Комбатанты

Библиография

ДАВИД Э. Принципы права вооруженных конфликтов. МККК. Москва, 2011. (См. также DAVID E., Principes de droit des conflits armés, Bruylant, Bruxelles, 2012, 5ème Edition, 1152 p.)

CALLEN J., “Unlawfull Combattant and the Geneva Conventions”, Virginia Journal of international Law, 2003-2004, vol.44, pp.1025-1072

DORMANN K., « The legal situation of “unlawful/unprivileged” combattants », International Review of the Red Cross, March 2003, vol. 85, n° 849, p. 45-85.

MILANOVIC M.,” Lessons for human rights and humanitarian law in the war on terror: comparing Hamdan and the Israeli Targeted killings case” International Review of the Red Cross, Vol.89, n°866, June 2007, pp. 373- 393.

SASSOLI M. et OLSON L.M., «The relationship between international humanitarian law and human rights law where it matters: admissible killings of fighters and internment in non-international armed conflicts», International Review of the Red Cross, Vol.90, n°871, September 2008, pp. 599-627.

SCHMITT M.N, “Direct Participation in Hostilities and 21st Century armed conflicts in Fisher,H.et al, eds, Crisis Management and Humanitarian Protection: Festschrift fur Dieter Fleck, pp.505-592. Berlin: BWV, 2004

SJOBERG L., «Women fighters and the ‘beautiful soul’ narrative», International Review of the Red Cross, Vol.91, n°877, March 2010, pp. 53-68.

WATKIN K, « Warriors without rights ? Combattants, Unpriviledged Belligerent, and the struggle over Legitimacy” Occasional Paper Series, Program on Humanitarian Policy and Conflit Research, Harvard University. Winter 2005.

ZEMMALI A., Combattants et prisonniers de guerre en droit islamique et en droit humanitaire, Pedone, Paris, 1997, 519 p.

Статус комбатантов

В соответствии с международным гуманитарным правом (или правилами вооруженных конфликтов) комбатанты могут быть отнесены к одной из двух категорий: привилегированные и непривилегированные. В этом смысле привилегия означает сохранение статуса военнопленного и безнаказанность за поведение до захвата. Таким образом, комбатанты, нарушившие определенные положения МГП, могут потерять свой статус и стать непривилегированными комбатантами ipso iure (просто совершив деяние) или по решению компетентного суда или трибунала

Важно отметить, что в соответствующих договорах различие между привилегированными и непривилегированными не проводится текстуально; в международном праве термин комбатант используется исключительно в смысле того, что здесь именуется «привилегированный комбатант».

Если есть какие-либо сомнения относительно того, пользуется ли данное лицо статусом «комбатанта», его следует удерживать в качестве военнопленного до тех пор, пока он не столкнется с «компетентным судом» (статья 5 Третьей Женевской конвенции (ЖК III) для решения вопроса.

Привилегированные комбатанты

Следующие категории комбатантов имеют право на получение статуса военнопленных при захвате:

  1. Члены вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также члены ополченцев или добровольческих отрядов, входящих в состав таких вооруженных сил.
  2. Члены других ополченцев и члены других добровольческих отрядов, в том числе членов организованных движений сопротивления , принадлежащие стороне в конфликте и действующие на своей территории или за ее пределами, даже если эта территория оккупирована , при условии, что они выполняют следующие условия:
    • что им командует человек, ответственный за своих подчиненных;
    • наличие фиксированного отличительного знака, узнаваемого на расстоянии;
    • открыто ношение оружия;
    • что вести свои операции в соответствии с законами и обычаями войны.
  3. Военнослужащие регулярных вооруженных сил, заявляющие о своей верности правительству или органу власти, не признанным держащей в плену державой.
  4. Жители неоккупированной территории, которые при приближении врага стихийно берутся за оружие, чтобы противостоять силам вторжения, не успев сформироваться в регулярные вооруженные формирования, при условии, что они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны ; часто называли levée после массового призыва во время Французской революции .

Для стран, подписавших «Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов» ( Протокол I ), комбатанты, не имеющие отличительного знака, по-прежнему квалифицируются как военнопленные, если они несут оружие открыто во время боевых действий и будучи видимыми противнику, когда они развертываются для нападения на него.

Непривилегированные комбатанты

Есть несколько типов комбатантов, которые не считаются привилегированными комбатантами:

  • Комбатанты, которые в противном случае имели бы привилегию, но нарушили законы и обычаи войны (например, симулировали капитуляцию или ранение или убили сдавшихся комбатантов противника ). Утрата привилегий в этом случае происходит только в случае осуждения, то есть после того, как компетентный суд определит незаконность поведения в ходе справедливого судебного разбирательства.
  • Комбатанты, захваченные без минимальных требований для того, чтобы отличить себя от гражданского населения, то есть открыто носили оружие во время боевых действий и развертывания, непосредственно предшествовавшего этому, теряют право на статус военнопленных без суда в соответствии со статьей 44 (3) Дополнительного протокола I. .
  • Шпионы , то есть лица, которые тайно собирают информацию на территории противоборствующей стороны. Военнослужащие, проводящие разведку или специальные операции в тылу врага, не считаются шпионами, если они носят форму.
  • Наемники , дети-солдаты и гражданские лица, которые принимают непосредственное участие в бою и не попадают ни в одну из категорий, перечисленных в предыдущем разделе.

Большинство непривилегированных комбатантов, которые не имеют права на защиту в соответствии с Третьей Женевской конвенцией, поступают так же в соответствии с Четвертой Женевской конвенцией (GCIV), которая касается гражданских лиц, до тех пор, пока они не пройдут « справедливое и регулярное судебное разбирательство ». Если они будут признаны виновными на обычном суде, они могут быть наказаны в соответствии с гражданскими законами задерживающей власти.

Международные соглашения

В последний раз права и обязанности комбатантов были изложены в Женевских конвенциях 1949 года, дополненных двумя дополнительными протоколами от 1977 года. Эти протоколы являются обязательными для тех государств, которые их ратифицировали, но также содержат важные положения, которые являются обычно применимыми обычным правом. Второй протокол устанавливает гуманитарные принципы также в отношении гражданской войны , то есть внутреннего конфликта государства, который ведется с применением оружия; первый дополнительный протокол применяется к «классическому» состоянию войны между государствами. Объем защиты четырех Женевских конвенций также распространяется на комбатантов и гражданских лиц в «вооруженных конфликтах, в которых народы борются против колониального господства и иностранной оккупации, а также против расистских режимов, осуществляя свое право на самоопределение».

Индивидуальные доказательства

  1. Карл Дёринг: Völkerrecht. Гейдельберг, 1999, стр. 251f. ISBN 3-8114-5499-4
  2. Марсель Бонерт (2013). Экстремальные переживания как испытание. Об изменении культуры вооруженных сил в результате развертывания в Афганистане , В: Уве Хартманн и Клаус фон Розен (ред.): Ежегодник Внутреннее лидерство 2013. Наука и ее значение для Бундесвера как действующей армии. Берлин: Карола Хартманн Майлз-Верлаг , стр. 334–351.
  3. Марсель Бонерт: Страж с воздуха. Дроны как покровители немецких сухопутных войск в Афганистане В: Уве Хартманн и Клаус фон Розен (ред.): Ежегодник Внутреннее руководство 2014. Дроны, роботы и киборги. Солдат перед лицом новых военных технологий , Карола Хартманн Майлз-Верлаг , Берлин 2014, стр. 28 f.

Правовой статус комбатантов, некомбатантов и иных участников вооруженных конфликтов.

  • Конституционно-правовой статус индивидуального предпринимателя в Российской Федерации Юсупов Виталий Витальевич | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Волгоград 2006 | Диссертация | 2006 | docx/pdf | 3.66 Мб

    Специальность 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право. Введение 4-17 Глава I. Теоретические основы конституционно-правового статуса индивидуального предпринимателя 18-47 § 1.

  • Правовой статус законных участников вооруженных конфликтов Зверев Петр Геннадьевич | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва — 2005 | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 5.57 Мб

    Специальность 12.00.10 — международное право, европейское право. Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами: вооруженные конфликты являются спутниками жизни на Земле;

  • Правовой статус международных экономических организаций Попов Михаил Сергеевич | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва — 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 3.48 Мб

    Специальность 12.00.10 — Международное право; европейское право. Актуальность темы исследования. В современных условиях глобализации мировой экономики, динамичного развития международных

  • Проблема правового статуса транснациональных корпораций: международно-правовые аспекты Лысенко Дмитрий Леонидович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва — 2003 | Диссертация | 2003 | Международное | docx/pdf | 6.49 Мб

    Специальность 12.00.10 — Международное право. Европейское право. Актуальность темы исследования. В современный период глобализации мировой экономики и усиления экономической интсірации между

  • Международные хозяйственные организации (особенности правового статуса и деятельности) Ямпольский Илья Михайлович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Санкт-Петербург 2005 | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 3.5 Мб

    Специальность 12.00.10 — международное право; европейское право. ВВЕДЕНИЕ З Глава 1. Международные хозяйственные организации — участники международных отношений 15 § 1. Участники современных

  • Правовое положение граждан-предпринимателей Гришин Сергей Владимирович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. МОСКВА-2005 | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 2.75 Мб

    Специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. Актуальность темы исследования. Проводимые экономические реформы в России,

  • Правовое положение дочерних и зависимых хозяйственных обществ Звездина Татьяна Михайловна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Екатеринбург — 2003 | Диссертация | 2003 | Россия | docx/pdf | 5.54 Мб

    Специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. Введение Исторически краткий период времени в России насыщен значительными

  • Местное самоуправление России в 16-17 в.в. (историко-правовое исследование) Максимова Наталья Анатольевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов — 1996 | Диссертация | 1996 | Россия | docx/pdf | 3.66 Мб

    Специальность 12.00.01- теория права и государства; история права и государства; история политических и правовых учений. Введение 3-6 Глава I. Проблема местного самоуправления России XVI — XVII веков

  • Особенности правового регулирования договоров, заключаемых в электронной форме Кулик Татьяна Юрьевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону — 2007 | Диссертация | 2007 | Россия | docx/pdf | 4.73 Мб

    Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.03 (Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право). Актуальность

  • Государственно-правовой менанизм обеспечения права на безопасность личности в Российской Федерации : Теоретическое административно-правовое исследование Калина Елена Семеновна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 5.8 Мб

    Специальность: 12.00.14 «Административное право; финансовое право; информационное право». Государство и право. Юридические науки — Административное право — Российская Федерация — Субъекты

Участие гражданских лиц в военных действиях (ЖПI ст.51.3 и ЖПII ст.13.3)

Дополнительный протокол I также предоставляет защиту лицам, принимающим участие в военных действиях без каких-либо уточнений или условий. Лицо, принимающее участие в военных действиях и попадающее во власть противной стороны, считается военнопленным и вследствие этого пользуется защитой третьей Конвенции (ЖПI, ст. 45.1). Данное положение позволяет избежать того, что лицо не будет отнесено ни к гражданским лицам, ни к комбатантам и лишится тем самым всех средств защиты, предусмотренных положениями гуманитарного права.

Данная мера дополняет право, предусмотренное для гражданского населения неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками. При этом они пользуются всеми правами на статус военнопленного (ЖIII ст. 4. а. 6).

Связь между статусом гражданского лица и комбатанта была уточнена Дополнительным протоколом I, в котором заявляется, что гражданские лица пользуются защитой, предусмотренной гуманитарным правом, за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях (ЖПI, ст.51.3). Это означает, что потеря защиты статуса гражданского лица является строго ограниченной периодом прямого участия в военных действиях. Кроме того, если гражданские лица попадают во власть противника, в то время как они непосредственно участвовали в военных действиях, они теряют свою защиту как гражданские лица и могут претендовать на статус военнопленного на основании своего участия в военных действиях (ЖПI, ст.45.1). Если данные лица попадают во власть противной стороны вне стадии их непосредственного участия в военных действиях, они продолжают пользоваться защитой как гражданские лица (ст. 50, 51.3).

В случае возникновения какого-либо сомнения в том, имеет ли любое такое лицо право на статус военнопленного, особенно когда требуется изучить соблюдение конкретных условий, гуманитарное право предусматривает, что решение о статусе принимается компетентным судом и не может быть принято самостоятельно административными или военными властями, участвовавшими в задержании.

Учитывая эволюцию типов конфликтов и растущие сложности разграничения между гражданскими лицами и комбатантами в современных немеждународных вооруженных конфликтах, МККК опубликовал в 2010 году « Руководство по толкованию понятия о непосредственном участии в военных действиях, касающееся понятия непосредственного участия в военных действиях, в соответствии с МГП».

Группировка комбатантов

Члены регулярных вооруженных сил

Согласно женевскому законодательству, комбатанты — это в основном члены регулярных вооруженных сил . С другой стороны, Гаагские правила наземной войны проводят различие между участниками с боевыми задачами и без них и только объявляют первых комбатантами, а вторых — некомбатантами , при этом ответственность несет соответствующая сторона в конфликте. В Германии военная юстиция и управление вооруженными силами являются гражданскими институтами вооруженных сил без боевой задачи. Таким образом, они изначально считаются некомбатантами. Также в Германии не участвующие в боевых действиях солдаты являются парамедиками и, как правило, вышедшими из строя бывшими бойцами. Если военные капелланы принадлежат к силам, они также обычно не участвуют в боевых действиях; в Германии они уже входят в состав администрации (несмотря на то, что время от времени используются полевые костюмы с пастырским попечительством вместо служебных знаков).

В контракте закреплено обязательство конфликтующих сторон внешне отличать своих комбатантов от гражданского населения, статья 44 пункт 3 ZP I. Для регулярных вооруженных сил это означает ношение формы их конфликтующей стороны, статья 44 пункт 7 ZP I. Как и другие комбатанты в неоднородной форме, соблюдающие требование дифференциации, оставлено на усмотрение соответствующей стороны конфликта.

Во время Второй мировой войны , то есть до принятия Женевских конвенций в 1949 г., з. Б. члены немецкого фольксштурма с повязками на рукавах как комбатанты.

Ополченцы, ополчение и полиция

Вооруженные группы и военизированные формирования, жандармерия (или полиция ) в различных странах, а также так называемые нерегулярные войска, как правило, не являются комбатантами, но могут быть интегрированы в вооруженные силы в соответствии со статьей 43 (3) ZP I Женевских конвенций и таким образом получить статус комбатанта. В случае конфликта об этом необходимо сообщить противоположной стороне конфликта.

В Федеративной Республике Германии, помимо солдат Бундесвера, члены Федеральной пограничной полиции имели статус комбатантов до 1994 года .

Такие ассоциации, как:

  • в Италии — карабинеры и финансовая гвардия ,
  • во Франции — национальная жандармерия ,
  • в Нидерландах — Koninklijke Marechaussee ,
  • в Испании — Гражданская гвардия и
  • в Турции — Джандарма

однако не подпадают под это постановление, поскольку они уже являются регулярными частями вооруженных сил и, таким образом, имеют статус комбатантов в вооруженных конфликтах и ​​войнах даже без отдельного заявления.

Levée en masse

Гаага Land Warfare Постановление (HLKO) уже предоставляет населению в незанятые площади строевого статуса , если они занимают руки против вторжения в так называемой , не успев создать надлежащую организацию. В этом случае статья 2 ЗКВУ просто требует открытого ношения оружия и соблюдения законов и обычаев войны.

В Женевских конвенциях это положение было распространено на партизан . Гражданские лица, взявшие в руки оружие во время вооруженного конфликта, войны или национально-освободительной борьбы, считаются комбатантами, если они открыто носят свое оружие до тех пор, пока они видны противнику. Вам также не нужно отличаться от гражданского населения в форме удостоверения личности или формы, чтобы квалифицироваться как комбатант. Вы не обязательно потеряете свой статус комбатанта, но вы можете подвергнуться судебному преследованию. Их статус комбатантов не зависит от того, воюют ли они самостоятельно или поддерживают военный отряд.

Нонкомбатанты в составе вооружённых сил

Помимо комбатантов в рядах вооружённых сил могут служить и нонкомбатанты. Обычно вспомогательные службы, которые не входят в состав вооружённых сил, но сопровождают войска

Или, например, гражданские члены экипажей невооруженных(это важно!) торговых судов, действующих в интересах ВМФ. Те, кто служит в подобных подразделениях, не могут становиться целями противника и вообще защищены от применения силы

Но если гражданские строители, снабженцы или моряки вдруг попадут в руки врага, им полагается статус военнопленных.

По ст. 28 I Женевской конвенции медиков и священников нельзя оставлять в плену, если они не обеспечивают потребности раненых и пленных. При отсутствии оснований для удержания их должны отпускать восвояси.

(Фото: The U.S. Army)

Нелегальные комбатанты

Понятиенезаконный», илинелегальный» комбатант появилось не так давно. Впервые его применили по отношению к членам афганских террористических организаций — чтобы лишить их права на статус военнопленных.

Официально термин не закреплён ни в одном документе. Во всех международно-правовых актах речь идет только о легальных комбатантах — военнослужащих. Но назвать членов Талибана или Аль-Каедыгражданскими» тоже язык не поворачивается.

С одной стороны, они атакуют гражданское население, а это нарушает международное гуманитарное право и лишает их статуса комбатантов. С другой — они занимаются вооружённым насилием, что запрещено для гражданских, и потому лишает их всех привилегий, связанных с этим статусом.

С формальной точки зрения, нелегальным может стать и обыкновенный комбатант, если он не соблюдает правила ведения войны.

Проблема людей, ведущих тайную борьбу и выдающих себя за мирное население, не так уж и нова. Так же, как и проблема военизированных организаций, которые ставят себя вне норм международного права и открыто не соблюдают его. И факт: с ними до сих пор не разобрались ни теоретически, ни практически. Это, конечно же, существенный недостаток международного гуманитарного права.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector