Приборы для прозвонки кабеля: как не ошибиться в выборе?

Программа для проверки доступа к сети Интернет Network Traffic Monitor

В поисковых системах часто ищут ответ на вопрос: «программа для проверки кабеля витых пар». В компьютере с установленной системой Windows уже есть такая программа, которая выдает сообщение «Сетевой кабель не подключен», в случае обрыва или замыкания в кабеле витых пар. Место же обрыва или замыкания придется искать самостоятельно, нет такой программы, которая указала бы точно место и причину неисправности. Для этого есть специальные тестеры, например MicroScanner Pro.

Другое дело, если связь с Интернетом есть, но она нестабильна или скорость загрузки внезапно упала. Для проведения мониторинга трафика по сети есть отличная бесплатная программа, точнее утилита, которая называется Network Traffic Monitor.

Она позволяет в режиме реального времени измерять скорость передачи данных, наблюдать изменение скорости во времени, сохранять данные на винчестере, резиновые окошки, широкие возможности настройки и много других полезных сервисов. Поддерживает множество языков, в том числе и русский.

Установить программу на компьютер просто, достаточно запустить ехе файл и нажать несколько раз кнопку подтверждения. Network автоматически добавится в автозагрузку и будет выполнять мониторинг, и сохранять все данные. Для вывода на экран монитора любого из окошек, достаточно нажать правой кнопкой мышки на иконку в трее и выбрать нужное окошко. Network Traffic Monitor лучшая утилита для анализа и диагностики качества сети из всех, с которыми я знакомился при поиске. Работоспособность программы Network Traffic Monitor проверена мной с Windows HP и Windows 7. Скачать программу Network Traffic Monitor одним нажатием кнопки мышки Вы можете с моего сайта.

Настройка и подготовка мультиметра

Для правильной работы с мультиметром нужно его настроить. Это значит, что нужно выбрать величину, предполагаемую к измерению, и предел ее функционирования, то есть то значение, за которое она не будет выходить.

Символы на лицевой панели измерителя

Мультиметром можно производить проверку различных электротехнических величин: силы тока, напряжения, сопротивления, частоты. Также с его помощью производится тестирование работоспособности различных радиоэлементов: резисторов, конденсаторов, диодов и транзисторов. Сама часть слова «мульти» подразумевает наличие нескольких типов измерений. Для выбора этих типов на передней панели тестера предусмотрена ручка, поворотом которой можно выбрать необходимую величину.

В большинстве случаев символы, изображенные на корпусе мультиметра, изображают принятые в физике обозначения электротехнических величин либо условно-графические обозначения радиоэлементов, предполагаемых к тесту. На лицевой панели можно встретить такие символы:

  • U — символ напряжения;
  • В — обозначает вольты, это тоже мера напряжения;
  • I — это ток, при установке ручки на это обозначение будет измерена сила тока;
  • А — амперы, мера силы тока;
  • Ω, R — символ сопротивления;
  • Ом — мера сопротивления, Омы;
  • -| |- — таким значком указывается конденсатор, мультиметр измерит его емкость;
  • Диоды и транзисторы тоже маркируются на корпусе тестера своими условно-графическими обозначениями.

Но не только измеряемые величины обозначены на лицевой панели тестера: отверстия для подключения щупов тоже имеют свои обозначения. Одно из гнезд измерителя будет всегда занято черным щупом. Это общее отверстие, оно обычно промаркировано надписью COM, что значит «общий». Кроме него, у мультиметра есть два или три рабочих отверстия, предназначенные соответственно для измерения напряжения, малого тока и большого тока.

Гнездо, отмеченное знаком U, Ω, Hz предназначено для замеров сопротивления, напряжения и частоты, а также для теста различных радиоэлементов. Сюда же нужно устанавливать щуп для прозвонки проводов и кабелей на обрыв.

Отверстие с надписью мА (mA) используется для проверки малых токов (до 1 ампера), а с надписью А (10 А) нужно для измерения высокого ампеража.

Пределы измеряемых величин

Кроме обозначений величин проверяемых параметров, на лицевую панель мультиметра нанесены обозначения пределов измерений. В более совершенной аппаратуре этих надписей нет, так как электроника тестера сама выбирает предел, исходя из подаваемого ей на вход сигнала. Однако большинство мультиметров предполагает ручную настройку пределов измерений.

Читать также: Температура плавления бронзы в градусах

Обычно пределы заданы числами, кратными 2: 2, 20, 200… Таким образом, при выборе предела следует руководствоваться правилом: выбирать ограничение выше измеряемого, но одного порядка. Например, для измерения напряжения в домашней электросети (в розетке) нужно выбрать режим измерения переменного напряжения и предел измерения 2000 вольт. А для прозвонки проводов мультиметром нужно выбрать режим сопротивления и минимальный предел измерений 2 Ом. Однако для длинных кабелей требуется больший предел измерений — 20 Ом. Дополнительно можно включить кнопкой звуковой сигнал, который подается при возникновении короткого замыкания (наличия цепи).

Подключение тестера

Для проверки параметров электроцепей и прозвонки мультиметром проводов и кабелей необходимо правильно подключить измеритель в тестируемую цепь. При проверке на целостность цепи проверяется необходимый участок, заключенный между выводами измерителя. Поэтому тестер подключается к выводам цепи. Если измеряется напряжение, мультиметр нужно подключить параллельно участку, на котором проверяется напряжение.

При измерении тока мультиметр нужно подключить последовательно в разрыв тестируемой цепи, например, между выводом источника питания и клеммой нагрузки.

Методы

Способы тестирования зависят от того, с какой целью оно выполняется. Для проверки целостности кабеля на предмет обрыва или электрической связи между его жилами (короткого замыкания) прозвонку можно осуществить тестером на основе батарейки и лампочки или же воспользоваться для этой цели мультиметром.  Последний предпочтительнее.

Несмотря на то, что цена мультиметра выше, чем  примитивного устройства, рекомендуем купить его, в хозяйстве этот прибор всегда пригодится.

Простейшее устройство для прозвонки электрического кабеля

Для проверки кабеля мультиметр должен быть включен в соответствующем режиме (изображение  диода или зуммера).

Мультиметр, переведенный в режим прозвонки

Методика тестирования следующая:

При проверке провода на обрыв тестер подключается к его концам так, как это показано на рисунке. Если кабель целый – лампочка будет светиться  (при тестировании мультиметром раздастся характерный звуковой сигнал).

Проверка на обрыв

Пояснения к рисунку:

  • A –электрокабель;
  • B – жилы кабеля;
  • С – источник питания (батарейка);
  • D – лампочка.

Если кабель уже уложен, то с одной его стороны необходимо соединить жилы вместе и прозвонить провода на другом конце;

Второй вариант проверки силового кабеля

когда проверяется наличие электрической связи между жилами кабеля, щупы тестера подключают к разным проводам.  В отличие от предыдущего примера, скручивать жилы с другой стороны не требуется. Если между проводами нет короткого замыкания, лампочка гореть не будет (при тестировании мультиметром не раздастся звуковой сигнал).

Это интересно: Нож электрика для выполнения электромонтажных работ — основательный взгляд на вопрос

В каких случаях проводится проверка

К прозвонке прибегают тогда, когда необходимо убедиться в целостности цепи.

Случаи бывают разные:

  • поломка выключателя или розетки;
  • выход из строя бытовых электрических приборов;
  • проверка печатных плат;
  • диагностика проводки автомобиля;
  • поиск необходимой жилы среди большого количества других проводников;
  • диагностика линий связи, а также осветительных и силовых сетей при их установке.

К проверке проводов прибегают при поломке розетки.

Например, нарушение соединений или дефект приемника электрического тока.

Причинами повреждения проводов могут являться и механическое воздействие (при ремонтных работах), и перегрузки, которые вызывают короткое замыкание. Его тоже возможно определить мультиметром.

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Проверка аккумулятора автомобиля мультиметром включает в себя подключение сразу двух щупов. Мотор перед измерением также заглушите.

Красный щуп прислоните к «плюсовой» клемме, черный — к «минусовой». Если перепутаете — не страшно, прибор покажет актуальные цифры, просто со знаком минус.

Смотрите на экран прибора. Нормальный заряд аккумулятора колеблется в районе от 12,6 до 12,9 вольт.

Работу АКБ можно проверить также с запущенным мотором. При такой проверке аккумулятора автомобиля мультиметром вы также узнаете, как аккумулятор работает в паре с генератором, а также исправен ли регулятор напряжения.

Нормальные цифры при работающем двигателе — 13-14 вольт. Если мультиметр показывает меньше — аккумулятор нужно зарядить, или есть утечка тока.

Помните: мультиметр покажет заряд АКБ, но не расскажет о его работе исчерпывающе. Для этого существуют другие устройства. Например, нагрузочная вилка.

Как проверить датчики автомобиля мультиметром

Причиной «смерти» аккумулятора, скачков напряжения, ненужных значений на панели приборов могут быть различные датчики в машине. По опыту автомобилистов, чаще всего вызывают проблемы 5 видов датчиков:

  • коленвала;
  • скорости;
  • детонации;
  • ABS;
  • кислородный датчик.

Понять, где они располагаются, вы можете из инструкции к машине, на сайтах автолюбителей, различных форумах.

Для проверки датчиков автомобиля мультиметром вам понадобится также информация о показателях напряжения в норме именно для вашего авто. Ее также можно найти в инструкции или в интернете.

Датчик ABS

Его проверяют по двум параметрам: напряжению и сопротивлению.

Чтобы начать измерение, выберите на мультиметре соответствующий режим. Если вы хотите узнать показатель сопротивления, для большинства норма – 1,2-1,8 кОм. Подключите прибор к датчику и начните замеры. При этом пошатайте провода, идущие к элементу. Если цифры на экране меняются и становятся выше или ниже нормы – с датчиком проблемы.

С измерением напряжения чуть сложнее – сделать это можно только с помощью домкрата или в автосервисе на стенде. Нужно раскрутить колесо автомобиля до 40-50 оборотов в минуту и следить за показаниями мультиметра. На любой машине он должен выдать 2 вольта.

Старое жилье

Сложнее проверить состояние электропроводки в старом доме либо квартире, особенно если вы только купили жилье и понятие не имеете о том, как выполнена разводка электрики по комнатам. Итак, ревизию электросети нужно выполнить по следующей методике.

Найти все распределительные коробки по комнатам

Открыв крышку, вы сможете понять, каким кабелем выполнена скрытая разводка электрики: алюминиевым или медным, а также какое сечение проводов. Еще вы должны сразу проверить состояние изоляции – если проводка старая, даже малейший перегиб кабеля приведет к тому, что изолирующий слой начнет сыпаться либо трескаться. Такую электропроводку требуется безоговорочно менять.

Правильной будет проверка сопротивления изоляции мегомметром (так сказать на пробой и утечку тока). Её сопротивление должно быть не меньше 0,5 МОм. Но такой прибор есть не у каждого, поэтому можете «для приличия» измерить сопротивление хотя бы мультиметром, хотя это сложно назвать нормальной проверкой. Если сопротивление изоляции плохое – будут происходить утечки, и может срабатывать УЗО, если вы будете модернизировать электрощит

Не менее важно сразу же осмотреть все соединения проводов – не должно быть повреждений и скруток, особенно алюминия с медью

При необходимости нужно сразу же вместо скруток соединить провода клеммными колодками. О том, как найти распределительную коробку в стене многоквартирного дома, мы подробно рассказывали в соответствующей статье.

Проверить розетки и выключатели света

В розетках необходимо осмотреть целостность проводов, изоляции, а также определить номинал, на который они рассчитаны. Если к розеткам подведена трехжильная проводка, обязательно нужно определить, где фаза, где ноль и где заземление. Для этого понадобится мультиметр либо индикаторная отвертка, а саму технологию определения фазы и нуля мы предоставили в соответствующей статье.

После того как вы определите, где заземляющий проводник, необходимо проверить заземление в розетке. Об этом мы тоже подробно рассказали. Еще очень важный момент – если розетка установлена в металлический подрозетник, лучше заменить его на более современный, пластиковый. Что касается выключателей света, их нужно самому разобрать и убедиться, что на разрыв идет фазный провод, а не нулевой. Если до этого горе-электрик подвел на разрыв ноль, придется переделать подключение, т.к. такой вариант небезопасный – даже при замене лампочки в люстре вас может ударить током.

Осмотрите вводной щиток

В нем должны быть установлены современные автоматы, а не пробки, которые использовались в далеком прошлом. Обязательно проверьте, чтобы на электропроводку в ванной комнате было установлено УЗО, которое защитит от поражения электричеством при пробое изоляции и утечке тока. При этом учтите, что установка УЗО в двухпроводной проводке (система TN-C) запрещена согласно ПУЭ п. 1.7.80 (см. Главу 1.7).

Также проверьте качество всех подключений и сечение вводного кабеля. Если сечение недостаточное, замените кабель на более подходящий. 

Когда все самые важные узлы будут проанализированы, останется проверить старую проводку на нагрузку, как мы описывали выше. Как показывает опыт, в старых частных домах и квартирах без замены электрики не обойтись, но какое-то время можно и подождать (к примеру, до ремонта), просто не включать сразу много мощных электроприборов.

Следует еще рассказать о специальном приборе, с помощью которого можно проверить правильность электромонтажа — мегаомметре. Вот и вся технология проверки старой и новой домашней проводки

Как вы видите, сделать ревизию не очень сложно, однако время на это уйдет достаточно! Обращаем ваше внимание на то, что в своем доме или квартире нужно проверять состояние электропроводки примерно раз в год. Все, что от вас требуется — подтягивать винтики на зажимах проводов, а также визуально смотреть, нет ли подгоревшей изоляции

Как прозванивать электродвигатель

До проведения тестов электродвигателя следует его подготовить.

  • Обесточить.
  • Откалибровать мультиметр (щупы нужно замкнуть).
  • Осмотреть двигатель на предмет явных поломок, признаками которого может быть наличие горелого запаха, затопленности, отломанных деталей.

Все виды двигателей прозваниваются по тому же принципу

Однако есть некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание. Рассмотрим их на принципе проверки трёхфазного и коллекторного двигателей

Трёхфазный двигатель — это устройство, у которого есть катушки, соединённые между собой по схемам «звезда» или «треугольник». Качество обмотки, изоляции и контактов оказывают влияние работоспособность. Катушек в нём три.

  1. Проверить замыкание на корпус.
  2. Установить на мультиметре самое большое значение для замеров.
  3. Проверить его на готовность к работе.
  4. К корпусу подсоединяется один щуп, потом — второй.
  5. Щупами касаются всех фаз друг за другом (если сбои не обнаружились).

Если сопротивление окажется большим, то изоляция хорошая. Так же стоит помнить, что показания в этот момент будут выше нормы.

Далее следует проверить, всё ли в порядке с обмоткой, прозвонив концы. Если есть обрыв, то дальше проверять нет смысла.

Для более серьёзной диагностики понадобятся иные приборы и услуги специалиста, а мелкие неисправности можно определить мультиметром.

Что касается коллекторных двигателей, то алгоритм их проверки выглядит так:

  • Требуется включить режим измерения сопротивления.
  • На ламелях коллектора оно измеряется при подключении попарно.
  • Между корпусом якоря и коллектором оно также замеряется.
  • Исследуются обмотки у статора.
  • Между выводами статора и корпусом тоже необходимо замерить сопротивление.

Замыкание определяется другим устройством.

Другие функции мультиметра

Еще можно измерять постоянный и переменный ток. На шкале переключателя обозначения такие же, как и для напряжения. Переменный ток это А~, постоянный A—.

Для этого переключите красный щуп на гнездо, где написаны mA. Если нужно измерить токи больше, то есть уже амперы, то красный щуп переключается в разъем, где указаны амперы.
Когда присутствуют такие надписи как «20 A MAX 10 SEC» это значит, что можно измерять токи не более 20 А не дольше 10 секунд. Иначе сгорит предохранитель.

Все остальные функции мультиметра зависят от его функций, стоимости и производителя. Можно измерять частоту тока, h21э транзисторов, емкости конденсаторов и т.п.

Доработка щупов мультиметра

Очень практичны иголки на концах щупов. Они позволяют измерять SMD детали. Достаточно припаять обычные иголки на концы мультимтера. Еще можно сделать пару щупов с крокодилами, чтобы можно было закрепить щупы на измеряемых проводах, или деталях.

Как выполняется прозвонка проводов мультиметром

Наиболее удобным, понятным и безопасным способом диагностики проводов на целостность или короткое замыкание является проверка при помощи мультиметра. Существует большое количество многофункциональных устройств с различными параметрами и ценой: от самых простых и доступных, до более дорогих, точных и функциональных.  Но практически любым мультиметром можно проверить целостность проводников, для этого не обязательно иметь дорогое оборудование.

Какие должны быть показания мультиметра

Существует два метода проверки с помощью такого прибора: в режиме измерения сопротивления и в режиме прозвонки.

Режим прозвонки – самый удобный метод проверки. Здесь не нужно иметь каких-либо знаний в части показаний прибора. Достаточно соединить щупы прибора с концами кабеля и услышать звук. Если по порядку, то порядок действий следующий:

  1. Включить мультиметр, установить режим прозвонки (значок из нескольких скобочек разного размера, по аналогии с обозначением Wi-Fi);
  2. Подключить один щуп к одному концу проверяемого проводника, второй щуп к другому концу этого же провода;
  3. Если вы слышите звук – значит кабель целый. Если нет звука – обрыв на линии (или щупы подключены неверно).

Надо отметить, что таким образом также проверяется наличие короткого замыкания у рядом расположенных проводников. Отличие лишь в том, что один щуп подключают к первому проводнику, а второй щуп ко второму: если звук есть — в наличии короткое замыкание.

Режим измерения сопротивления – несколько сложнее. Но если запомнить, какие показания должны быть на мультиметре в разных ситуациях, то будет намного проще. Более того, многие мультиметры не имеют режима прозвонки, а вот режим измерения сопротивления есть практически всегда.

Порядок действий при таком измерении будет следующий:

  1. Включить устройство, настроить переключатель в режим измерения сопротивления, установить минимальное значения для измерения (обычно 200 Ом);
  2. Подключить щупы к проводнику;
  3. Если на дисплее будет какое-либо значение или ноль, то проводник целый. Если вы видите на экране цифру 1 – значит сопротивление бесконечно, то есть кабель оборван.

Обратная последовательность для определения короткого замыкания между проводниками или землей: при бесконечном сопротивлении – изоляция между проводниками не нарушена, а наличие хоть какого-то сопротивления будет означать короткое замыкание.

Если вы уверены в целостности кабеля, то таким способом можно выявить в пучке проводов с одинаковой цветовой маркировкой концы одного и того же проводника.  Достаточно подключить с одной стороны щуп к проводнику, а с другой стороны поочередно прислонять щуп к каждому проводнику в пучке. Когда прозвучит сигнал – вы нашли второй конец провода. Вот и все, нет ничего проще.

Прозвонка длинного проводника

Для прозвонки провода, концы которого находятся далеко и нет возможности достать двумя щупами мультиметра от начала до конца провода, можно использовать заведомо известные провода или землю. Например, в кабеле может быть цветная жила, тогда все белые жилы можно вызвонить соединяя её с белыми на одном конце и поиском этой пары на другом.

Если нет такой возможности, можно использовать заземление. Соединяем на одном конце жилу провода с землёй, а на другом ищем проводник сидящий на земле

Тут важно, чтобы заземление было с обоих концов надёжным, иначе прозвонить провод таким образом не получится

Какой мультиметр предпочтительнее использовать

В том случае, когда такого прибора в доме нет, и собственник только собирается его приобрести, нужно знать о важных особенностях выбора. Для домашних нужд достаточно будет приобрести бюджетную модель, обладающую звуковой индикацией прозвонки.

На панели такого прибора имеется обозначение диода либо звука. При испытании этим измерителем на целостность линии, когда контакт будет замкнут, раздастся звук.

Строго говоря, такая функция не обязательна для прозвонки проводов мультиметром, но она очень удобная и помогает более качественно выполнять тестирование. О том, что электроцепь имеет разрыв, также говорит «1» на табло. Это означает, что сопротивление между измерительными щупами существенно больше, чем допустимый предел. При отсутствии повреждений, на дисплее показание будет находиться около «0».

Причины возникновения сбоев в работе проводки автомобиля

Электрическая система автомобиля имеет основные цепи зарядки для запуска и зарядки аккумуляторной батареи, а также дополнительные: электрическое освещение, электродвигатели, датчики, магнитные замки, стереосистема и компьютер. Все цепи размыкаются и замыкаются переключателями или реле (дистанционными переключателями, управляемыми электромагнитами).

Ток в цепи течет по одному кабелю батареи через компонент, находящийся под напряжением, и попадает в батарею через металлический корпус автомобиля. Корпус подключается к клемме заземления АКБ толстым кабелем.

В отрицательной (-) системе заземления ток течет от положительной (+) клеммы к работающему компоненту. Компонент заземления кузова автомобиля, подключается к отрицательной (-) клемме аккумуляторной батареи.

На практике встречается довольно много вероятных причин выхода из строя автомобильной проводки. Вот самые частые причины выхода из них:

  1. Процесс старения, который приводит к хрупкости, растрескиванию и вероятному выходу из строя изоляционных материалов. При этом обнажаются провода в автомобиле, и создается риск возникновения короткого замыкания, который может привести к пожару в машине.
  2. Установлен провод, который не подходит по мощности и условиям эксплуатации в автомобиле, недостаточно механически устойчив к износу или истиранию, либо химически неустойчив к условиям окружающей среды.
  3. Механическая поломка из-за ударного воздействия или вибрации.
  4. Проникновение влаги в изоляцию вызывает серьезные проблемы, включая короткое замыкание и коррозию медных проводов.
  5. Перегрев электрических кабелей приводит к ухудшению качества изоляционного материала внешней оболочки, а также к преждевременному выходу из строя кабелей.
  6. Электрическая перегрузка.
  7. Повреждения грызунами.

Проверка параметров электроцепи

При проверке электрических цепей можно тестировать многие их параметры. Это и ток, и напряжение в сети, и частота сигнала. Но для определения исправности требуется только прозвонить цепь на целостность и проверить сопротивление изоляции. И то, и другое можно выполнить мультиметром.

Для того чтобы знать, как прозванивать мультиметром электрическую проводку, нужно правильно настроить измерительный прибор и верно выполнить действия по измерению. Для проверки целостности провода нужно:

  1. Подключить черный щуп мультиметра в гнездо с надписью COM, а красный — в гнездо с надписью U, Ω, Hz;
  2. Ручку измерителя нужно установить в положение 20 Ом;
  3. Подключить измерительные контакты к обоим концам провода. Если концы находятся в различных местах помещения — нужно использовать предварительно проверенный удлинительный провод;
  4. На экране тестера отобразится значение. Если значение не превышает 2 Ом, значит, целостность провода не нарушена. Если показания не устанавливаются на одном уровне или более 8−10 Ом — значит, в цепи есть разрыв.

Таким же образом тестируются провода в автомашине и шлейфа различных электронных приборов.

Кроме проверки целостности, провода тестируются на сопротивление изоляции. Это тоже можно сделать мультиметром:

  1. Щупы остаются в тех же отверстиях, как и при проверке целостности;
  2. Режим измерения выбирается тот же — проверка сопротивления;
  3. Предел измерения нужно выбрать наибольший — 20 или 200 мегаом;
  4. Прикоснуться щупами к разноименным жилам кабеля: к фазному и нулю или к фазному и экрану. В автомобиле это масса и сигнальная жила;
  5. На экране должно оставаться показание бесконечности, если вместо этого какое-либо значение, значит, где-то есть замыкание. Изменяющиеся значения говорят о помехах в сети.

Кроме обычных проводов, существуют высоковольтные провода, выдерживающие большие нагрузки по току и напряжению. К ним относятся свечные провода в машинах. По ним протекает ток, который требуется при запуске двигателя, такой ток достигает 80−150 ампер. Знать, как проверить высоковольтные провода мультиметром, требуется при диагностике электроники автомобиля. Прозвон этих проводов происходит по указанной схеме, с тем отличием, что необходимо установить больший предел измерения сопротивления. Обычно этот предел нужно установить на уровне 20 килоом.

В грузовых машинах, а также в сетях, расположенных в местах, подвергающихся постоянному механическому воздействию, размещают проводники с экраном — бронью или бронепровода. В бронепроводе особенностью является только экран, выполненный из прочного металла. Проверить целостность и изоляцию бронепровода можно так же, как и у обычного, необходимо только иметь доступ к его концам и выводу экрана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector