подготовка к возможным ЧС (техническое оснащение и обучение соответствующих подразделений, информирование населения);
    5. резервирование материальных ресурсов на случай наступления ЧС;
    6. подготовка возможностей для эвакуации населения и материальных ценностей в случае ЧС;
    7. ведение статистической отчетности и анализ уже произошедших ЧС.
  • Режим деятельности в состоянии готовности к возможной ЧС. Мероприятия:
    1. усиление мониторинга окружающей среды и уточнение прогнозов относительно возникновения ЧС;
    2. усиление готовности органов управления и органов быстрого реагирования к возникновению ЧС;
    3. информирование населения о возможной ЧС посредством всех возможных средств связи (объявление по радио и телевидению, смс-оповещение и т.д.);
    4. принятие мер по снижению возможного ущерба от потенциальной ЧС;
    5. уточнение планов действий (планов развертывания сил быстрого реагирования, эвакуации населения и т.д.);
    6. эвакуация людей и мат.ценностей при необходимости.
  • Режим деятельности при возникновении ЧС. Проводимые мероприятия:
    1. непрерывный контроль за обстановкой;
    2. оповещение населения и органов управления РСЧС о чрезвычайной ситуации;
    3. выполнение действий по защите людей и территорий от ЧС;
    4. выполнение работ по ликвидации последствий ЧС;
    5. информирование вышестоящих уровней РСЧС;
    6. восстановление или организация системы жизнеобеспечения населения.

/ 11.11. РСЧС

Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

27.12.1990: постановление 606 «Об образование российского корпуса спасателей гос. комитета РСФСР

Лето 1991: переименование в госкомитет РСФСР по ЧС

Цели:

  • Прогнозирование

  • Предотвращение и ликвидация последствий ЧС

  • Координация органов в экстремальных ситуациях

  • 18.04.1992: положение о российской системе предупреждения и действий в ЧС мирного и военного времени

  • 1994: преобразование в РСЧС, затем в министерство

  • МЧС РФ

  1. января 1994: преобразовано в министерство

  1. ноября 1995: выбрали 27 декабря днем спасателей

РСЧС предназначена для:

  1. Защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного или иного характера

  2. Обеспечения в мирное время защиты населения, территорий, окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства

  • РСЧС — объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входят решения вопросов по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера

  • Цель создания: объединение усилий всех вышеперечисленных органов, организация, учреждений и предприятий, их сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС

  • Задачи:

  • 1. Создание правовых и экономических норм для защиты населения и территорий в ЧС

  • 2. Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения

  • 3. Осуществление целевых научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС

  • 4. Подготовка населения к действиям при ЧС

  • 5. Прогнозирование, оценка социальных и экономических последствий ЧС

  • 6. Создание финансовых резервов и материальных ресурсов для ликвидации ЧС

Ликвидация ЧС:

  1. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС

  2. Международное сотрудничество в области защиты населения от ЧС

РСЧС объединяет:

  1. Органы управления

  2. Силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов федерации, органов местного самоуправления, городов, районов

  3. Организации, учреждения и предприятия, решающие вопросы защиты населения и территорий от ЧС

  1. РСЧС состоит из 2- х подсистем:

  1. Территориальные подсистемы (в субъектах федерации и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий)

  2. Функциональные подсистемы (создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы ??????

  1. Уровни РСЧС:

  1. Федеральный

  2. Межрегиональный (несколько субъектов)

  3. Региональный

  4. Муниципальный

  5. Объектовый

  1. Органы управления системы РСЧС:

  1. Координирующие органы

  2. Органы управления

  3. Органы повседневного управления (НЦУКС — национальный центр управления в кризисных ситуациях — федеральный уровень)

  4. Силы и средства ликвидации ЧС

  5. Системы связи, оповещения, информационного обеспечения

  6. Резервы финансовых и материальных ресурсов

  1. Силы и средства:

  1. Силы наблюдения и лабораторного контроля

  2. Силы и средства ликвидации ЧС

  1. Режимы РСЧС:

  1. Повседневной деятельности ((при нормальном производственной, радиационной, химической, биологической обстановке, при отсутствии эпидемий) — наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, выполняются превентивные меры по предупреждению и ликвидации ЧС)

  2. Повышенной готовности (выявление причин ухудшения обстановки, усиление дежурно-диспетчерской службы, принятие мер по защите населения и окружающей среды, подготовка сил и средств)

  3. ЧС (защита населения, выдвижение оперативных групп в район ЧС, определение границ зоны ЧС, ликвидация ЧС, обеспечение работы объектов экономики, непрерывный контроль за окружающей средой в районах ЧС)

  1. Документы, регулирующие поведение людей в ЧС:

  1. Федеральный закон 68 «О защите население и территорий от ЧС природного и техногенного характера»

  2. Постановление 794 «О РСФС»

  3. Постановление 924 » О силах и средствах РСЧС»

StudFiles.ru

РСЧС- расшифровка и цель создания

РСЧС это всем известное сокращение, которое определяется как «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Рассматривая историю возникновения, система, впервые появившаяся на свет в 1992 г., имела своё чёткое предназначение и цель.

Она была необходима для объединения в одно целое всех существующих органов управления, сил и средств, находящихся в границах российских земель, отвечающих за разрешение вопросов по надлежащему предоставлению сохранности и защищенности площади своей страны и народа, населяющего ее, от ЧС.

Это интересно: Туман

Основные направления деятельности РСЧС

Сегодня РСЧС является одним из ключевых звеньев структуры государственной власти. Приоритетными направлениями работы системы РСЧС являются:

  • Руководство структурными подразделениями централизованного подчинения, координация деятельности муниципальных органов власти.
  • Контролирующая деятельность. Надзорные и контролирующие инстанции осуществляют контроль деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
  • Проведение профилактической работы. Профилактическая деятельность заключается в разработке программ и проведении мероприятий, обеспечивающих своевременное предупреждение об угрозе экстремального происшествия и его их масштабах.
  • Обучающие и практические занятия. Обучение граждан нормам поведения в критических условиях предполагает разработку специальных программ, проведение обучающих семинаров и учебных тренировок. Обучение профильных работников МЧС, повышение их профессиональных навыков производится в специализированных образовательных центрах и учреждениях повышения квалификации.
  • Материально-техническое снабжение структурных подразделений.

Ключевую роль в реализации государственной программы в плане защиты граждан, природных и материальных ресурсов играет проектирование и внедрение единой программы действий для подразделений разных уровней РСЧС. Это стало возможным благодаря скоординированной работе всех звеньев системы. (В прошлом эти вопросы решались самостоятельно каждым подразделением).

Принципы, лежащие в основе РСЧС

В основе создания РСЧС лежат следующие принципы:

  • все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которые находятся на территории РФ, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ подлежат защите от ЧС;
  • организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
  • реализация мероприятий по защите населения и территории от ЧС должна осуществляться с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
  • организационная структура системы должна соответствовать государственному устройству РФ и решаемым задачам;
  • при формировании системы должен соблюдаться комплексный подход, предусматривающий учет всех видов ЧС природного и техногенного характера, всех стадий их развития, а также всех возможных мер по противодействию им и требуемого для этого состава участников;
  • система должна строиться с учетом признания «ненулевого риска», то есть факта невозможности исключить риск возникновения ЧС во всех случаях потенциальных угроз, отдания предпочтения превентивной безопасности, предусматривающей прежде всего профилактическую работу, максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.

2.2. Силы и средства системы РСЧС

Силы и средства РСЧС представлены специально подготовленными силами и средствами:

  1. Федеральных органов исполнительной власти:
    • МЧС России;
    • МВД России;
    • Минобороны России;
    • Спецстрой России;
    • Минздравсоцразвития России;
    • Минобрнауки России;
    • Минприроды России;
    • Минпромторга России;
    • Минтранса России;
    • Минкомсвязи России;
    • Минсельхоза России;
    • Минэкономразвития России;
    • Минрегиона России;
    • Минэнерго России.
    • Госкорпорации «Росатом»;
  2. Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  3. Органов местного самоуправления.
  4. Организаций и общественных объединений.

Все вышеперечисленные силы и средства РСЧС в зависимости от своего функционального предназначения подразделяются на:

  1. Силы и средства наблюдения и контроля.
  2. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Состав сил и средств наблюдения и контроля

Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей и т.д. Благодаря деятельности этих сил предупреждается значительная часть чрезвычайных ситуаций, прогнозируется их возможное возникновение, оповещаются об угрозе органы управления и население. К ним относятся:

  1. Службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
  2. Формирования государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации Министерства здравоохранения Российской Федерации;
  3. Ветеринарная служба Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
  4. Службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
  5. Геофизическая служба Российской академии наук;
  6. Оперативные группы постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  7. Подразделения Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
  8. учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.

Состав сил и средств ликвидации ЧС

Силы и средства ликвидации ЧС применяются в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или военного характера. Их основными задачами являются защита населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды от опасных факторов ЧС, локализация ЧС и ликвидация их последствий. К ним относятся:

  1. Военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
  2. Формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
  3. Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
  4. Военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  5. Формирования гражданской обороны Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;
  6. Специально подготовленные силы и средства Войск гражданской обороны Российской Федерации, Министерства обороны РФ (соединения и части РХБ-защиты, части и подразделения инженерных войск), других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  7. Аварийно-технические центры Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
  8. Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
  9. Восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения Российской Федерации;
  10. Аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

Органы управления РСЧС

Все управляющие органы РСЧС подразделяются на постоянные, координирующие и органы РСЧС повседневного управления.

Постоянно действующие органы РСЧС

Центры и отделения, функционирующие на постоянной основе, предназначены для прямого контроля за исполнением запланированных мероприятий.Такими центрами являются: МЧС центрального подчинения, ГУ МЧС в федеральных субъектах, региональные и муниципальные отделения МЧС.

Координирующие органы РСЧС

Для координации всех звеньев РСЧС формируются комиссии. Состав и полномочия КЧС утверждается федеральным или региональным органом, а также органом местного самоуправления. Главной задачей КЧС является обеспечение взаимодействия и скоординированной работы всех подразделений.

Органы РСЧС повседневного управления

Пункты управления РСЧС осуществляют круглосуточный мониторинг обстановки на подконтрольной территории. Высшей инстанцией является Центральный командный пункт. В субъектах, муниципальных образованиях действуют центры и отделения, которые имеют дежурные и диспетчерские службы. На объектах действуют диспетчерские отделы.

Это интересно: Категория пожарной опасности объекта

Цели и задачи РСЧС

Главные цели РСЧС можно сформулировать, исходя из названия данной организационной структуры:

  • предупредить и предотвратить чрезвычайные происшествия;
  • уменьшить ущерб от бедствий, катастроф и иных катаклизмов;
  • быстро нейтрализовать ЧС и устранить ее негативные последствия.

Для выполнение этих целей руководящим органам необходимо решать следующие задачи РСЧС:

  • Создание условий для внедрения в практику научных проектов, направленных на прогнозирования природных катаклизмов и уменьшение масштаба разрушительных последствий, а также укрепление функциональности производственных объектов в экстремальных условиях.
  • Обеспечение подготовленности техники и людских ресурсов к действиям по устранению чрезвычайных происшествий.
  • Обучение гражданского населения правилам поведения в экстремальной обстановке.
  • Координация работы контролирующих органов РСЧС.
  • Организация деятельности специальных служб для прогнозирования и анализа вероятных последствий.
  • Формирование фонда материальных и финансовых средств для помощи потерпевшим и восстановления разрушенных объектов.
  • Скоординированное взаимодействие всех подразделений по локализации стихийных бедствий и устранению последствий катастроф.
  • Организация медпунктов по оказанию первой помощи потерпевшим от катастроф или бедствий.
  • Создание и реализация нормативных актов, связанных с предоставлением правовой защиты гражданам страны при наступлении ЧС.
  • Развитие сотрудничества на международном уровне.

Основные направления деятельности РСЧС

Сегодня РСЧС является одним из ключевых звеньев структуры государственной власти. Приоритетными направлениями работы системы РСЧС являются:

  • Руководство структурными подразделениями централизованного подчинения, координация деятельности муниципальных органов власти.
  • Контролирующая деятельность. Надзорные и контролирующие инстанции осуществляют контроль деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
  • Проведение профилактической работы. Профилактическая деятельность заключается в разработке программ и проведении мероприятий, обеспечивающих своевременное предупреждение об угрозе экстремального происшествия и его их масштабах.
  • Обучающие и практические занятия. Обучение граждан нормам поведения в критических условиях предполагает разработку специальных программ, проведение обучающих семинаров и учебных тренировок. Обучение профильных работников МЧС, повышение их профессиональных навыков производится в специализированных образовательных центрах и учреждениях повышения квалификации.
  • Материально-техническое снабжение структурных подразделений.

Ключевую роль в реализации государственной программы в плане защиты граждан, природных и материальных ресурсов играет проектирование и внедрение единой программы действий для подразделений разных уровней РСЧС. Это стало возможным благодаря скоординированной работе всех звеньев системы. (В прошлом эти вопросы решались самостоятельно каждым подразделением).

Цели РСЧС

Основные цели организации определены уже самим ее названием:

  • Объединить усилия всех органов власти (независимо от уровня), имеются в виду силы и средства, находящиеся у них в арсенале, для осуществления предупреждения ЧС в мирное время; а в случае если чрезвычайная ситуация все-таки происходит, — для защиты населения и территорий.
  • Информировать граждан о своей деятельности и о том, что такое РСЧС.

  • Осуществлять общее управление силами и средствами, находящимися в ведении исполнительных органов.
  • Подготовить население страны к действиям и мероприятиям в случае развития ЧС техногенного, природного или другого характера.

Структура РСЧС. Уровни РСЧС

Единая система РСЧС состоит из двух взаимосвязанных между собой подсистем:

  • Функциональные подсистемы РСЧС создаются в министерствах и отделениях для выполнения профессиональной деятельности в подотчетных им отраслях народного хозяйства. Они формируются и контролируются федеральными управляющими органами власти.
  • Территориальные подсистемы РСЧС создаются по административно-территориальному принципу. Они формируются в субъектах РФ и в муниципальных образованиях для выполнения работ на подконтрольной им местности.

Помимо этого, структура РСЧС делится на 5 уровней, каждый из которых подотчетен вышестоящему:

  • Федеральный. Высший ярус представлен министерствами и отделениями центрального подчинения.
  • Межрегиональный. В каждом из семи округов находится централизованный орган управления РСЧС.
  • Региональный. Руководящие обязанности возлагаются на министерства субъектов.
  • Муниципальный. Местные органы управления РСЧС в муниципальных единицах.
  • Объектовый. Аккредитованные сотрудники отдельно взятого промышленного, социального и иного объекта.

Силы и средства РСЧС

Для предотвращения и устранения различного рода катаклизмов сформированы контролирующие службы и аварийно-спасательные подразделения. В состав сил и средств РСЧС входят:

  • Контролирующие и надзорные службы РСЧС. Осуществляют постоянный мониторинг потенциально опасных объектов (создающих угрозу жизнедеятельности человека) и окружающей среды обитания. Кроме того, они контролируют эпидемиологические, гидрологические, геофизические и другие службы.
  • Силы оперативного реагирования. В состав входят аварийно-спасательные, пожарные, ремонтные подразделения, используемые в экстремальных ситуациях. К ним также относятся отдельные военизированные формирования, санитарно-эпидемиологическая служба и другие подразделения.

Главным средством связи и координации действий служит автоматизированная информационно-управляющая система. Этот комплекс обеспечивает обмен данными и анализирует сведения из разных источников. Спасательные подразделения оснащаются современным оборудованием: телевизионными и акустическими устройствами для поиска потерпевших, радиолокационными приборами, пневматическим, гидравлическим и другим инструментом.

Для устранения последствий и материальной помощи пострадавшим используется Резервный фонд РФ.

Статью прислал: R600

0 46

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

Опубликовано: 7 ноября, 2017

История

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

Опубликовано: 7 ноября, 2017

  • Международная ассоциация спасательных и противопожарных служб (CTIF)
  • Пожар в Монбланском тоннеле. Тушение пожаров в туннелях.
  • Авария на ЧАЭС. Пожарные Чернобыля. Ликвидаторы ЧАЭС.

Эшелонирование сил и средств РСЧС

Силы и средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются по эшелонам. Всего их три.

В первом эшелоне принимают участие:

  • ведомственные аварийно- спасательные формирования (газо- и горноспасатели);
  • противопожарные подразделения; подразделения медицинской скорой помощи;
  • подразделения постоянной готовности спасательных воинских формирований и дежурные подразделения поисково- спасательной службы МЧС России.

Срок их прибытия в район бедствия – не более 30 минут.

Основные задачи сил и средств: локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание медицинской помощи пострадавшим.

Если силы и средства первого эшелона не способны справиться с ликвидацией чрезвычайной ситуации, то привлекаются силы и средства второго эшелона. К ним относятся:

  • подразделения спасательных воинских формирований и поисково-спасательной службы МЧС России;
  • ведомственные и территориальные аварийно-спасательные формирования постоянной готовности;
  • специализированные подразделения экстренной медицинской помощи.

Срок их прибытия – не более трех часов.

Основные задачи: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационная и химическая разведка, локализация радиоактивных загрязнений, химических и биологических заражений, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

Если силы и средства второго эшелона не способны справиться с ликвидацией чрезвычайной ситуации, то в третьем эшелоне принимают участие:

спасательные воинские формирования и подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;

  • ведомственные и территориальные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;
  • соединения и воинские части Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;
  • специализированные подразделения строительно-монтажных организаций и др.

Срок их прибытия – от трех часов до нескольких суток.

Основные задачи: радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия.

Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что соответствующая комиссия по чрезвычайным ситуациям своими силами не может справиться с локализацией и ликвидацией чрезвычайной ситуации, то она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Как расшифровывается РСЧС

Данная аббревиатура означает — государственная система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях. Это единая российская система, которая подразумевает в случае необходимости подключения других государственных структур: МВД, ФСБ, военные силы и прочие. В это число входят практически все службы страны, которые могут быть полезны в определенных случаях.

Может появится логический вопрос: для чего существует эта система, если в государстве есть соответствующая служба — МЧС. Чрезвычайные ситуации могут быть разными по масштабам. При подключении других структур, МЧС будет координировать их действия. Подключая вспомогательные силы, ЧС удастся разрешить в максимально быстрый срок. Существуют также территориальные органы, которые действуют по регионам страны:

  • Сибирский центр — находится в городе Красноярск;
  • Северо-западный центр — расположен в Санкт-Петербурге;
  • Южный центр — Ростов-на-Дону;
  • Главный корпус службы — Москва (Рязань).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector