Глава 7. техногенные поражения и экологическая безопасность

Глава 2. Мониторинг окружающей среды

2.1. Понятие экологического мониторинга и его задачи

Всесторонний анализ окружающей среды предусматривает оценку ее экологического состояния и влияние на нее естественных и антропогенных воздействий. Характер этих воздействий весьма специфичен. Лимитирующим показателем уровня естественных и антропогенных воздействий является предельно-допустимая экологическая нагрузка (ПДЭН), которая во многих странах установлена в связи с тем, что нормальное функционирование и устойчивость экосистем и биосферы возможны при непревышении определенных предельных нагрузок на них.

Состояние биосферы, непрерывно меняющееся под влиянием естественных факторов, обычно возвращается в первоначальное. Например, изменения температуры и давления, влажности воздуха и почвы происходят в пределах некоторых постоянных средних значений. Как правило, крупные экосистемы под влиянием природных процессов изменяются чрезвычайно медленно. Существующие в мире экологические службы (гидрометеорологическая, сейсмическая, ионосферная и др.) проводят контроль за изменением этих процессов.

Изменение состояния биосферы под влиянием антропогенных факторов происходит в более короткие временные сроки. Поэтому с целью измерения, оценки и прогноза антропогенных изменений абиотической составляющей биосферы (в первую очередь загрязнений) и ответной реакции биоты на эти изменения, а также последующих изменений в экосистемах в результате антропогенных воздействий создана информационная система экологического мониторинга.

Экологический мониторинг является комплексным мониторингом биосферы. Он включает в себя контроль изменений состояния окружающей среды под влиянием как природных, так и антропогенных факторов.

Основные задачи экологического мониторинга антропогенных воздействий:

–  наблюдение за источниками антропогенного воздействия;

–  наблюдение за факторами антропогенного воздействия;

–  наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;

–  оценка физического состояния природной среды;

–  прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.

Термин «мониторинг» образован от лат. «монитор» – «наблюдающий», «предостерегающий». Существует несколько современных формулировок определения мониторинга. Некоторые исследователи под мониторингом понимают систему повторных наблюдений за состоянием объектов окружающей среды в пространстве и во времени в соответствии с заранее подготовленной программой . Более конкретная формулировка определения мониторинга предложена академиком РАН Ю.А. Израэлем в 1974 г., в соответствии с которой под мониторингом состояния природной среды, и в первую очередь загрязнений и эффектов, вызываемых ими в биосфере, подразумевают комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния биосферы или ее отдельных элементов под влиянием антропогенных воздействий .

Программа ЮНЕСКО от 1974 г. определяет мониторинг как систему регулярных длительных наблюдений в пространстве и во времени, дающую информацию о прошлом и настоящем состояниях окружающей среды, позволяющую прогнозировать на будущее изменение ее параметров, имеющих особенное значение для человечества .

Предыдущая

Основы экологической безопасности

На сегодняшний день существуют определенные противоречия среди потребностей нынешнего общества и вероятностью существования природной среды сбалансированным образом.

Замечание 1

Помимо этого, биосфера подвергается антропогенному воздействию, вследствие чего началось возникновение предпосылок кризиса в экологии. Чтобы определиться с эффективностью механизма для решения подобной задачи и совершенствовать взаимоотношения в системе «человек – общество – природа», необходимо разработать правоотношения в экологии.

Основы экологической безопасности в Российской Федерации опираются на Конституцию РФ. В законах рассматриваются два основных положения, касающихся подобных вопросов:

  1. «У любого человека имеется право на благоприятное состояние окружающей среды, на приобретение надежной и правомерной информации об ее состоянии и на компенсацию ущерба, нанесенного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Подобное положение прописано в статье 42.
  2. «Любое лицо обладает обязанностью сохранения природы, окружающей среды, бережно относиться к природным богатствам». Подобное положение прописано в статье 58.

Правовые основы экологической безопасности

Безопасное состояние экологии представлено следующими нормативно-правовыми актами:

  • Конституцией России;
  • договорами международного уровня;
  • федеральными законами Российской Федерации;
  • федеративными договорами Российской Федерации;
  • нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ;
  • законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Иные нормативные правовые акты субъектов России, ведомства, органы городского и районного самоуправления, также обладают правом регулировать экологические отношения в системе «человек – общество – природа».

Вывод 1

Таким образом, система экологического законодательства Российской Федерации представлена двумя направленностями. Они отражены в законодательстве природоохраны и законодательстве природных ресурсов.

Природоохранное законодательство представлено нормативно-правовыми положениями, благодаря которым осуществляется правовая регулировка охраны окружающей среды в общем виде. Нормативно-правовые акты, входящие в состав природоохранного законодательства, представлены:

  1. Федеральным законом, который был принят 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды». В нем четко сформулированы положения, благодаря которым окружающая природная среда находится под охраной.
  2. Федеральным законом, который был принят 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  3. Федеральным законом, который был принят 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Подобный закон четко регламентирует экспертизу экологии.

Природоресурсное законодательство представлено нормативными правовыми актами, которые осуществляют регулировку охраны и использование некоторых видов ресурсов природы. Они находят свое отражение:

  1. В Земельном кодексе РФ, который был принят 25 октября 2001 г. № 136-Φ3.
  2. В Лесном кодексе Российской Федерации, который был принят 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ.
  3. В Водном кодексе Российской Федерации, который был принят 12 апреля 2006 г. № 74-ФЗ.
  4. В Законе РФ, который был принят 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах».
  5. В Федеральном законе, который был принят 2 апреля 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и др.

С основами экологического права, которое действует на сегодняшний день можно ознакомиться в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды».

Вывод 2

Таким образом, формирование экологической политики государства находит отражение в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (в нем присутствуют изменения и дополнения) (в последующем – Закон об охране окружающей среды). Политика нового Закона направлена на упрочение правопорядка в области охраны окружающей среды и стремится обеспечить экологическую безопасность личности, общества, государства.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Глава 6. Экологический менеджмент

6.3. Экологическая безопасность

Концепция устойчивого развития предполагает систему мер по обеспечению экологической безопасности. Экологическая безопасность – состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на ОС. В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций .

Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. Во второй половине XX в. эти процессы выражаются в глобальных изменениях климата, возникновении «парникового эффекта», разрушении озонового экрана, опустынивании планеты и загрязнении Мирового океана. Суть глобального контроля и управления – в сохранении и восстановлении естественного механизма воспроизводства ОС биосферой, который направляется совокупностью входящих в состав биосферы живых организмов.

Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и других международных организаций. Методы управления на этом уровне включают принятие международных актов по защите ОС в масштабах биосферы, реализацию межгосударственных экологических программ, создание межправительственных сил по ликвидации экологических катастроф, имеющих природный или антропогенный характер.

На глобальном уровне был решен ряд экологических проблем международного масштаба. Большим успехом международного сообщества стало запрещение испытаний ядерного оружия во всех средах, кроме пока подземных испытаний. Достигнуты соглашения о мировом запрете китобойного промысла и правовом межгосударственном регулировании вылова рыбы и других морепродуктов. Заведены международные Красные книги с целью сохранения биоразнообразия. Силами мирового сообщества проводится изучение Арктики и Антарктики как естественных биосферных зон, не затронутых вмешательством человека, для сравнения с развитием зон, преобразованных человеческой деятельностью. Международным сообществом принята Декларация о запрещении производства хладагентов-фреонов, способствующих разрушению озонового слоя (Монреаль, 1972).

Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляются на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (объединенная Европа, СНГ, союз африканских государств и т.д.).

На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:

–  экологизацию экономики;

–  новые экологически безопасные технологии;

–  выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества ОС и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администрации отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

Решение конкретных локальных проблем определяет возможность достижения цели управления экологической безопасностью регионального и глобального уровней. Цель управления достигается при соблюдении принципа передачи информации о состоянии ОС от локального к региональному и глобальному уровням.

Независимо от уровня управления экологической безопасностью объектами управления обязательно являются окружающая природная среда, т. е. комплекс естественных экосистем, и социоприродные экосистемы. Именно поэтому в схеме управления экологической безопасностью любого уровня обязательно присутствует анализ экономики, финансов, ресурсов, правовых вопросов, административных мер, образования и культуры.

Предыдущая

Базовое законодательство

Документы по экологии на предприятии составляются в соответствии с требованиями Федеральных законов:

  • «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ;
  • «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ;
  • «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ.

Обратите внимание, что с 1 января 2021 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496, в соответствии с которым начнут действовать новые:

  • Правила учета в области обращения с отходами;
  • Порядок предоставления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов;
  • Требования к объектам захоронения и утилизации отходов;
  • Правила лицензирования деятельности по обращению с отходами I–II и III–V классов опасности.

Соответственно изменится и перечень документов предприятия по экологии.

Вариант №2

Экологическая безопасность – состояние приемлемого вредного воздействия антропогенных и естественных факторов на состояние окружающей среды и здоровье человека. Данное состояние осуществляется благодаря рациональному потреблению природных ресурсов и гармоничному взаимодействию человека с природными экосистемами. Эти принципы изложены в концепции устойчивого развития.

Вред природе и населению могут наносить различные химические, биологические и шумовые загрязнения, уровень которых должен тщательно контролироваться.

Экологическая безопасность является системой, включающей в себя различные меры, позволяющие прогнозировать, предотвращать и устранять чрезвычайные ситуации, угрожающие живой природе и здоровью населения. Регуляция осуществляется на законодательном уровне. В межгосударственных отношениях контроль осуществляется международными организациями: ЮНЕСКО, ООН ЮНЕП.

Промышленные предприятия должны придерживаться экологической политики, диктуемой государством, и осуществлять контроль на местном уровне. Предприятия и производственные комплексы, нарушающие экологическое законодательство обязаны выплачивать штрафы и устранять выявленные специальной комиссией нарушения.

Главной целью политики экологической безопасности, проводимой государством, является формирование благоприятных условий для жизни населения и поддержания биологического разнообразия в природе.

Данная политика осуществляется благодаря внедрению инновационных технологий производства, характеризующихся меньшей отходностью, и разработке новых способов очистки и утилизации выбросов и стоков. Наиболее перспективным направлением являются технологии переработки вторичного сырья, в том числе биотехнологическими методами.

для 3, 8 класса окружающий мир. ОБЖ

Основные понятия экологического права

В ранее указанном Законе четко установлены главнейшие понятия экологического права.

Природная среда представлена совокупностью компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Среда, которая нас окружает, представлена большим количеством составляющих природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Определение 1

Составляющие в среде природы – это такие компоненты, как земля, почвенный слой, , поверхностные и подземные воды, недра, атмосферный воздух, растения, животные, иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Природный объект представлен естественной экологической системой, природным ландшафтом и составляющими их элементов, которые сохранили свои природные качества.

Антропогенный объект рассматривается как объект, который человек создает с целью обеспечить его социальными потребностями. Он не обладает качествами объектов природы.

Природно-антропогенный объект представлен природным объектом, который был изменен из-за хозяйственной или иной деятельности, и объектом, который создал человек, располагающий качествами объекта природы и обладающий рекреационным и защитным значением.

Та часть природной среды, которая обладает пространственно-территориальными границами, и в которой происходит взаимодействие живых (к примеру, растений, животных и прочих организмов) и не живых ее элементов как единое функциональное целое (причем между ними есть связь обмена веществ и энергии), называется естественной экологической системой.

Замечание 2

Важно отметить, что, если трактовка нового Закона отличается от формулировок Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Закон об охране окружающей среды говорит о неразрывной связи человека с природой, на природоформирующую деятельность человека и декларирует глубоко укоренившийся в сознании современных людей антропоцентрический подход

В Законе об охране окружающей среды определены виды негативного влияния на окружающую среду. Они представлены: 

  • загрязнением экологической системы продуктами деятельности человека;
  • истощением ресурсов природы;
  • деградацией;
  • порчей;
  • уничтожением.

Помимо этого, Законом выделены группы объектов экологического права. Это может быть, например, земля, недра, а также почвенный слой. Также нельзя забывать и о поверхностных и подземных водах, лесах и прочей растительности, животных и других организмов и их генетическом фонде. Атмосферный воздух и озоновый слой атмосферы , околоземное космическое пространство играют, безусловно, тоже играют важную роль.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Экозащитная техника и технологии

Экозащитная техника и технологии направлены на максимальное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения количества отходов, комплексной переработки природных ресурсов и использования методов биотехнологии.

Биотехнологиипредставляют собой совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов. Общим подходом для них являются искусственное создание условий для биогеохимических процессов на Земле в виде характерных биореакторов, реализующихся с большими скоростями, оставаясь совместимыми по своим продуктам с окружающей природной средой.

Биотехнология переработки твердых отходов позволяет утилизировать биогаз, снизить энергетический дефицит и в значительной степени уменьшить количество соединений, способствующих парниковому эффекту. Общим подходом к биотехнологии утилизации отходов с энергетическими целями является их анаэробная деструкция (т.е. разложение без доступа воздуха). При проведении такого процесса образуется биогаз, состоящий из 65% метана, 30% углекислого газа, остальное – водород, сероводород и аммиак. Средняя теплота сгорания биогаза 22-24 МДж/м. Возможными путями его утилизации являются: использование в котельных для обогрева, получение электроэнергии посредством газогенераторных установок; сжижение и использование в качестве автомобильного топлива или бытового балонного газа.

Биотехнологии защиты атмосферы создаются с целью удаления из воздуха дурно пахнущих загрязняющих веществ (меркаптаны, масляная кислота, тиофенол и др.). Очистка атмосферного воздуха осуществляется путем его пропускания через сухие или мокрые биореакторы, содержащие сорбирующий материал.

Очень важным направлением является создание биотехнологий, позволяющих рекультивировать почвы на территориях, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.

Биологическая очистка природных и сточных вод в настоящее время является достаточно изученным и широко применяемым методом, значение и роль которого со временем будет только возрастать в связи с требованиями экологичности и экономичности современных видов производств.

Понятие об экологической безопасности

Безопасностьэто состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В конце ХХ века человечество осознало, что существуют пределы эксплуатации природных ресурсов, пределы устойчивости экосистем, их саморегуляции и безопасность каждого живого существа на планете, в том числе и человека, зависит в первую очередь от благополучия среды его обитания, т.е. от экологической безопасности.

Экологическая безопасность – состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека, прежде всего его прав на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую природную среду, возникающее при достижении сбалансированного сосуществования окружающей природной среды и хозяйственной деятельности человека, когда уровень нагрузки на природную среду не превышает ее способности к самовосстановлению.

Объектами экологической безопасности являются геосоциоэкосистемы различного уровня: глобального, национального, регионального, местного, уровня отдельного предприятия или человека, подвергаемые экологическим угрозам, под которыми понимают «прогнозируемые последствия или потенциальные сценарии развития событий катастрофического характера, которые обусловлены изменениями состояния окружающей среды и способны нанести вред жизненно важным интересам личности, общества, государства, мирового сообщества». (А. Муравых, 2001г.)

Экологические угрозы подразделяются на внешние и внутренние.

Внешние экологические угрозы для государства:

·         трансграничный перенос вредных веществ;

·         глобальное изменение климата;

·         разрушение озонового экрана;

·         разрушение токсичных, радиоактивных и других видов отходов на территории государства;

·         варварская эксплуатация экосистем и др.

Если экологическая угроза исходит от одного государства в адрес другого, то можно говорить об экологической агрессии
одной страны по отношению к другой.

Внутренние экологические угрозы – обусловлены внутренней политикой и деятельностью государства, его структур и хозяйствующих субъектов и проявляется в хищнической эксплуатации природных ресурсов и загрязнении среды.

Т.о. экологическая безопасность является составной частью государственной, национальной безопасности.

Предыдущие материалы:

  • Комплексное воздействие городов на природную среду
  • Геоэкологические проблемы городов
  • Загрязнение почв
  • Дегpадация водных pесуpсов
  • Загpязнение воздушной сpеды гоpодов
Следующие материалы:

  • Техногенные системы и их взаимодействие с окружающей средой
  • Государственное регулирование природопользования.
  • Основные положения экологического законодательства
  • Правовые аспекты охраны лесов
  • Основные правовые принципы и положения в области охраны животного мира

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас

Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет
стоимостиГарантииОтзывы

Лекция 24. Экологическая безопасность и экологическое нормирование

24.1. Понятие об экологической безопасности, причины экологической опасности

Вопросы защиты жизни от опасностей стали в последнее время узловыми. Экологическая опасность – это вероятность разрушения среды обитания человека, растений и животных в результате неконтролируемого развития экономики, отставания технологий, возникновения естественных и антропогенных аварий и катастроф, вследствие чего нарушается приспособление живых систем к условиям существования. Причинами экологической опасности являются экологические катастрофы, технологический и экологический кризисы. Со вступлением человечества в эпоху научно-технического прогресса, стремительного роста техносферы частота и масштабы ущерба от технологических катастроф стали сопоставимы с аналогичными показателями стихийных бедствий либо с потенциалом военных арсеналов. Эти катастрофы могут вызвать далеко идущие негативные последствия. Потенциально наиболее опасными считаются атомные объекты, химическая промышленность, нефтепереработка, трубопроводы, транспорт. Но и в повседневной жизни имеют место тысячи «тихих» технологических катастроф, порождаемых выбросами в атмосферу и водоемы, захоронением в землю различных вредных отходов. Подобно накоплению радиоактивности, токсическое воздействие на человека и живые организмы происходит постепенно и до определенного уровня незаметно. Кумулятивный же эффект, однако с каждым годом растет и в итоге грозит негативными последствиями.

О губительном воздействии на здоровье человека техногенных загрязнений неоднократно предупреждали видные ученые. Так, в 70-х годах было высказано предположение, что если в среде обитания возникает резко увеличенный фон мутагенных факторов, таких, как радиация, влияние химических соединений, то генетическая информация человека может быть нарушена. Тем самым встанет реальная опасность разрушения генетических основ человека. Это, в конечном счете, грозит человечеству деградацией и вырождением. Подтверждением служит тот факт, что за последние несколько десятков лет в развитых странах резко увеличилось количество детей с патологическими отклонениями. Химическое, физическое, биологическое загрязнение воздуха, почвы, воды является причиной спектра проблем со здоровьем. Загрязнение сред тетраэтилсвинцом, ртутью, кадмием, диоксинами, окисью углерода, диоксидом серы, оксидом азота, углеводородами (как бензапирен) приводят к острым и хроническим заболеваниям легких, сердца, злокачественным образованиям, неврологическим повреждениям.

Для ликвидации угрозы технологических катастроф требуется в первую очередь скорейшая организация международной системы технологической безопасности. Но, в первую очередь, необходимы качественные сдвиги в самом производстве, которые сделали бы его экологически безопасным для природы и человека. Технологический кризис порождает экологический.

Предыдущая

Заключение

Загрязнение
окружающей среды в стране продолжается, несмотря на серьезный промышленный
спад, и расходы на предотвращение и ликвидацию последствий экологических
нарушений снижаются. Еще хуже ситуация с аварийными выбросами и сбросами
загрязняющих веществ. Компенсация для тех, кто пострадал от случайного
загрязнения, практически застопорилась.

Ухудшение
экологической обстановки в стране требует создания механизма совершенствования
правового регулирования экологической безопасности (пункт «е» статьи
72 Конституции Российской Федерации), а также защиты интересов граждан в их
праве на экологически безопасную окружающую среду путем обеспечения
экономической заинтересованности предприятий и организаций всех форм
собственности в экологически более совершенных технологиях, в экологическом
оздоровлении, которое будет выгодно производителям.

По
данным МЧС России, ежегодно в стране возникает до 2000 серьезных чрезвычайных
ситуаций. Около двух третей аварий имеют техногенное происхождение; более
половины из них связано со сбросом нефти и нефтепродуктов; до трети — с
авариями на железнодорожном транспорте; пятая часть — с авариями на
магистральных трубопроводах. Прогнозируется, что негативное воздействие
техногенных аварий на окружающую среду и население страны в ближайшие годы
будет возрастать, и ежегодные затраты на ликвидацию их последствий будут
возрастать. Россия первой в мире разработала проект федерального закона
«Об обязательном экологическом страховании».

Крайне
напряженная и постоянно ухудшающаяся экологическая ситуация в Российской
Федерации оказывает крайне негативное воздействие на экологическую безопасность
населения и требует все большего увеличения государственных расходов на
предотвращение и очистку загрязнений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector