Области применения беспилотников

Беспилотные аппараты в России

В 1960–80 в СССР были созданы Ла-17Р (разработка началась в 1959), Ту-123 «Ястреб» (сверхзвуковой дальний беспилотный разведчик), Ту-141 «Стриж» (1979–89), Ту-300 «Коршун». Разработка и испытания разведывательного БПЛА Ла-17Р завершились в 1963. Они показали, что машина, летая на высоте до 900 м, способна осуществлять фоторазведку объектов, находящихся на удалении 50–60 км от стартовой позиции, а с высоты 7000 м – объектов на удалении до 200 км. Скорость полёта составляла 680–885 км/ч. В 1960 началось разработка Ту-123 – цельнометаллического моноплана нормальной аэродинамической схемы с треугольным крылом. Хвостовое оперение состояло из трёх цельноповоротных рулевых поверхностей, ориентированных под углом 120° друг к другу и установленных на специальных наплывах, в которых размещались электрические рулевые машинки с водяным охлаждением. Фюзеляж состоял из шести секций. В носовой части размещалась разведывательная аппаратура массой 2800 кг. Носовая часть выполнялась спасаемой (на парашюте). Она соединялась с хвостовой частью четырьмя пневмозамками. Перед пуском БПЛА в автопилот вводилась заранее рассчитанная программа полёта. После старта разведчик летел в автоматическом режиме. На завершающем этапе полёта самолёт управлялся, как правило, в ручном режиме. Это позволяло точнее вывести аппарат в район посадки. Над выбранным местом подавались радиокоманды на выключение маршевого двигателя и выпуск тормозного парашюта. В 1964 система ДБР-1 «Ястреб» принята на вооружение ВВС Советской Армии (размах крыла – 8,41 м, длина – 27,84 м, высота – 4,78 м, максимальная взлётная масса – 35 610 кг, крейсерская скорость – 2700 км/ч, потолок – 22 800 м, максимальный радиус действия – 1400 км). Серийное производство БПЛА Ту-123 и других элементов системы продолжалось в Воронеже до 1972, всего было построено 52 экземпляра беспилотного самолёта-разведчика. В начале 1990-х построен оперативно-тактический многоцелевой дистанционнопилотируемый аппарат Ту-300, который проектировался уже не просто как разведывательный БПЛА, но и как носитель ракетного или бомбового вооружения. В ОКБ Яковлева разработан тактический БПЛА «Пчела-1Т» (первый полёт в 1986). Одна из последних разработок – тактический разведывательный комплекс «Типчак» (прошёл государственные испытания, но не принят на вооружение).

Ныне к основным задачам БПЛА относятся разведка, наблюдение и сбор информации, а также нанесение высокоточных ударов. Однако набор задач, которые могут решать военные БПЛА, гораздо шире, не говоря уже о гражданских применениях. Несмотря на достижения советского периода, сейчас развитие БПЛА в России значительно отстаёт от аналогичных программ стран НАТО. Практически не развивались специфичные технологии, применяемые при создании БПЛА (особенно в области систем управления). В то же время потребности в развитии беспилотной авиации стали ощущаться всё острее. В 2007 ОКБ «МиГ» и «Климов» представили ударный беспилотник «Скат», создаваемый с применением технологии малозаметности. В 2011 сообщалось, что на базе ОАО «Горизонт» (Ростов-на-Дону) совместно с австрийской фирмой Schiebel налажено производство беспилотных вертолётов Schiebel Camcopter S-100 (российское наименование комплекса – БАК «Горизонт Эйр S-100»). Поступление в Вооружённые силы РФ первых разведкомплексов с БПЛА малой дальности российского производства «Орлан-10» началось в 2013. В 2014 сформирован первый отряд БПЛА «Форпост» на Тихоокеанском флоте. В 2012 завершились войсковые испытания малогабаритного разведкомплекса «Искатель» с беспилотными летательными аппаратами Т-4 российского производства. Комплекс «Искатель» состоит из базовой станции, которая размещается в рюкзаке, планшетного компьютера (на него транслируется изображение с камер беспилотников, он же служит консолью управления беспилотным летательным аппаратом) и двух аппаратов Т-4 массой 1,3 кг каждый. Беспилотники запускаются «с руки», продолжительность полёта аппарата – 40 мин. Оптимальную картинку местности аппарат передаёт с высоты 200 м, но способен подняться на высоту до 4 тыс. м, то есть работать в условиях горной местности. Беспилотник оснащён электрическим двигателем, размах крыла аппарата – 0,6 м. В 2015 в России был разработан для БПЛА свой собственный поршневой двигатель АПД-500, который может обеспечить полёт беспилотной машины на высоте более 6000 м, мощностью около 37 кВт, а его масса составляет 30 кг. Серийное производство двигателя планируется к концу 2017 – началу 2018.

Беспилотный строй

По мнению экспертов, говоря об интеграции БПЛА с боевыми пилотируемыми самолётами, Сергей Дронов, скорее всего, имел в виду связку беспилотного разведывательно-ударного комплекса С-70 «Охотник» и истребителя пятого поколения Су-57.

На данный момент «Охотник» является самым крупным российским БПЛА — его взлётный вес составляет 25 т. По информации СМИ, машина выполнена с применением технологий малозаметности «стелс» и принципа «летающего крыла». Подробные характеристики «Охотника» не раскрываются, но известно, что С-70 может совершать полёт дальностью до 5 тыс. км, развивая при этом скорость не менее 1000 км/ч. При этом БПЛА способен брать на борт до 3 т вооружений.

Предполагается, что серийные поставки «Охотника» начнутся в 2024 году.  

В свою очередь, Су-57 — новейший многофункциональный российский истребитель. В 2019 году началось серийное производство самолёта, а также был заключён контракт с МО РФ на поставку 76 машин.

Так же, как и «Охотник», Су-57 выполнен по технологии «стелс». Он предназначен для уничтожения «всех видов воздушных целей в дальних и ближних боях, поражения наземных, надводных целей противника с преодолением систем ПВО», отмечается на сайте компании «Сухой».

Впервые совместный полёт Су-57 и С-70 совершили в сентябре 2019 года. Как пояснили тогда в Минобороны, во время испытательного полёта было отработано взаимодействие между беспилотником и Су-57 «по расширению радиолокационного поля истребителя и целеуказанию для применения авиационных средств поражения».

Помимо «Охотника», в России на завершающем этапе находится разработка ещё одного тяжёлого беспилотника — «Альтиус-У» массой около 6 т. Предполагается, что, помимо выполнения разведывательных задач, он сможет наносить удары по противнику. Первый полёт «Альтиус-У» совершил в августе 2019 года.

Кроме того, в российские войска начались поставки беспилотного комплекса «Орион», разработанного Группой «Кронштадт». Акт приёмки первых трёх машин был подписан 20 апреля 2020 года. Масса данной машины составляет 1 т. Она предназначена для воздушной разведки, патрулирования и топографической съёмки местности. БПЛА может находиться в воздухе не менее 24 часов, максимальная высота полёта составляет 7,5 тыс. м. Ранее также сообщалось, что во время испытаний машины отрабатывалось использование на ней ударных систем.

Помимо этого, в российских ВС уже на протяжении нескольких лет активно используются беспилотники «Орлан-10» и «Форпост», которые предназначены для воздушной разведки.  

Израиль

Израиль является одним из лидеров среди производителей БПЛА. Самолётами израильских производителей пользуются десятки стран. В 2009 году был подписан первый контракт на поставку израильских БПЛА в ВС России.

В 2008 году Израиль продал БПЛА на 150 миллионов долларов. А в 2009 году уже на 650 миллионов долларов. В 2010 и 2011 годах было продано израильских беспилотников на сумму в 979 миллионов долларов и 627 миллионов долларов соответственно. В 2012 году была подписана сделка с Индией на общую сумму в 958 миллионов долларов. С 2005 по 2013 год Израиль экспортировал беспилотные летательные аппараты в различные страны мира на сумму в 4,6 миллиарда долларов. Это 10 % от общей суммы экспорта израильского вооружения. По данным института SIPRI (Стокгольм), «в 2001—2011 годах Израиль контролировал 41 % мирового рынка БПЛА». Таким образом, Израиль стал крупнейшим экспортером беспилотников в мире.

Израильские фирмы продают беспилотники в 49 стран. 80 % произведенных в Израиле беспилотников идут на экспорт.

Список производителей и их моделей

Aeronautics Defense Systems
Модель Назначение Началоэксплуатации Построено Тип двигателя Примечание Внешний вид
Aerostar многоцелевой разведывательный БПЛА
Aerolight многоцелевой лёгкий разведывательный БПЛА
Aerosky многоцелевой лёгкий разведывательный БПЛА
Dominator
Orbiter
BlueBird Aero Systems
Модель Назначение Началоэксплуатации Построено Тип двигателя Примечание Внешний вид
MicroB
Boomerang
SpyLite
Elbit Systems // (Silver Arrow) 
Модель Назначение Началоэксплуатации Построено Тип двигателя Примечание Внешний вид
Darter тактический разведывательный БПЛА ближнего радиуса действия «Silver Arrow» — дочерняя фирма компании «Elbit Systems»
Hermes 90 многоцелевой разведывательный БПЛА
Hermes 180
Hermes 450
Hermes 900 многоцелевой разведывательный БПЛА
Hermes 1500
Micro-Vee многоцелевой разведывательный БПЛА ближнего радиуса действия
Skylark тактический разведывательный БПЛА
Sniper тактический разведывательный БПЛА
E.M.I.T. Aviation 
Модель Назначение Началоэксплуатации Построено Тип двигателя Примечание Внешний вид
Butterfly
Horizon I
Horizon II
Sparrow
Israel Aircraft Industries
Модель Назначение Началоэксплуатации Построено Тип двигателя Примечание Внешний вид
Bird-Eye 400 легкий переносной комплекс
Delilah
E-Hunter тактический разведывательный БПЛА
Эйтан (Eitan)
Ghost
Harop
Harpy противорадиолокационный БПЛА
Heron разведывательный БПЛА
I-View MK150
Impact
Panther
RQ-2 Pioneer совместная разработка AAI Corporation (США) и IAI
RQ-5 Hunter
Ranger тактический разведывательный БПЛА
RUAG, Oerlikon ADS 95 RANGER разведывательный БПЛА
Scout тактический разведывательный БПЛА
Searcher тактический разведывательный БПЛА
Searcher 2 тактический разведывательный БПЛА
Innocon Innovative Controllers Ltd.
Модель Назначение Началоэксплуатации Построено Тип двигателя Примечание Внешний вид
Falcon Eye
Micro Falcon (англ.)русск.
Mini Falcon I
Mini Falcon II
Spider
Rafael
Модель Назначение Началоэксплуатации Построено Тип двигателя Примечание Внешний вид
Skylite A, Skylite B «Skylite B» — совместная разработка с компанией «BlueBird Aero Systems»
Tadiran
Модель Назначение Началоэксплуатации Построено Тип двигателя Примечание Внешний вид
Mastiff
Top I Vision
Модель Назначение Началоэксплуатации Построено Тип двигателя Примечание Внешний вид
Casper 250 Тактический беспилотный самолёт
Casper 420 Тактический беспилотный самолёт
Casper 650 Тактический беспилотный самолёт
Casper 800 Тактический беспилотный самолёт
Aerostat Беспилотный аэростат
Urban Aeronautics
Модель Назначение Началоэксплуатации Построено Тип двигателя Примечание Внешний вид
AirMule
Centaur
X-Hawk
UAS Technologies
Модель Назначение Началоэксплуатации Построено Тип двигателя Примечание Внешний вид
UAS-20

[править] Израиль

БПЛА Израиля

Потребность в БПЛА у Армии обороны Израиля возникла в ходе «Войны на истощение» 1969—1970 годов. В этот период не было активных боевых действий. происходила артиллерийская и ракетная дуэль между силами Израиля и силами арабских стран. В этих условиях была весьма актуальной информация о месторасположении вражеских военных объектов, прикрытых ПВО. Традиционное применение авиации показала высокую стоимость такой разведи и весьма низкую эффективность. В связи с этим были использованы крайние меры — инициативная группа офицеров провела эксперимент по установке фотооборудования на обыкновенный радиоуправляемые модели самолётов. Их применение имело большой успех, были получены ценные разведданные, однако в то время наиболее перспективными считались крупные реактивные БПЛА, ресурсов на производство которых Израиль не имел и собирался закупать их у США.

Однако, во время Ливанской войны малые пропеллерные БПЛА широко применялись АОИ, что позволило нанести существенный урон военным силам и в основном технике Ливии, которая поражалась с помощью точного целеуказания БПЛА ракетам. С этого момента АОИ стала принимать на вооружения в основном небольшие по размеру и малозаметные БПЛА. Исключением стал БПЛА «Эйтан», сопоставимый по своим размерам (длина, размах крыльев) с самолётом F 15. На 2012 год это — один из самых крупных БПЛА по своим линейным размерам (по размаху крыльев и взлётному весу и остальным характеристикам уступает аппарату RQ-4 Global Hawk), производится полностью в Израиле и из израильских компонентов. По заявлению представителей АОИ самолёт оснащён уникальной, не имеющей аналогов в мире аппаратурой для ведения разведки и боевых действий. Практический потолок по заявлениям АИО составляет 13 км, что делает его неуязвимым для комплекса ПВО С 300, стоящего на вооружении у некоторых арабских стран, что заведомо неверно, так как данный комплекс способен поражать цели на высоте до 25 км.

Израиль является одним из ведущих производителей БПЛА в мире, не только по количеству аппаратов, но и по качеству и тактико-техническим характеристикам производимых БПЛА.

Аэропорт в коробке

Я люблю коробочки, отдел ИКЕА «Хранение и порядок» в топе. При переезде в Иннополис транспортной компанией было перевезено 63 коробочки. Поэтому идея drone box, коробки для дрона, она же посадочная станция, находит отклик в моем сердце 🙂

Тест посадочной платформы Percepto как защитного укрытия дрона при штормовом ветре 

Первое назначение посадочной станции — хранение дрона до того момента, пока он не понадобится. И тут начинается интересное. Как робототехники и просто занятые люди мы хотим, чтобы дрон выполнял свою миссию самостоятельно. А миссия это обычно одно из двух — либо что-то доставить, либо что-то мониторить/картографировать/обследовать и т.п.

И теперь наша коробка для хранения дрона трансформируется в элемент инфраструктуры для автоматического функционирования БПЛА. Посадочная платформа должна обеспечивать автоматический взлёт и последующую посадку БПЛА, а между посадкой и взлётом обеспечивать т.н. лётную годность БПЛА, а именно заряжать или менять батареи, возможно, выполнять манипуляции с грузом и т.п. 

Для автоматической посадки на платформу как правило сначала используется GPS для возвращения дрона в окрестность посадочной станции с точностью около 5 м (с RTK можно добиться и сантиметров). Затем — камеры видимого и ИК-диапазонов для ориентации относительно специальной метки на посадочной станции, а также лазерный высотомер для уточнения относительной высоты. С помощью такой системы можно обеспечить точность посадки порядка десятка сантиметров или даже нескольких сантиметров, в зависимости от характеристик БПЛА и внешних условий.

Дальше, чтобы обеспечивать обслуживание БПЛА в автоматическом режиме, как правило, нужно ещё точнее спозиционировать БПЛА относительно посадочной платформы или элементы посадочной платформы относительно БПЛА (уже, пожалуй, с точностью около сантиметра), чтобы подключить контакты зарядки, например, или подвести манипулятор для снятия груза.

И так мы подобрались к элементу платформы — устройству позиционирования, который мы выделили как основной классификационный признак при обзоре устройств посадочных платформ БПЛА.

Современное положение

На настоящий момент наиболее перспективные БПЛА России представлены следующими основными моделями:

Наименование Краткая характеристика
«Иноходец» Примерный аналог «Predator» MQ-1
«Альтаир» Примерный аналог Reaper MQ-9
«Дозор-600» Средневысотный тяжелый. Большая продолжительность и дальность полета
«Охотник» Тяжелый ударный БПЛА
«Орлан-10» Разведывательный малого радиуса действия

На практике единственным серийные БПЛА России сейчас представлены комплексом артиллерийской разведки «Типчак», способным выполнять узко очерченный круг боевых задач, связанных с целеуказанием. Подписанный в 2010 г. договор «Оборонпрома» с фирмой IAI на крупноузловую сборку израильских беспилотников можно рассматривать как временную меру, не обеспечивающую развития российских технологий, а лишь прикрывающую брешь в ассортименте отечественного оборонного производства.

Некоторые перспективные модели можно рассмотреть по отдельности в рамках общедоступной информации.

Упрощенная процедура регистрации БВС

Постановка БПЛА на учет в электронном виде включает в себя следующие этапы:

1. Создание личного кабинета владельца на официальном портале учета беспилотных судов сайта ФАВТ или на сайте Госуслуг.

2. Заполнение формы персональных данных, где необходимо указать ФИО, а также электронную почту, адрес которой будет в дальнейшем служить логином, позволяющим войти в систему.

3. Проверка подлинности данных регистрации. В результате подтверждения соответствия введенной информации, на электронный адрес заявителя будет направлена ссылка для входа в личный кабинет, где нужно продолжить регистрацию.

4. Заполнение информации о беспилотнике.

5. Получение уникального учетного номера беспилотного воздушного судна. Номер присваивается только один раз и не может быть отчужден. В случае его утери или изменения технических характеристик БПЛА он сохраняется, необходимо только подать заявление об изменении данных в записи учета или о восстановлении номера, полученного при регистрации дрона.

6. Нанесение учетного номера на летательный аппарат в точном соответствии с требованиями Министерства транспорта РФ.

Для постановки дрона на учет необходимо указать:

  • Тип аппарата (наименование, присвоенное производителем). В этом поле в свободной форме вводится тип и название беспилотника. Например: Альбатрос М5

  • Серийный номер. В большинстве моделей серийный номер располагается под аккумулятором на корпусе БВС. Как правило, серийный номер указывается после обозначения «SN». За более точной информацией о расположении серийного номера следует обратиться к производителю. Информация о серийном номере БВС “Альбатрос” находится в паспорте изделия.

  • Максимальную взлетную массу. Масса указывается с учетом снаряженного БПЛА с установленной полезной нагрузкой или установленное производителем значение из  документации к изделию.

  • Количество двигателей и их вид. Указывается только вид основной силовой установки аппарата. Вспомогательные приводы не учитываются. Если на БПЛА установлена комбинация из нескольких двигателей, то указывается “Гибридный” тип двигателей. Имеется возможность задать “Иной” вид двигателя, например в случае быстросменной силовой установки с разными видами моторов. 

  • Информацию об изготовителе. В этом поле должен быть указан именно производитель устройства, а не продавец или поставщик. Информация о производителе обычно содержится в сопроводительной документации к продукту. Для регистрации беспилотника или авиамодели созданной своими силами, нужно поставить галочку “Собственное производство”

Все технические данные необходимые для постановки на учет наших продуктов вы можете найти 

в паспорте изделия, который входит в комплект документации.

Также, нужно приложить цветные фотографии БВС с однотонным светлым фоном, где беспилотник должен занимать не меньше 70% от размеров фото. На снимке БЛА следует располагать таким образом, чтобы была видна вся видимая площадь устройства и все элементы конструкции, позволяющие провести точную идентификацию воздушного судна.

Пример фотографии на светлом фоне для заявления

История создания и развития БПЛА

История беспилотников началась в Великобритании в 1933 году, когда на базе биплана Fairy Queen был собран самолет, управляющийся по радио. До начала Второй мировой войны и в первые годы было собрано более 400 таких машин, которые использовались в качестве мишеней при Королевском ВМФ.

Первой боевой машиной этого класса стали знаменитые немецкие Фау-1, оснащенные пульсирующим реактивным двигателем. Примечательно, что запускать самолеты-боеголовки можно было как с земли, так и с воздушных носителей.

Управлялась ракета следующими средствами:

  • автопилотом, которому задавались параметры высоты и курса перед запуском;
  • дальность отсчитывалась механическим счетчиком, который приводился в действие за счет вращения лопастей в носовой части (последние запускались от набегающего воздушного потока);
  • по достижении установленной дистанции (разброс – 6 км) взводились взрыватели, и снаряд автоматически переходил в режим пикирования.

https://youtube.com/watch?v=5vhVtTF-w60

Соединенные Штаты в годы войны выпускали мишени для тренировки зенитчиков — Radioplane OQ-2. Ближе к концу противостояния появились первые ударные беспилотники многократного действия — Interstate TDR. Самолет оказался малоэффективным из-за низкой скорости и дальности, которые были обусловлены дешевизной производства. Кроме того, технические средства того времени не позволили вести прицельный огонь, вести бой на большой дистанции без следования самолета-управления. Тем не менее успехи в применении машин были.

В послевоенные годы БПЛА расценивались исключительно в роли мишеней, но ситуация изменилась после появления в войсках зенитных ракетных комплексов. С этого момента беспилотники стали разведчиками, ложными целями для вражеских «зениток». Практика показала, что их использование сокращает потери пилотируемых ЛА.

БПЛА в бою

В Советском Союзе до 70-х годов активно выпускались тяжелые разведывательные самолеты в качестве беспилотных:

  1. Ту-123 «Ястреб»;
  2. Ту-141 «Стриж»;
  3. Ту-143 «Рейс».

Значительные потери авиации во Вьетнаме для армии Соединенных Штатов обернулись возрождением интереса к БПЛА.

Здесь появляются средства для выполнения различных задач;

  • фоторазведка;
  • радиотехническая разведка;
  • цели радиоэлектронной борьбы.

В этом виде использовались 147E, которые собирали разведданные так эффективно, что многократно окупили стоимость всей программы по их же разработке.

В развитии БПЛА 80-90-х годов поучаствовали израильские специалисты. Изначально закупались устройства США, но быстро была сформирована собственная научно-техническая база для разработки. Лучше всех зарекомендовала себя фирма «Тадиран». Израильская армия тоже продемонстрировала эффективность использования БПЛА, осуществляя операции против сирийских войск в 1982.

В 80-90-е очевидные успехи ЛА без экипажа на борту спровоцировали начало разработок у многих компаний по всему миру.

В начале 2000-х появился первый ударный аппарат – американский MQ-1 Predator. На борту устанавливались ракеты AGM-114C Hellfire. В начале века беспилотники в основном использовались на Ближнем Востоке.

Беспилотник на марше

До сих пор практически все страны активно разрабатывают и внедряют БПЛА. Например, в 2013 в ВС РФ поступили разведывательные комплексы с малой дальностью действия — «Орлан-10».

Также ведется разработка в КБ Сухого и МиГ новой тяжелой машины – ударного самолета со взлетной массой до 20 тонн.

Классификация БПЛА по назначению

По назначению БПЛА бывают для научных (испытания новой техники, в т. ч. новых принципов полёта, наблюдения за природными явлениями и др.) и прикладных целей (подразделяются на БПЛА для военного и гражданского применения).

Военные БПЛА

По функциональному назначению классифицируют на наблюдательные (могут использоваться, в частности, для корректировки огня на поле боя); разведывательные; ударные (для ударов по наземным целям посредством ракетного вооружения; разведывательно-ударные; бомбардировочные; истребительные для уничтожения воздушных целей); радиотрансляционные; БПЛА РЭБ (для целей радиоэлектронной борьбы); транспортные; БПЛА-мишени; БПЛА-имитаторы цели; многоцелевые БПЛА.

Гражданские БПЛА

Применяются для мониторинга различных объектов ; рекламных, познавательных акций (видео- и фотосъёмка объектов архитектуры, природы, бизнеса, а также массовых мероприятий с целью презентации или рекламы; использование БПЛА в качестве носителей рекламы; авиамоделизм и авиаконструирование; использование малых БПЛА в качестве арт-объекта или объекта развлечения и др.); для доставки грузов и подобных мероприятий (доставка почты; доставка инструментов, комплектующих и материалов на строительные объекты; монтаж различных конструкций; распыление химикатов и внесение удобрений на полях; прокладка кабеля в опасных зонах; доставка продуктов, горючего, запчастей, источников питания и т. д. в труднодоступные районы для обеспечения альпинистов, туристов, экспедиций; сброс маркеров – световых, радиоизлучающих, для обозначения каких-либо объектов; доставка медикаментов и медоборудования для пострадавших в зоны аварий и катастроф и др.); ретрансляции сигналов (ретрансляция радиосигналов с целью увеличения дальности действия каналов связи; использование БПЛА в качестве носителей осветительного оборудования и др.).

«Дозор»

Главная модель – разведывательная, она оснащается радиолокационной станцией, видео- и фотокамерами, тепловизором и другим регистрационным оборудованием. На основе тяжелого планера также могут производиться и ударные БПЛА. России «Дозор-600» нужен больше как универсальная платформа для отработки технологий производства более мощных беспилотников, но исключать запуск в массовую серию именно этого дрона тоже нельзя. В настоящее время проект находится на стадии разработки. Дата первого полета – 2009 год, тогда же образец представлялся на международной выставке «МАКС». Проектируется .

Российская универсальная классификация¶

Для сравнения, на сегодняшний день сложилась и Российская классификация
БПЛА, которая ориентирована преимущественно, пока только на военное
назначение аппаратов (Таблица 2):

Таблица 2

Категория Взлетная масса, кг Дальность действия, км
Микро и мини БПЛА ближнего действия 0 — 5 25 — 40
Легкие БПЛА малого радиуса действия 5 — 50 10 — 70
Легкие БПЛА среднего действия 50 — 100 70 – 150 (250)
Средние БПЛА 100 — 300 150 — 1000
Средне – тяжелые БПЛА 300 – 500 70 – 300
Тяжелые БПЛА среднего радиуса действия < 500 70 — 300
Тяжелые БПЛА большой продолжительности полета < 1500 1500
Беспилотные боевые самолеты < 500 1500

Российская классификация отличается от предложенной UVS International по
ряду параметров – упразднены группы БПЛА, некоторые классы зарубежной
классификации отсутствуют в РФ, легкие БПЛА в России имеют значительно
большую дальность и т. д.

Понятно, что у каждый БПЛА выполняет свои поставленные задачи, будь то
Микро- дрон, который мы купили в магазине, чтобы только научиться его
пилотировать или же Легкий квадрокоптер, который выполняет доставку
небольшого груза. Далее мы рассмотрим уже с вами типы БПЛА, которые
наиболее популярны в мире или оказали значительный вклад в развитии
новых типов беспилотников.

2.2 Правила регистрации БПЛА в РФ. Согласование полётов.

Одна из наиболее важных тем — закон о беспилотных летательных аппаратах
в России.

До недавнего времени, мало кто из пилотов понимал, что же будет с его
дроном и с ним самим, если полет не согласовывать, БПЛА не
регистрировать и т.д. Довольно долго законопроект в России был в
разработке и многие из нас томились ожиданиями, что же им делать сейчас
и что будет потом, после его принятия.

В 2019 году Государственная Дума приняла законопроект, который
предотвращает использование беспилотных воздушных судов в противоправных
целях. Любой дрон или квадрокоптер — это беспилотное воздушное судно
(БВС), а человек, который управляет устройством — внешний пилот.
Согласно пункту 5 статьи 32 «Воздушного кодекса Российской федерации»,
любые беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной
массой от 0,25 кг до 30 кг, ввезенные в РФ или произведенные в РФ,
подлежат учету. Это значит, что по закону владелец квадрокоптера должен
поставить на учет беспилотный летательный аппарат — за исключением
устройств, вес которых меньше 0,25 кг. Заявления принимает Федеральное
агентство воздушного транспорта.

Заявление необходимо подать в течение 10 рабочих дней со дня
приобретения БВС на территории России либо с момента его ввоза на
территорию РФ, если покупали дрон за рубежом. Если вы сделали БВС
самостоятельно, то необходимо поставить его на учет до того, как начнете
запускать изобретение в воздух.

Согласование полетов.

Для осуществления полетов дронов и квадрокоптеров необходимо получить
специальное разрешение на использование воздушного пространство.
Разрешение выдает Зональный центр Единой системы организации воздушного
страхования. Если вес дрона или квадрокоптера больше 30 кг, его нужно
обязательно зарегистрировать. Параллельно с этим владелец (внешний
пилот) должен получить сертификат летной годности и свидетельство
внешнего пилота, чтобы иметь возможность управления коптером.

Чтобы запустить дрон или квадрокоптер над населенным пунктом, нужно в
обязательном порядке получить разрешение от органов местного
самоуправления. За сутки до предполагаемого полета следует подать
представление на установление режима полета в зональный центр по
организации воздушного движения. За 2 часа до вылета внешний пилот
должен связаться с диспетчером.

Есть места, где использование квадрокоптеров, дронов и других
беспилотных летательных аппаратов полностью запрещено:

  • Аэропорты и вокзалы
  • Опасные производства
  • Военные объекты
  • Стратегические государственные объекты

Беспилотные аппараты США

EQ-4

Разработка компании Northrop Grumman. В 2017 год в армию Соединенных Штатов поступило три машины. Они были направлены в ОАЭ.

EQ-4

«Fury»

Беспилотник компании Lockheed Martin, предназначенный не только для наблюдения и рекогносцировки, но и для радиоэлектронной борьбы. Способен продолжать полет до 15 часов.

«Fury»

«LightingStrike»

Детище компании Aurora Flight Sciences, которое разрабатывается как боевая машина с вертикальным взлетом. Развивает скорость более 700 км/ч, может нести до 1800 кг полезной нагрузки.

MQ-1B «Predator»

Разработка General Atomics – средневысотная машина, которая изначально создавалась как разведывательная. Позже ее модифицировали в многоцелевую технику.

MQ-1B «Predator»

Германия

БПЛА Wingcopter 178 HL во время пробного полета по доставке медицинских образцов для Merck Group .

БПЛА Luna X 2000 для разведки и ESM задач немецкой армии .

  • Aibotix Aibot X6, мультикоптер для картографии и промышленности
  • AiDrones AiD-H14, промышленный вертолетный БПЛА
  • AiDrones AiD-H25, промышленный вертолетный БПЛА
  • AiDrones AiD-H40, промышленный вертолетный БПЛА
  • ЕМТ Аладин , разведчик
  • Argus As 292 , зенитный дрон-мишень (1937 г.)
  • Аргус Фернфейер
  • AscTec Falcon 8, промышленный октокоптер для аэрофотосъемки (БПЛА)
  • AscTec Firefly, гексакоптер для исследований и разработок (БПЛА)
  • AscTec Hummingbird, квадрокоптер для исследований и разработок (БПЛА)
  • AscTec Pelican, квадрокоптер для исследований и разработок БПЛА
  • Birdpilot X-4 Multicopter, легкий и долговечный промышленный квадрокоптер для аэрофотосъемки (БПЛА)
  • Birdpilot X-8 Multicopter, компактный промышленный октокоптер для аэрофотосъемки (БПЛА)
  • Дорнье Кибиц
  • EADS Barracuda , программа под руководством Германии вместе с Испанией
  • EMT Fancopter, разведка
  • ЕМТ Луна , разведка
  • ЕМТ Луна НГ , разведка
  • Зенитный дрон-мишень Fieseler Fi 157 (1937 г.)
  • Globe UAV 6 LTE Hexacopter, компактный промышленный коптер для аэрофотосъемки (БПЛА)
  • Globe UAV 8 IXON LTE Octocopter, компактный промышленный коптер для аэрофотосъемки (БПЛА)
  • Globe UAV 4L AQUILA LTE Quadrocopter, компактный промышленный коптер для аэрофотосъемки (БПЛА)
  • Globe UAV 8L CEPTOR LTE Octocopter, компактный промышленный коптер для аэрофотосъемки и транспортировки (БПЛА)
  • Globe UAV AVIUM 200 LTE VTOL, компактный промышленный VTOL для аэрофотосъемки и транспортировки (БПЛА)
  • H-Aero
  • Hyfish
  • MikroKopter и варианты QuadroKopter, HexaKopter и OktoKopter
  • ЕМТ Museco , вертолет АТОЛ , разведка и связь
  • ОФИС Гвардия разведки и исследований
  • , разведчик (разработан совместно с США)
  • Sagitta Research Demonstrator , БЛА с реактивным двигателем, разработанный в рамках инициативы «Открытые инновации».
  • СИРИУС БПЛА (МАВинчи)
  • Летающая бомба V-1 (Vergeltungswaffen V-1 поверхность-поверхность, реактивная бомба воздух-поверхность, также известная как Fieseler Fi 103)
  • Wingcopter 178 Heavy Lift ( Дрон- доставщик ).
  • Ruhrstahl Kramer X-7 (воздух в танк, также известный как Ruhrstahl Kramer 347)
  • Arado Ar E.377 и Ar E.377A (воздух-корабль)
  • Henschel Hs 117 (земля-самолет, воздух-воздух)
  • Henschel Hs 293 (воздух-корабль)
  • Henschel Hs 294 (воздух-корабль)
  • Henschel Hs 298 (воздух-воздух)
  • Blohm & Voss BV 143A и BV 143B (воздух-корабль)
  • Blohm & Voss BV 246 (воздух-поверхность, также известный как Blohm & Voss BV 226)
  • Blohm & Voss BV 950 L10 и BV 950 L11 (воздух-корабль)
  • Messerschmitt Enzian E-4 (земля-самолет)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector