Категории организаций по го и чс

Содержание:

Сведения об удалении проектируемого объекта от городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и объектов особой важности по гражданской обороне

Проектируемые объекты находятся за пределами границ проектной застройки категорированных городов, вблизи проектируемых объектов категорированные по ГО объекты и города не расположены.

Сведения о границах зон возможных опасностей, в которых может оказаться проектируемый объект при ведении военных действий или вследствие этих действий, в т. ч. зон возможных разрушений, возможного химического заражения, катастрофического затопления, радиоактивного загрязнения (заражения), зон возможного образования завалов, а также сведения о расположении проектируемого объекта относительно зон светомаскировки

Согласно СП 165.1325800.2014 проектируемые объекты не попадают в зоны возможных разрушений категорированного города, а также в зоны возможного радиоактивного заражения.

Согласно СП 165.1325800.2014, ГОСТ Р 55201-2012 проектируемые объекты расположены вне зоны световой маскировки.

Учитывая гидрографические характеристики района, отсутствие водохранилищ, оборудованных сдерживающими напор воды гидросооружениями, при разрушении которых возможен прорыв воды, а также учитывая топографические условия местности, проектируемые объекты не попадают в зону возможного катастрофического затопления.

Есть ли особые обязанности у предприятий без категории

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ-28 все предприятия, независимо от присвоения категории, обязаны:

  • осуществлять обучение и подготовку работников в области ГО;
  • проводить соответствующие мероприятия по заранее утвержденному плану;
  • проводить мероприятия, обеспечивающие устойчивое функционирование в случае войны или наступления ЧС.

То есть компании разрабатывают план обучения и проверочных мероприятий по примерным программам и реализуют его, создают материально-техническую базу для этого, проводят вводный инструктаж. Для выполнения этих задач назначается работник, который должен пройти обучение в образовательных организациях, осуществляющих обучение по программам МЧС. На предприятиях с небольшим штатом (до 200 человек) допускается выполнение такой работы по совместительству. Ни в законе, ни в разъяснениях МЧС не сказано конкретно, кем может выполняться работа по гражданской обороне в организациях, не отнесенных к категориям по ГО, поэтому такие функции руководитель вправе возложить на любого сотрудника. Главное условие допуска к работе — прохождение дополнительных образовательных курсов.

В законодательстве не указано, как определить категории организаций по гражданской обороне самостоятельно. Это делается уполномоченными органами власти, которые алгоритм классификации не разъясняют. Но если компания не является крупным участником рынка, на балансе нет культурных объектов, не заключены договоры с местным управлением ГО И ЧС, не было уведомлений, то логично предположить, что в зону внимания МЧС она не попадает.

Есть ли особые обязанности у предприятий без категории

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ-28 все предприятия, независимо от присвоения категории, обязаны:

  • осуществлять обучение и подготовку работников в области ГО;
  • проводить соответствующие мероприятия по заранее утвержденному плану;
  • проводить мероприятия, обеспечивающие устойчивое функционирование в случае войны или наступления ЧС.

То есть компании разрабатывают план обучения и проверочных мероприятий по примерным программам и реализуют его, создают материально-техническую базу для этого, проводят вводный инструктаж. Для выполнения этих задач назначается работник, который должен пройти обучение в образовательных организациях, осуществляющих обучение по программам МЧС. На предприятиях с небольшим штатом (до 200 человек) допускается выполнение такой работы по совместительству. Ни в законе, ни в разъяснениях МЧС не сказано конкретно, кем может выполняться работа по гражданской обороне в организациях, не отнесенных к категориям по ГО, поэтому такие функции руководитель вправе возложить на любого сотрудника. Главное условие допуска к работе — прохождение дополнительных образовательных курсов.

В законодательстве не указано, как определить категории организаций по гражданской обороне самостоятельно. Это делается уполномоченными органами власти, которые алгоритм классификации не разъясняют. Но если компания не является крупным участником рынка, на балансе нет культурных объектов, не заключены договоры с местным управлением ГО И ЧС, не было уведомлений, то логично предположить, что в зону внимания МЧС она не попадает.

Основные положения

Все юридические лица, государственные и коммерческие, обязаны:

  • организовывать и вести работу по гражданской обороне;
  • быть готовыми к чрезвычайным ситуациям.

Это требование ст. 9 ФЗ № 28 от 12.02.1998. Цель такой готовности:

  • сохранение жизни работников и населения в случае аварий, техногенных катастроф и военных действий;
  • умение проводить неотложные мероприятия в очаге катастрофы;
  • обеспечение работы объекта в чрезвычайной ситуации;
  • ограничение масштабов бедствия или катастрофы.

Все субъекты экономической деятельности, независимо от принадлежности к категории по ГО организаций, обязаны:

  • планировать и проводить мероприятия по гражданской обороне;
  • готовиться к работе в военное время;
  • обучать работников.

Категорирование по гражданской обороне

Категорирование по гражданской обороне – это классификация территорий (по группам) и организаций (по категориям) в зависимости от их оборонной, экономической и административно-политической значимости для безопасности и обороны страны.

Категорирование включает отнесение территорий к группам по гражданской обороне и категорирование объектов по гражданской обороне. Осуществляется с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объёме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, с учетом мероприятий по защите населения и территорий в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территории в связи с возможностью химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления. Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне

К особой группе территории по гражданской обороне относятся территории городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга

Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне. К особой группе территории по гражданской обороне относятся территории городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

К первой группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

численность населения превышает 1 млн. человек;
численность населения составляет от 500 тыс. до 1 млн

человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

численность населения составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек;
численность населения составляет от 250 тыс. до 500 тыс

человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
более 30 процентов населения либо территории городов попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения и катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

численность населения составляет от 250 тыс. до 500 тыс. человек;
численность населения составляет от 50 тыс. до 250 тыс

человек и на ней расположены одна организация особой важности по гражданской обороне либо более двух организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
менее 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований

Организации относятся к организациям особой важности, к первой или второй категории по гражданской обороне в зависимости от экономического и оборонного значения

Основными показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне являются:

  • численность работающих (общая, наибольшей работающей смены) в военное время;
  • объём выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время.

Классификация по гражданской обороне

В соответствии с правилами правительства РФ (постановление правительства 804 от 16.08.2016), законодатель определил категории предприятий по ГО и ЧС, которые подразделяются на 3 группы:

особой важности;
первая категория;
вторая категория.

Для определения категории объектов по ГО используют следующие критерии:

  • показатели роли в экономике и обороне государства и региона;
  • наличие мобилизационного заказа (задания);
  • степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
  • местоположение предприятия;
  • наличие уникальных историко-культурных объектов.

То есть категории по ГО устанавливаются для организаций, которые имеют большое значение для экономики, обороне, находятся на стратегически важной территории, имеют на балансе культурные ценности, обеспечены мобилизационными запасами или заданиями либо есть риск возникновения на них ЧС в военное или мирное время. Ранжирование предприятий по гражданской обороне производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые утверждают специальный перечень

Такой перечень нигде не публикуется, но о включении в него организация извещается в течение месяца

Ранжирование предприятий по гражданской обороне производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые утверждают специальный перечень. Такой перечень нигде не публикуется, но о включении в него организация извещается в течение месяца.

Показатели категорирования устанавливает и согласовывает с заинтересованными госорганами, корпорациями и компаниями МЧС РФ. Статус присваивается по наивысшему показателю компании и ее обособленных подразделений независимо от месторасположения. Перечень организаций уточняется по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет (п. 10 постановления № 804).

ВАЖНО!
Органы исполнительной власти субъектов РФ самостоятельно сообщают предприятиям о внесении их в перечень и какова категория объекта по гражданской обороне. Информация поступает в течение месяца со дня обновления.. В законодательстве нет точного ответа на вопрос, к какой категории риска в области защиты от чрезвычайных ситуаций относится деятельность образовательной организации, все зависит от конкретных показателей, которые указаны в приказе МЧС РФ от 28.11.2016 № 632

Чаще всего ко второй или она не присваивается

В законодательстве нет точного ответа на вопрос, к какой категории риска в области защиты от чрезвычайных ситуаций относится деятельность образовательной организации, все зависит от конкретных показателей, которые указаны в приказе МЧС РФ от 28.11.2016 № 632. Чаще всего ко второй или она не присваивается.

Отнесение к группе по ГО и ЧС осуществляется по виду деятельности и показателям деятельности. Кроме того, в соответствии с приказом МЧС РФ от 28.11.2016 № 632, организации, продолжающие работу на государство в военное время, при отсутствии основного и дополнительных показателей так соотносятся по группам:

  • к особой группе по гражданской обороне относятся предприятия с численностью работающих в военное время от 5001 более человек (от 10 000 и более — максимальный показатель) или имеющие на балансе культурные объекты мирового значения;
  • к первой группе относятся предприятия с числом работающих от 501 до 5000 и 1001 до 10 000 максимум или имеющие на балансе культурные ценности федерального значения;
  • ко второй группе по гражданской обороне относятся предприятия с числом работающих от 100 до 500 в среднем или от 200 до 1000 по максимальному показателю или имеющие в ведении объекты культуры регионального значения.

Третья группа не установлена нормативными документами, поэтому говорить, что к третьей группе по гражданской обороне относятся определенные предприятия, некорректно.

Узнать присвоенную категорию допускается по запросу, перечень предприятий с дополнительными обязанностями по гражданской обороне составляют органы исполнительной власти субъектов РФ.

Принципы классификации

Они установлены в постановлении №804, категорию получают юрлица и ИП:

  • имеющие на балансе мобилизационные здания (отнесенные к этой группе в соответствии с планом мобилизации на случай войны или ЧС);
  • имеющие мобилизационные заказы по договорам с органами исполнительной власти на размещение оборудования, поставку и т. д.;
  • имеющие большое значение в экономике;
  • представляющие большую потенциальную опасность в случае войны или наступления ЧС, например эксплуатирующие опасные производственные объекты;
  • имеющие на балансе культурные объекты особого значения.

То есть категория присваивается юрлицам, имеющим большое значение непосредственно для гражданской обороны или для обеспечения ее материального базиса.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как организовать обучение по гражданской обороне в организации. Используйте эти инструкции бесплатно.

В законодательстве не упомянут такой термин, как категория объекта по гражданской обороне, есть мобилизационные здания и культурные объекты, они отдельно не классифицируются. Если под объектом понимать саму организацию, то категорий три:

  • особая;
  • первая;
  • вторая.

Порядок отнесения к той или другой категории зависит от конкретных обстоятельств, при этом учитывается местоположение, численность работников, объем выпускаемой продукции и другие факторы.

Существует деление территорий по ГО:

  • к особой группе по гражданской обороне относятся два главных города страны — Москва и Санкт-Петербург;
  • к первой относятся территории городов при следующих показателях: численность населения — от полумиллиона до миллиона, наличие важных для ГО компаний в установленных пределах; более 50% населения попадают в зону поражения (химического, радиационного или затопления);
  • ко второй группе по гражданской обороне относятся города с той же численностью, но меньшей концентрацией важных для ЧС предприятий, и только если 30% населения попадает в зону поражения;
  • к третьей группе по гражданской обороне относятся города при численности населения от 250 000 до 500 000 человек при наличии хотя бы одной значимой для гражданской обороны компании.

Решения по управлению гражданской обороной проектируемого объекта, системам оповещения персонала об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действии

Система оповещения является главной системой передачи команд и руководящих указаний для персонала как при строительстве объекта, так и в нормальных эксплуатационных условиях, а также в случае возникновения чрезвычайных ситуаций или подачи сигнала ГО.

Основным способом оповещения населения является передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания. Распоряжения на задействование систем оповещения отдаются:

  • федеральной системы оповещения – МЧС России;
  • межрегиональной системы оповещения – соответствующим региональным центром МЧС России;
  • региональной системы оповещения – органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;
  • муниципальной системы оповещения – соответствующим органом местного самоуправления;
  • локальной системы оповещения – руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект.

Услышав предупредительный сигнал ГО «Внимание всем!» дежурный предприятия (структурного подразделения) обязан включить телевизор или радиоприемник на местную волну для прослушивания содержания экстренного сообщения. Прослушав экстренное сообщение, немедленно доложить о нем руководству

В дальнейшем предписывается действовать согласно полученным указаниям.

Система оповещения ОАО «Фирма» организуется по объектовому принципу и включает несколько узлов оповещения. Сигнал оповещения ГО, поступивший от вышестоящего органа, по линиям связи и оповещения доводится до всех объектов, входящих в систему и являющихся узлами оповещения.

Получение сигналов гражданской обороны и передача их обслуживающему персоналу возлагается на операторов ПСП ОАО «Фирма».

Для оповещения персонала на площадке ПСП предусматривается использовать громкоговорящую и радиотелефонную связь.

Система оповещения отвечает требованиям «Положения о системах оповещения населения», утвержденного Приказом МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ 25.07.2006г. N 422/90/376.

Гражданская оборона и защита от ЧС

Согласно требованиям законодательства РФ в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС), любое юридическое лицо, особенно хозяйствующие субъекты, обязаны выполнять мероприятия по планированию действий работников, по подготовке к эвакуации персонала и предупреждению чрезвычайных ситуаций или на случай военных действий (мероприятия по ГО и ЧС). 

Для человека не имеющего опыта в области ГО и ЧС, неожиданное задание руководства по срочному решению вопроса в области ГО и ЧС, может стать не простым испытанием. Так как подобные случаи не редки, мы составили для вас перечень основных задач при разработке документов по ГО и ЧС в организации.

Мероприятия по ГО и ЧС, которые следует в итоге выполнить и которые проверяются органами государственного надзора, могут отличаться для каждого отдельно взятого юридического лица. На объем требований по ГО и ЧС со стороны государства влияют следующие факторы:

Как определить к какой категории по ГО относится организация?

  • Если  организация прекращает свою деятельность в случае военной угрозы, то значит организация не относится к категори по ГО. В данном случае потребуется разработать только раздел ЧС (защиты от чрезвычайных ситуаций), это заметно упращает дело, однако (перечень документов по ЧС, вы можете посмотреть тут), как можно заметить, даже в этом случае требуется разработать не мало организационно-распорядительных документов (ОРД), схем, планов, инструкций и журналов. Подводя итог, отметим, что в вышеописанном случае на организацию не разработано (отсутствует) мобилизационное задание (МОБ задание, гриф только для служебного пользования), т.е. обязанность по выполнению мероприятий ГО в особый период (военное время). Организации, имеющие МОБ задание и входящие в систему обеспечения ГО в особый период, проверяются на предмет «готовности»со стороны соответствующих органов особо тщательно .
  • В случае если МОБ задание имеется, и организация не прекращает свою работу а переходит на режим выполнения мобилизационного задания, потребуется разработка разделов ГО (дополнительно к документации по ЧС). К дополнительной документации можно отнести план гражданской обороны объекта экономики, план основных мероприятий объекта экономики по вопросам ГО, ЧС и обеспечению пожарной безопасности и другие специализированные документы в области организации ГО в рамках МОБ задания, при наступлении особого периода (военных действий на территории РФ).

Общее количество работников в организации

Общее количество работников в организации, также влияет на перечень документов и состав организационных мероприятий по Го и ЧС. Так если в организации менее 50 человек, то существует определенные различия при подготовке документов по ГО и ЧС, для количества работников менее 50 и более 50 работников. В определенных случаях, кроме работников одной организации, при планировании юридическим лицом мероприятий по ГО и ЧС, следуе учитывать также количество (среднее)  посетителей «объекта», или к примеру арендаторов, субарендаторов и т.п., которые также могут находится на территориях и помещениях условного объекта экономики.

Рассмотрим порядок действий, которого нужно придерживаться в процессе разработки и согласования документации по ГО и ЧС

1. Определение категории по ГО, к которой отнесена организация;

2. Запрос информации в органы МЧС и АГЗ, администрации района о сведениях для разработки основных документов

План мероприятий по ГО и ЧС на год

3. Распределить работников по категориям персонала по ГО и ЧС, создать приказы по ГО и ЧС, утвердить все обязательные приложения к приказам по ГО и ЧС

4. Обеспечить обучение работников по ГО и ЧС в учебных чентрах МЧС (бесплатно), либо в других лицензиролванных центрах по программе ГО и ЧС для руководителей и специалистов организаций в объеме должностных обязанностей.

https://youtube.com/watch?v=VKly4WdcZ00

Для грамотного и оператвного оформления документации по ГО и ЧС, в том числе по предписаниям на устранение нарушений от МЧС, требуется четкое понимание структуры формирования органов по ГО и ЧС в организации.

Для выполнения работ по согласованию, разработке документов по ГО и ЧС, центр охраны труда и правового информирования, распологает квалифицированными специалистами и экспертами в области ГО и ЧС, с нами комплекс работ по разработке  документов  ГО и ЧС будет носить конструктивный и четкий характер выполнения работ и взаимодействия с заказчиком.

О ПОРЯДКЕ ОТНЕСЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ К КАТЕГОРИЯМ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

В соответствии со Федерального закона «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне.

2. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием Министерства экономики Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 6-месячный срок установить показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.

3. Федеральным органам исполнительной власти и объединениям организаций согласно приложению, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 1999 году произвести отнесение организаций к категориям по гражданской обороне в соответствии с Порядком отнесения организаций к категориям по гражданской обороне, утвержденным настоящим постановлением;

в I квартале 2000 г. представить перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в Правительство Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономики Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации Е. ПРИМАКОВ

УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. № 1115

Важные аспекты

Каждый экономический объект должен разработать комплекс мероприятий, способных исключить последствия определенных факторов ГО и ЧС. Сообразно нововведениям расширен круг обязанностей предприятий, которые непосредственно касаются сферы гражданской обороны.

К ним относятся:

Показатели Описание
Разработка программы вводного инструктажа
Организация и проведение вводного инструктажа с вновь трудоустроенными работниками в продолжение одного месяца, отсчитываемого со дня допуска их к выполнению трудовых обязанностей
Планирование и проведение обучения по основам гражданской обороны, практических занятий и тренировок

Указаниями части 2 статьи 20.7 КоАП за неисполнение требований и мероприятий, связанных с вопросами по ГО предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафной санкции.

Ее размер составляет для:

Показатели Сумма
Должностных лиц 10 000-20 000 рублей
Юридических лиц 100 000-200 000 рублей

Обязанность осуществления контроля над соблюдением требований законодателя в сфере гражданской обороны возложена на МЧС РФ.

Как уточнить статус ГО

Перечислим перечень ограничений, с которыми вы столкнетесь, решив самостоятельно ответить на вопрос, как узнать категорию по ГО и ЧС для своего предприятия:

  • перечень таких предприятий закрыт, он содержит военную тайну;
  • список не опубликован на сайте МЧС или субъекта РФ;
  • органы исполнительной власти региона координируют и проводят категоризацию на основе постановления № 804, методических рекомендаций № 2-4-71-69-11 от 11.11.2016 (письмо ГУ МЧС России по г. Москве № 817-1-1-8 от 22.06.2017);
  • органы местной исполнительной власти после обновления списков категорированных предприятий в течение месяца доводят их до органов исполнительной власти субъектов.

Вот несколько шагов, как определить категории организаций по гражданской обороне:

Шаг 1. Подготовьте письменный запрос в произвольной форме.

Шаг 2. Направьте его в отдел мобилизационной подготовки администрации вашего города или района.

Шаг 3. В течение месяца вам придет ответ, несет ли ваше предприятие дополнительные обязанности по гражданской обороне.

Основные документы по ГО и ЧС

Перечень документов организации по ГО и ЧС в 2021 г. состоит из приказов и Положений по организации, планов, расчетов и журналов. Приводим список документов по гражданской обороне, без которых нельзя обойтись.

Приказы:

  • об организации гражданской обороны и назначении сотрудников, ответственных за ГО, с приложениями: Положение о структурном подразделении по ГОЧС; Положение о службах ГО; состав и оснащенность НАСФ и НФГО в случае их создания;
  • на выполнение мероприятий первой очереди по гражданской обороне, о введении общей готовности ГО, о проведении эвакуации в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в военное время;
  • о создании объектового звена РСЧС — подразумевает 2 приложения: Положение об объектовом звене: Положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) и обеспечению пожарной безопасности;
  • об итогах обучения в прошедшем году и задачах обучения на текущий год. В приложениях обозначается тематика обучения, дается перечень групп обучающихся и руководителей занятий, план подготовки руководителей и расписание занятий по ГО и ЧС с сотрудниками предприятия;
  • проект приказа о ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;
  • о составе эвакуационной комиссии — прилагается Положение о ней;
  • о комиссии по повышению устойчивости функционирования объекта — в приложении: Положение и состав комиссии по ПУФ;
  • о назначении лиц, которые отвечают за содержание защитных сооружений гражданской обороны.

Планы:

  • основных мероприятий на текущий год, согласовывается с органами РСЧС;
  • действий по предупреждения и ликвидации ЧС;
  • гражданской обороны;
  • служб гражданской обороны, если они есть на предприятии;
  • план эвакуации в военное время;
  • план эвакуации в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
  • планы текущей работы отдела по ГО и ЧС и комиссии по ПУФ.

К документам по гражданской обороне, разрабатываемым организациями, также относятся: документы НАСФ и НФГО (в случае их создания), расчеты по материально-техническому обеспечению мероприятий ГОЧС, учетные документы на средства индивидуальной защиты, журналы, в которых ведется учет занятий с сотрудниками по ГОЧС.

Среди документов по ГО некатегорированной организации обязательно должны быть: договоры на обслуживание защитных сооружений специализированными предприятиями, схемы оповещения и сбора КЧС и ОПБ, а также отдела ГОЧС, схемы размещения сотрудников в помещениях для оперативной работы.

Общие сведения

Угроза чрезвычайных ситуаций носит постоянный характер. Каждый день существует небольшая вероятность, что произойдет:

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и !

  • техногенная катастрофа;
  • природный катаклизм;
  • военные действия (это совсем крайняя ситуация, но исключать нельзя и ее, и в любом случае считается, что следует быть к ней готовым).

Вследствие этого приняты нормы, в соответствии с которыми на предприятии необходимо осуществить подготовку персонала, а также заранее установить, какие действия потребуется предпринять, если одно из описанных выше положений возникнет в той местности, где функционирует данная компания.

Кого это касается

В целом это касается руководителей организаций, которые обязаны при ее отсутствии создать систему гражданской обороны в организации с нуля, 2021 год, является периодом, когда такое требование для них остается. Если же такая структура уже существует, ее следует поддерживать.

В то же время на среднем или крупном промышленном предприятии обязанности дифференцированы. Так:

Начальником гражданской обороны По-прежнему остается первое лицо такой компании
Заместителем главы ГО По инженерно-технической части назначают главного инженера, которому поручается в частности техническое руководство работами аварийно-спасательного профиля; По эвакуации и рассредоточению сотрудников — зам гендиректора по общим вопросам;

По материально-техническому снабжению — соответственно зама по этому профилю в целом

Также на объекте создается отдел по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне.

Обязанности работодателя

Обязанности работодателя заключаются в следующем:

  • осуществлять планирование штатных процедур по профилю гражданской обороны;
  • их последующую реализацию;
  • обеспечивать написание программы подготовки персонала по данной дисциплине (ГО);
  • устраивать тренинги и инструктаж по ГО для персонала в соответствии с упомянутой программой;
  • разрабатывать планы эвакуации при чрезвычайной ситуации персонала предприятия (и иных лиц в зоне ответственности организации) и фондов материально-культурных ценностей;
  • монтаж систем экстренного оповещения о ЧС и поддержание их в рабочем режиме;
  • создание резерва средств по данному направлению (в том числе защитных, медицинских и технических).

Помимо этого если компания по сфере своей деятельности причисляется к потенциально небезопасным, то также требуется создать спасательное подразделение, которое обязано будет произвести экстренное реагирование, если ЧС случится.

Обучение должностных лиц в области ГО и ЧС для «категорийных»

Авторы Постановления Правительства РФ № 1485 требуют, чтобы руководители организаций, председатели комиссий ГО и ЧС, специалисты ГО получали дополнительное профессиональное образование:

  1. Повышение квалификации — в течение года после назначения на должность и далее не реже раза в 5 лет.
  2. Курсовое обучение. Проводится с такой же периодичностью, как повышение квалификации. По приказу МЧС России № 262 курсовое обучение также проходит личный состав НФГО и НАСФ. (см. все наши курсы в сфере ГО и ЧС)
  3. Участие в ежегодных тренировках, учениях, тематических сборах.

Мы рекомендуем направлять на повышение квалификации по ГО и ЧС, курсовое обучение также членов комиссий, руководителей структурных подразделений. Тогда они будут понимать сами и смогут объяснить подчиненным, что мероприятия ГО — это не только знать свой размер противогаза и нести ежегодную повинность на учениях, а работающая система защиты людей и ресурсов.

Подводим итоги

Подведем итог, как и где нужно обучать персонал требованиям гражданской обороны, по Постановлению Правительства РФ № 1485.

Руководители организации, председатели комиссий

  1. Проходят повышение квалификации при назначении на должность и далее раз в 5 лет в учебно-методических центрах ГО и ЧС субъектов Федерации.
  2. Обучаются на курсах в образовательных организациях, имеющих государственную лицензию, по программам МЧС России.
  3. Самостоятельно изучают требования законодательства в области ГО и ЧС.
  4. Участвуют в ежегодных тематических сборах, тренировках, учениях.

Специалисты ГО и ЧС

Проходят переподготовку (единожды), повышение квалификации, курсовое обучение при назначении на должность и далее раз в 5 лет, в образовательных организациях МЧС России, субъектов Федерации, на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

В остальном к ним предъявляются такие же требования, как к руководителям предприятия.

Работники организации

  1. Проходят вводный инструктаж по гражданской обороне при приеме на работу и далее — ежегодно.Читайте подробнее про инструктаж по ГО здесь.
  2. Самостоятельно изучают требования ГО без отрыва от производства, по программам предприятий, разработанным на основе программы N 2-4-71-29-11.
  3. Участвуют в ежегодных учениях и тренировках.

Подготовка персонала по гражданской обороне — необходимый элемент обеспечения государственной безопасности. За игнорирование этого процесса законодатель установил штраф для организаций от 100 тыс. до 200 тыс. руб. — п. 2 ст. 20.7 КоАП РФ. Обучайте трудовой коллектив вовремя, не дожидаясь санкций. Cсылка на документ «Приказ Минтруда России № 748н от 27 октября 2020 г» Cсылка на документ «Примерная программа курсового обучения работающего населения в области ГО и ЧС» Cсылка на документ «Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ» Cсылка на документ «Приказ МЧС России от 24 апреля 2021 г. N 262 » Cсылка на документ «Приказ МЧС России от 23 мая 2021 г. N 230» Cсылка на документ «Приказ МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701» Cсылка на документ «Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2021 г. № 1485» Cсылка на документ «Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ» Cсылка на документ «Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 декабря 2013 г. N 707н»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector