Критерии чрезвычайных ситуаций

Письмо МЧС России от 29 мая 2020 г. N 11-15-1811 Об отнесении организаций к категориям по гражданской обороне

3 июня 2020

Вопрос:

Прошу разъяснить, действуют ли в настоящее время следующие нормативные документы:

1. Постановление Правительства от 16.08.2016 N 806 «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по ГО в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения»;

2. Приказ МЧС от 16.08.2016 г. N 632 «Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по ГО»;

3. Методические рекомендации по отнесению организаций к категориям по ГО N 2-4-71-69-11, утв. заместителем министра МЧС А.П. Чуприяном 11.11.2016.

Действительно ли данные документы имеют гриф «для служебного пользования» (т.е. содержат информацию ограниченного доступа), и если это так, как узнать, «подпадает» ли организация (например, коммерческое предприятие) под категорию по ГО? Или категорирование по ГО касается только организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов государственной власти различного уровня, гос. корпораций и компаний?

Т.е. прошу разъяснить, какие именно организации категорируются по ГО и каким образом руководителю можно получить информацию, относится ли его организация к категории по ГО?

Ответ:

Ваше обращение, поступившее в МЧС России от 26 мая 2020 г. N ГИ-6179, рассмотрено и сообщается следующее.

Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 г. N 804дсп «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения», приказом МЧС России от 28 ноября 2016 г. N 632дсп «Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 7 июня 2018 г. N 244дсп, а также методическими рекомендациями по отнесению организаций к категориям по гражданской обороне, утвержденными заместителем Министра А.П. Чуприяном от 11 ноября 2016 г. N 2-4-71-69-11дсп.

В соответствии с абз. 8 ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» и п. 5 Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 г. N 804, информация об организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в соответствии со сферой их ведения находится в компетенции федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации после утверждения перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в месячный срок сообщают организациям об отнесении их к категориям по гражданской обороне.

Для получения информации, касающейся отнесения организации к категориям по гражданской обороне, Вам необходимо обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации.

Директор Департаментагражданской обороны изащиты населения  О.Л. Мануйло

Классификация ЧС по причине возникновения

ЧС подразделяются по источнику (причине) их возникновения:

  1. Природные ЧС. Также называются геофизическими. Возникают по естественным природным причинам:
  • Геологические. Ситуации, которые возникают на земной поверхности, например, выбросы пепла и лавы из вулканов, землетрясения, снежные лавины, грязевые потоки, обвалы.
  • Метеорологические. Так называются экстремальные погодные условия – смерч, буря, ураган.
  • Гидрологические. Появляются в связи с обрушением большого объема водных масс. Обычно это быстрое таяние снега, наводнения, ледяные заторы, цунами, затяжные дожди, ливни.
  • Природные пожары. Большинство пожаров возникает по вине людей, которые сжигают сухую траву, не тушат костры, играют с огнем. Пожары в природе случаются в лесах, в лугах и степях, на торфяных залежах.
  • Биологические. Связаны с распространением опасных заболеваний людей, животных, растений. Называются соответственно: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.
  • Космические. Случаются из-за падения на Землю метеоритов, повышенной солнечной активности, возросшего притяжения Луны, космического излучения.
  1. Техногенные (искусственные) ЧС. Это транспортные или производственные аварии на технических объектах. Они могут сопровождаться гибелью людей, причинением вреда здоровья, ущербом окружающей среде, нарушением транспортного сообщения, а также вызывать панику и эвакуацию населения.
  2. Биолого-социальные ЧС. Ситуация, возникающая во время массовых бедствий в виде голода, эпидемий, эпизоотий, массовых отравлений.
  3. Военные ЧС. Все, что связано с вооруженными конфликтами: войны, террористические акты, общественные беспорядки, забастовки.
  4. Экологические ЧС. Возникают из-за негативного воздействия на природу. Бывают природного происхождения, например, выброс пепла из вулканов, грязевые потоки, потоки лавы, выброс природных газов (метан, сероводород). Или происходят в результате человеческой деятельности: загрязнение рек, разлив нефти, выброс производственных газов.
  5. Антропогенные ЧС. Возникают из-за конкретных действий человека, и причиняют определенный ущерб кому-либо или чему-либо.
  6. Комбинированные ЧС. Название говорит за себя – это комбинация нескольких ЧС. Комбинированная ЧС может быть результатом нарушения инструкций аварийно-спасательных работ во время природного ЧС. Налицо комбинация природного и антропогенного источников, каждый из которых опасен сам по себе, а в сумме кратно увеличивает опасность.

Как уточнить статус ГО

Перечислим перечень ограничений, с которыми вы столкнетесь, решив самостоятельно ответить на вопрос, как узнать категорию по ГО и ЧС для своего предприятия:

  • перечень таких предприятий закрыт, он содержит военную тайну;
  • список не опубликован на сайте МЧС или субъекта РФ;
  • органы исполнительной власти региона координируют и проводят категоризацию на основе постановления № 804, методических рекомендаций № 2-4-71-69-11 от 11.11.2016 (письмо ГУ МЧС России по г. Москве № 817-1-1-8 от 22.06.2017);
  • органы местной исполнительной власти после обновления списков категорированных предприятий в течение месяца доводят их до органов исполнительной власти субъектов.

Вот несколько шагов, как определить категории организаций по гражданской обороне:

Шаг 1. Подготовьте письменный запрос в произвольной форме.

Шаг 2. Направьте его в отдел мобилизационной подготовки администрации вашего города или района.

Шаг 3. В течение месяца вам придет ответ, несет ли ваше предприятие дополнительные обязанности по гражданской обороне.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы ГОСТ 2.610-2006 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.006-84 Система стандартов безопасности труда. Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля

ГОСТ 12.1.019-2009 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты.

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности.

ГОСТ 19.507-79 Единая система программной документации. Ведомость эксплуатационных документов

ГОСТ 22.0.03-97 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ 22.0.05-97 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16962-89 Изделия электротехнические. Методы испытаний на устойчивость к климатическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 21552-84 Средства вычислительной техники. Общие технические требования, приемка, методы испытаний, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 25861-83 Машины вычислительные и системы обработки данных. Требования по электрической и механической безопасности и методы испытаний

ГОСТ 26828-86 Изделия машиностроения и приборостроения. Маркировка ГОСТ 28195-89 Оценка качества программных средств. Общие положения ГОСТ Р 22.0.11-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Предупреждение природных чрезвычайных ситуаций. Термины и определения

ГОСТ Р 22.1.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения

ГОСТ Р 22.1.12-2005 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система 1момито£ингаи^П£авления>инженв£ными^иствмами^ан1^

Издание официальное

ГОСТ Р 51330.0 -99 Электрооборудование вэрывозащищенное. Часть 0. Общие требования

ГОСТ Р 55059-2012 Безопасность е чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р МЭК 60065-2009 Аудио*, видео- и аналогичная электронная аппаратура. Требования безопасности

OK (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001 Общероссийский классификатор стандартов

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов 8 информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по стандартизации е сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то эго положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Критерии Чрезвычайных ситуаций (ЧС) 18.02.2016 10:12

Критерии отнесения информации к чрезвычайным ситуациям определены приказом МЧС России №329 от 08.07.2004.

Нормативный документ выделяет следующие основные типы Чрезвычайных ситуаций:

1. Техногенные ЧС;

2. Природные ЧС;

3. Биолого-социальные ЧС;

4. Крупные террорестические акты.

Среди ЧС, встречающихся на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах, следует выделить:

1. Любой факт разрыва нефтепровода, в том числе приводящий к аварийному выбросу нефти в объеме 20 т и более, а в местах пе­ресечения водных преград и при попадании в водные объекты 5 т и более;

2. Пожары в зданиях, сооруже­ниях, установках, определяющихся:

                 1 .Число погибших — 2 чел. и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более;

                 2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более;

3. Аварии на АЭС:

                 1.Измеренная мощность дозы гамма-излучения в помещениях постоянного пребывания персонала — более 10 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода — 131 более 1100 Бк/м;

                 2. Измеренная мощность дозы гамма — излучения на территории промплощадки и санитарно-защитной зоны — более 2,5 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода — 131 более — 275 Бк/м3;

                 3. Измеренная мощность дозы на территории зоны наблюдения — более 0,1 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода — 131 более 7 Бк/м3;

4. Внезапное обрушение зданий, сооружений, пород:

                 1. Число погибших — 2 чел. и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более;

                  2. Прямой материальный ущерб: гражданам — 100 МРОТ; организации — 500 МРОТ;

5. Аварии на электроэнергетических системах:

                 1. Число погибших — 2 чел. и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более;

                  2. Прямой материальный ущерб: гражданам — 100 МРОТ; организации — 500 МРОТ;

                 3. Аварийное отключение систем жизнеобеспечения в жилых кварталах на сутки и более;

6. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения:

                 1. Аварийное отключение систем жизнеобеспечения населения в жилых кварталах на 1 сутки и более;

                 2. Число погибших — 2 чел. и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более;

                 3. Прямой материальный ущерб: гражданам — 100 МРОТ;

 7. Аварии на очистных сооружениях:

                  1. Число погибших — 2 чел. и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более;

                 2. Прямой материальный ущерб: гражданам — 100 МРОТ; организации — 500 МРОТ;

                 3. Решение об отнесении аварии к ЧС может быть принято органами управления по делам ГО и ЧС (если не достигнуты значения вышеуказанных критериев);

8. Землетрясения: 5 баллов и более;

9. Крупные террористические акты:

                1. Число погибших — 5 чел. и более. Число госпитализированных 10 чел. и более;

                2. Прямой материальный ущерб — свыше 1000 МРОТ;

Техногенный фактор: доступные блага vs опасность для жизни

Потребности человека, как известно, невозможно удовлетворить в полной мере, однако, создавая неимоверное количество промышленных предприятий, мы пытаемся это сделать. Таким образом, создаётся искусственная угроза жизни и здоровью, происходят чрезвычайные ситуации техногенного характера, определение, предупреждение и быстрое устранение которых – важнейшая задача каждого!

Наиболее распространённой ЧС, встречающейся в повседневной деятельности любого гражданина, является авария. Она может как проявляться в поломке транспортного средства, линии передач, коммунальных соединений, так и представлять собой крупные повреждения промышленного оборудования, железнодорожного транспорта, здания и так далее. Кроме того, выделяется особая категория экстренных ситуаций, сопровождающаяся крупным выбросом химических средств, используемых в производстве. Как правило, аварии сопровождаются сравнительно небольшим количеством жертв.

Катастрофа – крупная интерпретация аварийной ситуации, включающая большую территорию.

Самым опасным техногенным фактором является экологическая катастрофа – резкое или постепенное изменение климата, биологической и природной среды в результате промышленной катастрофы какого-либо предприятия, сопровождающаяся массовой гибелью живых существ.

Основные определения

  • Режим ЧС вводится решением Правительства России, МЧС России, Комиссий по ЧС Федеральных округов, Регионов.
  • Зона определяется как территория, на которую надвигается или где уже произошла ЧС.
  • Предупреждение. Важным мероприятием является предупреждение населения о надвигающейся ЧС. Предупреждение, сделанное заранее, позволит сократить риски, гибель людей, избежать сильных психологических травм, снизить материальный ущерб, уменьшить повреждение территории, на которую идет ЧС. Оповещение населения о ЧС производится по радио, телевидению, с помощью смс и сообщений в мессенджерах, громкоговорящими устройствами на улицах населенных пунктов.
  • Ликвидация – аварийно-спасательные и другие работы во время ЧС. Работы необходимы для спасения жизни и защиты здоровья людей. Также они снижают материальный ущерб от ЧС, сокращают площадь ЧС, и минимизируют повреждения территории.
  • Стихийное бедствие – природное явление, которое нарушает жизнедеятельность людей, повреждает или уничтожает материальные ценности, угрожает жизни и здоровью.

Потенциально опасные объекты

Утверждены в Постановлении Правительства РФ от 14.08.2020 № 1226 «Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам».

Установлено 6 категорий опасности потенциально опасных объектов:

  1. Потенциально опасные объекты 1 категории опасности (особо высокий уровень опасности), аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации федерального характера;
  2. Потенциально опасные объекты 2 категории опасности (чрезвычайно высокий уровень опасности), аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межрегионального характера;
  3. Потенциально опасные объекты 3 категории опасности (высокий уровень опасности), аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации регионального характера;
  4. Потенциально опасные объекты 4 категории опасности (повышенный уровень опасности), аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межмуниципального характера;
  5. Потенциально опасные объекты 5 категории опасности (средний уровень опасности), аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера;
  6. Потенциально опасные объекты 6 категории опасности (низкий уровень опасности), аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации не выше локального характера.

В Постановлении определяется, что потенциально опасный объект – это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более 5 тысяч человек.

Установлено, что такие критерии должны состоять из конкретных качественных и количественных показателей и соответствующих им значений, на основании которых объекты включаются в одну из категорий опасности.

Ранее в МЧС России сообщалось:

«Это позволит сформировать механизмы ранжирования потенциально опасных объектов по отраслям экономики и реализовать дифференцированный подход при установлении критериев отнесения объектов к указанной категории с учетом их видов и особенностей, а также возможных угроз и опасностей.

Постановление направлено на реализацию риск–ориентированного подхода в указанной сфере деятельности и позволит избежать возложения излишней административной нагрузки на бизнес.»

Классификация ЧС по масштабу распространения

Масштаб ЧС определяется площадью территории, на которой произошла ситуация, количеством пострадавших, суммой ущерба. В соответствии с масштабом ЧС относятся к следующим видам:

  1. Локальные ЧС. Локальными считаются ЧС на объекте, которые не выходят за его пределы: на предприятии, складе, в организации. Число пострадавших – до 10 человек, ущерб – менее 100 тысяч рублей. Ликвидация такого ЧС, как правило, производится силами работников объекта.
  2. Муниципальные ЧС. Муниципальными признаются ЧС, которые происходят на территории конкретного поселения, района, города, в пределах их границ. Число пострадавших – до 50 человек, ущерб – до 5 млн. рублей. Ликвидация муниципального ЧС, как правило, производится силами, имеющимися на территории муниципалитета.
  3. Межмуниципальные ЧС. Межмуниципальными являются ЧС, которые происходят на территории нескольких поселений, городских районов, между поселениями. Число пострадавших – до 50 человек, материальный ущерб – до 5 млн. рублей. Ликвидируются силами пострадавших поселений и районов.
  4. Региональные ЧС. К региональным относятся ЧС, произошедшие на территории одного региона. Число пострадавших – от 50 до 500 человек, ущерб – от 5 млн. до 500 млн. рублей. Ликвидация регионального ЧС производится силами, имеющимися в распоряжении Администрации региона.
  5. Межрегиональные ЧС. Межрегиональные ЧС затрагивают территорию нескольких регионов. Число пострадавших – от 50 до 500 человек, материальный ущерб – от 5 млн. до 500 млн. рублей. Ликвидируются межрегиональные ЧС объединенными силами регионов.
  6. Федеральные ЧС. Федеральными называют ЧС, которые произошли на территории нескольких Федеральных округов. Число пострадавших – от 500 человек, ущерб – свыше 500 млн. рублей. Ликвидируются объединенными силами регионов и округов.
  7. Глобальные ЧС. Это ЧС, которая распространилась по территории двух и более государств. Ликвидация последствий производится на основании межгосударственных договоров.

Основные положения

Все юридические лица, государственные и коммерческие, обязаны:

  • организовывать и вести работу по гражданской обороне;
  • быть готовыми к чрезвычайным ситуациям.
  • сохранение жизни работников и населения в случае аварий, техногенных катастроф и военных действий;
  • умение проводить неотложные мероприятия в очаге катастрофы;
  • обеспечение работы объекта в чрезвычайной ситуации;
  • ограничение масштабов бедствия или катастрофы.

Действующее законодательство о гражданской обороне (система защиты населения и материальных активов на случай войны или природных, техногенных катастроф) предусматривает отнесение предприятий, имеющих мобилизационные объекты (заданий и запасов, необходимых на случай ЧС и представляющих опасность возникновения на них ЧС), к категориям ГО И ЧС в зависимости от степени их экономического и оборонного значения.

Все субъекты экономической деятельности, независимо от принадлежности к категории по ГО организаций, обязаны:

  • планировать и проводить мероприятия по ГО;
  • готовиться к работе в военное время;
  • обучать работников.

ВАЖНО!

Дополнительные обязанности накладывает отнесение к категориям по ГО. В том числе и финансовые — мероприятия по ГО и ЧС такие юрлица проводят за собственный счет (п

4 ст. 18 ФЗ № 28).

В соответствии с законом 28-ФЗ от 12.02.1998 и подзаконными актами, организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, — это юридические лица, которые в силу специфики своей деятельности и экономических показателей имеют особые обязательства по отношению к обороне. Они выполняют мероприятия по ГО за собственный счет и силами работающих.

ПРИКАЗ от 8 июля 2004 г. N 329

В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334, , Приказом МЧС России (по заключению Минюста России в государственной регистрации не нуждается, исх. N 07-02-1277-97 от 12.08.97 г.) и в целях совершенствования статистического учета чрезвычайных ситуаций приказываю:

1. Утвердить прилагаемые критерии информации о чрезвычайных ситуациях, представляемой в МЧС России.

2. Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальникам органов управления, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации при ведении статистического учета и представлении данных о чрезвычайных ситуациях по формам 5ЧС, 7ЧС-9ЧС Табеля срочных донесений МЧС России (Приказы МЧС России от 25.06.96 N 427, от 09.02.97 N 66 и от 30.12.03 N 774) руководствоваться утвержденными критериями информации о чрезвычайных ситуациях.

3. Признать утратившими силу критерии информации о чрезвычайных ситуациях ( к Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной приказом МЧС России от 07.07.97 N 382).

4. Настоящий приказ довести до заместителей Министра, начальников (руководителей) департаментов, начальника Главного управления Государственной противопожарной службы, начальников управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальников органов управления, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, начальников федеральных государственных учреждений «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» и «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций», начальника 151 Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России в установленном порядке.

5. Возложить ответственность за организацию выполнения настоящего приказа на заместителя Министра М.И. Фалеева.

Министр С.К.ШОЙГУ

Приложение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector