Экологическая безопасность

Экозащитная техника и технологии

Экозащитная техника и технологии направлены на максимальное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения количества отходов, комплексной переработки природных ресурсов и использования методов биотехнологии.

Биотехнологиипредставляют собой совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов. Общим подходом для них являются искусственное создание условий для биогеохимических процессов на Земле в виде характерных биореакторов, реализующихся с большими скоростями, оставаясь совместимыми по своим продуктам с окружающей природной средой.

Биотехнология переработки твердых отходов позволяет утилизировать биогаз, снизить энергетический дефицит и в значительной степени уменьшить количество соединений, способствующих парниковому эффекту. Общим подходом к биотехнологии утилизации отходов с энергетическими целями является их анаэробная деструкция (т.е. разложение без доступа воздуха). При проведении такого процесса образуется биогаз, состоящий из 65% метана, 30% углекислого газа, остальное – водород, сероводород и аммиак. Средняя теплота сгорания биогаза 22-24 МДж/м. Возможными путями его утилизации являются: использование в котельных для обогрева, получение электроэнергии посредством газогенераторных установок; сжижение и использование в качестве автомобильного топлива или бытового балонного газа.

Биотехнологии защиты атмосферы создаются с целью удаления из воздуха дурно пахнущих загрязняющих веществ (меркаптаны, масляная кислота, тиофенол и др.). Очистка атмосферного воздуха осуществляется путем его пропускания через сухие или мокрые биореакторы, содержащие сорбирующий материал.

Очень важным направлением является создание биотехнологий, позволяющих рекультивировать почвы на территориях, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.

Биологическая очистка природных и сточных вод в настоящее время является достаточно изученным и широко применяемым методом, значение и роль которого со временем будет только возрастать в связи с требованиями экологичности и экономичности современных видов производств.

Контроль промышленной экологической безопасности

Контроль экологической и иной безопасности промышленных предприятий в Российской Федерации осуществляется с применением положений федеральных законов. Одним из основных является 10-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды. В этом году контроль соблюдения требований нормативных документов осуществляется в форме экспертизы экологической, промышленной и производственной безопасности.

Экспертиза промышленной безопасности проводится на основании методики, зафиксированной в 116-ФЗ. Для проведения экологической экспертизы применяются положения Федерального закона 174-ФЗ. Она проводится компаниями, прошедшими процедуру лицензирования в соответствии с порядком, определенным 99-ФЗ.

Обеспечение экологической безопасности в ходе работы предприятия

Обеспечение экологической безопасности промышленного производства при реализации технологических процессов — не менее важная задача, чем грамотное проектирование объекта. Основу корректной работы отдела промышленной безопасности и экологии составляет соблюдение следующих условий:

  • выполнение методики эксплуатации, предписанной застройщиком и проектировщиком объекта;
  • соблюдение требований действующего законодательства в области экологической безопасности;
  • установка современного и эффективного оборудования для минимизации негативного влияния производства на окружающую среду;
  • регулярный контроль выбросов вредных веществ, осуществляемых предприятием в почву, воду и воздух;
  • подготовка плана действий в случае аварии и отработка его положений с персоналом предприятия на практике;
  • принятие незамедлительных мер по предотвращению или минимизации последствий аварийной ситуации для экологии в случае возникновения такой опасности.

Глава 6. Экологический менеджмент

6.3. Экологическая безопасность

Концепция устойчивого развития предполагает систему мер по обеспечению экологической безопасности. Экологическая безопасность – состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на ОС. В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций .

Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. Во второй половине XX в. эти процессы выражаются в глобальных изменениях климата, возникновении «парникового эффекта», разрушении озонового экрана, опустынивании планеты и загрязнении Мирового океана. Суть глобального контроля и управления – в сохранении и восстановлении естественного механизма воспроизводства ОС биосферой, который направляется совокупностью входящих в состав биосферы живых организмов.

Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и других международных организаций. Методы управления на этом уровне включают принятие международных актов по защите ОС в масштабах биосферы, реализацию межгосударственных экологических программ, создание межправительственных сил по ликвидации экологических катастроф, имеющих природный или антропогенный характер.

На глобальном уровне был решен ряд экологических проблем международного масштаба. Большим успехом международного сообщества стало запрещение испытаний ядерного оружия во всех средах, кроме пока подземных испытаний. Достигнуты соглашения о мировом запрете китобойного промысла и правовом межгосударственном регулировании вылова рыбы и других морепродуктов. Заведены международные Красные книги с целью сохранения биоразнообразия. Силами мирового сообщества проводится изучение Арктики и Антарктики как естественных биосферных зон, не затронутых вмешательством человека, для сравнения с развитием зон, преобразованных человеческой деятельностью. Международным сообществом принята Декларация о запрещении производства хладагентов-фреонов, способствующих разрушению озонового слоя (Монреаль, 1972).

Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляются на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (объединенная Европа, СНГ, союз африканских государств и т.д.).

На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:

–  экологизацию экономики;

–  новые экологически безопасные технологии;

–  выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества ОС и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администрации отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

Решение конкретных локальных проблем определяет возможность достижения цели управления экологической безопасностью регионального и глобального уровней. Цель управления достигается при соблюдении принципа передачи информации о состоянии ОС от локального к региональному и глобальному уровням.

Независимо от уровня управления экологической безопасностью объектами управления обязательно являются окружающая природная среда, т. е. комплекс естественных экосистем, и социоприродные экосистемы. Именно поэтому в схеме управления экологической безопасностью любого уровня обязательно присутствует анализ экономики, финансов, ресурсов, правовых вопросов, административных мер, образования и культуры.

Предыдущая

Перспективы технологии

Решение может применяться на промышленных, нефтяных и химических предприятиях. На производствах система автоматически контролирует уровень выбросов в соответствии с нормами законодательства и предупреждает, когда он достигает критической отметки. Это поможет предприятиям обеспечить экологическую безопасность своих технологических процессов и минимизировать возможные экологические и экономические риски.

Новые перспективы развития решений в области экомониторинга появятся с запуском сетей 5G, так как новый стандарт связи позволит передавать большие объемы данных, собираемых с датчиков.

Главные проблемы окружающей среды

Природные ресурсы, за исключение небольших участков, ежедневно поддаются человеческому воздействию. Антропогенный фактор способствует нарушению естественных циклов и нарушению питательных цепочек за счет искусственного разведения диких животных с познавательной целью.

К основным проблемам экологической безопасности, связанным с грунтовым компонентом, относятся:

  • вырубание лесов с обезлесением земли;
  • нерациональное использование лугов и пастбищ;
  • отсутствие должного количества удобрений;
  • недостаточное восстановление грунтов после сбора урожая.

Чтобы поля смогли давать более качественный урожай, нужно для каждого вида растений подбирать подходящие условия, высаживать достаточное количество деревьев, а также сократить количество применяемых ядов. Та как восстановить лес довольно сложно, стоит позаботиться об ограничении вырубки существующих лесов.

Не менее важной на сегодня является проблема утилизации отходов:

  • пластиковые бутылки – один из наиболее губительных факторов, так как в природе не существует микроорганизмов, способных расщеплять пластик;
  • целлофановые пакеты – попадая под землю, создают вокруг существующих растений условия, неблагоприятные для их дальнейшего роста;
  • батарейки, оргтехника, компьютерные детали – имеют в своем составе химический компонент и специфический заряд, требующий от работников частных предприятий дополнительных усилий.

Создание человеком синтетических деталей не было предусмотрено природой. Только сам человек способен добиться адекватной утилизации подобных отходов. Оченьправильным решением будет переработка пластика после его использования с изготовлением новых, необходимых в повседневной деятельности, предметов.

Это интересно: Вулканические извержения

Общий

В рамках Проекта тысячелетия были даны оценки определений экологической безопасности и дано обобщающее определение:

Экологическая безопасность — это экологическая жизнеспособность жизнеобеспечения с тремя подэлементами:

  • предотвращение или устранение военного ущерба окружающей среде,
  • предотвращение или реагирование на конфликты, вызванные окружающей средой, и
  • защита окружающей среды благодаря присущей ей моральной ценности .

Он учитывает способности отдельных лиц, сообществ или наций справляться с экологическими рисками , изменениями или конфликтами или ограниченными природными ресурсами . Например, изменение климата можно рассматривать как угрозу экологической безопасности (см. Статью « Безопасность климата», чтобы узнать больше о нюансах обсуждения). Деятельность человека влияет на выбросы CO 2 , влияя на региональные и глобальные климатические и экологические изменения и, следовательно, на изменения в сельскохозяйственном производстве. Это может привести к нехватке продовольствия, что приведет к политическим дебатам, этнической напряженности и гражданским беспорядкам.

Экологическая безопасность является важным понятием в трех областях: международные отношения и международное развитие и безопасность человека .

В рамках международного развития проекты могут быть направлены на улучшение аспектов экологической безопасности, таких как продовольственная безопасность или водная безопасность , а также связанных аспектов, таких как энергетическая безопасность , которые теперь признаны Целями устойчивого развития на уровне ООН. Задачи ЦРТ 7, касающиеся экологической устойчивости, указывают на международные приоритеты экологической безопасности. Задача 7B касается безопасности рыболовства, от которого зависит питание многих людей . Рыболовство — это пример ресурса, который не может быть ограничен государственными границами. Конфликт в Международном Суде между Чили и Перу по поводу морских границ и связанных с ними рыбных промыслов является примером экологической безопасности.

Избранная ранняя литература

  • Браун Л. 1977. «Новое определение безопасности», документ WorldWatch 14 (Вашингтон, округ Колумбия: Институт WorldWatch)
  • Ульман, Р. Х. 1983. «Новое определение безопасности», Международная безопасность 8, № 1 (лето 1983 г.): 129–153.
  • Вестинг, AH 1986. «Расширенная концепция международной безопасности», В журнале Global Resources and International Conflict, под ред. Артур Х. Вестинг. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Майерс, Н. 1986. «Экологические аспекты проблем безопасности». Эколог 6 (1986): стр. 251–257.
  • Эрлих, PR и А.Х. Эрлих. 1988. Экологические аспекты национальной безопасности. Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский институт исследований населения и ресурсов.
  • Свенссон, У. 1988. «Экологическая безопасность: концепция». Представлено на Международной конференции по проблемам окружающей среды и безопасности, Шведской королевской академии наук, Стокгольм, Швеция, декабрь 1988 г.
  • Мэтьюз, JT 1989. «Новое определение безопасности», Foreign Affairs 68, № 2 (весна 1989 г.): 162–177.
  • Глейк П. Х. «Последствия глобальных изменений климата для международной безопасности». Изменение климата 15 (октябрь 1989 г.): стр. 303–325.
  • Глейк, PH 1990c. «Окружающая среда, ресурсы, международная безопасность и политика». В Э. Арнетт (ред.) Наука и международная безопасность: реагируя на меняющийся мир. Американская ассоциация содействия развитию науки Press, Вашингтон, округ Колумбия, стр. 501–523.
  • Глейк, PH 1991b. «Окружающая среда и безопасность: четкие связи». Бюллетень ученых-атомщиков. Vol. 47, № 3, с. 16–21.
  • Гомер-Диксон, Т.Ф. 1991. «На пороге: изменения окружающей среды как причины острого конфликта», Международная безопасность 16, № 2 (осень 1991): 76-116
  • Ромм, Джозеф (1992). . Нью-Йорк: ISBN компании William Morrow & Co. . ISBN  0-688-11868-2
  • Ромм, Джозеф Дж. 1993. Определение национальной безопасности: невоенные аспекты (Нью-Йорк: Совет по международным отношениям)
  • Леви, Массачусетс, 1995. «Является ли окружающая среда вопросом национальной безопасности?» Международная безопасность 20, № 2 (осень 1995 г.)
  • Валленстин П. и Суэйн А. 1997. «Окружающая среда, конфликты и сотрудничество». В Д. Брюн, Д. Чепмен, М. Гвинн и Дж. Пэкина, Глобальная окружающая среда. Наука, технологии и менеджмент (том 2, стр. 691–704). Вайнхайм: VCH Verlagsgemeinschaft mbH.
  • Термински, Богумил. 2009. «Экологически вызванное перемещение. Теоретические основы и текущие проблемы», CEDEM, Университет Льежа.
  • Дабелко, Г.Д. 1996. «Идеи и эволюция концепций экологической безопасности». Документ, представленный на Ежегодном собрании Ассоциации международных исследований, Сан-Диего, Калифорния, апрель 1996 г.
  • Кобцев, Олег. 2000. «Экологическая безопасность и гражданское общество», Ин-Гарднер, Холл, (ред.) Центральная и Южно-Центральная Европа в переходный период, Вестпорт, Коннектикут: Praeger, 2000, стр. 219–296.
  • Доддс, Ф. Пиппард, Т. 2005. (под редакцией) «Безопасность человека и окружающей среды: программа перемен, Лондон. Earthscan.
  • Доддс, Ф. Хайэм, А. Шерман, Р. 2009. (под редакцией) «Изменение климата и отсутствие энергетической безопасности: вызов миру, безопасности и развитию», Лондон. Earthscan
  • Джоглаф, А. Доддс, Ф. 2010 (под редакцией) «Биоразнообразие и отсутствие безопасности экосистем: планета в опасности», Лондон, Earthscan
  • Доддс, Ф. Бартрам, Дж. 2016 (под редакцией) «Взаимосвязь воды, продовольствия, энергии и климата: проблемы и программа действий», Лондон, Рутледж.

Основы экологической безопасности

На сегодняшний день существуют определенные противоречия среди потребностей нынешнего общества и вероятностью существования природной среды сбалансированным образом.

Замечание 1

Помимо этого, биосфера подвергается антропогенному воздействию, вследствие чего началось возникновение предпосылок кризиса в экологии. Чтобы определиться с эффективностью механизма для решения подобной задачи и совершенствовать взаимоотношения в системе «человек – общество – природа», необходимо разработать правоотношения в экологии.

Основы экологической безопасности в Российской Федерации опираются на Конституцию РФ. В законах рассматриваются два основных положения, касающихся подобных вопросов:

  1. «У любого человека имеется право на благоприятное состояние окружающей среды, на приобретение надежной и правомерной информации об ее состоянии и на компенсацию ущерба, нанесенного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Подобное положение прописано в статье 42.
  2. «Любое лицо обладает обязанностью сохранения природы, окружающей среды, бережно относиться к природным богатствам». Подобное положение прописано в статье 58.

Правовые основы экологической безопасности

Безопасное состояние экологии представлено следующими нормативно-правовыми актами:

  • Конституцией России;
  • договорами международного уровня;
  • федеральными законами Российской Федерации;
  • федеративными договорами Российской Федерации;
  • нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ;
  • законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Иные нормативные правовые акты субъектов России, ведомства, органы городского и районного самоуправления, также обладают правом регулировать экологические отношения в системе «человек – общество – природа».

Вывод 1

Таким образом, система экологического законодательства Российской Федерации представлена двумя направленностями. Они отражены в законодательстве природоохраны и законодательстве природных ресурсов.

Природоохранное законодательство представлено нормативно-правовыми положениями, благодаря которым осуществляется правовая регулировка охраны окружающей среды в общем виде. Нормативно-правовые акты, входящие в состав природоохранного законодательства, представлены:

  1. Федеральным законом, который был принят 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды». В нем четко сформулированы положения, благодаря которым окружающая природная среда находится под охраной.
  2. Федеральным законом, который был принят 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  3. Федеральным законом, который был принят 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Подобный закон четко регламентирует экспертизу экологии.

Природоресурсное законодательство представлено нормативными правовыми актами, которые осуществляют регулировку охраны и использование некоторых видов ресурсов природы. Они находят свое отражение:

  1. В Земельном кодексе РФ, который был принят 25 октября 2001 г. № 136-Φ3.
  2. В Лесном кодексе Российской Федерации, который был принят 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ.
  3. В Водном кодексе Российской Федерации, который был принят 12 апреля 2006 г. № 74-ФЗ.
  4. В Законе РФ, который был принят 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах».
  5. В Федеральном законе, который был принят 2 апреля 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и др.

С основами экологического права, которое действует на сегодняшний день можно ознакомиться в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды».

Вывод 2

Таким образом, формирование экологической политики государства находит отражение в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (в нем присутствуют изменения и дополнения) (в последующем – Закон об охране окружающей среды). Политика нового Закона направлена на упрочение правопорядка в области охраны окружающей среды и стремится обеспечить экологическую безопасность личности, общества, государства.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Критерии и методы безопасности

В качестве критериев экологической безопасности используются:

  • Предельно допустимые концентрации (ПДК);
  • Предельно допустимые выбросы (ПДВ);
  • Предельно допустимые сбросы (ПДС).

Для отдельных экологических систем основными критериями их безопасности являются целостность, сохранность и разнообразие видов, их взаимосвязей. Для отдельных индивидуумов, критерием безопасности так же считается сохранение здоровья и условий жизнедеятельности.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Методы обеспечения безопасности экологии:

  • Контрольные включают методы измерения (количественные – физические, химические и пр.) и биологические методы (качественные, теоретические);
  • Прогнозные – методы системного анализа и динамики, информационных технологий и др;
  • Смешанные состоят из совокупности методов различного типа (например, эколого-токсикологические);
  • Методы управления качеством биосферы.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Предыдущая статья

Бжд как наука

Следующая статья

Правила дорожного движения

Государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды

Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в 2021 г. проводились в 244 городах Российской Федерации, на 672 станциях, из них регулярные наблюдения выполнялись в 221 городе на 613 станциях. Измеряются концентрации 54 загрязняющих веществ.

Наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям были охвачены 1 193 водных объекта (из них 1 039 водотоков и 154 водоема), на 1 827 пунктах, 2 498 створах, 2 821 вертикали, 3 239 горизонтах. Измеряются 129 показателей качества воды.

Наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши по гидробиологическим показателям проводились в семи гидрографических районах – Балтийском, Каспийском, Восточно-Сибирском, Карском, Тихоокеанском, Баренцевском и Азовском – на 133 водных объектах Российской Федерации на 254 гидробиологических пунктах и 368 створах. Программа наблюдений включала от 2 до 6 показателей.

Наблюдения за загрязнением морской среды в 2021 г. проводились на 275 станциях в шельфовых районах морей, омывающих территорию Российской Федерации.

Сеть станций наблюдения атмосферного трансграничного переноса веществ включала 4 станции на Европейской территории Российской Федерации (программа ЕМЕП) и 4 станции на Азиатской территории (программа ЕАНЕТ). По программе ЕМЕП производился отбор и анализ проб атмосферных аэрозолей, газов (диоксидов азота и серы) и атмосферных осадков; по программе ЕАНЕТ производился отбор проб атмосферного воздуха и осадков и анализ основных кислотообразующих веществ.

Пунктами сети наблюдений за загрязнением почв пестицидами являются сельскохозяйственные угодья (поля), отдельные лесные массивы, зоны отдыха, прибрежные зоны, а также территории вблизи объектов хранения (склады) и места захоронения неликвидных пестицидов (полигоны). Отбор почв производился два раза в год (весной и осенью) на территориях 39 субъектов Российской Федерации в 496 пунктах. В отобранных пробах определялось 20 наименований пестицидов и их метаболитов.

Для оценки загрязнения почв токсикантами промышленного происхождения в 2021 г. проведен отбор проб в районах 33 населенных пунктов (810 проб). В отобранных пробах определено до 25 ингредиентов промышленного происхождения.

Сеть комплексного мониторинга загрязнения природной среды и состояния растительности насчитывает 30 постов. Посты наблюдения организованы вокруг крупных промышленных предприятий, где отмечаются серьезные повреждения лесов на достаточно больших площадях; в ценных лесах, отнесенных к памятникам природы; в районах ввода в действие новых крупных промышленных предприятий, выбросы которых в ближайшее время могут привести к ослаблению и повреждению лесонасаждений. Наблюдения проводятся на постоянных пробных площадях.

Сеть станций, осуществляющих наблюдения за химическим составом и кислотностью осадков, состоит из 221 станции. В пробах определяется до 12 компонентов.

Наблюдения за загрязнением снежного покрова на территории Российской Федерации в 2021 г. осуществлялись на 534 пунктах; в пробах определялись от 6 основных ионов и значения рН.

Система фонового мониторинга ориентирована на получение информации о состоянии окружающей среды на территории Российской Федерации, минимально подверженной антропогенному воздействию. На территории Российской Федерации находятся 5 станций комплексного фонового мониторинга, на которых осуществляются наблюдения за фоновым содержанием загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, атмосферных осадках и в поверхностных водах. Станции комплексного фонового мониторинга расположены в биосферных заповедниках: Воронежском, Приокско-Террасном, Астраханском, Кавказском и Алтайском.

Наблюдения за радиационной обстановкой окружающей среды на стационарной сети осуществлялись на 1 275 пунктах.

Сводная аналитическая информация, полученная по результатам ежегодного обобщения данных государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды, в виде «Обзора состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации», размещается на сайте Росгидромета и издается в печатном виде.

Экологическая экспертиза.

Содержанием экологической экспертизы является выявление комплекса факторов, негативно воздействующих на окружающую среду и здоровье человека, и сопоставление на этой основе альтернатив с целью выбора оптимального варианта проекта.

Главная цель экологической экспертизы — предупреждение негативных последствий хозяйственной деятельности, проверка соответствия намечаемой деятельности требованиям экологической безопасности общества и рационального использования природных ресурсов.

Собственно экспертная — оценочно-аналитическая — работа состоит из ряда стадий, включающих два основных элемента: проектный и послепроектный анализ объекта. Эти элементы представляют собой два типа экологической экспертизы, различающихся по объекту анализа: проектную и послепроектную экспертизу.

Проектная экспертиза — это экспертиза проекта сооружения, нормативно-технических документов на новую технику, технологию, материалы, а также проектов административных актов и законов.

Послепроектная экспертиза (экологический аудит) — это экспертиза действующего оборудования, предприятия и сооружения, а также применяемого законодательства.
Главным итогом проектной экспертизы является экспертное заключение, без которого не выдается разрешение на строительство проектируемого объекта (производства).

В экспертном заключении отражено следующее:

  • исходные данные, характеризующие состояние окружающей среды до начала реализации проекта, технические особенности проекта;
  • перечень воздействий проектируемого объекта на окружающую среду, в том числе первичных, вторичных и долговременных эффектов, необратимых и неизбежных последствий; при этом воздействия характеризуются количественными и качественными показателями;
  • данные о воздействии различных вариантов проектируемого сооружения на исходное состояние окружающей среды;
  • компенсационные меры, включая технические и/или финансовые, предусматривающие уменьшение негативных экологических воздействий.

Главной задачей послепроектной экспертизы является оценка воздействия работающих предприятий и сооружений на окружающую среду и определение степени риска для здоровья людей и качества окружающей среды (оценка последствий функционирования объекта). Тем самым осуществляется проверка соответствия параметров и характеристик работы объектов: 1) требованиям природоохранного законодательства, стандартам качества окружающей среды и 2) положениям и выводам заключения проектной экологической экспертизы.

Инициатором экологической экспертизы могут быть как государство, ведомство, так и общественность и общественные организации.

Международно-правовая охрана природной среды на планете Земля является одной из функций международного сообщества и представляет собой форму межгосударственного, общегуманистического официального сотрудничества человечества в рамках международного экологического права.

Межгосударственное сотрудничество в сфере экологической безопасности осуществляется в рамках деятельности ряда международных организаций. В зависимости от характера и направлений деятельности, целей и задач их можно дифференцировать по нескольким группам:

  • охрана окружающей природной среды, решение проблем Земли (ЮНЕП, МСОП);
  • комплексный природоохранительный мониторинг (ФАО, ВОЗ, ВМО);
  • специальные природоохранительные мероприятия (охрана дикой природы, международных озер, рек, безопасность ядерных источников энергии и т. п.).

Изменение окружающей среды и безопасность

Несмотря на то, что ухудшение состояния окружающей среды и изменение климата иногда вызывают насильственные конфликты внутри стран и между ними, а иногда — нет, они могут серьезно ослабить национальную безопасность государства. Изменение окружающей среды может подорвать экономическое процветание, которое играет большую роль в военной мощи и материальной мощи страны. В некоторых развитых странах и в большинстве развивающихся стран , природные ресурсы и экологические услуги , как правило , являются важными факторами экономического роста и уровня занятости . На доходы и занятость в таких первичных секторах, как сельское хозяйство , лесное хозяйство , рыболовство и горнодобывающая промышленность , а также от экологически зависимых услуг, таких как туризм , могут отрицательно повлиять изменения окружающей среды . Если база естественного капитала экономики подрывается, то разрушаются и долгосрочные возможности ее вооруженных сил. Более того, изменения состояния окружающей среды могут подвергать людей угрозе здоровью, они также могут подорвать человеческий капитал и его благополучие, которые являются важными факторами экономического развития и стабильности человеческого общества .

Изменение климата также может в результате экстремальных погодных явлений иметь более непосредственное влияние на национальную безопасность , нанося ущерб критически важным объектам инфраструктуры, таким как военные базы , военно-морские верфи и полигоны, тем самым серьезно угрожая основным ресурсам национальной обороны.

Базовое законодательство

Документы по экологии на предприятии составляются в соответствии с требованиями Федеральных законов:

  • «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ;
  • «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ;
  • «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ.

Обратите внимание, что с 1 января 2021 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496, в соответствии с которым начнут действовать новые:

  • Правила учета в области обращения с отходами;
  • Порядок предоставления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов;
  • Требования к объектам захоронения и утилизации отходов;
  • Правила лицензирования деятельности по обращению с отходами I–II и III–V классов опасности.

Соответственно изменится и перечень документов предприятия по экологии.

Что такое экологическая безопасность

С целью спасения планеты от пагубного влияния неблагоприятных факторов была выделена целая отрасль экологии. Каждое государство задействует политику утилизации отходов, нарушение которой наказывается законом. Вопросами сбора, транспортировки, обработки и сбыта активно занимается экологическая биотехнология. В лабораториях культивируются целые штаммы микроорганизмов, способных улучшить качество природных ресурсов. Создаются искусственные вещества, расщепляющие пластик и прочие искусственные материалы. Общие вопросы промышленной политики включают аспекты экологически корректных технологий производства, направленных на устранение вреда от разработки искусственных материалов.

Заключение

Загрязнение
окружающей среды в стране продолжается, несмотря на серьезный промышленный
спад, и расходы на предотвращение и ликвидацию последствий экологических
нарушений снижаются. Еще хуже ситуация с аварийными выбросами и сбросами
загрязняющих веществ. Компенсация для тех, кто пострадал от случайного
загрязнения, практически застопорилась.

Ухудшение
экологической обстановки в стране требует создания механизма совершенствования
правового регулирования экологической безопасности (пункт «е» статьи
72 Конституции Российской Федерации), а также защиты интересов граждан в их
праве на экологически безопасную окружающую среду путем обеспечения
экономической заинтересованности предприятий и организаций всех форм
собственности в экологически более совершенных технологиях, в экологическом
оздоровлении, которое будет выгодно производителям.

По
данным МЧС России, ежегодно в стране возникает до 2000 серьезных чрезвычайных
ситуаций. Около двух третей аварий имеют техногенное происхождение; более
половины из них связано со сбросом нефти и нефтепродуктов; до трети — с
авариями на железнодорожном транспорте; пятая часть — с авариями на
магистральных трубопроводах. Прогнозируется, что негативное воздействие
техногенных аварий на окружающую среду и население страны в ближайшие годы
будет возрастать, и ежегодные затраты на ликвидацию их последствий будут
возрастать. Россия первой в мире разработала проект федерального закона
«Об обязательном экологическом страховании».

Крайне
напряженная и постоянно ухудшающаяся экологическая ситуация в Российской
Федерации оказывает крайне негативное воздействие на экологическую безопасность
населения и требует все большего увеличения государственных расходов на
предотвращение и очистку загрязнений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector