«мини-беспилотная авиация»: какого эффекта можно ожидать от боевого применения квадрокоптеров

Бразилия

  • 14-X , ГПВП 10 мАч, разрабатываемый FAB.
  • A-20 LTA VANT Коммерческий БПЛА космических дирижаблей.
  • Acauã VANT Экспериментальный БПЛА ВВС Бразилии для разработки электронных систем для будущих бразильских БПЛА.
  • XMobots Apoema 1000B LALE (маловысотная, большая дальность ) (2009 г.)
  • AGPlane UAV of AGX / Aeroalcool. Сельскохозяйственный и гражданский БПЛА для наблюдения.
  • Arara M1 Малый разведывательный БПЛА.
  • Arara T1 Small UAV / цель AGX / Aeroalcool для ВМС Бразилии .
  • Azimute Santos Lab Comercio e Industria Aerospacial Ltda.
  • BQM-1BR Первый бразильский БПЛА / цель CBT (Companhia Brasileira de Tratores).
  • Caçador , разработанный израильской компанией IAI Heron
  • Переносной БПЛА Carcara Infantry, состоящий на вооружении бразильской морской пехоты Santos Lab Comercio e Industria Aerospacial Ltda.
  • Carcara II Новая версия Carcara для ВМС, Santos Lab Comercio e Industria Aerospacial Ltda.
  • Дюмон — Новые технологии,
  • Элетрон БПЛА БРВАНТА.
  • Avibras Falcão Тактический БПЛА, Avibras
  • Flight Technologies FS-01 Watchdog Brazilian Тактический разведывательный БПЛА
  • Flight Technologies FS-02 AvantVision Бразильский мини-БЛА
  • Переносной БПЛА Flight Technologies FT-100 Horus Soldier, состоящий на малой службе в бразильской армии Flight Technologies на базе FS-02
  • Flight Technologies FT-200 Watchdog Бразильский тактический разведывательный БПЛА от Flight Technologies на базе FS-01
  • БПЛА Flight Technologies VT-15 Испытания бразильской армии на базе Flight Technologies FT-200 Watchdog.
  • Мини-БПЛА Gyro 200 ED Квадрокоптер Gyrofly Innovations.
  • Gyro 500 Мини-БПЛА Квадрокоптер Gyrofly Innovations.
  • Harpia Это тактический БПЛА среднего размера компании Harpia Systems (совместное предприятие Embraer Defense and Security , AEL Systems и Avibras ), остановленный в январе 2016 года.
  • БПЛА Hornet H2 компании BRVANT.
  • Jabirú Santos Lab Comercio e Industria Aerospacial Ltda.
  • БПЛА Aeromot K1AM / Дрон-мишень для ВМС Бразилии на базе дрона Northrop KD2R-5 .
  • Протонный БПЛА БРВАНТА.
  • БПЛА SARVant Surveillance, разработанный консорциумом OrbiSat (SAR Radar), Aeroalcool (планер) и AGX (управление полетом).
  • Мишень Sea Runner ВВС Бразилии .
  • Бразильский мини-БЛА Tiriba от AGX Tecnologia. 4 кг, легкий гражданский БПЛА

1.1 Концепция современных боевых действий

Конфликты на Ближнем Востоке, на Балканах и в Ираке продемонстрировали новые технологии ведения боевых действий и обозначили основные направления их развития и совершенствования с учетом современных достижений в создании интеллектуального оружия различного назначения.

Эти технологии базируются на ряде основных принципов:

  1. создание единой информационной, управляющей и ударной среды, простирающейся от поверхности земли (воды) до космоса и доступной различным военным потребителям от стратегического уровня (армия) до тактического уровня – взвод, группа солдат или даже отдельный солдат. Всеобъемлющая и своевременная информация, а также управление рассматриваются в качестве ведущего компонента достижения успеха ;
  2. возрастание глубины огневого поражения, требующее увеличения дальностей действия проектируемых средств поражения;
  3. одновременное преодоление повышающейся защищенности большинства целей, например, систем объектовой ПВО противника;
  4. активное применение относительно дешевых боеприпасов классов “воздух -поверхность” и “ поверхность – поверхность”.

Единая информационная среда обеспечивается непрерывной разведкой, планированием и управлением выполнения запланированных действий с привлечением минимально необходимых ударных средств.

Одним из типов современного интеллектуального оружия, вызывающего особый интерес в последнее время, стали беспилотные летательные аппараты (unmanned aerial vehicle (UAV)). Известные проекты БЛА разработаны или разрабатываются в большинстве для решения следующих задач:

  1. разведка или целеуказание оружию,
  2. в качестве ударных средств .

Параллельно несоответствие боевых возможностей классических: артиллерии ВМФ и Сухопутных войск, неуправляемых авиабомб в РФ и во всем мире (включая США) современным тактическим требованиям стимулировало появление большого количество работ в направлении обеспечения выполнения требований к точности наведения.

Важнейшим направлением повышения точности стрельбы является создание комплексов управляемого вооружения на базе высокоточных артиллерийских боеприпасов (ВТАБ) и управляемых авиационных бомб (УАБ), обеспечивающих многократное сокращение расхода снарядов и времени решения огневых задач. Создание ВТАБ и УАБ, характеризующихся повышенной боевой эффективностью, рассматривается зарубежными военными специалистами в качестве одного из основных направлений совершенствования артиллерии и авиации в ближайшие 10-15 лет .

«Муха» и «Волк-18»

Как следует из информации военного ведомства, на сегодняшний день квадрокоптеры в основном применяются для проведения разведывательных задач: мониторинг обстановки при проходе механизированных колонн, контроль территории и объектов, оценка результатов поражения целей, обнаружение живой силы и техники противника на небольших расстояниях.

В перспективе квадрокоптеры могут использоваться для обследования помещений, опасных или труднодоступных пространств. В апреле на Дне инноваций Министерства обороны Российской Федерации и в августе на международном военно-техническом форуме «Армия-2021» сотрудники военного технополиса «Эра» (Анапа) продемонстрировали миниатюрный беспилотник «Муха».

Также по теме


«Обладают уникальными характеристиками»: как зенитные ракетные комплексы С-500 усилят российскую армию

Государственные испытания зенитной ракетной системы С-500 «Прометей» завершены, и российские войска начали получать первые образцы…

Особенность дрона заключается в том, что он помещён в углепластиковый корпус, который обеспечивает защиту винтов при столкновениях с предметами. Аппарат позволяет осматривать туннели, гроты, подвалы. Кроме того, в «Муху» интегрирована функция автономного полёта, которая включается в случае потери дистанционного управления.

Ещё одним новейшим российским БПЛА квадрокоптерного типа является аппарат «Волк-18», который входит в состав радиолокационно-оптического комплекса обеспечения безопасности и нейтрализации беспилотников ROSC-1 разработки специалистов ПАО «НПО «Алмаз» (входит в концерн «Алмаз-Антей»).

Дрон представляет собой аппарат размером 60 х 60 см и взлётной массой 6 кг. Лётные возможности позволяют ему подниматься на высоту до 2 км, находиться в воздухе около 30 минут и маневрировать.

«Волк-18» предназначен для перехвата вражеских БПЛА с помощью пуска сеток, которые запутывают винты. Чаще всего жертва квадрокоптера-истребителя теряет высоту и разбивается. Если поразить противника не удаётся, то беспилотник способен протаранить его.

«Волк-18» получает целеуказание от станции (ROSC-1. — RT), но преследует дрон противника в автоматическом режиме. Размеры выстреливаемой сетки составляют 2 × 2 м, поэтому вероятность промаха невелика. К тому же дистанция поражения должна быть менее 5 м», — пояснил ранее в комментарии RT инженер-программист «Алмаза» Владислав Атряхин.

  • Беспилотный охотник за дронами «Волк-18» на МАКС-2021

В январе текущего года со ссылкой на источники в Минобороны РФ газета «Известия» сообщила о том, что именно с 2021 года начнутся масштабные поставки в российские войска БПЛА квадрокоптерного класса. Аппараты будут применяться не только в боевых условиях и на полигонах, но и в повседневной деятельности.

По информации издания, в экспериментальном порядке квадрокоптеры начали использоваться в армии в 2019 году. Известно, что в августе позапрошлого года пресс-служба Западного военного округа анонсировала первое в войсковой практике РФ тактико-специальное учение с расчётами БПЛА квадрокоптерного типа.

На полигоне в Ленинградской области операторы дронов получили задачу провести корректировку для «нанесения огневых ударов артиллерийскими, авиационными и ракетными ударами», осуществить разведку местности, мониторинг обстановки и патрулирование территории.

  • Квадрокоптер ВС РФ

О результатах тактико-специального учения не сообщалось. Однако, как утверждают «Известия», по итогам опытной эксплуатации квадрокоптеров в разных военных округах РФ было принято решение перейти к поставкам для массового освоения военнослужащими.

История создания и развития БПЛА

История беспилотников началась в Великобритании в 1933 году, когда на базе биплана Fairy Queen был собран самолет, управляющийся по радио. До начала Второй мировой войны и в первые годы было собрано более 400 таких машин, которые использовались в качестве мишеней при Королевском ВМФ.

Первой боевой машиной этого класса стали знаменитые немецкие Фау-1, оснащенные пульсирующим реактивным двигателем. Примечательно, что запускать самолеты-боеголовки можно было как с земли, так и с воздушных носителей.

Управлялась ракета следующими средствами:

  • автопилотом, которому задавались параметры высоты и курса перед запуском;
  • дальность отсчитывалась механическим счетчиком, который приводился в действие за счет вращения лопастей в носовой части (последние запускались от набегающего воздушного потока);
  • по достижении установленной дистанции (разброс – 6 км) взводились взрыватели, и снаряд автоматически переходил в режим пикирования.

https://youtube.com/watch?v=5vhVtTF-w60

Соединенные Штаты в годы войны выпускали мишени для тренировки зенитчиков — Radioplane OQ-2. Ближе к концу противостояния появились первые ударные беспилотники многократного действия — Interstate TDR. Самолет оказался малоэффективным из-за низкой скорости и дальности, которые были обусловлены дешевизной производства. Кроме того, технические средства того времени не позволили вести прицельный огонь, вести бой на большой дистанции без следования самолета-управления. Тем не менее успехи в применении машин были.

В послевоенные годы БПЛА расценивались исключительно в роли мишеней, но ситуация изменилась после появления в войсках зенитных ракетных комплексов. С этого момента беспилотники стали разведчиками, ложными целями для вражеских «зениток». Практика показала, что их использование сокращает потери пилотируемых ЛА.

БПЛА в бою

В Советском Союзе до 70-х годов активно выпускались тяжелые разведывательные самолеты в качестве беспилотных:

  1. Ту-123 «Ястреб»;
  2. Ту-141 «Стриж»;
  3. Ту-143 «Рейс».

Значительные потери авиации во Вьетнаме для армии Соединенных Штатов обернулись возрождением интереса к БПЛА.

Здесь появляются средства для выполнения различных задач;

  • фоторазведка;
  • радиотехническая разведка;
  • цели радиоэлектронной борьбы.

В этом виде использовались 147E, которые собирали разведданные так эффективно, что многократно окупили стоимость всей программы по их же разработке.

В развитии БПЛА 80-90-х годов поучаствовали израильские специалисты. Изначально закупались устройства США, но быстро была сформирована собственная научно-техническая база для разработки. Лучше всех зарекомендовала себя фирма «Тадиран». Израильская армия тоже продемонстрировала эффективность использования БПЛА, осуществляя операции против сирийских войск в 1982.

В 80-90-е очевидные успехи ЛА без экипажа на борту спровоцировали начало разработок у многих компаний по всему миру.

В начале 2000-х появился первый ударный аппарат – американский MQ-1 Predator. На борту устанавливались ракеты AGM-114C Hellfire. В начале века беспилотники в основном использовались на Ближнем Востоке.

Беспилотник на марше

До сих пор практически все страны активно разрабатывают и внедряют БПЛА. Например, в 2013 в ВС РФ поступили разведывательные комплексы с малой дальностью действия — «Орлан-10».

Также ведется разработка в КБ Сухого и МиГ новой тяжелой машины – ударного самолета со взлетной массой до 20 тонн.

Об использовании в армии

Направление для производства БПЛА в России задано военными. Армейским командованием дроны используются преимущественно для выполнения разведывательных задач. Именно в данном направлении работают основные производители БПЛА в России. В последние годы, кроме разведывательных беспилотников, начали выпускать ударные дроны. К отдельной группе принадлежат дроны-камикадзе. Кроме того, некоторые модели БПЛА приспособлены для радиоэлектронной борьбы с противником, для ретрансляции радиосигналов. Беспилотники также могут подавать целеуказания для артиллерийских орудий. Во время военных учений в России БПЛА используются как относительно недорогие воздушные мишени. Дешевое производство дронов позволяет при выполнении военными важных задач жертвовать этими беспилотными аппаратами.

«Всё было сделано правильно»

Как говорят эксперты, «Орион» («изделие 90») является многофункциональным беспилотным комплексом, способным выполнять широкий круг задач, включая удары по наземным объектам. По международной классификации российский БПЛА относится к типу средневысотных дронов большой продолжительности полёта или MALE (Medium-altitude long-endurance).

Опыт зарубежных государств (прежде всего, США и Израиля) демонстрирует эффективность применения таких беспилотников в локальных конфликтах. Также аппараты класса MALE представляют собой технологическую основу для создания более тяжёлых и крупных «родственников», поясняют специалисты. 

  • Демонстрационный образец «Ориона» на МАКС-2019
  • RT

Разработка «Ориона» стартовала в 2011 году под шифром «Иноходец». Испытания комплекса начались в 2016 году в Лётно-исследовательском институте имени М.М. Громова (Жуковский). По состоянию на конец 2019 года они находились на завершающем этапе. Петербургское предприятие планирует выпускать по 30 аппаратов в год. 

Высота полёта «Ориона» — 7,5 км, крейсерская скорость — 200 км/ч, масса полезной нагрузки — 200 кг, продолжительность полёта — свыше 24 часов, размах крыла — 16 м. Планер БПЛА полностью изготовлен из композиционных материалов. Полёт аппарата осуществляется в автоматическом режиме на всех этапах.

Также по теме

«Нет ни у кого в мире»: как новейшая радиолокационная станция усилит возможности российских роботов и БПЛА

Для нужд российской армии создаётся малогабаритная многофункциональная программная радиолокационная станция (РЛС), сообщил начальник…

По информации разработчика, «Орион» оснащён оптико-электронной системой с телевизионным и инфракрасными каналами, цифровым аэрофотокомплексом высокого разрешения, радиолокационными средствами и аппаратурой пеленгации источников радиоизлучения. Программное обеспечение «Ориона» позволяет обрабатывать собранные данные, формирует для эксплуатанта различные отчёты и донесения.

«Авионика «Ориона» заслуживает отдельного внимания. С точки зрения математики и алгоритмов всё было сделано правильно. В процессе создания бортовых систем наши конструкторы столкнулись с большими проблемами из-за нехватки отечественной элементной базы. Однако, учитывая положительные отзывы военных, эти проблемы были успешно решены», — отметил Дьяконов.

По словам эксперта, в процессе реализации проекта «Орион» инженеры «Кронштадта» совместно с коллегами из других российских компаний разработали ряд ключевых технологических новшеств, не имевших аналогов в России. Так, помимо ликвидации дефицита микроэлектронной начинки, были созданы новые композитные материалы и агрегаты.

В частности, российские конструкторы нашли замену австрийскому поршневому двигателю Rotax 914, который считается одной из лучших силовых установок для аппаратов подобной размерности. На «Орионе» был установлен двигатель АПД-110/120 разработки компании «Агат» мощностью 120 л. с. и массой 105 кг. 

  • БПЛА «Орион» на лётных испытаниях

Дмитрий Дьяконов считает, что коллектив «Кронштадта» справился со всеми поставленными заказчиком задачами, создав современный беспилотник класса MALE. В октябре 2019 года за разработку «Ориона» Николай Долженков получил премию маршала Огаркова, которую вручает Центр анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) лицам, внёсшим значимый вклад в укрепление обороноспособности РФ. 

«Благодаря «Ориону» Россия вступила в «элитный клуб» производителей беспилотных летательных комплексов класса MALE», — прокомментировал награждение директор ЦАСТ Руслан Пухов.  

В разговоре с RT эксперт рабочей группы национальной технологической инициативы «Аэронет» Эдуард Багдасарян предположил, что «Орион» может стать одним из самых массовых отечественных БПЛА «в среднем весовом классе». По его словам, в войсках беспилотник будет использоваться для разведки и нанесения ударов.

Канада

ЦЛ-289 , разведчик (1990)

  • Aeryon Scout , разведчик (2009)
  • Aeryon SkyRanger R60 , разведка (2013)
  • Aeryon SkyRanger R70 , разведка (2017)
  • Aeryon SkyRaider R80D , разведчик (2017)
  • Canadair CL-89 , разведка (1964 г.) — совместно финансировалась Великобританией, а затем и Западной Германией
  • ЦЛ-289 , разведчик (1990)
  • CL-227 Sentinel , разведчик (1977)
  • CL-327 Guardian , разведчик (1996)
  • Ч-160, разведчик (2009 г.)
  • CU-162 Vindicator (2011 г.)
  • Draganflyer X4, наблюдение (2009)
  • Draganflyer X6 , наблюдение (2009)
  • Draganflyer X8, наблюдение (2010)
  • Draganfly Tango, разведка
  • Meggitt Vindicator II (CU-162)
  • PrecisionHawk Lancaster, сельское хозяйство (2010)
  • Prioria Robotics Maveric
  • Silver Fox ALIX (Эксперимент по наблюдению и разведке Атлантического побережья) (2004 г.)
  • РАСШИРЕННАЯ СУБСОНИКА / XIPHOS Grasshopper (2000)
  • MMIST CQ-10 Snowgoose (2000)

«Уничтожить террористов сразу»

Информация о модернизации «Форпоста» ранее неоднократно появлялась в СМИ. Например, в июле 2018 года «Известия» сообщили о том, что усовершенствованная версия БПЛА будет оснащена новой радиолокационной станцией (РЛС) и бесплатформенной инерциальной навигационной системой, которая позволяет дрону выполнять задачи без использования ГЛОНАСС или GPS.

Также, по версии газеты, «Форпост» получит возможность наносить удары с помощью «уникальных высокоточных управляемых бомб». Боеприпасы будут располагаться в специальных малозаметных контейнерах. Беспилотник сможет подниматься в воздух с двумя малогабаритными бомбами. 

Также по теме

«Практически неограниченный радиус применения»: российский беспилотник «Альтиус-У» совершил первый полёт

На одном из испытательных аэродромов Минобороны России прошёл первый полёт разведывательного беспилотника «Альтиус-У». Согласно…

Эдуард Багдасарян предположил, что «Форпост-Р» действительно может получить ударные возможности. По его словам, такие беспилотники имеет смысл использовать для уничтожения главарей бандформирований и небольших скоплений боевиков в ходе сирийской кампании или в антитеррористических операциях.

«Было бы логично создать на основе «Форпоста» разведывательно-ударный аппарат, хотя функции мониторинга местности всё равно будут для него приоритетными. Конечно, «Форпост» не сможет наносить серьёзные разрушения, но нескольких десятков килограммов взрывчатки достаточно, чтобы уничтожить террористов сразу после их обнаружения», — отметил Багдасарян.

Дмитрий Дрозденко считает, что в сфере беспилотной авиации Россия возвращает позиции, утраченные после распада СССР. Испытания «Охотника», «Альтиуса-У» и «Форпоста-Р» свидетельствуют о том, что оборонная промышленность России «приземляет существующие в стране технологии».

«С помощью новых БПЛА российская армия сможет более эффективно осуществлять разведку, наблюдение, проверять, поражена цель или нет, а в ряде случаев — наносить по противнику удар. Современные вооружённые силы вообще невозможно представить без беспилотных аппаратов», — подытожил Дрозденко.

История развития военных дронов

Первый военный беспилотник появился в Америке в 1910 году. Под управлением часового механизма, самолет с боезарядом падал на объект. Но идея не нашла применения.

1933 год считается годом рождения БПЛА, первые образцы которого изготовила Великобритания. Боевые беспилотники были многоразового использования, радиоуправляемыми и служили до 1943 года. Применялись как мишени для зенитчиков и истребителей.

1910
в этом году в Америке появился первый беспилотник

Во 2-й мировой войне Германия успешно применяла управляемые ракеты ФАУ-1 и ФАУ-2.

Немецкая Фау-1

В США тогда же был разработан свой вариант БПЛА. Это был легкий двухмоторный военный бомбардировщик Interstate TDR-1, изготовленный из фанеры и велосипедных труб. Самолет имел слабые летные характеристики. Управление велось по радио с борта летящего рядом самолета, через телекамеру, расположенную в носовой части фюзеляжа беспилотника.  Выпущено было более 180 шт.

Interstate TDR-1

В 1960 году, после опыта вьетнамской, и других локальных войн, Пентагон начал интенсивно развивать программу беспилотников. Вначале это были легкие разведчики, а после стали разрабатываться ударные варианты, которые применялись во многих локальных конфликтах.

В Советском Союзе также велись разработки аналогичных средств, однако они остались на бумаге. Возобновились они в 1957 году. Первый советский беспилотный ударный комплекс назывался Изделие-С. Идея принадлежала конструктору А.Н.Туполеву.

Уже через год был создан объект, который мог доставить ядерный заряд на расстояние до 10000 км. Однако интересы руководства страны были направлены на создание ракетной техники. По этой, и еще ряду причин, это перспективное направление было заморожено на несколько лет.

Правила постановки дрона на учет

Необходимость регистрации квадрокоптера напрямую зависит от его веса. Для наглядности всю информацию мы отразили на схеме.

Обязаны регистрировать квадрокоптеры массой более 250 грамм не только граждане, но и юридические лица, и государственные учреждения.

Процедура регистрации дронов, массой до 30 килограммов, прописана в Постановлении Правительства РФ от 25.05.2019 № 658 «Об утверждении Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации». Для постановки на учет собственник квадрокоптера должен подать заявление Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиацию).

В заявлении указывается:

  1. наименование, серийный номер и технические характеристики дрона;
  2. информация об изготовителе;
  3. ФИО или наименование организации – владельца квадрокоптера, а также адрес места регистрации, электронная почта и контактный номер телефона.

К заявлению прилагаются копии документов и фотография беспилотника.

Если гражданин или юридическое лицо хочет зарегистрировать несколько дронов одного наименования, то составляется одно заявление, но с указанием количества регистрируемых квадрокоптеров и их серийных номеров. Если же беспилотники разные, то на каждый дрон подается отдельное заявление.

Предоставить заявление на регистрацию беспилотника в Росавиацию необходимо в течение 10 рабочих дней после приобретения или ввоза на территорию России. Если человек самостоятельно изготовил квадрокоптер, то заявление в Росавиацию подается до начала его использования.

Заявление, ксерокопии документов и фотографию дрона можно направить:

  • ценным письмом с описью вложения по Почте России;
  • через интернет-портал Госуслуги при наличии электронной цифровой подписи;
  • лично.

Росавиация рассматривает заявление в течение 10 рабочих дней. При наличии всех необходимых документов информация о квадрокоптере вносится в базу данных, а собственнику беспилотника направляется уведомление о постановки на учет беспилотного воздушного судна. Если в заявлении будут обнаружены неточности, предоставленная информация будет неточной или дрон не будет соответствовать требованиям, то владельцу беспилотника будет направлен отказ в регистрации с указанием причины отказа.

Если меняются данные о владельце беспилотника или его технические характеристики, а также если дрон был украден или пришел в негодность, то в Росавиацию необходимо подать новые сведения для внесения изменений в базу данных.

Кроме этого, владельцу квадрокоптера весом от 250 грамм до 30 килограмм не надо платить госпошлину за регистрацию и налог

На это особо обратила внимание профессор Финансового университета Наталья Ковалева:. Стоит отметить, что если квадрокоптер больше не будет использоваться, то его необходимо снять с учета

Для этого в Росавиацию направляется заявление с просьбой о снятии беспилотника с учета и указанием:

Стоит отметить, что если квадрокоптер больше не будет использоваться, то его необходимо снять с учета. Для этого в Росавиацию направляется заявление с просьбой о снятии беспилотника с учета и указанием:

  1. учетного номера дрона;
  2. причиной снятия с учета.

Вся информация о беспилотном воздушном судне хранится на протяжении всего срока нахождения на учете и еще в течение 10 лет после снятия с регистрации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector