Применение систем подпора в тамбур-шлюзы для возмещения объемов удаляемых продуктов горения. часть 2. подземные автостоянки

Тамбур-шлюз 1 го типа ограждается противопожарными перегородками 1 типа, перекрытиями 3 типа, заполнением проемов 2 типа

Тамбур-шлюз

Предел огнестойкости

Устройство тамбур шлюза первого типа регламентируется Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности.

Тамбур-шлюз 1 го типа: особенности

Закон устанавливает разделение тамбур-шлюзов на 2 типа в зависимости от предела огнестойкости, типа ограждающих конструкций. Ни применение тамбур-шлюза в качестве эвакуационного выхода, ни наличие постоянного подпора воздуха или подвора воздуха при пожаре, ни особенности местонахождения или вентиляции не играют никакой роли для определения типа тамбур-шлюза.

Ограждающие конструкции тамбур-шлюза выполняют из противопожарных перегородок и перекрытий.

Тамбур-шлюз 1 го типа ограждается противопожарными перегородками 1 типа, перекрытиями 3 типа, заполнением проемов 2 типа. Стены и перегородки используются для предотвращения оаспространения пожара, дыма и вредных веществ в пределах этажа.Тамбур-шлюз первого типа устраивается в противопожарных стенах первого типа. Перегородки для тамбур-шлюза должны иметь предел огнестойкости не меньше ЕI 45: можно сделать например из кирпича 120 мм или из гипсокартона на металлическом каркасе с ГКЛ в два слоя с каждой стороны, при чем наружный слой нужно брать огнестойкий, и с заполнением негорючим минераловатным материалом (EI >90).

Для устройства тамбур-шлюза 1 типа используют перекрытия 3 типа имеющие предел огнестойкости не меньше REI 45 и выполняются из конструкций класса пожарной опасности К0. Такие перекрытия устраиваются для ограничения распространения огня по этажу и между этажами в течении времени регламентированного пределом огнестойкости.

Заполнение проемов в тамбур-шлюзе 1 типа допускается дверями, воротами, , окнами, люками, клапанами имеющие предел огнестойкости не меньше EI 30, грубо говоря с огнестойкостью двери не меньше 30 минут.

Виды тамбур-шлюзов 1 го типа

Тамбур-шлюзы 1 типа устанавливаются в стенах 1 типа, около помещений классов А, Б, на отдельных лестницах ведущих с цокольного этажа на 1 этаж без выхода наружу.

Тамбур-шлюзы устанавливают также для обеспечения газо- и дымонепроницаемости. Для этого в тамбур-шлюзе вентиляционными установками создают подпор воздуха 20 Па.

Тамбур-шлюз с постоянным подпором воздуха устанавливают для разделения помещений категорий А и Б от смежных помещений, , лестничных клеток, коридоров, лифтовых шахт.

Тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре устанавливают в подвале для изоляции от лифтовых шахт и лестничных клеток имеющих выход на первый этаж, если в подвале есть пожарная нагрузка, также на незадымляемых лестничных клетках, в др. местах.

Дата: 31.05.13 | 09:04  

Требования нормативных документов к тамбур-шлюзам (в части противодымной защиты)

Тамбур-шлюз (далее — ТШ) — объемно-планировочный элемент, предназначенный для защиты проема противопожарной преграды, выгороженный противопожарными перекрытиями и перегородками, содержащий два последовательно расположенных проема с противопожарными заполнениями или большее число аналогично заполненных проемов при принудительной подаче наружного воздуха во внутреннее выгороженное таким образом пространство — в количестве, достаточном для предотвращения его задымления при пожаре (п. 3.18 ).

Системы противодымной вентиляции ТШ должны обеспечить (согласно , ):

  • при одной открытой двери — среднюю скорость истечения воздуха через открытый дверной проем не менее 1,3 м/с (с учетом совместного действия вытяжной противодымной вентиляции);
  • при закрытых дверях* — избыточное давление в диапазоне от 20 до 150 Па (с учетом совместного действия вытяжной противодымной вентиляции).

Примечание:

*Измерение избыточного давления в тамбур-шлюзах должно производиться на закрытых дверях по отношению к имитируемому задымленному помещению.

Для чего нужен подпор воздуха при пожаре

Скажем просто о том, что такое подпор воздуха.

Во многих случаях, на лестничной площадке либо в другом специально отведенном месте ставится вентилятор. При пожаре он срабатывает от АПС, забирает приток с улицы и направляет его в здание, т.е. повышает давление внутри.

Это и есть подпор воздуха.

Это препятствует проникновению дымовой примеси в места эвакуации и позволяет персоналу безопасно покинуть горящее здание.

При этом всегда рассматривается худший сценарий: возгорание идет

при большой скорости ветра, а в самом строении открыты все двери, лифтовые шахты и разрушены все окна.

Вентилятор подпора воздуха обычно имеет большую мощь и рассчитан на продолжительную работу.

В процессе монтажа системы подпора воздуха учитываются следующие факторы.

  • Гидросопротивление.
  • Место размещения (самая верхняя часть стены строения либо лестничной площадки).
  • Нижняя граница избыточного давления не меньше 20 Па.
  • Верхний порог избыточного давления в эвакуационных местах не выше 150 Па (позволяет нормально открывать двери).
  • Место забора воздуха всегда выбирают с подветренной стороны сооружения.

Подпор и вентиляция дымоудаления обязательно должны компенсировать друг друга.

Избыточное и минимальное давление не может выходить за границы установленных норм.

Другими словами, подпор воздуха это забор воздушной массы с улицы и ее доставка в горящее строение.

Такая система обычно отключается дистанционно.

Кроме вентиляторов, приточная система включает в себя магистраль воздуховодов, а также клапан подпора воздуха.

Пригласить на тендер

Если у Вас идет тендер и нужны еще участники:

Выберите из списка инересующий вас вид работАудит промышленной безопасностиИдентификация и классификация ОПО, получение лицензии на эксплуатацию ОПОРазработка ПЛА, планов мероприятий, документации, связанной с готовностью предприятий к ГОЧС и пожарной безопасностиОбследование и экспертиза промышленной безопасности зданий и сооруженийРаботы на подъемных сооруженияхРаботы на объектах котлонадзора и энергетического оборудованияРаботы на объектах газового надзораРаботы на объектах химии и нефтехимииРаботы на объектах, связанных с транспортированием опасных веществРаботы на производствах по хранению и переработке растительного сырьяРаботы на металлургических литейных производствахРаботы на горнорудных производствахОценка соответствия лифтов, техническое освидетельствование лифтовРазработка обоснования безопасности опасного производственного объектаРазработка документации системы управления промышленной безопасностьюРазработка деклараций промышленной безопасностиРаботы на объектах Минобороны (ОПО воинских частей) и объектах ФСИН России (ОПО исправительных учреждений)ПроектированиеРемонтно-монтажные работыЭлектроремонтные и электроизмерительные работыРазработка и производство приборов безопасности для промышленных объектовРазработка и изготовление нестандартных металлоизделий и оборудованияНегосударственная экспертиза проектной документации (инженерных изысканий)Предаттестационная подготовка по правилам и нормам безопасностиПрофессиональное обучение (рабочие профессии)Обучение по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности, теплоэнергетикеСпециальная оценка условий труда (СОУТ) (до 2014г. аттестация рабочих мест)Аккредитация и аттестация в системе экспертизы промышленной безопасностиСертификация оборудования, декларирование соответствияЭнергоаудитРазработка схем теплоснабжения и водоснабженияДругие работыПовышение квалификации, профессиональная переподготовкаОсвидетельствование стеллажейСкопируйте в это поле ссылку на Ваш тендер, для этого перейдите в браузер, откройте Вашу площадку, выделите и скопируйте строку адреса, затем вставьте в это поле. Если не получится напишите просто номер тендера и название площадки.персональных данных

Проблема притока воздуха

При проектировании установки подпора воздуха у специалистов трудностей обычно не возникает.

Здесь мы опираемся на 123-ФЗ, СП 7.13130.2013 и другие нормативы.

Но, как обычно, все случается на практике.

Давайте представим ситуацию, когда приведена в действие система ДУ из эвакуационного прохода.

Начался забор задымленного воздуха из пространства и его выброс в шахту дымоудаления.

В проходе для эвакуации образуется минусовое давление.

Вследствие этого, открывающиеся наружу двери из коридора прижимаются к своим створкам давлением в соседнем помещении.

Поэтому открыть их очень тяжело, либо совсем невозможно.

А по п. 7.16 СП 7, максимальное избыточное давление на такую дверь – 150 Па.

Чтобы уравновесить давление рекомендуется монтаж системы подпора воздуха, то есть притока с улицы.

Расстояние между подпором и дымоудалением задается п. 7.11 СП 7, применительно к разным местам выброса продуктов горения.

Но излишняя компенсация тоже вредит, поскольку спровоцирует распространение дыма между помещениями.

А п. 8.8 для компенсации рекомендует монтировать систему подпора с естественным притоком.

Поэтому, следуя этим нормативам, мы можем обойтись без полноценной приточки с подпорным вентилятором.

Естественный приток предполагает шахты с клапанами или проемы наружу.

Но как быть, если у нас работает принудительная вентиляция подпора воздуха,

а при пожарной ситуации люди пораспахивали все окна, двери и бегут по коридорам на выход?

Правильно, образуется излишнее давление в проходе для эвакуации по сравнению, например, с лестничной площадкой или тамбуром.

Благодаря воздушному притоку из окон и работы приточной вентиляции, дым, конечно, хлынет из прохода дальше в другие помещения.

Как решить эту проблему?

Можно, к примеру, поставить в местах эвакуации датчики давления с анализаторами и другое оборудование КИПиА.

Но беда в том, что на все проектируемые устройства у нас должен быть сертификат ПБ.

Об этом, конечно, хорошо осведомлен пожарный инспектор…

Что же тогда делать?

Выход из сложившейся ситуации на самом деле простой –

достаточно установить сертифицированный клапан сброса избыточного давления,

управляемый дистанционно или автоматически.

Сейчас эти устройства обязательно имеют сертификат.

При описанной ситуации с распахнутыми окнами такой клапан

перейдет в закрытое положение и отключит приточную компенсацию в коридор для эвакуации.

Минусовое давление от работы дымоудаляющего оборудования будет тогда уравновешиваться давлением из распахнутых окошек.

А в штатной ситуации клапан будет открываться, например,

при превышении избыточным давлением отметки 90 Па и закрываться при снижении его до 40 Па.

Эти пороговые значения удобно настраиваются регулировочным винтом, сжимающим и разжимающим пружину.

3. ПОДПОР ВОЗДУХА ПРОЕКТ

Расчетная температура наружного воздуха: -28СРасчетная температура внутреннего воздуха: +20СРасчетная скорость ветра: 4.9м/с

Внутреннее давление в защищаемом тамбуре:Pri = 20 — g ∙ (hi+0,5∙hdr)∙(ρa — ρr) = 20 — 9,81 ∙ (0+0,5∙1.9)∙(1.29 — 1.2) =19 ПаPr-i = 20 — g ∙ (h-n-(h-i+0,5∙hdr)∙(ρa — ρr) = 20 — 9,81 ∙ (-3-(-3+0,5∙1.9)∙(1.29 — 1.2)=21 Паρr = 353/(Tr+273) =353/( 20 + 273) = 1.20 м³/кг — плотность воздуха в помещениях зданияρa = 353/(Ta+273) =353/( -28 + 273) = 1.29 м³/кг — плотность наружного воздухаSdr = 5300/ρа =5300/1,29 =4108.53 м³/кг — характеристика уд.сопротивления дымопрони-цанию дверей тамбур шлюзаРасход в тамбур шлюз:Gr = n·Fdr·(20/Sdr) ½ , кг/сGr = 3·1.71·(20/4108.53)½ =0.358 кг/сПодача вентилятора:Lv = Gr · 3600 / ρa =0.358 · 3600 / 1.29 =1000 м³/ч

Согласно СП7.13130.2013, пункт 7.15, пораздел в) для тамбур-шлюза, расположенноо при выходе в незадымляемые лестничные клетки расчет проводится так же на обеспече-ние скорости в проеме дверного проема не менее 1.3м/с:Размеры двери на выходе в лестничную клетку 1.9х0.9 =1.7м2Требуемый расход воздуха составит: 1.7м2∙1.3м/с∙3600 = 8000м3/ч.

Заземление и уравнивание потенциалов.Для защиты людей от поражения электрическим током применено: заземление, защит-ное отключение.Заземлить оборудование или его части согласно ПУЭ п.1-7-46.Использование нулевого рабочего проводника, идущего от нейтрали генератора или трансформатора на щит распределительного устройства, в качестве заземляющего про-водника не допускается.Сопротивление заземляющего устройства, в любое время года должно быть не более 4 Ом при линейных напряжениях 660В, 380В и 220В согласно ПУЭ 1-7-62.В качестве естественных заземлителей использовать элементы и конструкции, согласно ПУЭ 1-7-70.Заземлители связать с магистралями заземлений не менее чем двумя проводниками, присоединенными к заземлителю в разных местах, согласно ПУЭ 1 -7-71.Для искусственных заземлителей применить сталь угловую 40х40х4, сталь круглая 0 12 мм длиной 2-3м, согласно ПУЭ 1-7-72, 1-7-51.Для заземляющих и нулевых защитных проводников применить сталь полосовую, соглас-но ПУЭ 1-7-76:Соединение и присоединение заземляющих и нулевых защитных проводников осуще-ствить согласно ПУЭ 1-7-90, 1-7-94 и ГОСТ10434-76 по 2 му классу соединений.Согласно технического циркуляра (Ассоциация «Росэлектромонтаж» от 11.05.2000 № 6-1/2000 в каждой электроустановке должна быть выполнена главная система уравнивания потенциалов, соединяющая между собой следующие проводящие части:защитный проводник питающей линии;

заземляющий проводник, присоединенный к естественному или искусственному заземли-телю;металлические трубы коммуникаций.Все контактные соединения должны соответствовать требованиям Г0СТ10434 к контакт-ным соединениям класса 2.Заземляющий защитный РЕ проводник питающей линии в системе ТN-С-S. Заземляющий проводник, присоединённый к заземлителю повторного заземления на вводе в здание (ес-ли есть заземлитель);Для соединения с основной системой уравнивания потенциалов все указанные части должны быть присоединены к главной заземляющей шине, согласно ПУЭ п.1.7.119-1.7.120, при помощи проводников системы уравнивания потенциалов.

Расчет

Открытый клапан на первом этаже при открытых дверях лифтовой шахты на первом этаже можно расценить как отверстие с утечкой воздуха. Ниже приблизительно рассчитаем расход воздуха через клапан на первом этаже при открытой двери лифтовой шахты на первом этаже. Полученное значение необходимо добавить к значению расхода, подаваемого в лифтовую шахту (4.2 ).

Расчет расхода воздуха через клапан на 1-ом этаже при открытых дверях лифтовой шахты на 1-ом этаже

На самом деле эта величина будет еще меньше, т.к. указанный коэффициент местного сопротивления не учитывает решетку на клапане.

Из расчета видно, что при применении схемы по Рис. 5 подача вентилятора ПД1 увеличивается незначительно.

Вопрос:

Чем обусловлен выбор размера клапана?

Ответ:

Для первого этажа ограничения такие же, как и для типового (см. Требования к клапанам). Конечно вертикальный размер можно увеличить, т.к. сам первый этаж обычно выше. Но чем больше вы делаете размер клапана, тем больше воздуха необходимо подавать для поддержания избыточного давления в шахте лифта.

В соответствии с п. 4.13 :

Этого времени достаточно, чтобы лифт приехал на первый этаж и открыл двери.

Куда идет свежий воздух

Настолько важна, друзья, эта система!

По статистике при возгорании многие люди погибают по причине отравления угарным газом или от удушья.

В этой безвыходной ситуации нам и приходят на помощь системы дымоудаления и подпора воздуха при пожаре.

Благодаря им люди беспрепятственно эвакуируются из строения, не получив отравление, и не задохнувшись от недостатка кислорода.

Это, например, следующие типы помещений.

  • Подпор воздуха в шахту лифта. Также предусматривается для работы пожарных бригад.
  • Подпор воздуха в тамбур шлюз. Это специальные помещения, перекрывающие воздушные потоки с продуктами горения.
  • Подпор воздуха в коридор. Используется как для наиболее распространенного места эвакуации.
  • Подпор воздуха в лестничную клетку. Эта зона тоже удобна для эвакуации рабочего персонала.

Помимо этого, свежим воздухом необходимо снабжать и так называемые безопасные зоны,

куда могут эвакуироваться инвалиды и другие люди для сохранения жизни.

На основании п. 7.1 из СП 7.13130.2013, подпор воздуха и дымоудаление

блокируют либо ограничивают распространение продуктов горения

по эвакуационным проходам и в помещения зон безопасности.

Из этого положения СП 7, мы видим, что подпор воздуха в зоны безопасности МГН также обязателен.

Когда срабатывает система ПС, то сразу блокируется система обычной вентиляции.

И правильно, так как она будет только содействовать дальнейшему развитию возгорания.

А система ДУ забирает продукты горения из сооружения.

Расчет подпора воздуха в лестничную клетку, эвакуационный коридор, шахту лифта либо другое место ведется согласно с п. 7 СП 7.

Также система ДУ не дает угарному газу или задымленности формировать среди противопожарных участков, забирает излишнее тепло.

Так, систему подпора в эвакуационный коридор мы тоже проектируем согласно нормам СП 7.13130.2013.

Дополнительная информация

При внимательном прочтении п. 7.14 понимаем, то не во всех случаях необходимо предусматривать подачу воздуха в шахты лифтов с режимом «пожарная опасность»:

Пособираем информацию:

В соответствии с п. 3.18 :

Обратим внимание на рисунки из :

Рис. 6 Схема размещения лифта для пожарных в обособленной (выгороженной) шахте с общим лифтовым холлом с другими пассажирскими лифтами (Рис. А.2 )

Также мы знаем, что наиболее распространенным решением является размещение безопасной зоны МГН в лифтовом холле. При этом, в соответствии с :

Сложив вышесказанное можно сделать следующий вывод:

Подачу наружного воздуха при пожаре системами приточной противодымной вентиляции в шахты лифтов с режимом «пожарная опасность» при наличии лифтовых холлов (в т.ч. совмещенных с ПБЗ), защищаемых приточной противодымной вентиляцией, допускается не предусматривать.

Схема такого решения может выглядеть так:

Рис. 7 Схема противодымной вентиляции без подачи воздуха в шахту лифта с режимом «пожарная опасность»

Для подачи воздуха в выгороженный лифтовый холл на 1-ом этаже можно воспользоваться системой подачи воздуха в ПБЗ, т.к. принцип один и тот же.

В данном случае в соответствии с в случае пожара на 1-ом этаже лифты с режимом «пожарная опасность» необходимо уводить на альтернативный этаж. Подпора в эту шахту нет и МГН на альтернативном этаже не замерзнут, в отличие от вышерассмотренной ситуации, когда дается подпор в шахту. Назначение альтернативного этажа остановки лифта с режимом «пожарная опасность» при пожаре на первом этаже необходимо по следующей причине: избавиться от открытых дверей шахты как источника утечки. В противном случае расходы «на закрытую дверь» на 1-ом и остальных этажах будут значительно различаться. И еще кое-что: когда будете выполнять расчет расхода воздуха на «закрытую дверь» не забудьте учесть утечки через двери шахт лифтов с режимом «пожарная опасность».

Кстати, схему на Рис. 7 тоже можно оптимизировать:

Рис. 8 Схема противодымной вентиляции без подачи воздуха в шахту лифта с режимом «пожарная опасность» и компенсирующей подачей через КИД на 1-ом этаже

На первом этаже зоны ПБЗ не делают, т.к. МГН в состоянии с него эвакуироваться самостоятельно. Там будет лифтовый холл (тамбур-шлюз) с подпором воздуха. В соответствии с п. 8.8 :

При пожаре на 1-ом этаже лифты с режимом «пожарная опасность» необходимо уводить на альтернативный этаж.

Схема работы систем подачи воздуха ПД 2.1 и ПД2.2 будет следующей:

При пожаре на 1-м этаже

ПД 2.1 работает в 2-х режимах. Режимы работы вентилятора задаются частотным преобразователем. Переключение между режимами — по датчику положения двери.

ПД2.2 и нагреватель НЕ запускаются.

При пожаре на 2-14 этаже

ПД 2.1 работает при открытой двери в ПБЗ. При закрытии двери — отключается. Пуск/Выключение вентилятора — по датчику положения двери.

ПД 2.2 и нагреватель работает постоянно, вне зависимости от положения двери. Корректная работа вентилятора ПД 2.2 обеспечивается обратным клапаном.

Библиография

СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности (с Изменениями N 1, 2)»

МД.137-13 «Расчетное определение основных параметров противодымной вентиляции зданий: Метод. рекомендации. М., ВНИИПО»

ГОСТ 34305-2017 (EN 81-72:2015) «Лифты пассажирские. Лифты для пожарных (с Поправкой)»

ГОСТ Р 53300-2009 «Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний (с Изменением N 1)»

ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности (Переиздание)»

06.11.2020

03.12.2020 — Дополнение 1

Благодарим за внимание!

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Мы в !

Published on  December 3rd, 2020

Расчетная часть

Ниже приведен пример расчета подпора в ТШ. Расчет осуществляется по . Выполнить онлайн расчет можно здесь.

Условия задачи:

Рассчитать расход воздуха, подаваемого в тамбур-шлюз на этаже пожара, расположенного при выходе из коридора на незадымляемую лестничную клетку типа Н3. Размер дверных проемов тамбур-шлюза — 900х1900(h) мм в свету.

Выполним расчет для г. Москвы:

Расчет расхода воздуха на 1 открытую дверь тамбур-шлюза

Определим расход воздуха, подаваемого в тамбур шлюз, для создания избыточного давления в 20 Па:

Расчет расхода воздуха для создания избыточного давления 20 Па в защищаемом тамбур-шлюзе при закрытых дверях

Соответственно для создания избыточного давления в 150 Па:

Расчет расхода воздуха для создания избыточного давления 150 Па в защищаемом тамбур-шлюзе при закрытых дверях

Вариант 2

А теперь предположим, что в подземной автостоянке расположено уже четыре таких тамбур-шлюза (как на Рис. 1).

Получаем следующее:

Все четыре тамбур-шлюза использовать для компенсации нельзя, т.к. тогда мы нарушим п. 7.4 :

4х3,16 кг/с = 12,64 кг/с при норме 7,55 — 9,817 кг/с. Перебор!

Что можно предпринять в данной ситуации?

В данном случае наиболее оптимальным решением будет использование только трех тамбур-шлюзов для компенсирующей подачи воздуха (к примеру, по схеме «а» на Рис. 2):

3х3,16 кг/с = 9,48 кг/с при норме 7,55 — 9,817 кг/с. Отлично!

А для четвертого тамбур-шлюза можно применить одно из решений, представленных в статье «Подача воздуха в тамбур-шлюзы», допустим следующее:

Рис. 5 Схема подачи воздуха в тамбур-шлюз

Библиография

СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности (с Изменениями N 1, 2)»

Методические рекомендации по проектированию инженерных систем стоянок автомобилей Внимание! содержит нарушения требований нормативных документов!

СП 154.13130.2013 «Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности»

МД.137-13 «Расчетное определение основных параметров противодымной вентиляции зданий: Метод. рекомендации. М., ВНИИПО»

20.10.2020

Благодарим за внимание!

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Published on  October 20th, 2020

Что запомнить

Подведем, уважаемый читатель, итог нашего исследования и выделим главные тезисы этой статьи.

  • При возгорании подпор воздуха препятствует проникновению задымленности в эвакуационные проходы.
  • Границы избыточного давления на эвакуационную дверь от 20 Па до 150 Па, по пп. 7.15, 7.16 СП 7.13130.2013.
  • Системы подпора обязательно предусматривайте для всех помещений эвакуации: тамбур-шлюз, коридор, лестничная клеть.
  • Система ДУ и воздушного притока срабатывает от датчиков ПС.
  • Давления в эвакуационном проходе и за его дверью должны компенсировать друг друга.
  • При превышении избыточного давления в эвакуационном проходе устанавливается клапан сброса избыточного давления, имеющий сертификат ПБ.

Желаю Вам, дорогой читатель, успеха в профессиональном деле.

До встречи в следующей статье!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector