Пожарный инспектор

Внеплановая пожарная проверка

Рассмотрим, в каких случаях ГПН может провести внеплановую пожарную проверку.

Основания для проведения внеплановой проверки:

  • Во-первых, органы ГПН вправе провести внеплановую проверку пожарной безопасности в случае истечения срока исполнения организацией ранее выданного органом ГПН предписания об устранении нарушения.
  • Во-вторых, внеплановая проверка может проводиться при поступлении в орган ГПН сведений от проверяемой организации о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;
  • В-третьих, основанием для проведения внеплановой пожарной проверки является поступление обращений от граждан, организаций или поступление информации от органов власти, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара. Поскольку любые нарушения требований пожарной безопасности создают указанную угрозу, то поводом для внеплановой проверки по этому основанию может быть жалоба о любом нарушении в данной области.
  • В-четвертых, внеплановая пожарная проверка может быть проведена на основании поручения Президента РФ или Правительства РФ. Такие поручения как правило издаются после резонансных пожаров с гибелью людей, при этом проверкам подлежат все здания и сооружения определённой отрасли.
  • В-пятых, внеплановая проверка МЧС может быть инициирована на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. В этом случае должностное лицо органа ГПН участвует в проводимой органом прокуратуры проверке в качестве специалиста, дает пояснения и представляет информацию в рамках своей компетенции. При этом орган ГПН имеет право получать для ознакомления документы, касающиеся предмета проверки, только через орган прокуратуры, организовавший проверку. Кроме того, возбуждение должностным лицом органа ГПН дел об административных правонарушениях, подготовка и выдача предписаний об устранении нарушений по результатам участия должностного лица органа ГПН в проверке в рамках прокурорского надзора не производится.
  • И в-шестых, при наличии акта о невозможности проведения внеплановой проверки с указанием причин невозможности ее проведения.

О проведении внеплановой проверки организации, в отношении которых проводится проверка, уведомляются органом ГПН не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Предварительное уведомление о проведении внеплановой проверки на основании информации, обращений и жалоб о нарушении требований пожарной безопасности, а также при наличии акта о невозможности проведения внеплановой проверки, не требуется. То есть проверка по этим основаниям может проводиться без уведомления проверяемой организации.

Статью прислал: inzhener

0 45

Проверка МЧС: что проверяют пожарные при проверке организаций

Опубликовано: 6 марта, 2018

Правовое регулирование

Проверка МЧС: что проверяют пожарные при проверке организаций

Опубликовано: 6 марта, 2018

При осуществлении плановой пожарной проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности в организации…

  • Переносные огнетушители. Передвижные огнетушители. Установка огнетушителя.
  • Нарушение пожарной безопасности: виды ответственности и наказания
  • Предписание МЧС: как обжаловать предписание Госпожнадзора

Обжалование проверки МЧС

Завершающим этапом ревизии является составление акта, а в случае выявления нарушений, вручается еще и предписание.

Как показывает практика, полное отсутствие нарушений пожарной безопасности является редкостью. Но зачастую, руководство фирмы считает, что требования об устранении нарушений со стороны инспектора не законны. В этом случае законодательством предусмотрен внесудебный или судебный порядок обжалования.

Обжалование в вышестоящий орган

Если вы не согласны с результатами или действиями проверяющих в ходе мероприятий, то подавайте жалобу. Срок подачи 15 дней с момента выдачи решения на руки или совершения определенных действий. Как правило, заявление направляется руководству Госпожнадзора, или руководителю вышестоящего органа.

Жалоба должна быть составлена в соответствии с законом, во избежание приостановления рассмотрения.

Ответить обязаны в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления. После рассмотрения, жалобу удовлетворяют, либо отказывают.

Данный порядок обжалования занимает меньше времени и менее затратный, чем судебный. Но в то же время он и менее результативный. Ведь, как правило, вышестоящее руководство редко отменяет решение в добровольном порядке. Кроме того, обжалование не приостанавливает действие вынесенного предписания.

В случае отказа от удовлетворения заявления остается только судебный порядок. Обжалование возможно в течение трех месяцев со дня как вы узнали о нарушении прав.

Обжалование решения МЧС в суде

Такой способ имеет больше плюсов, но занимает много времени и сил, поскольку может затянуться на три месяца, а то и больше. Но, в отличие от внесудебного порядка, здесь есть возможность приостановить действие обжалуемого акта.

Исковое заявление на обжалование решения или действий должностных лиц подается организацией в Арбитражный суд. Перед подачей необходимо оплатить госпошлину.

Для получения положительного результата при обжаловании действий инспекторов или предписания лучше обратиться к нашим юристам. Грамотные специалисты не только проконсультируют, как лучше поступить конкретно в вашей ситуации, но и подготовят грамотную жалобу и соберут всю необходимую доказательную базу.

Документы, подлежащие проверке

В обязанности инспектора пожарной безопасности на предприятии входят несколько аспектов. Один из них – проверка документов, вот перечень:

  • инструкция ППБ, разработанная на предприятии для внутреннего использования;
  • приказ руководства с информацией, когда, как и кто проводит инструктажи противопожарного минимума;
  • приказ руководства о назначении ответственного за противопожарную безопасность на всем объекте из числа сотрудников предприятия;
  • приказ руководства о выделении мест для курения и использовании конкретных средств пожаротушения;
  • внутренние инструкции для сотрудников, вменяющие порядок завершения работы;
  • инструкции о действиях сотрудников во время возгорания на объекте;
  • инструкции для сотрудников о том, как использовать средства пожаротушения;
  • и других средств пожаротушения;
  • журнал проверок ГПС;
  • журнал инструктажей.

Все документы должны быть в наличии, храниться в специально отведенных для них местах. На них должны быть утверждения руководства и подписи сотрудников.

Проверка медицинского учреждения

Документы для проверки МЧС

Помимо закупки огнетушителей, обязательно наличие документов, подтверждающих выполнение установленных требований.

Приказом МЧС № 644 предусмотрены документы, которые проверяют сотрудники надзорного органа. Так, организация должна предоставить:

  • учредительную документацию;
  • документы, подтверждающие право на объекты;
  • декларацию по пожарной безопасности (для объектов, по которым проводится экспертиза проектной документации);
  • инструкцию о мерах пожарной безопасности;
  • приказ о назначении ответственного за обеспечение пожарной безопасности;
  • должностные инструкции;
  • договоры на установку систем защиты, лицензию устанавливающей организации;
  • документы по энергоснабжению, водоснабжению, установке систем предотвращения и защиты от пожара;
  • сертификаты соответствия на продукцию.

Кроме указанного выше, могут попросить журналы учета огнетушителей, инструктажей персонала, удостоверение ответственного лица, журнал учета противопожарных тренировок, документы на обслуживание систем защиты.

Цель закона

Закон N 248-ФЗ направлен в первую очередь на профилактику нарушений, а также на введение более мягких контрольных мероприятий. Закон включает в себя возможность проведения следующих действий:

  • Выборочный контроль, который представляет собой отбор проб образцов продукции. Он будет использоваться для проверки соответствия продукции обязательным требованиям законодательства.
  • Будет введена мониторинговая закупка. Она будет проводится для того, чтобы отправить товар или результат работ на экспертизу. В целом данное мероприятие похоже на контрольную закупку.
  • Юридическим лицам и ИП теперь придется обеспечить возможность доступа к себе инспектора в рамках инспекционного визита. При этом предварительного уведомления о визите не будет.
  • Инспекторы получат возможность обследовать общедоступные производственные объекты в рамках выездного обследования. Для этого им не придется взаимодействовать с контролируемыми лицами.

При этом для каждого мероприятия определены правила. Возможность для действий у инспекторов будет ограничена. Они вправе производить осмотр, досмотр, опрос и требовать документы, а также производить иные действия. Предполагается, что это снизит возможность произвольного проведения проверок.

Кроме того, сократят срок документарных и выездных проверок: с нынешних 20 рабочих дней до 10 рабочих дней.

Помимо прочего, появится возможность отменять решения, принятые в результате любого контрольно-надзорного мероприятия, проведенного с грубыми нарушениями. В настоящее время допускается отмена только результата проверок. В ст. 92 Закона N 248-ФЗ перечислены грубые нарушения, которые позволят отменять решения.

К ним относятся:

1) отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

2) отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое согласование является обязательным;

3) нарушение требования об уведомлении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое уведомление является обязательным;

4) нарушение периодичности проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия;

5) проведение планового контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в соответствующий план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

6) принятие решения по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на основании оценки соблюдения положений нормативных правовых актов и иных документов, не являющихся обязательными требованиями;

7) привлечение к проведению контрольного (надзорного) мероприятия лиц, участие которых не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

8) нарушение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

9) совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных настоящим Федеральным законом для такого вида контрольного (надзорного) мероприятия;

10) непредоставление контролируемому лицу для ознакомления документа с результатами контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если обязанность его предоставления установлена настоящим Федеральным законом;

11) проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

Порядок проведения проверок

Проверки осуществляются Госпожнадзором в пределах Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Являются выездными, и проводятся на основании распоряжения. Копию руководству предприятия высылают не позже трех рабочих дней.

  1. Проверка полномочий. По приезду сотрудники должны предоставить удостоверение, а также приказ о проверочных мероприятиях. Вас обязательно знакомят с основаниями, объемом мероприятий, сроками и условиями проведения.
  2. Осмотр помещений. Инспекторы проверяют всю документацию, и осуществляют визуальный осмотр территории и всех объектов. Руководство или лицо, уполномоченное предприятием, вправе присутствовать на осмотре и давать объяснения.
  3. Инструктаж. Сотрудники надзорного органа также проводят инструктаж работников.
  4. Результат проверки МЧС. По итогам осмотра составляется акт, и вноситься запись в журнал учета проверок. При его отсутствии, в акте делается соответствующая запись.
  5. Предписание МЧС. Если выявлены нарушения, то выдается предписание. В нем указывается что нарушено, требование об устранении и сроки.

Действующим законодательством предусмотрено, что срок проверочных мероприятий не должен быть более двадцати дней. Причем общее количество часов за год для малого предприятия не должно превышать 50, а для микро предприятия 15 часов.

Важно знать, что срок может быть продлен, например, для проведения экспертизы, При этом, не превышая срока самой ревизии

Что проверяют в ходе проверки

Перечень вопросов, на которые обращает внимание проверяющий, включает в себя следующие пункты (ч. 6 раздела 10 Методических рекомендаций):

  • условия, в которых содержатся здания, прилегающая территория, технологические установки, инженерные сети и т.д.,
  • полнота соблюдения всех мероприятий, необходимых для предотвращения пожаров,
  • наличие и уровень работоспособности устройств индивидуального и коллективного спасения,
  • общее состояние механизмов, призванных обеспечить противопожарную защиту (пожарные лестницы, системы защиты от дыма, системы оповещения о чрезвычайной ситуации и др.),
  • также проверке подвергается и сам персонал организации. Проверяющий инспектор устанавливает степень готовности сотрудников к действиям в случае возгорания,
  • наличие на предприятии специальных веществ, предназначенных для тушения пожара.

Отдельным этапом проверки выступает обследование территории, зданий и пристроек, сооруженных в организации

В рамках этого направления пожарный инспектор обращает внимание на следующие нюансы:

  • наличие свободных выездов и въездов, площадок для размещения пожарной техники, а также их состояние,
  • уровень защиты от коротких замыканий,
  • системы вентиляции и отопления,
  • соответствие параметров здания требованиям, прописанным в нормативных актах о пожарной безопасности и др.

Какие документы проверяются при проверке

Одним из обязательных этапов выступает проверка состояния документации организации. Должностное лицо ГПН может запросить и исследовать на предмет нарушений следующие виды бумаг:

  • организационно-распорядительные документы, в которых прописан порядок организации процесса обучения кадров правилам пожарной безопасности,
  • лицензию ООО или индивидуального предпринимателя на осуществление деятельности, связанной с пожарной безопасностью,
  • декларацию (сертификат) о соответствии реализуемой продукции нормативным требованиям противопожарного законодательства (в случаях, когда это необходимо),
  • техническую документацию на производимые или поставляемые вещества, материалы или продукцию. Тут проверяется наличие сведений о показателях пожарной безопасности и соответствующих мерах, которые должны соблюдаться при обращении с тем или иным видов изделий,
  • иные бумаги, имеющие отношение к проверке.

Пожарная безопасность: кто и как проверяет

В этой консультации мы расскажем, кто и как вправе проверить у вас соблюдение законодательства о пожарной безопасности.

Общие положения

Контролировать пожарную безопасность имеет право Государственная служба по чрезвычайным ситуациям (далее – ГСЧС). Такие полномочия ей предоставлены ст. 67 КГЗ. Кроме того, ГСЧС действует в соответствии с Положениями, утвержденными Указом № 20/2013 и Постановлением № 1052.

Распространяется ли на ГСЧС мораторий?

Только частично. Мораторий установлен Законом № 1728, а перечень органов, на которые его действие не распространяется, приведен в Постановлении № 1104.

Согласно Постановлению № 1104 мораторий не распространяется на ГСЧС в части осуществления государственного надзора (контроля) относительно:

  • заведений здравоохранения и отдыха детей, интернатных заведений, заведений дошкольного, общего среднего, профессионального (профессионально-технического) и специализированного образования;
  • субъектов хозяйствования (далее – СХ) с высокой степенью риска (в т. ч. объектов топливно-энергетического, военно-промышленного комплексов, объектов повышенной опасности, химически опасных объектов и объектов высотного строительства).

Как определить степень риска СХ?

Критерии отнесения к той или иной степени риска определены Постановлением № 1043. Например, к высокой степени риска относятся СХ, которые осуществляют деятельность на территории или в помещении объекта, который является памятником культурного наследия национального значения.

Таким образом, в 2018 году ГСЧС имеет право далеко не все предприятия и предпринимателей.

Распространяется ли на ГСЧС действие Закона № 877?

Да, распространяется. Сфера действия этого Закона определена в ст. 2. В ней содержится перечень контролирующих органов, на которых Закон № 877 не распространяется, и перечень органов, подпадающих под действие этого документа только частично. Ни в одном из перечней ГСЧС нет. Поэтому в своей контрольно-проверочной деятельности эта служба обязана руководствоваться Законом № 877.

Какими еще нормативными актами руководствуются органы ГСЧС при проверках?

Кроме Закона № 877, ГСЧС при проведении проверок пожарной безопасности руководствуется также:

  • КГЗ;
  • Постановлением № 1043;
  • Положениями № 20/2013 и № 1052.

Стоит обратить внимание еще на один документ, который не является нормативным, тем не менее проверяющие его используют при проверках. Это Методрекомендации № 13

Какие вопросы могут интересовать проверяющих в ходе проверки?

Приказом № 1337 утверждена форма акта, который составляется по результатам плановой или внеплановой проверки. Эта форма содержит перечень вопросов, которые будут проверяться, а именно:

  • наличие на объекте распорядительных документов и информационных указателей по вопросам пожарной безопасности;
  • применение в строительстве и на производстве материалов и веществ с определенными показателями относительно пожарной опасности;
  • наличие декларации соответствия материально-технической базы СХ требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности;
  • проведение инструктажей и прохождение обучения по вопросам пожарной безопасности;
  • противопожарное состояние содержания путей эвакуации и выходов и т. д.

Плановые проверки

Основные требования к плановым проверкам таковы:

1. СХ должен быть внесен в план проверок на соответствующий год.

План проверок на 2018 год можно найти на сайте ГСЧС.

2. При включении СХ в план проверок должны соблюдаться требования к периодичности проведения проверок в зависимости от степени риска СХ, а именно:

  • с высокой степенью риска – не чаще одного раза в 2 года;
  • со средней – не чаще одного раза в 4 года;
  • с незначительной – не чаще одного раза в 6 лет.

Критерии степеней риска в данном случае утверждены Постановлением № 1043.

Обратите внимание: с 29.12.17 г. критерии поменялись

А планы проведения проверок на 2018 год были утверждены еще с учетом старых критериев, утвержденных Постановлением № 306. Поэтому на практике возможны случаи, когда предприятие было отнесено к высокой степени риска и включено в план на основании старых критериев, а по новым критериям не является таковым.

Особенности проведения внеплановой проверки

Помимо плановых проверок Госпожнадзор осуществляет и внеплановые осмотры. Целью является проверка соблюдения предприятиями требований, исполнения предписаний, а также предотвращение причинения вреда жизни, здоровью людей и окружающей среде. Кроме того, предметом таких ревизий является предупреждение возникновения ЧС и ликвидации последствий.

Законодателем предусмотрено, что о такой проверки организация уведомляется за 24 час до начала. Но, если поступила информация о нарушении правил, то выезд осуществляется незамедлительно, без уведомления организации.

Основанием ревизии является:

  • истечение срока исполнения предписания;
  • установление особого противопожарного режима;
  • введение в эксплуатацию сооружения;
  • поступление информации или заявления о нарушении руководством фирмы установленных требований;
  • составление акта о невозможности проведения плановой проверки;
  • поручение Президента РФ или требование прокурора в пределах прокурорского надзора.

ПОЛЕЗНО:

Регламент проверок МЧС на объекте

Плановый аудит пожарной безопасности на объекте проводится в соответствии с утвержденным планом (ознакомиться с ним можно на сайте Генпрокуратуры РФ). При этом частота проверок зависит от категории опасности объекта. Для первой категории (школы, общежития, пансионаты, концертные залы, опасные производственные сооружения и т. д.) — 1 раз в 3 года. Аудит для второй категории (жилые комплексы, здания с одновременным пребыванием 50–200 человек, территории с угрозой возникновения лесных пожаров) проводится не чаще 1 раза в 4 года. Объекты третьей категории (административные и офисные здания высотой от 6 до 15 м, организации обслуживания населения с одновременным пребыванием 50 человек) относятся к средней степени опасности и проверяются 1 раз в 5 лет. Четвертая (умеренная) категория присваивается многоквартирным и одноквартирным жилым домам, учреждениям на открытом воздухе и офисам высотой до 6 м — их проверяют 1 раз в 10 лет. Объекты с низким уровнем пожарной опасности (киоски, временные сооружения) относятся к пятой категории и не подлежат плановому мониторингу.

Общая продолжительность плановых и внеплановых проверок в течение года не может превышать 20 рабочих дней.

Полезная рассылка по технической эксплуатации зданий

Каждую неделю совместно с техническим отделом мы готовим полезный практический материал для своих клиентов. Примеры наших писем.

Услуги обслуживания системы пожаротушения в зданиях с большим скоплением людей Услуги по обслуживанию систем пожаротушения в торговом центре
Услуги обслуживания систем пожаротушения в ресторанах и кафе

Какие компании освобождены от проверок

Учитывая недовольство представителей малого и среднего бизнеса регулярными проверками, в процессе которых расходуется много сил и времени, а серьезных нарушений в этом сегменте не отмечено, правительством принято решение об освобождении таких предприятий от визита инспекторов до конца текущего года.

Помещения социального назначения, в которых сконцентрировано много людей, к категории временно освобожденных от контроля не относятся.

Учреждения здравоохранения и образования, организации культурно-развлекательного назначения, крупные промышленные цеха, вне зависимости от юридического статуса подлежат обязательным проверкам.

Как оформляются результаты проверки

По результатам проверки обязательно должен быть составлен акт. В нем сотрудники МЧС перечислят нарушения, если они выявлены, или укажут, что их нет. Если нарушения требований пожарной безопасности были выявлены, то инспектор выдаст предписание устранить их в определенный срок. Помимо этого инспектор составит протокол и вынесет постановление о привлечении к административной ответственности должностного лица, организации или предпринимателя или передаст дело в суд.

Все нарушения и наказания перечислены в статье 20.4 КоАП РФ. Так, несоблюдение требований пожарной безопасности, то есть Правил противопожарного режима, утв. Постановлением № 390, влечет за собой предупреждение или штраф. Размер штрафа зависит от статуса правонарушителя. Граждане заплатят от 1000 до 1500 рублей, должностные лица – 6000-15000 рублей, организации от 150 000 до 200 000 рублей.

Нарушение требований к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение штрафа на граждан от 2000 до 3000 рублей, на должностные лица от – 6000 до 15 000 руб., на юридические лица – от 150000 до 200000 руб. (ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

Посмотреть содержание указанных требований можно в следующих нормативных актах:

  • «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178;
  • «СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 179;
  • НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1997 № 84.

Несоблюдение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение штрафа на граждан от 3000 до 4000 рублей, должностные лица – от 15 000 до 20 000 руб., на юридических лиц – от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ). Эти требования регламентированы, в частности, следующими нормативными актами:

  • «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175;
  • «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171;
  • «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173;
  • «НПБ 58-97. Нормы пожарной безопасности. Системы пожарной сигнализации адресные. Общие технические требования. Методы испытаний», утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1996 N 64.

Если в результате нарушения требований пожарной безопасности произошел пожар и было уничтожено или повреждено чужое имущество либо причинен легкий или средней тяжести вред здоровью человека, то размер штрафа, наложенного на гражданина составит от 4000 до 5000 рублей, на должностное лицо – от 40 000 до 50 000 руб., на юридическое лицо – от 350 000 до 400 000 руб. (ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ).

Требования пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям установлены в ст. 67 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Несоблюдение этих норм влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 7000 до 10 000 руб., а на юридических лиц – от 120 000 до 150 000 руб. (ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ), на граждан – от 1000 до 5000 рублей.

Плановая проверка пожарной безопасности.

Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом. Он находится в свободном доступе в Интернете. Любое предприятие может посмотреть числиться ли оно в графике на текущий год. Это дает возможность заблаговременно подготовиться к ревизии.

Основанием включения в план является истечение трех лет со дня регистрации организации, начало осуществления деятельности, требующей уведомления надзорных органов, а также окончание срока проведения последней ревизии.

По общим правилам плановая ревизия проводится не больше одного раза в 3 года. Но, определенные организации проверяются чаще, в связи с повышенной пожарной опасностью (например, организации дошкольного образования могут проверяться один раз в год).

Согласно Постановлению № 290 периодичность проверочных мероприятий зависит от присвоенной категории риска:

  • не больше одного раза в 3 года – высокого (например, учреждения образования);
  • один раз в 4 года –значительного (к примеру таможенные терминалы);
  • не чаще одного раза в 7 лет –среднего риска (граничащие с лесами СНТ);
  • не более одного раза в 10 лет –умеренного (объекты до 15 метров высотой)
  • В отношении объектов низкого риска плановые проверки не проводятся вообще.

Важно знать: с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2020 г

плановые проверки в отношении субъектов малого бизнеса проводиться не будут. Можно сказать, что установлены «надзорные каникулы».

Перечень проверяемых документов

Инспекция противопожарного надзора – это в первую очередь проверка документации. Какие документы должен проверять инспектор:

  • разработанная инструкция по мерам противопожарной безопасности;
  • приказ, как надо и когда проводить инструктаж по правилам ПБ и занятия по пожарно-техническому минимуму;
  • приказ о назначение сотрудника, как всего объекта;
  • приказ о средствах пожаротушения, расположения мест для курения;
  • инструкции, что необходимо делать внутри помещения после окончания рабочего времени;
  • инструкции, как действовать работникам объекта в процессе возникшего пожара;
  • инструкция, как правильно пользоваться первичными средствами тушения очагов возгорания;
  • ;
  • журнал проводимых инспекций;
  • журнал проведения инструктажей.

Все выше обозначенные документы должны быть утверждены руководителем объекта и подписаны работниками. Хранить их надо в надежном месте.

Кого учить и с какой периодичностью

Навыкам пожаротушения должны обучаться все без исключения сотрудники предприятий, этому обязывает статья 37 федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ. Согласно пункту 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 25.04.2012 № 390, учеба сотрудников мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения ПТМ с нормативно установленной периодичностью. Порядок и сроки проведения пожарного минимума определяются ЛНА организации, и они вправе устанавливать периодичность обучения ПТМ чаще, чем это предписывает действующее законодательство, но не реже.

Ответ на вопрос, с какой периодичностью проводится обучение руководителей и специалистов организаций ПТМ, изложен в пункте 32 Норм, утвержденных приказом МЧС от 12.12.2007 № 645 — от одного раза в год до одного раза в три года, в зависимости от специфики предприятия.

Пожарный минимум согласно приказу МЧС от 12.12.2007 № 645 проходят:

  • генеральные директоры и их заместители;
  • начальники структурных подразделений;
  • главные специалисты по профилю деятельности организации;
  • ответственные за обеспечение противопожарной безопасности на предприятии;
  • персонал, труд которых связан с выполнением опасных видов работ, связанных с огнем и другие специалисты.

Обучение нового сотрудника проводится в течение месяца со дня приема на работу. Если предприятие не связано с взрывопожароопасным производством, то периодичность обучения работников пожарно-техническому минимуму — один раз в три года. Если организация имеет взрывопожароопасные риски по профилю деятельности, то ПТМ проводят один раз в год. Сотрудники с квалификацией инженера (техника) пожарной безопасности или стажем непрерывной работы в области пожарной безопасности от пяти лет в первый год трудоустройства учебу не проходят. Всех остальных сотрудников законодательство позволяет учить как в отрыве от производства, так и без отрыва.

С отрывом от производства, согласно пункту 36 Норм, утвержденных приказом МЧС от 12.12.2007 № 645, обязаны обучиться:

  • руководители организации и специалисты, которые исполняют их обязанности;
  • ответственные за пожарную безопасность;
  • персонал, занятый на работах с открытым огнем и др.

Учебу проходят в образовательном учреждении пожарно-технического профиля или учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям региона. Перед заключением договора об оказании услуги по обучению персонала следует уточнить, какая периодичность проведения занятий по пожарно-техническому минимуму, для обеспечения своевременной замены отсутствующего работника.

Без отрыва от производства вправе пройти подготовку все другие работники, но для этого потребуется:

  • разработать и утвердить программу обучения;
  • согласовать ее с территориальным органом МЧС;
  • определить ответственного исполнителя из числа работников предприятия (того, кто станет обучать остальных ПТМ).

Сотрудник, который учит работников в организации, сам изначально обязан пройти соответствующий курс в специальном учебном центре, и в дальнейшем регулярно проходить переобучение. С какой периодичностью должны проходить обучение по пожарно-техническому минимуму лица, ответственные за учебу работников в компании, зависит от самой организации, в которой они работают. Если предприятие не связано с взрывопожароопасным производством — один раз в три года. Если связано — каждый год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector