Основы тушения лесных пожаров

Фазы пожаротушения в лесу

Устранение возгорания зеленых массивов делится на следующие операции:

  1. Остановка распространения кромки пожара. Значительно экономит время, позволяя использовать его для тушения огня.
  2. Локализация очага. Включает комплекс мер, цель которых – исключить возможность повторного возгорания. Большинство из используемых способов тушения оказывают лишь временное воздействие. Довольно часто, при сопутствующих условиях, кромка может вспыхнуть повторно.
  3. Ликвидация огня, оставшегося внутри очага возгорания. Заключается в устранении тления по территории лесхоза, иного массива.
  4. Окарауливание. Задача процесса заключается в дистанционном осмотре пораженной пожаром местности. Цель – предотвращение появления новых очагов. Выполняется группой сотрудников МЧС.

Методы тушения торфяников

Обычно самым распространенным и главным методом тушения пожаров считается залив водой. Но остается вопрос, можно ли ей потушить торфяной пожар? Можно! Для этого копают траншею по длине и ширине всей горящей территории. Заливают воду до тех пор, пока она не начнет впитываться почвой.

Если очаг неглубоко, землю перекапывают, при этом обязательно поднимают горящий слой на поверхность. По инструкции тушения торфяных пожаров после этого его обильно заливают.

При горении штабелей торфяника их заливают сильнейшим напором, чтобы пробило штабель насквозь.


Тушение торфа водой

Проливание водой

Для того чтобы пожар был потушен, нужно тонну воды вылить на один квадратный метр торфяной поверхности. Тушение происходит с использованием пожарного оборудования. Из шланга подают воду, перекапывают и перемешивают груды залежей. Там, где существует дефицит воды, строят искусственные водоемы.

Увеличивают смачивающуюся способность воды специальными активными веществами. Доза раствора огнетушащего состава зависит от того, насколько глубоко расположены залежи. По технологии расход 1 м3 смеси идет на 4 м3 торфа. На практике использование таких составов для тушения пожаров с большим количеством очагов нецелесообразно.

При слабых возгораниях эффективно использование пенообразователей, обладающих способностью быстро разлагаться.

«Уколы» торфяными стволами

При слабом возгорании вокруг территории огня применяют «уколы» торфяными стволами специального назначения. При закрытом кране ствол погружают в глубину почвы, затем на 15 секунд включают воду. После этого агрегат вытаскивают, на расстоянии 0,4 метра повторяют процедуру. Чтобы повысить результативность работы, нужно повторить погружение механизма по второму кругу.

Навал мокрого торфа

Эффективность в борьбе с огнем поднимается с использованием бульдозеров. Особенно зимой, когда много снега, техника выворачивает мокрый пласт торфа на слой, который горит, затем уплотняет слои. Эффективность метода проверена, но бульдозер может попасть в прогары.


Снятие торфяного слоя до грунта тракторами и бульдозерами

Другие методы

Эффективность работы при тушении очагов значительно увеличится, если противопожарные канавы применять под искусственные водоемы, дополнительно прокапывать ямы поперек канав с водой. Все канавы будут соединены с водоемом.

Регулярно нужно проводить работы по прочищению ям. Деревья, упавшие в ямы, трава могут быть распространителями огня. Борьба с горением ведется с использованием взрывчатки, созданием ступеней из плотин, полевых магистралей.


Разделительные полосы ограждения на пути торфяного пожара

Новинки лесопожарной техники

Отечественные производители специально для тушения лесных пожаров разработали ПА, работающие на укреплённых шасси, имеющих повышенную проходимость (модели ГАЗ 4х4, КамАЗ 4х4 и 6х6, ЗИЛ 6х6), а также лесопожарные агрегаты, работающие на базовой основе гусеничного и колёсных тракторного парка.

Новинки в этой отрасли представлены лесопожарными модулями типа ЛПМ-2,2-10, разработанного «Пожтехникой». Его основой является трелевочный трактор LKT-81.04. Многовариантность ТС позволяет легко его переоборудовать в зависимости от задач, поставленных в определённый момент: при пожаре достаточно установить пожарный модуль, состоящий из цистерны, пенобака и насоса, работающего от гидросистемы. При необходимости создания защитных минерализованных полос агрегат комплектуют дисковым плугом. В межсезонье, при отсутствии пожаров (холодный период года), вместо пожарного модуля устанавливают бортовую платформу и ТС используют в обычном режиме.

Аналогичные свойства имеет многовариантный автомобиль марки АКонТ, оборудованный на шасси ЗИЛ «Бычок» 4х4. Он оснащён модулем пожаротушения и насосным устройством. Благодаря инновационной системе съёма кузова модель успешно заменяет модули, так как может выехать на тушение лесного пожара.

Для тушения огня идеально подходят установки, подающие тонкораспылённые фракции воды. Из их числа отмечают мобильные и относительно недорогие мотопомпы и торфяные стволы, разработанные по инновационным технологиям. Так, одной из разработок ООО «Каланча» является модель мотопомпы «Гейзер-1600пр», специально предназначенная для тушения верховых и торфяных пожаров. Для ликвидации пожаров в торфяниках её оснащают стволом «Гидробур». Дополнительное оборудование из 16 стволов позволяет расширить до 160 м зону тушения огня.

НПО «Простор» предлагает мобильную установку УПТВ-50, состоящую из поршневого насоса, 300-литрового водяного бака и ёмкости для пенообразователя, осуществляющую тушение тонкораспылённой водой. Компактными размерами и удобством эксплуатации отличается «Игла-1-0,4», которая может работать в непрерывном и импульсном режимах. Планируется, что скоро появится более дешёвый лесопожарный вариант этой модели.

Перечень используемой техники более обширен, с каждым годом происходит её усовершенствование. Поскольку успешную ликвидацию и предупреждение огня в лесных массивах во многом обеспечивает современная техника, следует внимательно следить за инновационными разработками в отрасли.

Мероприятия по ограничению распространения пожара в лесу

Для успешного тушения пожаров необходимо провести ряд мероприятий по созданию условий ограничения их распространения:

  • создание противопожарных барьеров;
  • устройство дорог;
  • устройство водоемов.

Противопожарными барьерами в лесу могут служить минерализованные и другие защитные полосы, противопожарные разрывы и канавы, противопожарные заслоны в виде полос из деревьев лиственных пород.

Минерализованная полоса — это полоса земли шириной до 1,4 м, с которой полностью удалена растительность до минерального слоя почвы.

Она служит для остановки низового пожара, а также используется как опорная линия для пуска отжига (встречного огня).

Защитную полосу шириной 10 м создают на границе леса и сельхозугодий путем вспашки, выжигания или насаждения малогорящих растений.

Противопожарные разрывы шириной 50 м и более — это просеки в хвойных древостоях, на которых созданы защитные противопожарные полосы. Они разделяют лес на участки площадью от 2 до 12 га и служат опорной полосой и дорогой при тушении лесных пожаров.

Лиственные опушки шириной 50-60 м устраивают для улучшения условий борьбы с пожарами и ограничения распространения верховых пожаров по обеим сторонам противопожарных разрывов, дорог, трубопроводов и т.п. Общая ширина противопожарного барьера составляет 12÷150 м.

Противопожарные канавы — для защиты особо ценных пород лесных участков от перехода на них подземных пожаров с соседних площадей, опасных в пожарном отношении. Глубина канав — до минерализованного слоя или грунтовых вод.

Противопожарные водоемы — устраивают в лесу около дорог с помощью запруд в ручьях и искусственных водоемов вместимостью не менее 100 м

3

, а также увеличивая глубину естественных водоемов.

Эксперты — о пожарах

Координатор проектов по лесам высокой природоохранной ценности WWF России Константин Кобяков: 

— Пожарная катастрофа происходит в России каждый год. И 2010-й, если говорить о площади лесных пожаров, был далеко не худшим годом: в 2008 году лесов сгорело гораздо больше. Но раньше основная часть лесных пожаров происходила на удаленных территориях, и о них мало кто знал. А в 2010 году они коснулись густонаселенных районов, крупных городов, в том числе Москвы. Люди на собственных легких почувствовали, что это такое. И произошел массовый всплеск интереса к проблеме лесных пожаров.

Сейчас общественные добровольцы составляют ничтожно малую часть всех сил, задействованных в тушении лесных пожаров, но они играют очень важную роль: во-первых, стимулируют общественный интерес к теме, во-вторых, они «затыкают важные дырки» в государственной системе пожаротушения. Есть территории, которые не находятся в приоритете у государственных пожарных служб, но которые важны для людей. Это могут быть ценные природные территории, у которых нет официального статуса охраняемых земель. Например, те же острова на Ладоге. Или земли запаса, или заброшенные сельхозземли, на которых выросли леса и по которым до сих пор есть неопределенность, кто отвечает за их тушение. Именно волонтеры способны прикрывать те критические места, которые из-за бюрократии до сих пор остаются оголенными.

Фото Игоря Подгорного, Greenpeace

Руководитель противопожарного отдела Greenpeace России Григорий Куксин: 

— Несколько сильных групп добровольных лесных пожарных существовало и до 2010 года. Но именно 2010 год сделал проблему лесных пожаров более понятной и узнаваемой для большого числа людей. Тогда сошлись несколько факторов. В тот период был почти максимальный упадок в лесной охране. С принятием нового Лесного кодекса в 2006 году начались несколько лет абсолютного хаоса и разрушения системы охраны лесов. 

Поэтому попытка людей соорганизоваться, еще не разбираясь в проблеме, была очень важна. В большинстве случаев она была непрофессиональной и даже не очень результативной, потому что многие волонтеры включились тогда, когда эту проблему уже нельзя было не заметить, когда уже все СМИ говорили об этом, когда уже были большие потери и ущерб. Но отношение людей это действительно поменяло — как в сторону понимания проблемы пожаров, так и в сторону осознания того, что общество способно быстро объединиться и выступить значимой в масштабах страны силой.

Раннее обнаружение и подавление возгораний

Наиболее востребованными при раннем обнаружении возгораний остаются ручные инструменты (ранцевые огнетушители, легкие бензопилы, топоры, лопаты, мотыги и т.д.), позволяющие потушить небольшие пожары до того, как они распространятся на площади в десятки и сотни гектаров и перейдут в категорию крупных (рис. 2).

Как правило, ими оснащены небольшие лесопатрульные автомобили грузоподъемностью до 3 т, наиболее распространенными из которых являются комплексы, созданные на базе автомобилей ВАЗ, ГАЗ и УАЗ. Эти пожарные автомобили оснащаются небольшой емкостью объемом 0,2–1,5 т и полным комплектом ручных средств тушения. Производительность тушения кромки пожара ручными инструментами составляет от 0,5 до 1,2 м/мин. в зависимости от физической подготовки и опыта пожарного, типа напочвенного покрова и интенсивности горения.

К ручным инструментам пожаротушения также относится оборудование, которое оснащено небольшим двигателем внутреннего сгорания или электродвигателем и может переноситься одним пожарным за спиной или в руках (воздуходувки, легкие мотопомпы, бензопилы).

Использование технических средств

Если поблизости есть вода, пожар успешно тушится водой. Для этого используются ведра, ранцевые опрыскиватели и мотопомпы. В противном случае к пожару проделывается дорога, по которой при помощи техники доставляется вода в различных объемных емкостях. Из данных емкостей заправляются ранцы и наполняются ведра. С помощью мотопомпы через пожарные рукава направляется вода из емкостей и подается на огонь через стволы. Радует, что сегодня рынок предлагает большой выбор иностранных мобильных мотопомп, которые отлично себя зарекомендовали и успешно заменили наших отечественных советских «старичков».

Виды возгораний

Для человека в первую очередь наибольшую угрозу представляют верховые, так как они распространяются очень быстро, охватывают большие территории и убежать от огня невозможно. Скорость распространения таких лесных пожаров достигает 70 км/ ч.

Но и низовые лесные, и торфяные, в результате которых сгорает торф на болотах, не менее опасны для людей со слабым здоровьем. Было отмечено, что в период загрязнённости воздуха дымом от пожаров смертность людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями возрастает в 3–4 раза. Это происходит от того, что воздух загрязняется микрочастицами очень небольшого размера, оказывающими крайне негативное влияние на здоровье человека.

Как показала практика, наибольшую эффективность в борьбе с лесными пожарами имеет своевременная профилактика. Однако, в случае возникновения их на местности, необходимо приступить к немедленному тушению. В зависимости от типа лесных пожаров также делятся на группы.

Гражданское население и воинские формирования

Борьба с лесными пожарами подразумевает быстрое реагирование и обеспечение безопасности всех участников тушения лесного пожара. В этом случае не всегда возможно применение специально обученных пожарных расчётов, и на местах зачастую организуется борьба с пожарами при помощи добровольцев из числа местного населения, силами солдат и полиции, а также с участием медицинского персонала.

Группы должны иметь радиосвязь с региональным пожарным центром, желательно не по сотовому телефону, а при помощи штатной радиостанции, так как работа сотовых служб в лесных районах и в условиях пожара не гарантирована. Желательно организовать наблюдение с воздуха за работой над тушением пожара, с целью лучшей координации.

Первое, что следует выполнить — составить списки всех участников, разделить их на группы по 10–15 человек и в каждой группе назначить старшего, отвечающего за безопасность каждого.

Подчинение каждого члена группы старшему является необходимым условием успеха. Участники группы должны находиться вместе для повышения эффективности работы и снижения риска потерять людей.

Всех членов группы необходимо обеспечить экипировкой, средствами первой помощи, автотранспортом для эвакуации в случае перехода пожара в неконтролируемую верховую стадию. Желательно, чтобы в составе группы присутствовал человек с медицинским образованием, способный оказать первую помощь.

Кроме этого, у каждого члена группы должна быть карта местности, компас, фляжка с водой, нашатырный спирт и бинты. При длительном тушении нужно обеспечить членов группы трёхразовым горячим питанием, впрочем, как показывает практика, тушение пожара в определённой местности редко длится более одного дня.

Менеджер агентства почтовых рассылок Пётр Румянцев, Москва — Йошкар-Ола: В тот момент я увидел полную неготовность системы к катастрофе такого масштаба

Пётр Румянцев. Фото Игоря Подгорного

— Я тогда жил в Москве, и дым, накрывший столицу в августе 2010 года, полностью изменил мою жизнь. От подруги я узнал, что есть курсы, где готовят добровольцев, и она туда едет. Подумал: а я чем хуже? Взял контакты, записался на двухдневные курсы и оставил свой телефон в резерв. Через неделю звонок: «Можешь поехать с группой в Рязанскую область?» — «Могу». Так и завертелось.

Огромным позитивом для меня было то, что на первом выезде нашей группой руководили те же люди из Гринписа, что учили нас на курсах: Григорий Куксин, Михаил Крейндлин. То есть реальная работа выходила продолжением обучения и не было «забудь все, чему тебя учили». Мы, добровольцы-новички, делали то, что приказывал старший в группе: таскали оборудование, копали, тушили огонь с помощью ранца и воздуходувки, переносили рукава, «зарывались» в лужи, туша торф.

Фото Игоря Подгорного, Greenpeace

Работа тяжелая, грязная. Холодно, оттого что мокрый, и комары! Вечером компания грязнуль ждала машины, чтобы уехать в лагерь отогреться, поесть и переодеться в сухое. Рабочую одежду бесполезно было сушить, за ночь она не просыхала. 

На тушении пожаров в 2010 году я провел около трех недель. Мы ехали туда, куда нас приглашали. После Рязанской я был в Московской и Волгоградской областях. В июле-августе произошел большой всплеск добровольчества. Везде находились люди, которые были готовы противостоять пожарам на своем уровне. Но этот подъем был уже запоздалым, да и после взаимодействия с властью у многих добровольцев опускались руки. 

Фото Игоря Подгорного, Greenpeace

Это была война, пипец и бардак. Мы были в состоянии ополчения, буквально закрывали лес грудью от пожара. Я как новичок чаще всего выступал просто зрителем происходящих конфликтов между местными властями и МЧС, между МЧС и лесной охраной, между государственными структурами и добровольцами. В тот момент я увидел полную неготовность системы к катастрофе такого масштаба.

Несколько лет после этого я ездил в лагерь добровольных лесных пожарных на Ладоге. В 2017 году я переехал в Йошкар-Олу, и принимать активное участие в противопожарной добровольческой деятельности стало сложнее. Я даже хотел создать активную группу для тушения пожаров в своем регионе, но это пока не получается: мало желающих. Вместо этого провожу занятия с детьми и педагогами, распространяю материалы кампании #остановиогонь в СМИ и соцсетях. На своей страничке веду рубрику #пожарныйликбез и показываю познавательные фильмы и мультфильмы об опасности пожаров. 

Фото Игоря Подгорного, Greenpeace

После 2010 года мой взгляд на жизнь принципиально не изменился, но оптимизма стало меньше. Да, с тех пор произошли положительные изменения в системе борьбы с природными пожарами, но они недостаточны. Например, сегодня существует запрет на выжигание сухой растительности, ведь часто весенний пал травы может стать причиной природного пожара. Увы, этот запрет мало соблюдается. Очень редко передают в новостях, что кого-то нашли и наказали за это. 

Пожарные получили техническое оснащение. Некоторые региональные пожарные даже заимствуют практики работы добровольцев, например использование воздуходувок во время тушения пала травы, а количество региональных групп добровольных пожарных с каждым годом увеличивается. Но недофинансирование системы огромно. Поэтому существуют огромные «зоны контроля» – лесные территории, в пределах которых за пожарами можно следить, но ничего не делать для их тушения. А все оборудование, средства индивидуальной защиты, питание, транспорт и проживание добровольные лесные пожарные оплачивают за счет фондов Гринпис России, государственных грантов, пожертвований частных фирм и свой личный счет. 

Лесопожарные самолеты танкеры

Самолеты для тушения лесных пожаров

Ан-2П. Бак огнегасящей жидкости в фюзеляже объёмом 1200 л, высота полета при сливе – 25 м над пологом леса, время слива – 3 с. Заправка с пожарной машины на аэродроме.

Ан-26П. Два подвесных бака по 2000 л каждый. Заправка со специального аэродромного модуля или пожарных машин. Высота полета при сливе – около 40 м над пологом леса, время слива – до 3 с.

Ан-32П. Четыре подвесных бака по 2000 л каждый. Заправка со специального аэродромного модуля или пожарных машин. Высота полёта при сливе около 50 м над пологом леса. Слив производится сначала с передних двух баков и через 1,5 с с двух задних или одновременно со всех баков.

Бе-103П. Предназначен для авиапатрулирования лесов, разведки очагов пожаров, перевозки 5 человек (включая экипаж) и тушение пожаров c воздуха, а также корректировки работы тяжелых авиатанкеров Бе 12-П. Бе-200П. Заправка баков водой производится как при глиссировании по поверхности воды, так и на аэродроме.

На эту тему ▼

Пожарные самолеты и авиация МЧС России

Основные модели и их ЛТХ

Бе-12П. Гидросамолет с баком на 6 т внутри фюзеляжа. Забор воды на глиссировании, слив с высоты 50 м над пологом леса.

Ил-76. Два резервуара по 21 м

3

. Заправка осуществляется на аэродроме. Время заправки составляет 20-30 мин. Слив происходит с высот 50-100 мет­ров и занимает 6-8 секунд. Один полет (взлет, работа, посадки. заправка топливом и водой) – 3 часа.

Бе-200П. Самолет-амфибия Бе-200 может эксплуатироваться с аэродромов, имеющих длину ВПП 1800 м, а также с внутренних водоёмов и морских акваторий глубиной не менее 2 м при высоте волны до 1,2 м. Для доставки и сброса воды или пены в очаг пожара на самолете имеется четыре бака общей вместимостью 12 м

3

Тактика тушения пожаров в поврежденных зданиях

Часто спасателям приходится иметь дело с возгораниями в частично поврежденных или полностью разрушенных зданиях. Такие объекты представляют особую сложность, так как кроме операции по эвакуации людей и подавлению огня необходимо предпринимать меры по предупреждению дальнейших разрушений и поиску свободных путей отступления.

Наибольшую опасность представляют завалы, под которым в результате повреждения электрических, газовых, тепловых и сантехнических систем создается среда для возникновения возгораний, затоплений и взрывов. Особо сложными считают завалы на промышленных объектах. Кроме принятия мер по предотвращению развития пожара спасатели вынуждены проводить работу по срочной эвакуации людей. По статистике, в первые сутки после обрушения зданий погибает 40% пострадавших.

Тактика тушения в условиях поврежденных зданий состоит в следующем:

Проведение инженерной разведки с одновременным прокладыванием маршрутов для подъезда спецтехники.
Постоянный мониторинг состояния поврежденных конструкций.
Развертка оборудования: прокладывание магистральных и рабочих рукавных линий, оборудованных ручными или лафетными стволами.
Организация бесперебойной подачи воды для локализации отдельных очагов возгорания под завалами и предупреждения распространения огня как потенциальной опасности возникновения массового пожара.
Разведка близлежащих водоисточников.
Проведение профилактических мер: отключение источников электропитания, газа и водоснабжения. Проверка целостности конструкции. Подтверждение безопасных условий работы спасателей.
Розыск и спасение пострадавших.
Тушение огня с продвижением к очагам возгорания кратчайшим путем

Особое внимание уделяют скрытым участкам.
Сворачивание ПТВ и возвращение на место дислокации.

Отдельное место в тактике проведения операции в зоне ЧС отводится эвакуации пострадавших. При обрушении зданий люди часто остаются заблокированными на еще целых этажах. Огонь при этом из-за повреждения целостности конструкции имеет тенденцию к быстрому распространению. Все это создает ограничения для стандартной эвакуации. Сложность добавляет повреждение системы внутреннего водоотведения и трудоемкость подачи ОТВ на верхние этажи зданий.

Поиск людей начинают сразу же после прибытия оперативников в зону ЧС. Для этого применяют метод сплошного обследования разрушенного объекта. Отряд идет цепочкой на расстоянии зрительного и слухового контакта друг с другом. Активное участие в операции принимают кинологи с собаками. При обнаружении людей необходимо установить с ними связь через переговоры или простукивание. Разбор завалов с целью извлечения пострадавших проводят только в случае их плотной структуры и при условии нахождения человека близко к поверхности. Нельзя допускать рывков, чтобы не спровоцировать еще большее обрушение.

Если в зоне обнаружения людей выявлен источник утечки воды или газа, немедленно отключают коммуникации на этом участке. При необходимости создания галереи проходки спасатели разбиваются на звенья и работают в расчетах по 3 человека. Прокладывая галерею, необходимо устанавливать опоры.

При спасении людей с верхних этажей поврежденных зданий используют автолестницы, автоподъемники, средства спасения с высоты. Если есть возможность проникновения в уцелевшие помещения, то взрослых ищут возле путей возможной эвакуации, а детей – в шкафах, чуланах, под лестницами.

Тактика тушения пожара в поврежденных зданиях предполагает тот же алгоритм, что и для общих случаев возгораний. Из особенностей в них выделяют особый режим подъезда спецтехники и развертывания сил и средств пожаротушения. К особенностям возгораний в поврежденных зданиях относят:

  • быстрое распространение горения на большие площади;
  • задымление лестничных пролетов;
  • стремительное распространение огня на верхние этажи вследствие неплотности конструкций и повреждения вентиляционных шахт;
  • затрудненную подачу огнетушащих средств из-за повреждения внутреннего водопровода;
  • сложность в использовании автолестниц;
  • невозможность быстро локализовать возгорание из-за образовавшихся во время разрушения пустот.

Лесопатрульные машины и катера

Вездеход ВПЛ-149

Выполняет те же работы, что и автоцистерна АЦЛ-147. Создан на базе снегоболотоходного гусеничного транспортера ГАЗ-71, предназначен для районов, где проезд автотранспорта затруднен. Емкость баков с водой 450 л. Экипаж – 6 чел. Скорость по улучшенной дороге – 50 км/ч, по грунтовой лесной – 35, по заболоченной местности – 15 км/ч; мо­жет преодолевать водные преграды со скоростью 5 км/ч, подъемы и спуски крутизной до 35°. Мощность двигателя 115 л. с. Запас хода по топливу – 400 км. Расход топлива – 10,0-15,0 л/100 км.

Вездеход ВПЛ-6

Базовой машиной является вездеход ГТС-М со смонтированным пожарным оборудованием, комплектом перенос­ных средств пожаротушения и прицепной цистерной для воды. Емкость баков огнегасящей жидкости 700 л, емкость прицепной цистерны 1447 л.

Автомобиль АЛП-10-66-221

Базовый автомобиль ГАЗ-66. Вместимость цистерны 0,9 м

3

. Численность команды 7 чел. Оборудован мото­помпой МП-600, громкоговорящей установкой – СГУ-60, радиостанцией.

Катер ЛФ-22П

Укомплектован мотопомпой МЛН-0,25/2,5 (ПМП-Л1), пожарными рукавами, канистрами для сульфанола, лесными огнетушителями. Водоизмещение катера – 2,61 т, мощность двигателя – 118 кВт (160 л.с.), проходимая глубина – 0,28 м, скорость хода – 44 км/ч, дальность плавания – 100 км, габариты – 6,6×2,3×2,0 м.

Катер КС-100Д

Оборудован мотопомпами М-600А, МЛН-0,25/2,5, напорными рукавами длиной 500 и 1000 м, стволом-пикой ТС-1, лесными огнетушителями, зажигательным аппаратом A3, лопатами, бензопилой, емкостями для химикатов, радиостанцией типа «Алмаз», «Карат», переносными радиостанциями, громкоговорящей установкой ГУ-20. Водоизмещение катера – 7,2 т, скорость хода – 26-28 км/ч, дальность плавания на одной заправке – 350 км, команда 8 человек. Двигатель дизельный мощно­стью – 124 кВт (170 л.с.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector